Методические указания для студентов 4 курса заочного отделения с сокращенными сроками обучения специальности «психология»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Институт экономики, управления и права (г. Казань)

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ 4 КУРСА ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

С СОКРАЩЕННЫМИ СРОКАМИ ОБУЧЕНИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПСИХОЛОГИЯ»

7 семестр 2009/2010 уч. года

Издательство ИЭУиП

Казань

2009

УДК 159.9

ББК 88.3

Авторы — составители: проф. Ю.А. Цагарелли

доц. Т.Г. Макаренко

к.пс.н. Г.Г. Семенова-Полях

к.пс.н. М.А. Филатова-Сафронова

Методические указания для студентов 4 курса заочного отделения с сокращенными сроками обучения специальности «Психология» 7 семестр 2009/2010 уч. года. – Казань: Издательство Института экономики, управления и права, 2009. – с

Методические указания содержат вопросы для оценки качества освоения курса, список литературы, темы контрольных и курсовых работ по дисциплинам, изучаемым студентами в рамках специальности 020400 «Психология» в 7 семестре 4 курса заочного отделения факультета с сокращенными сроками обучения.

Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании методической комиссии психологического факультета Института экономики, управления и права.

Ó ИЭУиП, 2009 г.

СОДЕРЖАНИЕ

15 стр., 7390 слов

Анатомия центральной нервной системы Методические указания к ...

... и его отделов. Курс "Анатомия ЦНС" является начальным этапом естественнонаучной подготовки психологов и обязательной составной частью программы обучения специалистов по практической психологии. Цель данного методического указания - помочь студентам разобраться ...

1.

ДИСЦИПЛИНА «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»………………………………………………………………….

5

1.1

Вопросы для итоговой проверки знаний по курсу БЖД………….

5

1.2.

Темы для рефератов по курсу БЖД………………………………..

6

1.3.

Литература………………………………………………..…………..

6

2.

ДИСЦПЛИПЛИНА «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ»……………………………………………………

8

2.1.

Вопросы для самоконтроля студентов по курсу…………………..

8

2.2.

Литература…………………………………………………..

10

3.

ДИСЦИПЛИНА «СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»…….….

11

3.1.

Вопросы для самоконтроля студентов по курсу…………………..

11

3.2.

Литература……….…………………………………………………..

12

4.

ДИСЦИПЛИНА «ОСНОВЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ»………

13

4.1.

Вопросы для самоконтроля студентов по курсу…………………..

13

4.2.

Литература……….…………………………………………………..

14

5.

ДИСЦИПЛИНА «КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»..

15

5.1.

Вопросы для самоконтроля студентов по курсу…………………..

15

5.2.

Литература……….…………………………………………………..

16

6.

ДИСЦИПЛИНА «ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ»……………………………………………………………………

18

6.1.

Вопросы для самоконтроля студентов по курсу…………………..

18

6.2.

Литература……….…………………………………………………..

19

7.

ДИСЦИПЛИНА « Психотерапия»………………………….

20

7.1.

Вопросы для проверки качества усвоения курса………………….

20

7.2.

Литература……….…………………………………………………..

21

8 .

ДИСЦИПЛИНА «МЕТОДЫ ПСИХОКОРРЕКЦИИ»………..

24

8.1

Вопросы для самоконтроля студентов по курсу…………………..

24

8.2

Литература……….…………………………………………………..

26

9.

ДИСЦИПЛИНА «ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ»……………….

28

9.1.

Вопросы для самоконтроля студентов по курсу…………………..

28

10 .

Дисциплина «Сексология»………………………………

30

ПЕРЕЧЕНЬ

дисциплин и форма оценки качества освоения курса студентами

4 курса заочного отделения с сокращенными сроками обучения

(7 семестр 2009/2010 уч. года)

1. Безопасность жизнедеятельности — зачет;

2. Методологические основы психологии — экзамен;

3. Специальная психология — зачет;

4. Основы нейропсихологии — экзамен;

5. Консультативная психология — зачет;

6. Психология социальной работы — зачет;

7. Психотерапия — экзамен,

8. Методы психологической коррекции — зачет.

9. История психологии — экзамен

10. Сексология — зачет

1. ДИСЦИПЛИНА «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

1.1. Вопросы для итоговой проверки знаний по курсу БЖД

1. Предмет БЖД, место в системе наук, основные термины и определения.

2. Понятие о биосфере и техносфере, среде обитания. Эволюция среды обитания, переход от биосферы к техносфере. Взаимодействие человека с техносферой.

3. Аксиомы БЖД.

4. Классификация негативных факторов.

5. Характеристика вибраций и акустических колебаний. Их влияние на здоровье человека, методы борьбы с ними.

6. Электромагнитные поля и неионизирующие излучения, их характеристика, влияние на здоровье человека, методы защиты от их влияния.

7. Характеристика ионизирующих излучений, влияние на здоровье человека, нормирование ионизирующих излучений, методы защиты от них.

8. Основы электробезопасности.

9. Классификации вредных веществ и их воздействие на человека. Гигиеническое нормирование содержания вредных веществ в окружающей среде.

10.Основы пожарной безопасности.

11.Физиологическое действие метеорологических факторов на человека. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата производственных помещений. Системы обеспечения допустимых параметров микроклимата.

12.Системы производственного освещения, нормирование освещения, влияние освещения на деятельность человека.

13.Организация рабочего места для создания комфортных зрительных условий. Характеристика осветительных приборов.

14.Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность труда. Стресс и перегрузки как факторы, влияющие на безопасность труда.

15.Виды и условия трудовой деятельности человека. Классификация условий по тяжести и напряженности трудового процесса. Классификация условий труда по факторам производственной среды.

16.Основы научной организации труда. Эргономические основы безопасности труда.

17.Правовые и нормативные основы безопасности труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда и сертификация производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда.

18.Учет и расследование несчастных случаев на производстве.

19.Аппарат анализа опасностей (основные понятия).

Качественный и количественный анализ опасностей.

20.Понятие о риске технологий. Декларация промышленной безопасности производственного объекта.

21.Общие сведения о чрезвычайных ситуациях. Классификация ЧС. Ликвидация последствий ЧС.

22.Антропогенное загрязнение окружающей среды: виды загрязнения, основные источники загрязнения, охрана атмосферы, гидросферы и литосферы от загрязнения.

23.Управление БЖД.

24.Международное сотрудничество в области безопасности жизнедеятельности.

25.Общие принципы оказания первой помощи пострадавшим. Приемы оказания первой помощи.

1.2. Темы для рефератов по курсу БЖД

1. Техногенные опасности и методы защиты от них.

2. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

3. Человеческий фактор в обеспечении безопасности в системе «человек-машина».

4. Современный терроризм. Обеспечение безопасности населения.

5. Управление и правовое регулирование безопасности жизнедеятельности.

