Профессиональные и личностные качества вожатого.

ВОЖАТЫЙ КАК РУКОВОДИТЕЛЬ И ЛИДЕР

ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА

 

 

План

1.Определение понятия «вожатый».

2.Профессиональные и личностные качества вожатого.

3.Истоки вожатства.

 

Литература:

1.Ожегов С.И. Словарь русского языка, М. – 1983, С.78.

2.Шаламова Л.Ф., Ховрин А.Ю. Вожатый – старт в профессию. Кипарис-12.Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 192 с.

3.Юзефавичус Т.А. Советы бывалого вожатого. Кипарис-9. Учебно-практическое пособие для организаторов летнего отдыха детей. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 192 с.

4.Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т.1/Под ред. Н.П.Кузина. М.: Педагогика, 1980. С.259-260.

 

1.Определение понятия «вожатый».

 

Студентам, которые уже работали в детских оздоровительных центрах, было предложено задание, исходя из собственных взглядов и анализа предшествующей работы в лагере, дать своё определение понятию «вожатый»:

«Вожатый – это хороший друг и товарищ для детей. Он поможет в любой ситуации и отнесется к вам со всей душой:

— это лидер;

— организатор детского отдыха;

— друг и помощник детей;

— «ящик» с советами и играми;

— «жилетка», в которую можно поплакаться;

— добрый, отзывчивый, понимающий психолог, спасатель;

— остроумный и симпатичный;

— человек, способный найти взаимопонимание с детьми.

Вожатый – это состояние души!».

Слово «вожатый» означает «ведущий за собой», т.е. лидер. Он, во-первых, обладатель притягательной для детей социально- и личностно-значимой идеи, во-вторых, ему присущ магнетизм личности, что проявляется в умении увлечь ребят перспективой интересной жизни, интересными делами; в третьих, это трибун, обладающий силой убеждения, и сам убеждённый в правильности того пути, по которому ведет за собой.

Вожатый по призванию – это особый лидер и особый вожак. Это означает, что вожатый сам всегда немного ребенок. Вожатый – это тот, кто является своим в мире детей, то есть романтик, фантазёр, выдумщик, заводила. У него «внутри вечный двигатель, вечный бегатель, вечный прыгатель». Ему мир не кажется скучным, серым, он умеет и смеет мечтать, он помнит, каким сам был в детстве, он тот взрослый, который сумел совершить невозможное для многих – не расстаться с детством во взрослой жизни. Да при этом еще заглянувший в будущее, в то будущее, в котором его питомцы будут жить как в своем настоящем, а потому и знающий не только, как вести за собой, но и куда вести.

11 стр., 5237 слов

Вожатый — администрация», «вожатый- вожатый», «вожатый — ребенок»

Методика работы вожатого с напарником. Соблюдение субординации на сменах актива. Конфликтология. Типы конфликтов. Межличностные конфликты: Вожатый - ребенок», «вожатый - вожатый», «вожатый - родитель», «вожатый - администрация». Формы проявления конфликтов. Причины и последствия. Способы разрешения конфликта. Взаимодействие вожатых в педагогическом коллективе смен актива. Система взаимодействия ...

У слова «вожатый» — есть и такое толкование. Оно точно отражает назначение и место, и специфику вожатства с точки зрения личностно-ориентированной педагогики. Растущему человеку на разных возрастных этапах его развития очень нужны надёжные «проводники по дорогам жизненного самоопределения». Для школьников таким «проводником», наряду с другими участниками педагогического процесса, и должен стать вожатый. Вожатый по призванию становится уникальным «проводником» ребенка по миру детства, реально помогающим ему жить в ситуации «здесь и сейчас».

Вожатые бывают разные. Есть вожатые – профессионалы, т. Е есть такая педагогическая профессия «вожатый». Их можно условно выделить в особую группу – профессиональные педагоги-вожатые. Прекрасно, если профессионализм и призвание сочетаются в одном человеке.

Есть вожатые непрофессионалы, то есть профессионально они занимаются другими видами деятельности: производством, наукой, культурой, управлением – и, кроме того, как бы по совместительству (по велению сердца или по призванию) становятся еще и вожатыми. Они выезжают с ребятами в летние и зимние лагеря, организуют их досуг по месту жительства или во внеурочное время в школах, домах детского творчества, учреждениях дополнительного образования. Назовем их вожатыми-добровольцами.

Есть еще сезонные вожатые. Это те, кто свой отпуск всегда приурочиваю к школьным каникулам, чтобы стать вожатыми летних и зимних детских лагерей. Это вожатые – организаторы сезонного детского отдыха, тоже входящие в группу вожатых-добровольцев.

Есть вожатые – «направленцы». Это те, кого направляют для работы с детьми от организаций, учреждений. В этой категории вожатых, люди, как правило, долго не задерживаются. Если вожатское дело оказалось не по душе «направленцу» или он не стал душой вожатского дела, то сроком отбытия служебной командировки все дело и ограничивается.

6 стр., 2851 слов

Официальные и неофициальные ситуации общения. Подготовленная и спонтанная речь.

Реферат по теме: Официальные и неофициальные ситуации общения. Подготовленная и спонтанная речь. План Введение 3 1. Речевая ситуация. Виды ситуаций 4 2. Подготовленная и спонтанная речь 6 Заключение 9 Список литературы 10 Введение Речь - это один из видов коммуникативной деятельности человека, выражающийся либо в звуковой форме (устная речь), либо в письменной форме (письменная речь). Речь - это ...

Словарь русского языка определяет слово «вожатый – проводник, указывающий дорогу, а так же вожак, т.е. тот, кто водит за собой кого-то. Во втором значении – руководитель какой-нибудь организации, общественного движения, течения (комсомольский вожак, руководитель пионерского отряда или дружины (Ожегов С.И. Словарь русского языка, М. – 1983, С.78).

 

Профессиональные и личностные качества вожатого.

