Объем дисциплины и виды учебной работы 6

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

У ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ

ПОТРЕБНОСТЯМИ

Учебно-методический комплекс курса

Для специальности 50 715.65 — «Логопедия»,

Согласовано: Учебно-методическое управление «____» _____________ 20___ г. __________________________ Рекомендовано кафедрой: Протокол № ____ «____» _____________ 20___ г. Зав. кафедрой __________________

Пермь

пгпу

Рецензент:

Канд. псих. наук, доцент Ворошнина О.Р.

Автор-составитель:

канд. пед. наук, доцент О.Н. Тверская

Учебно-методический комплекс по курсу «Развитие творческого потенциала у детей с нарушением речи» составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, рабочим учебным планом.

Адресовано студентам дневного и заочного отделений, обучающимся по специальности «Логопедия».

Издание 2-е переработанное

Согласование с деканом обучающего факультета:

Декан _____________________ И.Ю. Ильина

Директор библиотеки________Подгорных Г. М.

СОДЕРЖАНИЕ

I. Рабочая программа дисциплины …
1. Цели и задачи изучения дисциплины…
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины…
3.Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля…
3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы…
3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы…
4. Содержание курса…
5. Темы практических и семинарских занятий…
6. Лабораторные работы (лабораторный практикум)…
7. Тематика курсовых/контрольных работ/рефератов…
8. Учебно-методическое обеспечение…
8.1. Литература…
8.2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины…
8.3. Методические указания студентам…
8.4. Методические рекомендации для преподавателя…
II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций…

I. Рабочая программа дисциплины

Цели и задачи изучения дисциплины

Цель дисциплины: сформировать у студентов осознание возможностей стратегических направлений воспитания детей с патологией развития в новой парадигме образования.

Основные задачи дисциплины:

­ обобщение теоретических знаний, полученных на занятиях по блоку психолого-педагогических дисциплин для формирования целостного представления о сущности и специфике процесса развития творческого потенциала личности;

­ освоение механизма реализации данного процесса;

­ разработка на основе диагностических материалов индивидуальных коррекционных программ личностного развития и профессионального совершенствования будущего учителя-логопеда;

­ углубление и расширение представлений студентов о роли развития творческого потенциала для детей с патологией развития;

­ анализ, оценка и коррекция моделей будущей профессионально-педагогической деятельности, ориентированной на развитие творческого потенциала личности учащегося, с патологией развития.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студенты должны знать:

­ сущность и специфику процесса развития творческого

потенциала личности;

­ механизм реализации данного процесса;

­ особенности взаимодействия педагогов и родителей в процессе развития творческого потенциала личности ребенка с нарушениями развития.

К концу обучения по дисциплине студенты должны уметь:

­ анализировать психолого-педагогическую литературу по

проблемам развитияI творческого потенциала личности;

­ разрабатывать на основе диагностических материалов индивидуальные коррекционных программы личностного развития и профессионального совершенствования;

­ адекватно осуществлять выбор и применение методов и приемов воспитания, а также специального обучения детей с патологией в условиях организации развития творческого потенциала детей с нарушениями развития.

Объем дисциплины формы, текущего и промежуточного контроля

Объем дисциплины и виды учебной работы

Распределение часов по темам и видам учебной работы

Форма обучения очная

Названия разделов и тем Всего Виды учебных занятий
Аудиторные занятия, в том числе Самостоятельная работа
лекции Практ. занят. Лабор. работы
Раздел 1. Теоретические основы развития творческого потенциала детей с особыми образовательными потребностями
Тема 1. Современные концепции развития личности
Тема 2. Сущность процесса развития творческого потенциала, психолого-педагогические условия его организации
Тема 3. Понятие «творческий потенциал» в контексте взаимосвязи основных категорий общей и специальной педагогики
Тема 4. Характеристика личностных особенностей будущего учителя, готового к развитию творческого потенциала учащихся
Тема 5. Педагогическая поддержка творческой самореализации личности ученика
Тема 6. Основы конструктивного взаимодействия в образовательном процессе
Тема 7. Конструирование и демонстрация урока, ориентированного на развитие творческого потенциала учащихся
Тема 8. Модель семейного воспитания, обеспечивающая развитие творческого потенциала ребенка с особыми образовательными потребностями
ИТОГО:

