Примерная тематика курсовых проектов
Учебная дисциплина не предполагает выполнение курсового проекта
В ходе текущего контроля используются следующие оценочные средства: доклад, конспект, реферат (в качестве отработки), контрольная работа (тест).
Показатели и критерии оценивания доклада
Критерии | Показатели | Баллы |
Качество содержания | Глубина раскрытия темы. Отсутствие предметных ошибок. | 1 1 |
Форма представления информации | Последовательность изложения. Соблюдение регламента. Взаимодействие с аудиторией. Наглядно сопровождение. | 1 1 1 1 |
ИТОГО: | 6 |
Показатели и критерии оценивания конспекта
Критерии | Показатели | Баллы |
Качество содержания конспекта | Содержание источников отражено полностью. Соответствует структуре конспекта. | 2 3 |
Форма представления информации | Есть признаки преобразования информации (схемы, таблицы, диаграммы и пр.).
Изложение аргументировано |
0,5 0,5 |
Оформление | Соответствует требованиям. Объем конспекта ≤ 1/3 конспектируемого источника. | 1 1 |
Своевременность сдачи | Своевременно сдано. Сдано с опозданием. | 2 0 |
ИТОГО: | 10 |
Показатели и критерии оценивания реферата
Критерии | Показатели | Баллы |
Использование источников | Использованы все или большинство рекомендуемых источников. Использовано менее половины рекомендуемых источников, не использованы рекомендуемые источники. | 1 0 |
Анализ использованных источников | Проведен анализ всех использованных источников. Проведен анализ некоторых использованных источников. Нет анализа использованных источников. | 1 0,5 0 |
Соблюдение структуры реферата | Рекомендованная структура выдержана. Рекомендованная структура выдержана частично. Рекомендованная структура не выдержана. | 1 0,5 0 |
Выделение главного | В тесте выделено главное. В тесте не выделено главное. | 1 0 |
Формулирование выводов | Выводы сформулированы и соответствуют цели реферирования. Выводы сформулированы и соответствуют цели реферирования частично. Выводы отсутствуют или не соответствуют цели реферирования. | 1 0,5 0 |
Качество оформления | Соответствует требованиям. Соответствует требованиям частично. Не соответствует требованиям | 1 0,5 0 |
ИТОГО: | 6 |
Показатели и критерии оценивания контрольной работы
Критерии оценки выполнения задания | Показатели | Баллы |
Правильность | Задание выполнено верно Задание выполнено не верно | 0,5 0 |
Развернутость ответа | Ответ развернутый. Ответ предельно лаконичный | 0,5 0 |
Предметная грамотность | Верно использованы термины, нет ошибок в изложении предметного содержания. Есть многократные ошибки в использовании терминологии. | 0,5 0 |
Логико-структурное построение ответа | Ответ структурирован, нет логических ошибок. Ответ плохо структурирован и/или есть логические ошибки. | 0,5 0 |
ИТОГО ЗА ОДНО ЗАДАНИЕ: | 2 |
Показатели и критерии оценивания теста
Критерии оценивания | Показатели оценивания | Баллы |
Верность выполнения задания теста | В тестовом задании на выбор одного правильного ответа из четырех предложенных выбор осуществлен верно. | 1 |
Контрольные задания и (или) материалы, необходимые для оценки знаний, умений и навыков
Список тем для подготовки докладов:
1. Предыстория психодиагностики. Истоки психодиагностики как науки.
2. Вклад Ф. Гальтона, Дж. Кеттелла, А. Бине, Ч. Спирмена в развитие психодиагностики.
3. Развитие психодиагностики в ХХ веке.
4. Отечественные работы в области психодиагностики .
5. Понятие психодиагностики. Предмет и структура психодиагностики. Психодиагностические задачи (и ситуации психодиагностики в целом).
6. Понятие о психологическом диагнозе. Психодиагностический процесс.
7. Нормативные предписания разработчикам и пользователям психодиагностических методик.
8. Понятие о психодиагностическом методе.
9. Подходы к классификации психодиагностических методов.
10. Характеристика основных методов психодиагностики.
11. Технология создания методик.
12. Понятие о стандартизации психодиагностической методики. Стандартизация по процедуре и по оценке результатов. Требования к стандартизации.
13. Надежность методики и ее виды.
14. Понятие о валидности. Виды валидности.
15. Репрезентативность тестовых норм.
16. Черты личности. Виды личностных тестов.
17. Формы вопросов и представление результатов.
18. Личностные опросники, их достоинства и недостатки.
19. Проблема достоверности личностных опросников.
20. Факторы, детерминирующие ответы на вопросы.
