Рабочая программа практики Практика в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный педагогический университет

им. Козьмы Минина»

Факультет психологии и педагогики

Кафедра специальной педагогики и психологии

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-

методической деятельности

__________Г. А. Папуткова

«__» ____________20____г.

Направление подготовки: 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование

Профиль подготовки: Логопедия

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная, 4 года

Н. Новгород

2013

Рабочая программа составлена на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 050700.62 «Специальное (дефектологическое) образование», утвержденного «18» января 2010 г., номер государственной регистрации 49.
  2. Учебного плана по направлению 050700.62 «Специальное (дефектологическое) образование», профилю подготовки 050715 «Логопедия», утвержденного 26 апреля 2012г.

Рабочая программа по практике в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи принята на заседании кафедры специальной педагогики и психологии, протокол № 1от«02» сентября 2013 г.

Разработчик: к. психол. н. Хоршева Н.А.

СОГЛАСОВАНО

Зав. кафедрой социальной педагогики, психологии и предметных методик начального образования

_________________/Т.М. Сорокина/

«____»_______________20__г.

СОГЛАСОВАНО

Зав. выпускающей кафедрой коррекционной педагогики

2 стр., 507 слов

Введение в коррекционную педагогику и специальную психологию.

... путаницы, необходимо ввести понятие дефекта. В специальной психологии и коррекционной педагогике он рассматривается как временный или постоянный недостаток ... выраженном своеобразии социально-психического развития ребёнка. Современная специальная психология работает с детьми, имеющими нарушения в социально-психологической ... коснулись общих положений специальной психологии и коррекционной педагогики.

_________________/С.Н. Каштанова /

«____»_______________20__г.

СОГЛАСОВАНО

Дир. библиотеки НГПУ

_________________/Т.А. Ефимова/

«____»_______________20__г.

  1. Цели практики

Целями учебной практики являются:

  • Мотивационные: формирование у студентов положительной мотивации к профессии учителя-логопеда, стремления к профессиональному становлению.
  • Теоретические: актуализация и применение теоретических знаний по логопедии, психологии и педагогике в работе с детьмидошкольного возраста, имеющих нарушения речи.
  • Деятельностно-практические: совершенствование у студентов аналитических, исследовательских, прогностических, коррекционно-профилактических навыков и умений работы с дошкольниками, имеющих нарушения речи.
  • Личностные: формирование у будущих специалистов личностных качеств, необходимых для педагогической деятельности, становление гуманистической направленности на ребенка с нарушениями речи.

  1. Задачи практики

Задачами учебной практики являются:

  1. Наблюдение и анализ особенностей профессиональной деятельности логопеда в детском саду.
  2. Формирование умения профессионального общения с детьми с речевыми нарушениями, их родителями, а также с коллегами и администрацией дошкольного учреждения.
  3. Изучение основной логопедической документации в дошкольных образовательных учреждениях (перспективный и годовой план работы, планы индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий, речевые карты, индивидуальные карточки учащихся, журнал обследования речи детей,копии отчётов о проделанной за учебный год работе).
  4. Овладение практическими навыками дифференциальной логопедической и психолого-педагогической диагностики дошкольников с нарушениями речи и заполнения речевой карты ребёнка.
  5. Формирование умения планирования, проведения и самоанализа коррекционно-развивающих логопедических занятий с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи.
  6. Обогащение знаний о технологиях, методах и приёмах диагностической, коррекционной и профилактической деятельности логопеда в детских садах.

Место практики в структуре ооп бакалавриата

    Практика в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи входит в систему психолого-педагогических практик и направлена на теоретическую и практическую подготовку студентов к профессиональной деятельности по специальности – учитель-логопед.

    Особенность и значимость педагогической логопедической практики студентов 2 курса состоит в том, что она направлена на всестороннее изучение специфики деятельности учителя-логопеда в дошкольных образовательных учреждениях, приобретение опыта диагностической, прогностической и коррекционно-профилактической работы с дошкольниками, имеющими нарушения речи.

    1. Формы проведения практики

    Практика на логопункте в школе является активной, без отрыва от учебного процесса.

    1. Место и время проведения практики

    Практика в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи является первой активной практикой в системе педагогических практик. Данная практика проводится на 2 курсе в 4-м семестре в течение 4-х недель по основной специальности «Логопедия».

    Место проведения практики: образовательные учреждения (дошкольные образовательные учреждения) г. Н. Новгорода и Нижегородской области.

