Объём дисциплины и виды учебной работы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дисциплина «Дифференциальная психология»

Б1.Б.35

Направление подготовки 37.3.01 Психология

 

Курс: Аудиторная работа:
Семестр: Лекции:
    Практические занятия:
Зачет: Самостоятельная работа:
Экзамен:   Всего часов:
       
Курсовая работа:   Зачетные единицы:

 

Рабочую программу составил: Гребнева Татьяна Евгеньевна  
  (Ф. И. О. преподавателя)  
Старший преподаватель ___________________________  
(должность, ученая степень, звание) (подпись)  
     
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры социальной и практической психологии    
    Протокол № 10 от «22_» 06_ 2015 г  
Заведующий кафедрой _______________ Н. Л. Росина  
  (подпись)  
  Рабочая программа одобрена на заседании Совета филиала     Протокол № 10 от «24» июня 2015
       

 

Киров

Гребнева Т.Е., Копылова О. Ю.

 

Дифференциальная психология: программа курса. – Киров: Кировский филиал МГЭИ, 2015.

 

Рабочая программа дисциплины «Дифференциальная психология» составлена в соответствии с ФГОС высшего профессионального образования по направлению подготовки 37.03.01Психология, утвержденного приказом Минобрнауки России от 7.08.2014г. № 946, на основе рабочей программы Копылова О. Ю. Дифференциальная психология: рабочая программа дисциплины / О.Ю. Копылова – М.: МГЭИ, 2014. – 24 с.

 

 

© Кировский филиал МГЭИ, 2014 г.

Пояснительная записка

 

Место дисциплины в структуре ООП.Курс«Дифференциальная психология» относится к числу дисциплин базовой части цикла Б1.Б.35 учебного плана по направлению подготовки «Психология» и преподается студентам в 5-м семестре в объеме 2-х зачетных единиц (72 часа).

Освоение предмета основывается на знаниях, приобретенных при изучении дисциплин: «Современные концепции естествознания», «Введение в профессию», «Общая психология», «Психология развития и возрастная психология», «Математическая статистика». Знания, умения и навыки, полученные студентами в результате изучения курса, являются базовыми для изучения курсов: «Психология стресса», «Психология социальной работы», «Психология семьи», «Методологические основы психологии», «Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях», а также спецкурсов и дисциплин по выбору.

Цель освоения дисциплины – изучение и систематизация знаний об индивидуальных различиях, их структуре, источниках и вариантах проявления, формирование правильных представлений о свойствах нервной системы и типологических особенностях их проявления, профессиональных умений и навыков обеспечения индивидуального подхода к личности в процессе оказания психологической помощи.

Основные задачи курса:изучить концепции основных свойств нервной системы, теоретических и методических подходов к исследованию физиологических основ психологических явлений; усвоить правила организации исследований, правила интерпретации результатов исследования, полученных с помощью разных методов статистического анализа (факторного, регрессионного, математического моделирования); сформировать навыки использования дифференциально-психологических знаний в практической деятельности, навыки работы с научной периодикой; сфор­мировать устойчивые представления о сущности и со­держании понятий дифференциальной психологии, ис­торических аспектах становления знания свойств нерв­ной системы и в частности по типологии темперамента, специфике функционирования сенсорной системы и психомоторике, развитию способностей; усвоить основные направления использования дифференциально-психологических знаний на прак­тике в интересах развития личности и профессиональ­ной деятельности; получить пер­вичные навыки и умения в использовании экспресс-­методик изучения отдельных свойств нервной системы и некоторых личностных образований.

Программа курса состоит из 3-х разделов, включает 9 тем и не предусматривает написание курсовой работы.

В соответствии с рабочей программой и тематическим планом изучение дисциплины проходит в виде аудиторной и самостоятельной работы студентов. Учебный процесс в аудитории осуществляется в форме лекций и практических занятий.

