Кафедра психологии и педагогики с курсом медицинской психологии, психотерапии педагогики по 3

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения и

социального развития Российской Федерации

ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздравсоцразвития России

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

по дисциплине «Психология и педагогика»

для специальности 060201 – Стоматология (очная форма обучения)

К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 5

ТЕМА:«Основные направления развития человека.

Периодизация возрастного развития в отечественной и зарубежной психологии»

Утверждена на кафедральном заседании

протокол № ____от «___»_________________ 2011 г.

Заведующий кафедрой

д.псх.н., доцент_________________________________Логинова И.О.

Составители:

к.псх.н., доцент_________________________________Чупина В.Б.

преподаватель _________________________________Чернова Е.И

преподаватель__________________________________Сенченко Г.В.

Красноярск

2011

1. Занятие № 5

Тема: «Основные направления развития человека. Периодизация возрастного развития в отечественной и зарубежной психологии».

2. Форма организации занятия: семинарское.

3. Значение изучения темы.

Проблема индивидуального подхода к личности растущего человека продолжает оставаться актуальной. Работа с детьми, уход за ними, больными и здоровыми, правильная оценка их поведения, реакций, поступков, требуют специальных знаний, прежде всего знакомства с этапами психического и физического развития ребенка. При этом возникает ряд не только управленческих вопросов, но и необходимость владения психологическими приемами взаимодействия с человеком разного возраста.

4. Цели обучения:

— общая: обучающийся должен обладать способностью и готовностью использовать на практике методы гуманитарных, социальных, экономических, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1); способностью к аргументации, ведению дискуссии, к социальному взаимодействию с обществом, коллективом, семьей, друзьями, партнерами; к толерантности, уважению и принятию Другого; к социальной мобильности (ОК-8); способностью осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм; способен соблюдать правила врачебной этики и деонтологии, законы и нормативные акты по работе с конфиденциальной информацией (ОК-11); способностью и готовностью изучать научно-медицинскую и парамедицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК- 46); способностью и готовностью к участию в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов научных исследований (ПК- 48); способностью и готовностью к обучению пациентов правилам медицинского поведения; к общению и взаимодействию с обществом, коллективом, семьей, партнерами, пациентами и их родственниками, к обучению пациентов гигиене полости рта (ПК- 49).

4 стр., 1800 слов

Развитие способности к концентрации внимания у студентов ВУЗа ...

... распределению внимания у студентов вуза психолого-педагогического направления. Гипотеза исследования: развитие способности к концентрации внимания у студентов вуза психолого-педагогического направления является ... 2. Определить возрастные особенности старшего юношеского возраста, которые взаимосвязаны с развитием способности к концентрации внимания. 3. Провести теоретический анализ влияния социально- ...

— учебная: знать предмет, задачи, методы психологии и педагогики; основы возрастной психологии и психологии развития; основы теории воспитания, закономерности педагогического взаимодействия, педагогические аспекты деятельности врача; уметь использовать психолого-педагогические знания в своей профессиональной деятельности: в процессе разработки медико-психологической тактики лечения; применять полученные знания в процессе выстраивания взаимоотношений с пациентом, с коллегами и использовать их в научно-исследовательской работе; владеть навыками учета психологических особенностей пациента в процессе его лечения.

5. План изучения темы:

5.1. Контроль исходного уровня знаний.

Фронтальный опрос.

  1. Предмет и задачи возрастной психологии.
  2. Категории и компоненты возраста.
  3. Основные направления в формировании подходов ведущих факторов психического развития.
  4. Методы исследования, используемые в возрастной психологии. Достоинства и недостатки методов при работе в разных возрастных группах.
  5. Основные возрастные периодизации
  6. Периодизация психического развития по Д. Б. Элькониным.
  7. Кризис как переломный момент психического развития. Основные кризисы развития.

5.2. Основные понятия и положения темы.

Возрастная психология – это область знаний, которая изучает психологические особенности формирования личности на разных возрастных этапах. Возрастная психология – это раздел психологии, в настоящее время выступает как самостоятельная дисциплина. Делится на подразделы: детская, подростковая психология, психология юности, взрослости, старости (геронтопсихология).

