Министерство образования
Тверской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Калязинский колледж»
Дошкольное образования
Курсовая работа
по методике организации продуктивных видов деятельности
«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА»
Калязин
2018
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты педагогической оценки в воспитании детей дошкольного возраста. 5
1.1 Виды оценок и их использование в дошкольных образовательных учреждениях. 5
1.2 Функции педагогической оценки 9
1.3 Методический материал для работы с дошкольниками 11
Глава 2 .Эксперимент 13
2.1 Содержание и методика экспериментальной работы. Констатирующий этап 13
Заключение 24
Список использованной литературы 25
Приложение 1 27
«Дидактический материал» 27
Приложение №2 28
«Оценочные карты, используемые на практике» 28
ВВЕДЕНИЕ
Согласно Конвенции о правах ребенка, «ребенок»- это личность, не достигшая совершеннолетнего возраста, восемнадцати лет. Как нам известно, к педагогике раннего развития относят малышей до трех лет, а с трехлетнего возраста до семи лет ребенок является «объектом» научного исследования дошкольной педагогики .[9]
Период дошкольного возраста – это продолжительность активного освоения социального пространства, когда происходит познание мира. В данное время дошкольник изучает мир человеческих отношений, общается со сверстниками, близкими и взрослыми посредством игры. Именно на этой возрастной стадии закладывается «фундамент» для дальнейшего развития: познаются знания об окружающем мире, формируются привычки и навыки, усваиваются определенные ценности.
Для детей дошкольного возраста характерна психическая, эмоциональная, физическая, и экономическая зависимость от взрослых. Данная тема является актуальной, ведь именно общение с взрослыми играет огромную роль в развитии дошкольника. Дошкольник – это целая «вселенная» со своей позицией, мнением, взглядами и стремлениями. Значимым в деятельности дошкольников является игра. Ребенок – дошкольник – это личность в стадии становления, он проходит период первоначального складывания личности.[18]
В работах российских психологов А.Н.Леонтьева; Л.С.Высотского; А.В.Запорожца; М.Лисиной наглядно показан психологический портрет дошкольника. В данных работах психологи подчеркивают яркое проявление чувств, импульсивность дошкольника, повышенную эмоциональность. Дети познают мир посредством образов, звуков и красок. Они нуждаются в ласке и привязанности. Работая с дошкольниками, педагог в общении с детьми должен учитывать сдержанность эмоций в сочетании с открытостью, мягкостью манеры разговора.[10]
экологическое образование детей дошкольного возраста в ДОУ.
... в экологическом образовании детей дошкольного возраста; 3. организована работа с родителями по экологическому образованию детей дошкольного возраста. Задачи исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме интеграции в экологическом образовании дошкольников. 2. ...
Целью данной работы является раскрытие педагогической оценки и ее влияние на психическое развитие у детей дошкольного возраста.
Исходя из цели, обозначим сопутствующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты педагогической оценки в воспитании детей дошкольного возраста;
2. Охарактеризовать виды оценок, и их использование в ДОУ;
3. Рассмотреть функции педагогической оценки;
4. Ознакомиться с методическими пособиями для работы с дошкольниками;
5. Проанализировать;
6. Провести эксперимент.
Объектом исследования в данной курсовой работе является педагогическая оценка.
Предметом исследования является влияние педагогической оценки на психику дошкольника.
Методы исследования – изучение педагогической оценки, получение теоретической информации о ней в целях установления закономерности данной оценки.
Данная курсовая работа состоит из введения, теоретической и практической части, выводов, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические аспекты педагогической оценки в воспитании детей дошкольного возраста.
1.1 Виды оценок и их использование в дошкольных образовательных учреждениях.
Педагогическую оценку можно отнести к методам поощрения и наказания, другими словами положительное и отрицательное суждение педагога о деятельности и действиях дошкольника в форме одобрения, похвалы, порицания, замечания и прочее.[1]
Педагогическая оценка педагога:
1) Способствует становлению трудолюбия;
2) Способствует формированию чувства долга у дошкольника;
3) Разграничивает особенности эмоционального состояния дошкольника, мотивирует его действия;
4) Позывает к возможности в воспитании доброжелательного отношения к окружающим.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что трудно переоценить значимость педагогической оценки в формировании и развитии личности дошкольника. Однако практика показывает, что педагоги дошкольных учреждений часто не предполагают, к каким последствиям может привести использование того или иного вида оценки.
