Методические рекомендации по выполнению и защите выпускной квалификационной работы по специальности

Минобрнауки России

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Вятский государственный гуманитарный университет»

(ВятГГУ)

Факультет психологии

Кафедра общей и специальной психологии

УТВЕРЖДАЮ

зав. кафедрой общей

и специальной психологии

___________Кузьмина В.П.

Протокол от _________№ ___

50 716.65 Специальная психология

Киров

2014

Методические рекомендации по выполнению и защите выпускной квалификационной работы по специальности 50 716.65 Специальная психология, утверждённым заместителем Министра образования и науки Российской Федерации А. Г. Свинаренко 31 января 2005 г., номер государственной регистрации № 671 пед/сп (новый)

Методические рекомендации по выполнению и защите выпускной квалификационной работы разработаны Цветковой Н.В., кандидатом психологических наук, доцентом кафедры общей и специальной психологии ВятГГУ

Рецензент — В.П. Кузьмина, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и специальной психологии ВятГГУ

Методические указания утверждены на заседании кафедры общей и специальной психологии ВятГГУ «__"_______ 201__, протокол №___

В методических рекомендациях, предназначенных для студентов, обучающихся по специальности 50 716.65 Специальная психология, определены порядок выполнения, требования к написанию и защите выпускных квалификационных работ.

Настоящие методические рекомендации разработаны на основе Положения об итоговой государственной аттестации выпускников ВятГГУ, обучающихся по программам высшего и среднего профессионального образования от 12.03.2013, Положения о выпускной квалификационной работе студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры в Вятском государственном университете от 24.03.2014 г.

© Вятский государственный гуманитарный университет (ВятГГУ), 2014

© Цветкова Н.В., 2014

Оглавление

Общие положения…

4

Задачи ВКР…

4

Руководство ВКР…

8

Требования к структуре и объему ВКР…

10

Методические рекомендации к выполнению отдельных разделов ВКР…

12

Требования к этапам и срокам выполнения ВКР…

25

Регламентация сроков выполнения ВКР…

25

Этапы выполнения ВКР…

26

Дополнительные требования к вкр по специальной психологии…

29

Требования к оформлению ВКР…

31

Общие требования к оформлению ВКР…

31

Требования к оформлению печатного текста работы …

34

Требования к защите ВКР…

43

Подготовка к защите ВКР…

43

Рекомендации по составлению текста выступления на защите ВКР…

44

Процедура защиты ВКР…

46

Критерии оценки ВКР…

48

Приложения…

50

Общие положения

Задачи ВКР

Методические рекомендации по подготовке и защите выпускной квалификационной работы (ВКР) по специальности 50 716.65 Специальная психология (образовательная программа специалитета) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом ВятГГУ, Положением об итоговой государственной аттестации выпускников ВятГГУ, обучающихся по программам высшего и среднего профессионального образования, утверждённого ректором 12.03.2013 и введенного в действие приказом от 12.03.2013, Положением о выпускной квалификационной работе студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры в Вятском государственном университете, утвержденном решением Ученого совета университета 20.03. 2014 г. и введенного в действие приказом № 219 от 24.03.2014 г.

Настоящие методические рекомендации для студентов по выполнению ВРК определяют порядок выполнения и общие требования к ВКР в рамках образовательной программы.

Выпускная квалификационная работа — самостоятельное исследование в области профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник.

Выпускная квалификационная (дипломная) работа специалиста является результатом самостоятельного законченного научно-практического исследования преимущественно аналитического характера в предметной области обучения специальности, либо позволяющего решить практические задачи, вытекающие из системного анализа выбранной для исследования проблемы.

Задачи ВКР:

‑ определение достигнутого уровня сформированности компетенций специалиста;

‑ подтверждение уровня профессионального образования — специалист;

‑ разработка актуальной темы, имеющей практическое значение для организации.

Дипломную работу отличает фундаментальность, глубина теоретической разработки проблемы, самостоятельная ее постановка, опора на углубленные специализированные знания и свободный выбор теорий и методов в решении задач исследования.

ВКР по специальной психологии должна отвечать следующим требованиям:

  • отражать актуальные проблемы специальной психологии;

  • исследовать конкретную проблему в области специальной психологии, предполагающую получение законченного теоретического и практического результата;

  • носить опытно-экспериментальный или исследовательский характер;

  • отражать личный вклад специалиста и бакалавра в достижение научных и практических результатов.

ВКР выполняется по материалам, в том числе собранным студентом в период производственной (квалификационной) практики, и свидетельствует о подготовленности выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности.

К выполнению ВКР допускается студент, успешно завершивший в полном объеме освоение ОПВО.

При выполнении ВКР студенты должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и навыки, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать защищать свою точку зрения.

При работе над ВКР студенты руководствуются настоящими методическими рекомендациями по выполнению и защите ВКР.

Выпускная квалификационная работа предусматривает обязательное внутреннее или внешнее рецензирование.

Защита ВКР является обязательным аттестационным испытанием государственной итоговой аттестации выпускников Университета по программе специалитета.

К защите ВКР допускается студент, успешно прошедший все другие виды итоговых аттестационных испытаний, предусмотренных ОПВО.

При условии успешной защиты ВКР и сдачи государственных экзаменов Государственная экзаменационная комиссия выносит решение о присвоении квалификации по специальности и выдаче диплома о высшем образовании государственного образца.

Тематика ВКР

Примерная тематика ВКР для студентов, обучающихся по специальности 50 716.65 Специальная психология, разрабатывается кафедрой общей и специальной психологии, утверждается на заседании кафедры и включается в программу ГИА.

Примерные темы ВКР направлены на решение профессиональных задач, определенных образовательной программой, и формулируются в соответствии с уровнем основной образовательной программы и потребностями рынка труда.

Тематика ВКР определяется кафедрой общей и специальной психологии ежегодно на основе примерной тематики выпускных квалификационных работ с учетом мнения работодателей и доводится до студентов не менее, чем за один год до защиты ВКР. Ежегодно обновление тем должно составлять не менее 30%.

Тематика ВКР должна соответствовать следующим требованиям:

‑ быть направленной на решение профессиональных задач;

‑ соответствовать направлению подготовки специалистов;

‑ количество тем, выполняемых по заявкам организаций, учреждений, должно составлять не менее 20%

‑ темы научно-исследовательского характера должны составлять не менее 10%;

‑ комплексные, междисциплинарные и межкафедральные темы должны составлять не менее 5%.

Количество тем должно превышать количество выпускников по ОПВО данного календарного года не менее чем на 30%.

Студентам предоставляется право выбора темы либо они могут предложить свою тему с обоснованием целесообразности ее исследования.

От выбора темы ВКР во многом зависит успешность работы над ней и ее защиты. Правильный выбор темы является необходимым условием заинтересованной работы выпускника, его удовлетворенности ходом работы и результатами исследования, способствует повышению уровня профессиональной подготовки студента.

При выборе темы выпускнику следует руководствоваться критериями: а) ее соответствия сфере своих научных и практических интересов (например, как части предполагаемого или начатого исследования); б) собственной способности раскрыть тему и показать свои профессиональные возможности.

Выбранная тема указывается студентом в заявлении (Приложение А), которое подается на выпускающую кафедру для согласования. Выпускающая кафедра оставляет за собой право редактирования предложенной студентом темы. Кроме того, в заявлении студент указывает желаемого руководителя ВКР из списка, сформированного заведующим кафедрой общей и специальной психологии. Указанный руководитель должен поставить на заявлении свою подпись, что будет означать его согласие на руководство. При этом окончательное решение по утверждению руководителя ВКР остается за выпускающей кафедрой.

Темы ВКР студентов и научные руководители обсуждаются и назначаются на заседании кафедры, что отражается в протоколе заседания кафедры.

Заведующий кафедрой общей и специальной психологии предоставляет выписку из протокола заседания кафедры о назначении выпускникам тем и руководителей ВКР декану факультета психологии.

Декан факультета психологии до начала производственной (квалификационной) практики, но не позднее, чем за полгода до защиты ВКР готовит приказ о закреплении за каждым выпускником темы, руководителя ВКР. Приказ подписывается ректором. При необходимости изменение темы и/или смена руководителя производятся приказом ректора на основании служебной записки заведующего кафедрой, согласованной с деканом факультета. Изменение или уточнение темы ВКР возможно не позднее, чем за месяц до предполагаемой даты защиты на основании личного заявления студента, согласованного с научным руководителем, на имя заведующего кафедрой.

Руководство ВКР

Непосредственное руководство ВКР осуществляет научный руководитель. При необходимости заведующим кафедрой может быть назначен консультант (консультанты) по конкретному разделу работы.

В случае если руководитель ВКР является сотрудником сторонней организации (представителя работодателя), в обязательном порядке назначается консультант по ВКР из числа профессорско-преподавательского состава кафедры общей и специальной психологии.