21. Характеристика основных личностных опросников.
22. Общая характеристика и классификация проективных методов.
23. История развития и обоснования проективного метода.
24. Концепции проекции в обосновании проективного подхода.
25. История исследований психологии способностей.
26. Направления и задачи научной разработки проблемы способностей.
27. Тесты специальных способностей
28. Подходы к определению интеллекта.
29. Модель интеллекта Ч. Спирмена.
30. Модель интеллекта Л.Терстоуна.
31. Модель интеллекта Д. Гилфорда
32. Модель интеллекта Р.Кеттелла
33. Тесты интеллекта.
34. Объект психодиагностики мотивации. Измерение мотивации достижения.
35. Методики диагностики мотивационной сферы личности
36. Самосознание как объект психодиагностики.
37. Методики диагностики самосознания.
38. Достоинства и недостатки различных классов методик психодиагностики межличностных отношений.
39. Общая характеристика методик психодиагностики межличностных отношений.
Список тем для подготовки рефератов:
Тот же
Дополнительные темы для рефератов
- Психодиагностика способностей.
- Психодиагностика мотивации.
- Психодиагностика межличностных отношений.
- Психодиагностика самосознания.
- Психодиагностика ценностей.
- Методы диагностики морального развития.
- Психодиагностика характера.
- Психодиагностика темперамента.
- Психодиагностика эмоциональной сферы.
- Методики рисуночной фрустрации.
- Психодиагностика и метод экспертных оценок.
- Проективные методы: возможности и перспективы использования.
- Личностные опросники: возможности и перспективы использования.
- Диагностика эмоционального и когнитивного развития с помощью теста Силвер.
- Использование психодиагностических методик при профориентации.
- Диагностика эмоциональных состояний, влечений и потребностей с помощью теста Сонди.
- Методика рисуночных метафор «Жизненный путь»: возможности и перспективы использования.
- Возможности и перспективы использования компьютерного тестирования.
- Диагностика творческих способностей.
- Диагностика специальных способностей.
- Тесты достижений и критериально-ориентированные тесты.
- Проективные методы в работе с детьми.
- Психодиагностика младенцев и дошкольников.
- Идиографический подход к диагностике индивидуальности.
- Возможности тестов умственного развития в решении школьных проблем.
- Сравнительный анализ разных методов диагностики психологической готовности к школе.
- Диагностика и коррекция личностной тревожности школьников.
- Диагностика и учёт основных свойств нервной системы школьников в процессе обучения.
Список литературы для конспектирования
- Психодиагностика: учебник / Бурлачук Л.Ф.. — СПб.: Питер, 2010.-384 с.
2. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – СПб: Изд.– во «Речь», 2002.
3. Психодиагностика / Забродин Ю.М., Пахальян В.Э.- М.: Эксмо, 2010.
4. Психодиагностика: Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича и Е. М. Борисовой. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд.-во НПО «МОДЭК», 2001. 368с.
5. Психологическая диагностика: Учебник для вузов / Под ред. М.К. Акимовой и К.М.Гуревича. — СПб.: Питер, 2007.
Список вопросов для контрольной работы (для каждого практического занятия)
Практическое занятие № 1. История становления и перспективы развития психодиагностики
Каковы истоки психодиагностики как науки? Назовите основные этапы в развитии психодиагностики. Кто из отечественных учёных внес существенный вклад в развитие психодиагностики?
Проанализируйте причины негативных установок по отношению к тестам в России и за рубежом. Приведите характеристику тестов, созданных в ХХ веке, названия которых были даны на лекции.
Практическое занятие № 2. Психодиагностика как наука
Какие формулировки предмета психологии предлагали советские психологи? Проанализируйте их. Какова структура психодиагностики? Опишите возможные психодиагностические ситуации и требования к методикам в этих ситуациях.
Что такое психологический диагноз и чем он отличается от клинического? Как врач может использовать психологический диагноз?
Что необходимо учитывать на каждом из основных этапов психодиагностического процесса?
Назовите основные методы психодиагностики. Какие типы тестов и опросников Вы знаете?
Практическое занятие № 3. Психометрические основы психодиагностики: основные этапы конструирования теста
Как разработать спецификацию будущего теста? Перечислите требования к разработке заданий? Какие типы заданий используют в личностных опросниках? Назовите основные проблемы, которые возникают при разработке заданий личностных опросников. Каковы требования к оформлению теста? Как провести пилотажное исследование? Как определить дискриминативность заданий теста?