В лекциях раскрываются основные темы изучаемого курса, которые входят в рабочую программу: история становления и методология дифференциальной психологии, дифференциально-психологический подход к изучению когнитивной сферы, дифференциально-психологи­ческие исследования личности, целостный анализ индивидуальности, формирование индивидуальных особенностей в процессе развития, психофизиологические основы индивидуальных различий, роль социальных факторов в формировании индивидуальных различий.

На практических занятиях более подробно изучается программный материал в плоскости отработки практических умений и навыков. Таких, как: место дифференциальной психологии в структуре современного психологического исследование индивидуальных различий в теории черт, структура свойств темперамента и диспозиционных свойств личности, взаимосвязи между психологическими характеристиками, относящимися к разным сферам, формирование индивидуальных особенностей в процессе развития знания и ее предмет; проверяются знания студентов с целью стимулирования сознательного и активного изучения программного материала.

Самостоятельная работа студентов направлена на самостоятельное изучение отдельных разделов и тем рабочей программы, таких, как: современные отечественные направления исследования индивидуальных различий, описание различий между группами людей, возможности группового анализа при исследовании причин происхождения индивидуальных различий, семантический и факторно-аналитический способы выделения черт, многофакторная структура свойств Р. Кэттелла, индивидуальные различия в общении и эмоциональной сфере, когнитивные стили, прототипы свойств, принципы исследования возрастной динамики индивидуальных различий, современные исследования отечественной дифференциальной психофизиологии, функциональная асимметрия парных органов.

Формой итогового контроля знаний студентов является зачет, в ходе которого оценивается уровень теоретических знаний. Зачет по дисциплине входит в общую трудоёмкость дисциплины в зачетных единицах.

Требования к результатам освоения дисциплины. В результате освоения курса студенты должны:

знать психологические феномены, категории, методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики с позиций существующих в отечественной и зарубежной науке подходов; психологические технологии, позволяющие решать типовые задачи в различных областях практики; основные подходы к психологическому воздействию на индивида, группы и сообщества; теоретический контекст дифференциальной психологии; ее основные понятия, возможности и ограничения экспериментальных схем и методов; правила организации исследований, правила интерпретации результатов исследования, полученных с помощью разных методов статистического анализа (факторного, регрессионного, математического моделирования); правила статистического анализа результатов исследований; основные периодические издания и ресурсы, содержащие информацию об исследованиях индивидуальных различий;

уметь анализировать психологические теории возникновения и развития психики в процессе эволюции; прогнозировать изменения и динамику уровня развития и функционирования различных составляющих психики в норме и при психических отклонениях; профессионально воздействовать на уровень развития и особенности познавательной и личностной сферы с целью гармонизации психического функционирования человека; соотнести общие закономерности и средние тенденции с индивидуальной вариативностью; отбирать и грамотно использовать методы исследования индивидуальных различий; отбирать и использовать адекватные статистические методы; пользоваться статистическими пакетами для обработки результатов;

владеть навыками и основными приёмами диагностики, профилактики, экспертизы, коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп; критериями выбора психодиагностических и психокоррекционных методик; теоретико-методологической базой дифференциальной психологии; навыками анализа результатов исследований смежных наук и соотнесения их с результатами психологических исследований; навыками использования дифференциально-психологических знаний в практической деятельности, навыками работы с научной периодикой.

Процесс изучения дисциплины «Дифференциальная психология» направлен на формирование следующих профессиональных (ПК) компетенций у студентов по направлению подготовки «Психология»:

способности к выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-4).

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.

Одна зачётная единица равна 36 часам.

