ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Теоретические и методические основы формирования познавательной деятельности младших школьников на уроках технологии посредством использования художественно-конструкторских задач…..10
1.1. Сущность понятия «познавательная деятельность» у детей младшего школьного возраста и особенности её формирования….…………..………….10
1.2. Специфика уроков технологии в начальной школе….………………….20
1.3. Условия использования художественно-конструкторских задач на уроках технологии при формировании познавательной деятельности младших школьников………………………..…………..………………………….………29
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа, направленная на формирование познавательной деятельности младших школьников на уроках технологии через использование художественно-конструкторских задач…………………………………………………………………………………41
2.1. Выявление исходного уровня сформированности познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста на уроках технологии……41
2.2. Содержание работы, направленное на формирование у детей младшего школьного возраста познавательной деятельности на основе использования художественно-конструкторских задач на уроках технологии…..56
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы………………………….62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….…76
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….81
Введение
Развитие системы образования на современном этапе характеризуется усилением роли образования детей в жизненном становлении и профессиональном самоопределении ребенка. Сегодня школа не в полной мере удовлетворяет потребностям развивающейся личности. Одна из основных задач учреждений образования — раскрыть творческий потенциал ребенка, его природные способности. Этим в значительной степени определяются характеристики образовательного процесса в данных учреждениях, отличающегося от базового иным способом педагогического руководства: обучающемуся предоставляется право выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы; организуется творческое сотрудничество детей и взрослых.
В связи с внедрением федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования возрастают требования к развитию творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сложнейших задач, которые выдвигает жизнь. В обществе происходят бурные изменения. Человек вынужден реагировать на них адекватно и, следовательно, должен активизировать свой творческий потенциал. В соответствии с этим необходимы выбор и разработка адекватных средств формирования познавательной деятельности, т.к. прежние не в полной мере отвечают образовательной парадигме нового тысячелетия.
Занятие как средство развития познавательной активности детей ...
... Т.И. Шамова), как естественное стремление ребенка к познанию (Д.Б. Годовикова, Е.И. Щербакова), как состояние готовности к познавательной деятельности (П.Т. Джамбазка, Т.М. Землянухина, ... темы. Изучение психолого-педагогической литературы, постановка проблемы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования, постановка гипотезы. Второй этап – собственно-исследовательский (02.03.10 – ...
Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн доказали, что младший школьный возраст несет в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Основой для этого является познавательная деятельность как источник целенаправленной работы мысли, развития жизненно важных свойств личности и активности ребенка.
Проблема развития познавательной деятельности младших школьников на уроках рассматривалась в различных трудах педагогов и психологов. Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Д. Локк, Руссо Ж-Ж определяли познавательную активность как естественное стремление учащихся к познанию. Проблемой развития познавательной деятельности младших школьников в отечественной науке занимались Б. В. Ананьев, А. Л. Леонтьев, Л. И. Божович, Г. И. Щукина, Н. Г. Морозова, А.Г. Асмолов, А.К. Бруднов, И.В. Калиш, В.И. Панов и многие другие, которые изучали особенности познавательной деятельности и способы ее активизации на уроках.
Дети обладают разнообразными познавательными способностями. Наиболее продуктивный путь их развития лежит через приобщение школьников к продуктивной познавательной деятельности с 1-го класса в процессе школьного обучения. Однако, эффект учебной деятельности снижается, прежде всего, по причине несовершенства методов или способов учения. И происходит это потому, что необходимые способы разрабатываются и укрепляются недостаточно. Не вырабатывается их мобильность, перенос в различные ситуации учебных действий, наиболее сложные задания не обеспечиваются отработкой более сложных способов, что часто приводит к безуспешной деятельности. В силу этого ученики не испытывают удовлетворения деятельностью, на пути к которой появляются препятствия, преодолеваемые далеко не каждым учеником. Следовательно, интерес снижается, пропадает желание учиться [37, с.6].
