Методические рекомендации по выполнению контрольной работы. Математические методы в психологии

МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ЧАСТЬ 2

Математические методы в психологии

 

 

направление(я) 37.03.01 Психология

квалификация (степень) выпускника: бакалавр

год(ы) набора 2015, 2016

 

Новосибирск 2016

Методическое руководство по организации самостоятельной работы разработано

Перевозкин Сергей Борисович – к. псих.н., доцент кафедры Психологии, педагогики и правоведения

 

Методическое руководство по организации самостоятельной работы прошло экспертизу УМУ

 

[И.О. Фамилия]

 

Утверждено на заседании кафедры Математики и естественных наук

(протокол от «__» ___ 20__ г. № ___).

 

 

Заведующий кафедрой Математики и естественных наук

к. ф-м.н. С.Е. Хрущев


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РАЗДЕЛ 2. ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ИТОГОВОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

РАЗДЕЛ 3. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ИТОГОВОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель написания контрольной: закрепление теоретического материала, представленного в лекциях и знаний, полученных в ходе проведения семинарских занятий, расширение представлений о проблематике современных исследований в области психологии.

Задачи:

— ознакомить студентов с современной описательной статистикой, теорией статистического вывода и математическими моделями в психологии.

— сформировать умения и навыки организации анализа (выбор критерия), обработки данных, интерпретации и представления результатов.

 

РАЗДЕЛ 2. ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ИТОГОВОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Текст контрольной работы представляется на стандартных листах формата А4 (210 × 297 мм).

Число страниц должно быть не менее 12 при наборе текста работы на компьютере (без учёта приложений).

Номер шрифта текста – 14, интервал – 1,5. Текст печатается на одной стороне листа бумаги. Все страницы должны быть пронумерованы. Работа должна быть обязательно скреплена.

Настоящими методическими указаниями устанавливается 10 (десять) вариантов контрольной работы по учебной дисциплине. Выбор темы осуществляется студентом по последней цифре номера зачетной книжки. Например, если номер заканчивается цифрой 1, то выполняется вариант 1; если цифрой 2 – вариант 2; если 0 – вариант 10. Выполнять другие темы, произвольно изменять ситуационные и тестовые задания или же компоновать одно задание из нескольких не разрешается.

13 стр., 6229 слов

Методические рекомендации по подготовке и выполнению заданий ...

... раздела, между разделами -организации учебно-воспитательного процесса и собственной педагогической деятельности; - самостоятельной научно-исследовательской и творческой работы. Темы лекционных занятий Тема 1. Педагогическая психология как наука Педагогическая психология ... знания в целях решения психологических задач; - решать контрольные тестовые задания Психологические умения могут иметь следующие ...

Таблица выбора вариантов контрольной работы имеет вид:

Номер варианта контрольной работы Последняя цифра номера зачетной книжки студента (студенческого билета)

 

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы

Для успешного написания контрольной работы, рекомендуется, в соответствии с целью работы, во-первых, составить подобный план, отражающий этапы раскрытия проблемы, представленной в теме. Во-вторых, необходимо соотнести план работы с имеющимся материалом для подбора наиболее адекватной научной информации, которая позволит достичь поставленной цели. Для реализации данного этапа написания контрольной работы используется максимальное количество научных источников. Затем, осуществив дифференциацию массива информации, важно законспектировать наиболее значимые разделы и выстроить их в логически связанную структуру, осуществляя анализ, синтез, обобщение, сравнение и т.д. В конце контрольной работы обязательно формулируются выводы, пишется заключение и приводится список используемой литературы.

Примерный план контрольной работы

1. Титульный лист.

2. Содержание:

введение;

основная часть.

3. Выводы.

4. Заключение.

5. Список используемой литературы.

 

Критерии оценки итоговой контрольной работы

«Отлично» ставится, если: в контрольной работе полностью раскрывается заявленная тема; отражены основные научные подходы и направления исследований по данной проблематике, в том числе современные; описаны результаты исследований; содержание работы соответствует плану; логически выстроено и всесторонне освещает проблему; структура работы ясная и четкая; объем соответствует предъявляемым требованиям; выводы и заключение отражают результаты работы, список литературы включает в себя не менее 10 научных источников. Текст написан стилистически грамотно, без орфографических ошибок.

«Хорошо» ставится, если: в контрольной работе практически полностью раскрывается заявленная тема; отражены отдельные, но важнейшие научные подходы и направления исследований по данной проблематике, односторонне описаны результаты исследований; содержание работы в основном соответствует плану, логически выстроено; структура работы ясная, но есть отступления от основной линии изложения; объем работы соответствует установленным требованиям; выводы и заключение в основном отражают результаты работы; список литературы включает в себя менее 10 научных источников; текст написан стилистически грамотно, без орфографических ошибок.

«Удовлетворительно» ставится, если: в контрольной работе частично раскрыты заявленная тема и основные научные подходы и направления по данной проблематике; не описаны результаты исследований; содержание работы частично соответствует плану; логически не выстроено и не до конца освещает затронутую проблематику; структура работы не четкая; объем работы не соответствует установленным требованиям; выводы и заключение частично отражают результаты работы; список литературы включает в себя менее 10 научных источников; в отдельных местах текст написан стилистически неграмотно, с орфографическими ошибками.

«Неудовлетворительно» ставится, если: в контрольной работе не раскрыта заявленная тема, не отражены основные научные подходы и направления исследований по данной проблематике, не описаны результаты исследований; содержание работы не соответствует плану, логически не выстроено; отсутствует ясная, четкая структура работы; объем работы не соответствует установленным требованиям; выводы и заключение не отражают результаты работы; список литературы включает в себя менее 10 научных источников; текст написан стилистически неграмотно, с орфографическими ошибками.

Процедура оценки контрольной работы. Внутривузовским стандартом устанавливается срок для проверки контрольных работ – 10 (Десять) календарных дней

Внутривузовским стандартом устанавливается срок для проверки контрольных работ – 10 (Десять) календарных дней. Начало течения срока: дата поступления контрольной работы на соответствующую кафедру.

 

 

РАЗДЕЛ 3. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ИТОГОВОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Перечень контрольных заданий:

Вариант 1. По представленным результатам тестирования рассчитать коэффициент корреляции r-Пирсона по алгоритму расчета критерия и сделать выводы.

Самооценка Общение Тревожность Ур. эмпатии
-2,8
1,5
-1,4
0,8
2,1
2,5
0,5
-0,4
0,1
2,5
0,5
1,2
1,8
0,25

 

Вариант 2. По представленным результатам тестирования рассчитать ранговый коэффициент корреляции R-Спирмена по алгоритму расчета критерия и сделать выводы.

Акцентуации характера Психологические защиты
Демонстративность Возбудимость Регрессия Интеллектуализация

 

Вариант 3. Параметрический критерий t-Стьюдента для двух независимых выборок. Провести сравнение по данному критерию по алгоритму расчета критерия и сделать выводы.

Пол Общительность Застенчивость Открытость Организаторские способности
М
Ж
М
М
Ж
Ж
Ж
М
Ж
М
Ж
М
Ж
Ж
М

 

Вариант 4. Непараметрический критерий U-Манна-Уитни для двух независимых выборок. Провести сравнение по данному критерию по алгоритму расчета критерия и сделать выводы.

Пол Организаторская деятельность Направленность на предмет Коммуникативность
М
М
М
М
М
М
М
М
М
М
М
М
М
М
Ж

 

Вариант 5. Параметрический критерий t-Стьюдента для двух зависимых выборок. Провести сравнение по данному критерию по алгоритму расчета критерия и сделать выводы.

Группе студентов перед прохождением тренинга было предложено протестироваться при помощи методики САН (самочувст­вие, активность, настроение).

После тренинга данным студентам предложили пройти повторное тестирование по этой же методике. Результаты приведены в таблице.

До тренинга После тренинга

 

Вариант 6. Непараметрический критерий Т-Уилкоксона для сравнения двух зависимых групп. Провести сравнение по данному критерию по алгоритму расчета критерия и сделать выводы.

Исходные данные менеджеров по работе с клиентами до и после курсов повышения квалификации.

Социальный статус Т1 Доминирование Т1 Общительность Т1 Социальный статус Т2 Доминирование Т2 Общительность Т2

 

Вариант 7. Непараметрический критерий Н-Краскала-Уоллеса для сравнения 3 и более групп. Провести сравнение по данному критерию по алгоритму расчета критерия и сделать выводы.

Факультеты Показатели невербального интеллекта
Психологический 2,04 5,16 6,11 5,82 5,41 3,51 3,18 4,57 4,83 11,34 3,79 9,03 7,21
Экономический 5,3 7,28 8,98 6,59 4,59 5,17 7,25 3,47 7,6        
Юридический 10,36 13,28 11,81 4,54 11,04 10,08 14,47 9,43 13,41        

 

Вариант 8. Критерий c2-Фридмана для сравнения 3-х и более зависимых выборок. Провести сравнение по данному критерию по алгоритму расчета критерия и сделать выводы.

У пяти студентов после каждого курса определяли удовлетворен­ность полученными оценками как отношение полученных и ожидае­мых оценок. Данные приведены в таблице:

Курс
1-й 2-й 3-й 4-й
0,8 1,1 3,3 1,5
1,4 0,9 1,2
1,3 1,6 0,7 0,9
0,9 1,2 0,7
0,8 1,4 1,2 0,9

 

Вариант 9. Многофакторный дисперсионный анализ. Провести сравнение по данному критерию по алгоритму расчета критерия и сделать выводы.

Исходные данные выборки медработников:

Врачи Стаж Общение Независимость Эмпатия
терапевты Маленький
терапевты Маленький
терапевты Маленький
терапевты Средний
терапевты Средний
терапевты Средний
терапевты Средний
терапевты Средний
терапевты Большой
терапевты Большой
терапевты Большой
хирурги Маленький
хирурги Маленький
хирурги Маленький
хирурги Маленький
хирурги Маленький
хирурги Средний
хирурги Средний
хирурги Средний
хирурги Большой
хирурги Большой
хирурги Большой
хирурги Большой
стоматологи Маленький
стоматологи Маленький
стоматологи Средний
стоматологи Средний
стоматологи Средний
стоматологи Большой
стоматологи Большой

 

Вариант 10. Дисперсионный анализ с повторными измерениями. Провести сравнение по данному критерию по алгоритму расчета критерия и сделать выводы.

Исходные данные выборки преподавателей:

Социальный статус Т1 Независимость Т1 Эмпатия Т1 Социальный статус Т2 Независимость Т2 Эмпатия Т2 Социальный статус Т3 Независимость Т3 Эмпатия Т3