 

Объём дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего часов/зачётных единиц Семестры
Аудиторные занятия (всего), в том числе:
Лекции (Л)
Практические занятия (ПЗ), в т.ч. зачёт
Семинары (С)    
Лабораторные работы (ЛР)    
Самостоятельная работа (всего), в том числе:
Курсовой проект (работа)    
Расчётно-графические работы    
Реферат
Другие виды самостоятельной работы    
Работа с учебной литературой
Вид промежуточной аттестации (зачёт, экзамен) зачёт зачёт
Общая трудоёмкость, часы Зачётные единицы

 

Тематический план дневное отделение/заочное отделение

Наименование темы Количество часов по учебному плану Количество аудиторных часов Из них, час Формируемые компетенции
лекции Семинары, практические занятия Самостоятельная работа
Раздел I.Место дифференциальной психологии в структуре психологического знания и предмет ее исследования
  История становления дифференциальной психологии. Место дифференциальной пси­хологии в структуре современного психологического знания и ее предмет 4/2 2/2 4/6 ПК-4
Методология дифференциальной психологии 2/2 2/2   4/6 ПК-4
Раздел II.Принципы дифференциально-психологического исследования
Исследование индивидуальных различий в теории черт 2/2 2/2 4/6 ПК-4
Дифференциально-психологи­ческий подход к изучению когнитивной сферы   4/6 ПК-4
Структура свойств темперамента и диспозиционных свойств личности. Дифференциально-психологи­ческие исследования личности 6/2 4/2 4/8 ПК-4
Взаимосвязи между психологическими характеристиками, относящимися к разным сферам. Целостный анализ индивидуальности 4/8 ПК-4
Раздел III. Происхождение индивидуальных различий
Формирование индивидуальных особенностей в процессе развития 2/2 2/2   4/6 ПК-4
Психофизиологические основы индивидуальных различий 4/2 2/2 4/6 ПК-4
Роль наследственности, среды и социальных факторов в формировании индивидуальных различий 4/6 ПК-4
  ЗАЧЁТ        
  ИТОГО 36/ 18/ 18/ 36/  

 

ПРОГРАММА КУРСА

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ.ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА

В учебном процессе МГЭИ применяются различные виды контроля – текущий, промежуточный, итоговый и другие. Наряду с некоторыми общими целями каждый из них имеет специфическое предназначение.

Текущий контроль знаний студентов осуществляется в ходе аудиторных занятий путём систематической проверки качества изученных тем, по форме и методике, выбираемой преподавателем.

Формой итогового контроля знаний студентов является зачёт, в ходе которого оценивается уровень теоретических знаний и навыки решения практических задач. Зачет по дисциплине входит в общую трудоёмкость дисциплины в зачетных единицах.

Порядок проведения различных видов контроля успеваемости регламентирован Положением по организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МГЭИ и его филиалах.

Для самостоятельной работы студенты обеспечиваются учебником и хрестоматией по дифференциальной психологии.

 

Перечень контрольных вопросов и заданий

Для самостоятельной работы

1. Назовите предмет и задачи дифференциальной психологии.

2. Каковы ограничения типологического подхода при анализе индивидуальных различий?

3. Назовите понятия психологической черты.

4. Выделите критерии выделения черт.

5. Каковы способы выделения черт?

6. Раскройте структуру интеллектуальной сферы человека.

7. Назовите основные представления о темпераменте.

8. Опишите интеллект и когнитивные способности.

9. Каковы критерии выделения свойств темперамента?

10. Назовите основные зарубежные и отечественные структуры свойств темперамента.

11. Раскройте структуру личностных свойств.

12. Раскройте смысл ситуативности и возможности прогноза поведения.

13. Дайте понятие социально-экономический статуса.

14. Раскройте структуру семьи.

15. Какова роль социально-экономического статуса в формировании индивидуальных различий?

16. Раскройте роль социальных изменений как фактор формирования индивидуальных различий.

17. Каковы различия между когортами, принадлежащими к разным поколениям?

18. Опишите когнитивные стили.

19. В чём отличие интер- и интраиндивидуальной вариативности?

20. Назовите основные принципы и методы идиографического подхода к исследованию психологических особенностей человека.

21. Сопоставьте номотетический и идиографический подходы к исследованию психологических особенностей человека.

Вопросы для подготовки к зачету

1. Предмет и задачи дифференциальной психологии.

2. История становления дифференциальной психологии.

3. Перспективы развития дифференциальной психологии.

4. Становление психодиагностики, психогенетики и статистических методов психологического исследования в контексте дифференциальной психологии.

