Основные требования к методическим материалам, применяемым в психодиагностике

Вопросы к экзамену

«Психолого-педагогическая диагностика»

Составитель Старикова Д.В.

Проблема нормы в психодиагностике. Основные виды норм. Применение различных видов норм в практической деятельности.

1. Понятие норма: различие психологического и медицинского подхода к норме.

2. Виды норм: статистическая, функциональная, идеальная. Способы выработки данных видов норм. Положительные и отрицательные стороны использования того или иного вида норм в психодиагностике.

3. Современный подход к понятию норма. «Социально-психологический норматив»

Литература:

1. Шаповал И.А. Специальная психология: Учебное пособие. М. – ТЦ Сфера, 2005 – с.8-11.

2. Ануфриев А. Ф. Психологический диагноз. — М. : «Ось-89», 2006. С.65-77.

3. Семаго Н., Семаго М. Теория и практика оценки психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст [Текст]/ Н.Семаго, М.Семаго. – СПб.: Речь, 2005. – с.31-37.

4. М.М.Семаго «Камень преткновения, или представления о нормативности в специальной психологии» (Статья)

 

Понятие психологического диагноза. Уровни психологического диагноза по Л.С. Выгодскому.

1. Понятие психологического диагноза.

2. Различные подходы к данному понятию. (Л.Ф. Бурлачук, И.А.Коробейников, А.Ф.Ануфриев)

3. Уровни постановки психологического диагноза по Л.С. Выготскому: симптоматический, этиологический, типологический.

4. Основные трудности и наиболее частые причины ошибок при постановке психологического диагноза

Литература:

1. Семаго Н., Семаго М. Теория и практика оценки психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст [Текст]/ Н.Семаго, М.Семаго. – СПб.: Речь, 2005. –с.62-66.

2. Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития [Текст] / И.А.Шаповал. – М.: ТЦ Сфера , 2005. – с.117-126.

3. Ануфриев А. Ф. Психологический диагноз. — М. : «Ось-89», 2006. С.117-138.

4. Бурлачук Л.Я. Психодиагностика: учебное пособие для Вузов [Текст]/ Л.Ф.Бурлачук.- СПб.: Питер 2009. –с.126-131.

 

Понятие психологического анамнеза и его содержание в ситуации углубленного психологического обследования.

1. Понятие психологического анамнеза.

3 стр., 1023 слов

Психологический диагноз

... континуума" по выраженности тех или иных качеств. 1. Понятие психологического диагноза Психологический диагноз - это структурированное описание комплекса взаимосвязанных психических свойств ... 4. Предмет психологического диагноза Предметом психологического диагноза является установление индивидуально-психологических различий как в норме, так и патологии. Важнейший элемент диагноза - необходимость ...

2. Содержание психологического анамнеза

3. Способы сбора психологического анамнеза

Литература:

1. Семаго Н., Семаго М. Теория и практика оценки психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст [Текст]/ Н.Семаго, М.Семаго. – СПб.: Речь, 2005. –с.73-86.

2. Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития . [Текст] / И.А.Шаповал. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – с.103-104.

 

Этические принципы проведения психолого — педагогического исследования.

1. Уровни регуляции деятельности психолога-диагноста.

2. Основные этические принципы психодиагностики: ответственность, конфиденциальность, компетентность, благополучие респондента, профессиональная кооперация и квалифицированная пропаганда психологии.

3. Этические правила диагностического обследования

Литература:

1. И.В.Вайчков, И.Б.Гришпун, Н.С.Пряжников Введение в профессию психолог –с.443-457.

2. Немов Р.С. Психология т.3 [Текст]/ Р.С.Немов. – М.: Владос, 2001. –с.19-24.

3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике[Текст]/Л.Ф. Бурлачук, С.М.Морозов. – СПБ.: Питер, 2001. –с 410-414.

4. Бодалев А.А. Столин В.В. Общая психодиагностика. Речь. 2004, с.32-34.

5. Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития [Текст] / И.А.Шаповал. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – с.33-40.

 

Основные требования к методическим материалам, применяемым в психодиагностике.

1. Требования у стимульному материалу: стандартность, половое и возрастное соответствие, апробация.

2. Требования к специалистам-смежникам, использующие психодиагностические методики

Литература:

1. Семаго Н., Семаго М. Теория и практика оценки психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст [Текст]/ Н.Семаго, М.Семаго. – СПб.: Речь, 2005. –с.73-86

2. Бодалев А.А. Столин В.В. Общая психодиагностика. Речь. 2004, с.31-32, 34-35.