    1. Компетенции обучающихся, формируемые в результате прохождения практики

    В результате прохождения данной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции:

    ОК-1 способностью к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности;

    ПК-3 — способностью к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования;

    ПК-5 — способностью организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории;

    ПК-7 — способностью осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности;

    ПК-10 — способностью к планированию, организации и совершенствованию собственной коррекционно-педагогической деятельности;

    ПК-12 — способностью использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ;

    ПК-14 — способностью осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди населения.

    1. Структура и содержание практики

    Общая трудоемкость учебной практики 6 зачётных единиц, 216 часов.

    Этапы практики

    Виды работ на практике

    Трудоёмкость

    Формы текущего контроля

    Работа на практике

    Самостоятельная работа

    Подготовительный этап

    Решение организационных

    вопросов

    5

    1

    Заключение договоров с ОУ

    Проведение установочной конференции

    2

    0

    Рабочий этап

    Организационный блок

    Встреча с администрацией, коллективом педагогов с целью знакомства с базой практики.

    2

    0

    Заполнение дневника по практике. Посещение студентов преподавателями кафедры

    Ознакомление с образовательным учреждением, его структурой, условиями обучения детей с нарушениями речи.

    6

    2

    Знакомство с порядком приёма детей в дошкольное образовательное учреждение и комплектованием групп.

    3

    2

    Обсуждение с учителем-логопедом и составление индивидуального плана практики, заполнение карточки студента-практиканта.

    4

    1

    Ознакомление с планом работы учителя-логопеда, с основными видами документации, оформляемой логопедом, с особенностями оснащения логопедического кабинета.

    5

    0

    Углубленное знакомство с должностными обязанностями учителя-логопеда.

    4

    3

    Ведение дневника педпрактики.

    0

    20

    Рефлексивно-аналитический блок

    Наблюдение и содержательный анализ профессиональной деятельности учителя-логопеда и, в частности, коррекционных логопедических занятий. Обогащение «методической копилки» студента, заполнение дневника практики.

    4

    3

    Посещение и коллективный анализ логопедических занятий, проводимых другими студентами-практикантами, оценка их эффективности.

    8

    8

    Протоколирование одного из занятий учителя-логопеда, выполнение его многоаспектного анализа (дидактического, методического, психологического).

    3

    3

    Самоанализ студентом собственной деятельности в период практики и результатов практики.

    1

    2

    Исследовательский блок

    Проведение многоаспектного логопедического и психолого-педагогического обследования одного ребенка-логопата дошкольного возраста. Заполнение речевой карты по итогам диагностики. Сопоставление полученных студентом результатов обследования с данными о речевом и психическом развитии этого ребенка на начало учебного года (по материалам учителя-логопеда).

    5

    5

    Деятельностно-практический блок

    Оказание помощи учителю-логопеду в его повседневной профессиональной деятельности (в подготовке к занятиям, в организации детей, в изготовлении наглядных пособий, дидактического материала, в оформлении документации, в работе с родителями и др.).

    4

    4

    Разработка и проведение 8 логопедических коррекционных занятий разных типов (индивидуальных, подгрупповых, фронтальных) с учётом тяжести дефекта.

    16

    31

    1. Реализация одного из видов работы с родителями детей-логопатов по усмотрению студента:
    • подготовка сообщения для родительского собрания и выступление с ним (тема выбирается совместно с учителем-логопедом);
    • оформление тематической подборки для родителей дошкольников с речевыми патологиями (стенд, газета, папка и др.);

    подготовка и проведение индивидуальной консультации для родителей одного из детей.

    7

    10

    Осуществление видео или аудиозаписи речи дошкольников-логопатов в различных ситуациях (на занятиях учителя-логопеда или студента-практиканта, во время диагностических бесед, в момент свободного детского общения).

    2

    4

    Итоговый этап

    1. Аттестация студента по результатам его деятельности в период педагогической практики учителем-логопедом образовательного учреждения для детей с нарушениями речи.

    1

    0

    Проверка дневников по практике. Проверка аттестаций студентов. Отчёты на итоговой конференции.

    Самостоятельная работа студентов по оформлению итоговой отчетной документации.

    0

    5

    Анализ результатов практики на специальных занятиях со студентами под руководством преподавателей дисциплины «Логопедия».

    2

    0

    Проверка отчетной документации руководителем практики, итоговая аттестация студента за педагогическую логопедическую практику в образовательном учреждении для детей с нарушениями речи.