Научными руководителями и консультантами должны быть, как правило, преподаватели, имеющие ученую степень и/или ученое звание.

Руководитель обязан осуществлять руководство ВКР, что предполагает:

‑ разработку задания на выполнение ВКР студентом (приложение Б);

‑ содействие в выборе методики исследования;

‑ осуществление систематического контроля за ходом выполнения ВКР в соответствии с планом и графиком ее выполнения;

‑ информирование заведующего кафедрой в случае несоблюдения студентом графика выполнения ВКР;

‑ предоставление квалифицированных рекомендаций по содержанию ВКР;

‑ проведение оценки качества выполнения ВКР в соответствии предъявляемыми к ней требованиями (отзыв руководителя).

Консультант обязан:

‑ оказывать консультационную помощь студенту в выборе методики исследования, в подборе методической литературы и фактического материала;

‑ давать квалифицированные рекомендации по содержанию ВКР, в том числе консультировать студента по специфическим вопросам работы: особенностям оформления ВКР; использованию математических методов и моделей; особенностям предметной области, рассматриваемой проблемы; особенностям использования средств вычислительной техники и современного программного обеспечения и т. д.

В случае если руководитель ВКР не является работающим на постоянной основе работником кафедры, консультант, назначенный из числа профессорско-преподавательского состава кафедры, обязан:

‑ совместно с научным руководителем осуществлять систематический контроль за ходом выполнения ВКР в соответствии с планом и графиком ее выполнения;

‑ информировать заведующего кафедрой в случае несоблюдения студентом графика выполнения ВКР.

Количество ВКР, руководство которыми может осуществлять один преподаватель, определяется нормами времени для расчета объёма учебной работы профессорско-преподавательского состава Университета.

Требования к структуре и объему ВКР

Объем выпускной квалификационной работы — не менее 70 листов формата А4 (без приложений).

Структурными элементами ВКР традиционно являются:

‑ титульный лист;

‑ оглавление;

‑ введение;

‑ основная часть;

‑ заключение;

‑ библиографический список;

‑ приложения.

Титульный лист является первой страницей и оформляется по строго определенному стандарту.

Оглавление. В нем последовательно излагаются названия глав, пунктов и подпунктов плана ВКР. Их формулировки должны соответствовать содержанию работы, быть краткими, четкими, отражать ее внутреннюю логику. Не рекомендуется вопросы плана формулировать назывными предложениями, они должны носить поисковый характер. Обязательно указываются страницы, с которых начинается каждая глава, пункт или подпункт.

Введение (4−5 страниц для дипломной работы специалиста) содержит:

‑ актуальность исследования;

‑ степень научной разработанности проблемы;

‑ объект исследования;

‑ предмет исследования;

‑ цель исследования;

‑ гипотезу;

‑ задачи исследования;

‑ теоретико-методологические основы исследования;

‑ эмпирические основы исследования;

‑ теоретическую и практическую значимость исследования;

‑ базу эмпирического исследования;

‑ описание структуры работы.

Основная часть содержит три главы: теоретическую, аналитическую и практическую.

Теоретическая глава может включать анализ работ зарубежных и отечественных авторов по проблеме исследования. В ней автором могут излагаться сущность исследуемой проблемы, различные подходы к ее решению и их оценка, обосновываться и излагаться его собственные позиции. Объем теоретической главы — 20 — 25 страниц.

В аналитической главе — 20 — 25 страниц ‑ осуществляется описание используемых методов эмпирического исследования, проводится анализ и интерпретация его результатов; осуществляется построение матриц, графиков, таблиц с их подробным анализом; рассматриваются фактические материалы по изучаемому вопросу; формулируются и аргументируются проблемы с использованием различных методов исследования, включая математические методы.

В практической главе может быть представлено описание методических приемов и способов психолого-педагогических коррекционно-развивающих и диагностических процедур, которые использовались студентом в формирующем эксперименте (если таковой проводился) или предлагаются студентом в качестве конкретных предложений и рекомендаций. Примерный объем практической главы — 10 — 15 страниц.

Заключение логично завершает проведенное исследование и синтезирует наиболее значимые итоги ВКР. Объем заключения примерно равен объему введения и составляет 4 — 5 страниц.

Библиографический список должен содержать не менее 40 источников, включая источники на иностранных языках.

Приложения включают вспомогательный материал, который не вошел в содержание с целью сокращения объема ВКР. Объем приложений не регламентируется.

Методические рекомендации к выполнению

отдельных разделов ВКР

Титульный лист является первой страницей и оформляется по строго определенному стандарту (образец титульного листа представлен в Приложении Б).

В «Оглавлении» последовательно перечисляются заголовки всех разделов (глав) и подразделов, пронумерованные согласно их размещению в работе. Содержание должно включать все заголовки, имеющиеся в работе, с обязательным указанием номеров страниц, с которых они начинаются. Заголовки содержания должны точно повторять названия разделов и подразделов в тексте работы. Сокращение или представление их в другой формулировке, последовательности или соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте не допускаются. Названием раздела служит слово «ОГЛАВЛЕНИЕ», записанное в отдельной строке заглавными буквами без кавычек и без точки.

Во «Введении» следует обосновать значимость темы и ее актуальность, современное состояние вопроса, охарактеризовать нерешенные проблемы, обосновать цель и задачи работы, указать объект и предмет исследования, методы и приемы, использованные при проведении исследования, и источники исходной информации (официальные, литературные, учетные, статистические и др.).

Названием раздела является слово «ВВЕДЕНИЕ», написанное в отдельной строке заглавными буквами без кавычек и без точки.

Под актуальностью темы исследования принято понимать степень его важности в определенный момент времени и в определенных условиях для решения конкретной проблемы.

Способы обоснования актуальности:

  • по отдельным фактам выясняется состояние вопроса на практике;

  • анализируются данные специальных исследований, выполненных самим автором или другими учеными;

  • выявляются причины, порождающие результат;

  • анализируются тенденции развития практики и ее нужды

  • выявляются и обосновываются потребности развития практики и теории.

Рассмотрим возможную логику обоснования актуальности на примере темы «Особенности внимания младших школьников с нарушением зрения»:

  • обоснование актуальности научного изучения проблемы внимания: показать значимость внимания в психической деятельности человека, его тесную взаимосвязь с познавательными процессами;

  • обоснование практической значимости проблемы внимания младших школьников с нарушением зрения:

— показать значимость внимания для учебной деятельности, в том числе, младших школьников;

— дать оценку результатов и качества педагогического процесса: сложность, напряженность, информационной насыщенности современного образовательного процесса, которые предъявляют повышенные требования к качествам и свойствам внимания школьника с нарушенным зрением;

  • обоснование значимости своевременной диагностики нарушения внимания младших школьников с нарушением зрения, развития и коррекции свойств внимания: показать степень разработанности выделенной проблемы в теории, указать на недостаточно изученные аспекты.

Обоснование актуальности выбранной темы по каждому из предложенных пунктов должно быть достаточно кратким, не перегруженным цитатами и ссылками на источники.

От обоснования актуальности логично перейти к постановке проблемы, которая требует своего разрешения. Проблема является основным критерием актуальности намеченного исследования. Поиск, осознание и формулировка проблемы исследования — это исходный пункт творческой деятельности. Источником проблемы, как правило, становятся узкие места, затруднения, конфликты, рождающиеся в практике. Переход от практической задачи к научной проблеме осуществляется путем выполнения трех относительно обособленных действий:

— изучение, выявление, осознание и формулирование тех запросов практики к теории, которые требуют, но не имеют теоретического решения;

— анализ теории объекта и смежных наук с целью установления границ познанного в исследуемой области, осознания этих границ и фиксации (описания) установленной ограниченности;

— выделение тех проблемных вопросов практики, которые обращены к теории.

В психолого-педагогических исследованиях проблема формулируется в виде:

  • проблемной ситуации — учитывая запросы практики к теории, дается характеристика «белых пятен» в ней;

  • проблемного вопроса — выражается вопросительным предложением, в котором фиксируется предмет исследования. Часто начинается со слов: «каковы», «как», «в какой мере» и т. п.;

  • проблемной задачи — обозначается предполагаемый результат исследования. Формулируется как цель: «выявить особенности внимания младших школьников с нарушением зрения».

Зачастую проблема формулируется в форме вопроса. Формулировка проблемы должна быть идентична названию темы курсовой работы.

Далее переходят к формулировке цели проводимого исследования. Цель ВКР, как правило, определяется ее названием (темой) и состоит в исследовании частных вопросов в рамках уже апробированных концепций и методик.

Цель исследования логически вытекает из проблемы и представляет собой мысленное предвидение его результата. Структура цели:

  • целевой объект — та часть теории и практики, в пределах которой идет реализация исследования;

  • целевой предмет — это часть объекта цели, которая подвергается непосредственному исследованию в рамках целевого объекта. Предмет в проблеме — составная часть известного целого, в цели — ядро исследования;

  • целевое действие — то действие исследователя, которое он должен совершить над предметом в рамках объекта исследования, например, раскрыть, выявить, установить.