Какова природа тестовых шкал? Объясните. Перечислите необходимые этапы эмпирико–статистической работы при адаптации многомерного переводного теста – опросника. С какой целью адаптируют зарубежные тесты? Что выступает в качестве эталона в дифференциальной психометрике? Как проверить согласованность эмпирического распределения с нормальным? С какой целью это проводится? С какой целью проверяют устойчивость распределения?
Для чего необходима стандартизация психодиагностической методики? Назовите основные требования стандартизации процедуры проведения теста. Какие вы знаете критерии оценки результатов диагностических испытаний? В чём отличие понятия валидности от надёжности? Какие виды валидности и надёжности Вы знаете? Кратко охарактеризуйте их.
Практическое занятие № 4. Личностные опросники
Какие выделяют компоненты черт личности и чем они обусловлены? Какие факторы будут играть доминирующую роль в предсказании поведения конкретных людей в конкретных ситуациях? Чем должна определяться теоретическая релевантность системы шкал? Объясните. Что оказывает искажающее влияние на тестовый балл? Какие используются формы вопросов (утверждений) в личностных опросниках? Какие проблемы возникают при этом? Можно ли доверять тем результатам, которые получают с помощью личностных опросников? Какие факторы детерминируют ответы испытуемых на вопросы?
Приведите классификацию личностных тестов. Назовите достоинства и недостатки личностных опросников. Какие личностные опросники Вы знаете? Кратко охарактеризуйте их.
Практическое занятие № 5. Проективные методы
Можно ли проективную методику считать тестом? Приведите классификацию проективных методов и примеры разных видов проективных методик. Каковы возможности и ограничения в применении проективных методов?
Какова роль стимула в проективном методе? Расскажите о постулатах Д. Кенни, объясняющих взаимосвязь стимул – реакция. Можно ли проникнуть в бессознательное психическое, используя проективные методики?
Назовите основные виды проекции и объясните их.
Назовите основные рисуночные тесты и кратко охарактеризуйте их.
Практическое занятие № 6 Психодиагностика способностей
Проанализируйте различные подходы к пониманию интеллекта. Сравните модели интеллекта Ч. Спирмена, Р. Кеттелла и Л. Терстоуна. Может ли быть измерен интеллект с помощью тестов интеллекта?
Назовите основные области применения тестов способностей. Назовите достоинства и недостатки методик психодиагностики способностей. Какие методики психодиагностики способностей Вы знаете? Кратко охарактеризуйте их.
Практическое занятие № 7 Методики диагностики мотивационной сферы личности.
Назовите достоинства и недостатки методик психодиагностики мотивации. Какие методики психодиагностики мотивации Вы знаете? Кратко охарактеризуйте их.
Какие особенности свойственны людям с Мs и МAF? Какую формулу предложил Дж. Аткинсон для результирующей тенденции достижения? Объясните её. На каких идеях основывается метод измерения мотивации достижения? Расскажите об исследованиях мотивации достижения Дж. Аткинсона и Д. Макклеланда.
Практическое занятие № 8 Методики диагностики самосознания.
Дайте определения понятиям: самосознание, самоотношение, самооценка, Я- концепция. Назовите достоинства и недостатки методик психодиагностики самосознания.
Какие методики психодиагностики самосознания Вы знаете? Кратко охарактеризуйте их.
Практическое занятие № 9 Методики психодиагностики межличностных отношений.
Назовите достоинства и недостатки различных классов методик психодиагностики межличностных отношений. К какому классу методик психодиагностики межличностных отношений относятся следующие методики: Системная батарея тестов для диагностики межличностных отношений (Т. Лири и его сотрудники); Ситуационный тест Р.Бейлса; Методика “Рисунок семьи” В. Хьюлса; Калифорнийский психологический опросник личности (CPI) Дж. Гоуха; Ситуационный тест “Дилеммы узников”; Матрица регистрирования определенных категорий поведения интеракции родитель — ребенок (Mash E., Terdol L., Anderson К.); Цветовой тест отношений А.М. Эткинда; Совместный тест Роршаха – В. Бланшара? Приведите характеристику этих методик.
Дополнительные вопросы контрольной работы
1. Основные цели использования тестов в западной психологии XX столетия.
2. Сравнительный анализ основных аргументов сторонников и противников тестов и тестирования.
3. Раскройте особенности количественного исследования психических процессов в нормальном и патологическом состоянии Г.И.Россолимо.
4. Сравните состояние психодиагностической практики в нашей стране и за рубежом.
5. Дайте определение психологической диагностики как практической деятельности, как научной дисциплины и как искусства. Обоснуйте свои определения.
6. Как подсчитать сырой балл по тестовой методике?
7. Как перевести сырой балл в стандартизированный балл на стандартной шкале?
8. Как измерить надежность психодиагностической методики самым простым способом при минимальных организационных затратах?