Каждый раздел изучает динамику психической жизни человека в рамках данного возраста, т.е. онтогенез.

13 стр., 6193 слов

Психология деятельности нотариата

... последствия. Нотариально удостоверенные документы обладают повышенной доказательственной силой. Нотариальная деятельность является некоммерческой деятельностью, не является предпринимательством и не преследует цели извлечения ... морали, обеспечиваются общественным мнением и собственной совестью, а с развитием права стали обеспечиваться юридическими санкциями. Именно мирным урегулированием дел ...

Онтогенез – индивидуальное развитие человека с момента оплодотворения яйцеклетки до конца жизни.

Возрастная психология отмечает те сравнительно медленные, но основательные количественные и качественные изменения, которые происходят в психике и поведении детей при их переходе из одной возрастной группы в другую. Обычно эти периоды охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев для младенцев до ряда лет для детей старшего возраста.

Предметом возрастной психологии является изучение и представление в виде научных фактов и соответствующих теорий основных особенностей психического развития детей при их переходе из одного возраста в другой, включая разносторонние содержательные психологические особенности детей разного возраста.

Т. о., возрастная психология – отрасль психологии, изучающая закономерности психического развития и формирования личности на разных возрастных этапах.

Объект исследований – закономерности развития и формирования личности.

Основные проблемы возрастной психологии.

1. Категория возраста.

Возраст – это категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития.

Различают хронологический (паспортный) возраст и психологический.

Хронологический возраст обозначает длительность существования человека с момента рождения.

Психологический возраст — это определенная, качественно своеобразная ступень онтогенеза, обусловленная закономерностями формирования организма, условиями жизни, воспитания и обучения.

Выделяют следующие компоненты возраста.

1. Социальная ситуация развития – совершенно своеобразные, специфические для данного возраста, исключительно единственные и неповторимые отношения между ребенком и окружающей его действительностью. (Л. С. Выготский).

Для каждого возраста в зависимости от ССР характерны типичные формы отношений и поведения.

2. Новообразования – психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данном возрастном этапе и которые определяют ход дальнейшего психического развития.

3. Ведущая деятельность – это деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому и поведенческому развитию ребенка в данный период его жизни и ведущая развитие за собой (Эльконин Д.Б.).

Принцип ведущей деятельности глубоко разработан в трудах А.Н.Леонтьева. Сущность этого принципа заключается в том, что в первую очередь именно в процессе ведущей деятельности ребенка в каждом периоде его развития складываются новые отношения, новый тип знаний и способы их получения, что существенно меняет познавательную сферу и психологическую структуру личности. Таким образом, каждая ведущая деятельность способствует появлению характерных только для этого возраста качественных особенностей, или, как их называют, новообразований возраста.

5 стр., 2472 слов

Раздел 2. Особенности применения психолого-педагогических диагностик ...

... исследования уровней развития художественно-творческой деятельности детей и подростков   6. Диагностическое обеспечение определения уровней развития творческого (дивергентного) мышления детей и подростков ... стадии изобразитель­ной деятельности детей. Критерии определения уровней развитости образного (невербального) компонента воображения для испытуемых всех возрастов: первый уровень - ...

Но в пределах одной и той же деятельности, характерной для одного возраста, можно выделить различные этапы, причем развитие ребенка на каждом из них не одинаково. В процессе деятельности общения у ребенка формируются в первую очередь потребности, цели, мотивы деятельности.

2. Закономерности психического развития

Психическое развитие – закономерное изменение психических явлений во времени, выражающееся в их количественных, качественных и структурных преобразованиях (А. В. Петровский).

Развитие идет при взаимодействии трех факторов: генетического (наследственного), социальной среды, обстоятельства жизни.

Существует несколько подходов к пониманию ведущего фактора в психическом развитии.

1. Биогенетическое направление.

Психическое развитие – результат преобразований заложенных задатков. Соответственно развитие идет по законам биологического созревания организма. Определяющим фактором являются генетические предпосылки. Воспитание, обучение являются лишь внешними факторами, способными либо затормозить, либо ускорить процесс выявления природных психических качеств. Сторонниками этого подхода можно назвать Вильяма Прейера, Карла Бюлера, Стенли Холла.

