I. Общие положения
1.1.Настоящее положение:
— определяет и регламентирует организационно-методическую основу сопровождения обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в РГПУ им. А.И. Герцена;
— разрабатывает основу социально-реабилитационной поддержки инклюзивного профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
— определяет мероприятия и меры, обеспечивающие безбарьерность получения высшего профессионального образования указанной категории студентов.
1.2.Под понятием «инвалид» и «лицо с ограниченными возможностями здоровья» (далее по тексту студент-инвалид), в данном положении, мы понимаем лиц, имеющих документы, подтверждающие наличие у них инвалидности в соответствии с законодательством РФ или заключения учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы, подтверждающего ограниченные возможности здоровья, а также возможности обучения студента-инвалида в университете и индивидуальной программы реабилитации (ИПР), в которой указана возможность обучения по выбранной специальности.
II. Принципы сопровождения обучения студентов-инвалидов
И лиц с ОВЗ
2.1. Принципы определяют теоретико-методическую базу организации сопровождения обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в РГПУ им. А.И. Герцена.
2.2. В качестве принципов социально-реабилитационной поддержки студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ в данном положении выдвигаются:
— принцип адекватности содержания и форм реабилитационно-педагогической поддержки целевым установкам и условиям профессионально-образовательной деятельности инвалидов;
— принцип актуализации реабилитационно-педагогических начал руководства профессионально-образовательной деятельностью инвалидов на всех его уровнях;
— принцип опоры на интегративный (смешанный) студенческий коллектив инвалидов и лиц, не имеющих инвалидности;
Кейс № 36 Индивидуальные психологические особенности ребенка ...
... семьи и ближайшего окружения; получить возможность объяснить поступок ребенка и отношение к учебе в целом. Индивидуализация – это учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех ... к учебной деятельности, взаимоотношений с учителем, учащимися, положение в классном коллективе, состояния здоровья, настроение. Описание В школе №789 активно обсуждается идея оптимизации и повышения ...
— принцип опоры на собственную целенаправленную активность инвалидов в профессионально-образовательной сфере;
— принцип учета индивидуально-педагогических характеристик реабилитационного потенциала студентов-инвалидов;
— принцип направленности на всестороннюю социальную реабилитацию инвалидов;
— принцип непрерывности реабилитационно-педагогической поддержки инвалидов в рамках учебно-образовательного процесса;
— принцип осуществления реабилитационно-педагогической поддержки инвалидов во взаимосвязи с их медицинской, технической и психологической реабилитацией.
III.Цели и задачи реабилитационно-педагогической поддержки студентов-инвалидов
3.1.Основанием для сопровождения обучения студентов-инвалидов в РГПУ им. А.И. Герцена является приказ Минобрнауки № 2211 от 30 декабря 2010 г., который определяет наш университет как базовый вуз, обеспечивающий условия для получения высшего профессионального образования студентами-инвалидами.
3.2.Целью социально-реабилитационного сопровождения обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в РГПУ им. А.И.Герцена является создание безбарьерной образовательной среды для студентов-инвалидов различных категорий и студентов с ОВЗ.
3.3.Основными задачами реабилитационно-педагогической поддержки студентов-инвалидов и лиц в с ОВЗ в данном положении являются:
— формирование единой методической базы и единой системы требований и упорядочивания содержательной стороны деятельности педагогов факультетов по социально-реабилитационному сопровождению студентов с ограниченными возможностями;
— изучение специфических потребностей у различных категорий студентов-инвалидов, возникающих в процессе обучения в РГПУ им. А. И. Герцена;
— сопровождение абитуриентов-инвалидов на этапе довузовской подготовки;
— социально-психолого-педагогическое сопровождение студентов, предполагающее оказание специфических услуг для разных категорий инвалидов, а также услуг социального, психологического и методического характера;
— оказание консультативных услуг по вопросам трудоустройства выпускников-инвалидов.
IV. Этапы реализации социально-реабилитационной поддержки студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ
4.1.Данное положение включает в себя 3 этапа реализации поддержки обучения студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ.
4.2.Довузовский этап социально-реабилитационного сопровождения предполагает сопровождение абитуриентов-инвалидов на этапе довузовской подготовки. На данном этапе оказываются информационные, консультативные, психологические услуги:
— свободное получение абитуриентами-инвалидами различного рода информации об обучении в РГПУ им. А.И.Герцена;
— доступ к информации о поступлении в вуз, льготах, необходимых документах;
— консультирование о специальных возможностях для абитуриентов-инвалидов при сдаче документов, ориентировании в обучающем пространстве университета.
