Федеральное государственное бюджетное образовательное
Учреждение высшего образования
«Мурманский арктический государственный университет»
(ФГБОУ ВО «МАГУ»)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Б1.В.ОД.7 КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
образовательной программы
по направлению подготовки бакалавриата
Психолого-педагогическое образование
Профиль Психология образования
(код и наименование направления подготовки с указанием профиля)
Очная форма обучения
Составитель: Храпенко И.Б., канд.психол.наук, доцент кафедры психологии ФГБОУ ВО МАГУ | Утверждено на заседании кафедры психологии Психолого-педагогического института (протокол №10 от 25.06 2016 г.) Зав. кафедрой И.А. Синкевич |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
Учреждение высшего образования
«Мурманский арктический государственный университет»
(ФГБОУ ВО «МАГУ»)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Б1.В.ОД.7 КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
образовательной программы
по направлению подготовки бакалавриата
Психолого-педагогическое образование
Профиль Психология образования
(код и наименование направления подготовки с указанием профиля)
Очная форма обучения
Составитель: Храпенко И.Б., канд.психол.наук, доцент кафедры психологии ФГБОУ ВО МАГУ | Утверждено на заседании кафедры психологии Психолого-педагогического института (протокол №10 от 25.06 2016 г.) Зав. кафедрой _______________И.А. Синкевич |
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля).
Планы практических занятий
Практическое занятие 1.
Предмет, проблемы и задачи клинической психологии детей раннего и дошкольного возраста.
План занятия.
1. Клиническая психология, медицина и дефектология (специальная педагогика и психология) в изучении развития речи">нарушений психического развития дошкольников: предмет и методы изучения.
2. Исследование и обследование дошкольников: основные проблемы и задачи.
3. Профилактика и реабилитация дошкольников.
4. Схема обследования ребенка.
Основная литература
1. Зверева Н. В. Клиническая психология детей и подростков: учебник для обучающихся по направл. подгот. 050400 — Психолого-педагогическое образование / Зверева Н. В., Горячева Т. Г. — 2-е изд., испр. — М. : Академия, 2015. — 272 с.
2. Орлова, Е. А. Клиническая психология: [учебник для студ. вузов, обуч. по психол. и пед. спец.] / Е. А. Орлова, Н. Т. Колесник ; отв. ред. Г. И. Ефремова. — М. : Юрайт, 2011. — 363 с. Патопсихология: теория и практика / под ред. И. Ю.Левченко. – М. : Академия, 2013.
Дополнительная литература
1. Блейхер, В. М. Клиническая патопсихология / В. М. Блейхер, И. В. Крук, С. Н. Боков. – М. – Воронеж, 2002. – С. 7-21 (патопсихология и медицинская психология; задачи патопсихологического исследования).
2. Большой психологический словарь. – 4-е изд. / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – М. : АСТ : АСТ МОСКВА ; СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009.
3. Буянов, М. И. Беседы о детской психиатрии / М. И. Буянов. — М., 1986. — С. 5-40 (история, предмет и методы психиатрии).
4. Менделевич, В. Д. Клиническая и медицинская психология / В. Д. Менделевич. – М.: МЕДпресс-Информ, 2008 (и др. издания).
5. Сидоров, П. И. Клиническая психология / П. И. Сидоров, А. В. Парняков. – Екатеринбург : Деловая книга, 2001.
Задание для самостоятельной работы:
1) подготовить ответы на вопросы;
2) выписать основные понятия, характеризующие нарушения психического развития: психическая аномалия и дизонтогения, психологический дефицит, ретардация, психическая депривация, деменция, регрессия, фрустрация, стресс, дефект и дефективность, компенсация;
3) выписать определения клинической психологии, медицинской психологии, патопсихологии, нейропсихологии, соматологии, дефектологии, психиатрии, психопатологии, специальной педагогики и специальной психологии;
4) выписать термины: психологический диагноз; психиатрический диагноз; экспертиза; психокоррекция; психотерапия; психопрофилактика; психологическая реабилитация.
Практическое занятие 2.
Клинико-психологическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста
План занятия.
