Исследование профессионально важных качеств руководителей среднего звена

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…..3

1. УПРАВЛЕНИЕ КАК ВИД ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РУКОВОДИТЕЛЯ…..…………………………………………………………………6

1.1. Сущность управленческой деятельности……………….………………………6

1.2. Профессионально важные качества как необходимые и достаточные условия прогнозирования успешной деятельности…………………………………………….12

1.3. Психологические особенности деятельности руководителя среднего звена..22

1.4. Выводы ………………………………………………………………………….29

2. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………..31

2.1. Методологические и методические основы эмпирического исследования….31

2.2. Описание выборки..………………………………………………………….…..37

2.3. Характеристика процедуры исследования………………………………..……38

2.4. Методы диагностики профессионально важных качеств и показатели успешности деятельности………………………………………………………..……41

3. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СРЕДНЕГО ЗВЕНА.…………………………………….…….46

3.1. Результаты исследования…………………………………………………….…46

3.2. Анализ полученных результатов…………………………………………….…49

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ……………………………………………………..53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..55

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..56

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………………..60

ВВЕДЕНИЕ

Изучение личности руководителя, поиск путей повышения эффективности управленческой деятельности является актуальной задачей психологии труда.

Неоспоримым является факт зависимости эффективности производства от работы управленческого аппарата. Это обуславливает и объясняет всплеск прикладных исследований психологии руководителей в настоящее время.

Среди наиболее значимых задач, с необходимостью решения которых сталкиваются руководители предприятий и организаций, являются вопросы отбора персонала, его обучения, обеспечения стимулирования, создание условий развития профессионального опыта. Эти мероприятия призваны обеспечить достижение цели организации и ее эффективное функционирование. Эффективное функционирование организации – это функция многих переменных, среди которых важное место занимает эффективная деятельность руководителей.

Среди факторов, лежащих в основе эффективной реализации управленческой деятельности, находятся индивидуальные, личностные качества руководителя, которые необходимы и достаточны для нормативной реализации той или иной деятельности. Они обозначаются понятием профессионально важных качеств.

17 стр., 8092 слов

Исследование профессионально важных качеств работников МЧС

... которые нуждаются в развитии или коррекции. Цель: исследование профессионально важных качеств работников МЧС Предмет: профессионально важные качества работников МЧС Объект: работники пожарно-спасательной службы ... СИ. И др. ); Актуальность проблемы в том, что профессиональная деятельность специалистов пожарно-спасательных служб, обеспечивающих ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, протекает ...

Поиск этих качеств ведется на протяжении ста лет (Ф. Тейлор, А. Файоль, Л.И. Уманский, И.С. Мангутов, М.В. Клищевская, Г.Н. Солнцева), но однозначного ответа по вопросу субъективной детерминации не получено.

В настоящее время прослеживаются два основных пути выявления профессионально важных качеств. В основе первого подхода лежит установка на «максимально глубокий», детализированный анализ ПВК. Выделяемые качества являются концептуально определенными, производными от базовой структуры личности.

Для простых видов труда этот подход является эффективным. Что касается применения данного подхода для слабо алгоритмизированных, творческих профессий, то здесь результат, как правило, отрицательный. И чем детальнее анализ, тем слабее связь этих качеств с параметрами деятельности.

Как способ преодоления этой трудности сложился иной вариант поиска ПВК. Внимание исследователей актуализируется на тех качествах, которые являются обобщенными. Как правило, изучается мнение специалистов о необходимых для данной профессии качествах личности. Исследования показывают, что выявленные качества личности наиболее отвечают требованиям деятельности руководителя.

Данный методический подход находит отражение в нашем исследовании профессионально важных качеств руководителей среднего звена.

В связи с этим, целью данной работы является составление общего портрета руководителя среднего звена на основе профессионально важных качеств.

Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

1. На основе анализа литературы изучить содержание деятельности руководителя и качества личности, необходимые для его реализации.

2. Разработать методику экспертного оценивания успешной деятельности руководителей среднего звена.

3. Подготовить диагностический инструментарий для проведения исследования.

4. Провести оценку индивидуальных личностных особенностей руководителей среднего звена.

5. Произвести статистическую обработку данных по исследованию и сделать соответствующие выводы.

Объект исследования: руководители среднего звена.

Предмет исследования: профессионально важные качества руководителей среднего звена.

Практическая и теоретическая значимость. Исследования в данной области необходимы для решения задачи психологической оптимизации в трудовой деятельности – психологический подбор, профессиональный отбор. С помощью психологического анализа деятельности мы смогли проанализировать профессионально важные качества, как общий и достаточно емкий фактор успешности деятельности руководителей среднего звена.

Методы и методики исследования: — Экспертная оценка;

— Метод полярных групп;

— Ранговая корреляция Спирмена;

— t (критерий Стьюдента).

Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, 3-х глав, содержащих 10 параграфов, выводов и рекомендаций, списка использованной литературы, включающего 60 наименований, 3 приложения. Работа содержит 8 таблиц, 2 рисунка……..

10 стр., 4898 слов

Социально педагогическая диагностика класса среднего звена

... рефлексивные (самоанализ собственной личности, деятельности и общения). Также на предстоящей практике необходимо провести социально-педагогическую диагностику одного из классов среднего звена, определить цели и задачи в ... ребята ничего не знают. Практически всю работу за них выполняет классный руководитель. Практически всем учащимся нравится в свободное время слушать музыку, смотреть телевизор, ...

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агеев В. С., Базаров., Скворцов В. В. Методика составление социально-психологической характеристики для аттестации кадров.- М: Полит.издат, 1986.-290с.

2. Абчук В. А. Введение в теорию выработки решений.- М.: Сов.Радио, 1972.-270 с.

3. Авилов А. Г. Деятельность руководителя: современный взгляд // Предпренимательство.-2001. -№ 4-5.- С. 158-170.

4. Аитов Н. А. Работники хорошие и плохие.- М: Просвешение, 1996,-268 с.

5. Андреев В. И. Саморазвитие менеджеров.- М.: Владос, 1999.- 192 с.

6. Бандурка А. М., Бочарова С.П., Земелянская Е.В. Психология управления.-Харьков: ООО “Фортуна-пресс” 1998-464с.

7. Большой толковый психологический словарь. Т.1и2 (А-Я); Перь. с англ./ Ребер Артур.-ООО ; “Издательство” “Вече”, 2001 .-1152с.

8. Борисова Е. М., Логинова Г.П. Индивидуальность в профессии.-М.: Просвещении, 1989.-256с.

9. Борисова Е. М., Логинова Г. П., Мдивани М. О.-Диагностика управленческих способностей // Вопросы психологии-1997.-№ 2.- С.112-116.

10. Бреддик У. Менеджмент в организации.- М.: Валдос, 1997.-398с.

11. Волков И.П. Руководителю о человеческом факторе. Социально-психологической практикум. -Л.:Лен.издат, 1989.-222с..

12. Время руководителя: эффективность использование: сокр.пер. с фин./Авт. предисл. А. И. Китов.- М.: Экономика, 1988.-192с.

13. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию.:Учеб. пособ.- Самара: Издательский дом “ БАХРАХ — М” , 2003.-272с.

14. Генов Ф. Психология бригады / Пер. с болг.- М.: Прогресс, 1987.-270с.

15. Генов Ф. Психология управления. — М.: Просвещение, 1990-286с.

16. Дмитриева A.M. и др. Психология труда и инженерная психология: Учеб. пособие/ М.А. Дмитриева, А.А. Крылова.- Л.: ЛГУ, 1979.-220с., ил.;22см.

17. Дорошева М.В. Подбор руководителя для конкретного коллектива. Подготовка резерва руководителей и выявление сотрудников с лидерским потенциалом // Управление персоналом.-1997.-№2.- С.24-32.

18. Зигерт В. Ланг А. Руководитель без конфликтов.-М.: экономика, 1990.-335с.

19. Иванова Е.М. Аналитическая профессиограмма как средство обеспечения профессиональной диагностики кадров//Вестник. М. ун-та. Сер. 14, Психология.-№ 3.-1989.

20. Иванова Е.М. Основы пихологического изучения профессиональной деятельности.- М.: МГУ, 1987.-207, (1)с.: ил.; 20 см.

21. Карпов А.В. Психологический анализ трудовой деятельности. Ярославль, 1998.-483с.

22. Карпов А. В. К проблеме психологических процессов //Психолог. журнал. 1986. Т.7.№6. с 21-31.

23. Карпов А. В. Психология принятия управленческих решений. – М.: Владос, 2002, — 480 с.

24. Киллен К. Вопросы управления: сокр. Пер. с англ. / Под ред. И.М.Верщагина.-М.: Экономика, 1981.-200с.

25. Китов А.И. Экономическая психология .-М.: Экономика, 1987. — 303с.

26. Китов А.И. Современное состояние и перспективы психологии управления // Вопросы психологии. 1997.-№4.-С. 13-25.

3 стр., 1451 слов

Экзамен психология управления

... проблемы управления. - М.: Экономика, 1969. 3 Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. М.: Гардарики, 1998. 4 Власова, Н.... И проснешься боссом [Текст] : справочник по психологии управления : ... А.Психологические аспекты менеджмента : учеб. пособие / В. А. Трайнев; Ред. В. В. Омельченко. - М. : ТЦ Сфера, 2003. – 190 с. 48 Управленческая деятельность: Структура,Функции, навыки персонала. - ...

