I. Цель и задачи изучения дисциплины

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО – СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Методические указания по практическим заданиям и самостоятельной работе студентов специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление» дневной формы обучения по дисциплине

«Теория управления».

Выполнил: к. филолог. наук.

Доцент Ревякина О.В.

ТЮМЕНЬ 2007

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Цель и задачи изучения дисциплины………………………………..3
  2. Практические занятия….……………………………………………….4
  3. Задания для самостоятельной работы……………………………….13
  4. Вопросы к экзамену……………………………………………………15
  5. Рекомендуемая литература……………………………………………16
  6. Глоссарий………………………………………………………………17

Теория управления – наука, изучающая управленческие действия.

Управление – это вид человеческой деятельности, возникший в ее структуре по мере ее оформления в сознательную деятельность по производству необходимых человеку благ. Управление – это также и процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определенных результатов.

В условиях формирования рыночных отношений в России необходимо иметь в виду, что отечественная наука управления является неотъемлемой составной частью мировой управленческой мысли. Оценка эффективности управления имеет первоочередное значение для многих управленческих действий, поскольку с ее помощью определяются правильность, обоснованность, действенность работы управленца.

11 стр., 5252 слов

Управление – это искусство или наука

... в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления. А во втором управление - как искусство - это способность эффективно применять данные науки управления в конкретной ситуации. 1. Управление как наука Управление как наука имеет свой предмет ...

Основной целью курса «Теория управления» является обеспечение управленческой подготовки студентов, получение знаний, необходимых в практической управленческой деятельности.

В задачи курса входят овладение категориальным аппаратом, методами системного анализа, изучение особенностей управленческой деятельности, особенностей управления в рыночных системах.

Познавательная ценность определяется возможностью свободной ориентации студентов при определении профессиональной ориентации в сфере управления. Дисциплина «Теория управления» опирается на такие дисциплины, как «Социология», «Психология и педагогика», «Исследование социально – экономических и политических систем», «Экономическая теория» и др.

Курс рассчитан на 34 часа лекционных и 34 часа практических занятий.

Форма контроля – экзамен.

II. Практические занятия

№ п/п

Тема

Содержание

Кол-во часов

1.

Эволюция управленческой мысли

История развития государственного и муниципального менеджмента в зарубежных странах и в России

8

2.

Ситуационный и системный подходы и процессы управления

Исследование систем управления и их проектирование для гос. службы и муниципального управления. Ситуационный подход.

6

3.

Функции управления

Мотивация и стимулирование. Теория мотивации. Планирование, прогнозирование, организация, контроль

4

4.

Коммуникация как процесс

Коммуникационная политика организаций формы и методы организационных коммуникаций. Особенности межличностных коммуникаций в управленческой деятельности.

4

5.

Инновационные аспекты управленческой деятельности

Управление нововведениями в государственной и муниципальной службе.

4

6.

Методология и организация процесса разработки управленческого решения

Целевая ориентация управленческих решений, анализ альтернатив действий.

4

7.

Государственная и муниципальная кадровая служба

Культура и стиль управления. Этика управления. Основные требования к государственным и муниципальным служащим.

4

ВСЕГО

34

Тема № 1 «Эволюция управленческой мысли».

1. Вопросы для обсуждения:

1. Какие периоды выделяют в развитии управленческой мысли?

2. Какие положения, принципы классической школы используются в современном менеджменте?

3. На каких основных положениях базируется школа психологии и человеческих отношений?

4. Охарактеризуйте школу поведенческих наук.

5. Что явилось стимулирующим началом в развитии науки менеджмента в США?

6. Основные черты шведской модели социализма Г. Мюрдаля.

7. В чем заключается сущность управления качеством на японских фирмах?

8. Каковы основные различия между японским и американским менеджментом?

9. Основные этапы развития науки управления в дореволюционной России.

10. В чем особенность современного этапа науки управления в России?

2. Подготовьте доклады на темы:

1. Школа научного управления. Гилберт, Эмерсон.

2. Возникновение и основные положения научного менеджмента. Тейлор и его последователи.

3. Классический менеджмент, А. Файоль.

4. Школа человеческих отношений и поведенческих наук. Э. Мэйо.

5. Теория и практика управления в дореволюционной России.