6. Психофизиологические и эргономические основы безопасности труда.

7. Правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения безопасных условий трудовой деятельности.

8. Основы экологической безопасности. Методы регулирования природопользования и охраны природы в России и за рубежом.

9. Международное сотрудничество в области безопасности жизнедеятельности и охраны окружающей среды.

10. Безопасность быта и потребительских услуг

1.3. Литература

Основная:

1. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов/С.В.Белов, А.В.Ильницкая, А.Ф.Козьяков и др.; Под общ. Ред. С.В.Белова. «-еизд., испр., и доп..- М.: Высш.шк., 1999. – 448 с.

2. Потапов Г.П. Безопасность жизнедеятельности с учетом аспектов экономики: Учебное пособие. Казань: Изд-во Казан. гос. техн. ун-та, 2003. 415с.

3. Безопасность жизнедеятельности. Сборник нормативно-правовых документов по подготовке учащейся молодежи в области защиты от чрезвычайных ситуаций. — М.: Издательство «ДиК», М.: Издательство АСТ- ЛТД, 1998. –704с.

4. Трудовой кодекс Российской Федерации: Официальный текст. – М.: Изд. – книготорг. Корпорация «Дашков и К», 2002. – 180с.

5. Экология и безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов/Д.А.Кривошеин, Л.А.Муравей, Н.Н. Роева и др.; Под ред. Л.А. Муравья. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000. – 447с.

6. Охрана труда: Учебник для студентов вузов/Князевский Б.А., Долин.П.А., Марусова Т.П. и др.; Под ред. Б.А. Князевского. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш.школа,1982. –311с.

7. Девисилов В.А. Охрана труда: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003. – 400с.

8. Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности. Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 416 с.

Дополнительная :

1. Потапов Г.П. Введение в промышленную экологию: Учебное пособие: — Казань, изд-во «Таглимат» Института экономики, управления и права, 1999. 96с.

2. Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России: Учебное и справочное пособие.-2изд.-М.: Финансы и статистика,2000.

3. Мухутдинов А.А., Борознов Н.И., Петров Б.Г. и др. Основы и менеджмент промышленной экологии: Учебное пособие. Под ред. Проф. А.А. Мухутдинова. Казань: Магариф, 1998.-380с.

4. Экологическая оценка и экологическая экспертиза/О.М. Черп и др. – М.:Социально-экологический Союз, 2001.-312с.

5. Порфирьев Б.Н. Экологическая экспертиза и риск технологий//ВИНИТИ. Охрана природы и воспроизводство природных ресурсов. Т.27. М.:1990. 203 с.

2. ДИСЦИПЛИНА « МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ

ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ»

2.1. Вопросы для самоконтроля студентов по курсу

1. Дайте определение методологии науки.

2. Какова иерархическая структура методологического знания?

3. Каковы функции дескриптивной и нормативной методологии в научном исследовании?

4. Дайте определение и раскройте сущность понятий: «теория», «метод», «методика» в психологии.

5. Что такое парадигма?

6. Назовите стадии развития рефлексивной составляющей научного знания.

7. Что такое постклассическая парадигма науки.

8. Что такое неопозитивизм?

9. В чем сущность идеи роста научного знания К.Поппера?

10. В чем сущность принципа фальсифицируемости. И. Локатос

11. Как понимал парадигму в контексте научной революции Т.Кун?

12. Каково место психологии в системе наук?

13. В чем проблема объективности?

14. Что такое редукционизм?

15. Каковы формы редукции предмета психологического исследования в современной науке.

16. Каковы современные подходы к пониманию предмета психологии?

17. Каковы основные характеристики деятельности?

18. Назовите классификации видов деятельности.

19. Какова структура деятельности?

20. В чем сущность «деятельностного подхода» к изучению психики?

21. Как соотносятся понятия отражение и взаимодействие?

22. В чем специфика психического отражения разных уровней?

23. Назовите теории и подходы в изучении личности.

24. Биологическое и социальное в развитии личности.

25. Какова психологическая структура личности?

26. Как формируются иерархические уровни структуры личности в филогенезе?

27. Как возникло и развивалось сознание?

28. Дайте социально-психологическую характеристику общения.

29. Какова структура общения?

30. Какова роль общения в психическом развитии человека?

31. В чем сущность принципа активности?

32. Каковы пространственно-временные и содержательные характеристики активности.

33. Какова роль внутренних детерминант активности?

34. В чем сущность принципа развития в психологии?

35. Каковы основные характеристики процесса развития?

36. В чем сущность генетического метода в психологии?

37. Как происходит переход этапов фило- и онтогенетического развития психики в уровни психологической структуры личности?

38. В чем сущность принципа детерминизма в психологии?

39. В чем сущность принципа системности?

40. Назовите основные понятия системного анализа.

41. Каковы особенности системного подхода в психологических учениях?

42. Охарактеризуйте системно-структурный подход.

43. Охарактеризуйте системно-функциональный подход.

44. Охарактеризуйте системно-генетический подход.

45. В чем сущность принципа системного подхода – физичности?

46. В чем сущность принципа системного подхода – целенаправленности?

47. В чем сущность принципов системного подхода – моделируемости, управляемости, оперативности?

48. Назовите иерархические уровни психологической структуры личности и структуры свойств человека.

49. Каковы закономерности системной организации психологической структуры личности?

50. В чем сущность системного анализа и системного синтеза?

51. Какие системные описания в психологии Вам известны?

52. Какое место занимает психология в системе наук?

53. Охарактеризуйте основные психологические учения, направления и психологические школы.

54. Охарактеризуйте структуру психологических учений с точки зрения системно-структурного, системно-функционального и системно-генетического (исторического) подхода.

55. Каковы структура и функции современной психологической науки?

56. В чем сущность психофизической проблемы?

57. Охарактеризуйте вариант решения психофизической проблемы Р.Декартом в теории психофизического взаимодействия.

58. Охарактеризуйте вариант решения психофизической проблемы Г.Лейбницем в теории психофизического параллелизма.

59. Охарактеризуйте современные представления об отношении психических явлений к физическим.

60. Охарактеризуйте дуалистические варианты решения психофизиологической проблемы в теориях: интеракционизма, психофизического параллелизма.

61. Охарактеризуйте монистические варианты решения психофизиологической проблемы в теориях: эпифеноменализма, идеалистического монизма.

62. Охарактеризуйте решение психофизиологической проблемы с позиций диалектического материализма.

63. Каковы современные представления об отношении психических явлений к физиологическим?

2.1. Литература

1. Ананьев Б.Г. о проблемах современного человекознания. – 2 –е изд. – СПб.: Питер, 2001

2. Гальперин П.Я. Введение в психологию. – М., 1999

3. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2-х т. / Пер. с фр. Н.Н. Алипова; Под ред. Г.Г. Аракелова. – М.: Мир, 1996.

