Место производственной практики в структуре ООП магистратуры

ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА

Методические указания

для студентов, обучающихся по направлению 37.04.01 «Психология»

 

Севастополь

РИЦ «Медиацентр» СевГУ

 

УДК 378:159.9

ББК 74.58 + 88

Ш 88

Рецензент: кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой «Общая и прикладная психология и педагогика» И.Ю.Василенко

Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании кафедры «Общая и прикладная психология и педагогика» ГПИ СевГУ, протокол № от 2016.

 

Шамилова, Н.В., Бенедик, И.В.

Методические рекомендации к преддипломной практике студентов направления подготовки 37.04.01 «Психология» – Севастополь, 51 с.

Методические рекомендации к преддипломной практике магистрантов разработаны на основе ООП ВО по направлению подготовки 37.04.01, Программы преддипломной практики, образовательно-квалификационных характеристик, учебного плана, Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования Минобразования России.

Методические рекомендации содержат общие требования к выполнению рабочей программы практики, указания по проведению отдельных заданий и оформлению отчетной документации.

© Шамилова Н.В.,Бенедик И.В. 2016

© ГАОУ ВО «СГУ», 2016

Содержание

1. Общие сведения……………………………………….
2. Место преддипломной практики в системе ООП..
3. Цель, задачи, планируемые результаты…………..
4. Организация преддипломной практики………………….
4.1. Места прохождения практики………………………..
4.2. Руководство преддипломной практикой…………
4.3. Права и обязанности студента-практиканта…………
5. Содержание и структура преддипломной практики…
6. Подведение итогов практики…………………………
7. Вопросы к итоговой конференции по практике…….
8. Ресурсное обеспечение практики…………………….
  Приложения……………………………………………
  Приложение А. Образец титульного листа отчета по преддипломной практике………………………….  
  Приложение Б. Календарный план работы практиканта……………………………………………  
  Приложение В. Образец дневника преддипломной практики ……………………………..……………….        

 

Общие сведения

Преддипломная практика является важнейшей составляющей учебного процесса при подготовке квалификации «магистр» по направлению 37.04.01 «Психология», магистерской программы «Организационная психология». Преддипломная практика призвана внести важный вклад в развитие общекультурных и профессионально-педагогических компетенций магистрантов.

Данные методические рекомендации подготовлены в соответствии с требованиями нормативных документов федерального и университетского уровня, включающих следующие материалы:

· ФГОС ВО по направлению подготовки 37.04.01 «Психология»;

· «Рекомендации по организации практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования» (от 3 августа 2000 года N 14-55-484ин/15);

· «Положение о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования» (Приложение к приказу Минобразования России от 25.03.03 N1154).

В рекомендациях учтены требования ФГОС ВО к условиям реализации ООП магистратуры 37.04.01 и рабочей программы практики.

 

Место производственной практики в структуре ООП магистратуры

Преддипломная практика является составной частью основной образовательной программы профессиональной подготовки магистров психологии, специализирующихся в области организационной психологии. Практика является обязательным разделом ООП по специальности 37.04.01 Психология. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации ООП магистратуры по направлениям подготовки организуются виды практик, предусмотренные ФГОС ВО.

Преддипломная практика магистрантов проводится после освоения основных дисциплин: общая психология, возрастная психология, психодиагностика, социальная психология, а также основы психологического консультирования, психологической коррекции и психопрофилактики.

Общая трудоемкость практики составляет 9 зачетных единицы (324 часа), продолжительность ___6____ недель.

 

Цели, задачи, планируемые результаты

Обобщённая цель преддипломной практики – выявление и оценка уровня сформированности основных знаний, умений, навыков и профессионально-важных качеств магистранта.

Задачи преддипломной практики:

· Формирование представлений магистрантов относительно своей будущей профессиональной деятельности в качестве психолога;

· Освоение студентами практических профессиональных умений и навыков оказания квалифицированной психологической помощи;

· Практическое использование знаний при проведении психологической диагностики, консультирования, психологической коррекции, психологической поддержки и других видов психологической помощи;

· Овладение современными психокоррекционными технологиями и их применение в работе

· Развитие умений и навыков работы с персоналом учреждения, умения устанавливать контакт с коллегами, выбирать эффективные формы работы;

· Формирование научно-исследовательских умений в ходе проведения психологического исследования и сбора экспериментального материала для магистрской работы;

· Формирование профессиональной позиции психолога, стиля поведения, мировоззрения, освоение профессиональной этики.