Традиционное обучение содержит, в основном, элементы объяснительно-иллюстративного типа, когда учитель сам ставит проблемы и сам указывает пути их решения. Основы этого типа обучения были заложены почти четыре века тому назад еще Я.А. Коменским. При таком типе обучения определяющим становится критериальный компонент, т.е. сумма знаний на конец обучения, в то время как учебное исследование, процессуальная ориентация остается за рамками дидактических поисков. Указанный подход организует процессы образования на основе преобладания репродуктивной деятельности, детально описанными результатами.
В настоящее время при урегулировании всевозможного рода задач познавательный подход их решения все более вытесняет стандартные методы. Необходимые, но все же «постные» методы стандартных подходов, ограниченные рамками определенных правил, не дают возможность учащимся в полной мере выходить на широкие просторы познавательной деятельности [21, с.23].
Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)
... на самостоятельную работу 10. Проявляет творческий подход к преподаванию, использует разнообразные методы обучения 11. Эмоционален, заинтересован в успехах обучаемых 12. Замечает и оперативно разрешает возникающие ... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.
На протяжении многих лет проблема развития познавательной деятельности учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания — философии, педагогики, психологии, лингвистики и других. Это связано с постоянно возрастающими потребностями современного общества в активных личностях, способных ставить новые проблемы, находить качественные решения в условиях неопределенности, множественности выбора, постоянного совершенствования накопленных обществом знаний, так как «в наши дни талант и одаренность становятся залогом экономического процветания и средством национального престижа» [19, с.39].
В современной психолого-педагогической литературе (В.И. Андреев, Г.С. Альтшуллер, М.И. Махмутов, Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, Е.И. Машбиц, А.И. Уман, А.В. Хуторский и др.) акцентируется внимание на определении средств повышения продуктивности познавательной деятельности учащихся, организации их совместной деятельности, рассматриваются вопросы организации познавательной деятельности учащихся с помощью использования разнообразных познавательных задач.
Познавательная деятельность имеет огромную значимость на всех учебных предметах в процессе учебной деятельности младших школьников. «Технология» как учебный предмет обладает большими возможностями для формирования познавательной деятельности на основе использования художественно-конструкторских задач. В современном образовании перед учащимися возникают художественно-конструкторские задачи, требующие умственного напряжения. Академик А. М. Новиков отмечает, что это такой класс задач, который направлен на построение модели проектируемого объекта, удовлетворяющей требованиям соответствия формы и содержания задуманного. Художественное конструирование — это процесс рационального проектирования изделий с учетом законов гармонии и красоты. Эстетическая выразительность должна достигаться как результат последовательного осуществления конструкторского замысла.
Социальный заказ общества в области обучения технологии выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика [7, с.36].
Урок «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребенком мира во всем его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, гибкости мышления [3, с.14].
Проблема развития познавательных действий у учащихся особенно актуальна в настоящее время для построения учебного процесса, так как школе необходимо привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, содействовать побуждениям расширять свой общий и специальный кругозор. Забота о создании, поддержании и развитии интереса к предмету, процессу познания -важнейшая задача, стоящая перед каждым учителем. Вклад в её изучение внесли П. Я. Гальперин, Г.А. Цукерман, Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин и В.В.Давыдов. Для младшего школьника ведущей является учебная деятельность, поэтому состоятельность в ней так необходима ребёнку. Успех — это положительный результат деятельности, достойный признания как самой личностью, его достигшей, так и значимыми для неё людьми. Важен личный вклад человека в достижение успеха, считают учёные. Необходимость формирования познавательной деятельности заставляет учителя искать средства активизации и управления учебно-познавательной деятельностью [31, с.112].
Психолого-педагогические условия развития познавательных универсальных ...
... научных исследований, посвященных учебно-познавательной деятельности, способам её формирования и активизации, разработан целый пакет образовательных технологий, направленных на совершенствование общеучебных ... Составить практические рекомендации по развитию познавательных универсальных учебных действий младших школьников. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: 1. ...
Таким образом, становится очевидным противоречие между необходимостью использования художественно-конструкторских задач в процессе формирования познавательной деятельности и недостаточной теоретической и методической разработанностью условий использования художественно-конструкторских задач в данном процессе.