5. Исследование групповых различий как способ анализа источников индивидуальных различий.

6. Статистические модели в исследованиях индивидуальных различий (психометрические традиции, эксплоративный и конфирматорный факторный анализ, структурное моделирование).

7. Понятие психологической черты.

8. Критерии стабильности, кросс-ситуативности, межиндивидуальной вариативности и нормального распределения индивидуальных значений.

9. Соотношение однофакторных, многофакторных и иерархических структур интеллектуальной сферы.

10. Интеллект и когнитивные способности.

11. Темперамент и критерии его выделения в теории черт.

12. Исследование личности в теории черт.

13. Индивидуальные различия в мотивациях, ценностях, интересах.

14. Индивидуальные различия в общении и эмоциональной сфере.

15. Соотношение социального и биологического в структуре индивидуальности.

16. Интер- и интраиндивидуальная вариативность.

17. Ситуативность и возможность прогноза поведения.

18. Роль наследственности и среды в формировании индивидуальных различий.

19. Психофизиологические основы индивидуальных различий.

20. Принципы исследования возрастной динамики индивидуальных различий.

21. Возможности лонгитюдного метода и метода поперечных срезов для анализа индивидуальных различий (возрастные изменения vs возрастные различия.

22. Социально-экономический статус, структура семьи и их роль в формировании индивидуальных различий.

23. Социальные изменения как фактор формирования индивидуальных различий, различия между когортами, принадлежащими к разным поколениям.

24. Половой диморфизм. Модели половой дифференциации.

25. Гендерные различия.

 

Критерии оценки при текущем контроле освоения практических навыков и умений

  • отлично – студент обладает системными теоретическими знаниями (знает методику выполнения практических навыков, показания и противопоказания, возможные осложнения, нормативы и проч.), без ошибок самостоятельно демонстрирует выполнение практических умений,
  • хорошо — студент обладает теоретическими знаниями (знает методику выполнения практических навыков, показания и противопоказания, возможные осложнения, нормативы и проч.), самостоятельно демонстрирует выполнение практических умений, допуская некоторые неточности (малосущественные ошибки), которые самостоятельно обнаруживает и быстро исправляет,
  • удовлетворительно — студент обладает удовлетворительными теоретическими знаниями (знает основные положения методики выполнения практических навыков, показания и противопоказания, возможные осложнения, нормативы и проч.), демонстрирует выполнение практических умений, допуская некоторые ошибки, которые может исправить при коррекции их преподавателем,
  • неудовлетворительно— студент не обладает достаточным уровнем теоретических знаний (не знает методики выполнения практических навыков, показаний и противопоказаний, возможных осложнений, нормативы и проч.) и/или не может самостоятельно продемонстрировать практические умения или выполняет их, допуская грубые ошибки.

 

Задачи

 

№1

О каком психологическом механизме, описанном Э. Фроммом, идет речь в данном случае:

«Иногда в отношениях родителей с детьми господство (и собственничество) выступает под видом «естественной» заботы и стремлении родителей «защитить» ребенка. Его сажают в золотую

клетку, он может иметь все, что хочет, но лишь при том условии, что не захочет выбраться из клетки. В результате у выросшего ребенка часто развивается глубокий страх перед любовью, потому что для него «любовь» означает плен и заточение».

 

№2

О каком психологическом механизме, описанном Э. Фроммом, идет речь в данном случае:

О. Бальзак в «Утраченных иллюзиях» описывает взаимоотношения между юным Люсьеном и каторжником Вотреном, который выступает под личиной аббата. Вскоре после знакомства с молодым человеком, который только что пытался совершить самоубийство,

аббат говорит: «Я подобрал тебя, я дал тебе жизнь, и ты принадлежишь мне, как творение принадлежит творцу, как — в сказках Востока — ифрит принадлежит духу, как тело принадлежит душе. Властной рукой я поведу тебя к власти, ты никогда не будешь нуждаться в деньгах, ты будешь сверкать… Я и ты будем одним существом… и я буду говорить: «Этот молодой красавец — я сам».