 

Личность вожатого, его способности, профессиональные (деловые) качества имеют при этом решающее значение. Какими же способностями должен обладать руководитель временного детского коллектива? Л.И.Уманский выделяет специфические организаторские способности, которые необходимы для работы с детьми и подразделяет их на три группы:

1.Организационное чутьё.

2.Эмоционально-волевая воздейственность.

3.Склонность к организационной деятельности.

В первую группу входят три составляющих:

1.Психологическая избирательность – способность быстро и глубоко вникать в психику другого человека, умело изменять тон и форму общения, применять средства и методы воздействия адекватно ситуации.(Правильная оценка состояния ребёнка, понимание его душевной и физической боли, радость за достигнутые результаты ребенка).

2.Практически – психологический ум – способность руководителя учитывать индивидуально-психологические особенности каждого человека с целью повышения эффективности деятельности. (Умелая расстановка ребят при подготовке коллективных дел, распределение обязанностей между членами отряда, умение подбирать интересные игры и задания).

3.Психологический такт – умение быстро находить приемлемую в данных условиях форму общения с людьми в зависимости от их психологических особенностей и эмоционального настроя. Выбирать и реализовывать на практике тип и конкретную форму общения с детьми в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями личности каждого члена отряда.

При этом: справедливость, чуткость, выдержанность, объективность, проявляемые в условиях любой ситуации, — это те качества, которые дети ценят больше всего.

10 стр., 4890 слов

Психология делового общения и диагностика коммуникативных способностей человека 2

Контрольная работа Психология делового общения и диагностика коммуникативных способностей человека Оглавление Введение 1. Понятие делового общения, его формы и виды 2. Коммуникативные способности 3. Тест коммуникативных умений Михельсона 4. Методика "Оценка коммуникативных и организаторских склонностей - КОС" Заключение Список литературы Приложение №1 Приложение №2 Введение Искусство общения, ...

Во вторую группу (эмоционально-волевая воздейственность) входят общественная энергичность, требовательность и критичность.

1)Общественная энергичность понимается, как способность заражать в процессе общения своей энергией других людей, используя самые разнообразные педагогические и психологические средства, приёмы воздействия и методы влияния на них.

2)Требовательность – характеризуется постоянством и реальностью проявления конкретных требований, связанных с соблюдением установленных правил с учётом складывающейся ситуации.

Если вожатый выдвигает какие-либо требования в адрес ребёнка, он должен их постоянно подкреплять последующими действиями: контролировать их соблюдение, анализировать причины нарушения и, если этого требует ситуация, применить меры воздействия к нарушителю. Но в тоже время, прежде чем выдвигать требования, он должен оценить конкретную ситуацию и реальность их выполнения в сложившихся условиях. Требования должны быть выполнимыми и разумными.

3)Критичность – способность анализировать и максимально возможно объективно оценивать деятельность и поведение как собственное, так и других людей. При этом вожатому важно оставаться доброжелательным, искренним, проявлять объективность в своих суждениях и поступках.

В третью группуспецифических организаторских способностей (склонность к организаторской деятельности) входят:

-самостоятельное включение в деятельность;

-быстрое вхождение в роль организатора;

-умение нести ответственность за собственные действия и действия других людей.

В последние годы, даже среди представителей научного мира, бытует мнение о том, что в детском оздоровительном центре ребёнок должен только отдыхать. Воспитать его за столь короткий срок невозможно. Однако, педагогический опыт исследователей и организаторов детского движения говорит об обратном, что зачастую пребывание в детском оздоровительном лагере в корне меняет характер поведения ребёнка, структуру его интересов, увлечений, стремлений. Воспитывают не только специально подготовленные мероприятия, но, в первую очередь, социальная среда, нравственный климат, в которых пребывает ребёнок, система ценностей, прививаемая в детских группах. Способы и формы межличностного общения также несут в себе определенный воспитательный эффект.

4 стр., 1670 слов

анализ педагогических проблем работы с людьми девиантного поведения

Содержание Введение 3 Глава I. Теоретический анализ психолого – педагогической категории девиантного поведения 6 1.1. История исследования 6 1.2. Содержание понятия «девиантное поведение» 7 1.3. Причины девиации 10 1.4. Особенности исследования отдельных форм отклоняющегося поведения 13 1.4.1. Преступность 13 1.4.2. Алкоголизм 15 1.4.3. Наркомания 19 1.4.4. Суицид 21 1.4.5. Проституция 24 1.5. ...

Именно от вожатого зависит, какой характер взаимоотношений сложится в его отряде, какие моральные нормы, жизненные установки, ценности будут преобладать среди детей. Будут ли проводимые дела приводить к позитивным, положительным результатам или напротив, к утверждению в отряде вседозволенности, подавлению сильными слабых, способствовать проявлениям распущенности, агрессивности и т.д.

Поэтому очень важно добиваться того, чтобы с подъёма и до отбоя в детском коллективе царил дух взаимоуважения, взаимопонимания и взаимоподдержки.

 

 

Истоки вожатства.

В любом явлении жизни есть период его предыстории, некие начала – когда явление ещё не существует как массовое, но уже сложились предпосылки и есть единичные случаи, которые показывают, что совсем скоро это явление заявит о себе в полный голос. Был такой период и в истории вожатства.

В 1885 году Христианский союз молодых людей (Англия), одно из самых первых молодёжных объединений, организовал первый в мире лагерь для молодёжи. Конечно это ещё не вожатство, но произошел первый его прецедент по сути, ведь речь шла о социальной работе с детьми, отделёнными, хоть и временно, от школы и семьи.