Проблема исследования: «При каких условиях использование художественно-конструкторских задач на уроках технологии будет способствовать формированию познавательной деятельности младших школьников?»
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная разработанность в практике общеобразовательных учреждений с учетом требований нового стандарта определили выбор темы нашей выпускной квалификационной работы: «Использование художественно-конструкторских задач при формировании познавательной деятельности младших школьников на уроках технологии».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить результативность комплекса условий использования художественно-конструкторских задач, способствующих формированию познавательной деятельности младших школьников на уроках технологии.
Объект исследования: процесс формирования познавательной деятельности младших школьников на уроках технологии.
Предмет исследования: условия использования художественно-конструкторских задач при формировании познавательной деятельности младших школьников на уроках технологии.
Гипотеза исследования основана на том, что процесс формирования познавательной деятельности младших школьников на уроках технологии будет успешнее, если выполнять следующие условия:
— соблюдается логика построения процесса формирования познавательной деятельности обучаемых с учетом специфики уроков технологии;
— целенаправленно и систематически используются на уроках технологии художественно-конструкторские задачи разных видов (конструирование по собственному замыслу, конструирование по письменным или графическим описаниям изделия, конструирование по условиям и др.);
— осуществляется отбор художественно-конструкторских задач и организация деятельности младших школьников с учетом уровня сформированности познавательной деятельности;
— разнообразятся методы работы с художественно-конструкторскими задачами (проектный метод, использование ИКТ, мозговой штурм, экспресс анализ и др.).
Достижение указанной цели предполагает постановку и решение задач исследования:
Раскрыть сущность понятия «познавательная деятельность» и особенности ее формирования у детей младшего школьного возраста.
Охарактеризовать специфику уроков технологии в начальной школе.
Выявить условия использования художественно-конструкторских задач на уроках технологии, влияющих на формирование познавательной деятельности младших школьников.
Развитие познавательных способностей младших школьников
... на уроках математики в начальной школе Предмет – развитие познавательных способностей младших школьников. Задачи ВКР: 1.Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, методическую и научную ... Ярошевского. М. – 1990. 16. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М., 1988. 17. Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В.В. Давыдова, И.М. Ламшера, ...
Разработать и апробировать серию уроков технологии с использованием художественно-конструкторских задач, направленную на формирование познавательной деятельности при обучении младших школьников.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы педагогического исследования:
— теоретический анализ и обобщение данных психолого-педагогической, научно-методической и специальной литературы;
— эмпирические методы: изучение и обобщение педагогического опыта, наблюдения, изучение продуктов деятельности учащихся, диагностика (беседы, тестирование), педагогический эксперимент;
— математическая обработка полученных результатов.
Методологическую основу исследования составили:
— фундаментальные положения о единстве личности и деятельности, сознания и деятельности Б. Г. Ананьева, JI. В. Выготского, А. Н. Леонтьева и др.;
— концептуальные идеи развития познавательной деятельности у младших школьников А.К. Марковой, В.С. Мухиной, Г.И. Щукиной;
— концепции обучения в курсе «Технология» Е. А. Лутцевой, Н.М. Конышевой и др.
— концепции об организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе Ю. К. Бабанского, Б. Т. Лихачева, В. А. Сластенина и др.;
— концептуальные идеи использования художественно-конструкторских задач на уроках технологии А.М. Новикова.
Теоретическая значимость работы заключается в систематизации теоретического материала к проблеме формирования познавательных деятельности младших школьников; определении и обосновании использования художественно-конструкторских задач на уроках технологии в процессе формирования познавательной деятельности и определении комплекса условий использования художественно-конструкторских задач.
Практическая значимость работы исследования состоит в том, что предложенный и апробированный комплекс методик направленных на выявления уровня сформированности познавательной деятельности у младших школьников и серия уроков технологии могут быть использованы в практике работы педагогов образовательных учреждений.
В структурном отношении дипломная работа состоит из оглавления, введения, теоретической и практической глав, заключения, списка литературы и приложений.