Цель должна отвечать следующим требованиям:

  • быть проверяемой;

  • быть контролируемой;

  • быть диагностируемой;

  • быть однозначной.

Обращаясь к теме внимания младших школьников с нарушением зрения, мы могли бы так сформулировать цель работы: выявить особенности внимания младших школьников с нарушением зрения.

Следующим важным шагом является определение объекта и предмета исследования. Объект исследования — это процесс или явление, избранное для изучения. Формулируя объект исследования, следует помнить, что он существует объективно, является источником информации, статичен, над ним не производится преобразующих действий. В нашем примере объектом исследования будет внимание как психологический феномен.

Предмет исследования — это то, что находится в границах объекта (проблема, над которой работает исследователь), та часть объекта исследования, которая подлежит изучению и преобразованию. Предмет исследования динамичен, способен изменяться под влиянием исследовательских действий в течение времени, отведенного на выполнение исследования. Применительно к теме «Особенности внимания младших школьников с нарушением зрения» предмет может быть обозначен так: «особенности свойств внимания младших школьников с нарушением зрения» или «особенности свойств внимания младших школьников с нарушением зрения в сравнении младшими школьниками с сохранным зрением».

Объект и предмет могут частично совпадать с темой исследования, но лучший вариант — когда предмет ỳже объекта и темы.

Далее следует выстроить гипотезу исследования. Гипотеза исследования — это версия или предположение, истинность которого предстоит проверить. Важно, что в исследованиях по специальной психологии гипотеза должна подтверждаться как теоретическими, так и эмпирическими данными. В ходе исследования гипотеза может быть подтверждена (полностью или частично) или опровергнута. В нашем случае при изучении внимания младших школьников с нарушенным зрением гипотеза может быть следующая: «особенностью внимания младших школьников с нарушением зрения является его недостаточная устойчивость и концентрация» или «внимание младших школьников с нарушением зрения будет иметь количественные и качественные особенности в сравнении с вниманием младших школьников с сохранным зрением».

От выстраивания гипотезы переходят к постановке задач ВКР, которые необходимо решить в соответствии с поставленной целью и гипотезой. Задачей научного исследования не может быть подготовка организационных условий эксперимента, овладение методиками и прочие учебные задачи, это лишь вспомогательные средства в научном исследовании. Типы задач:

  • изучение теории вопроса. Начинается глаголами: изучить, обобщить, проанализировать, раскрыть, обосновать, выявить, описать и т. п.; например: изучить теоретические аспекты проблемы внимания младших школьников с нарушением зрения;

  • изучение состояния практики и проявления предмета исследования: охарактеризовать, изучить, вскрыть, установить, оценить, проследить и т. п.; например: охарактеризовать значение внимания для эффективности учебной деятельности младших школьников с нарушением зрения;

  • описание эксперимента, направленного на проверку гипотезы: выполнить экспериментальную проверку, экспериментально изучить, опытно-экспериментальным путем проверить и т. п.; например: провести эмпирическое (экспериментальное) изучение особенностей внимания младших школьников с нарушением зрения;

  • разработка на основе исследования практических рекомендаций: разработать, составить, описать, наметить и т. п.; например: разработать рекомендации для развития устойчивости внимания младших школьников с нарушением зрения.

Формулировки задач обычно отражают название разделов и подразделов ВКР. Они должны быть точными и краткими. Оптимальное количество задач для ВКР — три — четыре.

После формулировки задач следует указать теоретико-методологические основы исследования, т. е. теории, технологии, методики с указанием фамилий ученых, на труды которых опиралось проведенное исследование. Методологическая база исследования представляет собой краткое описание основных идей и подходов к решению данной проблемы на основе анализа имеющихся в этой области достижений. Указывая основные направления научного поиска, осуществленного в ВКР, и их персональных представителей, вначале следует называть первичные психологические источники (кто первым в психологии начал разрабатывать данное направление), затем — вторичные (более поздние и современные) исследования.

Далее во введении должны быть представлены эмпирические основы или методы исследования: это способы решения задач, выдвигаемых в исследовании. Обычно представляют методы:

  • теоретические, или общие, к которым относят методы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования, диалектический метод, метод системного анализа, индуктивный, дедуктивный и т. д.;

  • эмпирические, среди которых могут быть названы группы методов (например, психолого-педагогический эксперимент, наблюдение, методы опроса, тестирования) и конкретные методики (например, корректурная проба, тест Равена и т. д.);

  • методы математической статистики (расчет средних величин, критерий Манна Уитни, коэффициент ранговой корреляции Спирмена, шкалирование, ранжирование, рейтинг и др.).

Теоретическая значимость исследования может состоять в теоретическом обобщении в какой-либо области знаний, в достижении непосредственной цели исследования, в анализе определенной проблемы. Теоретическая значимость, таким образом, состоит в расширении и уточнении известных современной науке теоретических аспектов рассматриваемой проблемы.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования результатов дипломного исследования в психолого-педагогической практике (в том числе специалистами смежных специальностей), а также изменениями, которые произошли или могут быть достигнуты в результате внедрения полученных результатов в психолого-педагогическую практику, в учебно-воспитательный процесс, в методику преподавания. Следует кратко описать, в чем конкретно состоит ценность результатов, и кто может их использовать.

База исследования — это организация/учреждение, в которой/ом была выполнена экспериментальная часть исследования. Может быть записана так: «Экспериментальное изучение свойств внимания младших школьников проводилось на базе МБОУ № 59 г. Кирова» или «Экспериментальной базой для выполнения курсовой работы стала МБОУ № 59 г. Кирова».

Завершает введение описание структуры выпускной квалификационной работы, что может выглядеть следующим образом: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка из 45 источников, трех приложений (если они есть).

Иногда указывают количество таблиц, схем и рисунков в работе.

Основная часть ВКР состоит из трех глав. Количество разделов и подразделов в каждой главе студент определяет самостоятельно, исходя из задач исследования. В основной части необходимо показать глубину проработки вопроса. Материалы данной части следует расположить таким образом, чтобы сведения давали последовательное логическое представление в теоретическом аспекте об актуальности, современном состоянии и проблемах изучаемого вопроса, а также раскрывали способы их решения. Работая над основной частью, следует ответственно подойти к подбору литературных источников. Наибольшую ценность представляют материалы научных исследований, характеризующие различные аспекты изучаемого вопроса. Разделы этой части должны иметь краткие и емкие названия, отражающие их суть.

Содержание глав основной части должно полностью раскрывать тему исследования. Особое внимание при этом уделяется языку и стилю написания ВКР. Студент должен показать владение специальным терминологическим аппаратом, свидетельствующим об общем уровне подготовки будущего специального психолога, о его профессиональной культуре. Редактирование ВКР осуществляется самостоятельно студентом — автором работы. Необходимо помнить ряд важных моментов.

Изложение должно вестись грамотным языком, без стилистических и логических ошибок. Не следует допускать дословного копирования, переписывания прочитанной литературы. Изложение должно вестись самостоятельно, своими словами и свидетельствовать о том, что автор разобрался в существе рассматриваемых вопросов, имеет свою точку зрения и умеет ее изложить так, чтобы было понятно другим. Это не исключает возможности цитирования, каждая цитата должна соответствующим образом оформляться.

Каждую главу основной части следует завершать краткими (1/3 — ½ страницы) выводами, что способствует усилению логики изложения проведенного исследования.

Первая глава носит общетеоретический характер. В задачу данного раздела ВКР входит ознакомление читателя с состоянием дел в соответствующей предмету исследования области, как это представляется с позиции автора. В нем следует рассмотреть краткую историю вопроса на основе работ отечественных и зарубежных авторов, а также современное состояние исследований в этой области. Излагать материал стоит не в виде набора фактов и цитат, а давать обоснованный ссылками авторский анализ и интерпретацию подходов, фактов. В целях краткости изложения значительную часть материала целесообразно представлять в форме таблиц. После каждой таблицы делается взвешенный анализ.

Анализируя литературу, рекомендуется выявить:

‑ что особенно удалось автору в ее изучении;

‑ чем отличается позиция автора от традиционной, что нового внес он в изучение этой проблемы;

‑ в чем автор полемизирует с другими исследователями;

‑ какие идеи автора особенно удачно аргументированы, а какие не имеют должной аргументации;

‑ какие идеи, выводы, рекомендации вызывают возражения и почему;

‑ какие основные вопросы проблемы не нашли отражения в его работе;

‑ какие в связи с этим встают задачи дальнейшего изучения данной проблемы.

Особенность психолого-педагогической науки состоит в том, что в литературе иногда дается разная трактовка одних и тех же понятий. Поэтому при написании работы необходимо выдерживать терминологическую однозначность, обосновать свое понимание или отношение к уже разработанным другими исследователями понятиям. В их толковании помогут энциклопедии, словари, учебники, монографии по теме исследования.