27. Климов Е.А. Развивающейся человек в мире профессии.-М.: Экономика., 1985-204с.

28. Климов Е.А. Индивидуальной стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системе ( к психологическим основам научной организацией труда, учение спорта)- Казань.: КГУ, 1969.-277с.

29. Климов Е.А. Введение в психологию труда.- М.: Пресс. 1988.-460с.

30. Клищевская М.В. Солнцева Г.Н. Профессионально важные качества как необходимые и достаточные условия прогнозирования успешности деятельности // Вестн. М. Ун-та. Сер. 14, Психология. –1999.- №4.- С. 61-65.

31. Ковалёв А.Г. Руководителю о работнике.- М.: Экономика 1986.-185с.

32. Кросовский Ю.Д. Если я руководитель.- М.: Просвещение, 1991, -286с.

33. Кричевский Р.Л. Если вы руководитель….: Элементы психологии менеджмента в повседневной жизни.-М.: Экономика, 1988.-221с.

34. Кудряшова Л.Д. Каким быть руководителю: психлогия управленческой деятельности.-Л.: Лениздат, 1986.-160с.

35. Литвак М. Е. Командовать или подчинятся : психология управления.-Ростов-на- Дону: “Феникс”, 1997.-704с.

36. Литвак Б.Г. Управленческие решения: Учебник.- М.: Ассоциация авторов и издателей “ Тан дем” , 1989.- 248с.

37. Лебедев В.И. Психология и управление.- М.: Агропромиздат, 1990.-175.(1)с.: ил.;20см.

38. Мангутов И.С. Инженер: ( Социолого-экономический очерк).- М.: Сов.Россия, 1973.-224с.

39. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ.-М.: Дело, 1997.-704с.

40. Михеев В.И. Социально- психологические аспекты управления.- М.: Речь, 1995.-274с.

41. Молл Е.Г. Руководитель строительного производства.-М.: Стройиздат, 1991-380с.

42. Молл Е.Г. Управленческая карьера в России // Проблемы теории и практики упрвления. -1996.-№6.-С.117-120.

43. Небылицин В.Д. Избранные психологические труды / Под ред. Б.Ф. Ломова.- М.: Наука, 1980.-400с.

44. Омаров A.M. Управление: искусство общения.- М.: Валдос, 1991.-190с.

45. Практическая психология для менеджеров.-М.: информационно-издательский дом “Филинъ”. 1997.-368с.

46. Проблемы принятия решения. – М.: Наука. 1976.-319с.

47. Психология в управление: Сборник/ составитель A.M. Зимичев.-Л.: Лениздат. 1983. -192с.

48. Психологические аспекты подбора и проверки персонала: Приложение к журналу “Управление персоналом”. / Сост.сб.Н.А. Литвинцева.-М. 1996 / 1997.-400с.

49. Психология в управлении: межвузовский сборник, 1979.- 160с.

50. Психологическая диагностика в управление персоналом / Под ред. Е.А. Климова.-М.: Прогресс, 1999-3 15с.

51. Психология труда: Учеб. для студ. высш. Учеб. заведений / Под ред. Проф.А.В. Карпова.-М: ВЛАДОС- ПРЕСС, 2003.-352с.

52. Редин В.Д. Тесты для менеджеров. / Пер. с фр.- Ростов н/Д.: Феникс, 1997.-288с.

53. Роббер М.А, Тильман Ф. Психология индивида и группы: Пер. с фр./Предисл. А.В. Толстых.-М.: Прогресс, 1988, -256с.

54. Розанова Е.А. Психология управления: Учебное пособие.- 2-е изд. перераб.и доп.- М.: ЗАО “Бизнес- школа”, “ИнтелСинтез”. 2000 .- 384с.

55. Ромашов О.Е., Ромашова Л.О. Социалогия и психология управления: Учебное пособие для ВУЗов.- М.: Экзамен. 2002.-512с.

56. Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления- Л.: ЛГУ, 1986.-175с.

15 стр., 7240 слов

Психология управленческого воздействия в деятельности руководителя

... подсистемой в какой-либо системе управления); объект (разнообразные социально-психологические явления и феномены: личность, общности, их образ жизни и деятельность, с целью качественного и полного ... сближение происходит как на уровне теоретических изысканий, так и в области практической психологии. Количество научных концепций психологического воздействия (общих и специаль­ных), разработанных в ...

57. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности.-М: Наука, 1980 -231с.

58. Хусаенова Т. Н. Изучение ПВК руководителей методом экспертной оценки / Курсовая работа.- 2003.

59. Шпалинский Е.Е. Психология менеджмента.: Учебное пособие.-М.: УРАО, 2000.- 184с.

60. Шуванов В.И. Социальная психология менеджмента.- М.: ЗАО “ Бизнес- школа” “ ИнтелСинтез”, 1997.- 256с.