Рассмотрим более подробно виды оценок, часто встречающиеся в практике:
1) Прямая оценка. Данный вид оценки адресован объекту воспитания. Она заключается в конкретном указании на правомерность поступка и его недопустимость или же на отношение к личности дошкольника. Согласно форме оценки она бывает как положительной, так и отрицательной.
Согласно выводам ученых положительная оценка позывает у дошкольника чувство эмоционального благополучия, радостного переживания соответствия своего поведения предъявляемым к нему требованиям. Педагог, одобряя успехи и достижения дошкольника в процессе овладения новыми формами поведения, формируют у него волевое усилие и уверенность. Так, например, В.В. Давыдов, изучающий волю детей дошкольного возраста, утверждает о том, что:
Возрастная шкала оценки психического развития детей
... 87 и менее баллов проводят индивидуальное углубленное обследование. Возрастная шкала оценки психического развития детей Возраст (месяцы) Факторы психического развития (1) 1. Произносит 20 и более ... складываются и делятся на 6, таким образом определяется ВПР — реальный возраст психического развития ребенка в месяцах, соответствующий всем шести показателям. Далее по формуле рассчитывается коэффициент ...
— В то время когда дошкольник предвидит успех, проявляется волевое усилие;
— Для преодоления «неуспеха» в какой-либо ситуации даже взрослому человеку нужна большая сила воли, нежели дошкольник у которого воля находится на стадии развития .
Соответственно, дети дошкольного возраста справиться с этим не смогут. Конечно, педагоги со своей стороны должны помочь ребенку обрести уверенность, показать успех и вызвать тем самым радостные моменты. Всему этому способствует прямая положительная оценка. Для положительной оценки характерны стимулирующая и ориентирующая функции. Для того чтобы быть на уровне требований, предъявляющимися к процессу общения «дошкольник-взрослый», поведение дошкольника и его деятельность корректируются и оцениваются. Положительная оценка является посредством ориентации детей в своих знаниях и умениях.[2]
2) Косвенная оценка. Данная оценка характеризуется как выражение порицания или одобрения поступков и моральных качеств человека. Косвенная оценка играет значимую роль в воспитании детей дошкольного возраста. Мышление ребенка носит наглядный образный и действенный характер. Увидев на примере образца, что ему предстоит делать самому, он имеет возможность обратить внимание на собственное поведение, сравнить его с поведением другого человека, и таким образом, осознать свои как положительные, так и отрицательные качества. Воспринимая какие-либо проявления достоинств у других, ребенок «примеривается» к ним и к той оценке, которую им дают. Это вызывает эмоциональное положительное отношение к «примериваемым» образцам, что обладание такими достоинствами даст ему возможность гордиться собой. («Я тоже так сделаю, и меня похвалят!»)
3) Предвосхищающаяся оценка. Данный вид оценки содержит личностную оценку, влияющую на эмоциональное благополучие ребенка, на его отношение к сверстникам. Положительная предвосхищающая оценка вызывает желание у дошкольника выполнять поручение педагога («Я уверена, ты выполнишь мою просьбу»), укрепляет уверенность в своих силах и правдивости совершаемых поступков, то есть, выполняет стимулирующую функцию…
Заключение
Педагогическую оценку можно отнести к методам поощрения и наказания, другими словами положительное и отрицательное суждение педагога о деятельности и действиях дошкольника в форме одобрения, похвалы, порицания, замечания и прочее.
В ходе работы были рассмотрены виды педагогической оценки и функции с наглядными примерами. Также были рассмотрены теоретические аспекты педагогической оценки.
Согласно заданию был проведен эксперимент. В нем были использованы психологические игры для детей дошкольного возраста, направленные на воспитание, понимание, внимание, поведение в коллективе и прочее.