1. Изучение проблемы дефекта и компенсации как предпосылка клинико-психологической диагностики.
2. Основные принципы диагностической работы с пациентом. Принципы построения патопсихологического эксперимента. Методики патопсихологического исследования (по С. Я. Рубинштейн).
3. Общая характеристика методов клинической психологии (по Б. В. Зейгарник).
Различение методов патопсихологии и психопатологии. Методы клинической психологии и психиатрии при работе с детьми раннего и дошкольного возраста.
4. Принципы построения эксперимента в клинической (медицинской) психологии и патопсихологии при работе с детьми раннего и дошкольного возраста.
5. Установление клинико-психологического диагноза. Понятие о структуре патопсихологического синдрома. Необходимые виды диагноза (по Л. С. Выготскому): симптоматический, синдромологический, этиологический, типологический.
6. Основные требования к составлению психодиагностических заключений.
7. Схема психологического обследования ребенка. Сбор анамнеза. Написание психологического заключения.
Вопросы для обсуждения.
- Представление о первичных и вторичных нарушениях (симптомах) в структуре дефекта. Механизмы формирования вторичных нарушений. Что такое первичные, вторичные, третичные симптомы (по Л. С. Выготскому)?
2. В чем заключается специфика клинико-психологического метода?
Основная литература
1.Зверева Н. В. Клиническая психология детей и подростков: учебник для обучающихся по направл. подгот. 050400 — Психолого-педагогическое образование / Зверева Н. В., Горячева Т. Г. — 2-е изд., испр. — М. : Академия, 2015. — 272 с.
2.Орлова, Е. А. Клиническая психология: [учебник для студ. вузов, обуч. по психол. и пед. спец.] / Е. А. Орлова, Н. Т. Колесник ; отв. ред. Г. И. Ефремова. — М. : Юрайт, 2011. — 363 с. Патопсихология: теория и практика / под ред. И. Ю. Левченко. – М. : Академия, 2013.
Дополнительная литература
1. Блейхер В. М. Клиническая патопсихология / В. М. Блейхер, И. В. Крук, С. Н. Боков. – М. – Воронеж, 2002. – С. 397-427 (патопсихологические исследования в детской и подростковой психиатрии); С. 428-429 (заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования).
2. Стребелева Е. А.Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего возраста и дошкольного возраста : пособие для учителя-дефектолога : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. «Тифлопедагогика» [и др.] / Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина. — М. : ВЛАДОС, 2008. — 143 с. (15 экз.)
Задание:
1) подготовить ответы на вопросы;
2) сделать конспекты по работам Л.С. Выготского;
3) выписать схему психологического заключения.
Практическое занятие 3.
Проблема нормы и патологии: критерии для раннего и дошкольного возраста
План занятия.
1. Понятие о психическом здоровье.
2. Факторы, определяющие психическое здоровье человека.
3. Проблемы нормы и патологии в функциональной медицине и психологии. Статистическое понятие нормы. Норма как зона оптимума. Понятие нормы реакции. Норма как характеристика функции и как характеристика субъекта.
Вопросы для обсуждения.
4. Антипсихиатрия.
5. Виды патологических нарушений психики человека.
6. Реакция, состояние и болезнь как варианты аномального развития.
Основная литература
1. Зверева Н. В. Клиническая психология детей и подростков: учебник для обучающихся по направл. подгот. 050400 — Психолого-педагогическое образование / Зверева Н. В., Горячева Т. Г. — 2-е изд., испр. — М. : Академия, 2015. — 272 с.
2. Орлова, Е. А. Клиническая психология: [учебник для студ. вузов, обуч. по психол. и пед. спец.] / Е. А. Орлова, Н. Т. Колесник ; отв. ред. Г. И. Ефремова. — М. : Юрайт, 2011. — 363 с. Патопсихология: теория и практика / под ред. И. Ю. Левченко. – М. : Академия, 2013.
Дополнительная литература
1. Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии / В. М. Астапов. — М., 1994. — С. 6-16 (к 2 и 3 вопросу).