При написании ВКР следует обратиться к общепсихологическим, общепедагогическим, методическим и специальным периодическим изданиям, имеющим отношение к теме исследования: «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Психологическая наука и образование», «Педагогика», «Народное образование», «Детский психолог», «Специальная психология», «Дефектология», «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», «Логопед», «Коррекционная педагогика», «Известия вузов специальной психологии», «Воспитание школьников», «Мир образования» и другие.

Ссылки на источники приводятся в квадратных скобках с указанием номера источника в библиографическом списке и страницы, если имеет место дословное цитирование. Допустимо ссылаться на обзорные работы или монографии, цитирующие конкретный источник по теме исследования, указав в скобках (цит. по … — далее указывается номер источника в библиографическом списке).

Вторая глава носит аналитический характер. В ней должны быть описаны:

  • организация эмпирического исследования, его этапы;

  • испытуемые (респонденты);

  • критерии изучения исследуемого феномена и оценки эффективности проведенного эксперимента;

  • используемые тесты или методики;

  • методы обработки и анализа данных;

  • результаты исследования и их обсуждение;

  • выводы.

Испытуемые (респонденты) — указывается экспериментальная база исследования, дается полная характеристика испытуемых (пол, возраст, образование и другие параметры, направленные на решение задач исследования), с указанием их количества, принципов отбора и т. д. Для работ в области специальной психологии значимой бывает характеристика той формы нарушенного развития, которая определена предметом исследования. При этом следует обратить особое внимание на необходимость соблюдения этики психологического исследования, что конкретизируется в требовании сохранения анонимности респондентов при необходимости использования их индивидуальных данных, обозначение в закодированном виде всех упоминаний и ссылок на испытуемых, исключение упоминания таких сведений, на основании которых можно было бы аннулировать анонимность.

Критерии изучения исследуемого феномена и оценки эффективности проведенного эксперимента — важная часть эмпирического раздела выпускной квалификационной работы. Это своего рода маркеры, наблюдаемые проявления изучаемого психологического феномена, а в случае формирующего эксперимента ‑ основа для оценки его эффективности.

Используемые тесты или методики — описание конкретных методик, основного материала и способов обработки. Описание должно быть кратким, но достаточным для понимания читателем их сути, что особенно важно при использовании методик, не получивших широкого распространения. Если методика разработана автором, переведена или адаптирована, следует обосновать правомерность ее применения в исследовательских целях.

Методы обработки — кратко описываются те методы параметрической и непараметрической статистики, которые были использованы для обработки эмпирических данных. По возможности приводятся точные формулы со ссылками на соответствующие литературные источники (справочники, таблицы, учебники и пр.), а также на используемые компьютерные программы.

В аналитическую часть работы может быть включено пилотажное исследование, которое проводится с целью апробации психодиагностического инструментария на группе, не участвующей в основном эксперименте.

Анализ результатов эксперимента представляет результаты психологического эмпирического исследования и их интерпретацию. С помощью таблиц, графиков, диаграмм констатируются практические результаты и их достоверность, выявляются закономерности, проводится количественный и качественный анализ полученных данных, критический анализ результатов данного эмпирического исследования в сопоставлении с другими (на основе анализа литературы) точками зрения и ранее установленными фактами.

Композиция этого подраздела определяется логикой решения проблемы в соответствии с экспериментальным планом. Схемы и графики должны содержать все необходимые данные, разъяснять условные знаки и обозначения, что отложено по осям и т. п. В целом данный раздел призван дать исчерпывающую информацию обо всех выявленных в данной работе фактах и закономерностях и заканчиваться кратким заключением, в котором можно сделать предварительные выводы относительно выдвинутой гипотезы. Важно помнить, что результаты научного исследования могут как подтвердить гипотезу, так и опровергнуть ее. Поэтому не стоит бояться отрицательного результата, любой ценой доказывая истинность гипотезы.

Третья глава — практическая посвящена разработке конкретных предложений, рекомендаций по совершенствованию, оптимизации каких-либо психических процессов, свойств и состояний, изучению которых было посвящено дипломное исследование. По своему содержанию предложения и рекомендации должны носить самостоятельный характер, отличаться аргументированностью и целесообразностью, соответствовать современным теоретическим концепциям и передовому мировому опыту. Разрабатывая рекомендации, следует учитывать, что они должны быть конкретными, понятными, адресованными определенной целевой аудитории (рекомендации педагогам, воспитателям, родителям, подросткам и т. п.), основываться на результатах проведенного теоретического и эмпирического исследования.

В том случае, если студентом проводился формирующий эксперимент, практическая глава будет являться описанием его содержания. Здесь могут быть представлены цели и задачи формирующего эксперимента, обоснование его актуальности, этапы эксперимента, план проведения и содержание коррекционно-развивающих занятий.

Заключение (выводы и предложения) должно логично завершать проведенное исследование и синтезировать наиболее значимые итоги выпускной квалификационной работы. Выводы оформляются в виде некоторого количества пронумерованных абзацев, располагаемых в последовательности изложения вопросов основной части работы. В них показывается, как достигнута цель и решены задачи, поставленные во введении, в сжатой, тезисной форме излагаются главные результаты исследования и фиксируются пути или конкретные мероприятия по совершенствованию изучаемых процессов. Не допускается делать выводы, отражающие какие-либо общие вопросы и не относящиеся непосредственно к предмету и объекту исследования.

Библиографический список должен включать не менее сорока наименований литературных источников, в том числе на иностранных языках, и быть оформлен в соответствии с установленными требованиями.

В библиографический список необходимо включать только те источники, которые непосредственно использовались студентом в работе и на которые имеются ссылки в основной части работы.

При написании ВКР следует обратиться к общепсихологическим, общепедагогическим, методическим и специальным периодическим изданиям, имеющим отношение к теме исследования: «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Психологическая наука и образование», «Педагогика», «Народное образование», «Детский психолог», «Специальная психология», «Дефектология», «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», «Логопед», «Коррекционная педагогика», «Известия вузов специальной психологии», «Воспитание школьников», «Мир образования» и другие.

Следует отметить, что значительное количество книг и периодических изданий можно найти в сети Интернет. Интернет-ресурсы, на которых представлены необходимые для написания курсовой работы источники, доступны студентам с сайта ВятГГУ (http://vggu.ru — Студенту — Научная библиотека — Электронные ресурсы).

Так, электронный ресурс eLIBRARY.RU содержит уникальный фонд периодических изданий по широкому кругу проблем общей и специальной психологии (адрес для работы: http://www.elibrary.ru/defaultx.asp); электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» (адрес для работы: www.biblioclub.ru) и электронно-библиотечная система издательства «ЛАНЬ» (адрес для работы http://e.lanbook.com) предоставляют доступ к учебной и научной литературе, справочникам, словарям, энциклопедиям.

Приложения содержат вспомогательный материал, который с целью сокращения объема курсовой работы не вошел в основную часть. Если данный раздел есть, то он должен быть хорошо структурирован и оформлен. В него могут войти таблицы, которые занимают более одной страницы, рисунки, схемы, тексты психодиагностических методик и т. п. В тексте работы необходимо делать соответствующие ссылки на приложения, а сами приложения располагать в порядке появления ссылок на них. Объем приложений не регламентируется, что позволяет варьировать объемом основной части курсовой работы.

Требования к этапам и срокам выполнения ВКР

Регламентация сроков выполнения ВКР

Студент обязан выполнить ВКР в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями и на основании настоящих методических рекомендаций, а также в соответствии с заданием (приложение В), составленным совместно с научным руководителем. Студент обязан представить окончательный вариант ВКР руководителю не менее чем за три-четыре недели до назначенной даты защиты ВКР.

Руководитель проверяет вкр и составляет о ней письменный отзыв (Приложение Г) в течение семи календарных дней после получения законченной работы от студента.

ВКР подписывается студентом, руководителем, консультантом и предоставляется на электронном и бумажном носителях вместе с отзывом руководителя на выпускающую кафедру не менее чем за десять дней до назначенной даты защиты вкр. Данный вариант вкр является окончательным и не подлежит доработке или замене.

Студент, не предоставивший в установленный срок вкр с отзывом руководителя, не допускается к защите вкр. Студент, не допущенный к защите, вкр, отчисляется из Университета за невыполнение учебного плана.

Этапы выполнения вкр

Определив тему и научного руководителя, студент должен составить и согласовать с научным руководителем план выполнения выпускной квалификационной работы, в котором фиксируется содержание действий по достижению намеченной цели и временные рамки их выполнения. Следует помнить, что временнÓй ресурс — один из самых важных при выполнении научных исследований. Правильное распределение во времени объема работ, своих сил и возможностей позволит, во-первых, в полной мере испытать удовлетворение от самогÓ процесса научного исследования, и, во-вторых, даст будущему специалисту возможность на практике применить эффективные системы управления временем (например, тайм-менеджмент), без которых немыслим современный успешный человек.