9. Как измерить валидность психодиагностической методики самым простым способом при минимальных организационных затратах?
10. Можно ли считать психодиагностику и психометрику (психометрию) тождественными понятиями?
11. Какую психодиагностическую информацию необходимо получить и проанализировать перед тем, как оказывать психологическую помощь?
12. Опишите подходы к определению функций профессиональных психодиагностов?
13. Для чего необходимы этические принципы и правила работы психолога? Назовите те из них, без которых, по вашему мнению, невозможна профессиональная деятельность.
14. Какие типологии психодиагностических задач существуют в настоящее время? Обоснуйте с теоретической и практической точки зрения значение типологий психодиагностических задач.
15. Приведите примеры различных психодиагностических описаний объекта психодиагностики.
16. Сравните различные схемы психодиагностического обследования с точки зрения описания этапов психодиагностического процесса.
17. Составьте психологический автопортрет. Дайте характеристику его основным уровням. В чем заключается цель подобной психодиагностической работы?
Образцы тестовых заданий
1. Кто создал инструмент для измерения индивидуальных различий (тест) и открыл метод корреляции?
а) Дж. Кеттелл
б) А. Бине
в) Ф. Гальтон
г) Ч. Спирмен
2. Заполни пробел:
. . . – автор первой теории организации интеллекта, основанной на статистическом анализе показателей тестов. Создатель двухфакторной теории интеллекта и техники факторного анализа.
а) Дж. Кеттелл
б) А. Бине
в) Ф. Гальтон
г) Ч. Спирмен
3. Кто автор теста, составленного из девяти геометрических композиций, основанных на фигурах, с помощью которых исследовал восприятие один из основоположников гештальт – психологии Макс Вертгеймер?
а) Лауретта Бендер
б) Леопольд Сонди
в) Оскар Бурос
г) Луис Терстоун
4. Кто автор теста цветового выбора?
а) Ганс Юрген Айзенк
б) Саул Розенцвейг
в) Старк Р. Хатауэй
г) Макс Люшер
5. Как называются методики, в которых возможен правильный ответ, т.е. правильное выполнение задания?
а) Проективные техники
б) Стандартизированные самоотчеты
в) Диалогические техники
г) Объективные тесты
6. Как называются методики, которые основаны на том, что неструктурированный материал, выступающий в качестве стимула, при соответствующей организации эксперимента порождает процессы фантазии, воображения, в которых раскрываются характеристики субъекта?
а) Проективные техники
б) Стандартизированные самоотчеты
в) Диалогические техники
г) Объективные тесты
7. Заполни пробел.
Надежность…..предполагает повторное предъявление того же самого теста тем же испытуемым и примерно в тех же условиях, что первоначальные, а затем установление корреляции между двумя рядами данных.
а) Параллельных форм
б) Частей теста
в) Ретестовая
г) Отдельных пунктов
8. Заполни пробел.
. . . валидность описывает представление о тесте, сложившееся у испытуемого.
а) Очевидная
б) Конкурентная (конструктная)
в) Прогностическая
г) Дифференциальная
9. Что не является достоинством личностных опросников?
а) Простота применения
б) Высокие показатели надежности
в) Легкость обработки
г) Наглядность представления результатов
10. В какой из предложенных методик предметом диагностики являются типы акцентуаций черт характера?
а) Тест-опросник Стреляу
б) Психодиагностический тест Л.Т. Ямпольского (ПДТ)
в) Патохарактерологический опросник А.Е. Личко (ПДО)
г) ТАТ: Тест тематической апперцепции
11. Теоретическим основанием какой методики является признание в психике человека двух тенденций: первая выражается в стремлении истолковывать каждую многозначную ситуацию, с которой сталкивается индивидуум, в соответствии с прошлым опытом; вторая состоит в том, что во всяком литературном творчестве автор опирается прежде всего на собственные переживания и сознательно или несознательно наделяет ими выдуманных персонажей?
а) Тест чернильных пятен Роршаха.
б) Тест фрустрационных реакций Розенцвейга
в) ТАТ: Тест тематической апперцепции
г) ТЮФ
12. В какой методике используется шифровка ответов с учетом пяти основных категорий: локализации, детерминанты, содержания, популярности (оригинальности), качества формы?
а) Тест чернильных пятен Роршаха.
б) Тест фрустрационных реакций Розенцвейга
в) ТАТ: Тест тематической апперцепции
г) ТЮФ
13. Какие вы можете отметить недостатки методик диагностики общих способностей?
