Использование психогимнастики в логопедической работе с детьми страдающими дисграфией

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..

Глава 1. Основные понятия дисграфии и психогимнастики………………………….

1.1 Дети страдающие дисграфией

1.2 Использование психогимнастики в работе логопеда при устранении нарушений письменной речи………………………………………………………….

1.3 Что такое психогимнастика………………………………………………………

1.2 Выразительные движения…………………………………………………………

Глава 2. Практический материал……………………………………………………..

3.1 Методические рекомендации…………………………………………………….

3.2Программа проведения занятий по психогимнастике с детьми младшего школьного возраста, страдающими дисграфией…………………………………….

Заключение…………………………………………………………………………….

Введение

Актуальность проблемы. Значительный вклад в решение проблемы неуспеваемости школьников внесен отечественной логопедической наукой, доказавшей, что одной из ее причин являются отклонения в усвоении письма, именуемые дисграфией. В целях предупреждения дисграфии актуальным является вопрос о своевременном устранении аномалий речевого развития средствами пропедевтического коррекционного обучения.

В настоящее время в работе психологов, логопедов школьных учреждений широко используются разные виды психотренингов, однако довольно редко — психогимнастика как метод практической психокоррекции. Хотя именно она наиболее доступна в применении для психологов, логопедов, а также учителей начальных классов, так как в ее основе лежит игра.

В книге М.И. Чистяковой «Психогимнастика» дано такое определение психогимнастики: это курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы) (СНОСКА: Из книги: Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1990).Прежде всего такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни. Не менее важно использовать психогимнастику в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.

6 стр., 2575 слов

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ...

... через взаимодействие с родителями. 3. Выявление эффективности педагогических условий работы по социальному развитию детей дошкольного возраста. Разработка методических рекомендаций для педагогов ... результатов экспериментальных исследований. Научная новизна заключается в создании системы работы по социальному развитию детей дошкольного возраста через взаимодействие с родителями. Практическая ...

Психогимнастика по методике М.И. Чистяковой прежде всего направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении.

Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

Цель исследования: изучение и использование психогимнастики в работе логопеда с детьми младшего школьного возраста, страдающими дисграфией.

Объект исследования: дети младшего школьного возраста, страдающие дисграфией.

Предмет исследования: психогимнастика как эффективный метод в работе логопеда.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать и систематизировать теоретические источники по

рассматриваемой проблеме.

2. Составить программу психокоррекции для детей младшего школьного возраста.

Методы исследования:

1. Аналитический.

2. Наблюдения.

В I главе раскрываются общие вопросы дисграфии и психогимнастики, кратко описываются выразительные движения и основные эмоции.

Первая глава посвящена психогимнастике, как курсу специальных занятий

(этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных

сторон психики ребенка. В этой главе даны вспомогательные средства общения, способствующие коррекции настроения, поведения и психомоторики детей.

Во 2 главе даются некоторые рекомендации по профилактике и коррекций нервно-психических нарушений у детей.

В третьей главе представлен практический материал: методические рекомендации для логопеда в проведении психогимнастических занятий, а также представлена составленная программа проведения занятий по психогимнастике.

Глава 1. Основные понятия дисграфии и психогимнастики

1.1. Дети страдающие дисграфией

Дисграфией называют стойкую неспособность овладеть навыками письма по правилам графики (то есть руководствуясь фонетическим принципом письма), невзирая на достаточный уровень интеллектуального развития и отсутствие значительных нарушений зрения или слуха. Дисграфия—это специфическое, избирательное расстройство. Ее наличие не означает снижения способности учиться вообще. Страдают полностью определенные навыки, механизмы которых оказались несформированными. Особенность этого вида нарушений письма оказывается в наличии особенных или специфических ошибок, не свойственных здоровым детям и детям, которые не полностью усвоили программный материал. Но самым первым проявлением дисграфии является неполноценность навыков фонемного анализа, которым ребенок учится в добукварном периоде.

