групп АН-21, 22, 23; АИ-21. 22; НИ-21, АТ-21, АБ-21

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра педагогики

Факультет педагогики и психологии

УТВЕРЖДАЮ

зав. кафедрой педагогики

________________В.И. Козел

«28» августа 2012г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации и проведению контролируемой самостоятельной работы студентов по дисциплине «Педагогика»

для студентов 2-го курса

факультета «Славянских и германских языков»

групп АН-21, 22, 23; АИ-21. 22; НИ-21, АТ-21, АБ-21

Барановичи 2012г.

Составитель: Калач Т.В., ст. преподаватель, Микула О.М., преподаватель

Методические материалы рекомендованы к утверждению на заседании кафедры педагогики,

протокол № от «28» августа 2012г.

Заведующий кафедрой____________ В.И. Козел

Методические рекомендации по организации и проведению контролируемой самостоятельной работы студентов по дисциплине «Теория и практика социальной педагогики» / Сост. Калач Т.В., Микула О.М., Барановичи: УО «БарГУ», 2012.

В данных методических рекомендациях по организации и проведению контролируемой самостоятельной работы студентов даны темы лекций, выносимые на КСР, контрольные вопросы по раскрытию содержания тем лекций, список рекомендуемой литературы, указаны формы контроля.

2 Семестр.

Раздел 2 «педагогические системы и технологии»

КСР №1 Технологии личностно ориентированного и развивающего обучения (семинарское занятие)

9 стр., 4172 слов

Методические указания для студентов для самостоятельной подготовки ...

... содержат материалы, необходимые для самостоятельной работы студентов во время подготовки к практическим занятиям по курсу "Основы психологии. Основы педагогики". Они включают обоснование актуальности ... комплекс учебных заданий, характеристики методических форм проведения занятий. Рецензенты: - Кудрявый А.Г. - профессор, доктор педагогических наук, зав. кафедрой педагогики Донну - Андреева Т.А. - ...

Вопросы и задания по теме:

I уровень (репродуктивный)

  1. Дайте определение понятиям «личностно ориентированное обучение», «педагогика сотрудничества», «сотрудничество», «развивающее обучение», «технологии личностно ориентированного обучения», «технологии развивающего обучения».

2. Назовите принципы обучения, характерные для личностно ориентированных технологий обучения.

3. Перечислите основные идеи педагогики сотрудничества.

II уровень (продуктивный)

1. Раскройте сущность личностно ориентированного подхода в педагогике как конкретного научного принципа.

  1. Дайте сравнительную характеристику традиционного и личностно ориентированного урока по целям, содержанию образования, методам организации, мотивации и контроля (самоконтроля) учебно-познавательной деятельности.

3. Охарактеризуйте целевые ориентации, основные концептуальные положения и методические особенности гуманно-личностной технологии Ш.А. Амонашвили.

4. Покажите пути реализации на уроке принципа «обучающего воспитания», исходя из педагогического опыта учителя-новатора Е.Н. Ильина.

5. В чём заключается сущность перспективно-опережающего обучения младших школьников в опыте С.Н. Лысенковой? Какие методические находки способствуют его реализации?

III уровень (творческий)

  1. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Почему технологии личностно ориентированного и развивающего обучения, несмотря на их эффективность, остаются недостаточно востребованными в современных учреждениях образования».
  2. Составьте таблицу технологий личностно ориентированного и развивающего обучения, отобразив в ней с учётом классификации педагогических технологий следующую информацию: названия педагогических технологий, их краткая характеристика и источники, в которых эти технологии представлены.

Форма контроля дискуссия

Рекомендуемая литература

1. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения.- М. : Пеленг, 1996. -144с.

2. Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии : пособие для учителей.- Минск : Сэр-Вит, 2004. — С. 20-37.

3.Педагогические технологии : учеб. пособие для студ. пед. спец. / под общ. ред. В.С. Кукушкина. — Ростов н/Д : Изд. Центр «МарТ», 2002. — С. 65-74; 237-246.

4. Педагогический поиск / сост. И. Н. Баженова.- М. : Педагогика, 1988. — С. 9-101; 205-271.

5. Прокопьев, И. И, Михалкович ,Н. В. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика : учеб. пособие.- Минск : ТетраСистемс, 2002.- С. 422-429; 433-449.

6. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии.- М. : Народное образование,1998. — С. 39-44; 180-200.

7. Ситаров ,В. А. Дидактика / [под ред. В. А. Сластенина]. — М. : Изд. Центр «Академия», 2002. — С. 262-300.

7 стр., 3143 слов

Эффективность использования технологии обучения в сотрудничестве ...

... ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 1.1 Возникновение технологии обучения в сотрудничестве в российской школе Технология обучения в сотрудничествевыделяется самостоятельным направлением в рамках личностно ... технологии обучения в сотрудничестве при изучении окружающего мира 37 2.3 Контрольный эксперимент по определению уровня ... кооперативного обучения. Идеи педагогики сотрудничества ...

8. Сластенин, В. А., Исаев , И. Ф., Шиянов, Е. Н. Педагогика / [под ред. В. А. Сластенина].- М. : «Академия», 2002.- С. 185-213.

9. Якиманская , И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе.- М. : Сентябрь, 1996. — 96с.

КСР №2 Технологии организации познавательной деятельности учащихся (семинарское занятие)

Вопросы и задания по теме:

I уровень (репродуктивный)

1. Расройте сущность проблемного обучения.

2. Дайте определение понятиям «опорный сигнал», «опорный конспект».

3. Дайте определение понятиям «педагогическая игра», «игровые педагогические технологии». Воспроизведите классификацию педагогических игр. Назовите целевые ориентации и функции педагогических игр.

4. Назовите цели и принципы проектного обучения. С помощью каких критериев можно оценить проект?

II уровень (продуктивный)

1. Охарактеризуйте уровни и этапы реализации проблемного обучения, приёмы создания проблемных ситуаций.

2. Раскройте особенности дидактической концепции и технологии обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов).

Определите шаги алгоритма по составлению опорного конспекта.

3. Охарактеризуйте этапы подготовки и проведения дидактической игры.

4. Охарактеризуйте этапы проектного обучения. Дайте краткую сравнительную характеристику основных типов проектов.

III уровень (творческий)

1. Разработайте вопросы или задания, с помощью которых можно создать проблемные ситуации на уроках по предмету вашей специальности (класс, темы уроков по выбору).

2. Составьте опорный конспект содержания темы «Технологии организации познавательной деятельности учащихся» или его отдельного фрагмента.

3. Приведите примеры дидактических и других видов игр, которые можно организовать на уроках по предмету вашей специальности (класс, темы уроков по выбору).

4. Разработайте тематику возможных проектов (различных типов) по учебному предмету вашей специальности (класс, темы уроков по выбору).

Форма контроля дискуссия

Рекомендуемая литература

1. Запрудский, Н. И, Современные школьные технологии : пособие для учителей. — Минск : Сэр-Вит, 2004.- С. 64-67; 117-183.

2. Кашлев,С. С. Педагогика: теория и практика педагогического процесса : учеб. пособие. В 3 ч. — Минск : Зорны верасень, 2008.- Ч. 2. С. 37-161.

3. Кашлев,С. С. Современные технологии педагогического процесса : пособие для педагогов.- Минск : Университетское, 2001. — С. 31-52; 69-80.

4. Кудряцев, Т. В. Проблемное обучение – истоки, сущность, перспективы. -М. : Просвещение, 1991. — 172 с.

5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат [и др.] ; под ред. Е. С. Полат.- М. : Изд. Центр «Академия», 2000. — С. 24-110.

15 стр., 7237 слов

Влияние стилей семейного воспитания на уровень адаптации к школе детей с ДЦП

... а так же постараемся выявить влияние стиля семейного воспитания на уровень адаптации к школе ... выявим уровни адаптации к школе как детей без патологии, так и с ДЦП, определим стили семейного воспитания, ... Изменения, сопровождающие адаптацию, затрагивают все уровни организма. Начиная от молекулярного уровня до психологической регуляции деятельности. Решающую ...

6. Педагогические технологии : учеб. пособие для студ. пед. спец. / под общ. ред. В. С. Кукушкина. — Ростов н/Д : Изд. Центр «МарТ», 2002. — С. 86-121; 134-146.

7. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии. М. : Народное образование, 1998.- С. 50-73.

8. Ситаров, В. А. Дидактика / [под ред. В. А. Сластенина]. — М. : Изд. центр «Академия», 2002.- С. 262-300.

9. Школьные технологии обучения и воспитания : учеб-метод. пособие / Л. В. Пенкрат [и др.] ; под ред. Л. В. Пенкрат.- Минск : БГПУ, 2009.- С. 63-66; 74-100.

КСР №3 Гуманистические воспитательные системы и технологии (семинарское занятие)

  1. Гуманистические воспитательные системы: история и современность.
  2. Педагогические идеи, лежащие в основе различных региональных воспитательных систем.
  3. Воспитательная система класса. Подходы к созданию ученического коллек­тива.
  4. Общешкольный коллектив — ядро воспитательной системы школы. Основ­ные аспекты управления воспитательной системой школы.
  5. Анализ опыта создания воспитательных систем (В. А. Караковский, А. А. Захаренко и др.).

Вопросы и задания по теме:

I уровень (репродуктивный)

1. Определите понятия «воспитательная система», «гуманистическая воспитательная система». Назовите признаки гуманистических воспитательных систем.