2.Социогенетическое направление

Психическое развитие – результат влияния общества, социальной среды. Главное в человеке – его опыт, а опыт зависит от социальной среды.

Сторонниками этого подхода можно назвать таких психологов как Э. Дюркгейм, Г. Тард, П. Жане. Истоки таких взглядов можно увидеть еще в работах педагога XVII века Дж. Локка, который говорил, что ребенок это «tubule rasa» — чистая доска, и все зависит от взрослых, которые «пишут» на этой доске. К этому подходу можно отнести такое направление в психологии как бихевиоризм. Бихевиористы также считают, что в развитии человека все определяется научением.

3. Эпигенетическое направление.

Психическое развитие – результат влияния как генетического, так и социального факторов. Одним из первых о значении влияния двух факторов говорил В. Штерн, предложивший принцип конвергенции – соединения биологической и социальной линий развития. Представители данного направления – Ж. Пиаже, А. Валлон (когнитивное развитие), Кольберг, Л. И. Божович, Ж. Пиаже (нравственное развитие), Кречмер, К. Г. Юнг, Олпорт (личностное развитие), К. Роджерс, А. Маслоу (социальное развитие).

Современный взгляд на психическое развитие в отечественной психологии основывается на положениях, предложенных Л.С. Выготским.

Связь развития и обучения человека – одна из центральных проблем психологии, которая раскрывает вопросы ведущего фактора в психическом развитии ребенка на всех возрастных этапах.

Психическое развитие — это процесс качественных изменений в психике, появление новых образований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. Психическое развитие осуществляется одновременно по линиям:

— познавательной сферы (становление интеллекта, развитие механизмов познания);

— психологической структуры и содержания деятельности (становление целей, мотивов и развитие их соотношения, освоение способов и средств деятельности);

— личности (направленности, ценностных ориентаций, самосознания, самооценки, взаимодействия с социальной средой и т.д.).

Роль обучения в умственном развитии ребенка раскрыта во многих исследованиях отечественных ученых (В.В.Давыдов, П.Я.Гальперин, Н.А.Менчинская, А.А.Люблинская, Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин и др.).

Единство развития и обучения, развития и воспитания означает взаимосвязь и взаимопроникновение этих процессов. Развитие не только обусловливает обучение и воспитание, но и само обусловливает ход созревания и развития. Психическое развитие ребенка следует рассматривать не только как предпосылку, но и как результат всего хода его развития в процессе обучения и воспитания.

Образовательная среда, которую организуют взрослые и в которой обитает ребенок, состоит, с одной стороны, из знаний, умений, правил, деятельностей и т.п., которые как бы присваивает ребенок; с другой стороны, из его отношений к этим знаниям, умениям, правилам, деятельностям и т.п.; с третьей – из отношений ребенка к самому себе, к окружающим его сверстникам и взрослым, из понимания им своего места в этой обетованной среде, его эмоционального самоощущения в ней.

Эффективность образования, а, следовательно, и психического развития зависит от того, насколько средства, содержание, методы обучения и воспитания разрабатываются с учетом психологических закономерностей возрастного и индивидуального развития и не только опираются на уже имеющиеся возможности, способности, умения детей, но и задают перспективу их дальнейшего развития, на сколько взрослые в работе с детьми разного возраста акцентируют внимание на формирование у них интереса к окружающей жизни, интереса и умения учиться, способности к самостоятельному добыванию знаний, потребности в активном отношении к той деятельности, в процессе которой они включаются.

Таким образом, обучение и воспитание, разумно организованные и специально направленные на развитие детей, обеспечивают высокие показатели в формировании умственных способностей и нравственных качеств человеческой личности.

Развитие идет непрерывно в течение всей жизни, и существуют определенные закономерности возрастного развития.

1. Психическое развитие определяет деятельность, т.е. возрастные особенности определяют характер ведущей деятельности.

2. Деятельность определяет психическое развитие т. е. чем активнее деятельность, тем интенсивнее развитие. Появление нового связано с активностью самого человека.