2. Блейхер В. М. Практическая патопсихология / В. М. Блейхер, И. В. Крук, С. Н. Боков. — Ростов-на-Дону : Феникс, 1996. – С. 38-43 (патопсихологические синдромы).
3. Блейхер В. М. Клиническая патопсихология / В. М. Блейхер, И. В. Крук, С. Н. Боков. – М. – Воронеж, 2002. – С. 397-427 (патопсихологические исследования в детской и подростковой психиатрии); С. 428-429 (заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования).
4. Блейхер В. М. Толковый словарь психиатрических терминов. В 2-х тт. / В. М. Блейхер И. В. Крук. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
5. Братусь, Б. С. Аномалии личности / Б. С. Братусь. — М., 1988. – С. 6-62 (проблема нормы психического развития); С. 62-121 (гипотеза об уровнях психического здоровья).
6. Буянов, М. И. Беседы о детской психиатрии / М. И. Буянов. — М., 1986. — С. 17-18 (к 1 и 3 вопросу); с. 22-28, 41-42 (к 5 вопросу).
7. Захаров, А. И. Классификация нервных нарушений у детей, их проявления и распространенность / А. И. Захаров // Хрестоматия. Дети с нарушениями развития. / сост. В.М. Астапов. — М. : Межд. пед. акад., 1995. — С. 48-62.
8. Пожар, Л. Психология аномальных детей и подростков патопсихология / Л. Пожар. — Москва-Воронеж, 1996. — С. 48-71 (проблема нормы и абнормальности).
9. Справочник по психиатрии / под ред. А. В.Снежневского — М. : Медицина, 1985. — С. 4-15, 43-82.
10. Якубик, А. Истерия / А. Якубик. – М. : Медицина, 1982. — С. 125-131 (антипсихиатрия).
Задание для самостоятельной работы:
1) подготовить ответы на вопросы;
2) выписать понятия «анамнез», «симптом», «синдром», «регистр-синдром»;
3) выписать основные группы психических нарушений, психопатологические и патопсихологические синдромы (в виде таблицы);
4) подготовить конспект по работе А.Якубик (с. 125-131) и по работе Л.Пожар (с. 48-71).
Практическое занятие 4.
Психотические нарушения в раннем и дошкольном возрасте
1. Факторы, обусловливающие психотические нарушения в раннем и дошкольном возрасте.
2. Нарушения сознания, эндогенные психозы и психогенные психотические нарушения в раннем и дошкольном возрасте.
Вопросы для обсуждения.
1.Перспективы развития коррекции нарушений детей с нарушением сознания, эндогенных психозов и психогенных нарушений.
Основная литература
1. Зверева Н. В. Клиническая психология детей и подростков: учебник для обучающихся по направл. подгот. 050400 — Психолого-педагогическое образование / Зверева Н. В., Горячева Т. Г. — 2-е изд., испр. — М. : Академия, 2015. — 272 с.
2. Орлова, Е. А. Клиническая психология: [учебник для студ. вузов, обуч. по психол. и пед. спец.] / Е. А. Орлова, Н. Т. Колесник ; отв. ред. Г. И. Ефремова. — М. : Юрайт, 2011. — 363 с. Патопсихология: теория и практика / под ред. И. Ю. Левченко. – М. : Академия, 2013.
Дополнительная литература
1. Блейхер, В. М. Клиническая патопсихология / В. М. Блейхер, И. В. Крук, С. Н. Боков. – М. – Воронеж, 2002. – С. 397-427 (патопсихологические исследования в детской и подростковой психиатрии); С. 428-429 (заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования).
2. Международная классификация болезней (10-й пересмотр).
Классификация психических и поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике. Всемирная Организация Здравоохранения. — СПб.: «Оверлайд», 1994.
3. Менделевич, В. Д. Клиническая и медицинская психология / В. Д. Менделевич. – М. : МЕДпресс-Информ, 2008 (и др. издания).
Задание для самостоятельной работы:
1) сделать выписки по вопросам в виде таблицы с указанием психического нарушения, его клинической и психологической характеристики:
Название нарушения | Клиническая характеристика | Психологическая характеристика |
2) подготовить рефераты и доклады по вопросам.