2. Перечислите структурные компоненты воспитательной системы школы, этапы её становления, критерии и показатели её эффективности.

3. Раскройте содержание понятия «воспитательная система класса».

4. Дайте современную трактовку понятия «воспитательная технология», назовите признаки гуманистических воспитательных технологий, основные условия их эффективного применения.

II уровень (продуктивный)

1. Раскройте основные концептуальные положения и принципы, определяющие процесс формирования гуманистической воспитательной системы школы.

2. Проанализируйте опыт создания гуманистических воспитательных систем в авторских школах В.А. Караковского, А.А. Захаренко.

3. Охарактеризуйте основные компоненты воспитательной системы класса, этапы её развития. Приведите примеры критериев результативности воспитательной системы класса.

4. Почему понятие «технология» в теории воспитания применяется в нестрогом смысле? Раскройте сущностные характеристики технологий воспитания, уровни их применения. Приведите примеры технологий, применяющихся на том или ином уровне.

4. Охарактеризуйте технологии: а) педагогической поддержки О.С. Газмана; 2) педагогического требования Н.Е. Щурковой.

4 стр., 1968 слов

Воспитательная работа классного руководителя

... в классе. Главное в деятельности классного руководителя - воспитание учащихся и объединение их в дружеский коллектив. Естественно, в центре его внимания стоят вопросы учебной ... подключения их в разнообразные виды деятельности и отношений. воспитательный образовательный классный руководитель Направления работы классного руководителя Изменение социальных условий, что связано с преобразованием ...

III уровень (творческий)

1. Осуществите сравнительный анализ авторитарной и гуманистической воспитательных систем. Докажите, что важнейшим условием создания гуманистической воспитательной системы учебного заведения является гуманизация реализуемого в нём педагогического процесса.

2. Письменно порассуждайте на тему «Можно ли сказать, что в классе, где вы обучались, существовала и развивалась воспитательная система». Ответ обоснуйте.

3. Осуществите проектирование воспитательного взаимодействия с учащимися с применением одной из технологий воспитания.

Форма контроля дискуссия

Рекомендуемая литература

1. Кабуш, В. Т. Гуманистическая воспитательная система: теория и практика.- Минск : АПО, 2001. — 332с.

2. Караковский, В. А., Новикова, Л. И. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем / [под. Ред. Н. А. Селевановой].- М. : Пед. Общество России, 2000.

3. Карпюк, И. А., Чернова, М. Б. Воспитательная система школы : пособие для рук. и педагогов общеобразоват. школ.- Минск : Университетское, 2002.- С. 5-34; 65-92; 147-155.

4. Классному руководителю о воспитательной системе класса / [под ре. Е. Н. Степанова]. — М : Центр»Педагогический поиск», 2000.- С. 8-30.

5. Методика воспитательной работ / Л. А. Байкова [и др.] ; под ред. В. А. Сластенина.- М. : Изд. центр «Академия», 2002. — С. 19-40; 92-105.

6. Поляков, С. Д. Технологии воспитания.- М. : ВЛАДОС, 2002. — С. 5-95.

7. Селевко, Г. К., Селевко, А. Г. Социально-воспитательные технологии. М. : Народное образование, 2002. — 176 с.

8. Сластенин, В. А., Исаев, И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика / [под ред. В. А. Сластенина].- М. : Изд. центр»Академия», 2002. — С. 365-371; 379-387.

9. Школьные технологии обучение и воспитания : учеб.-метод. пособие / Л. В. Пенкроат [и др.] под ред. Л. В. Пенкрат. — Минск : БГПУ, 2009.- С. 142-162.

10. Щуркова, Н. Е. Прикладная педагогика воспитания : учеб пособие.- СПб. : Питер, 2005.- С. 23-31; 84-91; 99-105; 203-211.

КСР №4 Технологии развития интеллектуального и творческого потенциалов личности (семинарское занятие)

  1. Интеллектуальные и творческие способности личности, их развитие в це­лостном педагогическом процессе. Диагностика интеллектуальных и творческих способностей.
  2. Технология формирования научных понятий.
  3. Технологии, ориентированные на развитие творческих способностей уча­щихся (И. П. Волков, Т. С. Альтшуллер), технология воспитания социального творчества (И. П. Иванов).

Вопросы и задания по теме:

I уровень (репродуктивный)

1. Раскройте содержание понятия «способности».

2. Определите понятие «креативность». Назовите критерии и условия развития креативности.

3. Перечислите требования, которым должна отвечать деятельность учащихся, развивающая их интеллектуальные и творческие способности.

3 стр., 1418 слов

Общее представление о ситуативной мотивации в школе Курта Левина. ...