 

№3

О каком механизме по концепции Э. Фромма идет речь в сказке Андерсена «Платье короля», когда только один мальчик из присутствующей толпы придворных решился воскликнуть:

«А король-то голый!»?

 

№4

Многие русские писатели не просто отмечают обычай смотреть в глаза, но и подчеркивают неразрывную связь теплоты взгляда и откровенности в отношениях

В романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» Долли, желая вызвать

на откровенность Каренина, говорит, глядя ему в глаза. Но собеседник, которого она считает холодным, бесчувственным человеком,

вначале отвечает, не глядя на нее, затем почти закрыв глаза, и, наконец, не глядя ей в глаза. И только решившись на откровенность, Каренин говорит, прямо взглянув в доброе взволнованное лицо Долли.

Именно тогда, когда Каренин взглянул в лицо, Долли стало его жалко. И после этого глаза Каренина еще долго прямо глядели на нее…

В контексте дифференциальной этнопсихологии данный отрывок можно проинтерпретировать как:

а) Российская культура — контактная культура, в которой принято довольно пристально смотреть в глаза собеседника.

б) Невербальная коммуникация зависит от сиюминутной ситуации.

в) Многие культуры, например, японская, китайская, российская, являются контактными культурами, в которых принято

«разглядывание» друг друга.

 

№5

Прочтите отрывок из произведения В.Шекспира и определите, с чьей типологией характера можно сопоставить приведенное

описание Кассия? Какому типу характера (темперамента) соответствует Кассий?

Шекспир. Юлий Цезарь.

Цезарь

Окружите меня людьми полными

С головами блестящими и хорошим сном.

Взгляд Кассия чересчур глубок.

Он мыслит слишком много, такие ведь люди опасны.

Антоний

Его не бойтесь вы, он не опасен,

Он благороден и очень одарен.

Цезарь

Если бы жиру больше было в нем.

 

№6

В раннем детстве ребенок, как Гриша, герой одноименного рассказа А. П. Чехова, знает «один только четырехугольный мир, где в одном углу стоит кровать, в другом — нянькин сундук, в третьем — стол, в четвертом — горит лампадка». Иллюстрацией какой гипотезы может служить данный отрывок из произведения А. П. Чехова:

а) гипотезы «мира плотников»;

б) гипотезы лингвистической относительности;

в) гипотезы гендерных различий;

г) гипотезы лингвистической эволюции языка.

 

№7

Определите тип характера:

В ходе психотерапии пациентка рассказывает о своем отце:

«Папа был очень положительный человек… Я его любила, но…

Как вам сказать? В нем не хватало той асимметрии, которая придает живость. Ну, слишком все правильно! Я чувствовала себя дома, как в музее, где все интересно и потрогать хочется, но трогать нельзя! Потому что что-нибудь сдвинешь или не на место положишь. Иногда он мне напоминал робота, запрограммированного на порядок и экономию. Господи, как мне хотелось, чтобы он выкинул что-нибудь сумасшедшее… живое». Тип личности ее отца можно, по Фрейду, назвать:

а) оральный;

б) фаллический;

в) анальный;

г) латентный.

 

№8

Гегель в ответ на указание некоторого несоответствия его философской теории с действительностью сказал: «Тем хуже для действительности». Э. Кречмер сравнивал людей с данным типом акцентуации с римскими виллами, стены которых скрыты от яркого солнца, но в «сумерках их внутренних покоев справляются царственные пиры». На какой тип акцентуации характера Гегеля может указывать высказывание?

 

№9

В многочисленных исследованиях подверженности зрительным иллюзиям были получены весьма противоречивые результаты. Так, С. Сильвар в 1970 г. обнаружил, что пигментация сетчатки связана со способностью обнаруживать контуры: чем темнее пигментация, тем слабее данная способность. У людей с темным цветом кожи пигментация сильнее, они в меньшей степени способны обнаруживать контуры и поэтому менее подвержены иллюзии Мюллера-Лайера. На основании известных вам объяснений различной подверженности иллюзиям разных культур выберите верное высказывание:

а) В различной подверженности зрительным иллюзиям ведущая роль принадлежит среде.

