ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

Основная литература

Наименование учебника (учебного пособия) Авторы Издательство Год издания Объем в стр.
1.1 Психология и этика делового общения Лавриненко В.Н. ЮНИТИ-ДАНА

Дополнительная литература

Наименование учебника (учебного пособия) Авторы Издательство Год издания Объем в стр.
2.1 Основы этики Губин В.Д. ФОРУМ: ИНФРА-М,
2.2 Этика деловых отношений: Методические указания по проведению семинарских занятий Исаева Е.Ю. КрИЖТ ИрГУПС

 

 

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Контрольная работа как разновидность самостоятельной работы студентов является одной из форм текущего контроля за освоением ими учебного материала по изучаемой дисциплине, результаты которого учитываются в ходе итоговой оценки теоретических знаний и практических навыков обучаемых по данному учебному курсу. Выполнение контрольной работы способствует приобретению студентами навыков самостоятельной работы с первоисточниками, учебной, научной и специальной литературой, развитию у них умений выделять в прочитанном главное, обобщать, анализировать и логично, грамотно излагать изученный материал.

Поскольку цель контрольной работы состоит в том, чтобы показать знания обучаемых в области деловой этики и их умение на основе этих знаний делать выводы, то главное, к чему должен стремиться обучаемый, состоит в том, чтобы, учитывая специфику предмета, особое внимание уделить формированию соответствующих понятий, раскрытию и обоснованию существенных свойств, черт, закономерностей, принципов изучаемых явлений и процессов, тенденций развития данных наук в России и за рубежом.

При раскрытии темы контрольной работы и выполнении заданий необходимо учитывать, что все логические операции с понятиями подчинены формально-логическим законам: закону тождества («всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественной самой себе»); закону противоречия-непротиворечия («две противоположные мысли не могут быть одновременно истинными, но могут быть одновременно ложными»); закону исключения третьего («из двух противоречащих суждений одно истинно, одно ложно, а третьего не дано»); закону достаточного основания («любая мысль должна быть доказана другими мыслями, истинность которых несомненна»).

В целом контрольная работа должна представлять собой полное, систематизированное изложение темы и свидетельствовать об основательном понимании обучаемым сути затрагиваемых им вопросов. Контрольная работа должна иметь аналитический, а не описательный характер. Излагать материалы контрольной работы рекомендуется научным языком.

Особое внимание следует уделить грамматической и стилистической обработке текста работы.

Контрольная работы должна быть правильно оформлена. На её обложке в обязательном порядке указывается (см. Приложение 1):

— наименование образовательного учреждения;

— точное название кафедры;

— фамилия, имя, отчество автора работы;

— факультет, специальность, курс (с указанием формы и сроков обучения), группа, в которой обучается автор работы, и, в обязательном порядке, номер его зачетной книжки.

В содержании следует отразить, с указанием номера соответствующей страницы (см. Приложение 2):

— введение, смысл которого состоит в обосновании выбора темы обучаемым, в постановке цели и задач;

— основную часть, содержащую два – три учебных вопроса, рассмотрение которых направлено на раскрытие всей темы в целом;

— заключение, содержащее основные выводы и обобщения по теме;

— список использованной в работе литературы (по алфавиту);

— приложения.

Содержание работы делится на разделы, подразделы и пункты.

Каждый раздел следует начинать с новой страницы. Разделы должны иметь порядковую нумерацию и обозначаться римскими цифрами без точки после цифры, также не ставится точка и после названия раздела (например: I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ МОТИВАЦИИ ПОВЕДЕНИЯ).

Подразделы нумеруются арабскими цифрами в пределах раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и подраздела, разделенных точкой, но без точки после номера подраздела и без точки после названия подраздела (например: 1.1 Подходы к анализу мотивации в работах отечественных психологов).

Пункты нумеруются арабскими цифрами. Номер пункта состоит из номера раздела, подраздела и пункта, разделенных точкой (например: 1.1.2 Представления о мотивации в работах А.Н.Леонтьева), точка после номера пункта и названия пункта не ставится.

При составлении содержания следует придерживаться следующего оформления. Наименование разделов, подразделов и пунктов должно быть кратким и строго соответствовать содержанию основного материала контрольной работы (см. Приложение 2).