Практическое занятие 5.
Неврозы и реактивные состояния у детей раннего и дошкольного возраста
План занятия.
1. Факторы, определяющие неврозы и реактивные состояния.
2. Общая характеристика неврозов и реактивных состояний: классическая триада (истерия, обсессивный невроз и неврастения); неврозы страха; депрессивный и астенический невроз; ипохондрия.
3. Психогенные характерологические и патохарактерологические реакции.
Вопросы для обсуждения.
1. Системные неврозы (заикание, тики, расстройство сна, энурез и энкопрез).
2. Психосоматические нарушения как проявления или последствия неврозов.
3. Неврозы и реактивные состояния у детей.
4. Нервная анорексия.
Основная литература
1. Зверева Н. В. Клиническая психология детей и подростков: учебник для обучающихся по направл. подгот. 050400 — Психолого-педагогическое образование / Зверева Н. В., Горячева Т. Г. — 2-е изд., испр. — М. : Академия, 2015. — 272 с.
2. Орлова, Е. А. Клиническая психология: [учебник для студ. вузов, обуч. по психол. и пед. спец.] / Е. А. Орлова, Н. Т. Колесник ; отв. ред. Г. И. Ефремова. — М. : Юрайт, 2011. — 363 с. Патопсихология: теория и практика / под ред. И. Ю. Левченко. – М. : Академия, 2013.
Дополнительная литература
1. Блейхер, В. М. Клиническая патопсихология / В. М. Блейхер, И. В. Крук, С. Н. Боков. – М. – Воронеж, 2002. – С. 397-427 (патопсихологические исследования в детской и подростковой психиатрии); С. 428-429 (заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования).
2. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста : метод. пособие : с прил. альбома «Наглядный материал для обследования детей» / Е. А. Стребелева [и др.] ; под ред. Е. А. Стребелевой. — 4-е изд. — М. : Просвещение, 2009. — 164 с. (5 экз.)
3. Сидоров, П. И. Введение в клиническую психологию / П. И. Сидоров, А. В. Парняков. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010.
Задание для самостоятельной работы:
1) подготовить ответы на вопросы;
2) сделать выписки по 2-му, 4-му, 5-му вопросу в виде таблицы с указанием нарушения, его клинической и психологической характеристики;
Название нарушения | Клиническая характеристика | Психологическая характеристика |
3) подготовить рефераты и доклады по вопросам.
Практическое занятие 6
Проблемы дизонтогенеза
План занятия.
1. Понятие дизонтогенеза.
2. Общая характеристика нарушений психического развития детей и подростков (недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, дефицитарное развитие, искаженное развитие, дисгармоническое развитие личности).
3. Основные понятия и закономерности дизонтогенеза.
4. Характеристика основных нарушений интеллектуальной сферы в детском возрасте (олигофрении, органического поражения ЦНС и задержки психического развития).
5. Олигофрения: факторы возникновения, основные проявления, стадии олигофрении, особенности обучения и воспитания больных детей. Методы психологической диагностики олигофрении.
Вопросы для обсуждения.
1. Психологические особенности детей с органическим поражением ЦНС, принципы психолого-педагогической работы с ними.
2. Дети с задержкой психического развития: причины ЗПР, проявления и формы ЗПР, особенности обучения и воспитания детей с ЗПР.
3. Особенности интеллектуальной сферы педагогически запущенных детей.
4. Дифференциальная диагностика в определении олигофрении, задержки психического развития и органического поражения ЦНС.
5. Особенности психического развития детей, имеющих проблемы депривации и воспитывающихся в приюте.
6. Психолого-педагогическая коррекция детей в классах выравнивания, компенсаторного обучения и педагогической поддержки.
Основная литература
1. Зверева Н. В. Клиническая психология детей и подростков: учебник для обучающихся по направл. подгот. 050400 — Психолого-педагогическое образование / Зверева Н. В., Горячева Т. Г. — 2-е изд., испр. — М. : Академия, 2015. — 272 с.