ГЛАВА 1. Теоретические и методические основы формирования познавательной деятельности младших школьников посредством использования художественно-конструкторских задач на уроках технологии
1.1.Сущность понятия «познавательная деятельность» младших школьников и особенности её формирования
Т. Гоббс выдвинул справедливое требование о том, что каждое исследование необходимо начинать с определения дефиниций. Таким образом, определим, что подразумевают ученые и исследователи, говоря о деятельности.
Для начала рассмотрим понятие «деятельность», встречающиеся в психолого-педагогической литературе. Так, Немов Р. С. определяет деятельность как «специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования» [18, с.657].
И.А. Зимняя в свою очередь под деятельностью понимает «динамическую систему взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности» [22, с. 133]. Деятельность это и активное отношение к окружающей действительности, выражающееся в воздействии на неё. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создаёт то, что без его активности не существовало бы в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же гипотетически обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями он построил современное общество, города, машины с их помощью произвел на свет новые продукты потребления, материальную и духовную культуру, и в конечном счёте преобразовал самого себя. «Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природе людей» [18, с. 146]. Так, учебная деятельность включает в себя разнообразные действия: чтение книг, решение задач и т.д. В действии тоже можно усмотреть цель, средство, результат. Например, цель прополки — создать условия для роста культурных растений.
Мотивация профессиональной деятельности
... процесса и результата труда 7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности Обработка: Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной ... Инструкция: «Прочитайте нижеперечисленные побуждения в профессиональной деятельности и дайте оценку их значимости для вас по пятибалльной шкале». В очень ...
Итак, подводя итоги вышесказанному, можем сделать вывод о том, что деятельность — это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознательной целью. Деятельность человека очень многообразна, мы будем рассматривать более подробно познавательную деятельность человека.
Познавательная деятельность рассматривается Б.И. Коротяевым как подсистема, сама состоящая из связанных между собой элементов: цели, содержания методов, продуктов, отношения к ней. Определение познавательной деятельности мы находим у М.П. Барболина: «Под деятельностью в условиях учебного процесса (в частности, познавательной деятельностью) автор понимает процесс взаимодействия объекта и субъекта, ориентированный на получение нового продукта в идеальной (в форме знаний или опыта деятельности) или материальной форме, участниками которого в равной степени могут являться личности и материальные объекты» [22, с.10].
Понятие деятельности разрабатывалось в отечественной педагогике и психологии в работах Л.С. Выготского, А.Р. Пурия, П.Я. Гальперина, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, и др.
Несмотря на некоторые различия в трактовках понятия «деятельность» у разных авторов, можно определить, что деятельность — это не просто выполнение каких — либо действий, движений, а подлинный источник развития личности.
Г.И. Щукина пишет, что существует две деятельности — «учебная деятельность» и «познавательная деятельность» [26, с.15].
Интересна позиция Н.Ф. Талызиной, которая о познавательной деятельности пишет: «Познавательная деятельность — взаимосвязь практической и теоретической деятельности человека» [54, с.8].
И.С. Якиманская отмечает, что применительно к школьнику термин «учебная деятельность» синонемичен термину «познавательная деятельность». Хотя у каждой из данных видов деятельности есть свои специфические особенности [36, с.19].
Дидактическая игра как важное средство воспитания умственной активности учащихся
... области умственного труда: умение определять цели познавательной деятельности, планировать ее, выполнять познавательные операции различными способами, работать с ... развития в ней познавательной и творческой активности детей. Воспитательно-образовательная работа с детьми младшего ... зависимость системы игр от характера познавательной деятельности учащихся, от средств наглядности и формы их проведения. ...
Т.Г. Рамзаева считает, что в учебной деятельности познание выступает как особая и самостоятельная задача. Познание окружающего мира происходит не только в школе и не всегда специально программируется. Это обстоятельство, считает Т.Г. Рамзаева, позволяет рассматривать познавательную деятельность как более широкое понятие по сравнению с учебной деятельностью. Итак, можно сказать, что учебная деятельность школьника — это целенаправленная познавательная деятельность, протекающая в специально организованных условиях [25, с.18].