6. Факторы, влияющие на достоверность самоотчета. Методы борьбы с социальной желательностью.

1.Основные причины, вызывающие социально желаемые ответы у испытуемых

2.Меры устранения или/и учета искажающего влияние установок на ответы.

Литература:

1. Методологические вопросы разработки и применения личностных опросников http://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=566

2. Бодалев А.А. Столин В.В. Общая психодиагностика. Речь. 2004, с.125

3. Бурлачук Л.Я. Психодиагностика: учебное пособие для Вузов [Текст]/ Л.Ф.Бурлачук.- СПб.: Питер 2009. – с.258-267

 

Общая характеристика метода тестов. Виды тестов

1. Понятие теста

2. Виды теста

по форме процедуры,

по направленности,

по особенностям используемых заданий и.д.

Отличие тестов от других видов психодиагностических методик

Литература:

1. Бурлачук Л.Я. Психодиагностика: учебное пособие для Вузов [Текст]/ Л.Ф.Бурлачук.- СПб.: Питер 2009. – с.113-114.

2. Психологическая диагностика под. Ред. М.К. Акимовой и Г.м.Гуревича. – СПб Питер, 2003. С.57-

3. Глуханюк Н.С. Психодиагностика: учебное пособие для Вузов [Текст]/ Н.С.Глуханюк, Д.Е.Щипанова.- М.-Академия, 2011. – с.22-25

12. Характеристика проективных методик. Их достоинства и недостатки.

4 стр., 1930 слов

Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста ...

... условий, приводящих к педагогической запущенности и дефициту в развитии речи. Большим значением обладает ранняя диагностика различных аномалий развития речи. Если речевые дефекты обнаруживают у ребенка в ... не усвоенными или усвоенными только частично. Отсюда проявляется такое разнообразие нарушений развития речи у детей. Старший дошкольный возраст принято называть таким периодом, когда происходит ...

1.Понятие проективного метода.

2.Краткая история возникновения проективного метода

3.Особенности процедуры проведения проективных методик

Литература:

1. Психологическая диагностика под. Ред. М.К. Акимовой и Г.м.Гуревича. – СПб Питер, 2003. С 64-65.

2. Соколова Е.Т. Проективные методики (есть в электр. Виде)

3. Бодалев А.А. Столин В.В. Общая психодиагностика. Речь. 2004, с.51-70.

4. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. СПб- Речь 2001. 25-58.

 

13. Классификация проективных методик.

Литература:

1.Психологическая диагностика под. Ред. М.К. Акимовой и Г.м.Гуревича. – СПб Питер, 2003. С 64-65.

2.Соколова Е.Т. Проективные методики (есть в электр. Виде)

3.Бодалев А.А. Столин В.В. Общая психодиагностика. Речь. 2004, с.51-70

4.Глуханюк Н.С. Психодиагностика: учебное пособие для Вузов [Текст]/ Н.С.Глуханюк, Д.Е.Щипанова.- М.-Академия, 2011. – с.27-28

 

14. Основные стадии развития детского рисунка.

Литература:

1.Семаго Н., Семаго М. Теория и практика оценки психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст [Текст]/ Н.Семаго, М.Семаго. – СПб.: Речь, 2005. –с.322-329

2. Венгер А.Л. Психологически рисуночные тесты: Иллюстированное руководство. – С.ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

 

15. Общая схема анализа рисунка, как средства диагностики. .

1. Общая схема анализа рисунков

2. Параметры оценки рисунка детей разного возраста

3. Возможные ошибки трактовки детского рисунка

Литература:

1.Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – С.ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

2. Семаго Н., Семаго М. Теория и практика оценки психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст [Текст]/ Н.Семаго, М.Семаго. – СПб.: Речь, 2005. –с.322-329

 

16. Особенности процедуры проведения рисуночных проективных методик.

Литература:

1.Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – С.ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.с.9-17.

 

Характеристика метода беседы и интервью. Их сравнительная характеристика.

1. Сущность метода беседы

2. Основные способы ведения психологической беседы: нерефлексивное слушание, рефлексивное слушание

3. Техники рефлексивного слушания: выяснение, перефразирование, отражение чувств, резюмирование.

4. Отличительные особенности метода интервью.

Литература:

1. Никандров В.В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. – СПб, Речь.2002 –с 9-23.

2. Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития [Текст] / И.А.Шаповал. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – с.142-151.

Основные формы диагностики и особенности их применения в образовательных учреждениях.