В дальнейшем нашлись люди, раньше других осознавшие, что мир ребёнка – это не только семья и школа, что есть ещё двор, улица, где детям зачастую самостоятельно приходится решать тем или иным способом свои проблемы. К числу таких людей по праву можно отнести Стефана Теофиловича Шацкого, русского педагога начала 20 века. «…в основу нашей работы должно быть положено изучение у детей инстинктов исследования, инстинкта работы и движения, инстинкта выявления себя и инстинкта подражательности. Материалом для этого изучения может служить литература, личные воспоминания, наблюдения и исследования. И метод работы должен быть тот же, что и у детей. Мы должны упражняться, постепенно втягиваться в эту работу, скопившийся материал подвергать анализу, а в результате – познать детей. Нередко нашу работу с детьми мы строим на том, что мы сами умеем, не считаясь с потребностью детей, мы подделываемся под детей: развлекаем их, забавляем, занимаем кое-чем. Обыкновенно это оправдывается тем, что лучше ребёнку сидеть в светлом помещении, чем бегать по улицам. Но это ещё вопрос, так как учреждение часто обезличивает, в то время как улица все же удовлетворяет его потребности».

Позиция С.Т.Шацкого – позиция вожатого, то есть воспитателя особого рода. Вожатый – прежде всего – практик, у которого слово не расходится с делом. Поэтому С.Т.Шацкий вместе с А.У.Зеленко организовал общество «Сеттльмент» («Культурный посёлок»), а позднее – общество «Детский труд и отдых», в состав которого вошли детский сад, экспериментальная начальная школа, ремесленные мастерские и клуб для подростков. В 1911 г. вместе с женой С.Т.Шацкий создаёт летнюю детскую колонию «Бодрая жизнь», в основу деятельности которой были положены принципы самообслуживания и самоуправления.

Дальнейшая предыстория вожатства связана с именем сера Роберта Бадена-Пауэлла.

В самом начале века в Англии жил человек, ставший её героем во время войны в Южной Африке. Он был хорошим командиром и старался обучить своих солдат всему, что нужно знать разведчику: как не заблудиться в поле и в лесу; как построить шалаш и сварить обед на костре, как оставлять на тропе знаки, понятные друзьям и не понятные врагу; как не покидать товарища в беде, и ещё многому-многому другому. Звали его Роберт Баден-Паулл, он стал впоследствии основоположником скаутского движения и так определил движение бойскаутов (мальчиков-разведчиков): «… это игра в трапперов и пионеров, по крайней мере, по внешнему виду. Но привлекательность игры, захватывая мальчиков, побуждает их в то же время производить такую работу и такие упражнения, которые имеют для них воспитательную ценность». «Школа даёт задания, но не формирует характер, — пишет он. – Образование и воспитание – разные вещи. Надо занять молодёжь чем-то полезным в воспитательном отношении и в то же время привлекательным для неё. Надо отставить маршировку, ружейные приёмы и проповеди. Следует ввести в практику походы, разведку, лагерь, дежурство у костра, спорт и романтику приключений. Почему не использовать обаяние рыцарских подвигов служения, защиты и помощи? Мальчиков привлекает героизм, романтика приключений, и этим-то надо воспользоваться в целях воспитания».

Последователями Бадена-Пауэлла были: Олег Иванович Пантюхов, родоначальник скаутского движения в России, Григорий Алексеевич Захарченко, преподаватель Александровского юнкерского училища в Москве штабротмистр и Василий Григорьевич Янчевецкий, преподатель латинского языка 1-й Петербургской гимназии, автор популярных в своё время исторических повестей для молодёжи: «Чин-гис-хан», «Батый» и «К последнему морю». В своей брошюре «Что можно сделать для петербургских детей» он писал: «Сотни тысяч петербургских детей живут в неблагоприятных условиях. Они живут над засыпанными болотами. Поэтому необходимо вывозить их из Петербурга и давать возможность удобнее и больше быть на чистом воздухе… Дети мечтают о лагерной жизни, ради которой они даже бегут в Америку. Надо в окрестностях Петербурга устроить лагеря, заняв ребят игрой по книге Бадена-Пауэлла». «…надо открыть разнообразные детские клубы, где ребята могли бы заниматься под руководством взрослых, которые не стесняли бы их инициативу…»

Говоря о предыстории вожатства, нельзя не сказать об Иннокентии Николаевиче Жукове, педагоге и наставнике скаутов в России. В 1922 году он по предложению Народного комиссариата просвещения разработал программы для массового развёртывания пионерского движения. Его называли «старшим другом пионеров России».

Пионервожатым первого пионерского отряда, созданного весной 1922 года в Москве, на Красной Пресне, стал бывший скаут-мастер Михаил Стремяков.

Таким образом, как не выбросишь слова из песни, так и истории вожатского дела не выбросишь его истоков, а именно – системы «скаутинг», придуманной Р.Баденом-Пауэллом, и пионердвижения, придуманного Н.К.Крупской. Она виртуозно переосмыслила конструктивные находки скаутизма для создания системы пионердвижения в Стране Советов. Естественно, необходимо изучать технологические приёмы обобщения и переработки педагогического опыта, использованные Надеждой Константиновной и позволившие сохранить те педагогические находки, которые имелись в системе «Скаутинг», поставив их на службу воспитательной работы с детьми своего времени.

В результате пионерская организация достаточно долго оставалась действительно притягательной для детей и весьма результативной с точки зрения достижения задач, ради которых была организована. Нет смысла игнорировать данный опыт. Полезней творчески использовать его с учётом сегодняшних реалий для решения задач воспитания детей и подростков. Из истории педагогики и детского движения стоит извлекать конструктивные решения, а не выплёскивать вместе с водой и ребёнка, боясь показаться несовременными или быть неправильно понятыми.

Вожатый, в интересующей нас социально-педагогическом смысле появился в истории детского движения с момента появления пионерии в первые годы советской власти.

Первыми вожатыми Страны Советов были молодые рабочие-производственники, направляемые комсомолом для работы с детьми. Комсомольцы-производственники создавали отряды юных пионеров преимущественно там, где были комсомольские ячейки (типографии, фабрики, заводы).