Следующим этапом выполнения дипломной работы является формирование и структурирование информационного тематического поля. Анализ литературных источников позволяет выдвинуть гипотезу и уточнить задачи, определить приоритеты и конкретизировать понятийный аппарат исследования. Погружение в тему целесообразно начинать с обзорных материалов, представленных в соответствующих учебных пособиях, дающих общую ориентировку в теме. Затем обязательно нужно обратиться к работам тех авторов, которые стояли у истоков изучения данной проблемы. Постепенно сужая спектр рассматриваемых вопросов, сконцентрироваться на всестороннем изучении предмета исследования, проанализировать его во всем богатстве проявлений и взаимосвязей. Здесь неоценимую помощь студенту окажут периодические издания, материалы научных конференций, издания научных институтов и лабораторий, в которых, как правило, содержатся результаты последних исследований «узких» специалистов, современные представления и подходы к проблеме исследования. Выпускная квалификационная работа предполагает также обращение к зарубежному опыту исследования проблемы. При этом источниками информации являются как отечественные, так и зарубежные (на иностранных языках) издания, информационные ресурсы сети Интернет.

На основе теоретического анализа проблемы выстраивается модель эмпирического исследования. Эмпирическая часть выпускной квалификационной работы может включать следующие этапы:

‑ формулирование гипотезы, основной цели и задач;

‑ разработка программы эксперимента;

‑ определение путей и способов фиксирования результатов экспериментального исследования;

‑ проведение эксперимента;

‑ обработка, количественный и качественный анализ результатов;

‑ обобщение полученных экспериментальных данных, формулирование выводов, рекомендаций.

Выпускная квалификационная работа может включать только констатирующий эксперимент или предусматривать проведение также формирующего и контрольного экспериментов. Констатирующий эксперимент предполагает проведение практического исследования изучаемого явления с использованием методов наблюдения, тестов, беседы, анкетирования, анализа продуктов деятельности, документов и др. В формирующем эксперименте через создание специальных условий раскрываются закономерности и механизмы изучаемого явления. Результаты проведенной формирующей работы, состоятельность гипотезы исследования уточняются в контрольном эксперименте. Вопрос о виде эксперимента решается студентом совместно с руководителем, исходя из цели и задач ВКР. И хотя формирующий эксперимент требует больших временных затрат, следует иметь в виду, что в специальной психологии он имеет особое значение, так как позволяет качественно оценить психические явления, раскрыть характер процесса выполнения задания, а не только фиксировать статичный результат, каким бы значительным он ни был. Использование схем формирующего эксперимента также дает возможность выявить качественный профиль отклоняющегося развития.

Особое внимание в психолого-педагогическом эксперименте требуется обратить на выделение критериев и признаков, по которым определяется успешность эксперимента, истинность выдвинутой гипотезы, подбор валидных и надежных психодиагностических методов.

Анализируя результаты эксперимента, необходимо установить причинно-следственнные связи, объяснить полученные факты на основе рассмотренных ранее теоретических положений. Кроме того, целесообразно обратиться к теоретическим и практическим исследованиям других авторов, проанализировать соответствие или несоответствие собственных данных результатам их исследований.

Интерпретировать, объяснять полученные данные следует в той же последовательности, в какой представлены результаты в выше рассмотренных этапах. Это обеспечивает стройность и логику изложения.

Полученные материалы могут быть представлены в таблицах, графиках, диаграммах и т. д. К таблицам, рисункам даются краткие и понятные пояснения и расшифровки.

Третью главу рекомендуется посвятить краткому описанию методических приемов и способов психолого-педагогических коррекционно-диагностических процедур, которые использовались студентом в его исследовании, т. е. описанию формирующего эксперимента.

Если же в соответствии с целями выпускного квалификационного исследования проводился только констатирующий эксперимент, то в третьей главе должны быть представлены практические рекомендаций по использованию результатов исследования.

Написание текста ВКР и оформление его в соответствии с имеющимися требованиями является завершающим этапом выполнения выпускной квалификационной работы. Перед тем, как перейти к написанию текста, следует досконально продумать логику изложения, систему аргументов для доказательства главной мысли, определить четкую структуру работы. Важно завершить этот этап в намеченные сроки, чтобы своевременно начать подготовку к процедуре защиты.

Дополнительные требования к ВКР

по специальной психологии

Особое внимание при выполнении выпускной квалификационной работы специалиста следует уделить вопросам этики научного исследования. Отличительной чертой исследований по специальной психологии является то, что в качестве испытуемых выступают лица, имеющие те или иные отклонения в развитии. Поэтому к общим требованиям профессиональной этики — сохранение анонимности респондентов при необходимости использования их индивидуальных данных, обозначение в закодированном виде всех упоминаний и ссылок на испытуемых, исключение упоминания таких сведений, на основании которых можно было бы аннулировать анонимность — добавляются следующие:

  • сохранение медицинской тайны диагнозов и фактов из истории болезни и личной жизни респондентов;

  • умение выстраивать и контролировать оптимальную дистанцию общения с респондентом;

  • соблюдение принципа «принимающей нейтральности» в отношении всех аспектов жизни респондента, с одной стороны, и неравнодушие к личности респондента и его ситуации, с другой.

Определяя количественные параметры выборки, следует исходить из распространенности данного дефекта в генеральной совокупности.

Другой важным моментом является определение методов эмпирического исследования, подбор психодиагностического инструментария. Его значимость в специальной психологии обусловлена тем, что реализация сравнительного принципа психологических исследований предполагает соотнесение результатов, полученных в разных группах испытуемых. Для этого необходимо подбирать такие психодиагностические методы, которые могут быть использованы без модификаций в различных группах испытуемых (чаще всего сравниваются норма с патологией или различные формы нарушений между собой) и позволят соблюсти идентичность исследовательской процедуры.

К особенностям исследований в специальной психологии относится также высокий уровень их дифференциальной направленности, что выдвигает на первый план качественный, а не количественный подход в анализе экспериментальных данных. Этот подход не отрицает использование методов параметрической и непараметрической статистики, а лишь отводит им вспомогательную роль в повышении точности и объективности полученных данных.

Требования к оформлению ВКР

Общие требования к оформлению ВКР

Требования к оформлению выпускных квалификационных работ по специальной психологии регламентируются следующими действующими ГОСТами:

‑ ГОСТ Р 7.0.5−2008. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления: национальный стандарт РФ. — Введ. 2009−01−01. — М.: Стандартинформ, 2008;

ГОСТ 7.1 — 2003. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись, библиографическое описание. Общие требования и правила составления [Текст]. — Введ. 2004−07−01. — М.: Госстандарт России: Изд-во стандартов, 2004:

ГОСТ 7.32 — 2001. Отчет о научно-исследовательской работе [Текст]. — Введ. 2002−07−01. — М.: Госстандарт России: Изд-во стандартов, 2002.

ГОСТ 2.105 — 95. Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам [Текст]. — Введ. 1996−07−01. — М.: Госстандарт России: Изд-во стандартов, 1996.

Исходя из перечисленных выше ГОСТов, разработаны общие требования к оформлению ВКР:

‑ изложение рассматриваемых вопросов на высоком теоретическом уровне;

‑ логическая последовательность изложения материала;

‑ достоверность и взаимная увязка данных между собой;

‑ обоснованность выводов и рекомендаций;

В содержании работы должны найти отражение следующие проблемы:

‑ теоретические аспекты исследуемого вопроса;

‑ краткая характеристика объекта исследования;

‑ выводы и конкретные предложения по успешному решению проблемы, основанные на анализе литературных источников и результатах собственных исследований студента.

Серьезное внимание при написании ВКР должно быть уделено ее языку и стилю, которые свидетельствуют об общем уровне профессиональной культуры автора.

Характерными особенностями учебно-исследовательской работы должны быть смысловая законченность, целостность, логичность и связность, достигаемые использованием формально-логического стиля изложения материала.

Практикой выработан ряд основных правил построения устойчивых речевых, грамматических и стилистических оборотов в работах научно — и учебно-исследовательского характера, соблюдение которых позволяет обеспечить соответствующий требованиям уровень изложения материала. Важнейшими из них являются:

  1. применение специальных функционально-синтаксических средств связи, указывающих на последовательность (логику) развития мысли (прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, впоследствии и др.), противоречивые отношения (однако, тем не менее, несмотря на …, в то время как … и др.), причинно-следственные отношения (благодаря чему, следовательно, поэтому, по причине того что, вследствие чего и др.), переход от одной мысли к другой (необходимо оценить, перейдем к …, следует остановиться на …), итог или вывод (таким образом, следует отметить, итак, в итоге, в заключение следует сказать … и др.), объект или предмет (данный, этот, следующий, указанный, названный, отмеченный и др.);

  2. использование характерных для научной речи оборотов, раскрывающих свойства предметов и явлений, а также степень развития процессов. Например, не принято употреблять сравнительные прилагательные или наречия, образованные с помощью приставки «по» (повыше, помедленнее и др.), суффиксов «-еньк-», «-иньк-», «-айш-», «-ейш-», (маленький, огромнейший, высочайший).

