ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
для написания контрольных работ
по курсу «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА»
(ля студентов заочной формы обучения
всех специальностей университета)
Тюмень – 2004
Методические рекомендации по курсу «Психология и педагогика» составлены согласно общеобразовательному стандарту Государственного комитета РФ по высшему образованию и предназначены для студентов очной формы обучения всех специальностей университета.
Составители:
Подчувалова Н.Н. ст. преподаватель кафедры философии ТГСХА, Галимова Р.А. ассистент кафедры социальных наук ТГНГУ, Сидорова А.М. ассистент кафедры социальных наук ТГНГУ.
Научный руководитель:
Профессор, доктор философских наук Михеева Е.М.
Курс «Психология и педагогика» входит в раздел общеобразовательных гуманитарных дисциплин.
Цель курса – изучение закономерностей и особенностей психологической и педагогической деятельности.
Задачи курса являются : знакомство с основными теоретическими положениями и актуальными проблемами психологии и педагогики как научных дисциплин; формирование навыков оптимального психологического и педагогического поведения человека, овладение приёмами психической саморегуляции.
На заочной форме обучения изучение курса «Психология и педагогика» осуществляется в следующих основных формах:
1) установочные лекции;
2) практические занятия;
3) написание контрольной работы;
4) консультации по курсу;
5) в форме зачёта или экзамена
СОДЕРЖАНИЕ
Педагогика как наука. Взаимосвязь педагогики с другими науками, ...
... курсов повышения квалификации. Сегодня активно развиваются следующие отрасли – педагогика высшей школы, педагогика взрослых, история педагогики, сравнительная и социальная педагогика и т.д. Поскольку объектом обучения и воспитания является человек, поскольку педагогика относится к наукам ...
стр.
Введение |
3 |
Рекомендации для написания контрольной работы |
4 |
Тематика контрольных работ и практических заданий |
5 |
Литература |
19 |
Контрольные вопросы к зачёту |
20 |
Рекомендации для написания контрольной работы
Выбор варианта осуществляется по последней цифре номера зачётной книжки студента.
При написании контрольной работы студент должен соблюсти следующие требования:
1. На первом титульном листе указать название темы:
Контрольная работа по психологии и педагогике.
Тема: ………………………………………………..
Выполнил (а) студент (ка) курса
Факультет ………………………….
Фамилия, имя, отчество……………
………………………………………
2. На втором листе (листы нумеруются) обязательно пишется план работы:
План:
Введение.
1. ……………………………………………..
а) ……………………….
б) ………………………
в) ………………………
2. ………………………………………………..
3. ……………………………………………….
Заключение
Глоссарий
Во «введении» желательно подчеркнуть два момента:
а) почему Вы выбрали именно эти вопросы;
б) дать краткий анализ литературы, которой Вы пользовались при написании контрольной работы.
В «заключении», кроме выводов по теме, отметить, что дало Вам написание контрольной работы (расширили, углубили свои знания по этой теме, приобрели умения поиска литературы и т.д.).
В глоссарии нужно раскрыть 15 – 20 терминов по данным вопросам.
В конце работы (на последнем листе) необходимо привести список литературы, которыми Вы пользовались при написании контрольной работы. Список литературных источников оформляется в алфавитном порядке.
Тематика контрольных работ и практических заданий
для студентов-заочников
по дисциплине «Психология и педагогика»
Вариант 1
Вопрос 1. Научное понимание строения человеческой психики и её функции
Вопрос 2. Научное исследование в педагогике (методы исследования).
Практическое задание. Выберите правильные ответы из предложенных вариантов.
1. Основная особенность психического отражения…
а) константность; б) предметность; в) активность; г) субъективность;
д) первичность; е) спонтанность; ж) все ответы верны; з) все ответы неверны.
2. Способность активно отвечать на внешнее воздействие в соответствии с характером воздействия – это…
а) инстинкт; б) рефлекс; в) отражение; г) чувствительность; д) раздражимость;
е) поведение; ж) все ответы верны; з) все ответы неверны.
3. Самое существенное свойство психики – это…
а) первичность; б) субъективность; в) идеальность; г) раздражимость;
д) материальность; е) вторичность; ж) все ответы верны; з) все ответы неверны.
Вариант 2
Вопрос 1. Представление древних философов о строении души. Соотношение житейской и научной психологии.
Вопрос 2. Инновации в образовательных учреждениях.
Практическое задание . Вставьте пропущенные слова.
1. Одно из первых объяснений функционирования разума сводилось к идее о некой …, заключённой в теле.
2. Психология есть наука о порождении и функционировании деятельности индивидов психического. .. реальности.
3. Психология изучает … состояния и свойства человека на разных этапах его …, а также закономерности его формирования как активного … социального прогресса.
Вариант 3
Вопрос 1. Предмет, особенности, задачи, методы и функции психологии.
Вопрос 2. Формы организации обучения.
Практическое задание. Выберите правильный ответ из перечисленных вариантов.
1. Сторонники интроспекции утверждали идею…
а) «раздвоения сознания»; б) «ошибки стимула»; в) «экстроспекции»;
г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
2. К методу опроса относятся …
а) метод экспертных оценок; б) проективные методики; в) близнецовый метод;
г) анализ продуктов деятельности; д) социометрия; е) анкетирование;
ж) все ответы верны; з) все ответы неверны.
3. Эксперимент с одной независимой переменной, как правило, включает …
а) выделение единичной независимой переменной; б) определение побочных переменных;
в) выбор зависимой переменной; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
4. Планирование эксперимента включает…
а) постановка цели; б) обоснование нужного числа опытов, выбор их порядка;
в) анализ экспериментальных данных; г) побор методик; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
Вариант 4
Вопрос 1. Психология в структуре современных наук. Становление психологии в России.
Вопрос 2. Методы обучения.
Практическое задание. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.
1. Аристотель …
а) делает акцент на знание и мудрость; б) считает душу сущностью тела, наделённого жизнью; в) ставит целью познание царящего во Вселенной порядка; г)все ответы верны;
д) все ответы неверны.
2. Платон …
а) был стихийным материалистом; б) считал, что дух (душа) обитает в теле человека и направляет его на протяжении всей жизни, а после смерти покидает его, отправляясь в мир идей, в) рассматривал душу как самостоятельную субстанцию; г) считал тело «могилой души»; д) считал душу божественным, возвышенным, незримым, вечным началом; е) считал, что душа, размещаясь в разных отделах тела, состоит из частей –разума, мужества, вожделения и т.д.; ж) все ответы верны; з) все ответы неверны.
3.Философы средневековья …
а) полностью отвергали идеи Аристотеля о душе; б) опирались на учения богословов;
в) защищали догматы христианской религии; г) были вульгарными материалистами;
д) развивали учение Платона; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.
4. Декартова концепция человека …
а) дуалистична; б) механистична; в) отвергает идеи души как сущности человека;
г) опирается на идею рефлекторного характера психики;
д) опирается на разум, освещённый верой, е) материалистична; ж) все ответы верны;
з) все ответы неверны.
Вариант 5
Вопрос 1. Понятие о психике и её эволюции. Этапы становления психологии как науки
Вопрос 2. Предмет и задачи педагогики.
Практическое задание. Из приведённых суждений отберите верные и аргументируйте свой выбор.
1. Развитие психики определяется необходимостью приспособления организма к среде.
2. Уже у растений можно обнаружить примитивные формы психической организации.
3. Каждая новая ступень психического развития животных есть новый шаг в усложнении физической организации.
4. Развитие психики животных проходит стадии элементарной сенсорной и перцептивной психики.
5. У многих животных существует разделение труда с последовательной сменой функций.
6. Врождённый пусковой механизм инстинктивных поведенческих актов одинаков для всех животных.
7. Общение животных по своему содержанию и характеру аналогично общению людей.
8. Основу всех без исключения форм поведения животных составляют инстинкты.
Вариант 6
Вопрос 1. Классификация природных свойств человека. Характеристика «первичных» и «вторичных» индивидных свойств.
Вопрос 2. Методы воспитания.
Практическое задание . Из указанных в скобках слов, выберите те, которые находятся к данному слову в том же отношении, что и в приведённом образце. Укажите принцип построения аналогии.
1. Образец: Мозг – Психика
Материя — … (природа, вещество, отражение, действие).
2. Образец: Сознание – Субъективное
Нервный процесс — … (рефлекс, отражение, объективное, материальное, психическое).
3.Образец: Мозг – Материальное
Сознание — … (физиологическое, реальное, идеальное, активное).
4. Образец: Физическое – Первичное
Психическое — … (объективное, активное, вторичное).
5. Образец: Образ – Отражаемое
Копия — …(психическое, действительность, активность, вторичность).
Вариант 7
Вопрос 1. Основные составляющие и характеристика понятий «индивид», «личность», «индивидуальность». Фазы развития личности (по З.Фрейду,
Э. Эриксону, А.Адлеру).
Вопрос 2. Технологические подходы в обучении.
Практическое задание. Какие из перечисленных характеристик относятся к человеку как к личности, а какие – как к индивиду?
Целеустремлённость, упрямство, вдумчивость, высокая эмоциональность, старательность, цельность, приятный голос, общественная активность, критичность ума, прекрасная дикция, средний рост, музыкальность, вспыльчивость, моральная воспитанность, низкая адаптация к темноте, ригидность, трудолюбие, плохая пространственная координация, голубые глаза, хороший слух, идейная убеждённость, внимательность, подвижность, честность, вера, страх, благородство, леность, стресс, меланхолия, авторитет, речь, темперамент, инстинкты, убеждения, знания, задатки, идеалы, возрастные особенности чувств, механическая память, мышление, язык, музыкальный слух, гуманность.
Вариант 8
Вопрос 1. Личность – как социально-психологический феномен
Вопрос 2. Педагогические концепции прошлого.
Практическое задание. Из указанных в скобках слов выберите те, которые находятся к данному слову в том же отношении, что и в приведённом образце. Укажите принцип построения аналогии.
1. Образец: Человек – Деятель общественного развития
Личность — … (организм, индивидуальность, сознательное существо, субъект общественных отношений, объект исследования в психологии).
2. Образец: Животное – Особь
Человек — … (биосоциальность, субъект, индивид, личность, индивидуальность).
3. Образец: Человек – Неповторимость
Личность — … (темперамент, уникальность, активность, индивидуальность, способность).
Вариант 9
Вопрос 1. Направления и тенденции психического развития личности. Коррекция самооценки.
Вопрос 2. Стили педагогического общения.
Практическое задание. Из данных понятий выстройте логический ряды так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим.
1. Сознание, нравственный идеал, личность, человек, направленность, мировоззрение.
2. Самосознание, «Я-концепция», личность, «Я-идеальное», человек, сознание.
Вариант 10
Вопрос 1. Общие свойства и закономерности ощущений. Нарушения ощущений.
Вопрос 2. Педагогическая компетентность и творчество педагога.
Практическое задание. Из предложенных вариантов выберите те, которые характеризуют природу ощущений человека.
Рефлекторность, материальность, объективность, вторичность, информативность, абстрактность, предметность, свойство мозга, идеальность, активность, деятельность, биотоки мозга, субъективность, первичность, отражение, чувственный образ, раздражимость, познавательный процесс, живое созерцание, избирательное отражение.
Вариант 11
Вопрос 1. Восприятие. Его закономерности и свойства. Нарушение восприятия.
Вопрос 2. Педагоги-новаторы.
Практическое задание. Из перечисленных понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к предыдущим.
Ощущение, психика, осязание, познание, чувственный образ, отражение.
Вариант 12
Вопрос 1. Представление – как познавательный психический процесс. Характеристика, классификация.
Вопрос 2. Современная зарубежная педагогика.
Практическое задание. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.
1. Воображение – познавательный процесс….
а) связанный с мышлением; б) мотивированными потребностями личности;
в) имеющий эмоциональную окраску; г) оперирующий образами реальной действительности; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
2. Воображение выражается в …..
а) построении опережающих образов-представлений; б) организации системы понятий;
в) воспроизведении представлений ранее воспринятых предметов и явлений;
г) классификации представлений; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
3. Фантазия осуществляется как …..
а) оперирование понятиями, приводящими к новому выводу;
б) преобразование конкретных образов, создание новых образов;
в) возобновление образов, приближающее к точной копии ранее воспринятой ситуации;
г) обобщение образов и представлений;
д) связь с другими наклонностями; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.
4. Создание нового образа – это …
а) отлёт от действительности; б) творчество; в) стремление к преобразованию действительности;
г) подлежащая воплощению идея; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
Вариант 13
Вопрос 1. Внимание. Определение, виды. Характеристика произвольного и непроизвольного внимания.
Вопрос 2. Социально-психологические аспекты воспитания.
Практическое задание. Из данных понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим.
1. Распределение внимания, отражение, непроизвольное внимание, психика, понятие, понятие, нервный процесс, внимание, анализ, психическое явление.
2. Возбуждение, внимание, мысль, психический процесс, мозг, произвольное внимание, отражение, концентрация внимания.
Вариант 14
Вопрос 1. Свойства внимания и их характеристика. Патология внимания.
Вопрос 2. Процесс развития личности и факторы, влияющие на него.
Практическое задание. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.
1. Сосредоточенность сознания на каком-либо предмете, явлении, переживании обеспечивает …..
а) восприятие; б) внимание; в) рефлексия; г) узнавание;
д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
2. Внимание выполняет функцию …..
а) активизации нужных психофизиологических процессов;
б) целенаправленного организованного отбора поступающей информации;
в) обеспечения длительного сосредоточения на объекте;
г) фокусирования сознания на необходимых элементах действительности;
д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
3. Ориентировочный рефлекс рассматривается как объективный, врождённый признак ……
а) непроизвольного внимания; б) произвольного внимания;
в) послепроизвольного внимания; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
4. Условием возникновения непроизвольного внимания является …..
а) неожиданность раздражителя; б) новизна раздражителя; в) интересы (влечения) человека; г) необычность раздражителя; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
5. Произвольное внимание ….
а) имеет биологическое происхождение; б) является продуктом созревания организма;
в) имеет социальные корни; г) неминуемо формируется с возрастом; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
6. Об уровне готовности ребёнка к школе свидетельствует развитие такой характеристики произвольного внимания, как …..
а) умение слушать; б) умением понимать и точно выполнять указания взрослого;
в) умение действовать в соответствии с правилом; г) умение использовать образец;
д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
Вариант 15
Вопрос 1. Память. Определение, классификация, характеристика основных видов памяти.
Вопрос 2. Формирование личности в семье.
Практическое задание. Из перечисленных понятий постройте логические ряды так, чтобы каждое предыдущее было родовым (более общим) по отношению к предыдущим.
1. Психика, память, отражение, познавательный процесс, словесно-логическая память.
2. Представление, отражение, чувственный образ, психика, познавательный процесс, образная память.
Вариант 16
Вопрос 1. Развитие памяти в онтогенезе и нарушения памяти.
Вопрос 2. Стили семейного воспитания и формирование личности ребёнка.
Практическое задание. Какие из перечисленных явлений относятся к памяти, а какие – к представлениям?
Опят, узнавание, забывание, припоминание, сохранение, цель, воспроизведение образа, следы воздействия раздражителя, предвидение, творчество, опережающее отражение, грёзы, воссоздание образа, воспоминание, запечатление информации, обобщённый чувственный образ, запоминание, иллюзия, модель будущего, рассказ о прошлом, рассказ о будущем, идеал, гипотеза, галлюцинация, словесный портрет.
Вариант 17
Вопрос 1. Охарактеризуйте основные виды памяти и запоминания, воспроизведения и узнавания.
Вопрос 2. Воспитание – как фактор развития личности.
Практическое задание. В каких случаях перечисленные образы становятся образами памяти, а в каких – воображения?
Опосредованный образ; трансформированный образ; художественный образ; образ-представление; синтезированный образ; образы-копии; типичный образ; музыкальные образы-представления; акцентированный образ; фантастический образ; сознательно реконструированный образ; ассоциативный образ; последовательный образ; гиперболизированный образ; образы сновидений; галлюцинаторные образы.
Вариант 18
Вопрос 1. Мышление. Взаимосвязь мышления и речи человека.
Вопрос 2. Педагогические способности.
Практическое задание. Из указанных в скобках слов выберите то, которое находится к данному слову в том же отношении, что и в приведённом примере.
1. Образец: Восприятие – Чувственный образ
Понятие — ….. (обобщенное отражение, информация, психика, мысль).
2. Образец: Ощущение – Живое созерцание
Понятие — ….. (вторичное, идеальное, опосредованное отражение, условный рефлекс).
3. Образец: Представление – Активное отражение
Мышление — …… (абстрактный образ, рефлекс, опережающее отражение).
Вариант 19
Вопрос 1. Мышление. Его формы и операции.
Вопрос 2. Воспитание в коллективе.
Практическое задание. Из данных понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим.
1. Сознание, понятие, отражение, абстрактное мышление, познание.
2. Психика, суждение, логическое познание, отражение, сознание
Вариант 20
Вопрос 1. Интеллект человека и способы его измерения. Взаимосвязь интеллекта и мышления человека.
Вариант 2. Деловые и дидактические игры.
Практическое задание. Познакомьтесь с краткой историей видоизменённого значения понятия «интеллект». Обобщите исторические попытки обозначить границы этого понятия, сформулируйте современное определение интеллекта.
Смысловой образ интеллекта задан в концепции Платона. Согласно Платону, интеллект – это то, что отличает человеческую душу от животной. Нус – надындивидуальное по природе к божественному миру. Аристотель наряду с таки интеллектом допускает существование пассивного, переходящего смертного интеллекта. Он начинает рассматривать как способность человека к познанию (врождённая или благоприобретённая).
Функции интеллекта операционализируются, становятся всё более и более земными, чтобы не сказать утилитарными. Делаются попытки низвести интеллект к частной способности приспособления, к решению лишь практических задач. В психологии начинается полоса измерений интеллекта как некой операционально-технической функции, и учёные. Осознающие ограниченность, а порой бессмысленность этих процедур, не без ехидства определяют интеллект как то. Что измеряется с помощью тестов на интеллект (число таких тестов уже более ста).
В зоопсихологии и этологии сейчас ведутся поиски интеллекта даже внутри инстинктивных форм поведения.
Вариант 21
Вопрос 1. Расстройство и патология мышления.
Вопрос 2. Самовоспитание – как фактор развития личности.
Практическое задание. Одинаковы ли по значению и употреблению перечисленные ниже термины?
Интеллект, мышление, разум, рассудок, менталитет, знание, ум, мудрость, образованность, информация, интеллигентность, понимание, осведомлённость, эрудиция.
Вариант 22
Вопрос 1. Роль воображения в жизни человека и регуляции организма. Виды воображения и классификация.
Вопрос 2. Воспитание через средства массовой информации и культуры.
Практическое задание. Из перечисленных понятий постройте логические ряды так, чтобы каждое предыдущее было родовым (более общим) по отношению к предыдущим.
1. Воображение, мечта, психика, творческое воображение, отражение, новые образы, русалка.
2. Грёзы, психика, преднамеренное воображение, отражение, воображение, пассивное воображение.
Вариант 23
Вопрос 1. Речь человека. Её виды, характеристика и развитие. Патология речи.
Вопрос 2. Структура и отрасли педагогической науки
Практическое задание. Из данных понятий выберите нужные и постройте логические ряды так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим. Почему оставшиеся понятия не входят в ряды.
1. Слово, мозг, средство общения, знаковая система, социальное явление, мысль, психика, сигнал, язык, воображение, речь, значение, русский язык, шрифт, часть слова.
2. Язык, отражение, речь, психическое явление, информация, функция речи, обозначение, цель, кодирование, процесс общения, деятельность, рефлекс, представление, мозг.
Вариант 24
Вопрос 1 Направленность личности. Характеристика потребностей и мотивационной сферы.
Вопрос 2. История развития педагогической науки
кое задание. Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения:
1. Деятельность человека не только …, но и мотивирована.
2. Сознание человека зарождается, развивается и проявляется в …
3. Потребности являются источником … личности.
4. Цель является предпосылкой …
5. Потребности обнаруживаются в …, побуждающих к деятельности.
6. Осознанная … становится мотивом поведения.
Вариант 25
Вопрос 1 Эмоционально-волевая сфера. Классификация и функции эмоций.
Вопрос 2. Периодизация и особенности развития детей различных возрастных групп.
Практическое задание. На какие группы в принципе можно разделить перечисленные понятия? Аргументируйте основания своей классификации.
Любопытство; стенические чувства; удивление; радостное открытие истины; привязанность; страх; любовь; интерес; воодушевление; враждебность; нега; ярость; сомнение; любознательность; обожание; догадка; очарование; уверенность; восхищение шедевром искусства; удовольствие; предчувствие; симпатия; неудовольствие; чувство таинственного; волнение; предвкушение; жалость; тревожность; увлеченность работой; сладострастие; депрессия; эмпатия; стыд; злость; ненависть; страдание; фрустрация.
Вариант 26
Вопрос 1. Взаимосвязь поведения человека и формирования эмоций.
Вопрос 2. Содержание образования в РФ.
Практическое задание. Из указанных в скобках слов выберите то, которое находится к данному слову в том же отношении, что и в приведённом примере.
1. Образец: Нервный импульс – Объективное
Чувство — …… (духовное, субъективное, рациональное, материальное, нервный процесс).
2. Образец: Личность – Самопознание
Чувство — …… (субъект, отношение, настроение, желание, воля, мотивация).
Вариант 27
Вопрос 1. Высшие чувства и личность.
Вопрос 2. Характеристика процесса самообразования и его методы.
Практическое задание. На какие свойства эмоций и настроений указывает приведённый отрывок из работы С.Л. Рубинштейна? Назовите их. Чем ещё эмоции отличаются от настроений?
Эмоции, чувства связанные с каким-нибудь объектом и направлены на него; мы радуемся чему-то, огорчаемся чем-то, тревожимся из-за чего-то; но когда у человека радостное настроение, он не просто раж чему-то, а ему радостно – иногда, особенно в молодости, так, что всё на свете представляется радостным и прекрасным. Настроение не предметно, а личностно …. Оно не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое общее состояние.
Вариант 28.
Вопрос 1. Роль эмоций в регуляции поведения человека.
Вопрос 2. Методологические и теоретические основы педагогической науки.
Практическое задание. Определите, какие из перечисленных положительных и отрицательных эмоций соответствуют состоянию повышенной, а какие – пониженной активности человека. Приведите примеры.
Радость, грёзы, страх, негодование, ярость, счастье, ужас, экстаз, грусть, печаль, восторг, страдание, тоска, паника, гнев, подавленность, наслаждение, раздражение, удивление, интерес.
Вариант 29
Вопрос 1. Волевая регуляция в потребностно — мотивационной сфере человека. Этапы волевого действия.
Вопрос 2. Сущность образования. Обучение как общественное явление.
Практическое задание. Из данных понятий выстройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим.
1. Мужество, сознание, воля, отражение, смелость, психика.
2. Планирование, мотивация, рефлексия, реализация действий, целеобразование.
Вариант 30.
Вопрос 1. Волевые качества и активность личности в деятельности.
Вопрос 2. Педагогическая деятельность – как общественное явление.
Практическое задание. Определите, что в приведённом списке может быть отнесено к произвольной саморегуляции, а что – к волевому поведению.
Сдерживание эмоций; управление запоминанием текста; аутогенная тренировка; постановка целей; самовнушение; изменение цели; преодоление внутренних препятствий; ритуальные действия перед экзаменом; образование квазипотребностей; смыслопорождение; самоконтроль; формирование аутоустановки; планирование возможностей достижения; борьба мотивов; принятие решения; выбор между двумя равнозначными возможностями; снятие внутреннего напряжения; самоубеждение; релаксация; рефлексия; внутренний диалог с самим собой; смысловое связывание; создание новых мотивов-стимулов; самоподкрепление; формирование длительного намерения; построение жизненной стратегии; волевое усилие.
Вариант 31.
Вопрос 1. Социализация личности. Институты и механизмы социализации.
Вопрос 2. Этнопсихологические основы обучения и воспитания.
Практическое задание. Из указанных в скобках слов выберите те, которые находятся к данному слову в том же отношении, что и в приведённом образце. Укажите принцип построения аналогии.
1. Образец: Человек – Деятель общественного развития
Личность — … (организм, индивидуальность, сознательное существо, субъект общественных отношений, объект исследования в психологии).
2. Образец: Животное – Особь
Человек — … (биосоциальность, субъект, индивид, личность, индивидуальность).
3. Образец: Человек – Неповторимость
Личность — … (темперамент, уникальность, активность, индивидуальность, способность).