Существовала потребность пополнения рядов комсомола после гражданской войны более зрелой и грамотной молодёжью для работы с подростками 12-14 лет. Социальное положение детей и молодёжи на производстве, ограниченное число пионерских отрядов – всё это требовало специфических форм подготовки первых вожатых в овладении опытом красных скаут-мастеров.

Богатый опыт деятельности вожатых накоплен во всесоюзных лагерях «Артек», «Орлёнок», «Зубрёнок» и других. Вожатых, прошедших эту школу, отличает особый стиль управления жизнедеятельностью детей: жизнелюбие. Задор, социальная инициативность. Для них характерна преданность своему вожатскому делу, воспринимаемому уже скорее как образ жизни, нежели как профессиональная деятельность.

В практике вожатства прошлых лет имелись серьёзные недостатки. Профессиональная подготовка вожатых, осуществляемая в одно время в вузах на так называемых, пионерфаках, была больше общепедагогической, нежели специфически вожатской. Постепенно профессиональное вожатство всё больше становилось промежуточным этапом в профессиональном росте практического педагога. А вожатые-волонтёры из числа комсомольцев-производственников становились всё более редким явлением.

В период перестройки (90-е годы прошлого века) вожатый на некоторый период оказался формально не востребованным обществом, вставшим на путь кардинальной перестройки и на время забывшем о приоритетах воспитания. Его подготовкой в централизованном порядке никто не занимался. Только в некоторых вузах готовили студентов к педагогической практике в летних оздоровительных учреждениях. Вожатый исчез и из школы.

Однако жизнь всё расставляет по своим местам. В современной жизни возникают новые социально-экономические, политические и социокультурные условия, среди которых выделяются демократизация, плюрализм, углубление экономического и социального расслоения общества, переосмысление прав, обязанностей, смысла жизни человека, акцент на потребностях личности и семьи. В этих условиях заметно возросла потребность в социально-педагогических работниках и, в том числе, в вожатых. В настоящий период вожатый вновь востребован обществом и государством, а детям он не переставал быть нужным никогда.

 

Лекция №2

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОЖАТОГО В ДОЛ

План

1.Подготовка вожатого к работе в ДОЛ (что взять с собой в ДОЛ).

2.Планирование жизнедеятельности в ДОЛ.

3.Организация режимных моментов.

 

 

Литература:

1.Ожегов С.И. Словарь русского языка, М. – 1983, С.78.

2.Шаламова Л.Ф., Ховрин А.Ю. Вожатый – старт в профессию. Кипарис-12.Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 192 с.

3.Юзефавичус Т.А. Советы бывалого вожатого. Кипарис-9. Учебно-практическое пособие для организаторов летнего отдыха детей. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 192 с.

4.Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т.1/Под ред. Н.П.Кузина. М.: Педагогика, 1980. С.259-260.

 

Подготовка вожатого к работе в ДОЛ

(что взять с собой в ДОЛ).

Что взять с собой в детский оздоровительный лагерь:

1.Вожатсккую форму: парадную и рабочую, спортивную и туристскую, пляжный комплект и одежду для участия в трудовых делах. Особое внимание уделите обуви. Вам предстоит очень много ходить, поэтому обувь должна быть практичная, прочная и удобная.

2.Небольшой блокнот, удобный для постоянного пользования, ручки, карандаши, кисточки, клей, цветную бумагу, цветные карандаши, фломастеры, скотч.

3.Фонарик, часы, компас, рулетку, свисток, секундомер, складной нож, ножницы, комплект запасных батареек, свечей. Нитки, иголки, пуговицы, кнопки, скрепки, шнурки, спички.

4.Журналы, сборники кроссвордов, комиксов, дневник вожатого, детские книжки.

В приложение к этому:

-10 самых интересных рассказов, которые можно рассказать сходу;

-10 биографий людей, необычных, интересных, ярких;

-10 весёлых анекдотов;

-26 игр (по игре на каждый день);

-10 заготовок досуговых дел;

-10 новых песен для костра;

-10 интересных тем, статей для обсуждения.

Из выше перечисленного многое выдаётся в лагере, но помните, что вы несёте за это материальную ответственность.

Планирование жизнедеятельности в ДОЛ.

Каждая смена в лагере условно подразделяется на три периода:

-организационный, который длится, как правило, 3-4 дня;

-основной;

-заключительный (также 3-4 дня).

Организационный период

Главная задача вожатого на данном этапе заключается в том, чтобы помочь ребятам безболезненно и быстро войти в новую для них жизнь, поближе узнать друг друга, организовать их быт и режим, помочь адаптироваться к обстановке в лагере.

День первый, самый сложный даже для опытного вожатого. Поэтому вожатый обязательно должен побывать в лагере за несколько дней до начала смены. В первую очередь, изучите территорию лагеря, расположение различных зданий и сооружений, обсудите с администрацией вопросы, связанные с особенностями режима детского учреждения, организацией питания детей, работой кружков, секций, клуба и др.

Тщательно проверьте готовность к прибытию детей всех жилых, рекреационных и санитарно-бытовых помещений отряда, наличие и исправность имеющихся в них мебели, различного оборудования и бытового инвентаря. Обязательно составьте схему размещения спальных мест. Установите, чего не достаёт для полной оснащённости закрепляемых за вами помещений. Определите то, что требует ремонта или замены и сообщите об этом администрации с тем, чтобы эти вопросы были решены заранее, а не в день заезда детей, когда и так приходится решать много различных проблем.

Хорошо бы заранее подготовить и развесить необходимые указатели. Их лучше всего выполнить в виде радующих глаз весёлых табличек. Конкретную форму вам подскажет фантазия, но ключевое слово в этом сочетании «веселье». Продумайте процедуры размещения ребят по комнатам, получение постельного белья и т.д.