4. Ждан А.Н. История психологии: От античности до наших дней: Учебник. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 366.

5. Немов Р.С. Психология. Книга 1-я. – М.: Владос, 2001.

6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии: Учебное пособие. – М.: РГГУ, 1996.- 445 с.

7. Пономарев Я.А. Мнтодологическое введение в психологию. – М.: Наука, 1983. – 205 с.

8. Психология: Учебник/ Крылов А.А. – М.: Проспект, 2001. – 584 с.

9. Психология : Учебник/ Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2000. – 608 с.

10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб,: Питер, 1998. – 705 с.

11. Современная психология : справочное руководство / Под ред. В.Н. Дружинина.- М.: 1999.- 687 с.

3. ДИСЦИПЛИНАЯ «СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

3.1. Вопросы для оценки качества освоения курса

1. Предмет, объект и задачи специальной психологии.

2. Теоретические и практические задачи специальной психологии.

3. Профилактика нарушений психоневрологического развития.

4. Психологическая характеристика детей и подростков с эмоциональными нарушениями.

5. Определение понятия «отклоняющееся развитие». Основные категории отклоняющегося развития.

6. Психологическая характеристика детей и подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата.

7. Теоретические основы специальной психологии.

8. Психологическая характеристика детей и подростков с умственной отсталостью.

9. Учения Л.С. Выготского о первичном и вторичном дефекте психического развития. Значение в спец. психологии.

10. Принцип гуманизма.

11. Характеристика зоны ближайшего и актуального развития. Ее значение в рамках специальной психологии.

12. Принцип качественно-количественного подхода при оценке полученных результатов.

13. Понятие дизонтогенеза и его варианты. Параметры дизонтогенеза по В.В. Лебединскому.

14. Психологическая характеристика детей и подростков с ЗПР.

15. Принципы психологического изучения отклоняющегося развития.

16. Психологическая характеристика детей и подростков с нарушением поведения.

17. Принцип комплексности.

18. Проблемы современной психологической диагностики.

19. Принцип динамического изучения детей и подростков с отклонениями в развитии.

20. Понятие о сходных состояниях в специальной психологии.

21. Методы психологического изучения детей и подростков с отклонениями в развитии.

22. Особенности коррекционно-развивающих и восстановительных мероприятий при отклоняющемся развитии.

23. Психологическая характеристика детей и подростков с сенсорными нарушениями.

24. Психологическая характеристика семей, воспитывающих детей и подростков с отклонениями в развитии.

25. Принцип учета возрастных, индивидуально-типологических особенностей развития.

26. Психологическая характеристика детей и подростков с последствиями психопатии.

27. Психолого-педагогические принципы совместной деятельности в системе педагог-ребенок-воспитатель.

3.2. Литература

Основная :

1.Астапова В.М., Микадзе Ю.В. Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития.- М.: Владос, 2001.

2. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Сфера, 2001.

3. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М.: Сфера, 2000.

4. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: хрестоматия. – СПб.: Питер, 2001.

Дополнительная:

1. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. – М.: Медицина, 1982.

2. Иппалитова М.В. – Воспитание детей с детским церебральным параличом в семье. – М.: Просвещение, 1993.

3. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб.: Сфера, 2001.

4. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. – М.: Владос, 1997.

5. Матвеева Л.Р. Практическая психология для родителей, или что я могу узнать о своем ребенке. – М.: Арт-пресс, 1999.

6. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога в образовании. – М.: Сфера, 2000.

7. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М.: Сфера, 2001.

8. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб : Речь, 2003.

9. Осипенко Т.Н. Психоневрологическое развитие дошкольников. М.: Медицина, 1996.

10. Лебединский В.В. Нарушение психического развития в детском возрасте М.: Академия, 2003.

11. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников М.:Академия, 2002.

4 .ДИСЦИПЛИНА «ОСНОВЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ»

4.1 Вопросы для проверки качества освоения курса

1. Предмет и задачи нейропсихологии.

2. А.Р. Лурия — основоположник нейропсихологии в нашей стране.

3. Структурно-функциональная модель мозга (три блока ГМ).

4. Энергетический блок мозга (предназначение, структура).

5. Блок приема, переработки и хранения экстероцептивной информации (предна­значение, структура).

6. Блок программирования, регуляции и контроля психической дея­тельности.

7. Теория системно-динамической локализации.

8. Строение зрительной системы.

9. Зрительные агнозии.

10. Строение слуховой системы.

11.Слуховые агнозии.

12.Строение кожной системы.

13. Тактильные агнозии.

14. Классификация речевых нарушений.

15.3аднекорковые афазии.

16.Переднекорковыс афазии.

17. Апраксии (классификация, локализация, центральный дефект).

18. Проблема межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия.

19.Нейропсихологические синдромы при локальных поражениях ГМ.

20.Нейропсихологический анализ нормального развития.

21. Методы диагностики зрительно-пространственного гнозиса.

22.Методы диагностики соматосенсорного гнозиса.

23.Методы диагностики слухового гнозиса и слухомоторных координаций.

24. Методы диагностики речи.

25. Методы диагностики письма.

26. Восстановительная работа при нарушении письма и чтения.

27.Методы диагностики внимания.

28. Методы диагностики эмоционально-личностной сферы.

29.Методы диагностики интеллектуальных процессов.

30.Методы диагностики памяти.

31.Методы диагностики чтения.

32. Синдром «расщепленного мозга».

33. Требования к знаниям нейропсихологических тестов.

34. Требования к проведению анализа дефекта и к постановке тонического диагноза.

35. Требования к условиям проведения обследования.

36. Схема нейропсихологического заключения.

37. Проблема факторов в нейропсихологии. Типы факторов.

38. Восстановительная работа при нарушении понимания тестов.

39.Структурно-функциональная модель ГМ. Блоки мозга.

40. Восстановительное обучение решению задач.

4.2 Литература

Основная :

1 Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: изд-во Академия, 2002.

2 Репина Н.В., Воронцов Д.В., Юматова И.И. Основы клинической психологии. – Ростов-на-Дону: изд-во Феникс. 2003.

3 Хомская Е.Д. Нейропсихология. – М.: изд-во Моск. ун-та, 1985.

Дополнительная:

1. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект. – М.: Просвещение, 1995.

2. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация. – М.: МГУ, 1985.

3. Симерницкая Э.Г. Мозг и психические процессы в онтогенезе. – М.: МГУ, 1985.

4. Функциональная асимметрия человека. — М.: Медицина, 1988.

5. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональная асимметрия человека. – М.: Медицина, 1988.

6. Хомская Е.Д., Батова Н.Я. Мозг и эмоции. — М.: МГУ, 1992.

5.ДИСЦИПЛИНА «КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

5.1. Вопросы для оценки качества усвоения курса

1. Предмет и задачи консультативной психологии.