...   Общее представление о ситуативной мотивации в школе Курта Левина. Уровень притязаний и мотивация достижения. Влияние мотивов на продуктивность ... более высоком уровне в тех видах деятельности. Но он уже был описан не в школе Левина! Мак-Клеланд ... завершить, а имеет представление об ожидаемом результате действия- уровень притазаний УП-сообщаемое экспериментатором и внутренне принимаемая испытуемым ...

4. Приведите примеры локальных технологий, способствующих развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

5. Перечислите методы, способствующие развитию творческого потенциала учащихся.

II уровень (продуктивный)

1. Дайте краткую характеристику общих интеллектуальных способностей.

2. Охарактеризуйте целевые ориентации, концептуальные положения, методы и формы обучения, которые реализуются в рамках «школы творчества» (И.П. Волков) и ТРИЗ-технологии.

3. Дайте современную трактовку сущности технологии воспитания социального творчества. Раскройте её концептуальные идеи.

4. Опишите этапы организации коллективного творческого дела, условия его организации.

III уровень (творческий)

1. Составьте словарь из встречающихся в теме понятий «потенциал личности», «интеллектуальный потенциал личности», «творческий потенциал личности», «творчество», «творческая деятельность», «творческая личность», «креативность». Растолкуйте их значения.

2. Назовите системообразующие характеристики творческой личности. Какие из этих качеств в той или иной степени сформированы у вас? Какие из них, по вашему мнению, значимы для вашей будущей профессиональной деятельности?

3. Осуществите проектирование воспитательного взаимодействия с учащимися с применением технологии социального творчества.

Форма контроля дискуссия

Рекомендуемая литература

1. Альтшуллер, Г. С. Алгоритм изобретения.- М. Московский рабочий, 1973.- 296с.

2. Волков, И. П. Цель одна – дорог много: проектирование процессов обучения : кн. для учителя. — М. : Просвещение, 1990. — 156 с.

3. Иванов, Г. И. Формула творчества, или как научиться изобретать. — М. : Изд. Центр «Академия», 1994. — 132с.

4. Иванов, И. П. Методика коммунарского воспитания. — М, : Просвещение, 1992.- 144 с.

5. Пуйман ,С. А. Педагогика. Основные положения курса. — Минск : ТетраСистемс, 2000 — С. 222—237.

6. Рожков, М. И., Байбародова, Л. В. Организация воспитательного процесса в школе : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- С. 58—72; 81—89; 141—222.

7. Сластенин, В. А., Исаев, И. Ф., Шиянов, Е. Н. Педагогика / [под ред. В. А. Сластенина].- М.: Им центр «Академия», 2002. — С. 387—398; 427—434; 540—542.

8. Степаненков, Н. К. Педагогика школы : учеб. пособие.- Минск : Адукацыя i выхаванне, 2007. — С. 440—487.

9. Щуркова, Н. Е. Классное руководство: теория, методика, технология.- М. : Общество России, 2000. — 256 с.

КСР №5 Технология организации педагогической деятельности классного руководителя (семинарское занятие)

11 стр., 5352 слов

Уровень усвоения понятий учащимися старших классов коррекционной школы

... отсталостью. 3. Рассмотреть понятие как форму мышления. 4. Выявить уровень усвоения понятий учащимися старших классов коррекционной школы. Объект исследования: процесс усвоения естествоведческих понятий. Предмет исследования: ... операциями зависит не только от усвоения знаний, но и от специальной работы преподавателя в этом направлении. 1.2 Особенности мыслительной деятельности старших школьников с ...

Вопросы и задания по теме:

I уровень (репродуктивный)

1. Назовите задачи и функции классного руководителя в современной школе; права и обязанности в соответствии с действующим Положением о классном руководителе.

2. Представьте принципы планирования воспитательной работы классного руководителя.

3. Перечислите критерии (показатели) эффективности работы классного руководителя.

4. Сформулируйте правила взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся в процессе их воспитания.

5. Перечислите методы, способствующие развитию творческого потенциала учащихся.

II уровень (продуктивный)

1. Представьте систему воспитательной работы классного руководителя в виде схемы. Дайте краткую характеристику видам деятельности классного руководителя, образующим систему его работы с учащимися класса.

2. Охарактеризуйте этапы целеполагания в воспитательной работе классного руководителя.

3. Раскройте содержание традиционно выделяемых разделов плана воспитательной работы классного руководителя.

4. Раскройте значение педагогического анализа в работе классного руководителя. Каково содержание педагогического анализа профессиональной деятельности педагогов и воспитанности учащихся?

5. Раскройте содержание и дайте краткую характеристику групповых и индивидуальных форм работы классного руководителя с родителями учащихся.