Регистрация детей

За день до приезда детей вы должны получить у начальника лагеря или его заместителя списки детей, составили примерный список ребят за схемой:

Ф.И.О. ребёнка Число, месяц, год рождения Домашний адрес, телефон Ф.И.О. родителей Место работы и служебные телефоны родителей Увлечения ребёнка Особые отметки

 

В день регистрации вы встречаетесь с родителями и знакомитесь с детьми. Во время регистрации у вас на груди в обязательном порядке присутствует визитная карточка, где указаны ваше имя, фамилия и номер отряда.

Кроме того, у вас на руках имеется три конверта:

№1 – путёвка;

№2 – медицинская справка ребёнка;

№3- деньги (если необходимо).

При встречи с родителями вы знакомитесь. Получаете от них путёвку и медицинскую карту ребёнка. Проверяете правильность их оформления. Сообщаете номер отряда. И по мере возможности заполняете свою таблицу. Особое внимание при этом уделяете следующим моментам: нет ли у ребёнка аллергиина какие-либо продукты или лекарства, растения, животных, как он переносит поездку в автобусе. Если это дети младших отрядов, то тактично уточните, нужно ли их ночью поднимать в туалет, переживают ли они какие-либо особые тревоги и страхи и т.д. Если необходимо собрать деньги, то подготовьте платёжную ведомость и все укладывайте в третий конверт.

После того как завершена регистрация, внимательно сосчитайте, сколько девочек и мальчиков в отряде и уже сейчас составьте схему расселения ребят по спальным местам.

Обязательно оставьте резервные места. Продумайте, куда можно поставить дополнительную кровать, если такая необходимость внезапно возникнет.

Когда весь отряд почти в сборе – вы поздравляете ребят, объясняете им порядок посадки, правила проезда в автобусе, называете его номер. Разбиваете их на пары и организовано проводите посадку.

В автобусе

В самые первые минуты, когда дети сели в автобус, а родители остались на площади, многих детей может охватить грусть расставания, появится внутренняя тревога.

Поэтому лучше всего с первых же минут отвлечь детей от грустных мыслей. Начать можно с прощания с родителями: предложить ребятам проскандировать хором:

«Папы, мамы до свиданья,

Улыбнитесь на прощанье!»

«Мамы, папы не скучайте,

Через месяц нас встречайте!»

Предложите всем посмотреть в окошки и дружно сказать «сыр» — чтобы родители видели ваши улыбки и т.д.

Автобусы тронулись, и началась дорога в лагерь. Чтобы ребята не скучали, подготовьте для этого этапа несколько заводных игр и кричалок:

«Полотенце взяли? – взяли!

Мыло взяли? – взяли!

Юмор взяли? – взяли!

Хорошее настроение взяли?…

Жареного слона взяли?…

Космический корабль?… и т.д.

Список лучше подготовить заранее.

С первых минут желательно организовать знакомство с детьми или предложить ребятам спеть знакомую песню. После весёлых песен, предложить им спеть «кольцовку» песен:

Левый ряд начинает петь какую-нибудь песню:

Дружба крепкая не сломается,

Не развеется от дождей и вьюг.

Друг в беде не бросит,

Лишнего не спросит,

Вот что значит настоящий

Верный друг.

Правый ряд продолжает тему дружбы.

Любят дети игры-песни. Например, игра-песня «Если нравится тебе»:

Если нравится тебе

То делай так…(два щелчка)

Если нравится тебе

То делай так…(повторение движений)

Если нравится тебе,

То и другим ты покажи,

Если нравится тебе,

То делай так (повторение движений).

Далее все строки куплетов повторяются еще три раза, но движения изменяются: два хлопка в ладоши, затем два хлопка по коленям, потом два притопа ногами. После этого дети поют:

Если нравится тебе

То делай всё

(два щелчка, два хлопка в ладоши, два хлопка по коленям и т.д.)

Если нравится тебе

То делай все… (все движения снова повторяются)

Если нравится тебе,

То и другим ты покажи,

Если нравится тебе

То делай все…(все движения повторяются вновь).

Перед самым приездом на пике хорошего настроения у детей инициируйте общее ликование по поводу прибытия. Поблагодарите хором водителя вашего автобуса.

На первом сборе вожатый вместе с ребятами определяет законы жизни отряда. Их не должно быть много. Главное – они должны нацеливать ребят на взаимоуважение, заботу друг о друге, взаимопомощь.

Законы жизни отряда.

1.Закон правды: запомни правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь правдив.

2.Закон добра: будь добр к ближнему и добро вернётся к тебе.

3.Закон заботы: прежде чем требовать внимания к себе, прояви заботу к окружающим людям. Помни об их интересах, нуждах, потребностях.

4.Закон любви: любовь – одно из древнейших и наиболее уважаемых чувств, не стесняйся её.

5.Закон милосердия: тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слёзы на глазах. Не забывай о них.

6.Закон памяти: народ, забывший свою историю, умрёт. Помни о своём народе и своей истории.

7.Закон уважения: хочешь, чтобы уважали тебя, уважай человеческое достоинство других.

8.Закон старости: помни, старость уважается у всех народов, будь цивилизован.

9.Закон свободы: каждый человек хочет быть свободен, и, отстаивая свою свободу, не забывай о свободе другого человека.

10.Закон чести: вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о силе своего духа, долге, благородстве, достоинстве.

Отрядный уголок

Оформление отрядного уголка венчает процесс знакомства. В нём должно быть отражено:

-название отряда;

-эмблема;

-девиз;

-отрядная песня;

-список отряда с поручениями;

-план работы отряда в форме «плана-сетки».

Лучше, если он будет иметь название: «День за днём», «Это в наших руках», «Наши планы» и т.д. В нём обязательно должны присутствовать рубрики:

-«Решение сбора отряда»;

-«Им отряд говорит спасибо!»;

-«С Днём рождения!».

С первого дня отряд начинает готовиться к открытию лагерной смены. Сообща продумываются и утверждаются атрибуты отряда.