Планируемые результаты обучения по преддипломной практике.В ходе прохождения преддипломной практики должны быть сформированы следующие компетенции:

Компетенции:

ОК-1. Способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу;

ОК-3. Готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала;

ПК-5. Готовность к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам;

ПК-6. Способность создавать программы, направленные на предупреждение профессиональных рисков в различных видах деятельности, отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека с применением современного психологического инструментария.

Преддипломная практика магистров проводится в форме непосредственного участия, обучающегося в работе конкретной организации, что предусматривает вхождение в круг профессиональных, социальных, организационных отношений и решения конкретных психологических задач практического или научно-исследовательского характера. В ходе практики студенты изучают принципы, методы, технологии, стандарты конкретной работы, знакомятся с личным опытом специалистов-психологов, ориентируются в методических подходах и приемах профессиональной деятельности, расширяют собственный опыт.

Практика может проходить как в индивидуальной, так и в групповой форме. При этом должна быть возможность обсуждения студентами научных и прикладных вопросов как друг с другом, так и со специалистами соответствующего направления.

В течение работы магистр-практикант постоянно должен осуществляться самоанализ собственной деятельности и принятых решений. Он делается на основе:

1) анализа успехов и неудач, при проведении мероприятий практики,

2) результатов самонаблюдения и рефлексии при осуществлении тех или иных действий;

3) мнения коллег-практикантов и руководителей практики.

Самоанализ должен содержать оценку собственной деятельности практикантом, при этом рассматривается:

1. Удалось или нет провести все запланированные мероприятия, что этому помешало; какие недочеты в планировании, организации или исполнении имели место, с чем это связано; что необходимо предпринимать в дальнейшем, чтобы избежать данных проблем.

2. Удалось ли достичь эффективного взаимодействия с испытуемыми

(клиентами), что этому способствовало, что мешало, какие шаги позволили устранить барьеры и наладить конструктивный контакт.

3. Были или нет ошибки или недочеты в сборе и анализе данных, насколько они существенны, как можно уменьшить их влияние на конечный результат, как избежать их при проведении дальнейших исследований.

4. Общая критическая оценка собственной самостоятельной исследовательской деятельности, анализ того, анализ успехов и неудач, определение направлений дальнейших исследований.

В процессе прохождения практики магистрант должен ежедневно вести дневник практики (специальная форма), в котором постоянно фиксировать событии, ситуации, задачи, проблемы и возможные пути их решения. В нем должен быть представлены весь ход практики по дням, а также указаны проблемные ситуации и действия практиканта по их разрешению.

В дневнике практики должен быть представлен план мероприятий, согласованный с кафедральным руководителем практики и руководителем практики от базы. План мероприятий должен быть пошагово расписан в виде последовательности действий, которые необходимо выполнить. Также в дневнике описываются конкретные профессиональные ситуации, в которые был вовлечен студент-практикант. В дневнике должна стоять отметка о выполнении мероприятия и соответствующих ему действий («выполнено» или «не выполнено») за подписью руководителя практики от базы.

На основании материалов дневника практики и самоанализа пишется отчет по практике. Он, как правило, включает в себя следующие разделы:

1) Титульный лист по образцу (Приложение А);

2) Индивидуальный план практики;

4) Краткий анализ по заданиям практики в соответствии с планом с приложениями;

5) Заключение, которое должно включать мнение практиканта о степени успешности проведенной работы, общую оценку результатов практики и впечатления о ней, суждения о наличии или отсутствии интереса к практической работе психолога, желании и намерении осуществлять её в дальнейшем.

Отчет оформляется в соответствии с действующими ГОСТами и правилами оформления.

Итоги практики подводятся на итоговой конференции, где обсуждаются результаты практики и выставляются оценки. На итоговую конференцию магистранты должны представить все отчетные документы:

1. Отчет по практике,

2. Дневник практики,

3. Отзывы непосредственных руководителей практики от базы и кафедры.