2. Принципы психологического консультирования.

3. Отношение к советам в психологическом консультировании.

4. Проблема разграничения личных и профессиональных отношений.

5. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту и способы его достижения.

6. Черты личности, присущие эффективному психологу-консультанту.

7. Особенности личностной идентичности и успешность работы психолога-консультанта.

8. Типичные ошибки психолога-консультанта и работа с ними.

9. Этические и правовые аспекты психологического консультирования.

10. Виды психологического консультирования.

11. Активация ресурсов клиента в процессе работы с ним.

12. Основные ориентации психологов относительно структуры консультативного процесса.

13. Понятие «субъективное» и его значение в работе с клиентом.

14. Уровень общения как параметр анализа консультативной беседы.

15. Уровень формального общения как этап консультативной беседы.

16. Уровень поддержания контакта как этап консультативной беседы.

17. Уровень критических обстоятельств как этап консультативной беседы.

18. Уровень стандартной беседы в отношениях психолог-клиент.

19. Межличностное давление и его формы в консультативной беседе.

20. Продуктивное слушание в процессе консультативной беседы и его разновидности.

21. Руководство, инструктирование и требование как уровни консультативной беседы.

22. Соотношение объективации и субъективного как параметр анализа консультативной работы.

23. Работа с сопротивлением воздействию в личностно-ориентированном психологическом консультировании.

24. Забота как источник силы и направляющий фактор в личностно-ориентированном психологическом консультировании.

25. Артистизм специалиста, оказывающего воздействие.

26. Психологическое консультирование в опоре на активацию ресурсов клиента.

27. Специфика дистантного психологического консультирования.

28. История возникновения телефонной консультативной помощи за рубежом.

29. Особенности оказания психологической консультативной помощи в культурно и этнически разнообразном мире.

30. Модель обучения консультантов на основе опыта. Практика супервизии в консультировании.

31. Феномен «сгорания» у консультантов.

32. Сущность и составляющие активного слушания.

33. Психология телефонного диалога.

34. Регулярные («зависающие») абоненты в практике консультирования на телефоне доверия.

35. Механизмы психологической защиты и консультативная помощь на телефоне доверия

36. Консультирование агрессивных и манипулятивных клиентов.

37. Консультирование клиентов зависимых от психоактивных веществ.

38. Стадии группового консультирования.

39. Жизненный цикл семьи.

40. Эволюция брака и семьи в истории человеческого общества.

41. Психологические особенности супружеских отношений

42. Психологические особенности детско-родительских отношений.

43. Процессы распада и дестабилизации семейных отношений

44. Нарушения межличностной коммуникации в семье.

45. Нарушения структурно-ролевого аспекта жизнедеятельности семьи.

46. Подготовка молодежи к семейной жизни.

47. Работа с семьей при наркомании и алкоголизме.

48. Консультирование по проблемам эмоциональной зависимости.

49. Задачи психолога-консультанта в образовательной сфере.

50. Реабилитационное консультирование.

51. Психоаналитический подход к консультированию.

52. Личностно-ориентированный, экзистенциональный и гештальт-терапевтический подходы в консультировании.

53. Рационально-эмотивная терапия.

54. Транзактный анализ.

55. Бихевиоральный, когнитивно-бихевиоральный подходы и терапия реальностью.

5.2. Литература

1. Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов.- Изд. 6-е доп. – М.: Акдемический проект, 2001. – 480 с.

2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологичексое консультирование. – М.: Независимая фирма «Класс». 200. – 208 с.

3. Беннис У., Шепард Г. Теория группового развития// современная зарубежная психология. Тексты/ Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской. – М.: Изд. Москв. Ун.-та, 1984. – 142 с.

4. Бьюдженталь ДЖ. Искусство психотерапевта. – СПб.: Питер, 2001. – 304 с.

5. Булкина Е.С. Письменное общение психолога с клиентом// Журнал практического психолога. – 1999. — №9. – с. 64-66.

6. Глэдлинг С. Психологическое консультирование. 4-е изд. – СПб.: Питер, 2002. -763 с.

7. Гулина М.А. Терапевтичексая и консультативная психология . – СПб.: Изд. «Речь», 2001. -352 с.

8. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия: Учебное пособие. Мн.: Высш. Шк. 1997. – 464 с.

9. Колпачников В.В. Человекоцентрированный поход в практике психологического консультирования персонала организаций// Вопросы психологии. Научный журнал. – 2000. — №3- с. 49-56.

10. Кочюнас Р.-А.Б. Основы психологического консультирования: Пер. с лит. – М.: Академический проект, 1999. – 239.

11. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование.- М.: Смысл, 2001 .- 494 с.

12. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. – М.: Изд. Апрель пресс, ЭКСМО-ПРЕСС, 2002. – 256 с.

13. Роджерс К. О групповой психотерапии.- М.: «Гиль-Эстель», 1993. – 224 с.

14. Рудестам К. Групповая психотерапия. – СПб: Питер, 199. – 384 с.

15. Сахакиан У.С. Техники консультирования и психотерапии. Тексты./ ред. У.С. Сахакиан, Пер. с анг. – М.: Апрель Пресс, изд. ЭКСМО_ПРЕСС, 2000. – 624 с.

16. Шнейдер Л.Б. психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель-Пресс, изд. ЭКСМО-ПРЕСС, 200. – 512 с.

17. Шостром Э. Терапевтическая психология. Основы консультирования и психотерапия/ Пер. с англ. – СПб. : Сова; изд. ЭКСМО, 2002. – 624 с.

18. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПБ.: Изд. «Питер» , 1999. – 656 с.

6.ДИСЦИПЛИНА «ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ»

6.1. Вопросы для оценки качества усвоения курса

1. Характеристика основных психологических теорий, раскрывающих сущность психодинамического подхода.

2. Поведенческая парадигма социальной работы.

3. Особенности гуманистической парадигмы социальной работы.

4. Пределы профессиональной компетенции в работе с клиентом.

5. Методы предварительной психологической настройки.

6. Особенности работы с трудными клиентами.

7. Специфика работы в микро- и макросоциальном окружении клиента.

8. Основные стадии работы с клиентом.

9. Основные виды помощи оказываемые специалистами по социальной работе.

10. Понятие «консультирование» в практике помогающих профессий.

11. Основное различие консультирования и психотерапии.

12. Цели и задачи консультативной помощи.

13. Характеристика основных школ консультирования.

14. Взаимосвязь консультирования и социальной работы.

15. Основные тенденции групповой работы 19-20 в.в.

16. Основные модели групповой работы.

17. Сходства и различия между социальной работой с группой и групповой психотерапией.

18. Основные этические принципы работы с группой.

19. Различие подходов к типологии социальной групповой работы.

20. Основные определения и классификации социальной работы с группой.

