МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Нижегородский государственный педагогический университет
им. Козьмы Минина»
Факультет психологии и педагогики
Кафедра специальной педагогики и психологии
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебно-
методической деятельности
__________Г. А. Папуткова
«__» ____________20____г.
Направление подготовки: 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование
Профиль подготовки: Логопедия
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Форма обучения: очная, 4 года
Н. Новгород
2013
Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 050700.62 «Специальное (дефектологическое) образование», утвержденного «18» января 2010 г., номер государственной регистрации 49.
- Учебного плана по направлению 050700.62 «Специальное (дефектологическое) образование», профилю подготовки 050715 «Логопедия», утвержденного 26 апреля 2012г.
Рабочая программа по практике в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи принята на заседании кафедры специальной педагогики и психологии, протокол № 1от«02» сентября 2013 г.
Разработчик: к. психол. н. Хоршева Н.А.
СОГЛАСОВАНО
Зав. кафедрой социальной педагогики, психологии и предметных методик начального образования
_________________/Т.М. Сорокина/
«____»_______________20__г.
СОГЛАСОВАНО
Зав. выпускающей кафедрой коррекционной педагогики
Введение в коррекционную педагогику и специальную психологию.
... путаницы, необходимо ввести понятие дефекта. В специальной психологии и коррекционной педагогике он рассматривается как временный или постоянный недостаток ... выраженном своеобразии социально-психического развития ребёнка. Современная специальная психология работает с детьми, имеющими нарушения в социально-психологической ... коснулись общих положений специальной психологии и коррекционной педагогики.
_________________/С.Н. Каштанова /
«____»_______________20__г.
СОГЛАСОВАНО
Дир. библиотеки НГПУ
_________________/Т.А. Ефимова/
«____»_______________20__г.
-
Цели практики
Целями учебной практики являются:
- Мотивационные: формирование у студентов положительной мотивации к профессии учителя-логопеда, стремления к профессиональному становлению.
- Теоретические: актуализация и применение теоретических знаний по логопедии, психологии и педагогике в работе с детьмидошкольного возраста, имеющих нарушения речи.
- Деятельностно-практические: совершенствование у студентов аналитических, исследовательских, прогностических, коррекционно-профилактических навыков и умений работы с дошкольниками, имеющих нарушения речи.
- Личностные: формирование у будущих специалистов личностных качеств, необходимых для педагогической деятельности, становление гуманистической направленности на ребенка с нарушениями речи.
-
Задачи практики
Задачами учебной практики являются:
- Наблюдение и анализ особенностей профессиональной деятельности логопеда в детском саду.
- Формирование умения профессионального общения с детьми с речевыми нарушениями, их родителями, а также с коллегами и администрацией дошкольного учреждения.
- Изучение основной логопедической документации в дошкольных образовательных учреждениях (перспективный и годовой план работы, планы индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий, речевые карты, индивидуальные карточки учащихся, журнал обследования речи детей,копии отчётов о проделанной за учебный год работе).
- Овладение практическими навыками дифференциальной логопедической и психолого-педагогической диагностики дошкольников с нарушениями речи и заполнения речевой карты ребёнка.
- Формирование умения планирования, проведения и самоанализа коррекционно-развивающих логопедических занятий с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи.
- Обогащение знаний о технологиях, методах и приёмах диагностической, коррекционной и профилактической деятельности логопеда в детских садах.
Место практики в структуре ооп бакалавриата
Практика в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи входит в систему психолого-педагогических практик и направлена на теоретическую и практическую подготовку студентов к профессиональной деятельности по специальности – учитель-логопед.
Особенность и значимость педагогической логопедической практики студентов 2 курса состоит в том, что она направлена на всестороннее изучение специфики деятельности учителя-логопеда в дошкольных образовательных учреждениях, приобретение опыта диагностической, прогностической и коррекционно-профилактической работы с дошкольниками, имеющими нарушения речи.
-
Формы проведения практики
Практика на логопункте в школе является активной, без отрыва от учебного процесса.
-
Место и время проведения практики
Практика в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи является первой активной практикой в системе педагогических практик. Данная практика проводится на 2 курсе в 4-м семестре в течение 4-х недель по основной специальности «Логопедия».
Место проведения практики: образовательные учреждения (дошкольные образовательные учреждения) г. Н. Новгорода и Нижегородской области.