б) Расовые особенности являются ведущим фактором вариативности в подверженности зрительным иллюзиям.

в) Разные культуры имеют различный уровень развития перцептивных процессов.

г) При объяснении подверженности зрительным иллюзиям

не обходимо учитывать разные факторы — и культурные, и экологические (средовые), и физиологические.

 

№10

Определить виды защитных механизмов, действующих в каждом случае:

а) Предательство нередко толкуется людьми, его совершившими, как «благоразумие», мошенничество — как «предприимчивость» и т.д. Скупой человек никогда не признается в своей скупости, а будет определять свое поведение как «бережливость». Трус будет настаивать на своей «осторожности» и т.д.

б) В одном исследовании студентов просили оценить других студентов по таким чертам, как язвительность, упрямство, распущенность. Студенты, которые обладали этими чертами в высокой степени (это определялось по диагностическим методикам), имели склонность приписывать данные отрицательные черты другим в значительно более высокой степени, чем остальные студенты.

в) Представьте себе, что вы оказались в ситуации, когда ваша

гостья сделала вам ряд замечаний. Ей не понравились ваши занавески, ваша мебель, ваши книги, ваша стряпня, ваши дети и т.д. Вы разгневаны, вы хотели бы отплатить ей той же монетой и предложить ей уйти, но вы ощущаете, как будто ваша мать в некотором смысле находится внутри вас и говорит вам, что вы должны быть всегда вежливыми с гостями, поскольку приличные люди никогда не обидят гостя в своем доме. Поэтому вы не действуете под влиянием своих чувств, а остаетесь вежливыми и все терпите.

г) В момент отправки на фронт, где молодому солдату предстояло впервые участвовать в бою, у него внезапно развивается паралич правой ноги, который, однако, нельзя связать с каким-либо органическим поражением

д) Эгоистичный человек не только никогда не признается в том, что он эгоистичен, но и оправдывает свое поведение тем, что «все люди эгоисты». Нечистый на руку человек объясняет это тем, что «все вокруг воруют». «Мир — это зверинец, и чтобы выжить в нем, нужно нападать первому», — может заявить стремящийся к доминированию, власти над другими человек.

 

№11

По тесту структуры темперамента В. М. Русалова у испытуемого выявлены высокие показатели по эргичности, темпу и эмоциональности при средних показателях по пластичности. К какому типу темперамента по классической гиппократовской классификации принадлежит данный испытуемый?

 

№12

По тесту структуры темперамента В.М.Русалова выявлена склонность к широкому выбору коммуникативных программ, автоматическому включению и легкости вступления в социальные

контакты, речедвигательная быстрота, быстрота говорения. На основании какой шкалы или шкал было определено описанное?

 

№13

В результате диагностики по методике Кейрси получена буквенная комбинация ISTJ, ISTP ESTP, ESTJ. Определите доминантный и дополнительный процесс.

 

№14

В результате диагностики по методике Кейрси получена буквенная комбинация ISFJ, ISFP, ESFP, ESFJ. Определите доминантный и дополнительный процесс.

 

№15

С чем может быть связан полученный в результате диагностики недифференцированный психологический пол в сочетании с низкими баллами (1–2), в том числе и по общей шкале?

 

№16

В результате диагностики психологического пола личности получены высокие значения по шкале маскулинности и низкие по шкале феминности. О каком психологическом поле испытуемого говорит данная комбинация? С чем может быть связан полученный в результате диагностики предпочтительный выбор высоких оценок (6–7) по всем пунктам опросника, включая шкалу общих качеств?

ТИПОВЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Идея создания дифференциальной психологии принадлежала:

а) В. Штерну;

б) Ф. Гальтону;

в) В. Вундту.

 

2. Синонимом дифференциальной психологии является:

а) сравнительная психология;

б) этническая психология;

в) психология индивидуальных различий.