21. Терапевтические группы: характеристика, своеобразие принципов и подходов.

22. Проблемы группового консультирования в социальной работе.

23. Групповые методы, используемые при пограничных состояниях.

24. Характеристика поведения социального работника в терапевтических группах.

25. Содержание понятий «социальная защита», «социальная поддержка», «социальная работа».

26. Задачи теории и методики социальной работы как науки.

27. Объект и субъект социальной работы.

28. Перспективы развития социальной системы в России.

29. Функции социальной работы.

30. Состояние социальной работы в развитых странах.

6.2. Литература

1. Абрамова г.С. Практическая психология. – М.6 Академический проект, 2002.

2. Андреева Г.М. социальная психолгия: Учеб. Для вузов. – М.: Аспект Пресс. 2000. – 376 с.

3. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2-х т./ Под ред. Аракелова Г.г. – 2-е изд. – М.: Мир, 1996.

4. Лэндрет Г.А. Игровая терапия : искусство отношений. – М.: Междунаро. Пед академия, 1994, — 368 с.

5. Пайнс э Практикум по социальной психологии. – СПб.: Изд. Питер, 200.- 528 с.

7. ДИСЦИПЛИНА «Психотерапия»

7.1. Вопросы для оценки качества усвоения дисциплины

1. Определение психотерапии. Предмет и задачи психотерапии.

2. Содержание основных понятий и связи между ними: психологическая помощь, консультирование, психокоррекция, психотерапия.

3. История развития психотерапии. Донаучный этап в развитии психотерапии.

4. История развития психотерапии. Научный этап становления психотерапии.

5. Интердисциплинарный характер психотерапии: научные основы психотерапии.

6. Интердисциплинарный характер психотерапии: клинические основы психотерапии; физиологические основы психотерапии.

7. Интердисциплинарный характер психотерапии: психологические основы психотерапии.

8. Механизмы лечебного действия индивидуальной психотерапии:

9. Механизмы лечебного действия групповой психотерапии: конфронтация, корригирующее эмоциональное переживание (коррективный эмоциональный опыт) и научение.

10. Механизмы лечебного действия семейной психотерапии: эмоциональное сплочение и поддержка, обратная связь.

11. Критерии анализа эффектов и эффективности психотерапии.

12. Взаимоотношения врача и пациента в психотерапии.

13. Этико-деонтологические аспекты психотерапии. Основные проблемы этики в психотерапии.

14. Личность пациента как фактор эффективности психотерапии.

15. Личность психотерапевта. Понятие «синдром сгорания».

16. Обучение психотерапевтов: балинтовские группы, супервизии.

17. Психотерапия как искусство общения. Вербальные и невербальные средства общения.

18. Динамическое направление в психотерапии.

19. Когнитивно-поведенческое направление в психотерапии.

20. Экзистенциально-гуманистическое направление в психотерапии.

21. Суггестивная психотерапия.

22. Арттерапия.

23. Телесно-ориентированная психотерапия.

24. Трансактный анализ. Кризисная психотерапия.

25. Альтернативная психотерапия.

26. Индивидуальная психотерапия.

27. Семейная психотерапия.

28. Групповая психотерапия.

7.2. Литература

Основная литература:

1. Кулаков С.А. Практикум по клинической психологии и психотерапии подростков/ С.А. Кулаков.– СПб.: Речь, 2004.– 464с.

2. Романин А. Н. Основы психотерапии: учебник/ А. Н. Романин.– М.: КНОРУС, 2006.– 528с.– (Гриф МО РФ для студ. вузов, обуч. по гуманит. спец.)

3. Соколова Е.Т. Психотерапия: теория и практика: Учеб. пособ./ Е.Т. Соколова.– М.: Академия, 2002.– 368 с.– (Гриф Сов. по психолог. УМО ун-тов Рос. для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. «Психология»)

Дополнительная литература:

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: пер. с англ./ Общ. ред. М.С. Мацковского; Послесловие Л.Г. Ионина и М.С. Мацковского. – СПб.: Лениздат, 1992. – 400с.: ил.

2. Витакер К. «Корни психотерапии».– Спб.: Питер, 2000.– 412с.

3. Глэддинг С. Психологическое консультирование. 4-е изд. – СПб.: Питер, 2002. – 736с.: ил. – («Серия «Мастера психологии»), с.644–674.

4. Горянина В.А. Психология общения: учеб. Пособие для студентов высш.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с. – Стр. 198–237.

5. Джеффри К. Зейг. Испытание Эриксоном. Личность мастера и его работа. // Перевод с английского В.В. Самойлова. / Под редакцией М.Р. Гинзбурга. – Москва, Независимая фирма «Класс», 1999г. –106 с.

6. Калошина И.П. Психология творческой деятельности: Учеб. пособ. для вузов/ И.П. Калошина.– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.– 431с.– (Сер. «Педагогич. школа. 21 век»)

7. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. Учебник для медицинских ВУЗов. – М.: Издательский центр «Академия», 2-е изд. , 2002 г.

8. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия: Учеб. Пособие. – 2-е изд-е, доп., и перераб. – Мн.:Высш.шк., 1997. – 464с., – С.98–100.

9. Кочюнас Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия: учеб. пособие для вузов/ Р. Кочюнас.– 5-е изд.– М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2005.– 464с.– (Сер. «Gaudeamus»).

10. Лоуэн А. Терапия, которая работает с телом: Биоэнергетика.– СПб.: Речь, 2000.– 272с.– (Практическая психотерапия).

11. Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 960 с. – (Серия «Справочник практического психолога»).

– с. 887-894.

12. Милтон Эриксон, Эрнест Росси, Шейла Росси. Гипнотические реальности. Наведение клинического гипноза и формы косвенного внушения. — Москва, Независимая фирма «Класс» 1999. – 197с

13. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособ./ Под ред. Н.Н. Посысоева.– М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.– 328 с.– (Доп. МО РФ для студ. вузов, обуч. по спец. 031000 «Педагогика и психология», 031300 «Социальная педагогика»).

14. Перлз Ф. и др. Практикум по гештальт-терапии: Пер. с англ.– М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2001.– 240с.

15. Перлз Ф. Внутри и вне помойного ведра: Радость. Печаль. Хаос. Мудрость: Пер. с англ.- М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2001.– 224с.

16. Практикум по арт-терапии/ Под ред. А.И. Копытина.– СПб.: Питер, 2000.– 448с.: ил.– (Сер. «Практикум по психологии»)

17. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособ./ Под ред. Е.Г. Силяевой.– 3 изд., стереотип.– М.: Академия, 2005.– 192 с.– (Гриф УМО вузов РФ для студ. вузов, обуч. на фак. педагог., психолог. и соц. работы).