1. Скрининговая диагностика

2. Дифференцированная диагностика

3. Феноменологическая диагностика

4. Динамическое обследование

5. Итоговая диагностика

6. Цели, задачи и особенности проведения каждой формы диагностики

Литература:

1. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб.пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений / И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамная, Т.А.Добровольская и др.; под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. — М.: Академия, 2003. –с 20-22 .

3 стр., 1224 слов

Возникновение и развитие метода тестирования

... наконец, область экс­пертизы — медицинской, судебной и т.п. Возникновение и развитие метода тестирования Возникновение метода тестирования, как уже указывалось выше, произошло в конце XIX в. на ... и практика тестирования обобщены в самостоятель­ных научных дисциплинах - психологической диагностике и тестологии. Психологическая диагностика - это наука о спо­собах выявления и измерения индивидуально- ...

2. Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития [Текст] / И.А.Шаповал. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – с.92-93.

 

Требования к организации и проведению психолого-педагогического обследования детей.

1. Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития . [Текст] / И.А.Шаповал. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – с.98-99.

Качественный и количественный подходы к психолого-педагогическому анализу данных психодиагностики

1. Сущность каждого подхода его сильные и слабые стороны

2. Сравнительная характеристика качественного и количественного подхода

Литература:

1. Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития . [Текст] / И.А.Шаповал. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – с.107-115.

Качественные параметры оценки данных психодиагностики детей (С.Д. Забрамная, Н.Я, М.М. Семаго).

1. Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития . [Текст] / И.А.Шаповал. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – с.107-115.

Принципы ранней диагностики психического развития детей.

Литература:

1.Психологическая диагностика под. Ред. М.К. Акимовой и Г.М.Гуревича. – СПб Питер, 2003. С 398-411.

2.Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста М. : Просвещение, 2004. — 164 с

3.Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития . [Текст] / И.А.Шаповал. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – с.225-235

 

Общая характеристика методов диагностики детей раннего возраста.

Литература:

1.Психологическая диагностика под. Ред. М.К. Акимовой и Г.М.Гуревича. – СПб Питер, 2003. С 398-411.

2.Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста М. : Просвещение, 2004. — 164 с

3.Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития . [Текст] / И.А.Шаповал. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – с.225-235

4. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб.пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений / И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамная, Т.А.Добровольская и др.; под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. — М.: Академия, 2003. –с 127-143.

Особенности психодиагностики детей дошкольного возраста.

1.Психолого-педагогическая диагностика: Учеб.пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений / И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамная, Т.А.Добровольская и др.; под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. — М.: Академия, 2003. –с 144-148.

 

Особенности психодиагностической работы в подростковом и юношеском возрасте.

1. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб.пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений / И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамная, Т.А.Добровольская и др.; под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. — М.: Академия, 2003. –с 148-158.

Технология составления заключения по результатам психологического обследования.

1. Содержание психологического заключения по результатам углубленной диагностики

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... при изменении состояния внешней среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и адекватность управляющей и управляемой ... ресурсы) ситуационный подход – основан на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Школа менеджмента. Школа научного управления. Фредерик Тейлор ...

2. Особенности составления заключения по результатам повторных обследований

Литература:

1. Семаго Н., Семаго М. Теория и практика оценки психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст [Текст]/ Н.Семаго, М.Семаго. – СПб.: Речь, 2005. –с.346-359

 

Методы исследования внимания и его основных свойств, их краткая характеристика.

1. Внимание и его основные характеристики

2. Методы диагностики внимания детей разного возраста

Литература:

1. Немов Р.С. Психология т.3 [Текст]/ Р.С.Немов. – М.: Владос, 2001. – 640 с.

2. Т.А. Кирдяшкина Методы исследования внимания Челябинск Издательство ЮУрГУ 1999

Методы исследования восприятия детей разного возраста.

Немов Р.С. Психология т.3 [Текст]/ Р.С.Немов. – М.: Владос, 2001. – 640 с.

Методы диагностики умственного развития детей дошкольного возраста.

Методы диагностики умственного развития детей школьного возраста.

31. Основные подходы к содержанию понятия «готовность к школе» и общая характеристика методов ее диагностики.

Общая характеристика методики диагностики к школьному обучению Гуткиной.

Общая характеристика диагностической программы для определения готовности к школе Ясюковой.

Общая характеристика методики диагностики к школьному обучению Керна-Иерасика.

Способы изучения самооценки в детском возрасте.

36. Методика «Социометрия»: процедура проведения и диагностические возможности.

В.Н. Ковалев Социометрия:Учебно-методическое пособие. – Севастополь, 2006.

Методики диагностик тревожности в детском возрасте.

Способы диагностики детско-родительских отношений.