Вариант 32.
Вопрос 1. Активность и деятельность человека.
Вопрос 2. Ассоциативно-рефлекторное теория обучения.
Практическое задание. Из указанных в скобках слов выберите то, которое находится к данному слову в том же отношении, что и в приведённом образце.
1. Образец: Деятельность – Труд
Действие — … (сознание, рефлекс, операция, навык, интерес, человеческий фактор).
2. Образец: Личность – Направленность
Деятельность — … (мотив, цель, практика, потребность, активность).
3. Образец: Операция – Деятельность
Вдевание нитки в иголку — … (кройка, построение чертежа, покупка швейной машинки, выбор ткани, поиск привлекательного фасона в журнале мод, вышивка, шитьё, выполнение шва).
Вариант 33
Вопрос 1. Характеристика структуры деятельности.
Вопрос 2. Обучение детей общению и взаимодействию с людьми.
Практическое задание. Из приведённых высказываний отберите те, которые можно отнести к «научению», «учению», «обучению», «учебной деятельности».
1. Крысы способны безошибочно пробегать по лабиринту, открывать клетку, приближаться при появлении одних стимулов и убегать при появлении других.
2. Когда И.П. Павлов изучал слюноотделение, он заметил, что спустя несколько дней после начала опытов у собак начинала выделяться слюна ещё до того, как пищу клали им в миску.
3. Уже в первые недели жизни младенец способен подражать выражению взрослого человека.
4. В процессе учения приобретаются и закрепляются (или изменяются наличные) способы деятельности индивида, результатом чего становятся элементы индивидуального опыта (знания, умения, навыки).
5. Обучаясь, мы усваиваем информацию о значимых свойствах мира, необходимую для успешной организации тех или иных видов идеальной и практической деятельности (продукт этого процесса – знания).
6. В учении происходит усвоение приёмов и операций, из которых складываются виды идеальной и практической деятельности (продукт – навыки).
7. В учении осуществляется овладение способами использования информации для правильного выбора и контроля приёмов и операций в соответствии с условиями и поставленной целью (продукт – умения).
8. Учитель управляет процессом усвоения знаний.
9. Для человеческого общества характерна совместная деятельность, в ходе которой один из участников приобретает опыт, а другие создают благоприятные условия для этого.
10. Студенты учатся в вузе ради интереса, ради получения диплома, из-за престижа, чтобы остаться в городе, чтобы не служить в армии, чтобы выполнить желание родителей и т.д.
11. Школьник не знал, почему бывают приливы. На уроке ему это объяснили. Дома он повторил материал, и теперь знает.
Вариант 34
Вопрос 1. Основные концепции темперамента. Взаимосвязь типов темперамента с высшей нервной деятельностью. Характеристика типов темперамента.
Вопрос 2. Педагогические теории в России.
Практическое задание. Выберите из следующего списка, относящиеся к темпераменту.
Трудолюбие, настойчивость, сознание, неуравновешенность, музыкальность, сообразительность, сензитивность, реактивность, экстраверсия, вспыльчивость, агрессивность, эмоциональность, педантичность, требовательность, принципиальность, быстрое переключение внимания, острота зрения, леность, высокие умственные способности, медлительность, гениальность, сила эмоциональной реакции, богатство мимики, глубина чувств.
Вариант 35.
Вопрос 1. Характеристика свойств и факторов темперамента. Его значение в трудовой и учебной деятельности.
Вопрос 2. Проблема формирования активной жизненной позиции человека.
Практическое задание. Психические свойства личности могут быть условно объединены в три группы: свойства темперамента, свойства характера и способности. Классифицируйте понятия из приведённого списка по этим трём группам.
Вспыльчивый, нежный, справедливый, смелый, остроумный, трудолюбивый, честный, вежливый, воспитанный, горячий, чёрствый, умный, деловой, «крутой», пылкий, отходчивый, послушный, красноречивый, суетливый, послушный, спокойный, глупый, непоседа, решительный, ловкий, «несмеяна», необузданный, ленивый, находчивый, неряшливый, благородный, щедрый, недотёпа, «тряпка», плакса, доброжелательный, предприимчивый, осторожный, самоуверенный, чуткий, ранимый, возбудимый, «живой такой, весёлый», эгоистичный, инициативный, медлительный, растяпа, услужливый, верный.
Вариант 36.
Вопрос 1. Характер человека и закономерности его формирование. Взаимосвязь темперамента и характера.
Вопрос 2. Педагогическая культура учителя и воспитателя.
Практическое задание. Выберите из приведённого списка слова, которыми можно описать характер.
Медлительность, впечатлительность, общительность, сила эмоциональной реакции, быстрая адаптация, быстрота мышления, благородство, трудолюбие, скупость, развязность, агрессивность, вспыльчивость, оптимизм, неряшливость, решительность, дружелюбие, воля, требовательность, инициативность, настойчивость, ранимость, плаксивость, энергичность, наблюдательность, жизнерадостность, находчивость, сообразительность, бездарность, наглость, самоуверенность, осторожность, тревожность, изобретательность.
Вариант 37
Вопрос 1. Акцентуации характера и их характеристика. Их значение в деятельности человека.
Вопрос 2. Принципы обучения.
Практическое задание. Из указанных в скобках слов выберите то, которое находится к данному слову в том же отношении, что и в приведённом образце.
Укажите принцип построения аналогии.
1. Образец: Темперамент – Тип высшей нервной деятельности
Характер — …… (наследственность, воспитание, отражение, акцентуация, темперамент).
2. Образец: Личность – Направленность
Характер — ….. (познание, поступок, разум, психическое, акцентуация, воля).
3. Образец: Темперамент – Сангвиник
Акцентуация характера — ….. (психопатия, эмоции, темперамент, психастения, мотивация).
Вопрос 38.
Вопрос 1. Проявление характера и его акцентуаций в деятельности.
Вопрос 2. Видя влияния в воспитании.
Практическое задание. Какие из следующих признаков могут рассматриваться как симптомы будущих психопатических изменений и почему?
Плохое поведение в школе; пропуски уроков; неблагополучная семейная жизнь; конфликты на работе; злоупотребление алкоголем; тяготение к наркотикам; неоднократные аресты и приводы; жизнь за чужой счёт; отсутствие друзей; бродяжничество; присвоение вымышленных имён; лживость; безрассудные поступки; садизм в сексуальных отношениях; жестокость; правдолюбие; пессимизм; нетерпимость к другим; тревожность; мнительность; капризность; злоупотребление в еде; отсутствие любви к детям; грубое отношение к животным; неаккуратность; скрупулёзность; аффективность; затруднение выработки «тормозов»; шумливость; подвижность; поведенческая неустойчивость; педантичность; скупость; жестокость; религиозный фанатизм; внушаемость; вероломство; борьба за справедливость; мелкое воровство.
Вариант 39
Вопрос 1. Развитие личности и характер. Воля и характер.
Вопрос 2. Механизмы воздействия в воспитании.
Практическое задание. Ниже перечислены разнообразные характеристики поведения. Определите: людям с какими акцентуациями характера они могут быть свойственны.
Любовь к экстравогатной одежде; эскапизм; богатая экспрессия; склонность к «умственной жвачке»; тяга к азартным играм и риску; чувствительность; наклонность к пафосу; патетика в речи; красочные сновидения; уход в себя; отсутствие эмпатии; тяга к одиночеству; бесстрастность; тревожность; консерватизм; отсутствие застенчивости; равнодушие; чувство собственной недостаточности; осторожность; сильная привязанность к объекту любви; напряженность инстинктивной сферы; обжорство; повышенная сексуальность; тенденция к выбору старших по возрасту друзей; подозрительность; агрессивность; тревожная футуристическая направленность; мечтательность; «бегство в болезнь»; ипохондрия; лёгкая раздражимость; аффективные вспышки; нетерпеливость; склонность к вере в ритуалы и амулеты; эмоциональная холодность; трусость; склонность к дисфориям; суеверность; инертность психики; брызжущая энергия; неразборчивость в выборе знакомств; домоседство; низкая работоспособность; гневливость; глубина настроений; быстрая отвлекаемость; быстрая переключаемость; непрочные привязанности; необязательность; лёгкая адаптация к незнакомой обстановке; поиск в других «психотерапевта»; маломотивированная смена настроений; тенденция к лидерству; хвастливость; хорошая интуиция; лживость; слезливость; картинные всплески «отчаяния»; избегание трудностей.
Вариант 40
Вопрос 1. Раскройте проблему соотношения биологического и социального в личности.
Вопрос 2. Характеристика опережающего обучения.
Практическое задание. Вставьте пропущенные слова в следующие высказываниях.
Личность – это человек в совокупности его … качеств, формирующихся в различных видах … … и отношений.
Личность – это не только продукт, но и … общественных отношений.
Понятие … выражает неделимость, целостность и генотипические особенности человека как представителя рода.
Особенности индивида образуют … обусловленную подструктуру …
Вступая в … систему отношений, субъект обретает системные качества, которые образуют … структуру …
Вариант 41
Вопрос 1. Понятие личности в психологии. Характеристика её основных компонентов.
Вопрос 2. Личностно-ориентированное обучение.
Практическое задание. Определите, о каком психическом феномене идёт речь в данных примерах. Какой уровень самосознания они отражают?
1. Ребёнок звонит бабушке и говорит ей: «Бабушка, посмотри, какая у меня красивая кукла!».
2. Ребёнок убеждён, что бакалейщик продаёт конфеты. Чтобы сделать приятное детям.
3. Взрослый человек. Входя в комнату. Восклицает: «Бррр… Закройте окна, тут так холодно!».
4. Учёный убеждён, что его проблема самая важная, в то время как другие занимаются неизвестно чем.
Вариант 42.
Вопрос 1. Психические состояния человека и их регуляция. Психическое здоровье и его критерии.
Вопрос 2. Психологические особенности студенческого возраста и проблема воспитания в высшей школе.
Практическое задание. Прочитайте внимательно текст и постарайтесь найти более глубокую внутреннюю логику связанности чувства юмора и агрессивности.
Люди с отмеченным чувством юмора обычно воспринимаются окружающими как симпатичные. Доброжелательные субъекты. Но внимание ! – как оказалось, рядом с «юморным» человеком надо быть предельно осторожным. Немецкие учёные-психологи, проведя специальные исследования, пришли к выводу, что развитое чувством юмора очень часто является надёжным индикатором таких черт характера, как … агрессивность, авторитарность и жестокость.
Исследователи протестировали несколько десятков студентов, предлагая им определить своё отношение у специально поставленному списку шц3уток на разные темы. Затем испытуемым вручили краткое описание 25 гипотетических поступков и преступлений среди которых значились, например, подкуп, фальшивомонетничество, нанесение телесных повреждений, измена родине, лжесвидетельство, кража, убийство, изнасилование… Здесь же была шкала, на которой участники эксперимента должны были отметить наказание, которое они считают справедливым для каждого вида преступления. Разброс – от «выговора» до смертной казни.
Учёные подсчитали результаты и удивились: чем большим чувством юмора обладали испытуемые, тем более строгого наказания они требовали для преступников! Причём безжалостнее всего были те, кто предпочитал шутки, изложенные понятно и однозначно.
Откуда же такая парадоксальная связь между юмором и жестокостью? Психологи предполагают, что, вероятно, у склонных к суровым санкциям людей вообще более выражена потребность к порядку и «структуре». Они не любят неопределённости. Поэтому и шутки предпочитают пресные, как правда!
Вариант 43
Вопрос 1. Классификация видов психического стресса. Характеристика способов избегания чрезмерного эмоционального напряжения.
Вопрос 2. Психологические особенности студенческого возраста и проблема воспитания в высшей школе.
Практическое задание. Из приведённого списка выделите факторы, провоцирующие системные и психические стрессы? Чем они отличаются друг от друга? Какие из перечисленных факторов могут привести к хроническому стрессу?
Отравление; длительные интеллектуальные нагрузки; ушибы; страх; длительное выполнение тяжелой физической работы (перенос тяжестей, рубка дров); раны; унижение; боль; фрустрация; кропотливая работа; выполнение ответственного задания; зависть; долгое пребывание отрицательных эмоций; монотонная деятельность; усталость; контузии; воспаление тканей; служебный конфликт; отморожения; ожоги; необходимость принятия ответственного решения; синдром сдавливания; сексуальная неудовлетворенность; бессонница; одышка, избыточный вес; длительное ожидание важного события; беременность; профессиональные трудности.
Вариант 44.
Вопрос 1. Особенности различий между стрессом и аффектом. Характеристика аффективных эмоциональных состояний.
Вопрос 2. Сравнительная характеристика педагогических теорий России и зарубежья.
Практическое задание. Ответьте на вопрос Р.С. Лазаруса: от чего зависит волнение зрителей – от содержания или субъективной оценки происходящего на экране? Почему демонстрация одного и того же сюжета в эксперименте Р.С. Лазаруса может вызывать, а может и не вызывать стрессовую реакцию?
Целью эксперимента было выяснение, от чего зависит волнение зрителей – от содержания, т.е. от того, что происходит на экране, или от субъективной оценки того. что показывают. Четырём группам здоровых взрослым испытуемых показали кинофильм о ритуальном обычае австралийских аборигенов – инициации — посвящение мальчиков в мужчины, при этом создали три разных версии музыкального сопровождения: первая – с тревожной музыкой, вторая – с мажорной музыкой, третье сопровождение было нейтрально — повествовательным. И наконец, контрольная группа смотрела фильм без музыки – немой. Во время демонстрации фильма велось наблюдение за всеми истытуемыми. В минуты тяжелых сцен, изображавших саму ритуальную операцию, у истытуемых всех групп были зарегистрированы признаки стресса: изменение пульса и электропроводимости кожи, гормональные сдвиги. Зрители были спокойнее, когда воспринимали немой вариант. А самое высокое напряжение эмоций переживали при тревожной версии музыкального сопровождения.
Вариант 45
Вопрос 1. Характеристика факторов, способствующих повышению уровня психического здоровья.
Вопрос 2. Проблема мотивации в обучении.
Практическое задание. Продолжите приведённые высказывания о связи эмоциональных состояний с болезнями.
1. При постоянном подавлении вспышек гнева развиваются …………
2. Печаль, которая не проявляется в слезах, заставляет ……………….
3. В 80% случаев инфаркта миокарда ему предшествовали …………..
4. Сердце чаще поражается ………..
5. Болезни печени связаны с частыми переживаниями ……………….
6. Болезни желудка связаны с частыми переживаниями ……………….
Вопрос 46.
Вопрос 1. Способности и задатки человека. Характеристика уровней развития способностей.
Вопрос 2. Нравственное воспитание детей, формирование и развитие морали. Становление мировоззрения.
Практическое задание. Из указанных в скобках слов выберите то, которое находится к данному слову в том же отношении, что и в приведённом образце.
Укажите принцип построения аналогии.
1.Образец: Психическое – Физическое
Способность — … (талант, задатки, мастерство, субъективное, безусловно-рефлекторное, объективное, активное).
2.Образец: Личность – Направленность
Способности — … (характер, задатки, специальные способности, мастерство, одарённость, деятельность).
Вариант 47.
Вопрос 1. Какие принципы и приёмы психического оздоровления личности существуют.
Вопрос 2. Основные нормы профессионального поведения педагога и проблема педагогического мастерства.
Практическое задание. По каким признакам можно догадаться. Какое состояние переживает герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» после совершенного преступления. Определите это состояние. Выделите ключевые слова. Указывающие на его переживание.
Мрачное ощущение мучительного. Бесконечного уединения и отчуждения вдруг сознательно сказалось в душе его … С ним совершалось что-то совершенно ем у незнакомое, новое, внезапное и никогда не бывалое. Не то чтоб он понимал, но он ясно ощущал, сею силою ощущения. Что не только с чувствительными экспансивностями. Как давеча, но даже с чем бы то ни было ему уже нельзя более обращаться к этим людям. В квартальной конторе. И будь это все его родные братья и сёстры, а не квартальные поручики, то и тогда ему совершенно незачем было бы обращаться к ним и даже ни в коем случае жизни; он никогда ещё до сей минуты не испытывал подобного странного и ужасного ощущения. И что всего мучительнее – это было более ощущение. Чем сознание, чем понятие; непосредственное ощущение, мучительнейшее ощущение из всех до сих пор жизнею пережитых им ощущений.
Вариант 48.
Вопрос 1. Индивидуальность и её проявление.
Вопрос 2. Профессиональная пригодность педагога и её основные проблемы.
Практическое задание. Прокомментируйте текст и поясните, как самооценка влияет на процессы социальной перцепции и самовоспитание.
В экспериментах Готтшальдта испытуемым-подросткам предъявлялись специально изготовленные фотографии самих испытуемых, их родителей, одноклассников, учителей. Фотографии были неискаженными и искаженными – несколько суженными или расширенными. Во всех случаях надо было выбрать «правильный» (похожий) портрет. Хотя испытуемые, глядя на себя в зеркало, имели возможность выбрать неискаженные фотографии из ряда собственных портретов, они, отыскивая наиболее похожую, обнаруживали тенденцию к выбору расширенного или суженного изображения в зависимости от самооценки.
При выборе фотографии одноклассника предпочтительным оказывалось расширенное изображение, если признавалось его превосходство, и суженное – в случае пренебрежительного к нему отношения.
При выборе испытуемыми 10 и 16 лет своих фотографий и портретов родителей обнаружилось, что дети 10 лет выбирали среди собственных портретов неискаженные, зато среди фотографий родителей – расширенные. Испытуемые 16 лет выбирали портреты в расширенном варианте, а портреты родителей – в суженном.
Вариант 49
Вопрос 1. Психология – как профессия. Характеристика видов психологического консультирования и его роль в жизни человека.
Вопрос 2. Управление конфликтными ситуациями в коллективах.
Практическое задание. Выберите правильные ответы из предложенных вариантов.
1. Практическая психология…
а) выделилась с внедрением в психологию эксперимента; б) появилась раньше теоретической; в) возникла как отрасль практической медицины; г) развивалась вместе с возникновением самопознания; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
2. Психотехника – это …
а) применение психологии в экономике и промышленности; б) направление в психодиагностике; в) синоним психологической методики; г) междисциплионарная отрасль, связывающая психологию и технические науки; д) все ответы верны;
е) все ответы неверны.
3. Школьный психолог …
а) представляет интересы ребёнка в школьной системе; б) занимается диагностикой и коррекцией неуспеваемости; в) разрешает внутренние конфликты;
г) способствует интеллектуальному и личностному росту учащихся;
д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
4. Практический психолог. .. .
а) может не знать психологической теории; б) должен хорошо владеть диагностическими методиками; в) должен быть хорошим специалистом в той области, в которой работает, а не только в психологии; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
Вариант 50
Вопрос 1. Общение. Характеристика его видов и сторон. Роль общения в развитии человека.
Вопрос 2. Социальный заказ в системе образования. Характеристика основных компонентов социального заказа.
Практическое задание. Какие стереотипные механизмы воздействия людей друг на друга проявляются в повседневных ситуациях общения?
1. Клерк узнаёт, что его начальник терпеть не может наполненную мусорную корзинку, и именно поэтому она всегда переполнена.
2. Боцман увидел, что матрос кривится каждый раз, когда произносится слово «пижон», поэтому применяет это слово навсегда, когда недоволен работой подчиненного.
3. Подросток знает, что его прабабушка глуховата, поэтому всегда старается говорить с ней потише.
4. Когда Мэри нужна машина, чтобы съездить в соседний город к матери, Джон сообщает, что у него «стучит кардан»
5. Когда на ужин приезжает тёща, у Джона всегда совещание, из-за которого он вынужден допоздна задержаться на работе.
6. Политический деятель, сулящий «хлеба и зрелищ», привлекает людей с актуальной потребностью «позаботиться обо мне».
ЛИТЕРАТУРА:
1. Андреева Г.М. Социальная психология – М., 1980 .
2. Бодалев А.А. Психология о личности, М.: МГУ, 1998.
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991
4. Гальперин П.Я. «Введение в психологию», М.: «Книжный дом- Университет», 1999
5. Гиппенрейтер Ю.Б. «Введение в общую психологию: курс лекций» М.: «ЧеРо», 1997
6. Гуревич П.С. Психология. Учебное пособие. – М., 1999
7. Еникеев М.И. «Общая, социальная, юридическая психология», М.: Приор, 2002
8. Леонтьев А.Н. «Деятельность. Сознание. Личность», М.:. Политиздат, 1977 Маклаков А.Г. «Общая психология», Санкт-Петербург-Харьков-Минск, «Питер», 2000
9. Немов Р.С. «Психология» (Кн.1), М.: Владос, 1998
10. Общая психология. Курс лекций (сост. Е.И. Рогов), М.: Владос, 1995
11. Познавательные процессы и способности в обучении. Под ред. В.Д.Шадрикова. – М., 1990
12. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. «Психология», М.: Академия, 2000
13. Психология (под ред. В.Н. Дружинина), Санкт-Петербург-Харьков-Минск, «Питер», 2000
14. Рогов Е.И. Общая психология Курс лекций, М.: Владос, 1995
15. Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии», М.: Педагогика, 1989
16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, СПб, Питер, 1999
17. Социальная психология личности (под ред. В.А. Лабунской) М.: Гардарики, 1999
18. Слободчиков В.И., Исаев «Психология человека», М.: Школа-Пресс, 1998
19. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека, М.: Школа-Пресс, 2002
20. Столяренко Л.Д. «Основы психологии» Ростов-н/Д, «Феникс», 1998
21. Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1985
Контрольные вопросы к зачёту/экзамену
1. Представления древних философов о строении души.
2. Особенности, задачи и функции психологии.
3. Методы и проблема предмета в психологии.
4. Соотношение житейской и научной психологии.
5. Психология в структуре современных наук. Понятие о психике и её эволюции.
6. Становление психологии и её развитие в России.
7. Этапы становления психологии как науки.
8. Классификация природных свойств человека. Характеристика «первичных» и «вторичных» свойств человека.
9. Основные составляющие и их характеристика Понятий «индивид», «личность», «индивидуальность».
10. Фазы развития личности (по З. Фрейду, А. Адлеру, Э. Эриксону).
11. Личность – как социально-психологический феномен.
12. Формирование и коррекция самооценки. Её роль в жизни человека.
13. Направления и тенденции психического развития человека.
14. Ощущения. Определение, классификация, характеристика, значение в жизни человека.
15. Восприятие. Определение, классификация, характеристика, значение в жизни человека.
16. Память. Определение, классификация, характеристика, значение в жизни человека. Развитие и нарушения памяти.
17. Внимание. Определение, классификация, характеристика, значение в жизни человека. Развитие произвольного внимания.
18. Свойства внимания и их значение в деятельности человека.
19. Мышление. Определение, классификация, характеристика, значение в жизни человека. Развитие мышления. Его взаимосвязь с речью человека
20. Развитие речи человека. Определение речи, классификация, характеристика, значение в жизни человека.
21. Способности и задатки. Существующие мнения на развитие способностей.
22. Классификация способностей и их развитие.
23. Направленность личности. Взаимосвязь развития способностей человека с его деятельностью.
24. Эмоции и чувства человека. Классификация, развитие, значение в жизни человека.
25. Психическое здоровье его значение и критерии. Регуляция психических состояний человека.
26. Возникновение учения о темпераменте. Основные положения существующий концепций темперамента.
27. Психологическая характеристика типов темперамента.
28. Значение темперамента в трудовой и учебной деятельности человека. Его взаимосвязь с характером человека.
29. Характер. Определение, основные черты. Взаимосвязь с волей и формирование. Акцентуации характера и их проявление в жизни человека.
Правильные ответы к тестам:
Тест 1. «История становления и методология психологии»
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
б |
б |
В |
а |
в |
в |
г |
б |
б |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
|
б |
в |
а |
а |
в |
в |
г |
в |
Тест 2. «Психология личности»
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
а |
г |
б |
г |
а |
б |
в |
в |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
|
в |
г |
г |
а |
а |
б |
а |
Тест 3. Способности и задатки человека
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
в |
б |
а |
в |
б |
б |
а |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
|
а |
б |
г |
в |
б |
б |
Тест 4. Эмоции и чувства человека
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
а |
в |
г |
б |
а |
б |
а |
б |
г |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
в |
в |
б |
а |
в |
а |
б |
а |
в |
Тест 5. Темперамент человека
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
в |
б |
а |
а |
б |
а |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
а |
б |
а |
г |
г |
б |
Тест 6. Характер человека
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
в |
а |
а |
г |
г |
в |
в |
в |
г |