а) Трудность применения
б) Неотчетливость содержательного наполнения
в) Сильное влияние психодиагноста на результат обследования
г) Низкие показатели надежности
14. Какой из тестов общих интеллектуальных способностей содержит 9 субтестов: логический отбор, определение общих черт, аналогии, классификация, устный счет, ряды чисел, выбор фигур, кубики, память?
а) ШТУР
б) Шкалы измерения интеллекта Векслера
в) Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра
г) Прогрессивные матрицы Равена
15. С помощью какой методики можно диагностировать мотивационную сферу личности?
а) Список личностных предпочтений А. Эдвардса (EPPS)
б) Прогрессивные матрицы Равенна
в) Психодиагностический тест Л.Т. Ямпольского (ПДТ)
г) Шкала «Я-концепции» Теннеси
16. Теоретическим основанием какой методики является разработанная А.Г. Шмелёвым и В.С. Болдыревой концепция, исходящая из того, что, чем большее количество многозначных стимулов объединяет вокруг себя однозначный стимул, тем выше мотивационная значимость соответствующей темы?
а) Список личностных предпочтений А. Эдвардса (EPPS)
б) Опросник для измерения результирующей тенденции мотивации достижения
в) Опросник для измерения аффилиативной тенденции и чувствительности к отвержению
г) Тест юмористических фраз (ТЮФ)
17. О недостатках какого класса методик психодиагностики самосознания идет речь?
Аппелируют к более осознанным аспектам самоотношения и потенциально подвержены влиянию стратегий «самопрезентации», кроме того, ограничивают испытуемого заданными рамками подобранных утверждений.
а) Проективные методики
б) Идеографические методики
в) Стандартизированные самоотчеты
г) Нестандартизированные самоотчеты
18. О достоинствах какого класса методик психодиагностики самосознания идет речь: снимают ограничение испытуемого заранее заданными рамками подобранных утверждений?
а) Идеографические методики
б) Нестандартизированные самоотчеты
в) Стандартизированные самоотчеты
г) Проективные методики
19. О недостатках какого класса методик психодиагностики межличностных отношений идет речь – влияние социальных установок, отношения к самому процессу исследования; влияние психологической защиты; проблема отражения эмоционального отношения в сознании человека?
а) Исследования субъективного отражения межличностных отношений
б) Наблюдения и экспертная оценка ситуации
в) Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений
г) Косвенная оценка межличностных отношений
20. О недостатках какого класса методик психодиагностики межличностных отношений идет речь – являются методическими приемами моделирования межличностных отношений, а не точной, стандартизированной измерительной процедурой?
а) Исследования субъективного отражения межличностных отношений
б) Наблюдения и экспертная оценка ситуации
в) Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений
г) Косвенная оценка межличностных отношений
Экзамен
Экзамен проводится в устной форме по двум вопросам экзаменационного билета.
На подготовку к ответу на вопрос студенту отводится не более 30 минут. Во время экзамена ведущий преподаватель наблюдает за самостоятельной подготовкой к ответу, дает пояснения, если в этом возникает необходимость. На экзамене студенты имеют право пользоваться рабочей программой дисциплины.
Длительность ответа по вопросам экзамена как правило не должна превышать 10 минут. По окончании ответа студента ведущий преподаватель может задавать дополнительные вопросы. Кроме того, по пропущенным студентом занятиям и по темам, по которым студент получил неудовлетворительную оценку, преподаватель имеет право задать дополнительные вопросы.
Критерии | Показатели |
Усвоение программного теоретического материала 0-10 баллов | — дает аргументированный, полный ответ по вопросу, демонстрирующий знание основного содержания дисциплины и его элементов в соответствии с прослушанным лекционным курсом и с учебной литературой — демонстрирует знание с основной и дополнительной литературы и источников по вопросу — владеет умением устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи между событиями, объектами и явлениями — демонстрирует способность к анализу и сопоставлению различных подходов к решению заявленной в вопросе проблематики |
Способность увязывать теоретические положения с соответствующей практикой 0-6 баллов | — умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации — способность творчески применять знание теории к решению профессиональных задач — демонстрирует полное понимание материала, выводы доказательны, приводит примеры, дополнительные вопросы не требуются |
Понимание основных проблем и сущности излагаемого вопроса 0-6 баллов | — знание определений и основных понятий — корректно использует профессиональную терминологию — осмысленность — системность |
Способность самостоятельного мышления при изложении материала 0-6 баллов | — логичность изложения — последовательность изложения — грамотность изложения — умение делать выводы по излагаемому материалу |
Культура речи 0-2 балла | — правильность и точность формулирования ответа на поставленный вопрос; — научно грамотное и практически целесообразное изложение материала |
Всего баллов | Максимум 30 |