 

Организация преддипломной практики

К преддипломной практике допускаются магистранты, успешно выполнившие план теоретической подготовки по общей психологии, возрастной психологии, психодиагностике, социальной психологии, а также основам психологического консультирования, психологической коррекции и психопрофилактики и др., а также по итогам прохождения курсов и практикумов в рамках выбранной специализации.

Основными документами по организации и проведению практики являются Программа практики и дневник практики магистранта (Приложение В).

Места прохождения практики

Преддипломная практика магистров может проходить на базе различных организаций, где есть возможности для осуществления профессиональной деятельности психолога, в том числе коммерческих фирм, производственных предприятий, школ и других организаций системы образования, учреждений системы социальной защиты, консультационных центров, больниц и клинических центров, структурах системы МВД, пенитенциарных учреждений и других организациях под руководством психолога учреждения и руководителя со стороны Гуманитарно-педагогического института Сев ГУ.

Руководство преддипломной практикой

Практика в образовательных учреждениях, предприятиях и организациях, соответствующих характеру будущей профессиональной деятельности обучающихся осуществляется на основании договора между СевГУ и руководителем соответствующего учреждения. В договоре оговариваются все вопросы, касающиеся проведения практики, охраны труда магтстрантов, предусматривается назначение руководителя практики от принимающей организации и от СевГУ.

Организационное обеспечение преддипломной практики осуществляется руководителем (руководителями) практики от СевГу:

  • устанавливает состав магистрантов кафедры, проходящих практику; составляет план-график проведения практики;
  • определяет места проведения практики, поддерживает с ними связь, принимает участие в распределении магистрантов по местам практики;
  • подготавливает и проводит организационные собрания магистрантов, направляемых на практику;
  • контролирует прохождение практики;
  • осуществляет содержательную и методическую помощь магистрантам в решении основных задач;
  • составляет общий отчет по итогам преддипломной практики.

Магистранты очно-заочного отделения могут проходить практику непосредственно на месте своей работы, при наличии квалифицированного руководителя на базе практики.

 

Права и обязанности магистранта-практиканта

Магистранты, направляемые на преддипломную практику, имеют право:

  • получать от руководителей практики необходимые консультации в определенное время и в установленных формах;
  • получать от принимающей организации временный пропуск на ее территорию;
  • пройти в принимающей организации инструктаж обо всех необходимых для исполнения практикантом правилах работы и этики профессионального общения;
  • получить от принимающей организации отзыв о прохождении практики.

 

Магистранты, направляемые на преддипломную практику, обязаны:

  • явиться на установочное собрание, проводимое руководителем практики;
  • детально ознакомиться с программой практики;
  • своевременно прибыть на место прохождения практики;
  • соблюдать режим и правила работы учреждения, предприятия или организации; выполнять указания руководителя практики; выполнять программу практики;
  • своевременно подготовить отчет по практике.

 

Содержание и структура преддипломной практики

Задание 1. Ознакомительная и организационная работа

Предполагает:

  1. решение с руководителем практики организационных вопросов по её прохождению;
  2. знакомство с организацией, её инфраструктурой, руководителями психологической службы, потенциальными и реальными клиентами, профессиональными и социальными группами, условиями профессиональной деятельности;
  3. знакомство с должностными обязанностями психолога и нормативными документами, регламентирующими его деятельность, кругом решаемых задач, сферой деятельности, проблемами, имеющими место в данное время, спецификой конкретных ситуаций;
  4. планирование профессиональной деятельности, составление графика мероприятий, их методическое обеспечение, реализация поставленных задач.

Рекомендации к выполнению:

  1. Здание выполняется в процессе беседы с руководителем учреждения либо с психологом данного учреждения. В ходе данной беседы психолог-практикант получает сведения по следующим вопросам:
  • к какой сфере общественной деятельности относится учреждение;
  • количественный состав сотрудников или учащихся;
  • основные приоритеты, которые выделяются в процессе деятельности (для учреждений образования – проблемная тема школы, д/у);
  • какие актуальные проблемы, требующие участия психолога, выделяет администрация учреждения.
  1. В результате беседы с психологом учреждения психолог-практикант должен познакомиться с основной документацией, которую ведет психолог, правилами ее заполнения, хранения и предоставления на контроль.
  2. Совместно с психологом учреждения выделить первоочередные вопросы, в решении которых может быть полезно участие психолога-практиканта, составить индивидуальный план практики и согласовать график работы практиканта в учреждении.