18. Роджерс К.Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы: Монография: Пер. с англ.– М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.– 464с.– (Сер. «Психологич. коллекция»)

19. Рудестам К. Групповая психотерапия/ К. Рудестам.– 2-е изд.– СПб.: Питер, 2006.– 384с.: ил.– (Сер. «Золотой фонд психотерапии»).

20. Сандлер Д. Пациент и психоаналитик: Основы психоаналитического процесса: Пер. с англ./ Д. Сандлер, К. Дэр, А. Холдер.– 2-е изд., испр. и доп.– М.: Смысл, 1995.– 194с.

21. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции/ З.Фрейд.– СПб.: Питер, 2004.– 384 с.– (Сер. «Золотой фонд психотерапии»)

22. Фурманов И. А. Основы групповой психотерапии: учеб. пособие/ И. А. Фурманов, Н. В. Фурманова.– Мн.: Тесей, 2004.– 256с.– (Доп. МО Республики Беларусь для студ. вузов психолог. спец.)

23. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи.– 2-е изд., расшир. и доп.– СПб.: Питер, 2000.– 656с.: ил.– (Сер. «Мастера психологии»)

Интернет-ресурсы:

1. – собрание статей по психологии, психотерапии.

2. http://psylib.kiev.ua/ – психологическая библиотека Киевского фонда содействия развитию психической культуры формируется из ключевых психологических, философских, религиозных, эзотерических, культурологических и методологических текстов.

3. – Российская Национальная библиотека.

4. http://www.rsl.ru/ – Российская государственная библиотека.

8 . ДИСЦИПЛИНА «Методы психокоррекции» (часть 1)

8.1. Вопросы для оценки качества усвоения курса

«Практикум по методам разрешения нестандартных ситуаций»

1. Понятие и типы экстремальных ситуаций.

2. Психосоматические проявления воздействия экстремальной ситуации. Психогенные факторы.

3. Этапы психосоматических последствий экстремальных ситуаций, воздействующих на человека.

4. Формы поведения жертв экстремальной ситуации.

5. Посттравматическое стрессовое расстройство. Его симптомы.

6. Способы адаптации в экстремальной ситуации и после нее.

7. Социально-стрессовые расстройства, их клинические проявления и варианты индивидуально-психологической защиты.

8. Социальные стереотипы, их основные свойства. Приемы выявления стереотипов.

9. Факторы, нарушающие эффективность деятельности человека.

10. Эмоции, их функции. Эмоции как регулятор деятельности. Закономерность Йоркса-Додсона.

11. Нарушение развития психики человека, как следствие деформации его картины мира.

12. Методы саморегуляции эмоциональных состояний.

13. Переферическая теория Джемса и Ланге, альтернативная теория Кеннона и Барда.

14. Фрустрация, ее причины. Защитные механизмы при фрустрации. Положительные и отрицательные моменты фрустрации.

15. Гнев, его особенности; способы коррекции поведения при гневе. Техники обуздания гнева.

16. Раздражительность. Способы коррекции поведения.

17. Техники, позволяющие снять психическое напряжение, симптомы стресса.

18. Аффект. Фазы аффекта. Функции.

19. Понятие стресса. Конструктивный и деструктивный стресс. Фазы стресса. Толерантность к стрессу.

20. Стрессоры. Классификация стрессоров.

21. Острая реакция на стресс, как первая стадия развития стрессового расстройства. Причины возникновения; клинические проявления.

Принципы оказания первой помощи при остром стрессе.

22. Профилактика и самозащита от стрессовых расстройств.

23. Синдром хронической усталости (СХУ).

Профилактика СХУ.

24. Агрессия. Виды и формы агрессии. Способы коррекции поведения при агрессии; саморегуляция.

25. Тревога и тревожность. Факторы в социальной и психологической среде, повышающие уровень тревожности.

Практические рекомендации.

26. Что такое убеждения? Компоненты убеждения. Классификация убеждений.

27. Адекватное и неадекватное убеждение. Когнитивное переконструирование. Рациональная эмотивная терапия Альберта Эллиса.

28. Иррациональное искаженное мышление; способы его распознавания, коррекция.

29. НЛП – терапия образов. Репрезентативные системы; работа с подсознанием. Ассоциация и диссоциация.

30. Депрессия. Причины депрессий. Профилактика депрессии.

31. Жизненные кризисы (мужчин и женщин).

Способы их конструктивного преодоления.

32. Депрессия от работы, трудоголизм. Способы коррекции поведения.

33. Действия, направленные на изменение нежелательного поведения в стрессовых ситуациях и создание новых предпосылок, запускающих желаемое поведение.

34. Техники, направленные на коррекцию поведения (меняем нежелательное поведение на желательное).

35. Стресс общения. Ошибки при коммуникации и способы их коррекции.

36. Манипулирование. Причины манипулирования. Характеристики манипуляторов и актуализаторов.

37. Типы манипуляторов. Способы защиты от манипуляторов.

38. Социально-психологический тренинг.

39. Техника глубокого дыхания, как простейший метод релаксации.

40. Тренинг мышечной релаксации (ТМР).

41. Творческая визуализация и воображение, как способ углубления релаксации при ТМР.

42. Аутогенное расслабление.

43. Самопрограммирование, как один из способов психотренинга.

44. Техники медитации.

8.2. Литература

Основная:

1. . Немов Р.С. Психология М: Владос. – 2002 г.

2. . Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара, 1998 г.

. Самоукина Н.В. Экстремальная психология; М. – 2002 г.

3. Сандра Греммлинг, Стивен Ауэрбах: Практикум по управлению стрессом; Питер. – 2002 г.

4. Хрестоматия. Психология экстремальных ситуаций. Москва, 2001 г. (сост. А.Е. Тарас, К.В. Сельченко).

Дополнительная:

1. Алиев И.А. Актуальные проблемы суицидологии. Баку, 1983 г.

2. Антипов В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям; Москва, 2002 г.

3. Архипов Н.И., Кульба В.В. Управление в чрезвычайных ситуациях; М., 1998 г.

4. Китаев – Смык Л.А. Психология стресса; Издательство «Наука», 1983 г.

5. Колодзин Б. Как жить после психологической травмы. М., — 1992 г.

6. Лебедев В.И. Личность в экстремальной ситуации, М. – 1989 г.

7. Трегубов Л., Вагин Ю. Эстетика самоубийства, Пермь. – 1993 г.

9. ДИСЦИПЛИНА «ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ »

9.1. Вопросы для оценки качества освоения курса

1. В.Вундт и становление экспериментальной психологии.

2. И.М.Сеченов и становление научной психологии в России.

3. Структурализм Э.Титченера.

4. Психология акта Ф.Брентано.

5. Психология В.Джемса.

6. Основные направления развития психологии в России.

7. Естественнонаучное направление в России (В.М.Бехтерев, Н.Н.Ланге, И.П.Павлов).

8. Экспериментальные исследования в области восприятия, памяти, мышления, навыков.