«ВВЕДЕНИЕ», «СОДЕРЖАНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ» и наименование разделов записываются в виде заголовков прописными буквами с выравниванием по центру листа. Наименование подразделов записывают в виде заголовка строчными буквами (кроме первой прописной) с красной строки. Переносы слов в заголовках не допускаются. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух или нескольких предложений, их разделяют точкой. Недопустимо, если в конце листа располагается заголовок раздела или подзаголовок, а следующий за ним текст перенесен на другой лист. В этом случае рекомендуется перенести на следующий лист и подзаголовок.

Таблицы нумеруются последовательно в пределах раздела. В правом верхнем углу таблицы над соответствующим заголовком помещают надпись «Таблица» с указанием номера таблицы. Номер таблицы должен состоять из номера раздела и порядкового номера таблицы (например: Таблица 3.4), точка после номера таблицы не ставится.

При переносе части таблицы на другой лист, оформление первой части сохраняется, над другими частями пишут слово «Продолжение», а на заключительной части — «Окончание» (например: Продолжение таблицы 3.4 или Окончание таблицы 3.4).

Название таблицы является обязательным элементом табличного оформления данных, пишется строчными буквами (кроме первой прописной) без точки на конце и выравнивается по левому краю без отступления красной строки. Также в случае, если часть таблицы переносится на следующий лист, после строки, содержащей название столбцов вводится еще одна строка, в которой столбцы нумеруются. При переносе части таблицы первой строкой значится строка, содержащая нумерацию столбцов, а строка, содержащая их название не проставляется (см. Приложение 3).

В ходе работы над текстом обучаемому надо проследить за тем, чтобы в работе был правильно оформлен научный аппарат. Все цитаты, цифры и факты должны иметь ссылку на соответствующий источник, которая оформляется следующим образом: на каждой странице текста по окончании цитаты, в конце примера или ряда цифр ставится порядковый номер, который затем либо повторяется с указанием соответствующих данных внизу страницы, под чертой, либо выносится в список использованных при работе литературных источников (см. Приложение 4). Обычно указываются:

— фамилия автора и инициалы;

— наименование источника;

— том, часть, выпуск, место и год его издания;

— номер страницы, на которую идет ссылка.

Если на одной странице помещено несколько ссылок из одного источника, то со второй ссылки пишут: «Там же, стр. …».

Например:

1. Крайг, Г. Психология развития – СПб.: Из-во «Питер», 2000. – С.10.

2. Там же, стр. 289.

Если мысль, факт, пример из какого-либо источника передаются своими словами, то в ссылке пишется: «См.» (смотри).

Например:

1. См.: Психологический словарь. В двух частях. Ч.1. – М: 1994; стр.75.

В контрольной работе на разных страницах может быть ссылка на один и тот же источник. В таком случае только в первый раз пишут полностью название, год и т.д. Например:

— в первом случае:

Солсо Р. Когнитивная психология. – СПб., 2007. – С.111.

— во втором случае:

Солсо Р. Когнитивная …, с.124.

Особое внимание при оформлении ссылок следует обратить на то, что при указании места издания первоисточника только два города обозначаются первыми заглавными буквами их названий: М. – Москва, Л. – Ленинград (СПб. – Санкт-Петербург, Птг. – Петроград).

Название остальных населённых пунктов пишутся полностью.

В библиографический список использованной литературы включаются только те источники, авторы которых процитированы в тексте контрольной работы или на них сделана соответствующая ссылка. Ссылка на литературный источник проставляется в конце предложения в квадратных скобках (например: Фактор когнитивного темпа ДЖ. Каган связывал с определенными фазами процесса решения задачи, такими как селекция возможных гипотез и оценка принятого решения [13].).

Точка в данном случае ставится после скобок.

Наличие и правильность оформление ссылок являются важнейшими требованиями к контрольной работе, критерием самостоятельности труда её автора. Отсутствие ссылок на указанную в списке первоисточников литературу расценивается как явный признак плагиата. Однако чрезмерно увлекаться цитированием обучаемому также не стоит, поскольку объём цитируемого материала не должен превышать 25% объёма всего текста работы.

В контрольной работе обязательно должен быть список литературы, оформленный по алфавиту.

Выполненная контрольная работа может быть написана обучаемым от руки, либо напечатана на компьютере. Объём контрольной работы, выполненной от руки, составляет от 20 до 24 страниц в формате ученической тетради, либо 16-18 страниц в объеме листа формата А-4.