-
Компетенции обучающихся, формируемые в результате прохождения практики
В результате прохождения данной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции:
ОК-1 способностью к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности;
ПК-3 — способностью к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования;
ПК-5 — способностью организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории;
ПК-7 — способностью осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности;
ПК-10 — способностью к планированию, организации и совершенствованию собственной коррекционно-педагогической деятельности;
ПК-12 — способностью использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ;
ПК-14 — способностью осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди населения.
-
Структура и содержание практики
Общая трудоемкость учебной практики 6 зачётных единиц, 216 часов.
Этапы практики |
Виды работ на практике |
Трудоёмкость |
Формы текущего контроля |
||
Работа на практике |
Самостоятельная работа |
||||
Подготовительный этап |
|||||
|
Решение организационных вопросов |
5 |
1 |
Заключение договоров с ОУ |
|
Проведение установочной конференции |
2 |
0 |
|||
Рабочий этап |
|||||
Организационный блок |
Встреча с администрацией, коллективом педагогов с целью знакомства с базой практики. |
2 |
0 |
Заполнение дневника по практике. Посещение студентов преподавателями кафедры |
|
Ознакомление с образовательным учреждением, его структурой, условиями обучения детей с нарушениями речи. |
6 |
2 |
|||
Знакомство с порядком приёма детей в дошкольное образовательное учреждение и комплектованием групп. |
3 |
2 |
|||
Обсуждение с учителем-логопедом и составление индивидуального плана практики, заполнение карточки студента-практиканта. |
4 |
1 |
|||
Ознакомление с планом работы учителя-логопеда, с основными видами документации, оформляемой логопедом, с особенностями оснащения логопедического кабинета. |
5 |
0 |
|||
Углубленное знакомство с должностными обязанностями учителя-логопеда. |
4 |
3 |
|||
Ведение дневника педпрактики. |
0 |
20 |
|||
Рефлексивно-аналитический блок |
Наблюдение и содержательный анализ профессиональной деятельности учителя-логопеда и, в частности, коррекционных логопедических занятий. Обогащение «методической копилки» студента, заполнение дневника практики. |
4 |
3 |
||
Посещение и коллективный анализ логопедических занятий, проводимых другими студентами-практикантами, оценка их эффективности. |
8 |
8 |
|||
Протоколирование одного из занятий учителя-логопеда, выполнение его многоаспектного анализа (дидактического, методического, психологического). |
3 |
3 |
|||
Самоанализ студентом собственной деятельности в период практики и результатов практики. |
1 |
2 |
|||
Исследовательский блок |
Проведение многоаспектного логопедического и психолого-педагогического обследования одного ребенка-логопата дошкольного возраста. Заполнение речевой карты по итогам диагностики. Сопоставление полученных студентом результатов обследования с данными о речевом и психическом развитии этого ребенка на начало учебного года (по материалам учителя-логопеда). |
5 |
5 |
||
Деятельностно-практический блок |
Оказание помощи учителю-логопеду в его повседневной профессиональной деятельности (в подготовке к занятиям, в организации детей, в изготовлении наглядных пособий, дидактического материала, в оформлении документации, в работе с родителями и др.). |
4 |
4 |
||
Разработка и проведение 8 логопедических коррекционных занятий разных типов (индивидуальных, подгрупповых, фронтальных) с учётом тяжести дефекта. |
16 |
31 |
|||
подготовка и проведение индивидуальной консультации для родителей одного из детей. |
7 |
10 |
|||
Осуществление видео или аудиозаписи речи дошкольников-логопатов в различных ситуациях (на занятиях учителя-логопеда или студента-практиканта, во время диагностических бесед, в момент свободного детского общения). |
2 |
4 |
|||
Итоговый этап |
|||||
|
|
1 |
0 |
Проверка дневников по практике. Проверка аттестаций студентов. Отчёты на итоговой конференции. |
|
Самостоятельная работа студентов по оформлению итоговой отчетной документации. |
0 |
5 |
|||
Анализ результатов практики на специальных занятиях со студентами под руководством преподавателей дисциплины «Логопедия». |
2 |
0 |
|||
Проверка отчетной документации руководителем практики, итоговая аттестация студента за педагогическую логопедическую практику в образовательном учреждении для детей с нарушениями речи. |
20 |
0 |
|||
Подготовка и проведение итоговой конференции. |
2 |
4 |
|||
Всего: |
108 |
108 |
|
Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на учебной практике
За время прохождения практики студенты реализуют следующие образовательные технологии:
- Структурно-логические (диагностики речевого развития дошкольников и оценки полученных результатов с целью формулировки логопедического заключения, постановка дидактических задач на логопедических занятиях, проводимых студентами);
- Игровые технологии (включение в логопедические занятия игровых форм работы);
- Диалоговые технологии (создание положительного настроя на логопедические занятия, актуализация знаний дошкольников с нарушениями речи по определённым темам).