III уровень (творческий)

1. Докажите, что диагностическая деятельность классного руководителя является основой технологизации современного воспитательного процесса.

2. Осуществите проектирование (разработайте план) воспитательной работы классного руководителя с группой учащихся (возраст учащихся, форма планирования по выбору).

3. Осуществите проектирование внеклассного воспитательного мероприятия или дела (возраст учащихся, направление и конкретная форма воспитательной работы по выбору).

Форма контроля дискуссия

Рекомендуемая литература

1. Дереклеева, Н, И. Справочник классного руководителя (5—9 классы) / [под ред. И. С. Артюховой].- М.: ВАКО, 2006.- Разделы 1,6,10, 11, 12.

2. Методика воспитательной работы / Л. А. Байкова [и др.]; под ред. В. А. Сластенина. — М. Изд. центр «Академия», 2002. — С. 42—59; 83—91.

3. Палажэнне аб класным кираунику класа агульнаадукацыйнай школы i куратару вучэб. групы прафесийна-тэхничнай i сярэдняй спецыяльнай навучальнай установы // Настаун. газета. — 1999.-7 кастрычника.

4. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс : учебник для студ. пед. вузов: в 2 кн. — М.: Гуманит. ВЛАДОС, 1999. — Кн. 2 : Процесс воспитания.- С. 235—253.

13 стр., 6169 слов

Формирование коллектива учащихся класса интегрированного обучения

... отношений учащихся класса интегрированного обучения. Различные авторы А.Н.Колоплева, Т.Л. Лещинская, М.В.Швед, В.А. Шинкаренко в качестве важнейшего условия эффективной работы в классах интегрированного обучения выделяют ... результате интеграции могут возникнуть группы социальной и асоциальной направленности, различного уровня деятельности опосредования. Группы отличаются друг от друга и таким ...

5. Пуйман ,С. А. Педагогика. Основные положения курса. — Минск : ТетраСистемс, 2001.- С. 222—237.

6. Рожков, М. И., Байбародова, Л. В. Организация воспитательного процесса в школе : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- С. 58—72; 81—89; 141—222.

7. Сластенин, В. А., Исаев, И. Ф., Шиянов, Е. Н. Педагогика / [под ред. В. А. Сластенина].- М.: Им центр «Академия», 2002.- С. 387—398; 427—434; 540—542.

8. Степаненков, Н. К. Педагогика школы : учеб. пособие.- Минск : Адукацыя i выхаванне, 2007.- С. 440—487.

9. Щуркова, Н. Е. Классное руководство: теория, методика, технология. — М. : Общество России, 2000.- 256 с

КСР №6 Педагогические системы и технологии авторских школ (лекционное занятие)

  1. Сущность авторской школы. Типология авторских идей и гипотез.
  2. Школа адаптированной педагогики (Е. А. Ямбург, Б. А. Бройде).
  3. Школа-парк (М. А. Балабан).
  4. Агрошкола (А. А. Католикова).
  5. «Экология и диалектика» (школа Л. В. Тарасова).

Вопросы и задания по теме:

I уровень (репродуктивный)

1. Раскройте содержание понятия «авторская школа».

2. Назовите отличительные черты (критерии) авторских школ.

3. Сформулируйте целевые ориентации «школы национальной культуры».

II уровень (продуктивный)

  1. Охарактеризуйте ведущие концептуальные идеи адаптивной школы. Как организационно реализуется в школе адаптирующей педагогики идея дифференциации обучения по уровню развития учащихся?
  1. Каковы основные положения педагогической концепции А.С. Макаренко, разработанной и апробированной им в школе-коммуне?

3. Укажите целевые ориентации «Школы самоопределения» и условия их достижения.

4. Каковы особенности образовательного процесса в парк-школе?

5. Раскройте цели, задачи, основные направления и формы инновационной деятельности агрошколы А.А. Католикова.

6. Каковы целевые ориентации, концептуальные основы, принципы, особенности содержания школы «Экология и диалектика»?

III уровень (творческий)

  1. Каким образом в шоле адаптирующей педагогики обеспечивается адаптация школы к ребёнку и ребёнка к школе
  1. Проиллюстрируйте основные положения педагогической концепции А.С. Макаренко, разработанной и апробированной им в школе-коммуне, примерами из жизни коммунаров.

3. Докажите, что в научно-педагогичесом объединении «Школа самоопределения» ученик становится субъектом своего образования. Приведите примеры.

4. В чём заключаются принципиальные отличия школы-парка от классно-урочной системы обучения.

5. Охарактеризуйте агрошколу А.А. Католикова как технологию агротерапии, социальной и медицинской реабилитации, интеграции в общество детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

8 стр., 3649 слов

Технология подготовки и проведения классного часа

... формы проведения классного часа другой. Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной ... он учитывает возрастные особенности детей, особенности классного коллектива, уровень его развития.  В структурном отношении классный час состоит ... в выработке у воспитанников правильного отноше­ния к учебе, науке, литературе как источнику духовного развития личности; ...