 

3. Метод приемных детей относится к классу:

а) психогенетических методов,

б) аппаратных методов,

в) психолого-педагогических методов.

 

4. Близнецовый метод относится к классу:

а) психогенетических методов,

б) аппаратных методов,

в) психолого-педагогических методов.

 

5. Индивидуальность, согласно В. С. Мерлину:

а) сумма особенностей, отличающих одного человека от другого;

б) качества личности, помогающие противостоять групповому давлению;

в) система многоуровневых связей, охватывающих все факторы

индивидуального бытия человека.

 

6. Функциональная асимметрия — это:

а) смещение оси симметрии в строении полушарий головного

мозга, вызванное органическим поражением;

б) характеристика распределения психических функций (специализации) между правым и левым полушарием;

в) специфическое для человека строение головного мозга, связанное с речью.

 

7. Соотнесите свойство нервной системы с его определением:

А) легкость генерализации нервной системой процессов возбуждения и торможения

Б) скоростная характеристика деятельности нервной системы, определяющая

быстроту затухания последействия от импульса возбуждения

В) характеристика, определяющая общую работоспособность нервной системы и ее выносливость по отношению к раздражителям, либо длительно действующим, либо по своей величине превышающим оптимальные значения

Г) способность быстро менять характер реагирования в соответствии с изменением условий во внешней среде

Д) баланс между процессами возбуждения и торможения

1. Динамичность

2. Сила

3. Лабильность

4. Подвижность

5. Уравновешенность

 

8. Индивидуальный стиль деятельности — это:

а) устойчивая индивидуально-специфичная система приемов,

средств и способов выполнения той или иной деятельности;

б) индивидуальный темп деятельности, обусловленный темпераментом человека;

в) индивидуальный профессиональный выбор человека.

 

9. Когнитивный стиль это —

а) относительно устойчивая индивидуальная особенность

познавательных процессов, которая выражается в используемых

субъектом познавательных стратегиях;

б) совокупность особенностей самосознания индивида;

в) совокупность познавательных психических процессов;

г) предпочтение решать интеллектуальные задачи в области

гуманитарных либо точных наук.

 

10. О каком параметре когнитивного стиля идет речь в следующем эксперименте?

«Посредством предъявления испытуемым определенных зрительных фигур на различных фонах были выявлены два варианта.

Одни испытуемые активно воспринимали объект независимо от его внешнего поля, у других восприятие объекта сильно менялось в зависимости от окружающего фона и положения тел».

а) полезависимость — поленезависимость;

б) ригидность — пластичность;

в) когнитивная простота — сложность;

г) импульсивность — рефлексивность.

 

11. Как называется защитный механизм психики, состоящий в разделении информации и эмоций о событии:

а) реактивная формация;

б) изоляция;

в) конверсия;

г) рационализация.

 

12. Для культуры какого типа характерны следующие ценности: центрация на индивиде, свобода в поступках и самодостаточность, независимость от группы:

а) коллективисткой;

б) индивидуалистической;

в) аполлонической;

г) диониссийской.

 

13. Для культуры какого типа характерны следующие ценности: центрация на индивиде, свобода в поступках и самодостаточность, независимость от группы:

а) коллективистской;

б) индивидуалистической;

в) аполлонической;

г) диониссийской.

 

14. Что из указанного ниже характерно для coping стратегии:

а) принятие проблемной ситуации;

б) ожидание, что проблема разрешится сама собой;

в) стремление не нарушить ощущение комфорта;

г) рассмотрение нескольких вариантов, пока не будет найден на наиболее подходящий;

д) совершение усилий по преодолению проблемы, даже если это временно нарушает ощущение комфорта;

е) совершение попыток найти кого-то, кто разрешил бы проблему.

 

15. Выберите из перечисленных ниже свойств те, которые можно охарактеризовать как «стиль левого полушария»:

а) повторение, неспонтанная речь;

б) спонтанная речь;

в) память на формы и музыку;

г) распознание лиц;

д) память на слова и числа.

 

16. Выберите из перечисленных ниже свойств те, которые можно охарактеризовать как «стиль правого полушария»:

а) распознание слов;

б) центр позитивных эмоций;

в) преимущество в решении проблем с использованием логики на основе аналитического анализа;

г) при решении проблем ориентация на образный, синтетический анализ

 

17. Выберите, что из ниже перечисленного в большей степени характерно для женщин:

а) лучше выполняют тесты на быстроту восприятия знаковой информации;

б) превосходят противоположный пол в скорости простейших арифметических операций;

в) лучше выполняют пространственные тесты;

г) более высокие результаты по субтесту «Кубики» в тесте Амтхауэра;

д) при решении задач на запоминание маршрута запоминают

больше «дорожных» ориентиров;

 

18. Выберите, что из ниже перечисленного в большей степени характерно для мужчин:

а) при решении задач на запоминание маршрута быстрее выучивают маршрут;

б) лучше справляются с задачами на перечисление предметов

одной категории;

в) величина разброса коэффициента интеллекта больше, чем у противоположного пола;

г) в более раннем возрасте достигают зрелости в произношении

звуков, более высокие артикуляционные способности.

 

19. Биологические и психосоциальные новообразования появляются в филогенезе

а) одновременно у мужчин и женщин;

б) сначала у женщин, затем у мужчин,

в) сначала у мужчин, затем у женщин.

 

20. Половой диморфизм — это:

а) наличие у данного биологического вида дифференциации

полов;

б) отличие самок и самцов по первичным и вторичным половым

признакам;

в) наличие различий в анатомоморфологических признаках у мужских и женских особей.

 

21. Ниже приведен список утверждений о природе темперамента, принадлежащих разным авторам (Гиппократ, В. Н. Мясищев, Э. Кречмер, У. Шелдон, И. П. Павлов, В. Д. Небылицын, В. М. Ру-

салов).

Определите автора каждого из них.

А. Здоровье и болезнь человека зависят от ненарушимых гуморес-соков организма. Четыре главных сока — кровь, слизь, желчь и черная желчь.

Б. Разновидности темперамента связаны с определенным типом строения тела: циклотимики имеют пикнический тип телосложения, шизотимики отличаются астеническим телосложением.

В. Эндоморфному, мезоморфному, эктоморфному соматотипам соответствуют исцеротонический, соматотонический, церебротонический типы темперамента.

Г. Типам нервной системы (высшей нервной деятельности) соответствуют четыре картины поведения или четыре гиппократовских типа темперамента.

Д. Темперамент = тип нервной системы + отношения личности + ситуационные мотивы.

Е. Темперамент — четырехуровневая система формальных поведенческих измерений, отражающих различные блоки функциональных систем.

Ж. Фундаментальная роль в активации поведения и его эмоциональной регуляции принадлежит подкорковым структурам и лобным долям мозга.

 

22. Определите, каким типам акцентуации свойственны следующие характеристики поведения (каждая характеристика может сотноситься с несколькими типами акцентуаций):

 

1) любовь к экстравагантной одежде;

2) богатая экспрессия;

3) недостаток воли;

4) уход в себя;

5) тревожность;

6) сильная привязанность;

7) быстрая смена настроений;

8) легкая разражаемость;

9) утомляемость;

10) аффективные вспышки;

11) склонность к дисфориям;

12) инертность психики;

13) лживость;

14) быстрая переключаемость.

А) Истероидный;

Б) Психастенический;

В) Эпилептоидный;

Г) Гипертимный;

Д) Циклоидный;

Е) Лабильный;

Ж) Сенситивный;

З) Конформный;

И) Шизоидный;

 

23. В результате диагностики по тесту структуры интеллекта Амтхауэра было получено превышение вербального показателя над невербальным и на основании этого сделан вывод о преобладании способностей к гуманитарным наукам. Верен ли данный вывод?

 

24. В результате исследования двух групп испытуемых были получены следующие данные: у первой группы наиболее часто встречаемой защитной стратегией была проекция, у второй — рационализация. Что вы можете предположительно сказать об этих группах?