9. Возникновение дифференциальной психологии.

10.Исследования Ф.Гальтона в области способностей и измерения интеллекта. Тесты Бинэ-Симона.

11.Экспериментальная педагогика Э.Меймана. Возникновение педологии.

12.Приложение психологии к области промышленного производства. Возникновение психотехники.

13.Экспериментальные исследования в зоопсихологии.

14.Общая характеристика кризиса в психологии.

15.Бихевиоризм.

16.Гештальтпсихология.

17.Психоанализ З. Фрейда.

18.Индивидуальная психология А. Адлера.

19.Аналитическая психология К. Юнга.

20.Необихевиоризм и его варианты.

21.Французская социологическая школа.

22.Описательная психология.

23.Идеологизация психологии в России в Советский период.

24.Педология и психотехника в России.

25.Поведенческие направления (рефлексология, реактология) в России.

26.Психологические взгляды М.Я. Басова.

27.Культурно-историческая теория Л.С. Выготского.

28.Психологическая концепция С.Л. Рубинштейна.

29.Учение о деятельности А.Н. Леонтьева.

30.Теория П.Я. Гальперина.

31.Психология установки Д.Н. Узнадзе.

32.Развитие психологической теории в трудах Б.Г. Ананьева.

33.Исследования Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына в области дифференциальной психологии.

34.Генетическая психология Ж. Пиаже.

35.Концепция психического развития А. Валлона.

36.Гуманистическая психология.

37.Логотерапия В. Франкла.

38.Когнитивная психология.

39.Межкультурные исследования.

40.Проблема исторического развития психики в структурной антропологии К.Леви-Стросса.

10. Дисциплина «Сексология»

Сексуальная формула женская (СФЖ)

Специальный вопросник, применяемый в практической работе сексологов для предварительной оценки сексуальных проявлений женщины. Вопросник состоит из 8 основных разделов (обозначены римскими цифрами), 9-й раздел указывает на длительность полового расстройства. Ответы пациентки обозначаются цифрами от 0 до 4. После прочтения вопросника пациентка подчёркивает цифру, которая стоит против утверждения, наиболее отвечающего её состоянию на момент обращения к врачу.

I. Менструация: 0 — кровянистых выделений из половых путей никогда не было; 1 — нерегулярные кровянистые выделения из половых путей или регулярные из других мест (например, носовые); 2 — менструации стали нерегулярными или полностью прекратились в течение последних лет; 3 — менструации утрачивали свою регулярность только под влиянием неблагоприятных условий, при нервно-психических состояниях, в летний период или при смене места жительства: 4 — менструации всегда сохраняли свою периодичность, даже в самых неблагоприятных условиях.

II. II. Отношение к половой активности: 0-половой акт всегда вызывал непреодолимое отвращение (или боль); 1 — половой акт с некоторых пор вызывает отвращение, что заставляет искать предлог, чтобы от него уклониться; 2 — половой акт безразличен и участие в нём проходит без внутреннего побуждения (из чувства долга или чтобы избежать конфликта); 3 — половой акт доставляет удовольствие, но степень наслаждения находится в явной зависимости от фазы менструального цикла; 4 — половой акт вызывает глубокое наслаждение всегда, вне зависимости от фазы менструального цикла.

III. III. Выделение влагалищной слизи к началу полового акта: 0 — никогда не было; 1 — происходит не всегда и находится в зависимости от фазы менструального цикла (в «неблагоприятные» периоды не происходит даже при длительных предварительных ласках) , 2 — происходит со значительным постоянством (вне зависимости от фазы менструального цикла), но при условии достаточной длительности предварительных ласк, 3 — происходит во всех случаях при условии, что половой акт совершается по внутреннему побуждению, 4 — происходит всегда и очень быстро, даже при самых поверхностных ласках (поверхностные беглые объятия и поцелуи), а иногда и просто при разговоре, принимающем интимный характер.

IV. IV. Наступление глубокой острой нервной разрядки (оргазма): 0 — никогда ни при каких обстоятельствах не испытывала оргазма, 1 — испытывала оргазм только при сновидениях эротического содержания, 2- испытывала единичные случаи оргазма при исключительных обстоятельствах (сексуальные «игры», особые формы полового воздействия при общении с изощренным мужчиной) или при самораздражении, 3 — оргазм на ступает примерно в 50% всех половых актов, 4 — оргазм наступает более чем в 80% всех половых актов, бывают повторные оргастические разрядки при однократном половом акте.

V. V. Физическое самочувствие после половых актов: 0 — боль или ощущение тяжести в половых органах, 1 — полное физическое безразличие, 2 — ощущение неотреагированного полового возбуждения, долго не исчезающее, 3 — ощущение разрядки полового возбуждения, наступающее сразу по окончании полового акта или в процессе заключительных ласк, 4 — удовлетворенность и приятная усталость.

VI. VI. Настроение после сношения: 0 — отвращение или (и) чувство униженности, 1 — чувство избавления от досадной обязанности, 2 — чувство полного безразличия, 3 — удовлетворение от сознания выполненного долга (или удовольствие от сознания доставленной мужчине радости), 4 — чувство благодарности мужчине за испытанное удовольствие, радость обоюдно разделяемого взаимного сближения.

VII. VII. Уровень половой активности. Половые акты осуществляются со следующей периодичностью 0 — никогда не было, 0,5 — с интервалами не менее года, 1 — несколько раз в год, но не чаще раза в месяц, 2 — несколько раз в месяц, но не чаще раза в неделю, 3 — раза два или несколько чаще в неделю, 4- ежесуточно один или несколько раз.

VIII. VIII. Длительность сношения. Семяизвержение у партнера наступает 0 — еще до введения члена или в момент введения, 0- не наступает ни при каких обстоятельствах, 0,5 — через несколько секунд после введения, 1 — не при каждом половом акте, сношение носит затяжной, подчас изнурительный характер, 2 — примерно в пределах 15 — 20 движений, 3-4 — через 1-2 минуты или дольше (указать примерную длительность).

IX. IX. Длительность полового расстройства: О — с начала половой жизни, 1 — более полугода, 2 — менее полугода, 3 — в настоящее время нет никаких расстройств, но они случались в прошлом (в особенности в начале половой жизни), 4 — не знаю, что значит иметь затруднения в половой жизни

Цифры 0, 1, 2 отражают различные степени снижения половой функции пациентки, 3- среднестатистическую норму, 4 — сильную половую конституцию женщины. При проведении анализа полученных данных цифры, соответствующие ответам обследуемой, записывают в виде числового ряда, разделенного наклонными линиями на 4 диады, отдельно проставляется показатель длительности полового расстройства, а затем подсчитывается их общая сумма. Полученная формула отражает состояние сексуальной сферы женщины, поскольку показатели СФЖ самым непосредственным образом зависят от конституционных особенностей, наличия или отсутствия половой дисфункции, характера взаимоотношений с партнером и его сексуальной активности. Среднестатистический (нормативный) образец СФЖ представляется в виде 3,3/3,3/3,3/3,3/3=6/6/6/6/3=27. Реальные показатели могут отличаться как в большую, так и в меньшую стороны, что имеет диагностическое значение при обследовании у врача сексолога.