6. Докажите, что учителем А.Н. Белокозом и его единомышленниками было создано единое образовательное пространство, объединяющее Гудевичскую школу и окружающую её среду.

7. Каковы общие черты представленных авторских школ? В какой из них вам хотелось бы учиться? Работать учителем? Ответ аргументируйте.

Рекомендуемая литература:

1. Балабан, М.А. Свободные парк-школы.- М. : Изд. Центр «Академия», 1992.- 192с.

2. Католиков, А.А. Моя семья.- М. : Педагогика, 1990. -223 с.

3. Пичугина, Г.В. Агрошкола-интернат как воспитательная система // Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / (под ред. Н.Л. Селивановой).- М. : Просвещение, 1998.- С. 196-209.

4. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. — М. : Народное образование, 1998.- 256 с.

5. Тарасов, Л.В. Модель школы «Экология и диалектика» // Школьные технологии. 1997. № 1.- С. 55-70.

6. Тарасов, Л.В. Неслучайная случайность.- М. : Изд. Центр «Академия», 1996. -175 с.

7. Школа самоопределения / (под ред. А.Н. Тубельского).- М. : Изд. Центр «Академия», 1994. -320 с.

8. Цырлина ,Т.В. Обреченные на успех. Авторские школы гуманистического типа. -Курск, 1995.- С. 10-34.

9. Ямбург, Е.А. Школа для всех: адаптивная модель. Теоретические основы и практическая реализация.- М. : Новая школа, 1997. — 352 с.

КСР №7 Коррекционно-педагогическая деятельность и её технологии (лекционное занятие)

  1. Сущность коррекционно-педагогической деятельности.
  2. Причины врожден­ных и приобретенных нарушений психофизического развития ребенка.
  3. Законодательно-нормативная база функционирования и развития системы специальных учреждений.

4. Развитие сети учреждений для детей с нарушениями развития в современных условиях.

5. Коррекционно-педагогическая помощь детям в учебных заведениях разного типа. Средства коррекции недостатков в условиях массовой школы. Трудности коррекционной работы.

Вопросы и задания по теме:

I уровень (репродуктивный)

1. Назовите предмет, задачи коррекционной педагогики.

2. Дайте определение основным её понятиям: «коррекционная (специальная) педагогика», «коррекция», «компенсация», «реабилитация», «социальная реабилитация», «адаптация», «коррекционно-педагогическая деятельность», «специальное образование», «учреждение специального образования», «интегрированное обучение и воспитание».

3. Назовите основные причины врождённых и приобретённых нарушений психофизического развития.

4. Назовите виды учреждений специального образования и иные учреждения, реализующие образовательные программы специального образования.

5. Назовите варианты интегрированного обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития в мировой образовательной практике.

II уровень (продуктивный)

1. Раскройте сущность коррекционно-педагогической деятельности, её цели, принципы и основные направления.

2. Дайте общую характеристику нарушений психофизического развития.

3. Охарактеризуёте цели, систему специального образования в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании.

4. В чём заключаются особенности образовательного процесса в специальной общеобразовательной школе (школе-интернате)?

5. Покажите возможные пути реализации принципа коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса в учреждениях специального и общего среднего образования, реализующих образовательные программы специального образования. Какие средства коррекции применяются при этом?

6. В чём заключается сущность интегрированного образования детей с особенностями психофизического развития? Каковы условия успешной реализации интегрированного обучения и воспитания?

III уровень (творческий)

  1. Обоснуйте необходимость коррекционно-педагогической деятельности в образовательном процессе.
  2. Охарактеризуйте состояние и тенденции развития системы специального образования в Беларуси.

3. Осуществите анализ сложившейся практики интегрированного обучения и воспитания в Республике Беларусь.

Рекомендуемая литература:

1. Варенова, Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики : учеб. пособие.- Минск : ООО «Асар», 2003. — С. 7-23; 40-53; 54-74.

2. Гонеев, А.Д., Лифинцева, Н.И., Ялпаева, Н.В. Основы коррекционной педагогики : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / (под ред. В.А. Сластенина.)- М. : Изд. центр «Академия», 1999.- С. 5-10; 25-39; 41-82; 123-128.

3. Подласый, И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике : учеб. для студ. пед. училищ и колледжей.- М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, — 2006.- Гл. 1.

4. Сивашинская, Е.Ф. Особенности обучения «гиперактивного» ребёнка в школе // Дэфекталогия. — 2007. — № 6.- С. 13-21.

5. Хитрюк, В.В. Введение в коррекционную педагогику: курс лекций.- Минск : Жасскон, 2006. — С. 6-22; 26-38; 42-57.

КСР №8 Технология работы педагога по профилактике девиантного поведения подростков (лекционное занятие)

  1. Понятие «девиантное поведение». Виды отклоняющегося поведения
  2. Причины девиантного поведения учащихся.
  3. Технологии воспитательно-коррекционной работы с подростками. Методы и приемы педагогического воздействия на подростков, склонных к девиантному поведению.

Вопросы и задания по теме:

I уровень (репродуктивный)

1. Определите понятия «отклоняющееся (девиантное) поведение», «трудновоспитуемость», «дезадаптация», «социально-педагогическая запущенность», «агрессивность», «агрессивное поведение»,

2. Назовите наиболее опасные формы отклоняющегося поведения, их главные причины.

3. Назовите основные причины детской агресивности. По каким признакам педагог может распознать детскую агрессивность?

II уровень (продуктивный)

1. Раскройте основные подходы к классификации девиантного поведения.

2. Охарактеризуйте стадии возникновения социально-педагогической запущенности.

3. Раскройте особенности поведения детей, имеющих осложнения психического и личностного развития, и особенности работы педагога по их преодолению.

4. Дайте характеристику этапов коррекционной работы педагога с детьми и подростками, склонными к девиантному поведению.

5. Опишите методы и технологии коррекции отклоняющегося поведения, которые применяет педагог в работе с детьми и подростками.

6. Раскройте содержание общей и специальной профилактики отклонений в личностном развитии и поведении.

7. Охарактеризуйте педагогические приёмы педагога, которые позволяют усилить положительное коррекционное воздействие коллектива на «трудных» подростков.

III уровень (творческий)

1.Докажите, что понятие отклоняющееся (девиантное) поведение имеет междисциплинарный характер.

2. Составьте план (программу) коррекционно-воспитательной работы с подростком, находящимся в социально опасном положении.

Рекомендуемая литература:

1. Гонеев, А.Д., Лифинцева, Н.И., Ялпаева, Н.В. Основы коррекционной педагогики : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / (под ред. В.А. Сластенина).

— М. : Изд. центр «Академия», 1999.- С. 25-39; 173-237.

2. Василькова,Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М. : Изд. центр «Академия». 2001.- С. 62-65; 91-121.

3. Кондрашенко, В.Т., Игумнов, С.А. Девиантное поведение у подростков. Диагностика. Профилактика. Коррекция : учеб. пособие.- Минск : Аверсэв, 2004. — С. 35-60; 93-184; 205-220.

4. Ребенок и социум / сост. Ю.В. Мелешко, Ю.А. Лежнева.- Минск : Красико-Принт, 2007. — 128 с.

5. Подласый, И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике : учеб. для студ. пед. училищ и колледжей.- М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — Гл. 2, 3, 4, 5.

6. Права ребенка: обучение, реализация, защита: пособие для организаторов занятий по реализации и защите прав ребенка / авт.-сост. : Т.М. Степанова, А.М. Маханько.- Минск : ФУАинфром, 2007. — С. 169-197.

7. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция.- Минск : Ильин В. П., 1996.- 192 с.

8. Хитрюк, В.В. Введение в коррекционную педагогику: курс лекций.- Минск : Жасскон, 2006.- С. 59-71.

КСР №9 Технология предупреждения и преодоления школьной неуспеваемости (лекционное занятие)

  1. Неуспеваемость учащихся как педагогическая проблема.
  2. Готовность учителя к осуществлению коррекционно-педагогической деятель­ности.
  3. Функциональные обязанности и личностные качества педагогических ра­ботников, занимающихся коррекционно-педагогической деятельностью (учитель-предметник, классный руководитель, педагог-психолог, социальный педагог).

Вопросы и задания по теме:

I уровень (репродуктивный)

  1. Раскройте содержание понятий «отставание в учении», «неуспеваемость».
  2. Назовите внутренние и внешние причины неуспеваемости учащихся.
  3. Перечислите признаки отставания в учении.
  4. Определите понятие «готовность учителя к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности».
  5. Перечислите функциональные обязанности педагогических работников, занимающихся коррекционно-педагогической деятельностью.

II уровень (продуктивный)

1. Охарактеризуйте группы детей, которые попадают обычно в категорию отстающих или неуспевающих учащихся.

2. Дайте краткую характеристику типам неуспевающих учащихся, выделенных исследователями. В чём заключается основная помощь неуспевающим учащимся разных типов?

3. Какие основные пути преодоления неуспеваемости предлагает современная дидактика?

4. Раскройте сущность оперативной и долговременной помощи отстающим или неуспевающим учащихся. Приведите примеры.

5. Какие меры по профилактике отставания и неуспеваемости предпринимает учитель на разных этапах процесса обучения?

6. Охарактеризуйте важнейшие направления деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования.

III уровень (творческий)

  1. Для чего учителю важно знать признаки отставания в учении? Приведите примеры таких признаков. Разработайте рекомендации учителю по организации обучения учащихся со слабой нервной системой или (и) с инертными нервными процессами.
  2. Обоснуйте необходимость реализации индивидуального подхода к разным группам неуспевающих учащихся в процессе их обучения и воспитания. Приведите примеры.

3. На основе признаков отставания в учении смоделируйте ситуацию отставания в учении и составьте план работы (алгоритм действий) учителя по преодолению отставания (класс, учебный предмет, тема по выбору с учётом специальности).

Рекомендуемая литература:

1. Гонеев, А. Д., Лифинцева, Н.И., Ялпаева, Н.В. Основы кореекционной педагогики : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / (под ред. В.А. Сластенина).

— М. : Изд. центр «Академия», 1999.- С. 212-217; 239-252.

2. Кашлев, С.С. Педагогика : теория и практика педагогического процесса : учеб. пособие. В 3 ч.- Минск : Зорны верасень, 2005.- Ч. 1. — С. 24-40.

3. Локалова, Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика : учеб. пособие.- СПб. : Питер, 2009.- 386 с.

4. Мурачковский, Н.И. Как предупредить неуспеваемость школьников. — Минск : Нар. Асвета, 1977.- 80 с.

5. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина (и др.) ; под ред. И.В. Дубровиной.- М. : Просвещение, 1991. — С. 21-30; 189-215.

6. Подласый, И.П. Крус лекций по коррекционной педагогике. — М. : гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — С. 236-274.

7. Хитрюк, В.В. Введение в коррекционную педагогику : курс лекций.- Минск : Жасскон, 2006.- С. 74-82.

КСР №10 Информационные технологии в образовании (семинарское занятие)

Информационные технологии в образовании

  1. Особенности организации компьютерного обучения. «Проникающие» и «определяющие» информационные технологии обучения.
  2. Виды педагоги­ческих программных средств, подходы к их классификации.
  3. Информационные монотехнологии (дистанционное, виртуальное, открытое, электронное обучение).
  4. Физиолого-гигиенические требования к взаимодействию учащихся с компьютером.

Вопросы и задания по теме:

I уровень (репродуктивный)

1. Раскройте содержание понятий «информационные технологии обучения» и «компьютерные технологии обучения».

2. Назовите формы применения компьтера на уроке.

3. Перечислите преимущества и недостатки использования компьютера в педагогическом процессе.

II уровень (продуктивный)

1. Дайте характеристику уровней применения информационных технологий в педагогическом процессе.

2. Охарактеризуйте формы применения компьютера на уроке.

3. Раскройте сущность модели рациональной организации самостоятельной работы учащихся на основе применения компьютера.

4. Охарактеризуйте основные информационные монотехнологии.

III уровень (творческий)

  1. Установите соотношение понятий «информационные технологии обучения» и «компьютерные технологии обучения».
  2. Соотнесите формы применения компьютера на уроке с различными видами педагогических программных средств.
  3. Можно ли избежать недостатков использования компьютера в педагогическом процессе?
  4. Какие из информационных монотехнологий, на ваш взгляд, самые перспективные и почему?
  5. С учётом физиолого-гигиенических требований к взаимодействию учащихся с компьютером разработайте реомендации для педагога, применяющего компьютер на учебных занятиях, и памятку для учащихся, работающих за комльютером.

Рекомендуемая литература:

1. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М. : Изд. центр «Академия», 2003. — С. 22-60.

2. Мультимедийное сопровождение учебного процесса / авт.-сост. В.Н. Пунчик (и др.).- Минск : Красико-Принт, 2009.- С. 5-30.

3. Педагогические системы и технологии: лабораторный практикум : учеб.-метод. пособие / И.И. Цыркун (и др.); под ред. И.И. Цыркуна, М.В. Дубовик. — Минск : ТетраСистемс, 2010.- 224 с.

4. Педагогические технологии дистанционного обучения : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат (и др.) ; под ред. Е.С. Полат. — М. : Изд. центр «Академия», 2006. — С. 132-156.

5. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2 т. — М. : НИИ школьных технологий, 2006. Т.2.- С. 180-212.

6. Хуторской, А.В. Современная дидактика: учебник для вузов.- СПб. : Питер, 2012.- С. 442-480.

7. Цыркун, И.И. , Козинец, Л.А., Пунчик, В.Н. Генеративное обучение педагогике: программно-методический комплекс для организации самостоятельной работы студентов.- Минск : Жасскон, 2005. — С. 12-24.

Доцент В.И. Козел