3. Неравномерность психического развития. Для каждой психической функции есть свой период наиболее благоприятного развития (сенситивный период).

4. Интеграция – все психические функции постепенно приобретают все большие связи друг с другом и все больше влияют друг на друга.

5. Акселерация – ускоренное психическое и физическое развитие.

6. Компенсация – при отставании какой–либо психической функции в развитии, ее начинает замещать другая функция.

7. Кризис – противоречие, столкновение между потребностями и возможностями. Может проявляться в личностной, интеллектуальной, эмоциональной, волевой сферах.

3. Одной из фундаментальных проблем возрастной психологии является проблема периодизации

Разделить жизнь на определенные периоды, этапы предпринимались еще до нашей эры. Научные разработки по этой проблеме начались в 30-тые годы ХХ века. Свою периодизацию предлагали Ж. Пиаже (периодизация интеллектуального развития), Э. Эриксон, П.П. Блонский (периодизация в соответствии с появлением зубов), З. Фрейд (периодизация в соответствии с психосексуальным развитием), Л.С. Выготский и другие. В настоящее время наибольшее распространение получила периодизация предложенная Д. Б. Элькониным. Данная периодизация опирается на следующие критерии:

1. новообразования.

2. ведущая деятельность

3. характер противоречий (кризис)

Название возраста

Границы

Ведущая деятельность

Противоречия

Новообразования

Младенчество

10 дней – 1 год

Эмоциональное общение со взрослыми

Между потребностью в новых впечатлениях и возможностью удовлетворения

Ходьба, речь, потребность в общении

Раннее детство

1-3 года

Манипулятивная (предметно-орудийная)

Между потребностью в самостоятельности и возможностью удовлетворения

Наглядно-действенное мышления

Младший, средний дошкольный возраст

3-5 лет

Предметная игра. Игра в одиночку.

Между потребностью в общении, во внешних впечатлениях и возможностью удовлетворения

Наглядно-образное мышление

Старший дошкольный возраст

5-7 лет

Сюжетно-ролевая игра

Между новыми возможностями и старым образом жизни

Словесно-логическое мышление, внутренняя позиция школьника

Младший школьник

7-11 лет

Учебная деятельность

Между новыми требованиями и старыми способами их удовлетворения

Произвольность, внутренний план действий, самоконтроль

Подростковый возраст

11-15 лет

Общение

Между стремлением к самостоятельности и возможностью удовлетворения

Самооценка, стремление взрослости

Ранняя юность

15-17 лет

Учебно-профессиональная деятельность

Между необходимостью самоопределения и возможностью удовлетворения

Мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание

Кризисы на разных возрастных этапах.

Вернемся к рассмотрению такой закономерности возрастного развития как кризис.

Признаки кризиса: появление негативных черт, трудновоспитуемость, неотчетливость границ.

Кризисы возникают на каждом возрастном этапе и имеют в первую очередь позитивное значение. Кризис является необходимым условием дальнейшего развития, почвой для появления новообразований.

Противоречия между новыми потребностями и старыми возможностями, описанные нами в таблице, и являются причинами кризиса.

Основные кризисы:

1. Кризис новорожденности – происходят резкие изменения условий жизни. До появления на свет плод находится в достаточно комфортных условиях: необходимые температура, давление, питание. В момент рождения все условия мгновенно изменяются: резкие звуки, резкий свет, ребенка пеленают, кладут на весы. » З. Фрейд назвал первый крик ребенка «криком ужаса».

2. Кризис одного года – возникает потребность в новых впечатлениях, в общении, а возможности ограничены — навыки в ходьбе отсутствуют, говорить еще не может. Л.С. Выготский связывал переживание кризиса 1-го года с тремя моментами: ходьба, речь, аффект и воля.

3. Кризис трех лет – проявляется стремление к самостоятельности, ребенок впервые говорит “Я сам!’’, первое рождение личности. Выделяют две линии протекания кризиса – 1) кризис независимости: негативизм, упрямство, агрессивность, либо 2) кризис зависимости: плаксивость, робость, стремление к тесной эмоциональной привязанности.