В проведении эксперимента также были использованы наглядные пособия. Мы считаем, что они позволяют дошкольникам представить себе идеальный образец действия, иными словами его наглядную модель. Эти дидактические пособия выполнены в виде оценочных карт, где схематически изображены последовательности действий и требование к их качеству.
Поставленная цель и задачи выполнены в полном объеме.
Список использованной литературы
1. CD-ROM. Как провести оценку индивидуального развития детей от 4 до 7 лет в рамках педагогической диагностики. Методика и диагностический инструментарий. ФГОС ДО. — Москва: Гостехиздат, 2016. — 798 c.
История развития психологии педагогического образования
... способностей (сенсорных, интеллектуальных, моторных); — теоретическая разработка психологических проблем профессионального обучения. История развития психологии педагогического образования. В истории развития психологической проблематики по профессиональному образованию выделяется три периода. ...
2. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. — Спб.: Международная Академия Психологических наук, 2016. — С. 78с.
3. Берк, Л.Е. Развитие ребенка: моногр. / Л.Е. Берк. — М.: Питер, 2017. — 498 c.
4. Боссарт, А. Б. Парадоксы возраста или воспитания: моногр. / А.Б. Боссарт. — М.: Просвещение, 2015. — 787 c.
5. Давыдов В.В. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений . — М.: Издательский центр «Академия», 2017. — С. 118-127.
6. Добрович, А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения / А.Б. Добрович. — Москва: Наука, 2015. — 208 c.
7. Женило, М. Ю. Детский сад от А до Я. Книга руководителя, воспитателя, психолога ДОУ / М.Ю. Женило. — М.: Феникс, 2016. — 416 c.
8. Инструменты в картинках. Наглядное пособие для педагогов, логопедов, воспитателей и родителей. — М.: ГНОМ и Д, 2017. — 644 c.
9. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989″ от 15.09.1990 Собрание законодательства Российской Федерации.
10. Лизинский В.М. Общие подходы к диагностике. — М.: Академия, 2015. — 178с..
11. Люблинская, А.А. Воспитателю о развитии ребенка / А.А. Люблинская. — М.: Просвещение; Издание 2-е, испр., 2017. — 256 c.
12. Малышева, А. Н. Аппликация в детском саду. В помощь воспитателям и родителям / А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева. — М.: Академия Развития, Академия Холдинг, 2015. — 144 c.
13. Макарова, Л.П. Аттестация педагогических работников. Модель, формы и критерии оценки профессиональной деятельности. Шаблоны и презентации в мультимедийном приложении (+ CD-ROM) / Л.П. Макарова. — М.: Учитель, 2017. — 493c.
14. Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Пособие для воспитателей детского сада / З.А. Михайлова. — М.: Просвещение, 2017. — 909 c.
15. Молодцова Н.Г. Практикум по педагогической психологии / Наталья Геннадьевна Молодцова. — М.: Питер, 2017. — 184 c.
16. Подымова, Л. С. Психолого-педагогическая инноватика. Личностный аспект / Л.С. Подымова. — М.: Московский педагогический государственный университет, Прометей, 2018. — 208 c.
17. Психология и педагогика. — М.: Центр, 2015. — 256 c.
18. Психология и педагогика. Пространства взаимодействия. — М.: НИИ школьных технологий, 2015. — 400 c.
19. Психология педагогического взаимодействия / Под редакцией Я.Л. Коломинского. — М.: Речь, 2018. — 240 c.
20. Тамберг, Ю.Г. Как научить ребенка думать: Учебное пособие для родителей, воспитателей и учителей / Ю.Г. Тамберг. — М.: СПб: Михаил Сизов, 2018. — 320 c.
21. Фис, Шарлотта Дети и страх. Советы родителям, воспитателям и детям / Шарлотта Фис. — М.: Гала — Издательство, 2016. — 208 c.
Психология одаренных детей
... решения проблем). Проблема детской креативности в детской психологии. (дошкольник – младший школьник). Юрькевич «одаренные дети». Высокий уровень познавательного интереса как критерий одаренности. Методики на определение ...