Г.И. Щукина считает, что «познавательная деятельность» иначе выражена термином «учение». С позиции общей теории деятельности психологами (А.Г. Асмолов, А.К. Бруднов, И.В. Калиш, В.И. Панов) правомерно различаются понятия «учебная деятельность» и «познавательная деятельность». Понятие «учебная деятельность» по отношению к «учению» (или познавательной деятельности) рассматривается как более широкое, поскольку оно включает одновременно и деятельность обучающего, и деятельность обучаемого [39, с.19].
Будучи сложным и многогранным, специально организуемым процессом отражения в сознании учащегося реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что познавательная деятельность — это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.).
Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении.
Обучение всегда происходит в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе. Слово одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого явления, орудием коммуникации и организации практической познавательной деятельности учащихся [19, с.18].
Формирование познавательной деятельности младших школьников возможно, если в образовательном процессе будут созданы условия для актуализации познавательных особенностей учащихся в учебной и внеучебной деятельности и обучение будет строиться в соответствии с этапами познавательной деятельности младших школьников; будет организована взаимосогласованная работа педагога, психолога, учащихся и их родителей, способствующая развитию познавательной мотивации. Особая роль в формировании познавательной деятельности отводится начальной школе. По утверждению В.В. Давыдова, именно в младшем школьном возрасте закладываются основы осознанной познавательной деятельности: развивается произвольность, внутренний план действий, анализ, рефлексия, саморегуляция. Учебно-познавательная деятельность является, как известно, ведущим видом деятельности младшего школьника. Основным условием, способствующим формированию познавательной позиции, является гуманистический, творческий, позитивный, эмоциональный, комфортный характер образовательной среды в школе. [25, с.18].
Организация внеурочной деятельности с учащимися 3 класса
... позволяет большинству школьников принять участие в организаторской деятельности, формирует личность гражданина. Успех внеурочной работы зависит не только от активности учащихся, но и от педагогического влияния, умения учителя ...
Для формирования познавательной деятельности младших школьников важно знать её особенности. В педагогической практике используются различные особенности познавательной деятельности, основные среди них — разнообразие форм, методов, средств обучения, выборов таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся [5, c.63]. А для того чтобы активизировать у учащихся познавательную деятельность необходимо знать уровни познавательной активности младших школьников.
Так, Г.И. Щукина выделяет репродуктивно-подражательную, поисково-исполнительскую и творческую активность, тем самым предлагая методическое основание для активизации познавательной деятельности учащихся. Разделение уровней познавательной активности соответствует из классификаций методов обучения. В первом идёт речь о репродуктивно-подражательной активности, где собственная активность ученика в учебной деятельности недостаточна; во втором — о поисково-исполнительской, при которой ученик уже самостоятельно пытается найти пути решения учебной задачи; и наконец, в третьем — о творческой активности учащихся, когда и учебная задача, и способы ее решения предлагаются самим учеником. В самих названиях для учителя как бы даны рекомендации по поводу тех или иных методов обучения, которые обеспечивают достижение соответствующего уровня познавательной активности.
Рассмотрим наиболее распространенные подходы к определению уровней познавательной активности учащихся.
Таблица 1
Характеристика уровней познавательной активности учащихся
Основание для классификации
Методический подход (по Г.И. Щукиной) Стадии познавательного процесса (по Т.И. Шамовой) Степень включенности учащегося в процесс обучения
Нулевая активность Учащийся пассивен, слабо реагирует на требования учителя, не проявляет желания к самостоятельной работе, предпочитает режим давления со стороны педагога.
Репродуктивно-подражательная активность. Опыт в учебной деятельности накапливается через усвоение образцов, при этом уровень собственной активности личности недостаточен. Воспроизводящая активность. Ученик должен понять, запомнить и воспроизвести знание, овладеть способами его применения по образцу. Ситуативная активность. Активность учащегося проявляется лишь в определённых учебных ситуациях (интересное содержание урока, приёмы обучения и пр.); определяется в основном эмоциональным восприятием.
Поисково-исполнительская деятельность. Ученик не просто принимает задачу, но сам отыскивает средства её выполнения (имеет место большая степень самостоятельности).
Интерпретирующая активность. Выявление смысла проникновения в сущность явления, стремление познать связи между явлениями, овладеть способом применения знаний в новых условиях. Исполнительная активность. Позиция учащегося обусловлена не только эмоциональной готовностью, но и наработанными привычными приёмами учебных действий, что обеспечивает быстрое восприятие учебной задачи и самостоятельность в ходе её решения.
Методы стимулирования и мотивации деятельности поведения учащихся
... направлены на формирование положительных мотивов учения, стимулируют познавательную активность, одновременно содействуя обогащению школьников учебной информацией. ... Таким образом, каждый из методов организации учебно-познавательной деятельности в то же время обладает не ... учебных требований. Метод предъявления требований к учащимся определяется правилами поведения, критериями оценки знаний ...
Творческая активность. Сама задача может ставиться школьником, и пути её решения избираются новые, нестандартные. Творческая активность. Не просто проникновение в сущность явлений, а попытка найти для этой цели новый способ. Творческая активность. Позиция учащегося характеризуется готовностью включиться в нестандартную учебную ситуацию, поиском новых средств для решения.
Т.И. Шамова также выделяет три уровня познавательной активности, но определяет их не по методам обучения, а по образцу действия: воспроизводящая, интерпретирующая и творческая активность. Находясь на первом уровне познавательней активности, учащийся должен научиться воспроизводить при необходимости полученные знания или умения. Название интерпретирующего уровня говорит само за себя; уже имея некоторые знания, необходимо научиться трактовать их в новых учебных условиях, отталкиваясь от привычных образцов. Творческий уровень познавательной активности характерен для учащихся, которые не только усваивают связи между предметами и явлениями, но и пытаются найти для этой цели новый способ.
И в той, и в другой классификации речь идет об учащемся, который постоянно демонстрирует активность (разного уровня) в овладении знаниями. Суммируя все вышесказанное, мы можем определить познавательную активность как личностное свойство, которое приобретается, закрепляется и развивается особым образом в организованном процессе познания, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
Показателями познавательной активности можно назвать стабильность, прилежание, осознанность учения, творческие проявления, поведение в нестандартных учебных ситуациях, самостоятельность при решении учебных задач и т.д. Степень включенности в учебный процесс и проявления активности учащегося — это динамический, изменяющийся показатель.
Г.И. Щукина отмечает, что в учебно-познавательной деятельности интересы младшего школьника не всегда локализованы, поскольку объем систематизированных знаний и опыт их приобретения невелики. Поэтому попытки учителя сформулировать приемы обобщения, а также поиск учащимися обобщенных способов решения поставленных задач нередко бывают безуспешными, что сказывается на характере, который часто обращен не сколько к процессу учения, сколько к его практическим результатам (сделал, решил, сумел).
Вот почему приближение цели деятельности к ее результату составляет для младшего школьника важную основу, укрепляющую познавательную деятельность. Частые же переключения деятельности могут неблагоприятно влиять не только на укрепление интереса к учению, но и на процесс формирования личности ученика. Лишь с приобретением опыты познавательной деятельности, умело направляемой учителем, происходит постоянное овладение обобщенными способами, позволяющими решать более сложные задачи учения, обогащающие интерес учащихся [8, с.43].
Щукина Г.И., Шамова Т.И. отмечают, что одним из эффективных средств, способствующих познавательной деятельности, является проблемность обучения. Разумеется, введение проблемы в обучающую программу не гарантирует ее принятия учащимися: будучи объективно проблемной, для ученика, субъективно она таковой может не стать.
Тем не менее, как показывает опыт, обучение любой новой деятельности целесообразно начинать с постановки проблемы, требующей данной деятельности: в значительном числе случаев проблема вызывает желание найти ее решение, приводит к попыткам решить эту проблему. Как правило, учащиеся самостоятельно не находят эту деятельность, но по тем или иным причинам проявляют заинтересованность в ее нахождении. Этого достаточно для прохождения или следующих этапов усвоения.
Наибольший активизирующий эффект для формирования познавательной деятельности на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:
— отстаивать свое мнение;
— принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
— ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;
— рецензировать ответы товарищей;
— оценивать ответы и письменные работы товарищей;
— заниматься обучением отстающих;
— объяснять более слабым учащимся непонятные места;
— самостоятельно выбирать посильное задание;
— находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);
— создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;
— решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения [10, с.20].
Итак, приходим к заключению, что данные ситуации способствуют формированию познавательной деятельности, благодаря своему активизирующему эффекту на уроках.
Таким образом, мы рассмотрели понятие «познавательная деятельность» в историко-педагогическом, дидактическом и психологических аспектах. В связи с этим можно сделать следующие выводы:
— с позиции общей теории деятельности психологи (А.Г. Асмолов, А.К. Бруднов, И.В. Калиш, В.И. Панов) правомерно различают понятия «учебная деятельность» и «познавательная деятельность».
— понятие «учебная деятельность» по отношению к «учению» (или познавательной деятельности) рассматривается как более широкое, поскольку оно включает одновременно и деятельность обучающего, и деятельность обучаемого [39, с.19].
— познавательная деятельность — деятельность, результатом которой является открытие учеником нового, неизвестного для него научного знания [10; с. 103].
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что и сегодня познавательная деятельность личности изучается в разных направлениях, уточняется её сущность, выявляются признаки познавательной деятельности, создаются психологические портреты познавательной личности, исследуются познавательные способности, анализируются закономерности и средства развития познавательного потенциала человека.
Познавательная деятельность учащихся в школе — необходимый этап подготовки молодого поколения к жизни. Это деятельность особого склада, хотя структурно и выражает единство с любой другой деятельностью. Познавательная деятельность — это направленность учебной деятельности на познавательный интерес.
Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития младшего школьника и формирования его личности. Под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания. Познание требует активной работы мысли, и не только мыслительных процессов, но и совокупности всех процессов сознательной деятельности.
Познавательная деятельность, вооружает знаниями, умениями, навыками; содействует воспитанию мировоззрения, нравственных, идейно-политических, эстетических качеств учащихся; развивает их познавательные силы, личностные образования, активность, самостоятельность, познавательный интерес; выявляет и реализует потенциальные возможности учащихся; приобщает к поисковой и творческой деятельности.
Познавательная деятельность имеет огромную значимость на всех учебных предметах в процессе учебной деятельности младших школьников. Именно специфика предмета «Технология» и его значимость играют существенную роль в формировании познавательной деятельности.
В следующем параграфе мы рассмотрим особенности уроков технологии в начальной школе.
1.2.Специфика уроков технологии в начальной школе
Образовательная область «Технология» заняла в новом учебном плане отечественной школы место, которое раньше отводилось предмету «Трудовое обучение». Это не просто подмена названия предмета с небольшими изменениями содержания. Главная суть преобразования заключается в необходимости разработки новых подходов к трудовой и технической подготовке обучаемых. Высокие технологии в промышленности, принципиально новые подходы к сельхозпроизводству, появление информационного мира меняют функции человека. Теперь школа не должна обязательно готовить обучающегося к определенной профессии — в изменившихся социально-экономических условиях эта профессия может быть не востребована. Гораздо важнее сформировать у школьников качество мобильности, умения гибко приспосабливаться к требованиям деятельности на различных рабочих местах [3, с.288].
Охарактеризуем понятие «технология» как учебный предмет начальной школы. Само понятие «технология», введенное в название нового учебного предмета, несет совершенно иное содержание, чем прежде (представление о способах получения и преобразования сырья, материалов и т.д.).
Современное применение понятия «технология» охватывает как материальный, так и социальный, духовный и аспекты человеческой деятельности, тесно взаимосвязанные между собой [3, с.288].
Н. М. Конышева утверждает, что технология определяется как область знаний, методов и средств, используемых для оптимального преобразования и применения материи (материалов), энергии и информации по плану и в интересах человека, общества, окружающей среды. Изучение средств и методов этих преобразований направлено, в конечном счете, на развитие личности, ее преобразующего мышления [15, с.42].