4. Кризис шести-семи лет – появление собственной активности, неустойчивость воли и настроения, утрата детской непосредственности, возникает осмысленная ориентировка в своих переживаниях. Кризисные переживания связаны с осознанием новой позиции, стремлением стать школьником, но пока сохраняется отношение как к дошкольнику.

5. Кризис подростковый – кризис характера и отношений, притязания на взрослость, независимость, но отсутствуют возможности их реализации. Промежуточность положения – «уже не ребенок, еще не взрослый», психические и социальные изменения на фоне бурной физиологической перестройки.

6. Кризис юности 16-18 лет – впервые возникают вопросы самоопределения в профессии, встают вопросы смысла и цели жизни, планирование дальнейшего профессионального и жизненного пути.

Кризисы сопровождают и взрослую жизнь человека. Выделяют кризис молодости 23-26 лет, кризис 30-35лет, кризис середины жизни 40-45, кризис пожилого возраста 55-60 лет, кризис старости.

5.3. Самостоятельная работа по теме:

Ситуационные задачи:

  1. Мама предложила дочке Нине (4 года 5 месяцев) решить задачу: «Летели 4 птички, сели на деревья. На каждое дерево села одна птичка. Сколько было деревьев?» Нина задумалась, но решить не смогла. Тогда мама вырезала из бумаги птичек и деревья и снова предложила девочке решить задачу. Дочка с задачей справилась.

Какую закономерность детского мышления отражает приведенный пример?

  1. Николай, 13 лет, учится посредственно. Но во всем, как говорят учителя, виновата невнимательность. При воспроизведении стихотворения забывает слова, при перемножении неверно ставит запятую. В играх на компьютере внимательно следит за всеми перемещениями и изменениями, быстро реагирует.

Какие изменения в структуре личности происходят в подростковом возрасте?

  1. Елена вполне благополучная девочка: начитанная, общительная, ответственная, воспитанная так о ней отзываются окружающие. Единственное, что ее беспокоит, так это отсутствие настоящего друга. Лучше, чтобы это был мальчик. Он мог бы защищать, и вообще, в глазах других девчонок она сразу бы приобрела авторитет. Очень хочется быть не такой, как другие. Размышляя о будущем, Лена решила обязательно прославиться. Вопрос в том, как. Может, стать балериной, известной во всем мире? Или построить политическую карьеру. Вот только балетом заниматься уже как бы поздновато, а поступить в МГИМО вряд ли получится.

Охарактеризуйте психологические закономерности младшего подросткового возраста.

  1. При поступлении в школу один ребенок мог считать до десяти; знал двенадцать букв, мог написать отдельные слова. Другой ребенок ничего этого делать не мог.

Укажите особенности внимания, памяти и мышления ребенка при поступлении в школу.

  1. Мише (1 год 3 месяца) еще трудно даются слова, и он часто прибегает к жестам. Мать, поняв, что он хочет, тут же выполняет его желание.

Укажите стадию и закономерности развития речи в данном возрасте.

Работа в микрогруппах: Смоделируйте ситуацию.

Инструкция: Вы являетесь организатором круглого стола для родителей и студентов, по теме «Ребенок как объект психологического и педагогического исследования».

Составьте план проведения круглого стола (темы, цели, задачи проведения таких мероприятий, инструментарий исследований, эффективность).

5.4. Итоговый контроль знаний:

Тесты

  1. В каком возрасте начинается процесс развития психики
    1. школьный возраст
    2. младенчество
    3. раннее детство
    4. пренатальном
  2. Как называется явление, когда различные сферы психики развиваются с различной скоростью?
  1. пластичность и возможность компенсации
  2. возрастной кризис
  3. преемственность психического развития
  4. гетерохронность психического развития
  1. Выберете возрастные периоды во время которых возникают выраженные резкие переходы (кризисы) в развитии детей
  1. переход от раннего детства к дошкольному
  2. переход от младенческого возраста к преддошкольному
  3. переход от дошкольного возраста к школьному
  4. переход от подросткового возраста к ранней юности

4. Литические кризисы наблюдаются в

  1. 11 лет
  2. 17 лет
  3. 3 года
  4. 7 лет
  1. Чувствительный период, когда меньшими усилиями может быть сформулировано определенное психическое качество называется…
  1. кризисным периодом
  2. психологическим периодом
  3. психическим периодом
  4. сензитивным периодом
  1. Деятельность, которая определяет наибольшие успехи в развитии познавательных процессов, называется…
  1. ведущим видом деятельности
  2. ведущим видом общения
  3. ведущим видом личности
  4. ведущим видом контактирования
  1. Социальная ситуация развития человека это –
  1. совокупность условий, в которых совершается развитие человека
  2. совокупность внешних условий, в которых совершается развитие человека
  3. совокупность внутренних условий развития человека
  4. состояние внутренних процессов развития и внешних условий, которые являются типичными для каждого возрастного этапа
  1. Ведущая деятельность в преддошкольном детстве (по Д.Б. Эльконину)
  1. учебная
  2. предметно-манипулятивная деятельность
  3. сюжетно-ролевая игра
  4. интимно-личностное общение
  1. Ведущая деятельность в дошкольном возрасте (по Д.Б. Эльконину)
  1. предметно-манипулятивная деятельность
  2. сюжетно-ролевая игра
  3. интимно-личностное общение
  4. учебная
  1. Ведущая деятельность младшего школьника (по Д.Б. Эльконину)
  1. учебная
  2. сюжетно-ролевая игра
  3. учебно-профессиональная деятельность
  4. общение
  1. Ведущая деятельность подростка (по Д.Б. Эльконину)?
  1. учебная
  2. интимно-личностное общение
  3. учебно-профессиональная деятельность
  4. общение
  1. Ведущая деятельность в ранней юности (по Д.Б. Эльконину)
  1. учебная
  2. интимно-личностное общение
  3. учебно-профессиональная деятельность
  4. общение

6. Домашнее задание для уяснения темы занятия

Задание 1. Каким факторам развития придаёт первостепенное значение каждый учёный? Каково ваше мнение по поводу их высказываний?

А. З. Фрейд считал, что развитием личности человека движет сексуальный инстинкт и что через подавление его и формируется личность человека.

Б. Джон Локк сравнивал ребёнка с «чистой доской, на которой жизнь пишет свои узоры».

Задание 2. Прочитайте пословицы.

Яблочко от яблони недалеко падает.

Умел дитя родить, умей научить.

Сын то мой, а ум него свой.

Значение каких факторов развития подчёркивается в этих пословицах? Оцените их правильность с точки зрения научной психологии.

Задание 3. Прочитайте определения понятий.

1.Возраст — это то, сколько лет прожил человек.

2.Социальная ситуация развития — это условия жизни, в которых живёт ребёнок.

Какие ошибки и неточности допущены в данных определениях? Поясните свой ответ.

7. Рекомендации по выполнению нирс, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой.

  1. Соотношение обучения и психологического развития учащегося
  2. Уровень развития ребенка и его возможности в самообучении и самовоспитании
  3. Сравнительный анализ различных периодизаций психического развития.
  4. Понятие нормы в психическом развитии.
  5. Методы изучения психического развития детей.

8. Рекомендованная литература по теме занятия:

Обязательная:

1. Немов Р.С. Психология: в 3-х книгах: учебник. -М.: ВЛАДОС, 2008г.-

2. Педагогика: учебное пособие / ред. Пидкасистый П.И. -М.: Юрайт, 2011г.-

3. Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней: учебник. -М.: Академпроект, 2010г.-

4. Подласый И.П. Педагогика: учебник. -М.: Высшее образование, 2009г.-

5. Маклаков А.Г. Общая психология: учебное пособие. -СПб.: Питер, 2010г.-

Дополнительная:

  1. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: учебное пособие. -М.: Гардарики, 2006г.-

  2. Романцов М.Г. Педагогические технологии в медицине: учебное пособие. -М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007г.-
  3. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. -СПБ.: Питер, 2006г.-
  4. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: хрестоматия /ред. Мухина В.С. и др.- М.: Академия, 2008г.-
  5. Крайг Г. Психология развития. -СПб.: Питер.

Электронные ресурсы:

1. ЭБС КрасГМУ

  1. Медиатека
  2. БД МедАрт
  3. Ресурсы Интернет

12