Дисграфия, или нарушение письма, проявляется в виде неверного соотношения звуков устной речи и их графического изображения. Дисграфия, как правило, является следствием недоразвитого фонемного слуха. Если такому ребенку дать списывать текст, то он сделает это неплохо, но если будет писать под диктовку, то сделает много ошибок. Дети с дисграфией заменяют буквы по сходству их произношения, пропускают гласные, согласные, а иногда даже целые слоги. Они также могут расчленить слово или, напротив, вместе написать отдельные слова. Иногда они зеркально пишут буквы. Если посмотреть тетрадь такого ребенка, то кроме ошибок будет нарушено и собственно письмо — он нечетко пишет буквы, строки в его тетради “скользят”. Эти явления связаны с нарушениями психомоторики и пространственного воображения.

2 стр., 695 слов

Диагностика музыкальных способностей детей

... ставят других в тупик, причем всегда высказывает достаточно нестандартные мысли. Присутствуют элементы дисграфии, очень сложно записать свои мысли. Занимается фехтованием, компьютерной графикой. Успеваемость низкая, преобладание ... Среди них протестировано было семеро. Детям были любопытны задания, и они выполняли их с большим интересом. Светлова Виктория ...

Слишком часто у детей с дисграфией есть и психологические проблемы: трудности с концентрацией и распределением внимания. Это значительно затрудняет акт письма. При письме под диктовку ребенок должен распределять свое внимание между слуховым и зрительным полем восприятия. Определенную часть поля внимания занимает и двигательный компонент письма. Необходимость выполнять все три вида операций в то же время является для детей с дисграфией слишком трудным заданием. Регулярно теряется контроль то над одной из них, то над другой. Качество внимания зависит от уровня бодрости, тонуса, активности мозговых структур. Поэтому периодически внимание ребенка рассеивается, а в благоприятные моменты—концентрируется. Соответственно, количество ошибок в письме то резко растет, то снижается к минимуму.

1.2Использование психогимнастики в работе логопеда при устранении нарушений письменной речи.

При нарушениях письменной речи дети младших классов школы с трудом овладевают письмом и чтением: диктанты, выполненные ими упражнения, содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. При чтении они пропускают буквы, целые слова, иногда даже абзацы. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка и чтения. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. Именно поэтому нарушения письменной речи у детей с нормальным интеллектом могут вызвать различные отклонения в формировании личности, определённые наслоения.

Дисграфики и дислексики очень эмоционально восприимчивы, эмоциональные реакции у них быстро истощаемы. Они подвержены частой смене настроения, у ребят сниженная работоспособность. У них низкий уровень внимания и памяти, который имеет определённую неустойчивость. У ребят низкий уровень мотивации познавательной деятельности.

Исходя из этого логопед – практик должен использовать в своей работе разностороннее воздействие на личность ребёнка.

Основными направлениями коррекционного воздействия при нарушениях письменной речи являются:

1. Развитие личности и произвольной деятельности через:

а) формирование мотивации к учебной деятельности, произвольного поведения, умения подчиняться правилам, следовать инструкциям. Через формирование планирования, регуляции и контроля деятельности, развитие самооценки и представлений о системе оценок;

б) Расширение общей осведомлённости детей с постепенным обобщением, классификацией и категоризацией усваиваемых знаний;

9 стр., 4183 слов

Развитие субъектности личности в процессе самостоятельной работы по психологии

... педагога должно быть направлено на создание условий, способствующих развитию субъектности личности студентов. 3. Развитие субъектных параметров личности будущих педагогов динамизируется в процессе освоения ими форм ... В.И.Слободчиков, В.А.Татенко, А.Ш.Тхостов, В.Д.Шадриков и др.); идеи о возможностях содействия развитию личности и ее субъектности в образовательном процессе вуза (Б.Г. Ананьев, АИ. ...

в) Развитие умений общаться и сотрудничать в группе;

г) Развитие эмоциональной сферы детей.

2. Формирование психических сфер осуществляется через:

а) Развитие когнитивных процессов;

б) Речи (звукопроизношения, фонематического восприятия, языкового анализа и синтеза, лексико – грамматического строя речи);

в) Двигательной сферы.

Психотерапия – это специфические методы воздействия, затрагивающие глубинные личностные процессы и психику человека. Она ориентирована на клинически здоровую личность людей, имеющих в повседневной жизни психологические трудности (О.Н. Истратов, Т. В. Эксакусто).

Психотерапевтическое воздействие направленно на изменение поведения и развитие личности. Психотерапия является одной из составляющих процесса психокоррекции.