Преобразовательная суть предмета «Технология» делает приоритетными в работе учителя следующие цели и задачи: сформировать у своих учеников социальную позицию полноправных и ответственных хозяев жизни; помочь им в будущем адаптироваться к жестким требованиям, предъявляемым рыночной экономикой; стать «авторами» формирующейся социально- экономической среды России [14, с.28].
По сравнению с другими школьными предметами образовательная область «Технология» имеет ряд особенностей (специфика технологии):
1. В большинстве школьных предметов в качестве теоретической базы используется конкретная фундаментальная наука (физика, химия, биология, математика и др.).
Процесс учебного познания в них в целом соответствует историческому пути научного познания. Обучающийся, получая новые знания, проходит путь от эмпирического наблюдения и эксперимента к теоретическому обобщению, а затем — к применению теоретических выводов на практике. Познание в фундаментальной науке носит циклический характер: практика — теория — практика. «Технология» же, как образовательная область использует синтезированные знания из области других наук и научных дисциплин. Предметная область технологии — это дедуктивные следствия фундаментальных теорий [17, с. 18].
2. Одна из задач обучения — это формирование активной, творческой личности, легко адаптирующейся в новых ситуациях, что является залогом успешности выпускника школы в будущей трудовой деятельности. В «Технологии» эта задача перекладывается на самих обучающихся. Роль учителя — организовать учебный процесс таким образом, чтобы обучающийся мог проявить свою активность, например, в выборе содержания, методов, приемов деятельности. Это реализуется в проектно-созидательном подходе в системе обучения. Проектно-творческий метод обеспечивает включение обучающихся в процессы проектирования, конструирования, моделирования, реализации проекта и оценка результата деятельности [47, с.27].
Трудовая деяте……..
Список использованной литературы
1. Апилина, А. А. Азбука народных промыслов. 1-4 классы: дополнительный материал к урокам изобразительного искусства и технологии / А.А. Апилина // Волгоград: Учитель, 2011. — 199 с.
2. Ананьев, Б. Г. Познавательные потребности и интересы / Б.Г. Ананьев // Ученые записки ЛГУ. Психология. 1959. — 265 с.
3. Арефьева, М. В. Особенности руководства практической деятельностью младших школьников при создании текстильной игрушки / М. В. Арефьева// Начальная школа плюс До и После. — 2009. — № 9.- 84 с.
4. Беликова, А. П. История образования и педагогической мысли: Учебное пособие / А. П. Беликова // — В 2 частях — М.: Прометей, 2001. — 152 с.
5. Большой энциклопедический словарь: в 2 т. / гл. ред. А. М. Прохоров. — М. : Сов. энцикл., 1991. — 2 т.
6. Вахитова, Г. X. Педагогика: История педагогики и образования: Учебное пособие / Г. X. Вахитова // — Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2008. — 124 с.
7. Калинина, Г.П. Использование элементов дизайна на уроках труда / Г.П. Калинина //Начальная школа. — 2005. — № 5. — С.26-30.
8. Купирова, Е. А. Развитие младшего школьника как субъекта познавательной деятельности / Е. А. Купирова, Е. Л. Суворова// Начальная школа. — 2011. — № 7. — 69 с.
9. Малиновская, Л.П. Вопросы формирования дизайнерского мышления на уроках изобразительного искусства в начальных классах / Л.П. Малиновская // — Тернополь, 2003. — 265 с.
10. Распопов, В.М. Планирование и организация подготовки деятельности учителя технологии/ В.М. Распопов // — Магнитогорск: МГПИ им. В.И. Ленина, 2000 — 388 с.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования// Завуч начальной школы. — 2011. — 76 с.
12. Филиппов, В.М. Актуальные проблемы и направления инновационной деятельности в российском образовании / В.М. Филиппов // Инновации в образовании. — 2001. — № 1. — с. 5-16.
13. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина // — М.: Педагогика, 2000. — 152 с.