Сексуальная формула мужская (СФМ)

Специальный вопросник, применяемый в практической работе сексологов для предварительной оценки состояния сексуальной сферы мужчины. Вопросник состоит из 10 разделов (обозначены римскими цифрами), в каждом из разделов ответы пациента обозначаются цифрами от 0 до 4. Пациенту до начала сексологического обследования предлагается в каждом разделе подчеркнуть то утверждение, которое в наибольшей степени соответствует его состоянию на момент обращения к врачу. Полученная информация позволяет сексологу точнее проводить опрос и осмотр пациента.

I. Потребность в половых сношениях. Как часто возникает настоятельное желание иметь половой акт (вне зависимости от напряжения полового члена) 0 — вообще никогда или не чаще раза в год, 1 — несколько раз в год, но не чаще раза в месяц, 2 — 2-4 раза в месяц, 3 — раза два или несколько чаще в неделю, 4 — ежесуточно один или несколько раз (При заполнении этого раздела мужчины часто отождествляют желание иметь половые акты с наличием эрекции, достаточной для их проведения. Однако при многих расстройствах потенции потребность в половых сношениях достаточно высока, но затрудняется возможность ее реализации из-за слабой эрекции)

II. II. Настроение перед сношением: 0 — сильный страх неудачи, поэтому попытки никогда не предпринимались, 1 — выраженная неуверенность, заставляющая искать предлог, чтобы уклониться от попытки, 2 — некоторая неуверенность без уклонения от попыток (или сношение проводится, чтобы испытать себя), 3 — главным образом желание наслаждения овладения женщиной, к сношению приступаю без опасения, 4 — всегда только жажда наслаждения женщиной, никогда не испытываю ни малейшего сомнения.

III. III. Половая предприимчивость. Провожу действия, направленные к непосредственному осуществлению полового акта 0 — вообще не провожу или провожу с интервалом не менее года, 1 — несколько раз в год, но не чаще раза в месяц, 2 — несколько раз в месяц, но не чаще раза в неделю, 3-2 раза или несколько чаще в неделю, 4 — ежесуточно один или несколько раз. В этом разделе при заполнении вопросника довольно частая ошибка — указание количества удавшихся половых актов, хотя речь идет о сексуальных действиях, направленных на осуществление полового сношения, то есть попыток вступить в интимную близость, которые могут и не совпадать с числом завершенных половых актов. Таким образом, в этом разделе учитывается общее количество попыток совершить половой акт (как удачных, так и неудачных).

IV. IV. Частота осуществления полового акта. Удается провести половое сношение (хотя бы и не совсем полноценное по форме, то есть кратковременное или при неполном напряжении полового члена) 0 — вообще никогда не удавалось, 1 — очень редко, 2 — в большинстве случаев, 3 — в обычных условиях — всегда, 4 — в любых условиях и всегда, даже если обстоятельства этому не благоприятствуют.

V. V. Напряжение полового члена (эрекция) 0 — эрекция не наступает ни при каких обстоятельствах, 1 — вне обстановки полового акта эрекция достаточная, однако к моменту сношения ослабевает и введение члена не удается, 2 — приходится применять усилия или местные манипуляции, чтобы вызвать достаточную для введения эрекцию (или же эрекция ослабевает после введения, но до семяизвержения), 3 — эрекция неполная, но введение удается без труда, 4 — эрекция наступает в любых условиях, даже самых неблагоприятных

VI. VI. Длительность сношения. Семяизвержение наступает 0 — не наступает ни при каких обстоятельствах, 0,5 — наступает не при каждом половом акте, сношение носит затяжной, подчас изнурительный характер, 1 — еще до введения члена или в момент введения, 2 — через несколько секунд после введения, 2,5 — примерно в пределах 15-20 движений, 3-4 — через 1-2 минуты или дольше (указать примерно длительность).

VII. VII. Частота половых отправлений. Семяизвержение происходит при сношениях (или ночных поллюциях, онанизме и др. ) в среднем 0 — вообще не происходит или происходит не чаще раза в год, 1 — несколько раз в год, но не чаще раза в месяц, 2 — несколько раз в месяц, но не чаще раза в неделю, 3- 2 раза или несколько чаще в неделю, 4 — ежесуточно один или несколько раз. При заполнении этого раздела пациенты иногда указывают только семяизвержения при половых сношениях. Здесь, однако, следует отметить все эякуляции, происходящие у мужчин при мастурбаторных актах, ночных поллюциях, половых актах, так как именно общая частота половых отправлений (количество семяизвержений) является важным объективным показателем мужской сексуальности.

VIII. VIII. Настроение после сношения (или неудавшейся попытки) 0 — крайняя подавленность, ощущение катастрофы (либо отвращение к партнерше), 1 — разочарование, досада, 2 — безразличие (или некоторый осадок от сознания, что женщина чувствует себя неудовлетворенной), 3 — удовлетворенность и приятная усталость, 4 — полная удовлетворенность, душевный подъем.

IX. IX. Оценка успешности половой жизни: 0 — женщина не хочет иметь со мной близость, 1 — женщина высказывает упреки, 2 — половая жизнь происходит с переменным успехом, 3 — половая жизнь происходит в общем успешно, 4 — способен в любых условиях удовлетворить женщину.

X. X. Длительность полового расстройства: 0 — с начала половой жизни, 1 — более полугода, 2 — менее полугода, 3 — в настоящее время нет никаких расстройств, но они случались в прошлом (в особенности в начале половой жизни), 4 — не знаю, что значит иметь затруднения в половой жизни.

Если какие-то индивидуальные проявления сексуальности мужчины варьируют очень широко (например, продолжительность половых актов), то ему предлагается самому обозначить крайние пределы колебаний. В каждом из разделов вопросника СФМ стандартные ответы нумеруются цифрами от 0 до 4 и отражают различную степень снижения половых функций. Цифры 0, 1, 2 отражают различную степень снижения половых функций, 3 — среднестатистическую норму для мужчины средних лет, 4 — сильную половую конституцию либо период юношеской гиперсексуальности. При анализе СФМ учитывается каждый из полученных ответов, затем их цифровые выражения объединяются в 3 триады, которые суммируются с показателем Х (длительность полового расстройства), после чего подсчитывается общий про гностический показатель. Так, в случае среднестатистической нормы СФМ выглядит так 3, 3, 3/3, 3, 3/3, 3, 3/+3=9/9/9/+3=30.