Основные требования к форматированию текста контрольной работы:

¨ отступ сверху и снизу – 2 см.;

¨ отступ справа – 1,5 см.;

¨ отступ слева – 3 см.;

¨ шрифт – «Times New Roman»;

¨ размер шрифта – 14;

¨ начертание шрифта – «обычный» (не допускается курсив и жирные или полужирные начертания);

¨ междустрочный интервал – «полуторный»;

¨ отступ первой строки («красной строки») – 1,25 см.;

¨ выравнивание – «по ширине»

¨ нумерация страниц – сквозная, проставляется вверху страницы, выравнивание по центру. Первой страницей является титульный лист, второй – СОДЕРЖАНИЕ или ПЛАН. Соответственно, начинать проставлять нумерацию со страницы с введением и присваивать ей номер «3».

Контрольная работа в своём окончательном варианте должна иметь образцовый внешний вид. Контрольные работы, в которых отсутствует план, нельзя определить, где оканчивается изложение одного вопроса и начинается изложение следующего, нет введения и заключения, неправильно оформлен научный аппарат, отсутствуют поля, интервалы, нумерация страниц, и которые небрежно сброшюрованы, к проверке не принимаются и возвращаются на доработку.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫБОРУ ВАРИАНТА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Контрольная работа состоит из двух частей: 1) реферативное изложение выбранной темы; 2) выполнение заданий. Выбор темы контрольной работы студентами заочной форм обучения осуществляется на установочном занятии в режиме открытого обсуждения и согласования с преподавателем. Допускается схожесть тем письменной контрольной работы, но не более чем у двух студентов группы. Студенты, отсутствующие на установочном занятии выбирают себе оставшиеся темы, но с обязательным согласованием с преподавателем, ведущим данную дисциплину.

Какие моральные нормы характерны для протестантской этики:

1. честность

2. самоотверженность

3. трудолюбие

4. любовь

(Ответ: 1,3)

 

Задание на соотнесение

(Ответ: 1Г, 2А, 3Б, 4В)

 


1.эвдемонистическая этика

2.гедонистическая этика

3.утилитаристская этика

4.перфекционистская этика

 

А.нравственное учение, построенное на способе обоснования морали человеческой тяги наслаждениям в жизни и истолкования их природы и целей.

Б. направление в этике (этическая теория), согласно которому моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью.

В. убеждение в том, что совершенствование, как собственное, так и др. людей, является той целью, к которой должен стремиться человек.

Г. нравственное учение, построенное на искании счастья, достижение которого объявляет высшим критерием всякой добродетели и основой моральных

Д. философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания, как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественно-исторической жизни.

 

 

Вершиной античного материализма был ___________ материализм.

1. атомистический

2. механистический

3. эллинистический

4. классический

(Ответ: 1)

 

Способ управления конфликтами, характеризующийся высокой ориентацией на себя и на других, называется …

1. доминированием

2. интегрированием

3. сглаживанием

4. уступчивостью

(Ответ: 2)

 

Совокупность этических принципов и норм, которыми должна руководствоваться деятельность организаций и их членов в сфере управления и предпринимательства называется _____________________

(Ответ: Этикой бизнеса)

Что понимается под этикой?

( Ответ: Этика- философская наука, объектом изучения, которой, является мораль, а центральной проблемой – добро и зло.

Этика- это система норм нравственного поведения человека или группы людей)

 

К видам общения в зависимости от содержания относится _________ общение.

1. мотивационное

2. деловое

3. инструментальное

4. целевое

(Ответ: 1)

Просоциальное поведение – это любое общественно одобряемое поведение. Альтруизм относится к просоциальным видам поведения. Такое поведение выражается в добровольной помощи другому человеку, несмотря на риск или жертвы. Главный вопрос исследований альтруизма – каковы мотивы, лежащие в его основе. Чаще всего ответы на такие вопросы ученые получают экспериментальным путем. Так, в одном городе группа студентов провела эксперимент на готовность жителей оказывать окружающим помощь. На улице стоял прохожий с загипсованной рукой и пытался завязать развязавшийся на ботинке шнурок. Наблюдателями подсчитывалось, сколько прохожих предложат свою помощь. Оказалось, что за несколько часов прошли мимо, не предложив свою помощь, только 3 человека.