За время прохождения практики студенты реализуют следующие научно-исследовательские технологии:
- Технология проведения обследования (проведение многоаспектного логопедического и психолого-педагогического обследования ребенка-логопата дошкольного возраста,сопоставление полученных студентом результатов обследования с данными о речевом и психическом развитии этого ребенка на начало учебного года).
- Технология проведения экспериментального исследования (проведение студентами экспериментального исследованиядошкольников с нарушениями речи в рамках курсовой работы по специальности «Логопедия»).
Научно-производственные технологии на педагогической практике в дошкольных образовательных учреждениях для детей с нарушениями речи не реализуются.
-
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на педагогической практике
Самостоятельная работа студентов во время педагогической практики в дошкольных образовательных учреждениях для детей с нарушениями речи раскрыта в методических рекомендациях ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА студентов II курса, обучающихся по профилю 050715 «Логопедия» (практика в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи).
-
Формы аттестации по итогам учебной практики
Форма отчётности по итогам практики — ФПА с оценкой.
В течение первой недели после практики студентами предоставляется на кафедру дневник педагогической практики в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи и аттестационный лист. К итоговой конференции студентами готовится сообщение о прохождении практики в конкретном образовательном учреждении. На конференции осуществляется обмен опытом и впечатлениями, полученными за период педагогической практики, происходит обсуждение трудностей и проблем организационного и содержательного характера, обобщаются результаты практики.
-
Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики
а) основная литература:
- Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — 3-е изд., перераб. и.доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. — 680 с. — (Коррекционная педагогика).
- Поваляева М.А. Справочник логопеда /М.А. Поваляева.- Изд. 8-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 445 с.
б) дополнительная литература:
- Голубева Л.П. Из опыта работы с неговорящими детьми. М., 1947.103с.
- Евзекова Н.Л. Работа над употреблением предлогов на уроках развитиия речи в приготовительном классе логопедической школы. – В сб. Школа для детей с тяжёлыми нарушениями речи / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., 1961, с. 141-156
- Жаренкова Г.И. Понимание грамматических отношений детьми с общим недоразвитием речи. — В сб. Школа для детей с тяжёлыми нарушениями речи / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., 1961, с. 103-111
- Каше Г.А. Обучение произношения и подготовка к обучению грамоте детей с недоразвитием речи. — В сб. Специальная школа для детей с тяжёлыми нарушениями речи / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., 1961, с. 20-58
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
www.pedlib.ru |
Педагогическая библиотека: раздел «Логопедия» |
www.logoped-sfera.ru |
Библиотека журнала «Логопед» |
www.e.lanbook.com |
Электронная библиотечная сеть |
Материально-техническое обеспечение учебной практики
Список рекомендуемого оборудования логопедического пункта образовательного учреждения1
Настенное зеркало для логопедических снятий (50×100) — 1 шт
Зеркало для индивидуальной работы (9×12) — 8 шт
Логопедические зонды, шпатели
Разрезная азбука (настенная)- 1 шт
Кассы букв (индивидуальные) — 8 шт
Учебно-методические пособия
Настольные игры, игрушки, конструкторы
Умывальник — 1 шт
Классная доска — 1 шт
Шкафы для пособий — 2-3 шт
Стол канцелярский — 1 шт
Стулья
Комплект «парта – стул» — 8 шт
Песочные часы — 1 шт
Секундомер — 1 шт
Метроном — 1 шт
Магнитофон — 1 шт
Кодоскоп — 1 шт
Экран — 1 шт
Видеомагнитофон — 1 шт
Компьютер — шт
Дискеты
1Инструктивное письмо Министерства образования РФ «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения от 14.12.2000 № 2 (Приложение 5)