    20

    0

    Подготовка и проведение итоговой конференции.

    2

    4

    Всего:

    108

    108

    Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на учебной практике

      За время прохождения практики студенты реализуют следующие образовательные технологии:

      1. Структурно-логические (диагностики речевого развития дошкольников и оценки полученных результатов с целью формулировки логопедического заключения, постановка дидактических задач на логопедических занятиях, проводимых студентами);
      2. Игровые технологии (включение в логопедические занятия игровых форм работы);
      3. Диалоговые технологии (создание положительного настроя на логопедические занятия, актуализация знаний дошкольников с нарушениями речи по определённым темам).

      За время прохождения практики студенты реализуют следующие научно-исследовательские технологии:

      1. Технология проведения обследования (проведение многоаспектного логопедического и психолого-педагогического обследования ребенка-логопата дошкольного возраста,сопоставление полученных студентом результатов обследования с данными о речевом и психическом развитии этого ребенка на начало учебного года).
      2. Технология проведения экспериментального исследования (проведение студентами экспериментального исследованиядошкольников с нарушениями речи в рамках курсовой работы по специальности «Логопедия»).

      Научно-производственные технологии на педагогической практике в дошкольных образовательных учреждениях для детей с нарушениями речи не реализуются.

      1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на педагогической практике

      Самостоятельная работа студентов во время педагогической практики в дошкольных образовательных учреждениях для детей с нарушениями речи раскрыта в методических рекомендациях ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА студентов II курса, обучающихся по профилю 050715 «Логопедия» (практика в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи).

      1. Формы аттестации по итогам учебной практики

      Форма отчётности по итогам практики — ФПА с оценкой.

      В течение первой недели после практики студентами предоставляется на кафедру дневник педагогической практики в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи и аттестационный лист. К итоговой конференции студентами готовится сообщение о прохождении практики в конкретном образовательном учреждении. На конференции осуществляется обмен опытом и впечатлениями, полученными за период педагогической практики, происходит обсуждение трудностей и проблем организационного и содержательного характера, обобщаются результаты практики.

      1. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики

      а) основная литература:

      1. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — 3-е изд., перераб. и.доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. — 680 с. — (Коррекционная педагогика).
      2. Поваляева М.А. Справочник логопеда /М.А. Поваляева.- Изд. 8-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 445 с.

      б) дополнительная литература:

      1. Голубева Л.П. Из опыта работы с неговорящими детьми. М., 1947.103с.
      2. Евзекова Н.Л. Работа над употреблением предлогов на уроках развитиия речи в приготовительном классе логопедической школы. – В сб. Школа для детей с тяжёлыми нарушениями речи / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., 1961, с. 141-156
      3. Жаренкова Г.И. Понимание грамматических отношений детьми с общим недоразвитием речи. — В сб. Школа для детей с тяжёлыми нарушениями речи / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., 1961, с. 103-111
      4. Каше Г.А. Обучение произношения и подготовка к обучению грамоте детей с недоразвитием речи. — В сб. Специальная школа для детей с тяжёлыми нарушениями речи / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., 1961, с. 20-58

      в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

      www.pedlib.ru

      Педагогическая библиотека: раздел «Логопедия»

      www.logoped-sfera.ru

      Библиотека журнала «Логопед»

      www.e.lanbook.com

      Электронная библиотечная сеть

      Материально-техническое обеспечение учебной практики

        Список рекомендуемого оборудования логопедического пункта образовательного учреждения1

        Настенное зеркало для логопедических снятий (50×100) — 1 шт

        Зеркало для индивидуальной работы (9×12) — 8 шт

        Логопедические зонды, шпатели

        Разрезная азбука (настенная)- 1 шт

        Кассы букв (индивидуальные) — 8 шт

        Учебно-методические пособия

        Настольные игры, игрушки, конструкторы

        Умывальник — 1 шт

        Классная доска — 1 шт

        Шкафы для пособий — 2-3 шт

        Стол канцелярский — 1 шт

        Стулья

        Комплект «парта – стул» — 8 шт

        Песочные часы — 1 шт

        Секундомер — 1 шт

        Метроном — 1 шт

        Магнитофон — 1 шт

        Кодоскоп — 1 шт

        Экран — 1 шт

        Видеомагнитофон — 1 шт

        Компьютер — шт

        Дискеты

        1Инструктивное письмо Министерства образования РФ «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения от 14.12.2000 № 2 (Приложение 5)