 

Свойством личности, предрасполагающим к альтруистическому поведению, связанным с сопереживанием человеку, нуждающемуся в помощи, является …

1. эмпатия

2. экстраверсия

3. нейротизм

4. рефлексия

(Ответ: 1)

РЕКОМЕДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ

Самостоятельная работа студентов (СРС) наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. Под самостоятельной работой понимается планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Высшая школа отличается от средней специализацией, но главным образом методикой учебной работы и степенью самостоятельности обучаемых. Самостоятельная работа завершает задачи всех видов учебной работы. Никакие знания, не подкрепленные самостоятельной деятельностью, не могут стать подлинным достоянием человека. СРС предназначена не только для овладения определенной дисциплиной, но и для формирования навыков самостоятельной работы вообще, в учебной, научной, профессиональной деятельности, способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решить проблему, находить конструктивные решения, выход из кризисной ситуации, то есть значимость СРС выходит далеко за рамки отдельного предмета.

Самостоятельная работа имеет воспитательное значение: она формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста высшей квалификации. Специалист любого профиля должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля, опытом творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем, опытом социально-оценочной деятельности. Две последние составляющие структуры специалиста формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная работа включает воспроизводящие и творческие процессы в деятельности студента. В зависимости от этого различают три уровня самостоятельной деятельности студентов:

1. Репродуктивные (тренировочные) самостоятельные работы выполняются по образцу: решение задач, заполнение таблиц, схем и т.д. Познавательная деятельность студента проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании. Цель такого рода работ — закрепление знаний, формирование умений, навыков.

2. Реконструктивные самостоятельные работы. В ходе таких работ происходит перестройка решений, составление плана, тезисов, аннотирование. На этом уровне могут выполняться рефераты.

3. Творческая самостоятельная работа требует анализа проблемной ситуации, получения новой информации. Студент должен самостоятельно произвести выбор средств и методов решения (учебно-исследовательские задания, курсовые и дипломные проекты).

В качестве основного метода самостоятельной работы рекомендуется самостоятельное чтение текста и составление конспекта прочитанного. Практически любая самостоятельная работа связана с проработкой текстового материала. Самостоятельная работа студента с книгой, конспектом и другими источниками информации в значительной степени влияет на глубину и прочность знаний студента по изучаемым дисциплинам, на развитие познавательных способностей, на темп усвоения нового материала. Соблюдение ряда рекомендаций при работе с книгой, конспектом, выработанных педагогической наукой и практикой, могут реально помочь студенту научиться ориентироваться и правильно работать с источниками информации.

Приступая к работе с любым текстом, следует сначала ознакомиться с материалом в целом, просмотрев его. Этот просмотр позволит получить представление о нем. После этого необходимо перейти к внимательному изучению материала по главам, разделам, параграфам, колонкам (если они есть).

Следует избегать частых ошибок традиционного чтения, применять приемы эффективного усвоения и запоминания информации. Изучая текст, надо обращать внимание на схемы, таблицы, карты, рисунки, математические формулы: обдумывать, анализировать, устанавливать связь с текстом. Необходимо пользоваться словарями. Помните: нельзя ожидать, чтобы можно было за один раз достичь полного понимания всех особенностей изучаемого материала. Для осмысления текста в таких случаях необходимо не только быть внимательным при чтении, иметь знания и уметь их применять, но и владеть определенными мыслительными приемами. Существует несколько основных таких приемов: выделение смысловых опорных пунктов, антиципация и запись.

Выделение смысловых опорных пунктов – деление текста на части, их смысловая группировка, что углубляет понимание и облегчает последующее запоминание материала. Опорой понимания может быть все, что запоминается, или что само «всплывает» как связанное с ним. Это могут быть какие-то второстепенные слова, дополнительные детали, определения и т.п. Любая ассоциация может быть в этом смысле опорой. Свести содержание текста к коротким и существенным логическим формулам, отметить в каждой формуле центральное по смыслу понятие, ассоциировать понятия между собой и образовать таким путем единую логическую цепь идей – вот сущность понимания текста.

Другой прием, используемый для дальнейшего осмысления читаемого текста, называется антиципацией или предвосхищением, т.е. смысловой догадкой. Способность антиципировать является основным фактором формирования своеобразного чутья к фразовым стереотипам и накопления достаточного словаря текстовых штампов. Однако явление антиципации возможно только в том случае, когда мышление активно работает в продуктивном режиме. При таком чтении читатель в большей степени опирается на содержание текста в целом, чем на значение отдельных слов. Главное – это осмысление идеи содержания, выявление основного замысла автора текста.