6. Система теории и практики управления в CCCР.

7. Современная система взглядов на теорию управления в США.

8. Современная система взглядов на теорию управления в Японии.

9. Современные модели управления в России.

Литература:

  1. Армстронг М. Основы менеджмента – Ростов – на – дону – 1998г.-304с.
  2. История менеджмента / Под ред. Д. В. Валового – М. – 1997г.-461 с.
  3. Управление – это наука и искусство / А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд – М. – 1992г.-506с.
  4. Научный менеджмент. Российская история – СПБ- 1999г.- 385 с.
  5. Якокка Ли. Карьера менеджера – Минск – 1996г.-204 с.

Тема № 2 «Ситуационный и системный подходы к процессу управления»

1. Вопросы для обсуждения:

  1. В чем сущность ситуационного подхода к управлению? (Приведите примеры)
  2. Сравните поведенческий и ситуационные подходы. Каково его применение в практике управления?

II. Подготовьте доклад на тему:

1. Влияние теории систем на развитие управленческой мысли.

Литература:

  1. Кунц Г., О’Доннел С. Управление: Системный и ситуационный анализ управленческих функций – М. – 1981г. с.74-190
  2. Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления – М. – 20007г. – с.154 – 163.

Тема №3 «Функции управления»

I. Вопросы для обсуждения:

  1. Общие и конкретные функции управления.
  2. Планирование как функция управления.
  3. Организация как функция.
  4. Мотивация и стимулирование.
  5. Контроль как функция управления. Виды контроля.
  6. Из каких этапов состоит тактическое планирование?
  7. Как следует оценивать стратегический план?
  8. Что представляет пирамида потребностей А. Маслоу?
  9. На чем основана теория ожиданий В. Врума?
  10. Какими свойствами должен обладать контроль, чтобы быть эффективным?

II. Подготовьте доклады на темы:

  1. Теория мотивации Ф. Герцберга.
  2. Сущность теории мотивации А. Маслоу.
  3. Содержательные теории мотивации. (А. Маслоу, Ф. Герцберг, Д. Мак Клелланд, К. Альдерфер)
  4. Процессуальные теории мотивации (В. Врум, Портер – Лоулер и др.)

Литература:

1.Момотова О. Н., Паурахина В. Н. Совершенствование структурно – функционального механизма управления предприятием в условиях рынка. Будущее России: социально – экономические и экологические аспекты – СПб – 1998г.-76 с.

2.Фатхудинов Р. А. Система менеджмента – М. – 1997г.-124 с.

3.Теория управления / Под ред. Ю. В. Васильева, В. Н. Парахиной – М. – 2007г.-526с.

Тема №4 «Коммуникация как процесс»

I. Вопросы для обсуждения:

  1. Какова роль коммуникаций в управлении?
  2. Какие коммуникационные барьеры препятствуют межличностным коммуникациям?
  3. Что представляет собой коммуникативный менеджмент и коммуникационная политика?
  4. Какие типы коммуникационных сетей наиболее эффективны?
  5. Основные модели коммуникаций?
  6. В каких формах осуществляются организационные коммуникации?

3. Литература:

1.Почепцов Г. Г. Теория коммуникаций – М. – 2001г.-186c.

2.Бобосов Социология управления – Минск – 2007г.-286с.

3.Теория управления / Под ред. Ю. В. Васильева, В. Н. Паграхиной, Л. И. Ушвицкого – М. – 2007г.-526 с.

Тема №5 «Инновационные аспекты управленческой деятельности. Организационные структуры управления».

I. Вопросы для обсуждения:

  1. Какова роль инноваций в управлении (приведите примеры)

II. Задания:

1. Приведите примеры управленческих структур различных администраций (города, района, сельского муниципального образования).

Определите их организационную структуру. Сравните и аргументируйте достоинства той или иной организации.

2.Какие элементы должны учитываться при проектировании организационной структуры?

3.Дайте краткие определения линейного, функционального и линейно – функционального типов структур. Изобразите их в виде схем (на примере).

4.В чем основной недостаток матричного типа структур?