При выполнении организационных видов работ студентом используются технологии персонального менеджмента, которые включают методы:

  1. стратегического и тактического планирования,
  2. анализа конкретных ситуаций организационного и межличностного взаимодействия,
  3. планирования и оптимизации рабочего времени,
  4. сбора и анализа информации,
  5. комплексной оценки результатов деятельности на основе профессиональной рефлексии.

Отчетная документация:

  • Индивидуальный план практики, подписанный руководителем практики от базы.
  • План-конспект беседы с психологом учреждения.
  • Запись в дневнике практики.

Задание 2. Психодиагностическая работа

Предполагает:

1. диагностику личности клиента или испытуемого: личностных черт, способностей, направленности, состояний и других психологических характеристик;

2. оценку внешней среды клиента или испытуемого, диагностику социального статуса, межличностных отношений, социальных факторов труда и деятельности, адаптации и дезадаптации;

3. оценку организационной среды клиента, факторов, влияющих на его поведение и состояние в организации, социализацию, адаптацию, мотивацию, общую направленность и личностное развитие;

4. оценку ближайшего окружения клиента: семьи, друзей, анализ их влияния на личность и состояния клиента; оценку возможности ближайшего окружения в поддержке, социальном сопровождении, адаптации, личностной самореализации клиента;

5. составление психодиагностического заключения.

Рекомендации к выполнению:

1. Определить контингент клиентов для психологического сопровождения во время практики. Клиентами психолога-практиканта могут быть школьники начального, среднего и старшего звена, сотрудники учреждения.

2. Выбрать из методической психологической литературы комплекс диагностических методик для работы с клиентами по выделенной проблематике.

3. Осуществить проблемно-ориентированное или комплексное обследование 3-х клиентов. Комплексная диагностика проводится с помощью 10-12 методик. Методики, требующие бланкового инструментария, должны сопровождаться соответствующими материалами. Протоколы, ведущиеся в ходе проведения диагностики, должны быть заполнены с соблюдением правил, аккуратно, от руки, представлять собой оригинал.

4. Проанализировать результаты проведенного исследования и составить психологическое заключение.

5. Сформулировать соответствующие рекомендации.

6. При наличии запроса психолога учреждения провести социометрическое исследование группы (класса).

При выполнении психодиагностической работы студентом используются профессиональные методы:

1. свободного и стандартизированного наблюдения,

2. клинической беседы и стандартизированного интервью,

3. индивидуального и группового тестирования,

4. экспертного оценивания,

5. социометрии,

6. групповой диагностики личности и др.

Отчетная документация:

  • Протоколы исследований по каждой проведенной методике, оформленные в соответствии с требованиями.
  • Заключения по результатам исследования с рекомендациями.
  • Запись в дневнике практики.

Задание 3. Консультационная работа

Предполагает:

1. обсуждение с клиентами результатов психодиагностики личности и (или) группы;

2. определение и анализ проблемных точек в конкретной ситуации клиента или группы, их анализ и оценка возможностей преодоления негативных факторов адаптации и самореализации;

3. анализ и совместное обсуждение с клиентом внутренних проблем его личностного, социального и профессионального развития, оценка возможностей преодоления данных проблем, оценка внутренних ресурсов совладания;

4. анализ и совместное обсуждение с клиентом внешних факторов, ограничивающих его личностное, социальное и профессиональное развитие, оценка социальных ресурсов совладания, поиск внешней поддержки;

Рекомендации к выполнению:

1.По результатам беседы и диагностического обследования спланировать и провести индивидуальную консультацию.

2. Провести наблюдение за ходом консультации психолога базы практики. Сделать анализ этой консультации.

3. По указанной психологом учреждения проблематике, спланировать индивидуальную или групповую консультацию. Создать перечень вопросов, рассматриваемых в ходе консультативного процесса. Примерная проблематика для групповых и индивидуальных консультаций:

· Оказание помощи детям и подросткам, испытывающим трудности в обучении и/или общении.

· Оказание психологической помощи и поддержки клиентам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания.