Решив самые первые, неотложные проблемы, необходимо приступить к планированию отрядной жизни, скомплектовать звенья, оборудовать отрядное место, провести выборы актива, а также, как можно быстрее, познакомить ребят друг с другом. Для чего рекомендуется:

-провести игры на знакомство, отрядные дела, ориентированные на взаимодействие детей в минигруппах и т.д.

-добиться создания у детей ощущения комфорта, уюта;

-привить ребятам навыки выполнения распорядка дня, соблюдения необходимых санитарных норм и режимных требований;

-выработать правила жизни отряда;

-сформировать у детей представление о том, какими возможностями располагает ваш лагерь, для их личностного и физического развития и отдыха;

-разработать план жизни отряда и подготовить предложения для включения в план общелагерных дел;

-дать полную информацию о расположении наиболее важных административных и хозяйственных подразделений, помимо тех, что уже удалось осмотреть уже в первый день смены, о правилах поведения, пользования тем или иным инвентарём.

Отрядные дела в организационный период могут быть самыми разнообразными по форме, но по своему содержанию должны включать в себя:

1.Оборудование отрядного места.

2.Сбор отряда по определению и утверждению правил жизни и разработки комплекса атрибутов отряда.

3.Разработку плана деятельности отряда.

4.Формирование структуры отряда, выборы органа самоуправления.

5.Оформление отрядного уголка.

6.Игры на знакомство.

7.Вечер знакомств.

8.Подготовка отряда к празднику открытия смены.

П. Основной период

Чем слаженно и эффективно пройдёт организационный период, тем легче вам будет работать с детьми в течение всей последующей смены.

Временной интервал, начиная с 4-5 по 20-21 дни, типовой по продолжительности смены, получил общепринятое название основной период.Основной период – это сплошной калейдоскоп всевозможных мероприятий, игр, состязаний, конкурсов, трудовых и творческих дел, походов, вечерних костров и много, много другого.

При планировании и организации дел основного периода вожатому предстоит решить следующий комплекс задач:

-обеспечить многообразие видов деятельности и сфер общения детей;

-учитывать при подготовке и проведении различных отрядных и общелагерных дел эмоциональное состояние детей, их половые и личностные особенности;

-ориентировать каждое досуговое дело на развитие духовных и нравственных ценностей, утверждение здорового образа жизни, позитивного настроения участников;

-содействовать развитию творчества и самодеятельности детей;

-обучать детей навыкам совместной работы через использование методики коллективного взаимодействия;

-корректировать межличностные и групповые отношения и взаимодействия;

-осуществлять активное оздоровление детей с максимальным использованием природно-климатических факторов и материально-технических возможностей лагеря;

-содействовать изменению социального статуса детей в отряде и качества межличностных отношений через организацию работы органов самоуправления;

-формировать и укреплять традиции отряда и лагеря.

Возьмите для себя за правило при работе с детьми:

*стимулировать индивидуальное творчество;

*создавайте атмосферу коллективизма;

*не разрушайте ощущение соучастия (поддерживайте авторство идей и ощущение важности роли каждого в общем деле – пусть все дети уедут домой с чувством собственной состоятельности и уверенности в себе).

Базой основного периода в отряде являются коллективные творческие дела (КТД).

 

Этапы разработки и выполнения КТД можно представить следующим образом:

1.Предварительное проектирование («ядро»+актив).

2.Обсуждение проекта и планирование деятельности («ядро»).

3.Распределение ответственности, подготовка и проведение КТД («ядро»+ весь отряд).

4.Совместное подведение итогов дела и ближайшее последействие (весь отряд).

5.Моделирование нового КТД («ядро» может быть другим или обновлённым).

Под коллективным творческим делом может пониматься и сбор лекарственных трав, и различные работы на территории лагеря, и проведение соревнований по ловле рыбы, организация фестиваля сказочных героев и др. Словом, любое дело, которое отряд считает целесообразным, интересным, необходимым.

О некоторых формах мероприятий основного периода.

Наиболее распространены и популярны в лагерях различные творческие конкурсы ) эрудитов, КВН, красоты, рыцарский турнир и т.д.).

Конкурс– это соревнование для выявления лучших из числа участников.

При организации любого творческого конкурса нужно помнить о главных составляющих успеха:

1)находчивый, эрудированный, красноречивый, «яркий» ведущий;

2)интересные задания;

3)оригинальные призы;

4)музыкальное оформление и сопровождение;

5)уважаемое и компетентное жюри;

6)соответствующее художественное оформление, создающее праздничную атмосферу;

7)готовые атрибуты конкурса;

8)помощники ведущего;

9)болельщики (зрители);

10)номера для заставок.

Спортивные соревнования – это потребность детского организма, и общее условие полноценного физического развития.

Спортивные состязания могут быть самыми разнообразными. Это волейбольные, футбольные, теннисные, шахматные и другие турниры, игры-эстафеты, олимпиады, личные первенства по отдельным видам спорта и т.д.

Открытие и закрытие спортивных состязаний желательно сопровождать торжественными церемониями (см. таблицу 11).

Аукцион. В последнее время проведение творческих аукционов стало популярным. Они заключаются в том, что «на продажу» выставляются определённые ценности (как материального, так и не материального характера).

Это могут быть самые различные предметы, ценные, значимые для ребят отряда или всего лагеря. Например: новая песня, игра, поделки, пирог, что-то ещё интересное или нужное ребятам.

Каждый предмет, выставляется на аукцион, носит название «лот». На аукционе в качестве «денег» — количественной меры условной стоимости лота – используются разнообразные знания и умения, практически демонстрируемые детьми в процессе хода аукциона и оцениваемые определённым количеством условных баллов. Так, например:

*пословицы и поговорки – 3 балла;

*народная примета – 4 балла;

*куплет песни – 3 балла;

*название сказки, фильма -2 балла;

*танец, стихотворение и т.д.

Характерным атрибутом аукциона является гонг (металлическая пластина и молоток).

Аукционом руководит ведущий, который объявляет правила и предоставляет предлагаемую «для продажи» ценность. Для подсчёта количества баллов назначается жюри. Жюри сообщает ведущему сведения о том, кто приобрёл право на «владение» тем или иным лотом для публичного оповещения участников и зрителей.

Отрядная свеча – это своеобразное подведение итогов дня, когда за 30-40 минут до отбоя весь отряд собирается вместе.

Основное назначение «свечки» — снятие накопившихся за день негативных эмоций, психическая релаксация детей перед сном, подготовка к отбою.

Определённые правила ведения свечки:

1.Все: дети и вожатые садятся в правильный круг.

2.Сидеть дети должны удобно, на расстоянии, комфортном для общения.

3.В кругу говорит только один человек.

4.Высказываться может каждый (или по кругу, или подняв руку и взяв передаваемый предмет).

5.При обсуждении ситуаций, событий прожитого дня лучше всего сделать акцент на том, что хотелось бы улучшить, изменить. Нельзя при этом переходить на обсуждение личности конкретного ребёнка.

6. «Свечку» ведёт вожатый. Во время «отрядной свечки» ни в коем случае не следует обсуждать проблемные и конфликтные ситуации, распределять поручения на следующий день. Это время использовать для задушевной песни, разговора на эмоционально-нейтральную, но интересную ребятам тему, для определения позитивных моментов прожитого дня, построения перспективы развития отрядной жизни. Очень хорошо, если в центре круга будет гореть костёр или свечка. Но это зависит от условий конкретного лагеря.

Родительский день

В жизни каждого лагеря есть день, который является предметом особого волнения для вожатого, для детей и их родителей. Поэтому он так и называется – Родительский день.

Приезд родителей или других близких родственников в лагерь – это праздник для ребят и очень сложный день для вожатого. Заранее необходимо продумать свои действия в этот день, быть готовым к возникновению различных нестандартных ситуаций: к неожиданным вопросам, претензиям, пожеланиям – указаниям со стороны родителей или резко изменившемуся в их присутствии поведению детей.

Однако по ряду причин родители могут приехать не ко всем детям. Именно они и должны стать предметом вашей заботы и внимания. Для многих ребят это является сильным травмирующим фактором. Обратите самое серьезное внимание на их эмоциональное состояние. Найдите время поговорить с каждым ребёнком, сделайте всё возможное, чтобы он не почувствовал себя забытым и одиноким.

Главные критерии вашего поведения в родительский день:

-любая информация, сообщаемая вами родителям об их ребёнке, должна быть хорошо осмысленной, всесторонне взвешенной. В сложных случаях предварительно посоветуйтесь со старшими коллегами, помня хорошо известную заповедь Гиппократа: «Не навреди!»;

-не занимайтесь излишним захваливанием или, наоборот, глубокой критикой, откровенными жалобами;

-разговаривайте с родителями спокойно, в уважительной, любезной форме;

-в случае предъявления с их стороны к вам или лагерю в целом каких-либо претензий, внимательно, с озабоченностью, с пониманием беспокойства выслушайте родителей, пообещайте (и обязательно сделайте это) разобраться с появившимися проблемами (самостоятельно или с помощью коллег);

-в случае возникновения конфликтной ситуации с кем–либо из близких детей вашего отряда, которую вы не можете решить самостоятельно, проявите инициативу – предложите гостям совместно обратиться к администрации лагеря для решения спорного вопроса. В этих обстоятельствах ведите себя достойно, с уважением к оппоненту и к себе. Проявите выдержку, будьте сдержаны.

Таким образом, важно, чтобы этот день остался в памяти как детей, так и родителей очень добрым, тёплым, радостным событием в жизни каждой семьи.

Вполне возможно, что родители и дети захотят побыть наедине. Есть определённые правила, которые вожатый должен соблюдать в Родительский день и предварительно познакомить с ними всех детей отряда.

1.Для того чтобы ребёнку пойти на встречу с родителями на территории лагеря, один из родителей должен написать заявление соответствующего содержания на имя вожатого.

2.Во всех иных случаях родители должны написать заявление на имя директора лагеря и уже с его визой передать вожатому. Только после этого вожатый может отпустить ребёнка с ними. В заявлении обязательно должно быть указано время, до которого родители забирают ребёнка из лагеря.

3.Напомните детям о том, что они должны проинформировать вас о своём возвращении в отряд.

4.Зафиксируйте для себя время, когда дети должны вернуться в отряд. В случае задержки проинформируйте об этом администрацию лагеря.

5.На следующий день проверьте, не остались ли у детей скоропортящиеся продукты, которые могут стать источником инфекций или пищевых отравлений (иногда, особенно в жаркую погоду, имеет смысл сделать это уже тем же вечером).

Многие дети очень болезненно переживают момент прощания, расставания со своими близкими. В родительский день почти неизбежны грусть и слёзы. Чтобы порадовать ребят, изменить их настроение, проведите весёлое отрядное дело, организуйте интересные игры. Перед отбоем можно поговорить по душам на интересующую ребят тему. При этом важно, чтобы никто не «уходил в себя», не оставался в стороне от общего разговора.

Заключительный период

Подошёл конец смены. До её закрытия остаётся всего несколько дней. Сейчас, когда так хочется отдохнуть, начинается самое главное. Ведь вы должны не только сохранить у ребят ощущение радости от пребывания в лагере, но и параллельно начать готовиться к заезду новой смены.

В этот период вожатому необходимо сосредоточиться на следующих задачах:

*осуществить подведение итогов жизни отряда и оценку личностного роста его членов;

*проанализировать результаты деятельности отрядных органов самоуправления;

*оформить совместно с ребятами отрядные ритуалы;

*оказать детям индивидуальную помощь в преодолении кризиса расставания и предстоящего возвращения домой;

*проанализировать с различных позиций свою работу: отметить лучшее; выявить сложности; определить пути их устранения в будущем; зафиксировать и подумать, как использовать в дальнейшем творческие находки смены, приобретенные профессиональные умения и др.