Наиболее приемлемыми для детей младшего школьного возраста являются следующие психотерапевтические методы и приёмы:

1. Драматизация и ролевая игра;

2. Работа с фантазией из методов Гештальт групп;

3. Дыхательные и двигательные упражнения из методов телесной терапии;

4. Исследовательские, мобилизующие, экспериментальные оценочные темы из методов темоцентрированного взаимодействия (ТЦВ);

5. Методы и приёмы терапии искусством ( рисуночная терапия, сказкотерапия, музыкотерапия).

6. Методы и приёмы тренинга умений (оценка уверенности в себе, саморегуляция, релаксация, аутотренинг).

7. Методы игротерапии и психогимнастики……………..

Заключение

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Развитие речи – её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя – одна из важнейших задач обучения детей в начальной школе. Вместе с тем, работа по развитию речи – это составная часть логопедической работы, которая направлена на коррекцию речи детей. В системе занятий реализуется основной принцип специального образования – принцип коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи, а именно: коррекционное воспитание, коррекционное развитие, коррекционное обучение. Одним из основных методов коррекции является психогимнастика.

В связи с поставленной задачей было рассмотрено определение термина «психогимнастика» и проанализирован метод психогимнастики применительно логопедом в работе с детьми, страдающими дисграфией ,направленный на развитие тех качеств, которые у детей отсутствуют, либо развиты очень слабо. Таким образом, психогимнастика — одна из форм психотерапии, при которой взаимодействие основывается на двигательной экспрессии (выразительность, сила проявления чувств, переживан ий) мимике, пантомиме.

В процессе педагогического исследования была достигнута поставленная цель исследования:

изучение и использование психогимнастики в работе логопеда с детьми младшего школьного возраста, страдающими дисграфией.

Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:

19 стр., 9231 слов

Процесс развития связной монологической речи у детей старшего ...

... психолого - педагогические характеристики детей старшего дошкольного ʙозраста. . Проанализироʙать характеристику речи детей данного ʙозраста. . Дать характеристику ʙидам речи. .Определить методы и приёмы работы по ... формироʙанию монологической речи у детей 5 - 6 лет. ...

— научно обосновать тему курсовой работы с учетом данных педагогики, психологии, логопедии

— в ходе изучения оценить эффективность использования логопедом предлагаемой методики;

— разработать проект коррекционной работы для данной группы детей.

Я разработала с помощью логопеда средней общеобразовательной школы №5 города Нижнекамска Алтыновой Гульнары Закировной программу по проведению психогимнатических упражнений. Эта программа рассчитана для детей первого класса.

Программа поможет психологам, логопедам и педагогам освоить методику проведения психогимнастики, а также правильно сочетать упражнения.

Литература.

1. Т.В. Буденная. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2001 г.

2. Бурлачук Л.Ф. Основы психотерапии. М.: Алтейа, 1999 г.

3. Ермолаева М.В. Психология развития. М., 2000 г.

4. Журнал Начальная школа.// №4, 1989 г., стр.18.

5. Запорожец А.В. Об эмоциях и их развитии у ребенка. М., 1986 г.

6. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1986 г.

7. Зиневич-Евстигнева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь особому ребенку. СПб., 2001г.

8. М.Ю. Картушина. Логоритмические занятия в детском саду. М.: Сфера, 2003 г.

9.Р.Р.Калининой «Тренинг развития личности».

10. Кэдьюсон Х., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. СПб.: Питер, 2002 г.

11.В.В. Лебединский, О.С. Никольская “Эмоциональные нарушения и их коррекция”-М.: 1990г стр.13

12. Лендер Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. М.,2000 г.

13. Леонтьев А.Н. Психология общения. М.: Смысл, 1997 г.

14. Мухина В.С Использование детских рисунков в целях диагностики. М.,1976.

15. Петровский А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии.// Вопросы психологии. 1984, №4. Е.А. Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов. М.: Владос, 2001 г.

16. Рахматуллина Р. Коррекционно-развивающие игры и психогимнастика. //Школьный психолог, 1999, №26, с.10.

17. Хухлаева О.В. Лесенки радости. М.: Совершенство, 1998 г.

18. Цыркун Н.А. Социально-психологические закономерности развития воли у дошкольников. Минск: НМ Центр, 2000 г.

19. М.И.Чистяковой «Психогимнастика»

20. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М.: МПСИ, 1998 г.