При выполнении консультационной работы студентом при необходимости используются:

1. методы активного слушания, психотерапевтического контакта,

2. методы анализа конкретных ситуаций,

3. рефлексивные технологии поиска внутренних точек опоры,

4. методы анализа конструктивных и деструктивных факторов среды,

5. методы саморегуляции психических состояний.

Отчетная документация:

  • Планы-конспекты консультаций.
  • Отчет о наблюдении за работой психолога в ходе проведения консультации.
  • Запись в дневнике практики.

Задание 4. Коррекционно-развивающая деятельность

Предполагает:

  1. разработка программы сопровождения личности клиента, включающих предложения по профилактике и коррекции, а также по изменению внешней среды и устранению деструктивных факторов развития.
  2. психологическое сопровождение клиента, оказание ему моральной, психологической, организационной поддержки и посильной помощи, формирование социального круга соучастия, обучение навыкам саморегуляции, техникам раскрытия личностного потенциала, развитие личностных ресурсов совладания, формирование творческого отношения к жизни.
  3. проведение обучающих мероприятий с целью развития определенных качеств, способностей, умений, навыков (тренинги, игры, творческие мастерские, психологические практики и др.).

Рекомендации к выполнению:

1. Теоретически ознакомиться с коррекционными и развивающими программами психолога учреждения.

2. Провести наблюдение коррекционно-развивающего занятия, проведенного психологом.

3. По результатам диагностики или по проблематике, предложенной психологом учреждения, разработать коррекционную или развивающую программу (3-4 занятия).

Примерная проблематика для коррекционно-развивающих программ:

· Развитие познавательной сферы у детей.

· Коррекция эмоциональной сферы.

· Развитие коммуникативных способностей.

· Коррекция родительско-детских отношений.

При выполнении данного задания студентом при необходимости используются:

1. методы саморегуляции психических состояний,

2. метод наблюдения,

3. методы психологической коррекции.

Отчетная документация:

  • План-конспект и описание коррекционно-развивающей программы.
  • Отчет о наблюдении за проведенным психологом коррекционно-развивающим занятием.
  • Запись в дневнике практики.

Задание 5. Просветительская работа

Предполагает:

  1. ознакомление лиц, с которыми психолог работает о психических явлениях, механизмах их вызывающих, особенностях протекания психических процессов, значении тех или иных психических состояний, структуре личности, её развитии и совершенствовании, адаптации, социализации, межличностном взаимодействии и др.;
  2. проведение групповых мероприятий просветительского характера с целью знакомства с теми или иными фактами психологии (лекции, семинары, дискуссии и др.);
  3. составление просветительских материалов обучающего характера (плакаты, мультимедиа и видеодемонстрации, раздаточный материал для самостоятельного ознакомления и др.).

Рекомендации к выполнению:

Ориентируясь на специфику учреждения психологу-практиканту необходимо:

  1. разработать тематику бесед по предупреждению психологических перегрузок, по улучшению микроклимата в группе, варианты решения конфликтов, рекомендации руководителю учреждения в соответствии с особенностями трудового коллектива, снижению тревожности и др.
  2. оформить стенд психолога в учреждении или тематическую подборку методических материалов по запросу психолога учреждения.

При выполнении просветительской работы студентом используются методы:

  1. индивидуального обучения (беседа),
  2. группового обучения (лекции, семинары, коллективные обсуждения).

Отчетная документация:

  • План-конспект мероприятий по психологическому просвещению.
  • Эскизы стенда или подборка методических материалов в папке.
  • Запись в дневнике практики.

Задание 6. Объективная оценка и самоанализ деятельности практиканта

Предполагает:

  1. получение обратной связи от клиента и её анализ;
  2. получение обратной связи о проведенных мероприятиях от группы, с которой осуществлялась психодиагностическая и (или) просветительская работа;
  3. профессиональная рефлексия и самоанализ собственной практической деятельности;
  4. оценка практической работы практиканта со стороны руководства организации и (или) руководителя практики.

Рекомендации к выполнению:

  1. Проанализировать выполнение программы практики и причины возникших затруднений.
  2. Оформить отчетную документацию.

Отчетная документация:

Подведение итогов практики. Итоги преддипломной практики подводятся на итоговой конференции, где обсуждаются результаты магистрантов и выставляются оценки

Итоги преддипломной практики подводятся на итоговой конференции, где обсуждаются результаты магистрантов и выставляются оценки. На итоговую конференцию практиканты должны представить отчетные документы:

1. Отзыв непосредственного руководителя практики с характеристикой работы практиканта и оценкой по пятибалльно системе.

2. Дневник практики

3. Отчет по практике.

Все отчетные документы предварительно должны быть проверены кафедральным руководителем, на титульных листах должна стоять его резолюция «проверено», подпись и дата. Все отчетные документы помещаются в папку.

Непосредственный руководитель практики (научный руководитель, кафедральный руководитель и руководитель со стороны базы практики) должен представить отзыв на работу магистра, в котором дать характеристику студента в период практики. В отзыве по учебной практике должна быть дана оценка профессионально значимых качеств практиканта, которая может включать следующие характеристики:

  1. ответственность обучающегося в ходе практики, готовность выполнять поставленные задачи;
  2. качество выполняемой работы, соответствие требованиям, эффективность решения задач;
  3. самостоятельность в получении необходимых знаний, развитии навыков и умений;
  4. отношение к работе, активность, увлеченность и творческий подход к делу;
  5. отношение к клиентам, готовность к взаимодействию с ними, развитость социально важных качеств, эмпатии, готовности помочь;
  6. следование этическим и профессиональным нормам;
  7. самостоятельность в решении проблем, успешность их решения;
  8. аргументированность, объективность психодиагностического заключения, корректность анализа полученных данных и их и интерпретации, общих выводов по результатам исследования;
  9. полнота и практическая ценность предложенных рекомендаций;
  10. степень личного участия магистранта в представляемой исследовательской работе;
  11. качество подготовки и выполнения исследовательских задач, сбора и представления эмпирических данных;
  12. адекватность самоанализа практиканта, объективность его выводов в оценке собственной деятельности, ответственность при подготовке отчетных документов
  13. общий уровень психологической квалификации, сформированность профессиональных компетенций психолога-практика и психолога- исследователя.

Отчеты по практике студентами публично защищаются. Защита походит в виде доклада, в котором отражены все пункты отчетов и результаты самоанализа собственной практической работы. Во время доклада членами оценочной комиссии просматриваются отчетные документы. Обсуждение отчетов и выставление оценок членами оценочной комиссии происходит после выступления всех обучающихся в закрытом режиме.

Итоговая оценка за практику складывается из 3-х составляющих:

  1. оценка непосредственного руководителя практики,
  2. оценка доклада, при этом учитывается полнота и глубина самоанализа результатов практики в докладе,
  3. оценка ответов на вопросы.

По решению оценочной комиссии, итоговая оценка за практику тех или иных магистрантов может выставляться на основании оценок работы студента его непосредственными руководителями, без процедуры публичной защиты отчетов. Для получения положительной оценки магистрант должен полностью выполнить всё содержание практики, своевременно оформить текущую и итоговую документацию. Оценки за практику заносятся в ведомость и зачетные книжки.

Магистранты, не выполнившие без уважительной причины требования программы практики или получившие неудовлетворительную оценку, отчисляются из университета как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном Уставом университета.

 

Вопросы к итоговой конференции по практике

1. Основные направления работы на практике

2. Перечень документов для итоговой конференции

3. Основные правила техники безопасности на местах прохождения практики

4. Актуальная психологическая проблематика в деятельности учреждения-базы практики.

5. Основная документация психолога.

6. График работы психолога в соответствии с требованиями.

7. Нормативные документы, регламентирующие деятельность психологической службы.

8. Требования к документации психолога базы практики.

9. План работы психолога на год, на месяц, неделю.

10. Нормативы времени, затрачиваемые психологом на выполнение различных видов работ.

11. Отчетная документация психолога.

12. Основные правила хранения психодиагностической информации.

13. Список лиц и организаций, имеющих доступ к психодиагностической информации.

14. Календарный план работы практиканта.

15. Контингент клиентов для работы в ходе практики.

16. Выбор методов исследования, адекватных изучаемым феноменам и возрастным особенностям испытуемого (составление диагностических таблиц).

17. Правила подготовки бланков психодиагностических методики, опросники, бланки, анкеты, схемы, карты наблюдений и т.д.

18. Комплексное и проблемно-ориентированное исследование.

19. Инфраструктура организации, особенности профессиональных и социальных групп.

20. Условия профессиональной деятельности.

21. Организация и проведение мероприятий обратной связи для получения объективной оценки эффективности собственной деятельности.

22. Цели, задачи психологического обследования.

23. Диагностика личности клиента или испытуемого: личностных черт, способностей, направленности, состояний и других психологических характеристик.

24. Оценка внешней среды клиента или испытуемого, диагностика социального статуса, межличностных отношений, социальных факторов труда и деятельности, адаптации и дезадаптации.

25. Оценка организационной среды клиента, факторов, влияющих на его поведение и состояние в организации, социализацию, адаптацию, мотивацию, общую направленность и личностное развитие.

26. Оценка ближайшего окружения клиента: семьи, друзей, анализ их влияния на личность и состояния клиента;

27. Профессиональные методы психодиагностической работы: свободного и стандартизированного наблюдения, клинической беседы и стандартизированного интервью, индивидуального и группового тестирования, экспертного оценивания, социометрии, групповой диагностики личности и др.

28. Правила составления психологического заключения по результатам диагностического исследования.

29. Обсуждение с клиентами результатов психодиагностики личности и (или) группы;

30. Определение и анализ проблемных точек в конкретной ситуации клиента или группы, их анализ и оценка возможностей преодоления негативных факторов адаптации и самореализации;

31. 
Анализ и совместное обсуждение с клиентом внутренних проблем его личностного, социального и профессионального развития, оценка возможностей преодоления данных проблем, оценка внутренних ресурсов совладания; 


32. Анализ и совместное обсуждение с клиентом внешних факторов, ограничивающих его личностное, социальное и профессиональное развитие, оценка социальных ресурсов совладания, поиск внешней поддержки;

33. Психологическое сопровождение клиента.

34. Методы консультационной работы: активного слушания, психотерапевтического контакта, методы анализа конкретных ситуаций, рефлексивные технологии поиска внутренних точек опоры, методы анализа конструктивных и деструктивных факторов среды, саморегуляции психических состояний, психологической коррекции.

35. Методы просветительской работы: индивидуального обучения (беседа), группового обучения (лекции, семинары, коллективные 
обсуждения), психологического развития и коррекции (тренинги, игры, групповое взаимодействие, творческие мастерские).

36. Профессионально-важные качества психолога, способствующие установлению контакта с клиентами и заказчиками как потребителями психологических услуг.

37. Средства воздействия используемые психологом в коллективе (создание эмоционального комфорта, снятие напряжения, профессиональной (школьной) тревоги, помощь при индивидуальном анализе психотравмирующих моментов в обучении и в отношениях со сверстниками, психологическая поддержка при эмоциональной отчуждённости, замкнутости, застенчивости и т.д.).

38. Успешность деятельности.

39. Роль рефлексии при постановке задач профессионального и личностного самосовершенствования.

40. Правила оформления протоколов.

41. Предъявление заключений.

42.Особенности проведения обследования коллектива.

43.Заключение по результатам исследования.

44. Протоколы наблюдения .

45. Эскиз оформленного стенда или подборка методических материалов.

46. Дневник практики и материалы отчета

Ресурсное обеспечение практики

  1. Абрамова, Г.С.Практикум по возрастной психологии: Учеб. Пособие для студ. Вузов /Г.С. Абрамова – М.: Академия, 1998. – 320 с.
  2. Абрамова, Г.С. Практическая психология / Г.С. Абрамова – Екатеринбург: Деловая книга, 1998. – 368 с.
  3. Белобрыкина, О.А. Диагностика самосознания в детском возрасте /О.А. Белобрыкина – СПб.: Речь, 2006. – 320 с.
  4. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе /М.Р. Битянова – М.: Генезис, 2000. – 298 с.
  5. Венгер, А.Л., Цукерман, Г.А. Психологическое обследование младших школьников /А.Л. Венгер, ГА. Цукерман – М.: Владос-Пресс, 2001. – 160 с.
  6. Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога /Р.В. Овчарова – М.: Сфера, 1993. – 240 с.
  7. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овчарова – М.: Сфера, 1996. – 240 с.
  8. Практикум по возрастной психологии /Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002. – 694 с.
  9. Практикум по возрастной и педагогической психологии /Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 1999. – 160 с.
  10. Рабочая книга школьного психолога /Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991.
  11. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: в 2-х кн. / Е.И. Рогов – М., 1999.
  12. Семаго, Н., Семаго, М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст /Н. Семаго, М. Семаго – СПб.: Речь, 2005. – С.329-334.
  13. Урунтаева, Г.А., Афонькина, Ю.А. Практикум по детской психологии /Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина – М.: Владос, 1995. – 291 с.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Образец титульного листа отчета по производственной практике

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Севастопольский государственный университет»

 

Дата поступления на кафедру Подпись отв. за регистрацию Подпись преподавателя
       
       

 

ОТЧЕТ

о прохождении преддипломной практики

в_____________________________________________________

(наименование организации)

 

Выполнил ________________________

(Фамилия И.О. обучающегося)

_________________________________

(шифр группы)

Направление / специальность _______

37.04.01 «Психология»

 

Руководитель практики от Университета _____________________

(должность)

_________________________________

(Фамилия И.О. руководителя)

 

Севастополь 2016

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 

Календарный план работы практиканта

 

Дата Содержание работы Отметка о выполнении
     
     
     
     
     
     

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

ДНЕВНИК ПРАКТИКИ

Преддипломная
(вид и наименование практики) студента
(фамилия, имя, отчество) Гуманитарно-педагогический институт
Кафедра «Общая и прикладная психология и педагогика»
образовательно-квалификационный уровень Магистратура
направление подготовки 37.04.01 Психология
       

 

_____________ курс, группа _______________

 

Студент___________________

(фамилия, имя, отчество)

 

 

Прибыл на предприятие (в организацию, учреждение)

 

М.П. “____” ____________________ 20___ г.

 

_________ __________________________________

(подпись) (должность, фамилия и инициалы ответственного лица)

 

 

Убыл из предприятия (организации, учреждения)

 

 

М.П. “____” ____________________ 20___ г.

 

 

_________________ ________________________________

(подпись) (должность, фамилия и инициалы ответственного лица)

 

График прохождения практики

№ п/п Дата Наименование работ Отметки о выполнении
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

 

Отзыв и оценка работы студента на практике

_____________________________________________________

(наименование предприятия, организации, учреждения)

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Руководитель практики

от профильной организации ___________________________ / Фамилия И.О./

(подпись)

 

М.П. «____» _________________ 20 __ г.

 

Самоанализ по практике

Магистранта_____________________________________________________________курс__________группа____________

специальность_______________________________

За период преддипломной практики мною были реализованы следующие виды деятельности

_________________________________

В рамках практики наиболее удачными и результативными были следующие формы организации деятельности: __________________________________

Мною были апробированы и применены на практике современные психологические технологии, среди них:

________________________

Были приобретены следующие навыки и умения:

__________________________________

Предложения и рекомендации по организации практики:

________________________

 

Дата___________________ Подпись_____________________________

 

Отзыв руководителя практики от высшего учебного заведения о прохождении практики

____________________________________________________________

 

Дата сдачи зачета „____” _______________20___ г.

 

Оценка:_____________________________________________

 

Руководитель практики от СевГУ

 

________________ ____________________________

(подпись) (фамилия и инициалы)

 

Учебное издание

ШамиловаНаталья Витальевна

 

ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА

Методические указания

для студентов, обучающихся по направлению 37.04.01 «Психология»

 

Ответственный секретарь

Н. К. Почтовенко

 

Компьютерная вёрстка – Т. В. Сухотовская

 

Адрес редакции:

наб. Корнилова 1, Севастополь, 299011, Российская Федерация

e-mail: sggu-rio@mail.ru

 

 

Редакционно-информационный издательский центр «Медиацентр»
ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет»

ул. Курчатова 7, Севастополь, 299015, Российская Федерация

 

 

Подписано к изданию с оригинал-макета 12.02.2016 г.

Формат 60х90/16. Усл. печ. л. 3,25

Бумага офсетная. Гарнитура – Times New Roman

Тир. 50 экз.

Заказ