Самое время подумать над тем, чтобы подготовить каждому члену отряда грамоту или именной дипломчик. (вставить примерные).

Главное, чтобы никто не уехал не отмеченным, обойдённым вниманием.

За два дня до отъезда начинайте постепенно сдавать или подготавливать к сдаче инвентарь, который получили ранее для отряда. Давайте задание звеньевым проверить, чтобы все ребята сдали в пункт проката игрушки, спортинвентарь, книги в библиотеку, собрали и проверили все свои личные вещи. В жилых корпусах остается только самое необходимое. Особое внимание нужно обратить на мелкие, но достаточно ценные вещи: часы, наушники, плееры, мобильные телефоны и т.д., а также предметы одежды, чтобы в последний день не было лихорадочных поисков утерянного.

И, наконец, пожалуй, самое грустное – это час расставания. Поэтому заранее необходимо организовать обмен адресами, телефонами. Как правило, эта процедура откладывается на потом, и многие ребята не успевают их записать, другие – запишут на случайный листочек, в спешке спрячут, а потом не могут найти, что приносит им впоследствии немало огорчений.

Для ребят, которые желают встретиться в городе, необходимо помочь определиться с возможным местом встречи и временем.

Наконец чемоданы уложены… Пора в дорогу. Прощай, весёлое лето, весёлая смена, новые друзья и любимый вожатый!

 

Организация режимных моментов.

Режим требует от вожатого очень чёткой организации жизнедеятельности отряда. Он предусматривает разумное, рациональное распределение бюджета времени отдыхающих детей при условии оптимального сочетания их интересов и нормативно установленных требований к организации работы лагеря.

Режим дня – это определённый порядок чередования различных видов деятельности детей и необходимых бытовых функций (еда, сон, личная гигиена и т.д.), который формирует определённый уклад жизни детского оздоровительного центра.

Режим дня лежит в основе планирования жизни детского оздоровительного центра в целом и каждого отряда в отдельности. Поэтому он несёт в себе важное организующее начало и одновременно в нём заложен большой воспитательный эффект.

Но, излишняя заорганизованность приводит к тому, что отдых для детей становится тяжким трудом. Именно из-за «режима» дети зачастую не хотят ехать в лагерь.

Независимо от того, в каком конкретном оздоровительном центре вы будете работать, важно знать, что принятый режим дня должен быть дифференцирован в зависимости от:

-возраста детей;

-метеорологических условий;

-физиологического состояния детей.

С учётом этих факторов в утверждённый распорядок дня могут быть внесены соответствующие изменения.

Подъём

Ни для кого не секрет, что часть детей легко просыпается и без затруднений встаёт. Но есть такие дети, которые могут проспать до обеда, если вы их не разбудите. Таких «лежебок» начинайте будить первыми. Пока все ребята встанут, у них ещё есть время немного подремать.

Не забывайте о том, что настроение, с которым человек поднимается, создаёт ему настрой на весь последующий день. Поэтому вожатый должен быть требовательным, но в то же время весёлым, приветливым, терпеливым, внимательным.

Не забывайте также о том, что причиной «сонливости» зачастую бывает плохое самочувствие, переутомление, плохое настроение. В отдельных случаях необходимо посоветоваться с медработниками, в других – пересмотреть формы отрядных мероприятий. Но при этом мы с вами знаем о том, что если нас ждут интересные, увлекательные дела, то сон как рукой снимает.

Юмор, доброта, внимание в сочетании с разумной требовательностью, настойчивостью и находчивостью помогут вам сделать подъём в отряде желанным и бодрым.

Зарядка

В самом термине «зарядка» заложен особый энергетический смысл. Именно зарядка помогает окончательно проснуться, сбросить с себя остатки сна, размять мышцы, получить необходимый заряд бодрости на весь день.

Успешность организации утренней зарядки определяется несколькими компонентами. Главные из них:

-хорошо подобранный комплекс упражнений;

-музыкальное оформление;

-чёткая организация процедуры начала и окончания зарядки;

-творческая сторона. Например:

Начало: По порядку стройся в ряд!

На зарядку все подряд!

Левая!

Правая!

Бегая!

Плавая!

Мы растём смелыми!

На солнце загорелыми!

Затем каждому выполняемому упражнению предшествует своё объяснение.

(вставка)

Для ребят постарше можно предложить обыграть комплекс упражнений по-другому. Например: как будут делать эти упражнения лесорубы, космонавты и так далее. Смелее импровизируйте! Для более старших ребят проводите зарядку в форме аэробики, ритмики, желательно с использованием специального музыкального сопровождения.

При организации зарядки важно помнить о том, что некоторые дети отличаются от других по своим физическим данным (более полные, худые и т.д.) Они часто комплексуют из-за этого. И по этой причине отказываются выходить на зарядку. Возможно, вам в таких случаях целесообразнее проводить зарядку раздельно для девочек и мальчиков или поговорить с ребёнком, помочь ему преодолеть свою излишнюю и в значительной мере надуманную стеснительность.

Окончание зарядки: «Здоровье в порядке,

Спасибо зарядке».

К организации зарядки предъявляются обязательные требования:

— время проведения зарядки составляет 10-15 минут;

— зарядка проводится на открытом воздухе;

— во время дождливой погоды зарядка проводится в хорошо проветриваемом помещении.

Организация питания

Следите за тем, чтобы ребята мыли руки перед приёмом пищи. Уточняйте меню. Если в отряде есть дети, у которых есть противопоказания к приёму отдельных продуктов, обязательно проверяйте, чтобы им была предоставлена полноценная замена. Обращайте внимание на качество пищи. Следите за дисциплиной в столовой. Не забудьте поблагодарить дежурных и работников пищеблока за хорошую работу. Например:

«Спасибо нашим поварам

За то, что вкусно варят нам» и т.п.