4.2.Вузовский этап сопровождения студентов-инвалидов предполагает сопровождение их обучения на протяжении всего времени пребывания студентов с ограниченными возможностями здоровья в РГПУ им. А.И. Герцена. На данном этапе формируется и реализуется единая методическая база требований к сопровождению обучения студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ:
Личностные особенности детей-инвалидов
... Герцена.—1973.—Гл. III. 30. Литвак А.Г. Тифлопсихология: Учеб. пособие для студентов ... динамика развития личностных особенностей детей-инвалидов с нарушением зрения в процессе ... 8. Буткина Г.А. Некоторые вопросы затруднения социально-психологической адаптации взрослых слепых//Дефектология,1977, №6. ... французскому энциклопедисту Д.Дидро. Начало систематического обучения слепых послужило толчком к ...
— формирование единой методической базы требований к сопровождению обучения студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ;
— апробация и введение специальных технологий, обеспечивающих удовлетворение специфических образовательных потребностей студентов-инвалидов;
— создание и апробация программы курсов повышения квалификации различных категорий слушателей по проблемам организации включенного образования инвалидов и лиц с ОВЗ в условиях современного вуза;
— использование интерактивных образовательных технологий в процессе социально-реабилитационной поддержки студентов-инвалидов.
4.3.Послевузовский этап социально-реабилитационного сопровождения студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ предусматривает консультирование и содействие в трудоустройстве выпускников в соответствии с полученной в университете специальностью:
— сотрудничество с общественными организациями инвалидов и потенциальными работодателями для оптимизации поддержки данной категории студентов в последующем трудоустройстве;
— предоставление помощи в рациональном трудоустройстве инвалида, т.е. в подборе видов и условий труда в соответствии с психофизиологическими особенностями и интересами выпускника;
— формирование базы данных потенциальных работодателей, готовых к трудоустройству выпускника с инвалидностью;
— помощь студенту в подборе места производственной и преддипломной практик, перспективных для трудоустройства;
— помощь в подготовке резюме.
V.Виды и содержание сопровождения обучения студентов-инвалидов в РГПУ им. А.И. Герцена.
5.1.Данное положение включает 7 видов социально-реабилитационного сопровождения обучения, реализуемых в ходе инклюзивного профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в РГПУ им. А.И.Герцена.
5.2.Диагностическое сопровождение включает формирование, обновление базы данных студентов с ограниченными возможностями в РГПУ им. А.И. Герцена.
Основными задачами на данном этапе являются:
— проведение анкетирования студентов-инвалидов с целью выявления их потребностей;
— осуществление консультационной работы с преподавателями вуза и однокурсниками (при условии ярко выраженных физических особенностей студента с инвалидностью) с целью формирования лояльной среды и культуры общения;
— мониторинг потребностей, возникающих у студентов-инвалидов в период обучения в вузе.
5.3.Учебно-методическое сопровождение направление предполагает методическое обеспечение разных видов сопровождения обучения. Основные задачи данного направления следующие:
— повышение квалификации педагогов, психологов и других специалистов, работающих с инвалидами в РГПУ им. А.И.Герцена, обучение новым современным социально-психологическим технологиям;
— организация консультирования студентов-волонтеров, оказывающих помощь студентам-инвалидам;
— составление индивидуальных маршрутов сопровождения образования, включающих рассмотрение возможности создания нелинейного расписания занятий и систематических пропусков занятий в университете в связи с основным заболеванием и увеличение, в этой связи, доли самостоятельной работы студентов-инвалидов;
Психологическое сопровождение развитияличности ребенка-инвалида
... обучения, так как система психологического сопровождения должна быть подчинена основному требованию – коррекции, ослаблению дефектов развития детей с ограниченными возможностями здоровья, а также развитию личности детей-инвалидов ... сопровождения личности на разных этапах ее развития (К. А. Абульханова-Славская, А. Г. Асмолов и др.); исследования психологической помощи семьям, имеющим детей-инвалидов. ...
— организация обмена опытом сопровождения обучения студентов инвалидов в РГПУ им. А.И. Герцена с другими вузами Санкт-Петербурга.
5.4.Психологическое сопровождение. В рамках данного направления сопровождения обучения студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ создаются условия для полноценного личностного и профессионального развития участников образовательного процесса и профилактики возможных затруднений в адаптации студентов-инвалидов, формируются умения и навыки саморегуляции, релаксации, оказывается помощь и поддержка студентам на этапе личного выбора и составления плана решения проблемы в образовательном процессе.
Задачами данного направления являются:
— консультирование участников образовательного процесса по вопросам личностного и профессионального развития студентов на всех этапах непрерывного образования;
— помощь студенту-инвалиду в гармонизации отношений к себе самому, к социальному окружению, повышение уверенности в себе;
— выявление проблем студентов-инвалидов в образовательном процессе в ходе массовой диагностики, сбор информации о существе возникших проблем;
— изучение индивидуальных особенностей и личностных приоритетов студентов-инвалидов;
— консультирование преподавателей и сотрудников по особенностям физического и нервного состояния студентов-инвалидов, коррекция ситуаций затруднения.
Психологическое консультирование и поддержка осуществляется в форме индивидуального консультирования студентов.
5.5.Социальная поддержка.Целью данного вида деятельности является обеспечение доступности включения в социокультурную среду студентов-инвалидов, организация доступа к информации и возможностей включения в социальную и культурную жизнь общества.
Основными задачами данного направления являются:
— организация помощи волонтеров в ориентировании студентов-инвалидов в предметно-пространственной и образовательной среде университета;
— помощь в организации культурно-досуговых мероприятий, праздничных вечеров и т.д.;
— сотрудничество с общественными и коммерческими организациями по оказанию помощи студентам-инвалидам и лицам с ОВЗ, обучающимся в университете;
— работа со средствами массовой информации по созданию позитивного образа инвалида в общественном сознании, информирование общества о возможностях и потребностях инвалидов, о социальных и профессиональных успехах, проблемах реабилитации и социальной интеграции людей с ограниченными возможностями, формирование гуманного отношения общества к инвалидам, преодоление социально-психологических барьеров в общении;
5.6.Довузовское сопровождение предполагает оказание информационных, психологических услуг для абитуриентов-инвалидов на этапе довузовской подготовки.
Основными задачами данного направления являются:
— развитие социального партнерства с общественными организациями инвалидов по двум направлениям: через привлечение потенциальных абитуриентов с инвалидностью, состоящих на учёте в общественных организациях и через решение общих задач в области оптимизации адаптационных процессов в условиях вуза;
Развитие способности к концентрации внимания у студентов ВУЗа ...
... проблемы, вопрос развития способности к концентрации и распределению внимания у студентов ВУЗа психолого-педагогического направления является малоизученной, что обусловило выбор темы нашей курсовой работы. Цель ... тренинга. Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи: 1. Рассмотреть сущность и содержание понятия способности к концентрации внимания. 2. ...
— проведение встреч студентов вуза с представителями общественных организаций инвалидов, проведение культурно-досуговых мероприятий, а также освещение вопросов инвалидности в студенческих газетах;
— предоставление сурдопереводчиков, тифлопедагогов на вступительных экзаменах.
5.7.Программно-ресурсное сопровождение обеспечивающее для каждой категории лиц, имеющих инвалидность и ограниченные возможности здоровья, как доступность восприятия и расширение путей получения учебной информации, так и расширение технических возможностей оперирования ею.
Основными задачами данного направления являются:
— использование специализированного учебного модуля для студентов с ограниченными возможностями здоровья (специализированного радиокласса для инвалидов по слуху, программно-методического комплекса для многофункциональной лекционной аудитории, мультимедийных компьютеров специальной конфигурации для мониторинга, коррекции и реабилитации студентов – инвалидов по слуху);
— внедрение в процесс сопровождения обучения оборудования факультета коррекционной педагогики, которое включает в себя ряд учебных аудиторий, оборудованных компьютерной техникой, оснащенной программами синтеза речи, брайлевскими дисплеями;
— применение в образовательном процессе распечатки текстов как в рельефно-точечном варианте, так и в плоско-печатном, возможность увеличения изображения в десятки раз, подбора оптимальных для зрительных возможностей инвалидов по зрению яркости, контрастности, цвета, фона изображения;
— внедрение в образовательный процесс технических средств реабилитационно-образовательного назначения для инвалидов по слуху, включающими звукоусиливающую аппаратуру с компьютерным управлением и звукоусиливающую аппаратуру с индивидуальной настройкой силы звука и тембра.
5.8.Консультативные услуги по вопросам трудоустройства предполагают подготовку к выходу на рынок труда через помощь в поиске потенциального работодателя.
Основными задачами на данном этапе являются:
— формирование базы данных потенциальных работодателей, готовых к трудоустройству выпускника с инвалидностью;
— помощь студенту в подборе места производственной и преддипломной практик, перспективных для трудоустройства;
— оказание помощи в подготовке резюме.