Форма обучения заочная

Названия разделов и тем Всего Виды учебных занятий
Аудиторные занятия, в том числе Самостоятельная работа
лекции Практ. занят. Лабор. работы
Раздел 1. Теоретические основы развития творческого потенциала детей с особыми образовательными потребностями
Тема 1. Современные концепции развития личности
Тема 2. Сущность процесса развития творческого потенциала, психолого-педагогические условия его организации
Тема 3. Понятие «творческий потенциал» в контексте взаимосвязи основных категорий общей и специальной педагогики
Тема 4. Характеристика личностных особенностей будущего учителя, готового к развитию творческого потенциала учащихся
Тема 5. Педагогическая поддержка творческой самореализации личности ученика
Тема 6. Основы конструктивного взаимодействия в образовательном процессе
Тема 7. Конструирование и демонстрация урока, ориентированного на развитие творческого потенциала учащихся
Тема 8. Модель семейного воспитания, обеспечивающая развитие творческого потенциала ребенка с особыми образовательными потребностями
ИТОГО:

Содержание курса

Раздел 1. Теоретические основы развития творческого потенциала детей с особыми образовательными потребностями

Тема 1. Современные концепции развития личности (психолого-дидактическая концепция личностноориентированного обучения; аксиологическая концепция личностного воспитания; концепция педагогики свободы и педагогической поддержки; культурологическая концепция личностно ориентированного образования)

Тема 2. Сущность процесса развития творческого потенциала, психолого-педагогические условия его организации (понятие о феномене творчества в системе культурных ценностей; характеристика творческого потенциала личности; сущность процесса развития творческого потенциала личности; психолого-педагогические условия его организации: гуманистическая ориентация педагога, культивирование благоприятной атмосферы в образовательном процессе, учет индивидуальных особенностей учащихся).

Тема 3. Понятие «творческий потенциал» в контексте взаимосвязи основных категорий общей и специальной педагогики

Понятие «творческий потенциал» в контексте взаимосвязи основных категорий общей и специальной педагогики «адаптация», «компенсация», «реабилитация», «коррекция». Специфика развития творческого потенциала у детей с особыми образовательными потребностями.

Тема 4. Характеристика личностных особенностей будущего учителя, готового к развитию творческого потенциала учащихся (сущность гуманистической педагогической центрации; характеристика системы профессионально важных личностных качеств будущего учителя; готовность будущего педагога к творческому саморазвитию; сущность и механизмы формирования индивидуального творческого стиля деятельности и общения).

Тема 5. Педагогическая поддержка творческой самореализации личности ученика (сущность поддерживающего типа поведения педагога; модели педагогической поддержки творческого развития личности; педагогические условия поддержки творческой самореализации личности: творческий характер организуемой деятельности, обеспечение свободы личностного выбора, баланс учета субъективных и объективных факторов развития личности, опора в педагогической деятельности на субъектный опыт воспитанника).

Тема 6. Основы конструктивного взаимодействия в образовательном процессе (сущность и основы технологического использования приемов, обеспечивающих субъект-субъектный тип взаимодействия в педагогическом процессе: поддержка, «Я-высказывание», «положительное подкрепление», «безусловность нормы», техники активного, пассивного и эмпатического слушания).

Тема 7. Конструирование и демонстрация урока, ориентированного на развитие творческого потенциала учащихся (разработка целевого блока урока, направленного на развитие творческих потенций школьников; отбор содержания образования в соответствии с его ориентацией на стимулирование творческого саморазвития личности ученика; определение методических средств, технологий, приемов, ориентированных на развитие творческого потенциала учащихся; анализ результатов осуществленной практической деятельности).

Тема 8. Модель семейного воспитания, обеспечивающая развитие творческого потенциала ребенка с особыми образовательными потребностямиВзаимодействие специалистов и родителей в процессе развития творческого потенциала ребенка с особыми образовательными потребностями. Цели, принципы, условия, методы, содержание, формы семейного воспитания, обеспечивающие развитие творческого потенциала ребенка с особыми образовательными потребностями. Характеристика стилей семейного воспитания, влияющих на развитие творческого потенциала детей с ООП.

5. Темы практических и семинарских занятий

Практическое занятие 1.

Тема 2. Сущность процесса развития творческого потенциала, психолого-педагогические условия его организации

Практическое занятие 2.

Тема 5. Педагогическая поддержка творческой самореализации личности ученика

Учебно-методическое обеспечение

8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

8.1. Литература

1. Тверская, О. Н. Готовность к самореализации ребёнка с особыми образовательными потребностями: сущность, содержание, структура, характеристика компонентного состава [Текст]: учеб.-метод. пособие / Тверская Ольга Николаевна; Федер. агентство по образованию, ПГПУ. — Пермь: Изд-во ПГПУ, 2009. — 54 с.

