Комплексная методика коррекции психоэмоционального состояния фехтовальщиков с поражением опорно-двигательного аппарата

Дипломная работа

КОМПЛЕКСНАЯ МЕТОДИКА КОРРЕКЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ С ПОРАЖЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Оглавление

психоэмоциональный спортсмен терапия реабилитация

Введение

1. Обзор научной методической литературы по проблеме коррекции психоэмоционального состояния спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата занимающихся фехтованием

1.1 Реабилитация спортсменов инвалидов

1.2 Особенности психоэмоциональной сферы спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата

1.3 Арт-терапия как современное направление реабилитации спортсменов инвалидов

2. Методы и организация исследования

2.1Методы используемые в работе

2.2 Организация исследования

3. Оценка эффективности комплексной методики коррекции психоэмоционального состояния спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата, занимающихся фехтованием

3.1 Комплексная методика коррекции фехтовальщиков с поражением опорно-двигательного аппарата

3.2 Анализ результатов и их обсуждение

Выводы

Список использованных источников

Введение

По данным Всемирной организации здравоохранения (Worldhealthstatistics, 2010), доля людей с ограниченными возможностями, обусловленными стойкими структурными и функциональными изменениями организма, составляет не менее 10% населения большинства стран. Инвалидность отражает не только проблемы, возникающие в функциях или структурах организма, но и взаимодействие человека с ограниченными возможностями и общества, в котором этот человек живет, что создает необходимость как медицинской, так и психосоциальной реабилитации [5].

Невозможно представить спорт без физических и психических нагрузок. В современном спорте важное значение имеет каждая секунда, каждый миллиметр, и готовность спортсмена к таким трудностям определяет его результат. Как спортсмен будет готов физически и эмоционально к соревнованию, то как он ведет себя на тренировке, играет важную роль в его становлении как профессионального спортсмена. Настрой на предстоящие соревнования, готовность к приложению максимальных усилий для достижения цели, это все не возможно без концентрации и собранности [8].

Спортсмены с поражением опорно-двигательного аппарата подвержены наиболее сильнымэмоциональным и психическим перенапряжениям. Воздействие на психоэмоциональное состояние спортсмена влияет как на его тренировочную деятельность, так и на соревновательную. В большей части страдает именно соревновательная деятельность, так как в процессе соревнования идет максимальная нагрузка на организм, как физическая так и психоэмоциональная. Если спортсмен не сможет бороться с ней, не научится подавлять это чувство тревоги и волнения, то результат будет не удовлетворительным, что подвергнет за собой еще большее эмоциональное потрясение. Спортсмен потеряет уверенность в себе, в своих силах и навыках полученных на тренировке, начнет задумываться о том, чтоб закончить спортивную карьеру, и перестать заниматься и ходить на тренировки [26].

12 стр., 5539 слов

Коррекция моторного развития слепых детей первого года жизни

... старшего школьного возраста. Ребенок рождается с багажом двигательных рефлексов, к которым относятся: хватательный рефлекс; рефлекс Таланта ... осяза­тельного восприятия является неотъемлемой частью психолого-педагогической коррекции развития детей с глубокими (нарушениями зрения. В ... специальных занятий мало двигаются, поэтому их вестибулярный аппарат развивается медленно, что, в свою очередь, тормозит ...

Существует много случаев перегорания спортсменов как перед соревнованиями, так и во время соревнования. Спортсмен выходит на старт уже проиграв это соревнование внутри себя. Он не верит в свои силы, не контролирует эмоции, а в следствии этого идет отрицательное влияние и на мышечную активность. У спортсмена в такой момент может наблюдаться как гипотонус мышц, так и наоборот гипертонус [29].

Ряд отклонений в состоянии здоровья спортсменов, при более глубоком изучении этиологических механизмов их возникновения, могут быть отнесены к стрессогенным расстройствам — нарушениям функций органов и систем, возникновение и развитие которых в наибольшей степени связано со стрессовыми факторами [40].

Считается, что соревновательный процесс является одним из самых сильных стрессорныхвоздействий в жизни спортсменов. Склонность к травмам, неудачным выступлениям на соревнованиях также может быть обусловлена состоянием хронического стресса или эмоциональной нестабильности[10].

Спорт лиц с поражением опорно-двигательного аппарата непосредственно связан с процессом их посттравматической адаптации характером травмы и другими специфическими трудностями и проблемами, не свойственными здоровым спортсменам, что создает еще большую нагрузку на спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата, и создает необходимость восстановления не только физической работоспособности, но и психоэмоциональной адаптации спортсменов [15].

Адаптивный спорт для лиц с поражением опорно-двигательного аппарата играет большую роль, для нормализации их физического и эмоционального состояния. Для спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата необходимо применять комплексную реабилитацию, для достижения наилучшего влияния как на физическое состояние спортсмена, так и на психоэмоциональную сферу [14].

Комплексная методика применения различных средств реабилитации направленна на положительное влияние и улучшение психомоторных функций, физической активности, и адаптации к стрессовым факторам, оказываемых на спортсмена как во время тренировки, так и в соревновательный период [44].

В этом случае для спортсменов можно применять арт-терапию. Арт-терапия является одним из самых эффективных методов восстановления психологической работоспособности спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата. Преимуществом арт-терапии является снижение психологических барьеров, возникающих при вербальном контакте. Использование комплексной методики средств восстановления, включающие гимнастические упражнения с использованием арт-терапии, способствует наилучшему восстановлению психоэмоциональной и физической работоспособности спортсменов [27].

1 стр., 441 слов

Методика «Самооценка Эмоциональных состояний» (сокращённый ...

... 10. Сильный подъем, восторженное веселье. 9. Очень возбужден и в очень приподнятом состоянии. Восторженность. 8. Возбужден, в хорошем расположении духа. 7. Чувствую себя очень хорошо. ...

Объект исследования — комплексная методика коррекции психоэмоционального состояния фехтовальщиков с ПОДА.

Предмет исследования — комплексная методика коррекции психоэмоционального состояния фехтовальщиков с ПОДА.

Целью работы разработка комплексной методики коррекции психоэмоционального состояния для фехтовальщиков с ПОДА.

Задачи:

1. состояние изучаемой проблемы данным научно- литературы.

2. Проведение тестов для оценки психоэмоционального состояния фехтовальщиков с ПОДА.

3. Оценить эффективность комплексной методики коррекции психоэмоционального состояния для фехтовальщиков с ПОДА.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

— анализ литературы;

— оценка психоэмоционального состояния фехтовальщиков с ПОДА.

— педагогический эксперимент;

— методы математической статистики.

Гипотеза исследования — построена на предположении о том, что использование комплексной методики коррекции психоэмоционального состояния для фехтовальщиков с ПОДА, будет способствовать быстрому восстановлению их психоэмоциональной и физической работоспособности.

1. Обзор научной методической литературы по проблеме коррекции психоэмоционального состояния спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата, занимающихся фехтованием

1.1 Реабилитация спортсменов инвалидов

Современный спорт невозможно представить без реабилитационных мероприятий. Так же это относится и к спорту, в котором принимают участие спортсмены инвалиды. Реабилитация направлена на максимально быстрое восстановление физической и психической работоспособности спортсменов.

Реабилитация спортсменов инвалидов немного отличается от реабилитации здоровых спортсменов своей сложностью и специфичностью проведения реабилитационных мероприятий [44].

Спортсмены выступающие на соревнованиях любого уровня, испытывают большой груз ответственности за свою команду, сборную или страну. Спортсмены инвалиды ощущают этот груз еще больше, так как у многих инвалидов есть свои внутренние переживания и страхи, связанные с травмой, или с переживанием к предстоящим соревнованиям, это осложняет процесс реабилитации, так как приходится воздействовать не только на физическое восстановление, но и уделять большое внимание восстановлению эмоциональной сферы спортсмена [38].

Физическая культура и реабилитационные мероприятия способствуют восстановлению и улучшению физической и психоэмоциональной сферы, которая очень часто возникает на почве тяжелой инвалидности [33]. Основная цель применения физической реабилитации для спортсменов инвалидов это создание функционального равновесия между физической нагрузкой, состоянием систем организма связанных с течением основного и сопутствующих заболеваний, результативностью спортивных достижений и поведения спортсменов на соревнованиях и в тренировочном процессе, их эмоциональной стабильности и физической работоспособности [3].

У спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата различные неблагоприятные факторы такие как проигранные соревнования или травма на тренировке, вызывают нарушения установившегося жизненного стереотипа, что влечет за собой болезненную реакцию организма. Внезапное прекращение занятий спортом способствует угасанию и разрушению условно-рефлекторных связей, выработанных в процессе многолетней и систематической тренировки. Идет снижение функциональных способностей организма и всех его систем; происходит физическая и психическая растренированность [15]. Отрицательные эмоции, связанные с травмой и с невозможностью выступать на соревнованиях, страх надолго потерять спортивную форму и спортивную работоспособность отрицательно действуют на психику спортсмена инвалида, что в еще большей степени ускоряет процессы детренированности. Особенно неблагоприятно сказываются травматизация и прекращение тренировочной деятельности [27].

15 стр., 7005 слов

Социально-психологические особенности слабовидящих людей на основе ...

... особенностей слабовидящих людей. 2. Охарактеризовать деятельность Центра медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению. 3. Провести эмпирическое исследование социально-психологических особенностей ... которые маскируют и зачастую искажают проявления основных закономерностей психических процессов, состоянии и свойств личности. Однако, при правильной организации воспитания и обучения ...

Задачей реабилитации является восстановление психосоматического здоровья спортсменов, восстановление их физической и эмоциональной стабильности, общей и специальной работоспособности после перенесенных заболеваний и травм [44].

Реабилитации спортсменов инвалидов очень специфична. Прежде всего это относится к ее конечной цели — восстановление специфических двигательных качеств и навыков спортсменов, которая требует иных форм организации занятий ЛФК, иных средств и методов восстановления (прежде всего в использовании ЛФК и в процессе физической тренировки) [3].

Непременным условием эффективного восстановления для любого спортсмена наиболее важно раннее начало применения реабилитационных мероприятий — особенно физических упражнений, которые способствуют профилактике морфологических и функциональных осложнений. Для спортсменов инвалидов это особенно важно, так как у них резко снижается спортивная работоспособность, и ухудшается эмоциональная стабильность.

Именно раннее начало комплексной реабилитации спортсменов инвалидов является важным элементом в процессе самой реабилитации [30].

Чрезвычайно важно использовать разнообразие методов и средств восстановления и комплексное их применение. Чем они разнообразнее, тем выше эффективность их воздействия на различные механизмы регуляции организма спортсмена, такие как физическая и психическая работоспособность.

В процессе реабилитации, наряду с традиционными средствами ЛФК, используются различные группы физических упражнений, которые в комплексе с другими реабилитационными мероприятиями способствуют быстрому восстановлению физической и эмоциональной работоспособности спортсмена [44].

Тренировки спортсменов-инвалидов отличаются от тренировок здоровых спортсменов и имеют особенности: интенсивность и продолжительность занятий снижается, применяют более длительные паузы после выполнения того или иного вида физической деятельности. Поскольку спортсмены-инвалиды утомляются быстрее чем здоровые спортсмены, у них усугубляется дискоординация движений, мышечный дисбаланс,гипо илигипертонус мышц, а значит, может наступить обострение основного и сопутствующих заболеваний. У спортсменов-инвалидов с заболеваниями и нарушением опорно-двигательного аппарата (с парезами и параличами нижних конечностей) исключается из работы большая часть мышечной массы, в этом случае гиподинамия является типичной причиной дальнейшего ухудшения динамически физиологических функций [5].

5 стр., 2018 слов

Особенности реабилитации инвалидов

... Из всех нуждающихся в профессиональной реабилитации 70% - лица с дефектами опорно-двигательного аппарата. Реабилитация лиц с дефектами опорно-двигательного аппарата не должна ограничиваться только медицинскими ... 1. Некоторые аспекты реабилитации инвалидов По данным ООН, в мире каждый десятый житель планеты - инвалид. В энциклопедическом словаре реабилитация инвалидов рассматривается как "комплекс ...

Атрофия мышц значительно усложняет приспособительные механизмы кровообращения при изменении положения тела, выполнение физической работы.

Занятия спортом не могут восстановить нарушенные двигательные функции, но оказывают психоэмоциональное и социальное удовлетворение. Инвалидность не позволяет спортсменам-инвалидам правильно выполнять упражнение в том или ином виде спорта, так как идет нарушение двигательной сферы спортсмена. В связи с этим могут выработаться технически неверные движения, не правильные положения и другие нарушения, что приводит к проблемам в процессе тренировки [41].Для нормализации тонуса мышц, координации движений и нормализации эмоциональной стабильности, необходим индивидуальный подход к процессу физической реабилитации спортсменов-инвалидов. Программа реабилитации разрабатывается непосредственно по виду спорта и степени восстановления двигательных функций. Физическая реабилитация является основной частью медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, система мероприятий по восстановлению или компенсации физических возможностей и интеллектуальных способностей, улучшению функционального состояния организма, улучшению физических качеств, психоэмоциональной устойчивости и адаптационных резервов организма человека [13].

Физическую реабилитацию спортсменов- инвалидов следует рассматривать как лечебно-педагогический и образовательный процесс. Специальные физические упражнения, природные факторы применяются для лечебной и профилактической цели в комплексном процессе восстановления здоровья, физического и эмоционального состояния и трудоспособности [30]. Основа процесса физической реабилитации состоит в выборе адекватной методики физических упражнений, планирование и выполнение программ функционального восстановления, определение эффективности программы [44].

В основу программы физической реабилитации спортсменов-инвалидов положены следующие методические принципы: выбор и определение рациональной направленности, обоснование регламента применения различных средств и методов физической реабилитации, определение эффективности их применения. Повышенные требования к физиологическим системам организма спортсменов-инвалидов вызваны систематическими и существенными по объему и интенсивности нагрузками [11]. В то же время, основные и сопутствующие заболевания спортсменов-инвалидов требуют коррекционного воздействия средств физической реабилитации. Физическая реабилитация сочетает в себе средства, которые применяются для увеличения двигательной активности, адаптации организма спортсменов-инвалидов к физическим и эмоциональным нагрузкам [30]. В условиях современной системы тренировочного процесса важным является полноценное восстановление с применением различных методов его стимуляции, оздоровления организма в целом, а так же нормализация эмоциональной и физической работоспособности [31]. Обеспечение коррекционной направленности, предполагает разработку и внедрение специальных методов, методических приемов, средств обучения и физической реабилитации, соответствующих возможностям спортсменов с нарушением зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, отклонением умственного развития. Только хорошо подобранная физическая нагрузка, соответствующая возможностям спортсмена-инвалида, обеспечивает укрепление здоровья, физическое совершенствование, улучшению спортивных результатов, улучшению тренировочного процесса, а так же предупреждает возникновение ряда заболеваний, способствует увеличению продолжительности жизни, и нормализации психоэмоционального состояния[21].

4 стр., 1648 слов

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением опорно-двигательного ...

... нарушений опорно-двигательного аппарата встречается заболевание, получившее название «детский церебральный паралич». Термин детский церебральный паралич обозначает группу двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных ... нарушениями и т.д. Развитие ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата происходит, прежде всего, под влиянием родителей и других значимых взрослых. В ...

1.2 Особенности психоэмоциональной сферы спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата

Психоэмоциональное состояние спортсменов с поражением опорно- двигательного аппарата во многом отличается от состояния здорового спортсмена. Это обусловлено в первую очередь самой травмой ОДА [45]. Спортсмен с поражением опорно-двигательного аппарата имеет массу ограничений в движении, что сказывается на его психоэмоциональной нестабильности, как в тренировочном и соревновательном процессе, так и в не его. Зачастую это можно заметить в процессе тренировки, ухудшение настроения, не точное выполнение упражнений, плохое самочувствия, все это является фактором психоэмоциональной нестабильности, что приводит к ухудшению результатов в спортивной деятельности [16].

Понятие психоэмоциональное состояние означает совокупность эмоций и чувств, переживаемых человеком(Н. Д. Левитов ).

К этому относится не только то, что человек переживает на данный момент, но и широкий спектр душевных травм, переживаний, подавленных эмоций и конфликтов [22].

Травма или не удачное выступление на соревновании приводит к нарушению функций организма в целом, нарушает физическое и эмоциональное состояние спортсменов инвалидов, значительно ухудшается координация движений. Это сопровождается психическими перенапряжениями, которые затрудняют или даже исключают возможность соревновательной деятельности, так как человек замыкается в себе, с трудом переносит тренировочный процесс, перестает показывать результаты в спорте. В этих условиях развивается комплекс неполноценности, характеризующийся тревогой, потерей личного достоинства и уверенности в себе [32]. Активные физкультурно-оздоровительные занятия и реабилитационныемероприятия оказывают положительное влияние на психическое равновесие, возвращают чувство уверенности и уважения к себе, дают возможность вернуться к активной жизнедеятельности, следовательно, являются эффективным средством восстановления физического и психического здоровья лиц с ограниченными физическими возможностями [11].

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, 20% населения Земли — лица с ограниченными возможностями здоровья, причем около 1 /4 из них страдают поражениями опорно-двигательного аппарата (ПОДА) [5].

Психическая, физическая и эмоциональная подготовленность спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата формируется в процессе тренировочных занятий и соревновательной деятельности путем преодоления возрастающих трудностей и во многом обусловлена индивидуальными особенностями и видом спорта, которым занимается спортсмен с поражением опорно-двигательного аппарата [20].Основное содержание психологической подготовки спортсменов-инвалидов включает в себя воспитание способностей преодолевать различные психические и эмоциональные трудности, встающие перед спортсменом в условиях соревнований и подготовки к ним, и эффективное регулирование в этих условиях своего физического и психического состояния [8].

5 стр., 2199 слов

Психофизиологические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного ...

... параличом .1 Особенности когнитивного развития детей страдающих детским церебральным параличом Нарушения опорно-двигательного аппарата, как уже говорилось, определяет развитие познавательной сферы детей. Так восприятие пространства ... объединил под названием детский церебральный паралич. Хотя, по сути, речь идет не о параличе, как таковом, а о нарушенной координации движений, связанной с поражением ...

Специальная и общая физическая подготовка спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата являются основой для выполнения интенсивных спортивных нагрузок [6]. В процессе подготовки расширяются физические способности и параллельно развиваются функциональные возможности организма, улучшается общее самочувствие, происходит адаптация к тренировочным нагрузкам, повышение сопротивляемости внешним воздействиям, реализуются потенциальные возможности организма в спортивной деятельности [45].

Спортсменам с ПОДА, необходимо приложить колоссальные усилия, к тому, чтобы приспособиться к сложившимся условиям, научиться жить полноценной жизнью и принимать активное участие во всех сферах жизни человеческого общества, организации и осуществлении физкультурно-спортивной деятельности, это отличает психоэмоциональное состояние спортсменов с ПОДА от здоровых спортсменов [43]. Здоровому спортсмену, намного легче даются тренировочные нагрузки и выполнение упражнений, а значит и стрессовые ситуации они переносят значительно легче, нежели спортсмены с поражением опорно-двигательного аппарата [17].

Таким образом спорт может служить средством психологической реабилитации людей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, позволяет им самореализоваться как в спорте, так и в жизни [47].

Спорт занимает одно из ведущих мест в реабилитации и социальной адаптации инвалидов. Однако в физкультурно-оздоровительной работе с инвалидами, особенно в спорте, успешный результат может быть достигнут только при индивидуальном подходе к каждому спортсмену, с учетом характера ПОДА и виду спорта, которым занимается спортсмен [4].

Патологические процессы, которые имеются у спортсменов, с одной стороны, нарушают целостность и естественность функционирования организма, а с другой — вызывают у спортсмена с ПОДА комплексы психологической неполноценности, характеризующиеся тревогой, потерей уверенности в себе, пассивностью, изолированностью или, наоборот, эгоцентризмом, агрессивностью, и возможно проявление антисоциальных установок [19].

В таком случае необходимо создание оптимальных условий для жизнедеятельности, тренировочного процесса, восстановления утраченных функий организма, психоэмоциональной реабилитации, социально-трудовой адаптации и интеграции этих людей в общество — первостепенная задача [3].

Любая патология, которая привела человека к инвалидности, независимо от вызвавшей ее причины и нозологической формы непременно отражается на двигательной функции спортсмена. Малоподвижность спортсменов с ПОДА, приводит к гипокинезии и гиподинамии, проявляющиеся целым рядом негативных последствий: снижение функциональных возможностей и работоспособности, нарушение социальных связей и условий самореализации, потеря бытовой и экономической независимости, что, в свою очередь, вызывает стойкий эмоциональный стресс. Поэтому борьба с гипокинезией — это избавление от ряда негативных изменений всех органов, это профилактика ряда заболеваний, это также становление адаптации инвалидов к жизни и профессиональной деятельностив спорте [12].

13 стр., 6312 слов

Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста с ...

... возрастных особенностей детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата, актуальной. Цель - показать влияние нарушений опорно-двигательного аппарата на психическое развитие ребенка-дошкольника. Задачи ... в виду постоянно возрастающего количества детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, приобретенного или врожденного характера и негативного влияния данного на ...

Привлечение инвалидов к занятиям адаптивной физической культурой является одной из наиболее важных действий в процессе реабилитации спортсменов с ПОДА. Адаптивная физическая культура, положительно влияет не только на физическое состояние спортсменов с ПОДА, но и оказывает влияние на психоэмоциональную сферу спортсменов [5].

Практически не существует видов заболеваний опорно-двигательного аппарата (за исключением острых стадий), при которых средства и методы адаптивной физической культуры не оказали бы полезное влияние. Их эффект зависит от правильного подбора упражнений, определения нужной интенсивности и дозировки их выполнения, интервалов отдыха и комплексности их применения с другими средствами реабилитации [5].

Для нормализации функций организма, нормальной жизнедеятельности спортсмену с ПОДА, необходимо постоянное совершенствование физических и эмоциональных способностей. Для спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата, это не так- то просто. Это вызвано тем, что эмоциональное состояние у спортсменов с ПОДА зачастую итак ослабленно, переносимый стресс и череда неудач в соревновательной деятельности, может только ухудшить процесс стрессовой реакции [36]. В такой ситуации спортсмен с ПОДА находиться в критическом положении, он не может нормально выполнять тренировочную деятельность, идет процесс мышечной не стабильности, возможно проявление гипотонии или гипертонии мышц. В этом случае спортсмену необходимы реабилитационные мероприятия, направленные на максимально быстрое восстановление физического и эмоционального состояния [19].

Успешность выступлений на соревнованиях спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата,на примере фехтовальщиков, определяется уровнем психологической подготовленности, возможностью регулировать свое состояние и контролировать себя. При этом спортсмены с поражением опорно-двигательного аппарата (ПОДА) зачастую находятся в состоянии повышенной эмоциональной возбудимости, стрессов, что способствует повышению уровня тревожности[41]. Все это способствует снижению работоспособности всего организма, ухудшению психомоторных процессов, поэтому в процессе подготовки спортсменов с ПОДА особое внимание необходимо уделять регуляции уровня ситуативной тревожности, и следить за тем, чтоб спортсмен не проявлял агрессивность [37].

Наиболее общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека называется настроением. Оно весьма разнообразно и может быть радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или раздраженным. Настроение является эмоциональной реакцией не на прямые последствия тех или иных событий, а на их значение для жизни человека в контексте его общих жизненных планов, интересов и ожиданий. Настроение у спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата специфично. Оно может резко меняться в процессе тренировки, ухудшаться или наоборот повышаться. Это зависит от эмоций переживаемых спортсменом в данный момент. Если не получается выполнение какого либо упражнения, то спортсмен с ПОДА потеряет интерес к выполнению этого упражнения, и его будет трудно нормализовать, поскольку психоэмоциональная сфера у спортсменов инвалидов отличается своей сложностью [1].

19 стр., 9117 слов

Влияние спортивного питания на физическое совершенствование организма ...

... и развития. Это одна из причин того, что молодые спортсмены иногда перестают прогрессировать. [22, c. 56] Опорно-двигательный аппарат на протяжении жизни непрерывно изменяется. Формирование отдельных костей и ... желез и в ряде других биологических процессов. Одновременно с этими изменениями и под их воздействием протекает и психическое развитие. [26. с. 12] Тренеру необходимо постоянно ...

С. Л. Рубинштейн отмечал особенности настроения в том, что оно не предметно, а личностно и в той самой мощной эмоциональной реакцией является аффект [17].

Аффект полностью захватывает психику человека. Это влечет за собой сужение, а порой и отключение сознания, изменения в мышлении и, как следствие неадекватное поведение. Например, при сильном гневе многие спортсмены теряют способность к правильному мышлению в процессе соревнования или тренировки. Гнев переходит в агрессию. Спортсмен в такой ситуации может проявлять агрессивные действия, он может кричять, размахивать руками, может ударить противника. Аффект полностью захватывает психику человека. Это влечет за собой сужение, а порой и отключение сознания, изменения в мышлении и, как следствие неадекватное поведение[37].

Аффекты отрицательно сказываются на деятельности спортсмена, резко снижая уровень его организованности. В аффекте человек как бы теряет голову, его поступки неразумны, совершаются без учета обстановки. Если в сферу действий человека попадают предметы, не имеющие отношения к причине аффекта, он может в ярости отшвырнуть попавшуюся вещь, толкнуть стул или вообще уйти с тренировки, или покинуть соревнования [16]. Теряя власть над собой, человек весь отдается переживанию. Это зачастую и происходит у спортсменов с ПОДА. Еще одно состояние в котором прибывает спортсмен с ПОДА, это стресс [23].

Стресс это эмоциональное состояние, возникающее в ответ на всевозможные экстремальные воздействия. Многие инвалиды живут в этом состоянии всю жизнь [10].

Ни одному спортсмену не удается жить и тренироваться, не испытывая стрессов. Тяжелые переживания, неудачи, испытания, конфликты, напряжение при выполнении тяжелой тренировочной деятельности, неудача в спортивных результатах, все эти факторы оказывают стрессовое воздействие на спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата. Некоторые спортсмены справляются со стрессовыми воздействиями лучше, такие спортсмены являются стрессоустойчивыми и наиболее подготовленными к тяжелым физическим и эмоциональным нагрузкам [15].

Психоэмоциональный стресс — критическое состояние личности, подвергающейся чрезмерным эмоциональным и физическим перегрузкам. Данное понятие относится к адаптационным возможностям психикиспортсмена с поражением опорно-двигательного аппарата, которые необходимы для адекватной реакции на изменения в окружающем мире, позитивные или негативные [34].

Аспекты, характеризующие понятие психоэмоционального стресса:

— упадок физических сил (сбои нервной системы приводят к тяжёлым последствиям для всего организма);

— возникновение чувства тревоги, нарастающее в течение 2 суток (изменение работы головного мозга, чрезмерная выработка гормонов — адреналина, кортикостероида);

— аварийный режим работы организма (на психическом и физическом уровне);

— истощение физических и душевных сил, завершающееся нервным срывом и переходящее в острые неврозы, депрессии и другие психологические отклонения [28].

Психика спортсмена с ПОДА отличается чрезвычайно сложной структурой, поэтому может быть легко разбалансирована из-за воздействия разнообразных неблагоприятных факторов [35]

Основными причинами психических расстройств у спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата являются:

— когнитивные расстройства

— неудачи в соревновательной деятельности

— эмоциональные перегрузки (психогенный стресс)

— физические перенапряжения

Понятие психоэмоциональное состояние означает всю совокупность эмоций и чувств, переживаемых спортсменом. Сюда входят не только то, что человек переживает здесь и сейчас, но и широкий спектр душевных травм и переживаний, подавленных эмоций и неблагоприятно разрешённых конфликтов [25]

Психоэмоциональное состояние спортсмена с ПОДА отличается чрезвычайно сложной структурой. Спортсмены с ПОДА переносят эмоциональные потрясения совсем иначе, нежели здоровые спортсмены [29].

Спортсмены с поражением опорно-двигательного аппарата, в большей степени подвержены психоэмоциональной нестабильности, поскольку на них оказывает груз давления полученной травмы [42].

1.3 Арт-терапия как современное направление реабилитации спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата

В настоящее время в спорте высших достижений известно огромное количество примеров, когда успех или неудача спортсмена были обусловлены исключительно психологическими факторами [8].

Спорт требует самоотдачи, максимального проявления физических и духовных сил, он отражается на физиологии, психике спортсмена, поэтому спортсменам, которые непременно хотят добиться успеха, требуется психологическое восстановление. Условия, в которых протекает борьба за победу в современном адаптивном спорте, ставшем повсеместно профессиональным, настолько многообразны и сложны, что добиваться высоких и стабильных результатов способны только всесторонне подготовленные спортсмены [5].

Психологические средства и методы восстановления в последнее время получают все большее распространение. Рациональное применение психофизиологических воздействий позволяет снизить уровень нервно-психической напряженности и устранить у спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата состояние психической угнетенности, что, в свою очередь, способствует быстрейшему восстановлению психофизиологических функций организма [24]. Вместе с тем можно сформировать у спортсменов четкие установки на достижение и преодоление больших тренировочных и соревновательных нагрузок, которые неизбежны во время ответственных соревнований [16].

Общепринятым стало мнение, согласно которому именно от психической подготовки зависит, в конечном счете, успех выступления на соревнованиях. Плохая психическая подготовленность мешает выявлению тех навыков, которые достигнуты в процессе физической, тактической и технической подготовки. И наоборот, хороший психический настрой прибавляет силы спортсменам с ПОДА [29]. Таким образом, роль психической подготовки в современных соревнованиях, для которых характерны очень высокие физические и психоэмоциональные нагрузки, становится чрезвычайно важной. Целью последней является обретение такого психического состояния, при котором все накопленные возможности реализуются в соревновательный период, для достижения наилучшего результата [20]. Таким образом нормализация психоэмоционального состояния спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата является наиболее важной составляющей в достижении положительных результатов в спорте [32]. Для нормализации психоэмоционального состояния спортсменов с ПОДА используется множество разных реабилитационных мероприятий, наиболее действенное и новое направление занимает арт-терапия [24].

Арт-терапия — направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении для терапии музыки, искусства и творчества. Под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние человека.

Физическое и физиологическое влияние арт-терапии заключается в том, что изобразительное творчество способствует улучшению координации, восстановлению и более тонкому дифференцированию идеомоторных актов. Нельзя недооценивать также непосредственное воздействие на организм цвета, линий, формы. В своих работах ученый Де Фере открыл зависимость скорости кровообращения и силы мускульных сокращений от цвета и освещения [2].

Арт-терапия — метод психотерапии, использующий творческую активность спортсмена с ПОДА для решения его психологических проблем. В арт-терапии широко применяется рисование, лепка, музыка, фотография, кино, литературное творчество, актерское мастерство. С помощью методов арт-терапии успешно разрешаются внутренние и межличностные конфликты, кризисные состояния, проводится работа с травмами, потерями, тревогами, а также развивается креативность, повышается целостность личности, нормализуется психоэмоциональное состояние, настрой на тренировочную и соревновательную деятельность. Арт-терапия также помогает обнаружению личностных смыслов через творчество. Спортсмены с поражением опорно-двигательного аппарата часто страдают от подавленности, депрессии, замкнутости [44].

Арт-терапия оказывает положительное влияние на эмоциональную стабильность, и физическое расслабление или напряжение спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата. Она оказывает различное влияние на мышление, восприятие спортсменом реальности, эмоциональной спокойности, расслабления. К основным видам арт-терапии относят библиотерапию, сказкотерапию, драматерапию, песочную терапию, музыкотерапию, изотерапию, игротерапию, глинотерапия [27].

Музыкотерапия — это вид арт-терапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях. В настоящее время музыкотерапия является целым психокоррекционным направлением, имеющим в своей основе два аспекта воздействия: психосоматическое лечебное воздействие на функции организма, и психотерапевтическое, в процессе которого с помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоциональном состоянии [46].Именно музыкотерапия способна воздействовать на мышечную активность, повышать тонус мышц или наоборот понижать его [18]. В зависимости от тонуса мышц, и подбирается определенные музыкальные композиции. Для спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата, именно музыкотерапия будет являться наиболее приемлемой методикой арт-терапии [26]. Спортсмен в процессе прослушивания музыки, забывает о своих проблемах, идет процесс расслабления мышц, успокоение сердечного ритма. Музыкотерапию можно использовать как до тренировочного процесса, так и после, можно применять в предсоревновательный период, и после соревнования.

Основные механизмы воздействия музыкотерапии делают этот метод максимально индивидуально эффективным для каждого человека. С одной стороны музыка содержащая ритм воздействует на определенные мозговые зоны и активирует или синхронизирует работу мозга в целом. Так как наш организм работает в режиме подстраивания под ритмическую организацию внешнего мира. Подбирая музыкальные произведения можно добиться нужного эффекта расслабления или повышения активности [18].

Глинотерапия. Работа с глиной позволяет мягко отреагировать, переработать и осознать травматичный опыт. Особенно важна для тех спортсменов, которым трудно выговориться, которым трудно рассказать о своих чувствах и переживаниях, в ситуациях неопределенности [2].Вылепливание снижает или убирает сопротивление и дает возможность увидеть решение, понять как действовать дальше в какой либо ситуации. Благодаря лепке спортсменможет научиться управлять собой. Глинотерапия не имеет противопоказаний и возрастных ограничений, она дает спортсмену возможность почувствовать себя творцом [7]. Является одним из лучших средств при работе с эмоциями (страх, агрессия, обида).Во время лепки человек берет в руки материю — глину. Она холодная и влажная, обе руки должны вместе работать, мять и придавать ей форму, пока глина не станет теплой. Человек должен силой своей воли проникнуть в материю, придать ей форму, оформить, изменить, рассмотреть со всех сторон, что-то добавить и что-то удалить, пока не появится пластический объект. Все эти упражнения влияют непосредственно на эмоциональное состояние человека, расслабляют его психику [27].

Библиотерапия — специальное коррекционное воздействие на спортсмена с ПОДА, с помощью чтения подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психоэмоционального состояния. Она направлена на формирование личности читателя. Книги — мощные инструменты, которыми можно воздействовать на мышление спортсменов, их характер, формировать их поведение, помочь в решении проблем [7].

Драмотерапия — театральные постановки на разную тематику, оказывают благоприятное влияние на все познавательные психические процессы: память, волю, воображение, чувства, внимание, мышление. Занятия драмой помогают развить логику, владеть своим телом и не стесняться окружения, освободиться от внутренних зажимов, показать свои страхи и прижать их. Чаще всего драмотерапия применяется для коррекции межличностных отношений [2].

Игротерапия — метод психотерапевтического воздействия на человека с использованием игры. Использование игр дает возможность человеку рассмотреть, потрогать, послушать, ощутить и вспомнить то, что беспокоило спортсмена многие годы и послужило причиной проблем. Метод игротерапии может быть использован как в групповой, так и в индивидуальной работе со спортсменами[7]. Он предусматривает возможность работы: с синдромом посттравматического стресса спортсменов с ПОДА, с ранними детскими травмами, с эмоциональными потрясениями, стрессовыми состояниями [40].Игровая терапия помогает решать не только личностные, но и профессиональные трудности, связанные со спортивной деятельностью.

Изотерапия — терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. Она дает возможность выходу внутренним конфликтам, помогает понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки, помогает в развитии творческих способностей [2]. Изотерапию можно использовать для психологической коррекции спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата, восстановления и нормализации их эмоционального состояния [7].

Для спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата характерны стойкие и длительные нарушения психоэмоционального состояния. Арт-терапия способствует коррекции и восстановлению эмоционального состояния, воздействуя непосредственно на психические функции, и нормализуя умственную деятельность. После проведения арт-терапии, спортсмен способен быстрее реагировать на поставленные задачи, улучшается двигательная активность, координация, и принимать правильные решения в экстренной ситуации. Арт-терапию для спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата лучше можно проводить в разные периоды тренировочной и соревновательной деятельности. Ее можно применять как при эмоциональной возбудимости, на расслабление, так и при эмоциональной подавленности, на возбуждение и нормализацию психоэмоционального состояния [27].

В арт-терапии задействованы зрительные, слуховые, тактильные анализаторы, что в свою очередь благоприятно сказывается на физическом и психическом самочувствии спортсмена с ПОДА [35]. Арт-терапия оказывает тонизирующее, укрепляющее, успокаивающее, стимулирующее, расслабляющее воздействие на психическое и эмоциональное состояние спортсменов [26]. В арт-терапии используется комплекс коррекционных упражнений, которые затрагивают общее физическое развитие, эмоциональное развитие, речевое развитие, что в целом позитивно сказывается на социальном и психическом развитии. Арт-терапия развивает мелкую моторику, творчество и воображение, создает эмоционально-положительный настрой у спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата [7]. Нетрадиционные формы работы доставляют спортсменам множество положительных эмоций, что помогает преодолевать большие физические и эмоциональные нагрузки, а так же страх перед стартами. Ценностью арт-терапии выступает не результат, а сама личность участника, то, как он реагирует на проведенную арт-терапию, то как ведет себя в процессе выполнения какого либо действия, особенно это важно для спортсменов с поражением ОДА. Арт-терапия — это эффективный, доступный, безопасный, интересный метод специальной психологической коррекции [2].

Резюме

Современный спорт не возможен без разнообразных эмоциональных и физических перенапряжений. Спорт инвалидов в этом отношении никак не отличается от спорта здоровых спортсменов, а наоборот становится сложнее. Спортсмены с поражением опорно-двигательного аппарата подвержены наиболее сильным эмоциональным нагрузкам, во многом это связанно с перенесенной травмой, что привела человека к инвалидности. Сказываются и различные жизненные ситуации, неудачи на тренировках или соревнованиях.

Одним из видов психоэмоциональной реабилитации спортсменов является арт- терапия. Это один из наиболее действенных и мягких способов улучшения эмоционального состояния как здоровых спортсменов, так и спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата. Арт- терапия является не только самым простым и мягким способом коррекции психоэмоционального состояния, но еще и интересным и увлекательным.

2. Методы и организация исследования

2.1 Методы, используемые в работе

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

— анализ литературы;

— оценка психоэмоционального состояния спортсменов с ПОДА, занимающихся фехтованием с помощью тестов.

— педагогический эксперимент;

— методы математической статистики.

Анализ литературы

Анализ научно-методической литературы проводился с целью, определения актуальности данной проблемы и применения необходимых методов исследования. В результате было проанализировано 47 литературных источника отечественных и зарубежных авторов, включая научные статьи, журналы, монографии, источники из интернета и другие средства информации.

Оценка психоэмоционального состояния спортсменов с ПОДА, занимающихся фехтованием с помощью тестов.

Тест Спилбергера (оценка тревожности)

Тест Спилбергера состоит из 20 высказываний, относящихся к тревожности как состоянию (состояние тревожности, реактивная или ситуативная тревожность) и из 20 высказываний на определение тревожности как диспозиции, личностной особенности (свойство тревожности).

Обследуемому предлагается — «Прочитайте внимательно каждое из приведенных предложений и зачеркните соответствующую цифру справа. Над вопросами долго не задумывайтесь. Обычно первый ответ, который приходит в голову, является наиболее правильным, адекватным Вашему состоянию»

При анализе результатов теста надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной).

При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности:

до 30 баллов — низкая,

31 — 44 балла — умеренная;

45 и более — высокая.

Тест Басса-Дарки (оценка враждебности и агрессивности)

Опросник Басса-Дарки (Buss-DurkeyInventory) разработан А. Басс и А. Дарки в 1957 г. и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций. Под агрессивностью понимается свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-объектных отношений. Враждебность понимается как реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий. В опроснике представлено 75 утверждений. Прочитывая или прослушивая зачитываемые утверждения, необходимо примерить, насколько они соответствуют стилю поведения, образу жизни, и отвечать одним из возможных ответов: «да» и «нет»

В опроснике, А. Басc и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

— Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.

— Косвенная — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

— Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

— Негативизм — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

— Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

— Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

— Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

— Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Обработка результатов.

Индексы различных форм агрессивных и враждебных реакций определяются суммированием полученных ответов:

1. Физическая агрессия: «да» — № 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68;

«нет» — № 9,17,41.

2. Косвенная агрессия: «да» — № 2,18,34,42, 56, 63;

«нет» — № 10, 26, 49.

3. Раздражение: «да» — № 3,19, 27, 43, 50, 57, 64, 72;

«нет» — № 11, 35, 69.

4. Негативизм: «да» — № 4, 12, 20, 23, 36.

5. Обида: «да» -№ 5, 13, 21, 29, 37, 51, 58;

«нет» -№ 44.

6. Подозрительность: «да» — № 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59;

«нет» — № 65,70.

7. Вербальная агрессия: «да» — № 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60. 71, 73;

«нет» — № 39, 74, 75.

8. Угрызения совести, чувство вины: «да» — № 8.16, 24, 32, 40, 47, 54,61,67.

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.

Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 плюс-минус 4, а враждебности — 6,5-7 плюс-минус 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

Тест на оценку музыкальные предпочтения.

В основу теста положены методические рекомендации Самсоновой Г.О.

Испытуемому предоставляется список музыкальных произведений, прослушивая каждую мелодию по очереди, испытуемому необходимо ставить балл по шкале от 1 до 10 на предпочтение нравится или нет. Затем создается плей-лист из композиций, которые наиболее понравились испытуемому.

Диагностика индивидуальных музыкальных предпочтений проводится при тестировании в течение 30 минут с оценкой музыкальных произведений по 10-балльной шкале, от 1 до 10. Отобранные произведения анализируются с учетом следующих критериев: темпы (от 45 до 190 уд/мин); тембры (инструментальные, в соответствии с классификацией инструментов оркестра, и вокальные, в соответствии с классификацией голосов исполнителей); уровень громкости (от 40 до 110 дБ); жанры (сольные или ансамблевые); музыкальный архетип (медитация, игра, герой).

Анализ музыкальных произведений происходит по следующим критериям:

a) по темпу: медленные, метроном J =45-60; умеренные, J = 60-80; подвижные, J =80-150; быстрые, J =150-190.

b) по тембору: инструментальные, в соответствии по классификацией инструментов симфонического и эстрадного оркестров; вокальные, в соответствии с классификацией голосов исполнителя.

c) по громкости: умеренно тихо (40-50 дБ); умеренно громко (70-80 дБ); громко (90-100 дБ); очень громко (110 дБ).

d) по жанру: сольный; ансамблевый.

е) по музыкальным архетипам (Н.И. Еремина, 2008): «медитация» (напевная мелодия, умеренные темпы, размеренный ритм, мягкие тембры); «герой» (фанфарная мелодия, подвижные темпы, пунктирный ритм, жесткие тембры); «игра» (танцевальные мелодии с круговым движением, подвижные темпы, четкий ритм, яркие тембры) [39].

Педагогический эксперимент

Педагогический эксперимент предполагал проведение занятий для проверки эффективности методики музыкотерапии для спортсменов с ПОДА занимающихся фехтованием. Экспериментальная часть работы проводилась с сентября 2016 по декабрь 2016. В исследовании приняли участие 5 спортсменов с ПОДА, занимающихся фехтованием.

Метод математической статистики

В конце педагогического эксперимента полученные данные были подвергнуты статистической обработке.

Первым этапом расчетов является нахождение средних величин, позволяющих получить обобщенную характеристику явлений по какому-либо количественному признаку.

1. среднее арифметическое значение () вычисляется по формуле:

где — знак суммирования,

Хi — варианты (отдельное значение изучаемого признака),

n — число вариант в совокупности.

2. стандартное отклонение — :

3. стандартная ошибка среднего арифметического значения — m,

,

где n — число вариант в выборке.

Вторым этапом расчетов являетcя нахождение критерия Стьюдента (t).

Вычисляем среднюю ошибку разности:

2.2 Организация исследования

Исследование проводилось в “Омском областном специализированном спортивном центрепаралимпийской и сурдлимпийской подготовки”

Было проведено обследование 5 человек в возрасте от 16 до 20 лет. Была сформирована группа исследуемых, с которыми проводились занятия три раза в неделю, в конце тренировки. Так же проводились занятия самостоятельно дома в не тренировочные дни. Тестирование проводилось дважды: первый раз — до проведения реабилитационных мероприятий, и второй раз — после проведения курса. Продолжительность одного занятия составляла — 20 минут.

3. Оценка эффективности комплексной методики коррекции психоэмоционального состояния спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата, занимающихся фехтованием

3.1 Комплексная методика коррекции фехтовальщиков с поражением опорно-двигательного аппарата

Методика музыкотерапии — это психотерапевтический метод, применяемый для нормализации психоэмоционального состояния спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата.

Воздействие музыкотерапией полезно для спортсменов с ПОДА. Музыкотерапия способствует нормализации артериального давления, уменьшает болевые ощущения, укрепляет волю спортсмена с ПОДА, регулирует работу сердца, нормализует психоэмоциональное состояние. Музыкотерапия оказывает положительное воздействие не только на психоэмоциональную сферу спортсмена, но и оказывает положительное влияние на расслабление мышц, которые были задействованы в процессе тренировочной или соревновательной деятельности. Необходимо подходить к применению и выбору музыки строго индивидуально, так как музыкальные предпочтения у всех людей разные. Исходя из этого, было проведено тестирование на музыкальные предпочтения, на основе которого и строилась методика музыкотерапии. В основе музыкотерапии лежит классическая музыка, так как ее воздействие способствует приятному восприятию звуковых волн, что позволяет успокоиться и более позитивно настроить спортсмена на тренировку или соревнование. Прослушивание музыки оказывает положительное воздействие не только на эмоции и психику спортсмена, но и так же на умственную деятельность. Спортсмен забывает о своих не удачах, уходит внутреннее напряжение, спортсмен чувствует себя намного лучше, мышцы расслабляются, и идет процесс нормализация эмоционального состояния [18].

Музыкотерапия способна не только расслабить спортсмена и его психоэмоциональную сферу, но и наоборот возбудить ее, это можно применять перед соревнованиями, перед тренировочной деятельностью, или во время тренировки. В этом случае можно прибегать к более быстрой по мотиву и в более громком диапазоне музыке [27].

Любые физические упражнения будут более полезны, если их выполнять в музыкальном сопровождении. Главное — это получить удовольствие от выполнения упражнений в комплексе с музыкой. В музыкотерапии необходимо идти вслед за движением, вслед за музыкой, надо стараться больше думать не о теле, а обращать внимание только на наслаждение внутри себя, только тогда придет эмоциональная стабильность, и удовольствие от тренировочного процесса.

В качестве проявления лечебного и коррекционного воздействия музыкотерапии выделяются следующие:

· регуляция психоэмоционального состояния

· повышение социальной активности

· облегчение усвоения новых упражнений и установок тренера

· активизация творческих проявлений

В основе методики музыкотерапии лежат несколько видов воздействия:

Психо-эстетическое — возникают положительные ассоциации, выстраивается образный ряд.

Физиологическое — с помощью музыки нормализуются отдельные функции организма.

Вибрационное — звуки активизируют различные биохимические процессы на клеточном уровне [2].

Гармонично организованная музыка соответствует требованиям, предъявляемым к средствам активационной терапии как целенаправленного контролируемого вызова и поддержания в организме антистрессорных реакций активации. Исследования показали, что эффект музыкального воздействия многообразен и может касаться сложно регулируемой нейронной сети, затрагивающей многие механизмы, так же положительно влияет на сердечно- сосудистую систему спортсменов. Музыкотерапевтическое воздействия являются основой ряда корригирующих методик, применяющихся в оздоровительной и клинической практике. Музыкотерапия является одним из мягких и эффективных методов восстановления психологической и физической работоспособности спортсменов-инвалидов. Преимуществом музыкотерапии является снижение психологических защит, возникающих при вербальном контакте. Использование комплекса восстановительных средств, включающих нетрадиционные средства психического восстановления, таких как музыкотерапия, стимулирует процессы восстановления, нормализует психическое и функциональное состояние спортсменов-инвалидов. Особый интерес представляет изучение индивидуальных особенностей музыкальных предпочтений спортсменами, имеющими поражение опорно-двигательного аппарата, как основы для использования функциональной музыки в процессе восстановления спортсменов-инвалидов.

Музыка — явление физическое. В каждом конкретном случае музыка представляет собой определенную совокупность звуковых сигналов, которые проходят сложнейшую обработку в слуховом анализаторе, в частности в корковых структурах головного мозга.

Возникающие реакции слуховой адаптации порождают различные эстетические переживания, динамика которых всегда приводит к определенным гормональным и биохимическим изменениям, действует на интенсивность обменных процессов, дыхательную и сердечно-сосудистую системы, тонус головного мозга и кровообращение.

Человеческий мозг воспринимает музыку одновременно обоими полушариями: левое полушарие ощущает ритм, а правое — тембр и мелодию. Самое сильное воздействие звука на организм оказывает ритм. Ритмы музыкальных произведений лежат в диапазоне от 2,2 до 4 колебаний в секунду, что очень близко к частоте дыхания и сердцебиения. Спортсмен слушая музыку, как бы подстраивается под нее. В результате поднимается настроение, работоспособность, снижается болевая чувствительность, нормализуется сон, восстанавливается стабильная частота сердцебиения и дыхания, нормализуется артериальное давление [18].

Музыкотерапия применима ко всем независимо от возраста, здоровья или музыкальных предпочтений. Спортсменам с поражением опорно-двигательного аппарата, музыкотерапия помогает в преодолении поведенческих проблем, эмоциональных беспокойств и беспокойств, связанных с травмой или другими эмоциональными расстройствами. Музыкотерапия помогает облегчению боли и уменьшению нервного напряжения. Так же способствует успокоению спортсменов перед важными соревнованиями, или же в процессе тренировки, способствует восстановлению их психоэмоционального состояния, и даже восстановлению физической работоспособности.

Музыкотерапия хорошо сочетается с физическими упражнениями. Суть спортивных тренировок не в совершенствовании мышц: спортсмен может обладать совершенной мускулатурой, и тем не менее внезапно умереть. Одной из причин частых инфарктов или преждевременного старения организма у спортсменов как раз и является разрыв между психической деятельностью и нервно-телесной структурой.

Зачастую если проводить музыкотерапию во время тренировочного процесса, то можно сбить настрой спортсмена на тренировку, поэтому рекомендуется проведение музыкотерапии после тренировки, так как именно в этом периоде спортсмен находиться в наиболее подавленном и выжатом состоянии, как эмоционально, так и физически. В этом случае, музыкотерапия в комплексе с гимнастическими упражнениями, способствует улучшению как эмоционального так и физического состояния спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата.

Диагностика индивидуальных музыкальных предпочтений проводилась при тестировании в течение 30 минут с оценкой музыкальных произведений по 10-балльной шкале, от 1 до 10.

Методика музыкотерапии проводилась до тренировки, во время тренировки, и после тренировки. Это было необходимо для того, чтобы определить наилучший момент применения данной методики. Музыкальные произведения включались в комплекс с гимнастическими упражнениями, для наилучшего результата, и нормализации не только психоэмоционального состояния, но и физического.

Эксперимент проводился с группой из 5 человек, в возрасте от 16 до 20 лет. Музыкотерапия проводилась три раза в неделю, в конце тренировочного процесса.

Для улучшения не только психоэмоциональной сферы спортсмена но и физической, в комплексе с музыкой были использованы гимнастические упражнения:

1) И.П — сидя, выполнить наклоны головы вперед-назад, вправо-влево (6-8 раз).

2) И.П — сидя, руки к плечам, выполнить вращение плечами вперед-назад на 4 счета (6-8 раз).

3) И.П — сидя, выполнить круговые движения в кистях в правую и левую стороны (5-6 раз).

4) И.П — сидя, руки вдоль туловища. Поднять прямые руки вверх, прогнуться назад, вернуться в И.П(5-6 раз).

5) И.П — лежа на спине, руки вытянуты вперед перед грудью. Прямые руки развести в стороны (вдох), скрестить перед грудью (выдох).

(6-8 раз).

6) И.П — лежа на спине, одна рука вытянута вверх, вторая вдоль туловища. Менять положение рук, двигая ими перед собой (в сагитальной плоскости).

(6-8 раз).

7) И.П — лежа на спине, руки вверх. Максимально тянуть руки вверх, пытаясь что то достать. (6-8 раз).

8) И.П — сидя, палка в руках вперед. 1- палка вверх (вдох), 2- И.П- (выдох).

(6-8 раз).

9) И.П — сидя, палка внизу. 1- палка вверх, 2- палка за голову, 3- палка вверх, 4- И.П. (6-8 раз).

10) И.П — сидя, правая рука на груди, левая на животе. Выполнить диафрагмальное дыхание.

Занятие проводилось в исходном положении сидя и лежа, с использованием гимнастических палок. Были составлены упражнения направленные на расслабление занимающихся, с целью нормализации их мышечной деятельности, и расслаблению в целом организма, после тренировочного процесса. Упражнения специально подбирались в соответствии с тестированием на музыкальные предпочтения. Это было необходимо для гармоничного соотношения музыки и выполняемых упражнений.

Комплексное применение музыкотерапии и ОРУ, оказывают положительное влияние на психоэмоциональную сферу, физическую, расслабляют и помогают спортсмену с ПОДА восстановиться после больших физических и эмоциональных перенапряжений.

3.2 Анализ результатов и их обсуждение

В ходе анализа полученных результатов, после проведения комплекса музыкотерапии в сочетании сОРУ, было выявлено улучшение психоэмоционального состояния у спортсменов с ПОДА, занимающихся фехтованием. Эффективность методики музыкотерапии проводилась на основе оценки психоэмоционального состояния спортсменов с ПОДА, в результате проведенных тестов.

Во всех тестовых заданиях, выполняемых для оценки психоэмоционального состояния, отмечается прирост результатов после окончания курса музыкотерапии.

Таблица 1

Результаты теста Басса-Дарки на уровень агрессивности

Результаты

Тест

до

после

Физическая агрессия

5,4+ 2,1

4,2 + 1,1

Вербальная агрессия

5, 8+ 2,2

4,6+ 1,5

Раздражение

3,6+ 1,5

3,2+ 0,8

Результаты теста Басса-Дарки до проведения музыкотерапии можно считать высоким. Но после проведения музыкотерапии результаты во всех 3 аспектах теста были улучшения. Улучшение результатов в физической агрессии составило -1,2 балла, в вербальной агрессии -1,2 балла, в раздражении -0,4 балла. Наилучшие изменения музыкотерапия оказала на физическую и вербальную агрессию -1,2 балла.

Таблица 2

Результаты теста Спилбергера на оценку ситуативной и личностной тревожности

Тест

Результаты

до

после

Ситуативная тревожность

29, 2+5,4

26, 6+4,9

Личностная тревожность

31+5,5

28,6+4,7

Результаты теста Спилбергера на оценку ситуативной и личностной тревожности до проведения музыкотерапии можно считать: ситуативная тревожность — низкая, личностная тревожность — умеренная. После проведения музыкотерапии показатели улучшились. Ситуативная тревожность -2,6 балла, личностная тревожность -2,4 балла. Можно заметить, что больше проявляется личностная тревожность, чем ситуативная. После проведения музыкотерапии: ситуативная тревожность — низкая, личностная тревожность — низкая.

Таблица 3

Результаты тестов сердечно- сосудистой системы

Тест

Показатели

До проведения музыкотерапии

После проведения музыкотерапии

ЧСС, уд/мин

80,2 + 6,3

77,5 + 4,6

ДАД, мм рт.ст

80,9 + 4,5

79,8 + 4,2

САД, мм рт.ст

128,4 + 3,2

127,7 + 3,3

Результаты тестирования, измерение частоты сердечных сокращений (ЧСС) и артериального давления (АД) показали, что после проведения курса музыкотерапии все показатели были улучшены. Показатели частоты сердечных сокращений понизилась на 2,7 единицы, показатели систолического артериального давления понизились на 0,7 единицы, показатели диастолического артериального давления понизились на 1,1 единицы. Таким образом можно увидеть, что музыкотерапия положительно влияет на сердечно- сосудистую систему спортсменов с ПОДА, и успокаивает сердечный ритм.

Диаграмма 1 Результаты теста на музыкальные предпочтения

Диаграмма 2

Диаграмма 3

Диаграмма 4

В результате тестирования стало известно наиболее приемлемое применение музыкальных композиций. Были выбраны по громкости: умеренно громкая — 49%; по темпу: умеренные — 56%; по тембору: инструментальные — 65% ; по музыкальному архетипу: медитация — 61%. По результатам теста на музыкальные предпочтения был составлен плей-лист с композициями, которые применялись с умеренной громкостью, в умеренном темпе, инструментальные, медитация по архетипу.

Выводы

1. Анализ научно-методической литературы показал, что использование музыкотерапии в качестве средства коррекции психоэмоционального состояния спортсменов с ПОДА занимающихся фехтованием, характеризуется положительным воздействием на психоэмоциональную сферу спортсменов с ПОДА. При прослушивании классической музыки у спортсменов с ПОДА появляется внутреннее спокойствие. Стимулируется мотивационно-познавательная деятельность. Нормализуются эмоционально-поведенческие реакции. Появляется интерес к тренировочному процессу.

2 Нами был разработан комплекс гимнастических упражнений с использованием музыки для спортсменов с ПОДА, занимающихся фехтованием. Комплекс включает в себя общеразвивающие упражнения, направленных на восстановление функционального состояния организма. В ходе эксперимента стало известно, что комплексное применение музыкотерапии и общеразвивающих упражнений положительно влияют на психоэмоциональное состояние спортсменов с ПОДА. Так же было отмечено, что комплексная методика оказывает незначительное влияние и на физическое состояние спортсменов. Произошли незначительные изменения в показателях ЧСС и АД.

3 Представленные результаты показали, что после окончания курса комплексного применения музыкотерапии и ОРУ для спортсменов с ПОДА, заметны положительные изменения в психоэмоциональном состоянии спортсменов.Показатели Басса-Дарки: результаты в физической агрессии составило -1,2 балла, в вербальной агрессии -1,2 балла, в раздражении -0,4 балла. Наилучшие изменения музыкотерапия в комплексе сОРУ оказала на физическую и вербальную агрессию -1,2 балла.

Результаты теста Спилбергера так же были улучшены: ситуативная тревожность -2,6 балла, личностная тревожность -2,4 балла. Так же незначительно были улучшены показатели сердечно- сосудистой системы — показатели частоты сердечных сокращений понизилась на 2,7 единицы, показатели систолического артериального давления понизились на 0,7 единицы, показатели диастолического артериального давления понизились на 1,1 единицы.

Список использованных источников

1. Александров А.А. Аналитико-катартическая терапия эмоциональных нарушений: Учебное пособие / А.А. Александров. СПб.: СпецЛит, 2014. 232 c.

2. Арт-терапия / сост. и общ. ред. Копытина А.И. СПб.: Питер, 2001. 210 с

3. Булюбаш И.Д. Реабилитация пациентов с последствиями спинальной травмы / И. Д. Булюбаш, И. Н. Морозов, М. С. Приходько. Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2011. 272 с.

4. Богомолов A.M. Личностный адаптационный потенциал в контексте системного анализа / А. М. Богомолов // Психологические науки и образование. 2008. № 1. С. 67 — 73.

5. Брискин Ю. А. Адаптивный спорт / Ю. А. Брискин, С. П. Евссев, А. В. Передерий. М.: Советский спорт, 2010. 316 с.

6. Бойко Г. Критерий психологической эффективности реализации системы психолого-педагогического сопровождения в спорте инвалидов / Г. Бойко // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2010. № 2. С. 23-26.

7. Богданович В. Новейшая арт-терапия. О чем молчат искусствоведы / В. Богданович. Пенза: Золотое сечение, 2008. 224 c.

8. Бабушкин Г. Д. Принципы психолого-педагогической подготовки спортсменов / Г. Д. Бабушкин // Физкультурное образование Сибири. 2014. Т. 32, № 2. С. 72-75.

9. Брусиловский Л.С. Музыкотерапия /Руководство по психотерапии. М., 2009. 354 с.

10. Габелкова О. Е. Проявление факторов стресса в разных видах спорта // ППМБПФВС. 2009. №1. С. 38-42.

11. Дубровский В.И. Реабилитация инвалидов-спортсменов. В кн.: Спортивная медицина: Учеб.для студ. высш. учеб. заве дений. 2-е изд., доп. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002, с. 411-417.

12. Ермоленко Е.К. Принципы обследования опорно-двигательного аппарата у спортсменов //Спортивная медицина: Учебное пособие /Под ред. Макаровой Г. А. М., 2002. С. 113-121.

13. Ерёмушкин М.А. Способ оценки общего функционального состояния опорно-двигательного аппарата пациентов с системной патологией скелета / М.А. Ерёмушкин // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. 2003. № 4. С. 19-25.

14. Евсеев С.П. Адаптивный спорт: учеб. пособие / С.П Евсеев. М.: Издательство «Советский Спорт», 2010. 316 с.

15. Зубарева О. В. Клинические особенности психических расстройств при стрессе, вызванном травмой опорно-двигательного аппарата, и роль психотерапии в их лечении: дис.. канд. мед. наук: 14.00.18 / Зубарева Ольга Викторовна. М, 2006. 134 с.

16. Ильин Е. П. Психология спорта / Е. П. Ильин. Санкт- Петербург: Питер, 2010. 352 с.

17. Ильин Е.П. Психология воли. 2-е изд. СПб.: Питер, 2009. 233 с.

18. Калина Л. А. Эффективное использование музыкотерапии и песочной терапии [Текст] / Калина Л. А. // Социальная работа. 2015. № 8. С. 58-60.

19. Корнева М. А. Особенности мотивации спортсменов- инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата / М. А. Корнева, А. С. Махов, О. Н. Степанова // Теория и практика физической культуры. 2014. № 6. С. 55-58

20. Корнишин И. И. Роль психологической подготовки к спортивным соревнованиям // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. 2011. №4 (49).

C. 55- 56.

21. Лысенко И.А. Историко-организационные аспекты развития спорта инвалидов / И.А. Лысенко // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2009. №2. С. 87-91.

22. Лукутина А. И. Психические нарушения у пациентов с травмой опорно-двигательного аппарата: дисс.. канд. медицинских наук: 14.00.18 / Лукутина Анастасия Игоревна. М., 2008. 130 с.

23. Меньщикова А.Л. Публичность соревнований как фактор психологического воздействия на личность // Спортивная психология в трудах отечественных специалистов: хрестоматия.СПб.: Питер, 2012. С. 355- 361.

24. Махов А. С. Адаптивный спорт в России и за рубе- жом: становление, организация, регулирование: моногр. / А. С. Махов. М.: РУДН, 2011. 196 с.

25. Марьясова Д.А., Линде Е.В., Орджоникидзе З.Г. Психофизиологическая оценка функционального состояния спортсменов-паралимпийцев // Лечебная физкультура и спортивная медицина. 2011. № 10. С. 27-31.

26. Марьясова Д. А. Психическая адаптация спортсменов-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата [Текст]: автореф. дис.. канд. мед. наук: 14.01.06, 14.03.11 / Д. А. Марьясова ; [Моск. гос. мед.-стоматол. ун-т им. А. И. Евдокимова]. Москва, 2013. 26 с.

27. Никитин В.Н. Арт-терапия: Учебное пособие / В.Н. Никитин. М.: Когито-Центр, 2014. 328 c.

28. Орджоникидзе З.Г., Марьясова Д.А., Линде Е.В., Павлов В.И., Пенкин И.А. Методы оценки психопатологической симптоматики и качества жизни спортсменов с патологией опорно-двигательного аппарата // Лечебная физкультура и спортивная медицина. 2012. № 11. С. 45-53.

29. Петров С. В., Несин А. Н., Венжега Р. А., Сасик А. С. Психологи-ческое состояние спортсменов перед основными соревнованиями // ППМБПФВС. 2008. №6. C. 204-207.

30. Павлов В.И, И. А. Пенкин // Лечебная физкультура и спортивная медицина. 2012. № 11. С. 45-53.

31. Пенкин И.А. Фехтование на колясках. Медицинская классификация. /Е.Б. Белкина, И.А. Пенкин, М.Я. Привалова // Научно-методические проблемы спортивного фехтования: Материалы IV Всероссийской научно- практической конференции. Смоленск. 2009. С. 120-126.

32. Пенкин И.А. Оценка состояния психо-эмоциональной сферы у спортсменов — инвалидов сборной команды России по фехтованию / И.А. Пенкин // Эргономические проблемы современного спорта: Международная 16 очно — заочная научно — практическая конференция. Малаховка.: МГАФК. 2013г. С. 21.

33. Психология спорта: учеб.пособие / Т. В. Огородова; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. Ярославль: ЯрГУ, 2013. 120 с.

34. Полозов А.А, Н.Н. Модули психологической структуры в спорте: монография / А.А. Полозов, Н.Н. Полозова. М.: 2009. 296 с.

35. Родионов А. В. Психология физического воспитания и спорта / А. В. Родионов. М., 2010. 256 С.

36. Сафонов В. К., Просвирнин С. Г. Переживание как фактор успешности в спорте // Вестн. С.-Петерб.ун-та. 2008. Сер. 12. Вып. 4. С. 373-380.

37. Сафонов В.К Агрессия в спорте — СПб, Изд-во СПб ГУ, 2003. 157 с.

38. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов / Сост. и общая редакция И. П. Волкова. СПб.: Питер, 2002. 384.

39. Самсонова Г.О. Звукотерапия. Музыкальные оздоровительные технологии / Г.О. Самсонова. Тула — Москва: Дизайн-Коллегия, 2009. 248 с.

40. Трошин В.Д. Стресс и стрессогенные расстройства. Диагностика лечение и профилактика / В.Д. Трошин. М.: Медицинское информационное агентство, 2007. 784 с.

41. Тышлер Д.А. Управление подготовкой квалифицированных фехтовальщиков: метод.пособие / Д.А. Тышлер, С.Н. Колганов. М.: ООО «Принт Центр», 2007. 47 с.

42. Терехова (Марьясова) Д.А., Космынин В. С. Влияние уровня мотивации и склонности к риску на работоспособность спортсменов различных специализаций // Спортивный психолог. — 2009. — № 2(17).

— С.54-57.

43. Терехова (Марьясова) Д.А., Лещук О. Н. 12 Всемирный Конгресс Международной Ассоциации спортивной психологии (ISSP).

Встреча с новыми возможностями и соединение культурных взглядов в области спортивной психологии и физического воспитания // Спортивный психолог. 2009. № 3(18).

С. 83-86.

44. Физическая реабилитация и спорт инвалидов: нормативно-правовые документы, механизмы реализации, практический опыт, рекомендации: Учебно-методическое пособие. / Автор-составитель А. В. Царик. М.: «Советский спорт»; 2000.

45. Цыганков Б.Д., Марьясова Д.А., Пенкин И.А. Психологические и клинико-психопатологические особенности спортсменов-паралимпийцев // Психическое здоровье. 2012. №3. С. 25-28.

46. Цукерман В.С. Музыка и слушатель. Опыт социологического исследования. М., 2008. 254 с.

47. Черникова О.А. Психологические особенности спортивной эмоции/ О.А. Черникова/ Спортивный психолог. 2008. №3(15).

С. 77-84.

Размещено на