2. Орлова, Е. А. Клиническая психология: [учебник для студ. вузов, обуч. по психол. и пед. спец.] / Е. А. Орлова, Н. Т. Колесник ; отв. ред. Г. И. Ефремова. — М. : Юрайт, 2011. — 363 с. Патопсихология: теория и практика / под ред. И. Ю. Левченко. – М. : Академия, 2013.
Дополнительная литература
1. Блейхер, В. М. Клиническая патопсихология / В. М. Блейхер, И. В. Крук, С. Н. Боков. – М. – Воронеж, 2002. – С. 397-427 (патопсихологические исследования в детской и подростковой психиатрии); С. 428-429 (заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования).
2. Екжанова Е. А. Специальная психология и коррекционная педагогика. Учебная программа курса / Е. А. Екжанова. – М., 2000.
3. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста : метод. пособие : с прил. альбома «Наглядный материал для обследования детей» / Е. А. Стребелева [и др.] ; под ред. Е. А. Стребелевой. — 4-е изд. — М. : Просвещение, 2009. — 164 с. (5 экз.)
4. Сидоров, П. И. Введение в клиническую психологию / П. И. Сидоров, А. В. Парняков. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010.
Задание для самостоятельной работы:
1) подготовить ответы на вопросы;
2) сделать конспект по работе Гарбузова, с. 57-66;
3) сделать таблицу по характеристике основных нарушений психического развития у детей;
Название нарушения | Общая характеристика и виды | Этиология | Методы диагностики |
Недоразвитие | |||
Задержанное развитие | |||
Поврежденное развитие | |||
Дефицитарное развитие | |||
Искаженное развитие | |||
Дисгармоничное развитие |
4) подготовить программу обследования ребенка с одним из вариантов нарушений: задержка психического развития; умственная отсталость; педагогическая запущенность; органическое поражение ЦНС; аномалия органов чувств; наличие хронизирующего соматического заболевания; указать методы диагностики.
5) подготовить доклады и рефераты по теме.
Нарушения интеллектуальной сферы у детей раннего и дошкольного возраста
План занятия.
1. Нарушения восприятия и методы их исследования. Агнозии. Нарушения мотивационной стороны восприятия.
2. Нарушения внимания и методы их исследования.
3. Нарушения памяти и методы их исследования.
4. Нарушения мышления и методы их исследования.
5. Нарушения речи (нарушения фонетической, грамматической и лексической стороны речи, афазии).
6. Нарушение умственной работоспособности, их изучение.
Вопросы для обсуждения.
1. Нарушение интеллектуальной сферы при психотических нарушениях.
2. Нарушение интеллектуальной сферы при олигофрении.
3. Нарушение интеллектуальной сферы при эпилепсии и органических поражениях ЦНС (особенности восприятия, мышления, памяти).
4. Нейропсихологические вопросы нарушения интеллектуальной сферы.
Основная литература
1.Зверева Н. В. Клиническая психология детей и подростков: учебник для обучающихся по направл. подгот. 050400 — Психолого-педагогическое образование / Зверева Н. В., Горячева Т. Г. — 2-е изд., испр. — М. : Академия, 2015. — 272 с.
2.Орлова, Е. А. Клиническая психология: [учебник для студ. вузов, обуч. по психол. и пед. спец.] / Е. А. Орлова, Н. Т. Колесник ; отв. ред. Г. И. Ефремова. — М. : Юрайт, 2011. — 363 с. Патопсихология: теория и практика / под ред. И. Ю. Левченко. – М. : Академия, 2013.
Дополнительная литература
1. Блейхер, В. М. Клиническая патопсихология / В. М. Блейхер, И. В. Крук, С. Н. Боков. – М. – Воронеж, 2002. – С. 397-427 (патопсихологические исследования в детской и подростковой психиатрии); С. 428-429 (заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования).
2. Орлова, Е. А. Клиническая психология : [учебник для студ. вузов, обуч. по психол. и пед. спец.] / Е. А. Орлова, Н. Т. Колесник ; отв. ред. Г. И. Ефремова. — М. : Юрайт, 2011. — 363 с. (41 экз.)
3. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста : метод. пособие : с прил. альбома «Наглядный материал для обследования детей» / Е. А. Стребелева [и др.] ; под ред. Е. А. Стребелевой. — 4-е изд. — М. : Просвещение, 2009. — 164 с. (5 экз.)
4. Сидоров, П. И. Введение в клиническую психологию / П. И. Сидоров, А. В. Парняков. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010.
Задание для самостоятельной работы:
1) подготовить ответы на вопросы;
2) выписать основные интеллектуальные нарушения, оформить все в виде таблицы;
Классы нарушений мышления | Вид нарушения | Общая характеристика нарушения | Какой психической патологии соответствует |
1.По темпу | 1) ускорение; 2) замедление | ||
2.По стройности | 1) разорванность; 2) бессвязность; 3) инкогерентность; 4) вербигерация; 5) паралогическое мышление; 6) амбитендентность 7) шперрунги. | ||
3.Нарушение операциональ-ной стороны мышления | 1) снижение уровня обобщения; 2) искажение уровня обобщения. | ||
4.Нарушение целенаправлен-ности | 1) резонерство; 2) аутизм; 3) символизм; 4) персеверации; 5) обстоятельность; 6) разноплановость; 7) соскальзывания 8) некритичность; 9) речевой полисемантизм; вязкость. | ||
5.Нарушение продуктивности мышления | 1) навязчивые идеи; 2) сверхценные идеи 3) бредовые идеи; 4) неологизмы. |
3) выписать определения «агнозия», «апраксия», «амнезия», «афазия», «акалькулия», «алексия», «аграфия»; указать их виды;
4) подготовить доклады и рефераты по теме.
Лабораторно-практическое занятие 10.
Личностные и поведенческие нарушения
У детей раннего и дошкольного возраста
1. Патопсихологические исследования в детской психиатрии.
2. Дисгармоничное психическое развитие: общая характеристика.
3. Акцентуации личности: факторы формирования, формы и их проявления, методы диагностики и возможности коррекции.
4. Психопатии: общая характеристика, основные формы.
5. Недостатки характера у детей. Патохарактерологическое формирование личности. Невротическое формирование личности.
6. Факторы риска дезадаптации в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте.
Вопросы для обсуждения.
1. Основные синдромы психических нарушений у детей в различных возрастах.
2. Синдромы первых лет жизни: синдром невропатии и синдромы раннего детского аутизма.
3. Синдромы страхов у детей.
4. Гипердинамический синдром.
5. Синдромы психических нарушений пубертатного возраста; гебоидный синдром; синдром дисморфофобии; синдром односторонних сверхценных интересов.
6. Нервные нарушения у детей. Минимальная мозговая дисфункция. Невропатия. Органические поражения нервной системы.
Основная литература
1.Зверева Н. В. Клиническая психология детей и подростков: учебник для обучающихся по направл. подгот. 050400 — Психолого-педагогическое образование / Зверева Н. В., Горячева Т. Г. — 2-е изд., испр. — М. : Академия, 2015. — 272 с.
2.Орлова, Е. А. Клиническая психология: [учебник для студ. вузов, обуч. по психол. и пед. спец.] / Е. А. Орлова, Н. Т. Колесник ; отв. ред. Г. И. Ефремова. — М. : Юрайт, 2011. — 363 с. Патопсихология: теория и практика / под ред. И. Ю. Левченко. – М. : Академия, 2013.
Дополнительная литература
1. Блейхер, В. М. Клиническая патопсихология / В. М. Блейхер, И. В. Крук, С. Н. Боков. – М. – Воронеж, 2002. – С. 397-427 (патопсихологические исследования в детской и подростковой психиатрии); С. 428-429 (заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования).
Задание для самостоятельной работы:
1) подготовить ответы на вопросы;
2) выписать в виде таблицы основные акцентуации характера, формирующиеся в детском возрасте, ориентируясь на работы Эйдемиллера и Юстицкиса;
Название акцентуации (синонимы) | Этиогенез, факторы формирования акцентуации | Основные проявления | Возможности адаптации (в игре, общении), коррекция |
3) подготовить рефераты и доклады по вопросам.