2. Тверская, О. Н. Развитие готовности к самореализации детей с особыми образовательными потребностями в условиях семейного воспитания: монография / Тверская Ольга Николаевна; Федер. агентство по образованию, ПГПУ. — Пермь: Изд-во ПГПУ, 2010. — 196 с.

Дополнительная:

1. Адлер А. Теория и практика индивидуальной психологии / А. Адлер. М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1996. — 296 с.

2. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И. Акатов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 368 с.

3. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании / Л.И. Аксенова. — М.: ACADEMA, 2001. — 192 с.

4. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 608 с.

5. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. М.: АКАДЕМИЯ, 2001. — 248 с.

6. Астраханцева Т.Н. Педагогические условия обеспечения преемственности в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: Автореф. дис. … канд. пед. наук / Т.Н. Астраханцева. Чебоксары, 2002. — 20 с.

7. Байбородова Л.В. Взаимодействие школы и семьи / Л.В. Байбородова. Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2003. — 224 с.

8. Батова А.В. Социально-педагогические условия интеграции детей инвалидов в социальную среду: Автореф. дис. … канд. пед. наук / А.В. Батова. М., 2000. — 19 с.

9. Беликов В.А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности: Дидактическая концепция / В.А. Беликов. Челябинск: Изд-во ЧГПИ «Факел», 1995. — 142 с.

10. Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики. (Курс лекций).

Часть I / Д.А. Белухин. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 318 с.

11. Буланова О.Е. Продуктивная совместная деятельность специалистов с семьей как фактор психологической и социальной реабилитации проблемного ребенка: Дисс… канд. псих. наук / О.Е. Буланова. М., 1999. — 222 с.

12. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением / М.Е. Бурно. М., Деловая книга, 1999. Екатеринбург, Академический проект, 1999. — 364 с.

13. Ворович Р.В. Творческая самореализация студенческой молодежи в процессе социальной адаптации: Дис. … канд. пед. наук / Р.В. Ворович. М., 2002. — 170 с.

14. Гершунский Б.С. Философия образования / Б.С. Гершунский. М.: Московский психолого-социальный институт, «Флинта», 1998. — 432 с.

15. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения / М.Р. Гинзбург // Вопросы психологии. — 1994. — № 3. — С. 43−52.

16. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева. М.: ACADEMA, 1999. — 280 с.

17. Гройсман А.Л. Личность, творчество, регуляция состояний / А.Л. Гройсман. М.: «МАГИСТР», 1998. — 435 с.

18. Громыко Ю.В. Проблемы образовательной политики в Российской Федерации / Ю.В. Громыко. Тюмень, 2000. — 205 с.

19. Гусинский Э.Н. Введение в философию образования / Э.Н. Гусинский, Ю.И. Турчанинова. М.: Логос, 2001. — 224 с.

20.Дети с ограниченными возможностями: проблемы нарушенного развития и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / Сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. — 448 с.

21. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества / М.В. Ермолаева. М.: Московский психолого-социальный институт, 2001.- 194 с.

22. Ильенков Э.В. Филосовия и культура / Э. В Ильенков. — М.: Политиздат, 1991. — 464 с.

23. Карпова Н.Л. Организация мотивационной включенности заикающихся и их близких в процесс социореабилитации / Н. Л. Карпова // Вопросы психологии. — 1994. — № 6. — С.42−45.

24. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии / М.В. Кларин. Рига, НПЦ «Эксперимпент», 1995. — 176 с.

25. Климова Т.Е. Образование. Наука. Творчество. Теория и опыт взаимодействия: Монография / Под ред. В.Г. Рындак / Т.Е. Климова. Екатеринбург: Ур. отделение РАО, 2002. — 430 с.

26. Ковров В.В. Самореализация подростка в общественном объединении: Дис… канд. пед. наук / В.В. Ковров. М., 1996. — 167 с.

27. Колесин А.Н. Концептуальные вопросы творческой реабилитации детей и подростков с особыми потребностями / А.Н. Колесин // Реабилитация лиц с проблемами в развитии: Сборник научных трудов. СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000. — С. 72−75.

28. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 г. М., 2002. — 29 с.

29. Концепция социокультурной политики в отношении инвалидов в Российской Федерации. М., 1997. — 47 с.

30. Концепция структуры и содержания общего и среднего образования // Российское образование. — 2000. — № 3. — С. 55−65.

31. Коркунов В.В. Концептуальные положения развития специального образования в регионе: от теоретических моделей к практической реализации / В.В. Коркунов. Екатеринбург, 1998. — 124 с.

32. Коробкова В.В. Формриование у подростков готовности к развитию своего творческого потенциала в процессе учебно-познавательной деятельности: Дис. … канд. пед. наук / В.В. Коробкова. Пермь, 2001. — 176 с.

33. Леонтьев А.А. «Научите человека фантазии…» (творческое и развивающее образование) / А.А. Леонтьев // Вопросы психологии. — 1998. -С. 82−85.

34. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. СПб.: Речь, 2001. — 220 с.

35. Мартынова Е.А. Теоретические основы построения и функционирования системы высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями: Автореф. докт. пед. наук / Е.А. Мартынова. Челябинск, 2003. — 49 с.

36. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. СПб.: Евразия, 2001. — 478 с.

37. Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5−9лет / М.В. Межиева. Ярославль: Академия развития. Академия Холдинг, 2002. — 128 с.

38. Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия / А.Ю. Монахова. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. — 160 с.

39. Образование родителей и школа / Под ред. Л.Г. Петряевской. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 120 с.

40. Огурцов А.П. Образы образования. Западная философия образования. ХХ век / А.П. Огурцов, В.В. Платонов. СПб.: РХГИ, 2004. — 520 с.

41. Одаренные дети: Пер. с англ. / Общ. ред. Г. В. Бурменской, В.М. Слуцкого; Предисл. В.М. Слуцкого. М.: Прогресс, 1991. — 376 с.

42. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. М.: ACADEMA, 2002. — 256 с.

43. Осипова А.А. Общая психокоррекция / А.А. Осипова. М.: ТЦ Сфера, 2002. — 512 с.

44. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Редактор-составитель Райгородский Д.Я. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001. — 672 с.

45. Психокоррекция: теория и практика / Под ред. Ю.С. Шевченко, В.П. Добриденя, О.Н. Усановой. М.: НПЦ «Коррекция», 1995. — 224 с.

46. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми // Под ред. И.В. Дубровиной. Москва, ACADEMA, 1999. — 160 с.

47. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. СПб.: Питер, 2001. — 480 с.

48. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. М.: Издательский центр «Академия», 1996. — 416 с.

49. Реан А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. — СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 416 с.

50. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.И. Савенков. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 232 с.

51. Селевко Г. Технологии социально-педагогической работы / Г. Селевко // Социальная педагогика. — 2003. — № 1. С. 55−65.

52. Сластенин В.А. Педагогика: Инновационная деятельность / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. — 224 с.

53. Степашко Л.А. Философия и история образования / Л.А. Степашко. Москва. Московский психолого-социальный институт. Издательство «Флинта», 1999. — 272 с.

54. Сулейманова С. Педагогическое стимулирование творческой самореализации подроствов в дополнительном образовании. Дисс. … канд. пед. наук / С. Сулейманова. Пермь, 2004. — 231 с.

55. Творческая реабилитация детей, подростков и молодых людей с особыми образовательными потребностями: Материалы международной научно-практической конференции 30 ноября — 1 декабря 2000 г. / Отв. редактор А.Н. Колесин. СПб.: ГАООРДИ, 2001. — 220 с.

56. Тютюнник В.И. Конференция «Творчество, общение, личность» / В.И. Тютюнник // Вопросы психологии. — 2000. — № 2. — С. 148−152.

57. Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени Детства. / Д.И. Фельдштейн. М.: Московский психолого-социальный институт / Флинта, 1997. — 160 с.

58. Фрадкин Ф.А. Лекции по истории отечественной педагогики / Ф.А. Фрадкин, М.Г. Плохова, Е.Г. Оссовский. М.: ТЦ СФЕРА, 1995. — 160 с.

59. Цукерман Г. А. Обучение, творчество и понимание как синонимы / Г. А. Цукерман // Вопросы психологии. — 1999. — № 2. — С. 110−113.

60. Чепурных Е.Е. Организационно-педагогические основы социальной защиты детей в сфере образования. Дисс… докт. пед. наук / Е.Е. Чепурных. Ярославль, 2001. — 404 с.

61. Шипицына Л.М. «Необучаемый» в семье и обществе / Л.М. Шипицына. — СПб.: «Дидактика Плюс». Москва. Институт общегуманитарных исследований, 2002. — 495 с.

62. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования (статьи и лекции) / П.Г. Щедровицкий. М., 1993. — 155 с.

63. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности / Е.Л. Яковлева. М.: Издательство «Флинта», 1997. — 224 с.

64. Яковлева Е.Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста / Е.Л. Яковлева // Вопросы психологии. — 1994. — № 5. — С. 37−42.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос