Калининградский государственный колледж градостроительства
по специальности 270103
«Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
Дисциплина: Менеджмент
Разработала преподаватель
Маркова Н.Л.
Калининград
2008 Год тематический план дисциплины
№ темы |
Наименование тем и разделов |
Максимальная учебная нагрузка студента, час |
Кол-во аудиторных часов при очной форме обучения |
Самостоятельная внеаудиторная работа студента |
|
Всего |
Практические занятия |
||||
1 1.1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 |
Введение Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм. Основные характеристики организации Функции менеджмента Внутренняя и внешняя среда организации Основы теории принятия управленческих решений Стратегический менеджмент Система мотивации труда Управление рисками Управление конфликтами Психология менеджмента Этика делового общения Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности Итоговое занятие |
2
4
2
6
4
4
4
4 4
4
4
6
4
2 |
2 2 2 4 2 4 2 4 2 4 4 4 4 2 |
2
2
2
2
2
2
|
|
Всего по дисциплине |
54 |
42 |
12 |
Содержание дисциплины
Тема 1. Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм
Понятие менеджмента. Менеджмент как особый вид профессиональной деятельности. Цели и задачи управления организациями. Особенности управления организациями различных организационно-правовых форм.
Самостоятельная работа № 1. Словарный диктант.
В результате изучения темы студент должен: Иметь представление:
- о менеджменте как особом виде профессиональной деятельности; Знать:
- цели и задачи управления организациями.
Тема 2. Функции менеджмента
Функции менеджмента. Цикл менеджмента (планирование, организация, мотивация и контроль) — основы управленческой деятельности. Характеристика функций цикла. Взаимосвязь и взаимообусловленность функций управленческого цикла.
Самостоятельная работа №2.
В результате изучения темы студент должен: Знать:
— основные функции менеджмента и их характеристику.
Тема 3. Внешняя и внутренняя среда организации
Организация как объект менеджмента. Внешняя среда организации. Факторы среды прямого воздействия: поставщики (трудовых ресурсов, материала, капитала), потребители, конкуренты; профсоюзы, законы и государственные органы.
Факторы среды косвенного воздействия: состояние экономики, политические факторы, социально-культурные факторы, международные события, научно-технический прогресс.
Внутренняя среда организации: цели, структура, задачи, кадры, внутриорганизационные процессы, технология.
В результате изучения темы студент должен: Знать:
- факторы внешней и внутренней среды;
Тема 4. Основы теории принятия управленческих решений
Типы решений и требования, предъявляемые к ним. Методы принятия решений. Уровни принятия решений: рутинный, селективный, адаптационный, инновационный. Этапы принятия решений: установление проблемы, выявление факторов и условий, разработка решений, оценка и принятие решения.
Практическая работа №1. Выбор вариантов управленческих решений.
В результате изучения темы студент должен:
Знать:
- типы решений;
- требования к решениям;
- методы принятия эффективного решения;
Уметь:
- принять эффективное решение в конкретной ситуации.
Тема 5. Стратегический менеджмент
Формы планирования. Виды планов. Основные стадии планирования.
Стратегический менеджмент. Процесс стратегического планирования: миссия и цели, анализ внешней среды, анализ сильных и слабых сторон, анализ альтернатив и выбор стратегии, управление реализацией стратегии, оценка стратегии.
Творческая работа по ситуационной задачи: «Задумай организацию и разработай стратегию».
В результате изучения темы студент должен: Знать:
— сущность стратегического менеджмента.
Тема 6. Система мотивации труда
Мотивация и критерии мотивации труда. Индивидуальная и групповая мотивации. Ступени мотивации. Правила работы с группой. Мотивация и иерархия потребностей. Первичные и вторичные потребности. Потребности и мотивационное поведение. Процессуальные теории мотивации. Сущность делегирования. Правила и принципы делегирования.
Самостоятельная работа №3 Теории мотивации. Контрольная работа №4 по вариантам.
В результате изучения темы студент должен: Знать:
- критерии мотивации;
- первичные и вторичные потребности;
- правила делегирования.
Тема 7. Управление рисками
Виды рисков: предпринимательский, коммерческий и финансовый. Методика оценки капиталовложений и выбор наименее рискованного варианта: по средней арифметической и по коэффициенту вариации.
В результате изучения темы студент должен:
Иметь представление:
- о методике оценки капиталовложений;
Знать:
- виды рисков.
Тема 8. Управление конфликтами
Конфликты в коллективе как органическая составляющая жизни организации. Сущность и классификация конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой. Причины возникновения конфликтов. Стадии развития конфликта. Типичные конфликтные ситуации. Правила поведения в конфликте. Методы управления конфликтами. Последствия конфликтов: функциональные и дисфункциональные.
В результате изучения темы студент должен: Знать:
- виды конфликтов;
- методы управления конфликтами;
- последствия конфликтов.
Тема 9. Психология менеджмента
Понятие о психике. Личность и ее структура. Индивидуально-типологические особенности личности: типы темперамента, акцентуация характера, организаторские способности. Психологические аспекты малых групп и коллективов: классификация и стадии развития групп, формальные и неформальные группы. Социально-психологический климат в коллективе. Власть и лидерство. Понятие имиджа, его составные компоненты.
Тестирование: «Типы темперамента, организаторские и коммуникативные способности».
В результате изучения темы студент должен:
Иметь представление:
- о личности и ее структуре;
- Знать:
- индивидуально-типологические особенности личности;
- психологические аспекты малых групп и коллективов.
Тема 10. Этика делового общения
Деловое общение, его характеристика.
Фазы делового общения: начало беседы, передача информации, аргументирование, опровержение доводов собеседника, принятие решения.
Семинар: сообщения учащихся.
В результате изучения темы студент должен: Знать:
- правила ведения деловой беседы, переговоров, совещаний;
- условия эффективного общения; Уметь:
- составить план беседы, совещания, переговоров.
Тема 11. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности
Понятие руководства и власти. Управление человеком и управление группой.
Планирование работы менеджера. Затраты и потери рабочего времени. Основные направления улучшения использования времени. Организация рабочего дня, рабочей недели, рабочего места. Улучшения условий и режима работы. Рабочее место руководителя, его эргономические характеристики.
Стили управления и факторы его формирования. «Решетка менеджмента».
Связь стиля управления и ситуации.
Самостоятельная работа №4 «Методы управления». Итоговая контрольная работа.
В результате изучения темы студент должен: Знать:
- формы построения взаимоотношений с сотрудниками;
- технику личной работы руководителя;
- сущность и классификацию стилей управления.
Изучаемая дисциплина – «Менеджмент»
Основное понятие: Менеджмент-наука и искусство управлять.
Цель изучения курса «Менеджмент» — получить представления и изучить основные приемы, методы, способы и функции современной системы управления организацией в рыночных условиях (в условиях частной собственности).
Задачи студента заочной формы обучения:
- Выполнять письменное задание (индивидуальное).
- Присутствовать на занятиях во время сессии.
- Получить зачет по заданию.
- Итоговый зачет
Индивидуальное задание студента:
- Определить свой вариант темы.
- Выбрать свою тему из перечня тем (прилагается ниже.
- Выполнить реферат по вашей теме на листах А4; подшить в папку.
- Подготовить реферат к устной защите на занятиях, для этого лучше составить докладную записку. В докладной записке изложить краткое содержание реферата и актуальность темы, над которой работали.
- Докладную записку оставить у себя, а папку с рефератом сдать на заочное отделение для проверки.
План раскрытия темы
Введение: постановка цели, задачи, проблемы
1. Основная часть – теоретическая;
2. Характеристика данного явления или процесса в Вашей фирме (предприятии)
Заключение: значение, проблемы, перспективы.
Литература
1. Любой учебник по Менеджменту.
2. Любая научно-популярная литература по «Управлению организацией» или «Менеджменту».
Контрольные вопросы
- Содержание, цели, значение курса. Связь с другими науками.
- Понятие «Менеджмент», «Менеджер», «Управление»
- Как менялся взгляд на менеджмент со временем за рубежом? История развития школ менеджмента
- Принципы менеджмента, их изменения.
- Разделение труда в управлении.
- Личность менеджера.
- Организация – понятие, виды.
- Внешняя и внутренняя среда.
- Организационные – правовые формы юридических лиц.
- Организационные – правовые формы физических лиц.
- Миссия и цели организации.
- Функции управления (назвать)
- Планирование.
- Контроль
- Мотивация (понятие, значение, теория – процессуальные, содержательные)
- Организовывание
- Структура организации
- Потребности: понятие, значения изучения.
- Методы управления (назвать)
- Экономические
- Социально- психологические
- Организационно- административные.
- С позиции лидерства.
- Стили управления (назвать), их отличия от методов
- Демократические
- Либеральный
- Авторитарный
- Ситуационный
- Власть, понятие, её формы, значения.
- Лидерство: понятие, виды.
- Конфликты: понятие, этапы.
- Причины конфликтов в организации
- Виды конфликтов
- Типы поведения в конфликте
- Пути разрешения конфликтов (методы)
- Каким должен быть результат конфликта?
- Можно ли в организации без конфликтов, нужно ли их бояться?
- Деловая карьера: понятия, этапы
- Формы трудового коллектива – этапы и цели
- Пирамида Маслоу
- Дерево целей.
Контрольная работа предполагает выполнение реферата по дисциплине.
Вариант темы реферата определяется по последней цифре шифра — номера личного дела студента. При окончании номера на «0» выполняется вариант № 10, при последней цифре «1» — вариант № 1 и т.д.
Перечень тем для реферата
- Понятие менеджмента, принципы и его функции. Цели и задачи управления организациями. Особенности управления организациями различных организационно-правовых форм (товарищества, общества, производственные кооперативы, муниципальные)
- Функции менеджмента (цикл менеджмента) – основы управленческой деятельности. Организация как объект управления (понятие, виды, классификация, различия)
- Внутренняя среда организации: структура (строение), миссия, цели, технология, организационная культура, внутриорганизационные процессы. Внешняя среда организации: поставщики, потребители, конкурентные и косвенные факторы.
- Понятие и типы управленческих решений. Требования к управленческим решениям. Понятия и методы принятия эффективных управленческих решений
- Планирование, его формы, виды, стадии. Стратегический менеджмент: понятие и процесс
- Мотивация труда: понятие, сущность. Теории мотивации. Потребности: понятие, виды и связь с мотивацией
- Управление рисками, виды, оценка риска, по средней арифметической и (по коэффициенту вариации)
- Конфликты в коллективе: сущность и классификация конфликтов. Причины возникновения конфликтов в организации, стадии развития конфликта, типичные конфликтные ситуации. Правила поведения в конфликтах, методы управления конфликтами, последствия конфликтов для организации.
- Психологические аспекты малых групп и коллективов (классификация и стадии развития групп, формальные и неформальные группы).
Социально-психологический климат в коллективе. Власть и лидерство. Понятия имиджа (его компоненты).
- Стили управления Работа руководителя по формированию трудового коллектива. Деловая карьера. Управление ей.