Запись изучаемого текста – опора памяти при работе с научной книгой. Читая книгу, рекомендуется делать выписки, зарисовки, составлять схемы, тезисы, выписывать цифры, цитаты, вести конспекты. Запись изучаемой литературы лучше делать наглядной, легко обозримой, расчлененной на абзацы и пункты. Различают три основные формы выписывания:

1. Дословная выписка, или цитата, в целях подкрепления того или иного положения, авторского довода. Эта форма применяется в тех случаях, когда нельзя выписать мысль автора своими словами, не рискуя потерять ее суть.

2. Тезисная форма записи. Тезис в записи – это положение, вбирающее в себя существо значительной части текста, то, что доказывает или опровергает автор; то, в чем он стремится убедить читателя; вывод, к которому он его подводит. Тезис – это доказываемое или опровергаемое положение.

3. Конспективная выписка имеет важное значение для овладения знаниями. Делая в конспекте дословные выписки особенно важных мест книги, нельзя допускать, чтобы весь конспект был «списыванием» с книги. Усвоенные мысли необходимо выразить своими словами, оформить своим слогом и стилем. Творческий конспект – наиболее ценная и богатая форма записи изучаемого материала, включающая все виды записей: и план, и тезис, и свое собственное замечание, и цитату, и схему.

Конспекты условно подразделяются на четыре вида: плановые, текстуальные, свободные, тематические.

В плановом конспекте (план-конспект) каждому вопросу содержания книги, лекции соответствует определенная часть текста в виде пунктов плана. Там, где пункт плана не требует дополнений и разъяснений, он текстом не сопровождается. Содержание книги, лекции закрепляется в памяти уже при создании план-конспекта. Он учит последовательно и четко излагать свои мысли, работать над книгой, обобщая ее содержание в формулировках плана. Самым простым плановым конспектом является вопросно-ответный конспект. В этом случае на пункты плана, выраженные в вопросительной форме, конспект дает точные ответы.

Текстуальный конспект – это конспект, созданный в основном из цитат, связанных друг с другом цепью логических переходов. Он прекрасный источник дословных высказываний автора, лектора, а также приводимых им фактов. Существенный недостаток текстуального конспекта заключается в том, что он не резко активизирует внимание и память. Этот недостаток особенно может проявиться, если конспект составляется на основе выписок, сделанных значительно раньше.

Свободный конспект требует от студента умения самостоятельного четкого и краткого формулирования основных положений лекции, книги, для чего ему необходимы как глубокое осмысление материала, так и обладание большим словарным запасом. Само составление этого вида конспекта прекрасно развивает указанные выше качества. Можно сказать, что свободный конспект, пожалуй, наиболее полноценный вид конспекта, если учесть ту пользу, которую извлекает студент уже из самого процесса его составления. Он в высшей степени способствует лучшему усвоению материала, не привязывая составителя к авторским формулировкам. При составлении свободного конспекта используются все типы записей: планы, тезисы, выписки. Забота тут одна – понять, осмыслить, записать четко, логично. Над свободным конспектом приходится много работать – его не так-то легко составить.

Тематический конспект дает более или менее исчерпывающий ответ (в зависимости от числа привлеченных источников и другого материала, скажем, своих же записей) на поставленный вопрос-тему. Специфика этого конспекта заключается в разработке определенной темы по ряду источников; он может не отображать сколько-нибудь полно содержания каждого из используемых произведений. Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение …………………………………………………………………….. 5

I часть. Требования к деловой этике руководителя………………………… 6

1.1 Общие понятия о деловой этике ………………………………..… 6

1.2 Деловая этика руководителя……………………..……………..… 11

II часть. Задания по деловой этике

Заключение……. …………………………………………………………… 20

Список использованной литературы……………………………………… 21

Приложение ……………………………………………………………….. 22

 

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….. 5

I ПАМЯТЬ КАК ПСИХИЧЕСКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ

ПРОЦЕСС ………………………………………………………………… 6

1.1 Физиологические основы памяти ………………………………… 6

1.2 Виды памяти ……………………………………………………… 11

II ЗАДАНИЯ ПО ПЕДАГОГИКЕ …………………………………….. 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………… 20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………… 21

Приложение ……………………………………………………………. 22