    Как правило, при характеристике свойств предметов или явлений для образования превосходной степени используются слова «наиболее», «наименее», «максимально» в сочетании с прилагательными (наиболее высокий максимально результативный), а для описания развития процессов — причастия, образованные от прилагательных с помощью суффиксов «-ущ-», «-ющ-» (растущий, доминирующий);

  3. применение указательных местоимений (этот, тот, такой), не конкретизирующих предмет, а выражающих связи между частями высказывания (например: «на основании анализа значений этих показателей можно дать оценку …»).

    В то же время неопределенные местоимения (что-то, кое-что и др.) в научной речи использовать не принято;

  4. использование специальных вводных слов или словосочетаний (по сообщению …, согласно мнению …, по данным …), указывающих на источник данных и обеспечивающих объективность изложения материала;

  5. избежание экспрессивных языковых элементов, придающих эмоциональную окраску излагаемому материалу;

  6. применение специальных терминов, позволяющих в краткой форме давать развернутые характеристики установленных фактов, понятий, явлений, процессов;

  7. использование местоимения «мы», формально подчеркивающего, что излагаемая точка зрения отражает мнение группы людей, принадлежащих к определенному научному течению (научной школе).

    В то же время в научно- и учебно-исследовательских работах практически не используется личное местоимение «я».

Соблюдение этих правил позволяет избежать ряда наиболее часто совершаемых студентами ошибок при изложении материала выпускной квалификационной работы.

Требования к оформлению печатного текста работы

Печатный текст выпускной квалификационной работы выполняется машинописным способом на одной стороне листа белой бумаги формата А4 с соблюдениям следующих требований:

  • текст набирается шрифтом TimesNewRoman, цвет шрифта черный, кегль 14, интервал 1,5, абзацный отступ 1,25 (5 знаков), текст выравнивается по ширине;

  • размер полей: левое — 30 мм, правое ‑10 мм, верхнее и нижнее — по 20 мм;

  • полужирный шрифт не применяется. Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, выделяя их шрифтами разной гарнитуры;

  • наименование структурных элементов работы служат заголовками этих элементов и не нумеруются, располагаются в середине строки без точки и печатаются прописными буквами без кавычек и подчеркивания: СОДЕРЖАНИЕ, ВВЕДЕНИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК, ПРИЛОЖЕНИЯ;

  • каждый структурный элемент начинается с новой страницы;

  • названию глав основной части предшествует их обозначение с указанием соответствующего порядкового номера. Название глав записывается в середине строки без точки в конце:

Глава 1 Теоретический анализ проблемы внимания;

  • разделы и подразделы, пункты и подпункты нумеруются арабскими цифрами и записываются с абзацного отступа;

  • номер подраздела или пункта включает номер раздела и порядковый номер подраздела, разделенные точкой. После номера раздела, подраздела, пункта и подпункта точка не ставится, например: 1.1, 1.2, 1.3 или 1.1.1, 1.1.2, 1.1.3 и т. д.;

  • после номера раздела, подраздела, пункта и подпункта точку не ставят;

  • если раздел или подраздел имеет только один подпункт, то нумеровать его не стоит;

  • заголовки разделов и подразделов записываются с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Перенос в заголовках не допускается;

  • между заголовками структурных элементов работы и разделов основной части и текстом должна быть пропущена одна строка;

  • если после заголовка подраздела входит менее трех строк текста, то он переносится на следующую страницу;

  • страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту ВКР. Номер страницы проставляется в центре нижней части листа без точки;

  • на титульном листе номер не ставят, но включают его в общую нумерацию;

  • внутри пунктов могут быть перечисления. Перед каждым элементом перечисления следует ставить дефис или, при необходимости ссылки в тексте работы на одно из перечислений, строчную букву (за исключением ё, з, о, ь, й, ы, ъ), после которой ставится скобка. Для дальнейшей детализации используются арабские цифры. Например:

а) _______;

б) _______:

1)_________;

2)_________;

в)________.

  • листы Приложения включаются в общую нумерацию страниц;

  • иллюстрации и таблицы располагаются в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые или на следующей странице;

  • графики, диаграммы, схемы и иллюстрации в тексте должны соответствовать требованиям ЕКСД (единой системы конструкторской документации);

  • иллюстрации, за исключением иллюстраций приложений, нумеруются арабскими цифрами сквозной нумерацией. Если рисунок один, он обозначается «Рисунок 1». Слово «Рисунок» и его наименование располагаются под иллюстрацией в середине строки без кавычек и подчеркиваний: Рисунок 1 — Показатели устойчивости внимания;

  • рисунок приложения обозначается отдельной нумерацией арабскими цифрами перед буквой обозначения приложения, например: Рисунок А.3;

  • при ссылках на иллюстрации следует писать: «…в соответствии с рисунком 2»;

  • таблицы применяются для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Наименование таблицы должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Его помещают над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире:

Таблица 2 — Динамика уровня тревожности

  • таблицы, за исключением таблиц приложений, нумеруются арабскими цифрами сквозной нумерацией;

  • на все таблицы должны быть ссылки в работе. При ссылке писать слово «таблица» с указанием ее номера (например: таблица 1…);

  • таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист (страницу), при этом на странице, где она начинается, после головки таблицы вставляют строку с нумерацией граф, а на следующей странице таблицу начинают со строки номеров граф и над таблицей слева помещают надпись «Продолжение таблицы 1» с указанием ее номера без названия и точки в конце;

  • таблицу каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Так, если таблица приведена в приложении В, то она должна быть обозначена «Таблица В.1»;

  • заголовки граф и строк таблицы пишутся с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф — со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят;

  • не рекомендуется включать в таблицу отдельную графу «Единицы измерения». Если все показатели таблицы имеют одинаковую единицу измерения, то ее сокращенное наименование помещают над таблицей в конце заголовка, отделив от него запятой. Единица измерения, общая для всех показателей графы (строки), указывается в заголовке соответствующей графы (строки) после их наименования и также отделяется запятой;

  • если цифровые данные в какой-либо строке или клетке таблицы не приводятся, то в ней ставится прочерк. Цифры в графах таблиц располагают так, чтобы классы и разряды чисел находились строго один под другим. Числовые величины в одной графе должны иметь одинаковое количество десятичных знаков;

  • заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф;

  • располагать таблицы и иллюстрации следует так, чтобы они читались без поворота курсовой работы или с поворотом по часовой стрелке;

  • сокращения слов при оформлении таблиц, глав, параграфов и т. д. за исключением общепринятых (г. — год, ч — час и т. п.) не допускаются;

  • допускается в таблице применять шрифт меньший, чем в тексте;

  • не допускается разделять заголовки и подзаголовки таблицы диагональными линиями;

  • уравнения и формулы выделяются из текста в отдельную строку, их разрешается вписывать чернилами черного цвета;

  • уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (-), умножения (х), деления (:) или других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке, символизирующем операцию умножение, применяют знак «х»;

  • формулы в работе следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке;

  • расшифровка значений символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, должна быть приведена с новой строки в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Первую строку расшифровки начинают со слова «где» без двоеточия после него. Слово «где» пишется без абзацного отступа. Например:

Концентрация внимания оценивается по формуле:

К=С2: П, (1)

где С — число строк таблицы, просмотренных испытуемым,

П — количество ошибок;

  • в работе допускается выполнение формул рукописным способом черными чернилами;

  • ссылки являются обязательным элементом работы. Они сообщают точные сведения о заимствованных автором источниках. Необходимо сопровождать ссылками не только цитаты, но любое позаимствованное из литературы положение или цифровой материал. Наличие ссылок на источники свидетельствует о проделанной студентом работе по углубленному изучению вопросов и его научной добросовестности;

  • во внутритекстовых ссылках на произведение, включенное в библиографический список, после упоминания о нем или после цитаты из него проставляют порядковый номер по списку источников, выделенный квадратными скобками, например:

«Л.В. Кузнецова [13] и В. И Лубовский [18] сравнивают …»;

  • если ссылаются на определенные страницы первоисточника, ссылку оформляют следующим образом:

«Л.С. Выготский [20, с. 29] пишет …»;

  • при ссылке на многотомное издание указывают также и номер тома, например, [18, т. 1, с. 75];

  • если ссылаются на несколько работ одного автора или на работы нескольких авторов, то в квадратных скобках через запятую указываются номера этих работ, например:

«Ряд авторов [5, 11, 17] считают …»

  • выдержки из литературных источников могут цитироваться полностью или с пропусками отдельных слов, которые обозначаются многоточием. В начале и в конце таких выдержек ставятся кавычки"

  • наряду с общим списком допускается приводить ссылки на источники в подстрочном примечании. Такая ссылка располагается под текстом, отделяется от него прямой линией и записывается, как правило, меньшим шрифтом после знака сноски — порядкового номера в виде арабских цифр. В основном тексте фраза, связанная с данным первоисточником, также помечается в конце знаком сноски, оформленным как верхний индекс. Например:

«В своей работе В.В. Лебединский отмечает, что „регрессу подвержены не только функции, находящиеся в сензитивном периоде“, грубые вредоносные воздействия могут разрушить прочно закрепленные функции.»1

____________________________________________________________

1Лебединсикй В.В. Нарушения психического развития детей. ‑ М.: Издательство московского университета, 1985. ‑ С. 19.