3. Литература:

  1. Теория управления / Под ред. Ю. В. Васильева, В. Н. Парахиной, П. Н. Ушвицкого – М. – 2007г.-526с.
  2. Гроув Э. С. Высокоэффективный менеджмент – М. – 1996г.-176с.
  3. Искусство менеджмента. Практическое пособие – М. – 1998г.-216 с.
  4. Модульная программа для менеджеров. В 17 – ти т. – т. 13. Общее управление организацией: принципы и процессы – М. – 1999г.-281с.
  5. Киричук С. М. Управление муниципальным образованием – Тюмень – 1997г.- 400с.

Тема №6 «Методология и организация процесса разработки управленческого решения».

I.Вопросы для обсуждения:

  1. Какие процедуры входят в состав разработки и реализации управленческого решения?
  2. Какие функции выполняют специалисты, эксперты, консультанты при разработке и реализации решений?
  3. Какова обобщенная схема процесса разработки управленческого решения?
  4. В чем суть супероптимальных решений? (Приведите примеры).

II. Задания:

  1. Предполагается в качестве анализа видеофильм «Принятие решений». После просмотра фильма в ходе дискуссии планируется обсуждение следующих вопросов:

а) Постановка целей в управленческом решении.

б) Рациональное использование времени руководителем.

3.Литература:

1. Кардашская Н. П. Принятие управленческого решения – М.– 1999г — 204 с.

2. Литвак Б. Г. Разработка управленческого решения — М. – 2000г.-161с.

3. Смирнов Э. А. Разработка управленческого решения – М. – 2001г.-284с.

4. Чудновская С. Н. Разработка управленческих решений. Учебное пособие – Тюмень – 1999г.-384 с.

Тема№7 «Государственная и муниципальная кадровая служба».

I. Вопросы для обсуждения:

1. Что такое стиль управления?

2. Какие личные качества необходимы менеджеру для эффективной работы?

3. Какое воздействие оказывает на стиль руководства изменение внешней и внутренней среды организации? (Приведите примеры).

4. В чем проявляются особенности партисипативного стиля руководства?

5. Какой стиль руководства применяется в местном самоуправлении? (Приведите примеры).

II. Задания:Подготовить доклад по теме: «Этика деловых отношений государственной / муниципальной службы».

Ш. Задания:

1. Укажите приемы делового обучения, помогающие в работе менеджера государственной и муниципальной службы.

2. Выведите из приведенной ниже таблицы качества, необходимые для:

а) Муниципального менеджера.

б) Государственного менеджера.

ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА

— Ум и интеллектуальность

— Господство или преобладание над другими

— Уверенность в себе

-Активность и энергичность

— Знание дела

— Физическая и эмоциональная выносливость

— Понимание назначения организации

— Энтузиазм

— Дружелюбие и привязанность

— Порядочность

— Авторитарные наклонности

— Профессиональные достижения

— Уровень образования

— Самореализация

— Самоуверенность

— Решительность

— Отсутствие потребности в защите

— Происхождение из рабочей среды

— Инициативность

— Отсутствие финансовой зависимости

— Желание обладать властью

— Зрелость

— Физические навыки

— Креативность

— Организаторские способности

— Способность убеждать

— Дипломатичность

— Тактичность

— Тактичность

— Риторические способности

— Понимание задачи

— Рост, вес, сложение, внешний вид, здоровье

— Инициативность, честность, смелость, независимость, интуитивность

— Ум, логика, оригинальность, речевая развитость, любопытство и познавательность, индуктивность

3. Составьте социально — психологический портрет:

а) Государственного менеджера

б) Муниципального менеджера. Обоснуйте.

3.Литература:

1. Теория управления / Под ред. Ю. В. Васильева, В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого – М. – 2007г.-526с.

2. Анкудинов Ю. А. Хозяйственный руководитель. Стиль и методы работы – М. – 1998г.301 с.

3. Бовыкин В. И. Новый менеджмент (управление предприятиями на уровне высших стандартов: теория и практика эффективного менеджмента) – М. – 1997г.-216 с.

4. Кибанов А. Я. Управление персоналом – М. – 2001г.- 401 с.

Ш. Задания для самостоятельной работы студентов.

1. Студентам предлагается из ниже приведенного списка тем самостоятельной работы, выбрать одну для исследования.

