СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………3
1.Теоретическая часть…………………………………………………………….4
1.1 Социальные институты и их роль в регулировании поведения, социализации индивида……………………………………………………………4
1.2 Социальные роли, нормы, статусы как средства регуляции поведения личности………………………………………………………………………….10
2 Экспериментальная часть……………………………………………………..17
2.1 Цель и задачи экспериментальной работы…………………………………17
2.2 Методическое обеспечение экспериментальной работы…………………17
2.3 Описание хода и результатов эксперимента……………………………….25
Заключение……………………………………………………………………….30
Список используемых источников……………………………………………..31
ВВЕДЕНИЕ
Современный человек в сложном противоречивом обществе сталкивается с массой ситуаций, требующих оценки своего положения и принятия оптимальных решений. Сложность современного общества постоянно ставит его в условия неопределенности, когда сложно провести оценку ситуации и сделать правильный выбор.
Такое положение современного человека – это лишь одна из немногих причин порождающих необходимость изучения окружающего его мира людей, их поведения.
Исходя из вышеуказанного, целью данной курсовой работы является изучение и анализ психологических аспектов регуляции поведения.
Объектом исследования выступает социальное регулирование как социально-психологический феномен, предметом исследования – особенности социальных процессов и явлений в трудовых организациях.
Для достижения цели исследования необходимо решение следующих задач:
— рассмотреть социальные институты и их роль в регулировании поведения;
— изучить социальные институты, социальные статусы, социальные роли;
— провести анализ уровня проведения социального регулирования в ООО «Иллюминация».
1 Теоретическая часть
1.1 Социальные институты и их роль в регулировании поведения, социализации индивида
Социальный институт — одно из главных понятий в социологии. Социальные институты позволяют раскрыть сущность общества. Они являются важнейшими составляющими структуры социума, той основой, на которой покоится общество. В социологии понятие «институт», ведущее происхождение от латинского — institutum (установление, устройство), наполнено новым содержанием. Оно обозначает устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов.
Виды социальных норм и механизмы их регулирования
... несмотря на относительность и внутреннюю противоречивость, социальные нормы играют неоценимую регулятивную роль в жизни любого общества. Они создают нормативно ... преступлениями. Соответственно говорят о деликвентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении. Девиантное поведение может включать антидисциплинарные, антисоциальные, делинквентные (противоправные) и аутоагрессивные ( ...
Социолог Н. Смелзер дает более короткое определение: социальный институт — это совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной потребности. Из этой дефиниции ясно, что социальный институт подразумевает не какую-то конкретную социальную организацию, а обозначает крупные группировки социальных ролей. Кроме того, из этого же определения следует, что в отличие от социальной группы, в которой взаимодействие людей служит удовлетворению разнообразных потребностей, социальный институт нацелен на реализацию конкретной и особенно важной как для личности, так и для общества потребности…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Регулирование поведения индивида не является одномоментным делом, это достаточно длительный, рассчитанный на определенное время, процесс внесения существенных изменений в психику данного человека. Отсюда целесообразность разработки перспективного плана регулирования поведения человека. План должен основываться на обстоятельном анализе, во первых, потребностей в стимулировании поведения, во вторых, оценке необходимых средств на внедрение системы. Если окажется, что желательно было бы пойти на широкое применение системы регулирования поведения, то, ориентируясь на возможные объемы средств на эти цели, следует определить приоритеты по преобразованию действующих систем, т.е. с каких участков, каких групп работников целесообразно начинать работу, на какие целесообразно переносить работу дальше и т.д. Поскольку во внедрении систем заинтересовано начальство предприятия, они могут быть вовлечены в поиски и реализацию резервов производства. При этом может быть установлено, что все дополнительные ресурсы, изысканные работниками в связи с намечаемым внедрением систем регулирования поведения индивида, должны направляться на их внедрение. В перспективном плане должны быть определены основные подразделения предприятия, которые должны отвечать за разработку и внедрение систем регулирования поведения.
Итак, руководитель в управлении регуляцией социального поведения и деятельности личности подчиненного должен:
относиться к нему не только, как к объекту руководства, а как к личности, партнеру по взаимодействию;
постоянно ориентироваться на лучшие черты, качества, достоинства руководимых им людей;
органично сочетать прямые и косвенные методы управления;
всемерно использовать возможности коллектива.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Абульханова – Славская, К.А. Деятельность и психология личности. / М.:Наука, 2013.-512с.;
2 Андреева, Г.М. Социальная психология./ М: Международная педагогическая академия, 2012. – 463 с.;
3 Бобнева, М.И. Социальные нормы и регуляция повеления./– М.: Наука, 2014. – 286 с.;
4 Карпов А.В. Психология менеджмента: учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2015. – 584 с.
Мотивация поведения личности в организации (на примере кафе «Татьяна»)
... в современной психологии личности и психологии труда, управления по изучению взаимоотношений между людьми в сфере трудовой деятельности. Глава 1. Современные концепции мотивации персонала 1.1. Основы теории ... закономерности формирования мотивационной сферы человека в онтогенезе и в различных видах поведения и деятельности, рассматриваются нарушения мотивации при патологии. В учебном пособии Генкина ...
5 Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 2012 с.
6 Кон, И.С. Социология личности./– М.: Аспект Пресс, 2014.-314 с.
7 Кузин Ф.А. Делайте бизнес красиво: Этические и социально-психологические основы бизнеса. – М.: Дело, 2015. – 319 с.
8 Липатов В.С. Управление персоналом предприятий и организацией: Учебник. – М.: ТОО «Люкс-арт», 2014. – 403 с.
9 Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации/ Отв. ред. А.Ф. Кудряшов. — Петрозаводск: Петроком, 2012. – 325 с.
10 Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. – М.: Дело, 2012. – 579 с.
11 Перлаки И. Нововведения в организациях. – М.: Управление персоналом, 2012. – 254 с.
12 Рубинштейн, С.Л. Методологические проблемы социальной психологии. / СПб: Питер 2012. – 720 с.;
13 Румянцева З.П., Саломатин Н.А. Менеджмент организации – М. Инфа — М, 2009. – 256 с.
14 Самоукина Н.В. Управление персоналом: российский опыт: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2013. – 236 с.
15 Служебные обязанности. Тарифно-квалификационные характеристики / под ред. Н.И. Полежаевой // Социальная защита. – 2016. – 47 с.
16 Социальная статистика: учебник / под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 147 с.
17 Сухорукова М. П. Ценности как ключевой элемент организационной культуры. – М.:Управление персоналом, 2012. – 579 с.
18 Тарасов В. К. Персонал – технология: отбор и подготовка /Управление персоналом, 2014 — 27 с.
19 Торндайк, Э. Принципы обучения, основанные на психологии./ М.:Издательский центр «Академия», 2013. – 258 с.;
20 Управление персоналом организации: учебник / под ред. А.Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 2011. – 435 с.
21 Урбанович А.А. Психология управления: учебное пособие. – Минск: Харвест, 2013. – 640 с.
22 Франклин Р. Особенности современной культуры. – М.:Управление персоналом, 2013. – 80 с.