  • ссылки на разделы, подразделы, пункты, подпункты, иллюстрации, таблицы, формулы, уравнения, перечисления, приложения работы следует указывать их порядковым номером, например: «…в разд.4», «…по п. 3.3.4»;

  • приложения следует оформлять как продолжение работы на его последующих страницах, располагая приложения в порядке появления на них ссылок в тексте работы.

  • приложения начинаются с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение», его обозначения. Приложения обозначают заглавными буквами в порядке русского алфавита, например: Приложение А;

  • приложение должно иметь заголовок, который записывается симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой;

  • в приложение включаются листы с данными математической статистики.

В библиографический список включаются все источники, использованные в работе, в следующей последовательности:

  1. Конституция РФ;

  2. Федеральные конституционные законы;

  3. Кодексы;

  4. Федеральные законы;

  5. Указы и распоряжения Президента РФ;

  6. Постановления Правительства РФ и ее субъектов;

  7. Законы субъекта РФ;

  8. Все остальные литературные источники (в том числе ГОСТы) в алфавитном порядке.

Источники, включаемые в библиографический список, нумеруются последовательно арабскими цифрами с точкой. Ниже приведены примеры библиографического описания различных произведений печати.

Законодательные и нормативно-инструктивные акты

Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. — М.: Маркетинг, 2001. — 39 с.

Об образовании в Российской Федерации [Текст]: [федер. Закон № 273 — ФЗ: Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. ]: Собрание законодательства РФ. — 2012. — № 53 (ч. 1).

‑ Ст. 7598.

Государственные стандарты

ГОСТ 7.1 — 2003. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись, библиографическое описание. Общие требования и правила составления [Текст]. — Введ. 2004−07−01. — М.: Госстандарт России: Изд-во стандартов, 2003. — 47 с.

Книги одного автора

Прихожан, А.М. Работа с тревожными детьми [Текст] / А.М. Прихожан — М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. — 223 с.

Книги двух авторов

Шипицына, Л.М. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] /. Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 368 с.

Четыре и более четырех авторов

Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция [Текст] / В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.Л. Либлинг. — М.: Изд-во МГУ, 1990. — 197 с.

Аналитическое библиографическое описание:

из журнала

Аксенова, Л.И. Программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до 3-х лет [Текст] / Л.И. Аксенова, А.А. Лисеев, Н.Ш. Тюрина, Е.В. Шкадревич // Дефектология, № 5, 2002. — С. 3 — 27.

или

Аксенова, Л.И. Программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до 3-х лет [Текст] / Л.И. Аксенова, А.А. Лисеев, Н.Ш. Тюрина, Е.В. Шкадревич // Дефектология. — 2002. ‑ № 5. ‑ С. 3 — 27.

из книги с автором

Нарушения основных сфер жизнедеятельности семьи как источник психической травматизации личности [Текст] // Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий — СПб.: Питер, 2009. — с. 192 — 248.

из книги без автора

Божович, Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе [Текст] / Л. И. Божович // Психология личности: сб. статей / сост. А. Б. Орлов. — М.: Вопросы психологии, 2001. — С. 62−92. — (Б-ка журнала «Вопросы психологии»).

или

Детская психотерапия [Текст] // Психотерапевтическая энциклопедия / общ. Редакция Б.Д. Карвасарского. — СПб.: Питер Ком, 1998. — С. 132 -134.

Диссертации

Ткач, Е. Н. Социальная рефлексия учителя как условие и средство его профессионального саморазвития [Текст]: дис. … канд. психол. наук / Е. Н. Ткач. — Хабаровск, 2000. — 170 с.

Электронные ресурсы

Информационные технологии, компьютерные системы и издательская продукция для библиотек [Электронный ресурс]: материалы конф. «LIBCOM-2007». — Электрон. текстовые дан. — М.: ГПНТБ России, 2007. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

— Загл. с этикетки диска.

Национальный информационно библиотечный центр «ЛИБНЕТ» [Электронный ресурс] / М-во культуры РФ, Рос. гос. б-ка, Рос. нац. б-ка. — М.: Центр «ЛИБНЕТ», 2004. — Режим доступа: www.nilc.ru/ (дата обращения: 15.11.12).

Логинова Л. Г. Сущность результата дополнительного образования детей [Электронный ресурс] / Л. Г. Логинова // Образование: исследовано в мире: междунар. науч. пед. Интернет-журн. 21.10.10. — Режим доступа: (дата обращения: 7.04.13).

Требования к защите ВКР

Подготовка к защите ВКР

Завершающим этапом выполнения студентом ВКР является ее защита.

К защите ВКР допускаются студенты, успешно завершившие в полном объеме освоение основной профессиональной образовательной программы по направлениям (специальностям) высшего образования, успешно сдавшие итоговые государственные экзамены и представившие ВКР с отзывом руководителя в установленные срок.

Кафедра предоставляет ВКР вместе с письменным отзывом руководителя и рецензией ответственному секретарю ГЭК не позднее, чем за один рабочий день до защиты.

Получение отрицательного отзыва и рецензии не является препятствием к представлению ВКР на защиту.

Копия рецензии должна быть вручена студенту ответственным лицом от кафедры не позднее, чем за три календарных дня до защиты вкр при наличии требования со стороны студента.

Защита ВКР проводится в соответствии с расписанием работы государственных экзаменационных комиссий, утвержденным проректором по учебной работе по представлению декана факультета.

Рекомендации по составлению текста выступления на защите ВКР

Подготовив выпускную квалификационную работу к защите, студент-выпускник готовит выступление (доклад), наглядную информацию ‑ схемы, таблицы, графики и другой иллюстративный материал, оформленный в виде презентации ‑ для использования во время защиты. Могут быть подготовлены специальные раздаточные материалы для членов ГАК.

Квалифицированное представление дипломного исследования во многом определяет его оценку. Ведь оценка в значительной мере выставляется и за то, как студент-выпускник ее представит.

При подготовке к защите студенту необходимо выполнить все указания, данные в рецензии, учесть замечания в тексте работы и предварительно ответить на заданные вопросы.

Остановимся на содержании выступления и использовании результатов дипломного исследования.

Обязательными моментами доклада, требующими хотя бы краткого освещения во время защиты ВКР, являются:

1. цель и задачи исследования;

2. объект и предмет исследования;

3. гипотеза;

4. методы и методики;

5. процедура исследования (в общих чертах);

6. основные результаты исследования. Лучше этот раздел структурировать в соответствии с последовательностью задач вашего исследования, а не с использованными способами обработки данных;

7. выводы. Это важнейшая часть выступления, она требует тщательного продумывания.

Желательно вслух проговорить выступление заранее и отметить затраченное время, чтобы скорректировать объем доклада.

Отметим типичные ошибки выступающего на защите ВКР:

  • выступающий обстоятельно доказывает актуальность исследования. Лучше исходить из того, что ваше выступление слушают и оценивают специалисты. Специалистам актуальность и новизна работы достаточно понятны без длительных объяснений;

  • выступающий пространно характеризует современное состояние обсуждаемой проблемы. Достаточно оценить состояние обсуждаемой проблемы, не переходя к развернутому анализу. При небольшом времени доклада обзор неизбежно получается фрагментарным;

  • в докладе отсутствуют выводы или изложены излишне кратко. Выше уже было сказано о значении выводов. По сути, это то, для чего и проводилась работа. Если их нет, комиссия вправе полагать, что поставленная в исследовании цель не достигнута.

Текст выступления должен быть выстроен на основе текста выпускной квалификационной работы. Основу выступления составляют Введение и Заключение, а также выводы в конце каждой из глав.

В выступлении должны быть использованы только те графики, рисунки и схемы, которые приведены в выпускной квалификационной работе. Использование в выступлении данных, не приведенных в дипломной работе, недопустимо.

Компьютерная презентация (КП) позволяет студенту-выпускнику последовательно и структурировано изложить материалы исследования, а также наглядно продемонстрировать членам Государственной аттестационной комиссии наиболее значимые моменты выпускной квалификационной работы. Поэтому желательно сопровождать выступление презентацией с использованием 7‑10 слайдов.

Основными принципами при составлении подобной презентации являются лаконичность, ясность, уместность, сдержанность, наглядность (подчеркивание ключевых моментов), запоминаемость (разумное использование эффектов анимации).