2. В рамках выбранной темы подготовить:

а) Список литературы (не менее 5 источников)

в) Аннотации выбранных теоретических источников

с) Краткий реферат каждого из теоретических источников

д) Сделать доклад по выбранной теме исследования

ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

1. Основы кадровой политики в местном самоуправлении.

2. Имидж муниципального менеджера.

3. Роль инноваций в управлении городом, районом.

4. Организационные формы и структуры муниципального управления.

5. Государственная служба, управление, этика.

6. Исследование систем управления и их проектирование.

7. Модели и методы принятия решений в местном самоуправлении.

8. Административные методы управления.

9. Социально – психологические методы управления.

10. Типы административного аппарата в местном самоуправлении.

11. Экономическая эффективность управления.

12. Муниципальный менеджер в системе управления.

13. Муниципальный менеджер в условиях рынка.

14. Формы и методы управления в муниципальном образовании.

15. Формы и методы управления монофункциональных городов.

16. Формы и методы управления малых городов.

17. Муниципальная власть и муниципальное управление.

18. Особенности управления в муниципалитетах в западноевропейских странах.

19. Пути повышения эффективности работы муниципальных служащих.

20. Критерии эффективного руководства коллективом в муниципальном сообществе.

21. Пути повышения эффективности работы государственных служащих.

22. Отличие государственного управления от форм общественного управления.

23. Государство как субъект управления общественными процессами.

24.Сущность социалистической концепции управления.

25.Опыт формирования среднего класса в России.

IV.Вопросы к экзамену

  1. Соотношение понятий менеджер и управление

  2. Исторические условия возникновения управленческой науки
  3. Основные положения научного менеджмента. Тейлор.
  4. Формирование классического направления в менеджменте А. Файоль.
  5. Школа человеческих отношений Э.Мэйо.
  6. Становление и развитие количественной школы
  7. Теория и практика управления в дореволюционной России
  8. Система теории и практики управления в СССР
  9. Современная система взглядов на менеджмент в России
  10. Особенности и основные черты японского менеджмента
  11. Становление и развитие менеджмента в США
  12. Общие функции управления
  13. Планирование как функция управления
  14. Организация как управленческая функция
  15. Понятие мотивации
  16. Основные теории мотивации
  17. Понятие и состав функции контроля
  18. Управленческое решение и его особенности
  19. Методы прогнозирования управленческих решений
  20. Управление как процесс коммуникаций
  21. Модели коммуникаций
  22. Особенности межличностных коммуникаций
  23. Понятие лидерства и руководства
  24. Стиль руководства. Элементы, его определяющие
  25. Формы власти и влияния
  26. Методы управления
  27. Системный подход к управлению
  28. Ситуационный подход к управлению
  29. Внешняя среда в процессе управления
  30. Внутренняя среда в процессе управления
  31. Сущность коммуникационной политики и основные принципы её осуществления
  32. Модели социального управления: субординация, координация, реординация.
  33. Законы и принципы управления
  34. Сущность и содержание теории управления
  35. Теоретические основы менеджмента
  36. Управление как процесс
  37. Культура и стиль менеджера
  38. Кадровая политика на предприятии: сущность
  39. Специфические требования к служащим государственной и муниципальной службы
  40. Управление и этика
  41. Исследование систем управления и их проектирования
  42. Место теории управления в системе наук
  43. Объект, предмет, цель и задачи курса «Теория управления»
  44. Функции управления: планирование, организация, оперативное управление, связь
  45. Эволюция управленческой мысли в Западной Европе
  46. Эволюция в управленческой мысли в Америке
  47. Управленческая мысль XIX века
  48. Управление в современных условиях
  49. Эффективность управления деятельностью коллектива
  50. Определение, сущность и виды описания систем
  51. Основные свойства систем и их классификация
  52. Внутренняя и внешняя среда в системе управления муниципальным образованием
  53. Определение системного подхода. Применение системного подхода в практике управления
  54. Принципы системного подхода в местном самоуправлении
  55. Управление как циклический процесс
  56. Законы, методы и формы управления
  57. Планирование как этап управления
  58. Стратегическое планирование
  59. Системный подход к планированию
  60. Виды планов
  61. Общенаучные методы теории управления
  62. Целевая ориентация управленческих решений
  63. Коммуникация в процессе управления
  64. Ситуационный подход в процессе управления
  65. Условия и факторы результативной работы муниципального менеджера, культура и стиль.
  66. Требования к аппарату и работникам государственной службы
  67. Требования к аппарату и работникам муниципальной службы
  68. Управление нововведениями в местном управлении
  69. Инновационные аспекты деятельности муниципального менеджера
  70. Кадровая политика в муниципальном образовании
  71. Методология и организация процесса разработки управленческого решения
  72. Принципы управления
  73. Методы управления: экономические, организационно- распорядительные, социально- психологические
  74. Лидер и руководитель
  75. Менеджмент и руководитель
  76. Организационные структуры управления
  77. Социально- психологический климат в коллективе
  78. Стиль работы руководителя

V.Рекомендуемая литература

  1. Авдеев А.Ф. Философия информационной цивилизации. – М., 2006г. – 76с.
  2. Афанасьев В.Г. Системность и общество. – М., 2000г.-124с.
  3. Борисов С.В. Конспект лекций по дисциплине «Теория управления». – Ставрополь, 2000г.- 391 с.
  4. Ехлаков Ю.П., Ходжаев Г.А. Теоретические основы автоматизированного управления. – Ставрополь, 2002г.- 204с.
  5. Коротков Э.М. Концепции менеджмента. Учебное пособие. – М.: 1996г.-301с.
  6. Коротков Э.М. Концепции менеджмента. Учебное пособие. 2 изд. – М., 2001г.-214с.
  7. Кнорринг В.И. Искусство управления. – М., 1996г.- 416с.
  8. Лернер А.Ф. Начало кибернетики. – М., 1997г.-115с.
  9. Съедин С.Н. Основы управления. – М., 1996г.-286с.
  10. Чаплина М.А, Культура управления. – М., 2000г.-198с.
  11. Теория управления / под ред. Ю.В. Васильева, В.Н. Парахниной и др. – М. – 2007г.-526с.
  12. Граждан В.Д. Теория управления. – М. – 2004г.-414с.
  13. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления 3 изд.- М. – 2007г.-526с.
  14. Лебедев, Каньковская А.Р.Основы менеджмента –СПБ- 2005 -189с.
  15. Атаманчук Г.В. Государственное управление: организационно- функциональные вопросы. – М. – 2000г.-296с.
  16. Бреддик У. Менеджмент в организации. Пер. с англ. – М. – 1997г.-117с.
  17. Виханский О.С. Стратегическое управление. Учебник. 2 изд. – М. – 1998г.
  18. Друкер П. Эффективное управление. – М. – 1998г. -115с.
  19. История менеджмента / Под ред. Д.В. Валового – М. – 1997г.-506с.
  20. Искусство менеджмента. Практ. пособие. – М. – 1998г.-304с.
  21. Коно Т. Стратегия и структура японских предприятий. – М. – 1997г. 254с.
  22. Кунц Г., О’ Даннел С. Управление: Системный и ситуационный анализ управленческих функций. – М. – 1981г.-717с.
  23. Кравченко А.И. История менеджмента. – М. – 2000г.-351с.
  24. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения. – М. – 2000г.-216с.
  25. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М. – 1997г. Пер. с англ.-501с.
  26. Олдкорн Р. Основы менеджмента. – Пер. с англ. – М. – 1999г. -497с.
  27. Юкосева В.С. Управленческие решения: 4часть пособие – М.– 2003г.-185с.
  28. Якокка Ли. Карьера менеджера. Пер. с англ. – Минск – 1996г.
  29. Ясперс Карл. Власть и политическая свобода – М. – 1999г.
  30. Практикум по теории управления /Под ред. Ю.В.Васильева, В.Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого – М-2007-606с.
  31. Глухов В.В. Менеджмент –СПб- 2007 г.-608с.

IV. Глоссарий.

  • Бизнес – это предпринимательская деятельность, дело или занятие, которое является источником получения прибыли.
  • Бизнесмен – это собственник, применяющий свой или заемный капитал в целях получения прибыли или предпринимательского дохода. Он может не занимать в своей организации никакой официальной должности, но может и входить в ее правление или попечительский совет.
  • Вертикальное разделение труда – отделение управленческой работы от неуправленческой приводит к выделению менеджеров высшего, среднего и низшего (низового) уровня, или звена.
  • Взаимосвязанность факторов внешней среды – это уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы.
  • Виртуальные офисы – офисы, в которых основными средствами производства являются компактные коммуникационные средства – электронная почта, сотовые телефоны, портативные компьютеры, модемы, системы проведения видеоконференций.
  • Власть – это возможность оказывать влияние на поведение других.
  • Власть основанная на вознаграждении – форма власти, проявляющаяся в тех случаях, когда исполнитель уверен, что влияющий оценит его действия определенным вознаграждением.
  • Власть основанная на принуждении, — форма власти, которая характеризуется тем, что исполнитель выполняет указания влияющего под страхом наказания.
  • Влияние – процесс, при котором одна из сторон стремится изменить поведение других сторон.
  • Внешнеорганизационные коммуникации представляют собой информационное взаимодействие с внешней средой.
  • Внешняя среда организации – это совокупность элементов, которые существенным образом влияют на организацию, но не подвластны ее руководству.
  • Внутренние переменные – это части самой организации, ситуационные факторы внутри нее, это состав и взаимосвязи сложной системы – организации.
  • Внутриорганизационные коммуникации – коммуникации между уровнями управления и подразделениями.
  • Восходящие коммуникации представляют движение информации от более низкого уровня к более высокому.
  • Вязкость внешней среды – количественная мера усилий, необходимых для целенаправленного перемещения, концентрации и освоения в производстве единицы материальных, финансовых и информационно-технологических ресурсов.
  • Горизонтальное разделение труда – в управлении разделение труда менеджеров по функциям.
  • Горизонтальные коммуникации предполагают обмен информации на одном уровне, соединяя между собой командные цепочки организации, и необходимы для согласованности действий и исключения дублирования.
  • Групповая динамика – процесс формирования и функционирования формальных и неформальных групп в организации.
  • Департаметизация – объединение схожих видов деятельности в рамках отдельных подразделений.
  • Децентрализованные организации – организации, в которых полномочия распределены по нижестоящим уровням управления.
  • Законная власть – форма власти, которая предоставляется индивиду в рамках его официальной должности в организации.
  • Звенья управления – структурные подразделения, а также отдельные специалисты, выполняющие функции управления либо их часть.
  • Имидж менеджера – его образ, живущий в представлениях людей; комплекс его внешних и внутренних качеств, являющийся достоянием общественности.
  • Имидж организации – это ее репутация, доброе имя, образ, складывающийся у клиентов, партнеров, общественности под воздействием результатов деятельности, успехов или неуспехов организации.
  • Интеграция – уровень сотрудничества, существующий между частями организации и обеспечивающего достижение их целей в рамках требований, предъявляемых внешним окружением.
  • Карьера – субъективно осознанные собственные суждения работника о своем трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения и удовлетворения трудом; поступательное движение по служебной лестнице, улучшение навыков, способностей и разметов вознаграждения, связанных с деятельностью работника.
  • Качество управленческого решения – степень соответствия управленческого решения внутренним требованиям организации или стандартам.
  • Команда – общность сотрудников организации или структурного подразделения, работающих как единое целое, проявляющих при этом максимум ответственности и инициативности.
  • Коммуникационная политика включает определение целей коммуникаций, путей их достижения, содержание распространяемой информации, планирование обратной связи.
  • Коммуникационная стратегия формируется для обеспечения корпоративной общеорганизационной миссии, которая отражает социальную концепцию бизнеса.
  • Коммуникационные барьеры препятствуют эффективному восприятию информации получателем. Выделяют три типа барьеров: личностные, физические и семантические.
  • Коммуникация – это процесс передачи сообщения от источника к получателю с целью изменить поведение последнего или обмена информацией между сторонами.
  • Конформизм – психологическая характеристика позиции индивида относительно позиции группы, принятие или отвержение им определенного мнения, свойственного группе; мере «подчинения» индивида групповому давлению.
  • Лидерство – психологический феномен, связанный с регулированием неофициальных межличностных отношений в группе.
  • Линейные связи – линейные полномочия, передаваемые непосредственно от начальника к подчиненному и предоставляющие начальнику узаконенную власть.
  • Малая группа – немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в личном общении, что является основой для возникновения групповых норм и групповых процессов.
  • Менеджеры – руководители различного уровня, занимающие постоянную должность в организации и наделенные полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации. Менеджер – наемный работник, занимающий определенную должность в данной организации.
  • Менеджмент – управление организацией, хозяйствующей в условиях рынка. Главным в характеристике его сущности является то, что это один из видов человеческой деятельности.
  • Метод организации сильной команды – прием совершенствования структур управления, ориентированный на группу, который используется для поднятия уровня доверия, открытости и сплоченности в рабочей группе или управленческой команде.
  • Методы разработки управленческого решения – набор мероприятий организационного, технологического, экономического, правового и социального характера, направленный на формирование управленческого решения.
  • Партисипативный стиль – стиль управления, основанный на участи рядовых сотрудников в управлении организацией.
  • Подвижность внешней среды характеризуется скоростью, с которой в среде происходят изменения.
  • Предмет менеджмента как науки – это законы и закономерности жизнедеятельности организаций и отношения работников в процессе управления.
  • Предприниматель – собственник, выполняющий свои функции самостоятельно, личным трудом создающий продукты, принимающий необходимые решения по ходу развития своего дела, обеспечивающий производственную деятельность ресурсами, реализующий продукцию и присваивающий результаты собственного труда.
  • Принципы – руководящие правила, основные положения и нормы поведения, на которые ориентируются руководители и работники в силу социально – экономических условий, сложившихся в обществе.
  • Производительность – это отношение количества единиц на выходе к количеству единиц на входе. Она отражает комплексную результативность использования всех видов ресурсов (труда, капитала, технологии, информации).
  • Производственная структура предприятия – совокупность основных, вспомогательных и обслуживающих подразделений организации, обеспечивающих переработку «входа» системы в ее «выход» — готовый продукт с параметрами, заданными в бизнес – плане.
  • Процессный подход – один из ранних подходов к управлению, применяемый и в настоящее время, согласно которому управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других – это не какое – то единовременное действие, а серия взаимосвязанных непрерывных действий.
  • Рациональная бюрократия – завершающая концепция классической школы менеджмента. Модель рациональной бюрократии включает положения из рационалистического и процессного подходов, но более развитых под влиянием военного производства, развернувшегося в годы Первой мировой войны.
  • Неформальная группа – группа в организации, возникающая стихийно на основе социальных взаимоотношений между людьми, является спонтанной реакцией на неудовлетворенные индивидуальные потребности.
  • Неформальные коммуникации – сосуществующая параллельно с официальной система коммуникаций организации.
  • Нисходящие организационные коммуникации представляют собой поток информации от высших уровней руководства к низшим.
  • Номинальный групповой метод – способ группового обсуждения, при котором непосредственное взаимодействие членов групп сведено к нулю.
  • Обратная связь – ответ получателя на послание, коммуникация с помощью обратной связи превращается в двустороннее движение и динамический процесс.
  • Обязанность – круг действий, возложенных на кого – нибудь и обязательных для выполнения. Выделяют служебные, общественные и всеобщие воинские обязанности.
  • Организационная культура – выдержавшая испытание временем система коллективно разделяемых ценностей, символов, убеждений, традиций и норм поведения членов организации, оказывающая заметное влияние на поведение, как отдельных индивидов, так и групп людей, работающих в организации.
  • Организационное проектирование – метод формальной организации целостных систем. Как процесс проектирования включает три функционально связанные части: предпроектные работы, техническое проектирование, рабочее проектирование.
  • Организация – это группа людей, деятельность которых координируется для достижения общих целей.
  • Ответственность – необходимость, обязанность отдавать кому – либо отчет в своих действиях, поступках. Ответственность может быть официальная и личная.
  • Референтная власть или харизма – форма власти, основанная на личных качествах или способностях влияющего, которые воспринимаются исполнителями как привлекательные и представляются примером для подражания.
  • Руководство – социальный феномен, связанный с регулированием официальных отношений в организации.
  • Самоменджмент – управление собой; наука и искусство эффективного использования базовых ресурсов личности, управление процессами жизнедеятельности и результатами труда.
  • Система – основополагающая категория общей теории систем, системного подхода к управлению. В наиболее широком смысле система трактуется как правильность расположения частей, определенный порядок, связанное целое.
  • Системный подход в рассмотрении объектов исследования и практической деятельности в единстве его внешних и внутренних связей указывает на многомерность организации и необходимость учета множества внутренних и внешних переменных.
  • Ситуационный подход – способ управления, решения проблем в зависимости от складывающейся ситуации. Этот подход предполагает знание средств профессионального управления, их сильные и слабые стороны, менеджер должен правильно оценивать ситуацию и принимать конкретные меры для эффективного управления.
  • Ситуация – конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в конкретное время. Любая ситуация имеет идейную и экономическую основу, исследования которое позволяет понять ретроспективы и определить перспективу.
  • Социальная эффективность – степень удовлетворения спроса населения (потребителей, заказчиков) на товары и услуги.
  • Социально – психологический климат – эмоциональный тон межличностных отношений в группе, имеющий субъективную значимость для каждого члена группы.
  • Стиль управления – устойчивая система средств, методов и форм взаимодействия руководителя с коллективом организации направленная на выполнение миссий организации и определяемая объективными и субъективными факторами протекания управленческого процесса.
  • Стресс – состояние или процесс повышенного нервного напряжения из – за наличия напряженных или исключительных ситуаций, вызывающих страх.
  • Структура организации – логическая взаимосвязь уровней управления и подразделений построенная в такой форме которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.
  • Структура – это форма организации системы, она отражает наиболее существенные, устойчивые связи между элементами системы и их группами, которые обеспечивают основные свойства системы.
  • Ступени управления характеризуют последовательность подчинения одних звеньев управления другим снизу доверху.
  • Супероптимальное решение – такое решение, которое объективно превосходит то, то обычно считалось наилучшим решением проблем данного типа.
  • Сфера контроля – число людей, которые подчиняются непосредственно данному руководителю. Размеры сферы контроля определяют, при прочих равных условиях, число уровней управления в структуре.
  • Телекоммуникационные системы предполагают, что пользующиеся ими люди выполняют всю свою работу или часть ее на дому, а связь с офисами поддерживается посредством компьютерных линий связи.
  • Технологии разработки управленческого решения – искусство, мастерство и умение руководителя осуществлять управленческое воздействие на персонал для достижения общих и ключевых целей организации. В состав технологий разработки управленческого решения входят целевые технологии и процессорные.
  • Технология – средства, с помощью которого ресурсы производства преобразуются в конечный результат. Влияние этой переменной на управление определяется четырьмя крупными переворотами в технологии – промышленная революция, стандартизация, и механизация примение конвейерных линий и компьютеризацией.
  • Управленческое решение – развернутый во времени логико – мыслительный, эмоционально – психологический и организационно – правовой акт выбора альтернативы, выполняемый руководителем в пределах своих полномочий единолично или с привлечением других лиц.
  • Формальная группа – группа внутри организации, которая создается и существует по воле руководства в рамках конкретной деятельности.
  • Хотторнские эксперименты – научные исследования, которые представили доказательства необходимости учета социальных взаимоотношений между сотрудниками организации.
  • Цели – конкретные конечные состояния или желаемый результат, к которому стремится добиться группа, работая вместе.
  • Централизованные организации – организации, в которых руководство высшего звена оставляет за собой большую часть полномочий, необходимых для принятия важнейших решений.
  • Эвристические методы – набор искусных наводящих вопросов, основанных на логике, здравом смысле и опыте, для извлечения скрытой в человеке информации.
  • Экономическая эффективность – отношение полученного результата к затратам.
  • Экспертная власть – форма власти, основанная на признании окружающими наличия у индивида недоступных и специальных знаний.
  • Эффект коммуникаций – изменения в поведении получателя происходящие в результате приема сообщения.
  • Эффективность управления – относительная характеристика результативности деятельности конкретной, управляющей системы отражающейся в различных показателях, как объекта управления, так и собственно управленческой деятельности (субъекта управления), причем эти показатели имеют как количественные, так и качественные характеристики.
  • Эффективность управленческого решения – ресурсная результативность, полученная по итогам разработки или реализации управленческого решения в организации. В качестве ресурсов могут быть финансы, материалы, здоровье персонала, организация труда и др.

27