Процедура защиты выпускной квалификационной работы

Защита ВКР проводится на открытом заседании экзаменационной комиссии при участии не менее двух третей ее состава в соответствии с требованиями Положения об итоговой государственной аттестации выпускников ВятГГУ, обучающихся по программам высшего и среднего профессионального образования, утвержденного ректором 12.03.2013 и введенного в действие приказом по Университету от 12.03.2013 № 154. Рекомендуется присутствие на защите ВКР руководителя, консультанта (при наличии) и рецензентов ВКР.

Слово для доклада студенту-выпускнику предоставляет председатель Государственной аттестационной комиссии.

Во время защиты автор должен быть готов за 5‑8 минут устно изложить результаты проведенного исследования (это соответствует 4‑4,5 стандартным страницам текста при размере шрифта 12, набранного с межстрочным интервалом 1,5) и ответить на вопросы.

Доклад следует начинать с краткого обоснования актуальности темы исследования, его цели и задач, далее по главам раскрывать основное содержание выпускной квалификационной работы, а затем осветить основные результаты работы, представить выводы и предложениях о перспективах работы. Студент-выпускник должен сделать свой доклад свободно, опираясь на подготовленный письменный текст, электронную презентацию и раздаточный наглядный материал (таблицы, схемы), иллюстрирующий основные положения работы.

Для управления своей компьютерной презентацией необходимо использовать интерактивные кнопки (вперед-назад) или клавиатуру PgUp-PgDn. Особенно это может пригодиться при ответе на вопросы, когда комиссии предлагает вернуться к определенному слайду.

После доклада студент-выпускник отвечает на вопросы членов государственной аттестационной комиссии. Умение отвечать на вопросы емко и четко является очевидным достоинством любого студента, претендующего на высокую оценку своей выпускной квалификационной работы.

Далее слово предоставляется научному руководителю. В конце своего выступления (отзыва) научный руководитель дает свою оценку выпускной квалификационной работе.

После выступления научного руководителя слово предоставляется рецензенту. В случае отсутствия последнего его отзыв может зачитывать председатель ГАК (образец рецензии ВКР в приложении Д).

В конце своего выступления рецензент дает свою оценку выпускной квалификационной работе. Студент-выпускник должен ответить на замечания рецензента, соглашаясь с ними или давая обоснованные возражения.

Затем начинается обсуждение выпускной квалификационной (дипломной) работы или дискуссия. В дискуссии могут принять участие как члены ГАК, так и присутствующие заинтересованные лица. По окончании обсуждения студенту-выпускнику предоставляется заключительное слово.

В случае неявки студента на защиту ВКР по уважительной причине деканом факультета назначается повторная защита.

Критерии оценки ВКР

Результаты защиты ВКР определяются на закрытом заседании, путем открытого голосования членов ГЭК на основе оценок:

‑ научного руководителя за качество ВКР, степень ее соответствия требованиям, предъявляемым к ВКР;

‑ рецензента за ВКР в целом, учитывая степень обоснованности выводов и рекомендаций, их новизны и практической значимости;

‑ членов ГЭК за содержание ВКР, ее защиту, включая доклад, ответы на вопросы членов ГЭК и рецензента.

Критериями оценки выпускной квалификационной работы являются:

  1. актуальность темы исследования;

  2. полнота и проблемность изложения теоретической, аналитической и практической частей работы;

  3. эффективность использования избранных методов теоретического и эмпирического исследования для решения поставленной проблемы;

  4. обоснованность и ценность полученных результатов исследования и выводов, возможность их применения в практической деятельности;

  5. правильность и полнота использования литературы;

  6. соответствие стандартам оформления;

  7. качество доклада и ответов на вопросы при защите работы.

ВКР студента оценивается по пятибалльной системе. В случае возникновения спорной ситуации председатель экзаменационной комиссии имеет решающий голос.

Итоговая оценка проставляется в протокол заседания комиссии и зачетную книжку студента, в которых расписываются председатель и члены ГЭК.

Результаты защиты ВКР объявляются в день защиты после оформления протокола заседания экзаменационной комиссии.

По положительным результатам государственной итоговой аттестации, оформленным протоколам экзаменационных комиссий, государственная экзаменационная комиссия принимает решение о присвоении выпускнику квалификации по направлению подготовки (специальности) и выдаче диплома о высшем образовании государственного образца.

В случае получения неудовлетворительной оценки при защите ВКР студент подлежит отчислению из ВятГГУ. Ему выдается академическая справка установленного образца об обучении.

Апелляция по результатам защиты вкр не допускается. Результат данного государственного аттестационного испытания может быть признан председателем ГАК недействительным в случае нарушения процедуры защиты ВКР.

Приложение А

_________Бланк заявления обучающегося на выполнение ВКР___________

Зав. кафедрой общей и

специальной психологии

______________________________

(Ф.И.О.)

студента (ки)_____________курса

________________формы обучения

специальности _________________

______________________________

(Ф.И.О.)

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу разрешить мне выполнить выпускную квалификационную работу на тему

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

под руководством___________________________________________________

Обоснование темы:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

«____» _____________________г. Подпись__________________

Утвердить тему выпускной квалификационной работы

______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Назначить руководителем ________________________________________

Консультантом __________________________________________________

Заведующий кафедрой _____________________________________________

«______"______________ 20____ г. Подпись___________________

Приложение Б

_________Форма задания по выпускной квалификационной работе ______

Минобрнауки России

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Вятский государственный гуманитарный университет»

Факультет психологии

Кафедра общей и специальной психологии

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой ___________________

(подпись)

«____» ________20___г.

Задание по выпускной квалификационной работе

студенту (ке) факультета психологии, группы __________________________

__________________________________________________________________

(Ф.И.О.)

по теме __________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ (перечень подлежащих разработке основных вопросов)

____________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Руководитель____________________________________________(подпись)

Задание принял к исполнению студент________________________(подпись)

Дата выдачи задания «_____"______________20 г.

Дата представления студентом законченной работы

«_____» ______________ 20____ г.

Приложение В

______________________Образец титульного листа______________________

ФГБОУ ВПО «ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

«Вятский государственный гуманитарный университет»

Факультет психологии

Кафедра общей и специальной психологии

Выпускная квалификационная работа

по специальности 50 716.65 Специальная психология

на тему ««

Выполнил студент гр. _____

Иванов И.И.________________

_____________________________

(подпись)

Научный руководитель

Петрова П.П., к. психол. наук, доцент кафедры общей и специальной психологии

_________________________

(подпись)

Допущено к защите в ГЭК: ___________

(дата)

Заведующий кафедрой

общей и специальной психологии

__________________________

(подпись)

Декан факультета психологии

__________________________

(подпись)

Киров

2014

Приложение Г

_Бланк отзыва научного руководителя на выпускную квалификационную работу

ФГБОУ ВПО «ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Отзыв на выпускную квалификационную работу

Студента

(фамилия, имя, отчество)

Направление подготовки/специальность

Наименование темы ВКР: __

Научный руководитель_____________________________________________________

(ученая степень, ученое звание, должность, фамилия, имя, отчество)

Содержание отзыва_________________________________________________________

(отражаются следующие основные вопросы: соответствие содержания выпускной квалификационной работы избранной теме; полнота раскрытия темы; личный вклад автора работы в разработку темы; степень его самостоятельности, инициативность, умение проводить исследование, обобщать данные практики и научной литературы и делать правильные выводы; использование в работе современных аналитических приемов, методов, средств современной вычислительной техники; уровень сформированности компетенций; вопросы, особо выделяющие выпускную квалификационную работу; недостатки работы; рекомендации, пожелания; возможность практического использования выпускной квалификационной работы или отдельных ее частей; другие вопросы)

" ___" ______________ 20____г. ____________ (подпись)

___________Бланк рецензии на выпускную квалификационную работу___________

ФГБОУ ВПО «ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Рецензия на выпускную квалификационную работу

Студента

(фамилия, имя, отчество)

Направление подготовки/специальность

Наименование темы ВКР: __

Содержание рецензии_______________________________________________________

(отражаются следующие основные вопросы: актуальность и значимость темы выпускной квалификационной работы; востребованность и рол темы в современном обществе; профессионализм выполнения: логическая последовательность выполнения работы, аргументированность в постановке цели, задач; конкретность выводов в соответствии с поставленными целью и задачами; качество и информативность таблиц, диаграмм и иллюстраций; уровень сформированности компетенций студента в сфере профессиональной деятельности; возможность практического использования прикладного исследования: целесообразность внедрения в практику конкретных предложений и выводов, сформулированных в работе на среднесрочную и дальнесрочную перспективу; использование научной литературы, различных ресурсов; оформление работы согласно требований методических рекомендаций; достоинства и недостатки (обязательно, не менее трех) работы; допуск к защите; оценка по пятибалльной шкале)

Рецензент ______________________________________________________

(фамилия, и.о., звание, ученая степень, занимаемая должность, место работы)

«____» ___________ 20____г. __________________/ расшифровка подписи/

(подпись)

М.П. организации внешнего рецензента

53

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector