Деятельность педагога-психолога в коррекционной школе-интернате

Дневник о прохождении педагогической практики

Дата

Содержание работы,

Вид деятельности.

Примечание (литература, используемая в процессе подготовки, методическая учебная воспитательная работа, возраст учащихся, специализации и т.д.).

25.02.2013

Знакомство с администрацией, педагогами и психологом.

Познакомилась с педагогами, дефектологом, логопедом и группой. Ознакомилась с кабинетом психолога и его документацией.

26.02.2013

Посещение урока чтения на тему: “чтение и осмысление рассказа «Снеговик»

по Г. Скребицкому”,

его психологический анализ.

Посещение урока педагога-психолога “профориентация”.

2 класс.

7 класс.

27.02.2013

Посещение музыкально-ритмического занятия на тему: “музыкальные инструменты”,

его психологический анализ.

4 класс.

28.02.2013

Индивидуальная консультация для родителей на тему «Причины рассеяности ребёнка».

Родители 4 класса.

1.03.2013

Консультация дошкольников,

для изучения уровня готовности к школьному обучению будущих первоклассников.

Дети дошкольного возраста.

2.03.2013

Психолого-педагогический анализ занятий на тему: “чтение и осмысление рассказа «Снеговик»

по Г. Скребицкому” и “музыкальные инструменты”.

4.03.2013

Посещение внеклассного урока на тему: “Красная книга РФ”,

его психологический анализ.

5-7 класс.

5.03.2013

Психолого-педагогический анализ внеклассного занятия на тему:

“Красная книга РФ”.

6.03.2013

Составление плана — конспекта к внеклассному уроку в 5-7 класс.

Тема занятия: Вредные привычки.

Использованная литература:

1. Генкова, Л.Л. Почему это опасно/Л.Л. Гренкова. -М.:“Просвещение”, 1999г-234с.

2. Энтин, Г.М. Когда человек себе враг/Г.М. Этнин.- М.: “Знание”, 1993г-254с.

3. Петренко, Л.Ф. Коварный враг/ Л.Ф. Петренко.- М.: “Знание”, 1997г-188с.

7.03.2013

Самостоятельное проведение внеклассного урока в 5-7 классе.

Урок проводился комбинированный, в виде презентации, для закрепления материала использовалась тематическая игра, также речевые таблички.

8.03.2013

Составление плана — конспекта к внеклассному уроку во 2 классе.

Тема занятия: Память.

Использованная литература:

1. Леонтьев, А.Н. Логическая и механическая память / А.Н. Леонтьев.-М.:ЧеРо, 2000г — 670с.

2. Лурия, А.Р. Маленькая книжка о большой памяти/А.Р. Лурия. — М.: Эйдос, 1994г — 296с.

3.Уотсон Д. Удерживание видимых телесных навыков, или «память» / Д. Уотсон.- М.: ЧеРо, 2000г-269с.

9.03.2013

Самостоятельное проведение внеклассного урока во 2 классе.

Урок проводился комбинированный, в виде презентации, для закрепления материала использовалась тематическая игра, а также речевые таблички.

11.03.2013

Подготовка к диагностике уровня школьной тревожности в 5-7 классах.

Была использована методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса.

12.03.2013

Проведение диагностики уровня школьной тревожности в 5-7 классах.

Опросник состоит из 58 вопросов, которые ориентированы на выявления уровня тревожности у школьников. Прежде чем отвечать, испытуемый предварительно изучает инструкцию проведения методики.

13.03.2013

Обработка данных по диагностике уровня школьной тревожности, составление протокола обследования.

По результатам проведения данной методики было выявлено, что у всей группы детей низкий уровень тревожности.

14.03.2013

Подготовка к диагностике уровня самооценки во 2 классе.

Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан.

15.03.2013

Проведение диагностики уровня самооценки во 2 классе.

Опросник состоит из вопросов ориентированных на самоощущения. На тестовом бланке расположены вопросы, на которые испытуемый ответил, изучив предварительно инструкцию.

16.03.2013

Обработка данных по диагностике самооценки, составление протокола обследования.

По результатам проведённой методики у 7 школьников младшего звена высокий уровень самооценки, средний и низкий уровень не был выявлен.

18.03.2013

Подготовка диагностики уровня самооценки в 4 классе.

Исследование самооценки по методике А. В. Захарова

19.03.2013

Проведение диагностики уровня самооценки в 4 классе.

Опросник состоит из вопросов ориентированных на самоощущения. На тестовом бланке расположены вопросы, на которые испытуемый ответил, изучив предварительно инструкцию.

20.03.2013

Обработка данных по диагностике самооценки, составление протокола обследования.

По результатам опросника можно сделать вывод, что 5 учеников имеют высокий уровень самооценки, 2-е средний, низкий уровень самооценки в группе среднего звена школьников не был обнаружен.

21.03.2013

Оформление отчётной документации. Составление, оформление и написание дневника.

Сбор нужной информации, набор текста в электронный вид. Составление отчета. Написание и оформление отчета. Проверка всех документов и их корректировка.

22.03.2013

Посещение речевой конференции .

В данной конференции участвовали все группы детей, имеющие отклонения со слухом.

Специфика работы состояла в том, чтобы задействовать детей с разной степенью глухости в игре, с использованием только речи, без применения жестов.

23.03.2013

Посещение открытого урока

и линейки.

На открытом уроке, преподавателями были подведены итоги работы с детьми в течение четверти. На линейке были вручены грамоты детям, которые отличились в течение данной четверти этого учебного года.

Характеристика специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интернат №2 II и III видов

Полное наименование Учреждения: краевое государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Алтайская краевая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа III-IV вида».

Юридический адрес учреждения: 656004, Алтайский край, г. Барнаул, улица Воровского, д. 123.

Учреждение имеет филиал в г. Рубцовске. Филиал Учреждения не является юридическим лицом и действует на основании положения, утвержденного учреждением. Место нахождениефилиала учреждения: 658218, Алтайский край, г. Рубцовск, ул. Светлова, д. 80.

Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».

Учреждение создаёт условия для обучения, воспитания, социальной адаптации и интеграции в общество учащихся с патологией зрения и слуха.

Отношения учреждения с обучающимися и их родителями (законными представителями) регулируются в порядке, установленном Уставом и законодательством Российской Федерации и Алтайского края.

Основными целями образовательного процесса учреждения являются:

— усвоение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья обязательного минимума содержания образовательных программ начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего, специального (коррекционного) учреждения VIII вида ;

— адаптация и интеграция обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к жизни в обществе;

— воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

— формирование здорового образа жизни.

Основными задачами учреждения является создание условий:

— обеспечивающих охрану и укрепление здоровья обучающихся;

— для разностороннего развития личности, в том числе путем удовлетворения потребностей обучающихся в самообразовании и получении дополнительного образования;

— создание условий для осознанного выбора профессии и последующего освоения профессиональных образовательных программ;

— для коррекции и компенсации ограниченных возможностей здоровья обучающихся через медико — психолого-педагогическое сопровождение.

Организация учебно-воспитательного процесса в учреждении строится на основе учебного плана.

Учреждение реализует следующие образовательные программы:

— начального общего образования;

— основного общего образования;

— среднего (полного) общего образования;

— специального (коррекционного) учреждения VIII вида (0-4 классы);

— специального (коррекционного) учреждения VIII вида (5-9 классы);

Учреждение осуществляет образовательный процесс, соответствующий трём ступеням образования:

— первая ступень: начальное общее образование (нормативный срок освоения 4 года);

— вторая ступень: основное общее образование (нормативный срок освоения 6 лет);

— третья ступень — среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения 2 года).

Сроки обучения в учреждении:

— по общеобразовательной программе — двенадцать лет;

— по программе специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида — девять лет.

С учетом потребностей и возможностей личности обучающегося, общеобразовательные программы могут осваиваться в следующих формах:

— в очной

— в форме семейного образования

— самообразования

— экстерната.

Допускается сочетание различных форм получения образования.

Для всех форм получения образования в рамках конкретной основной общеобразовательной программы действует единый федеральный государственный образовательный стандарт.

Лица, окончившие 10 классов, получают аттестат об основном общем образовании, 12 классов — аттестат о среднем (полном) общем образовании. Учащимся, окончившим обучение по программе специального (коррекционного) учреждения VIII вида (9 классов) выдаются свидетельства, установленного образца. Лицам, не завершившим основное общее, среднее (полное) общее образование, учреждением выдаются справки установленного образца.

Лицам, не прошедшим государственной (итоговой) аттестации или получившим на государственной (итоговой) аттестации неудовлетворительные результаты, выдается справка установленного образца об обучении в учреждении.

Освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего образования завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией обучающихся.

Образовательный процесс оснащается специальными средствами коррекции и компенсации нарушений зрения, тифлоприборами и специальным оборудованием; используется специальный дидактический материал и особые средства наглядности, позволяющие расширить рамки доступности учебной и внеучебной информации.

Учреждение работает в режиме шестидневной рабочей недели с одним выходным днём. Начальная школа работает по пятидневной рабочей недели.

Психологическое обеспечение образовательно-воспитательного процесса в Учреждении, консультативную и профилактическую работу спедагогическими работниками, обучающимися и родителями осуществляет педагог-психолог. Консультации и рекомендации родителям можно посмотреть в приложении №1.

Психологическая служба в школе является основным звеном, организующим психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса

Целями службы являются:

1. содействие администрации и педагогическим коллективам образовательных учреждений всех типов в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся, воспитанников и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса;

2. содействие в приобретении учащимися, воспитанниками образовательных учреждений психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни;

3. оказание помощи обучающимся, воспитанникам образовательных учреждений в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;

4. содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, воспитанников, а также в формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.

Задачи Службы:

1. психологический анализ социальной ситуации развития в образовательных учреждениях, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения.

2. содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности;

3. формирование у обучающихся, воспитанников способности к самоопределению и саморазвитию;

4. содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях;

5. психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся, воспитанников;

6. профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитии обещающихся, воспитанников;

7. содействие в обеспечении деятельности педагогических работников образовательных учреждений научно-методическими материалами и разработками в области психологии.

Целью работы психолога является улучшение учебного процесса. Работа строится не только в целом с целью оптимизации учебного процесса, но и с учетом конкретных трудностей, возникающих в процессе обучения, взаимоотношений в триаде «ученик — родитель — учитель”. Необходимо, чтобы ребенок, родители и учителя не были «изолированы” друг от друга, чтобы между ними не было противостояния. Над возникающими проблемами они должны работать совместно, потому что только в этом случае возможно оптимальное решение. Главная задача школьного психолога заключается не в том, чтобы решить возникшую проблему за них, а в том, чтобы объединить их усилия для ее решения.

В функции школьного психолога входит: психологическая диагностика; коррекционная работа; консультирование детей, родителей и учителей; психологическое просвещение; участие в педсоветах и родительских собраниях; участие в наборе первоклассников; психологическая профилактика. Все диагностические материалы можно посмотреть в приложении №2.

Психологическая диагностика включает в себя проведение фронтальных (групповых) и индивидуальных обследований учащихся с помощью специальных методик. Диагностика проводится по предварительному запросу учителей или родителей, а также по инициативе психолога с исследовательской или профилактической целью. Психолог подбирает методику, направленную на изучение интересующих его способностей, особенностей ребенка (группы учащихся).

Это могут быть методики, направленные на изучение уровня развития внимания, мышления, памяти, эмоциональной сферы, особенностей личности и взаимоотношений с окружающими. Полученные данные позволяют строить дальнейшую работу: выделить учащихся так называемой «группы риска”, нуждающихся в коррекционных занятиях; подготовить рекомендации для учителей и родителей по взаимодействию с учащимися.

Коррекционные занятия могут быть индивидуальными и групповыми. В ходе их психолог старается скорректировать нежелательные особенности психического развития ребенка. Эти занятия могут быть направлены как на развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление), так и на решение проблем в эмоционально-волевой сфере, в сфере общения и проблемы самооценки учащихся. Занятия включают в себя разнообразные упражнения: развивающие, игровые, рисуночные и другие задания — в зависимости от поставленных целей и возраста школьников.

Консультирование родителей и учителей — это работа по конкретному запросу. Психолог знакомит родителей или учителей с результатами диагностики, дает определенный прогноз, предупреждает о том, какие трудности могут в будущем возникнуть у школьника в учебе и общении; при этом совместно вырабатываются рекомендации по решению возникающих проблем и взаимодействию со школьником.

Психологическое просвещение заключается в том, чтобы знакомить учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка. Оно осуществляется в ходе консультирования, выступлений на педагогических советах и родительских собраниях. коррекционный школа педагог психолог

Одной из задач психолога является составление программы собеседования с будущими первоклассниками, проведение той части собеседования, которая касается психологических аспектов готовности ребенка к школе (уровень развития произвольности, наличие мотивации учения, уровень развития мышления).

Все перечисленные выше функции школьного психолога позволяют соблюдать в школе психологические условия, необходимые для полноценного психического развития и формирования личности ребенка, то есть, служат целям психологической профилактики.

График посещений занятий педагога-психолога образовательного учреждения

Тема занятия.

Цель занятия.

Цель посещения.

Форма организации.

Методы работы.

Краткое содержание занятий по этапам работы.

1

Урок профориентации.

Цель данного занятия- знакомство с миром профессий, оказание помощи в выборе профессии в соответствие с интересами, склонностями и психофизиологическими способностями ученика.

Научиться работать с детьми с разной степенью глухоты, уметь преподнести информацию в полном объёме, понятно и доходчиво.

В виде урока, используются наглядные пособия, а также буклеты с описанием профессий.

Использование профориентационных тестов, таких как: дифференциально-диагностический опросник Е.Климова (тип профессии) и мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. А. Реана)

Ознакомление с видами профессий, а также их подробное описание и значимость в повседневной жизни. Также рассмотрение востребованных профессий на рынке труда.

2

Индивидуальные консультации для родителей на тему «Причины рассеяности ребёнка».

Выявление в группе детей, имеющих рассеяность, с помощью беседы с родителями.

Приобрести умение работать индивидуально с родителями и научиться правильно выявлять проблему и вовремя помочь.

В виде беседы.

Для работы с такими детьми были подобраны следующие диагностические методики: тесты «Насколько вы рассеяны?», «Воля и внимание» (О.И.Полянцева); тест «Кодирование», методики «Пиктограмма» и «Сложная фигура» (А.Л.Венгер, А.Цукерман).

Рассмотреть термин рассеяность, а также причины появления такого явления у детей. При беседе, выявление причины, правильная подборка методики(для каждого ребёнка индивидуально).

3

Изучение уровня готовности к школьному обучению будущих первоклассников.

Помочь дошкольникам в социально-психологической готовностикшкольномуобучению.

Приобрести умение и навык работать с детьми дошкольного возраста, имеющими отклонения со слухом.

В виде беседы, с использованием игр, направленных на выявление готовности будущих первоклассников.

Для работы были использованы: игра “Первый раз в первый класс” и “Что должен знать первоклассник”, а также тест Д. Б. Эльконина ”Как узнать, готов ли ребёнок к школе”.

Беседа для установления контакта, использование игр, для полного понимания дошкольниками их пребывания на занятии. А также проведение тестирования.

План- конспект урока на тему: “Вредные привычки”

Дата: 07.03.2013.

Класс: 5-7 класс.

Тема занятия: Вредные привычки.

Тип занятия: урок в виде презентации (Приложение №3).

Форма проведения:

Фронтальное обсуждение проблемы, коллективное обсуждение

Методы: беседа, дискуссия.

Оборудование:

Компьютер, проектор, доска с магнитами, речевые таблицы с нотированием.

Цель занятия:

а) образовательные: познакомить с привычками, вредными для здоровья.

б) развивающие: развивать умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать;

в) воспитывающие: воспитывать умения сотрудничать в группе, слушать товарищей, воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Задачи занятия:

1. Нарисовать картину: как меняется человек под воздействием вредных привычек, каковы их отрицательные последствия для здоровья человека, его жизни, детей, которые появятся у него в будущем;

2. Формировать у обучающихся стойкую неприязнь к вредным привычкам, осознанную привычку не курить, не принимать алкогольные напитки, не употреблять наркотические вещества;

3. обучение самостоятельно добывать знания, используя приемы исследовательской работы;

4.развитие умения презентовать результаты собственной и совместной деятельности;

5.развивать мышление, творческие способности.

Список литературы

1. Алексеев, Д.В. “Вредные привычки, их негативное воздействие”/ Д. В. Алексеев. — М.: 2003 -66с;

2. Асмолов, А.Г. “Психология личности”/А. Г. Асмолов. — М.: Филин, 1990- 123с;

3. Асимов, Д.П. “Как избавиться от пагубных Пристрастий”/ Д. П. Асимов. — М.: Агро, 2004-233с;

4. Бабич,Т.А. “Вредные привычки и реабилитационная работа с подростками”/Т. А. Бабич.-М.: Агро, 2000-132с;

5. Байярд, Р.Т.” Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей”/ Р.Т. Байярд.- М.: 2005-125с;

6. Божович,Л. И. “Личность и ее формирование в детском возрасте”/ Л. И. Божович.- М.: Просвещение, 1998-223с;

7. Выготский,Л. С. “Избранные психологические исследования ”/ Л, С. Выготский.- М.:Изд-во АПН РСФСР, 1986-325с;

8. Ковалев, А. Г. “Психология личности”/ А. Г. Ковалёв.- М.: Просвещение, 1990-225с;

9. Леонтьев, А. Н. “Проблемы развития Психики”/А. Н. Леонтьев.- М.: Изд-во МГУ, 1992-332с.

Приложение

План проведения занятия

1. Организационный момент(5 мин.);

2. Изучение нового материала(20мин.);

3. Закрепление материала(10 мин);

4. подведения итогов(5 мин)

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ксения Михайловна.

Сегодня мы с вами поговорим на очень важную тему. Темой сегодняшнего урока является «Вредные привычки». Мы с вами должны обсудить, что такое вредные привычки, какие виды вредных привычекбывают и как они действую на организм.

Прежде чем начать сегодняшний урок, я предлагаю вам определить ваше эмоциональное состояние.

Ребята, вам предлагаются смайлики разного цвета (красный, желтый, зеленый).

Выберите соответствующий вашему настроению жетон и покажите мне его.Подсчёт выбранных жетонов по цвету. Результаты вывешиваются.

(В конце мероприятия эмоциональное состояние присутствующих определяется повторно для того, чтобы проследить динамику изменения настроения из-за полученных эмоций).

Ребята, вы уже много знаете о своем организме, хорошо помните основные гигиенические правила, умеете определить причины многих заболеваний, понимаете какую опасность, таит необдуманное поведение. Сегодня на занятии мы сделаем еще один шаг по направлению к здоровому образу жизни.

Девизом нашего занятия станут слова:

Я умею думать, умею рассуждать,

Что полезно для здоровья буду выбирать.

Ребята, давайте подумаем, от каких факторов зависит наше здоровье?

Конечно же, многое зависит и от нас, от того какие привычки у нас преобладают.

— Какие бывают привычки? (ответы детей)

— Ребята, какие вредные привычки наиболее опасно влияют на здоровье человека? (алкоголь, курение, наркотики, токсикомания)

Курение, употребление алкогольных напитков, наркотиков называют вредными привычкам. Этим подчёркивается их пагубное влияние на здоровье человека. Вредные привычки всё больше находят распространение в подростковой среде.

Проблема табакокурения — является, безусловно, болезненной проблемой в нашей стране. Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что в нашей стране курит почти треть всего населения в возрасте от 15 лет и старше. Желание полностью и навсегда покончить с курением — это непременное условие для избавления от табачной зависимости. Кроме того, успех лечения зависит от силы воли пациента. Табачная зависимость — это болезненный процесс, требующий длительного лечения. Это очень трудное испытание, но курильщик должен знать о вредном влиянии табака на свое здоровье и на здоровье окружающих.

Проблема алкоголизма — одна из актуальных проблем для нашего общества.

Нельзя мириться с прогрессирующим распространением пьянства, наносящего ущерб здоровью людей и экономике государства. Увеличение потребления спиртных напитков неизбежно ведёт к росту числа больных алкоголизмом, что ещё более увеличивает материальные и нравственные потери отдельных лиц.

Проблема наркомании — динамическое явление. Её существование подчиняется двум основным законам. Согласно первому из них, чем более терпимо относится общество к потребителям наркотиков, тем чаще психически нормальные люди вовлекаются в одурманивание. По второму закону у человека, живущего среди наркоманов, больше шансов стать потребителем наркотиков, чем у человека, живущего в трезвом обществе. Сегодня мы имеем и вынужденную терпимость к потребителям наркотиков, и сосуществование с ними в одном обществе.

Наша сегодняшняя надежда на приостановление проблемы наркотизма возлагается на меры. Первой из таких мер является своевременное выявление потребителей наркотиков и токсичных средств. Другой важной мерой будет служить профилактика. И третья мера — обучение населения вести здоровый образ, даже если рядом имеются люди, потребляющие алкоголь, наркотики, токсичные вещества.

Обратимся более подробно к описанию вредных привычек.

Привычка курения, которой так бравируют друг перед другом подростки, утверждаясь в своей среде, вредна для всех органов и систем, но особенно вредна она для нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Токсические вещества, содержащиеся в табачном дыме, оказывают пагубное воздействие на ткань мозга, от чего не могут не страдать функции мозга. Эти вещества вызывают повышенную утомляемость нервной системы, отрицательно влияют на скорость проведения нервных импульсов. Поэтому привычка курения весьма негативно сказывается на работоспособности — а значит, и на успеваемости подростка.

Химические вещества, которые присутствуют в табачном дыме, оказывают вредное влияние на кровеносные сосуды. От этого в организме курящего подростка повышается артериальное давление, начинает страдать сердце — оно работает с повышенной нагрузкой, быстрее изнашивается, могут иметь место аритмии. Табачный дым раздражает слизистую оболочку, выстилающую бронхи, воздействует на эту оболочку высушивающе, и та реагирует выделением повышенного количества слизи. В результате у подростка появляется характерный кашель курильщика с обильным количеством мокроты. Особенно силен кашель по утрам — когда возникает необходимость избавиться от мокроты, скопившейся в бронхах за ночь. У подростка, который постоянно кашляет, страдает горло, поскольку струя воздуха при кашле часто ударяет в стенки гортаноглотки и ротоглотки. В слизистой оболочке бронхов и в легочной ткани постепенно (от сигареты к сигарете) накапливаются смолы. Эти смолы придают дыханию неприятный табачно-гнилостный запах.

Кроме того, табачный дым пагубно воздействует на иммунную систему. У подростка, имеющего привычку курить, по сравнению с другими подростками снижена сопротивляемость организма, поэтому он чаще болеет инфекционными, — в частности простудными, — заболеваниями.

У курящего подростка быстро разрушается эмаль зубов, поэтому он страдает от кариеса.

Так как в табачном дыме содержится не менее полусотни различных веществ, курящий подросток рискует в свое время пополнить ряды онкологических больных.

Никотин, содержащийся в дыме табака, — наркотическое вещество. К нему довольно быстро возникает привыкание. И избавиться от никотиновой зависимости бывает очень нелегко — особенно подростку, который в своем нежном возрасте еще не может положиться на крепкую волю, который еще не имеет устойчивого навыка достижения поставленной цели.

Следует знать, что в табачном дыме содержится немало угарного газа. Это вещество, попав в кровь, ведет себя агрессивно — отнимает у тканей кислород. Поэтому у подростка, прикуривающего сигарету за сигаретой, возникает в тканях организма состояние, именуемое кислородным голоданием. Это очень опасное состояние — особенно для организма, который еще находится на стадии развития.

Алкоголь — это вид наркотика.В нашей стране ежегодно 420 тысяч человек умирают от отравления алкоголем.

Спиртное может находиться в красивой бутылке с яркой этикеткой и выглядеть привлекательно, но это в первую очередь наркотик.

Всем известны особенности поведения пьяного человека. Алкоголь действует как депрессант, поэтому после употребления алкоголя притупляется способность ясно мыслить, снижается самоконтроль, нарушается координация движений, затрудняется речь. Попадая в кровь, алкоголь очень быстро разносится по всему организму, оказывая в особенности сильное разрушающее воздействие на головной мозг.

Кроме головного мозга, поражаются также печень, сердце, желудок. Вообще, нет такого органа, который бы не страдал от употребления алкоголя. Потерей контроля над мышечными функциями и появлением галлюцинаций характеризуется белая горячка. Употребление алкоголя во время беременности часто становится причиной психических и физических нарушений будущего ребенка.

Даже малые дозы алкоголя ослабляют восприятие, снижают внимание, сосредоточенность, замедляют скорость реакции на внешние воздействия. Причем, сам водитель зачастую не отдает себе в этом отчета, ему может казаться, что он чувствует себя нормально.Алкоголь приводит к агрессивным действиям по отношению к окружающим людям. Алкоголь сильно понижает трудоспособность человека и увеличивает количество прогулов. Нередко можно наблюдать людей, которые из-за пристрастия к алкоголю потеряли все, что у них было, и стали людьми без дома, без друзей, без цели жизни. Человек может думать, что он свободен, принимать решения и всегда сможет проконтролировать количество выпитого спиртного. Конечно, свобода существует. Но алкоголь — это опасный наркотик.

Наркомания(от греч. nark — оцепенение, mania — безумие, страсть) — заболевание, выражающееся в физической или психической зависимости потребителя от наркотиков, постепенно приводящей к разрушению его организма.

Потребление наркотических средств, аналогично потреблению алкоголя и табака: все эти вещества относят к «вредным благам», поскольку они дают потребителю субъективное ощущение удовольствия, но в то же время наносят его организму вред. Наркопотребление может происходить не только «ради наслаждения», но быть рекомендованным врачом в качестве лекарственного средства (как болеутоляющее, снотворное, психостимулятор).

Если потреблениенаркотиков происходит регулярно, то в организме потребителя происходят изменения, в результате которых постепенно формируется физическая или психическая зависимость от наркотиков. В результате этого потребление наркотиков становится необходимым, чтобы снять болезненные ощущения («ломку»).

Состояние, при котором человек испытывает потребность в регулярном приеме наркотиков, называют наркоманией. Наркотизм же — это социальноеявление, выражающееся в потреблении некоторой частью населения наркотических средств и соответствующих последствиях. Впрочем, часто понятием «наркомания» обозначают как индивидуальное состояние потребителя наркотиков, так и массовое наркопотребление.

Наркотики приносят вред, прежде всего здоровью наркомана. Наркомания ведет к крайнему истощению организма, значительной потере массы тела и упадку физических сил. Отравление организма становится причиной отравления внутренних органов, особенно печени и почек. Самая распространенная болезнь среди наркоманов — гепатит. Отсутствие наркотика ведет к раздражительности и нервозности, появляется сильное беспокойство. За последний год количество ВИЧ-инфицированных увеличилось в 6 раз.

Алкоголь, табак, наркотики — самый коварный враг человечества. Главная опасность вредных привычек в том, что после приёма появляется не преодолимая тяга к повторному их употреблению. Но человек не понимает, что он становится зависимым от алкоголя, табака и наркотиков, и он не думает о смертельно опасных последствиях, которые таят в себе вредные привычки.

В наше время проблема вредных привычек является одной из важнейших. И пока люди не поймут сущность этой проблемы, наше общество будет утопать во мраке — «алкоголя», «наркотиков», «табака»…

План- конспект урока на тему: “Память”

Дата: 09.03.2013.

Класс: 2 класс.

Тема занятия: Память.

Тип занятия: урок в виде презентации (Приложение №4).

Форма проведения:

Фронтальное обсуждение проблемы, коллективное обсуждение.

Методы: беседа, дискуссия.

Оборудование:

Компьютер, проектор, доска с магнитами, речевые таблицы с нотированием.

Цели занятия:

1. образовательные: познакомить с видами памяти.

2. развивающие: развивать умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать

3. воспитывающие: воспитать умения работать в группе.

Задачи занятия:

1. Познакомить с понятием “память”.

2. Познакомить с “типами” памяти.

3. Способствовать развитию “когнитивных” процессов.

Список литературы:

1. Блонский, П. П.“Память и мышление”/ П.П. Блонский.-М.:Цицеро,1979-234с.

2. Гарибян, С.А. ”Школа памяти”/С.А. Гарибян.-М.: Цицеро, 1992- 64с.

3. Гиппенрейтер, Ю.Б.” Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти”/ Ю.Б. Гиппенрейтер.- М.: Изд-во МГУ, 1980- 480с.

4. Леонтьев, А.Н. “Логическая и механическая память” / А.Н. Леонтьев.-М.:ЧеРо, 2000г — 670с.

5. Лурия, А.Р.”Маленькая книжка о большой памяти”/А.Р. Лурия. — М.: Эйдос, 1994г — 296с.

6. Лурия, А. Р. “Внимание и память”/ А. Р. Лурия.-М.: 1975-234с.

7. Рубинштейн, С. Л.”Основы общей психологии”/ С. Л. Рубинштейн. — М.: Юнеско, 1989-235с.

8. Уотсон, Д. “Удерживание видимых телесных навыков, или память”/ Д. Уотсон.- М.: ЧеРо, 2000г-269с.

Ход урока:

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ксения Михайловна.

Сегодня мы с вами поговорим на очень интересную тему. Темой сегодняшнего урока является «Память». Мы с вами должны обсудить, что такое память, какие виды памяти существуют и как развить их у себя.

Память- это запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Память — основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.

Рассмотрим основные виды памяти.

1. Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией).

Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.

2. Произвольная память (информация запоминается целенаправленно, с помощью специальных приемов).

Эффективность произвольной памяти зависит:

— от целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить).

— от приемов заучивания (механическое дословное многократное повторение — работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие.)

— логический пересказ, который включает: логическое осмысление материала, пересказ своими словами — работает логическая память (смысловая) — вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, чем у механической;

— образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки) — работает образная память. Образная память бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная;

— мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания).

Выделяют также кратковременную память, долговременную, оперативную, промежуточную память. Любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5-7 мин), после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1-2-кратного повторения информации.

Оперативная память — вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, для выполнения текущей деятельности.

Промежуточная память — обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, переводом ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижаются внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.

К основным механизмам памяти относятся запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Запоминание — это процесс памяти, в результате которого происходит «запечатление», закрепление новой информации посредством ее кодирования и связывания с приобретенным ранее опытом. Наиболее эффективным способом запоминания является осмысленное запоминание (образование логических связей между объектами восприятия).

Очень важна установка на запоминание — цель, которую ставит человек перед собой. Целенаправленное, преднамеренное запоминание есть необходимое условие любой деятельности. На запоминание влияют особенности и состояния личности запоминающего: его отношения к запоминаемому материалу (интерес, познавательная потребность, активность в процессе запоминания, осознание значимости запоминаемого для своей деятельности).

Сохранение — это процесс удержания информации в памяти, ее переработки и преобразования.

Воспроизведение — это актуализация в сознании ранее свормированного психологического содержания. Формы воспроизведения:

— узнавание — проявление памяти, которое возникает при повторном восприятии объекта;

— воспоминание, которое осуществляется при отсутствии восприятия объекта;

— припоминание, представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от ясности поставленных задач, от степени логической упорядоченности запоминаемой и хранимой в ДП информации.

Забывание — естественный процесс. Подобно сохранению и запоминанию, оно имеет избирательный характер. Забывается прежде всего то, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вызывает его интереса, не соответствует его потребностям.

Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным. При полном забывании закрепленный материал не только не воспроизводится, но и не узнается. Частичное забывание материала происходит тогда, когда человек воспроизводит его не весь или с ошибками, а также когда узнает, но не может воспроизвести.

Процесс забывания протекает неравномерно: вначале быстро, затем медленнее. В течение первых пяти дней после заучивания забывание идет быстрее, чем в последующие пять дней. Исследования процесса забывания выявили также одну интересную особенность: наиболее полное и точное воспроизведение сложного и обширного материала обычно бывает не сразу после заучивания, а спустя 2-3 дня.

Для уменьшения забывания необходимо: 1) понимание, осмысление информации; 2) повторение информации (первое повторение нужно через 40 мин после заучивания, так как через час в памяти остается только 50% механически заученной информации).

Необходимо чаще повторять в первые дни после заучивания, поскольку в эти дни максимальны потери от забывания. Поэтому систематическая, без перегрузки учеба, заучивание небольших объемов с периодическими повторениями через 10 дней намного эффективнее, чем концентрированное заучивание большого объема информации в сжатые сроки, вызывающее умственную и психическую перегрузку и почти полное забывание информации по истечении некоторого времени.

Ребята, давайте подведём итог нашему уроку!

Что мы подразумеваем под памятью?

Мы понимаем запечатление,сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта.

Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Память занимает особое место среди психических познавательных процессов.

Таким образом, память — это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку, — она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки.

Психолого-педагогический анализ занятия по теме:

“Чтение и осмысление рассказа «Снеговик» по Г. Скребицкому”

Занятие проводилось 26.02.2013

Цель занятия:

Обеспечить глубокое понимание прочитанного текста.

В процессе занятия решались следующие задачи:

1. Обогатить словарный запас учащихся; 

2. Развивать мышление, речевую активность, слух;

3. Расширять представления детей о зимних занятиях.

В течение урока были применен дидактический материал: таблички с новыми словами и заготовки для аппликации снеговика.

Так как преподаватель хорошо владел содержанием урока, хорошо осознавал цель урока и старался ее осуществитьцель и задачи занятия были достигнуты. Хорошо продуманный ход урока не вызвал непредвиденных ситуаций.

За счет применения визуальных средств обеспечивалось рациональное использование времени.

Занятие состояло из нескольких этапов.

На первом этапе преподаватель поздоровался с детьми, озвучил тему урока и кратко рассказал о цели и задачах данного урока.

На втором этапе дети самостоятельно прочитали текст произведения и постарались его осмыслить.

На данном этапе преподавателем использовались словесные методы в форме беседы дискуссии.

Преподаватель использовал вопросы, побуждающие репродуктивную и продуктивную активность: какое время года было описано в произведении? Что делают дети зимой на улице? Что дети делали в данном произведении?

На третьем этапе было закрепление нового материала: повторение новых слов и индивидуальная работа, каждый ребёнок из готовых аппликаций делал снеговика и прикреплял его на доске магнитом.

На заключительном этапе детям предлагалось высказаться, что нового они сегодня узнали на уроке.

В процессе урока проявлялись гностические психические состояния (любознательность, заинтересованность, сосредоточенность) и волевые (активность).

Причиной этих состояний был интересный материал, подобранные преподавателем.

Осмысленность изучаемого материала была достигнута при помощи наглядных методов: таблицы и рисунки, обозначающие новые слова.

Психолого-педагогический анализ музыкально-ритмического занятия по теме“Музыкальные инструменты”

Занятие проводилось 27.02.2013

Цель занятия:

Развитие у детей музыкально-ритмического чувства.

Задачи занятия:

1. Дифференциация звуков “Т-Д”;

2. Научить различать и определять звучание музыкальных инструментов;

3. Познакомить с правильностью использования каждого инструмента;

4. Развить умение двигаться по музыку.

Так как преподаватель хорошо владел содержанием урока, хорошо осознавал цель урока и старался ее осуществитьцель и задачи занятия были достигнуты. Хорошо продуманный ход урока не вызвал непредвиденных ситуаций.

На уроке были использованы визуальные средства, такие как:

таблички с речевым материалом, музыкальные инструменты: барабан, бубен, балалайка, дудка, маракасы, ложки, музыкальный центр, музыкальный материал, изображение оркестра.

Занятие состояло из нескольких этапов.

На первом этапе происходило развитие фонетической ритмики. С помощью движений фонетической ритмики отрабатывалось правильное воспроизведение звука «Т-Д».

На втором этапе дети знакомились с музыкальными инструментами, их применением, а также пробовали играть на инструментах.

На заключающем этапе урока детям были предложены определённые движения, которые они должны были исполнить в парах под музыкальное сопровождение.

Данное занятие развивает у детей музыкально-ритмическое чувство, которое активизирует внимание, умение показать характер ритма в движении, а также определение чувства музыкального ритма.

В процессе урока проявлялись гностические психические состояния (любознательность, заинтересованность, сосредоточенность) и волевые (активность).

Причиной этих состояний был интересный материал, подобранный преподавателем.

Осмысленность изучаемого материала была достигнута при помощи наглядных материалов: таблицы с нотированием.

Психолого-педагогический анализ внеклассного занятия по теме

“Красная книга РФ”

Занятие проводилось 04.03.2013

Цель занятия:

Познакомить детей с Красной книгой 

Задачи занятия:

1. Определить основные причины сокращения численности растений и животных.

2. Изучить меры, необходимые для охраны.

3. Расширить и углубить знания детей о растениях и животных, встречающихся в нашей местности и нуждающихся в охране.

4. Обеспечить понимание школьниками ценности Красной книги .

Преподаватель хорошо справился с проведением урока, цель и задачи занятия были достигнуты. Хорошо продуманный ход урока позволил провести занятие с познавательным интересом и активным участием учеников.

Данное занятие состояло из трёх этапов.

Первый этап заключался в приветствии, объяснении темы, цели и задач урока.

На втором этапе учитель подробно раскрыл историю возникновения данной книги. Состав Красной книги можно было более подробно рассмотреть и прочесть нужную информацию, так книга была неотъемлемым атрибутом на занятии.

В заключении каждый ученик рассказал подготовленный дома мини-доклад о животном, либо о растении, занесённом в Красную книгу.

В конце занятия дети дискутировали, и даже пытались самостоятельно назвать причины, из-за которых пополняется Красная книга.

Данное занятие развило у детей чувство ответственности, бережности к природе, а также повысило интерес к животным и растениям.

В процессе урока дети активно себя проявляли, были заинтересованы и сосредоточены на занятие. Причиной этих состояний был интересный материал, подобранный преподавателем. Осмысленность изучаемого материала была достигнута при помощи наглядныхматериалов: таблицы с нотированием, Красная книга и рисунки с изображением животных и растений.

Отчет о проведении исследовательской работы по теме:

«Уровень тревожности у слабослышащих школьников старшего звена»

Целью работы является- исследование школьной тревожности в условиях образовательного процесса.

Задачи исследования:

1. проанализировать проблемы и причины школьной тревожности;

2. провести диагностику тревожности детей школьного возраста;

3. исследовать факторы, влияющие на возникновение школьной тревожности с помощью теста Филипса;

4. дать рекомендации и советы по проведению профилактической работы по преодолению школьной тревожности.

Объект исследования — проявление школьной тревожности в процессе обучения детей школьного возраста.

Предмет исследования — причины возникновения школьной тревожности у детей школьного возраста.

Опросник состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить “Да” или “Нет”. Может проводиться в индивидуальной и групповой форме.

Инструкция: “Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь. Если Вы согласны с утверждением, то рядом с его номером отметьте да, если не согласны, то нет”.

Обработка результатов:

При обработке результатов выделяют номера вопросов, ответы на которые не совпадают с ключом, это проявления тревожности. При анализе результатов подсчитывается:

1. Общее число несовпадений по всему тесту, если оно больше 50%, то можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если выше 70%, то можно говорить об очень высокой тревожности.

2. Анализируется число совпадение по каждому из 8 факторов тревожности выделяемых в тесте. Уровень тревожности определяется, так же как и в 1 случае, анализируется общее внутреннее состояние школьника, определяющееся наличием тех или иных тревожащих факторов и их количеством.

Ключ:

При совпадении с ключом ставится 1 балл.

№фак-

тора

Наименование фактора

Номера вопросов

1.

Общая тревожность в школе

2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53. 54. 55, 56, 57, 58; 

2.

Переживание социального стресса

5. 10, 15. 20, 24. 30, 33, 36. 39, 42, 44

3.

Фрустрация потребности в достижение успеха

1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43;

4.

Страх самовыражения

27, 31, 34, 37, 40, 45;

5.

Страх ситуации проверки знаний

2, 7, 12, 16, 21, 26;

6.

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

3,8,13,17,22;

7.

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

9,14,18,23,28;

8.

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

2,6,11,32.35.41.44.47.

1.

11.

+

21.

31.

41.

+

51.

2.

12.

22.

+

32.

42.

52.

3.

13.

23.

33.

43.

+

53.

4.

14.

24.

+

34.

44.

+

54.

5.

15.

25.

+

35.

+

45.

55.

6.

16.

26.

36.

+

46.

56.

7.

17.

27.

37.

47.

57.

8.

18.

28.

38.

+

48.

58.

9.

19.

29.

39.

+

49.

 

 

10.

20.

+

30.

+

40.

50.

 

 

Результаты:

1) Число несовпадений знаков (“+” — да, “-” — нет) по каждому фактору (абсолютное число несовпадений в процентах: < 50 %; > 50 % и 75%).

Для каждого респондента.

2) Представление этих данных в виде индивидуальных диаграмм.

3) Число несовпадений по каждому измерению для всего класса; абсолютное значение — < 50 %; > 50 % и 75%.

4) Представление этих данных в виде диаграммы.

5) Количество учащихся, имеющих несовпадения по определенному фактору 50 % и 75 % (для всех факторов).

6) Представление сравнительных результатов при повторных замерах.

7) Полная информация о каждом учащемся (по результатам теста).

Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора)

1. Общая тревожность в школе — общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

2. Переживания социального стресса — эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего — со сверстниками).

3. Фрустрация потребности в достижении успеха — неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.

4. Страх самовыражения — негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

5. Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей.

6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих — ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями — общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

Было проведено экспериментальное исследование тревожности у детей школьного возраста с помощью методики определения школьной тревожности Филлипса.

В нашем исследовании принимали участие 3 детей школьного возраста.

При проведении данной методики, было выявлено, что у всехдетей обучающихся в 7 классе низкий уровень тревожности.

Результаты обработки и бланки ответов в приложении №5.

Отчет о проведении исследовательской работы по теме: «Уровень самооценки у слабослышащих школьников младшего звена »

Цель исследования: изучить особенности самооценки и уровень притязания у слабовидящих подростков»

Задачи исследования:

1. Исследовать особенности самооценки у слабовидящих подростков;

2. Исследовать уровня притязаний у слабовидящих подростков;

3. Найти расхождение между уровнем притязаний и самооценкой;

4. Сделать вывод.

Объект исследования: самооценка подростков

Предмет исследования: самооценка у подростков с нарушением зрения

Исследование проводилось в группе слабослышащихдетей младшего звена, обучающихся в специальной коррекционной общеобразовательной школе. В исследовании участвовало 7 человек, 3 девочки и 4 мальчика. Возраст детей 9-10 лет.

При проведении исследования была применена методика изучения самооценки (Т. Дембо — С. Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан).

Исследование проводилось в несколько этапов:

— организационный этап — выбор диагностических методик, формирование выборки испытуемых, изучение литературы по данной проблеме;

— исследовательский этап — исследование особенностей самооценки и уровня притязаний слабослышащих детей;

— аналитический этап эксперимента — анализ полученных данных, формирование выводов, подтверждение либо опровержение гипотезы.

Для исследования выбрана диагностическая методика Дембо-Рубинштейна.Она используется для выявления самооценки и уровня притязаний обследуемого.

Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др.

Уровень развития каждого качества стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией. Нижняя точка символизирует самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее.

Предлагается семь таких линий, они обозначают:

1 Здоровье;

2 Ум, способности;

3 Характер;

4 Авторитет;

5 Умение много делать своими руками;

6 Внешность;

7 Уверенность в себе.

Обследуемому предлагался бланк, содержащий 7 вертикальных шкал (по 10 делений в каждой) и инструкцию следующего содержания: «на каждой линии чертой (-) отметьте, как Вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени.

После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали бы гордость за себя».

При обработке одно деление шкалы принимается за 10 баллов.

Уровень самооценки вычисляется как среднее арифметическое расстояний от нижней точки до черты (-).

Аналогично, уровень притязаний вычисляется как среднее арифметическое расстояний от нижней точки до крестика (х).

Значение самооценки притязаний определяется по следующей таблице:

Таблица 1. Характеристика самооценки и уровня притязаний

Параметр

Количественная характеристика в баллах

Низкий

Средний

Высокий

Очень высокий

Уровень притязаний(У. П.)

Менее 60

60 — 74

75-89

90-100

Самооценка (С)

Менее 45

45-59

60-75

75-100

Расхождение между самооценкой и уровнем притязаний определяется как арифметическая разность между этими показателями. Выделяются следующие значения расхождения между самооценкой и уровнем притязаний:

— слабое расхождение — от 0 до 7 баллов;

— умеренное расхождение — от 8 до 22 баллов;

— сильное расхождение — более 22 баллов.

Самооценка — оценка человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств, поступков и места среди других людей. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, т.е. степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Уровень притязаний должен быть выше самооценки, так как это стимулирует развитие личности.

При обработке результатов было выявлено, что 7 детей имеют завышенную самооценку, что может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих.

Также при обработке было выявлено, что 7 школьников имеют результат менее 60 баллов, что свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности.

Результаты обработки и бланки ответов в приложении №6.

Отчет о проведении исследовательской работы по теме: «Уровень самооценки у слабослышащих школьников среднего звена»

Цель данного исследования:

Изучение особенностей самооценки детей школьного возраста.

Задачи диагностической работы:

1. подобрать диагностические методики;

2. провести диагностику;

3. обработать полученные результаты;

4. оформить протоколы исследования;

5. сделать выводы.

Объект исследования:

Личностная сфера школьника.

Предмет исследования:

Особенности самооценки школьника.

Вывод:

Самооценка рассмотрена как психологическая категория. —

Выявлены особенности самооценки школьников. 

Рассмотрены особенности самооценки. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что центральной характеристикой любой личности является «Я-концепция», которая состоит из следующих компонентов: -Когнитивный; -Оценочный; — Поведенческий; 

Составной и неотъемлемой частью «Я- концепции» является самооценка, которая определяется как оценка личностью самой себя, своей внешности, места среди других людей, своих качеств и возможностей. Основными факторами, влияющими на формирование самооценки детей школьного возраста, являются оценочные воздействия учителя, родителей и их отношение к учебной деятельности. Одним из важнейших моментов в развитии личности подростка является развитие самооценки; у подростков возникает интерес к себе, к качествам своей личности, потребность сравнивать себя с другими, оценивать себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. На этой основе порой возникают конфликты, порождаемые противоречиями между уровнем притязаний подростка и его объективным положением в коллективе. Многие исследователи отмечали свойственную подросткам неуравновешенность, вспыльчивость, частые смены настроения, иногда подавленность и прочие. В практической работе проведено диагностическое исследование в 5-7 классах с использованием методики: направленной на определение эмоционального уровня самооценки (автор А.В. Захарова).

Результаты показали, каков уровень их самооценки на данный момент.

Нормальный и высокий уровень самооценки является возрастной нормой для детей младшего возраста, так как он связан, в большей степени с результатами учебной деятельности и педагогическими оценками родителей и учителей. Низкий уровень самооценки является возрастной нормой для среднего подросткового возраста. В этот период самооценка формируется под влиянием многих факторов: оценка внешнего вида, авторитет у сверстников, результаты учебной деятельности, уровень материального благополучия и др. Исследование выборки школьников показало присутствие групп с различной самооценкой в одном классе. 

Результаты обработки и бланки ответов в приложении №7.

Анализ собственной практической и исследовательской деятельности

Для успешного прохождения практики, мною были поставлены определённые цели и задачи, которые я постаралась выполнить.

Цели педагогической практики:

· Планирование и осуществление самостоятельного и эмпирического исследования.

· Обобщение полученных результатов с применением методов обработки на основе методологической базы исследования.

· Осуществления работы по психологическому просвещению, профилактики, консультированию в соответствии с задачами исследования.

· Интерпретации экспериментальных данных исследования и формулирование выводов.

Задачи:

· Познакомится с целями и задачами практики, сроками ее проведения.

· Приступая к практике, ознакомится с правилами внутреннего распорядка учреждения (организации) и принятия к исполнению.

· По итогам практики 23 марта 2013 г. представить для зачета отчетную документацию:

— дневник, в котором отражены основные этапы работы (по дням) — отчет, обобщающий результаты практики и содержащий краткую характеристику проделанной работы,

— а так же в качестве приложения результаты исследований (таблицы, графики, результаты обработки данных) — заключение.За время прохождения практики изучила: Устав образовательного учреждения; ознакомилась с работой психолого-педагогической службы учреждения; изучила школьные профилактические программы: “Профориентация”, «Причины рассеяности ребёнка», “Изучение уровня готовности к школьному обучению будущих первоклассников”, провела 2 занятия на темы:“Вредные привычки”, “Память”; используя диагностический инструментарий, осуществила исследовательские работы в рамках образовательного учреждения по теме: «Особенности самооценки и уровня притязаний слабослышащих подростков младшего звена», «Особенности самооценки и уровня притязаний слабослышащих подростков среднего звена», «Уровень тревожности у слабослышащихшкольников старшего звена»; провела психолого-педагогический анализ 3 занятий.

В ходе проведенной мной работы я углубила свои знания в области психодиагностики, приобрела навык в проведении коррекционных занятий. Приобрела опыт формулирования психологических рекомендаций по результатам проведённой работы, психодиагностической работы с детьми 9-14 лет. В ходе прохождения практики мною был приобретен опыт индивидуального консультирования, выявления совместно с психологом детей, нуждающихся в коррекционных занятиях.

Во время работы мне приходилось работать с различной документацией: «Групповая и индивидуальная коррекционно-развивающая работа», «Консультации», «Положение о работе педагога-психолога в общеобразовательном учреждении» и должностная инструкция педагога-психолога, интерпретация диагностических материалов.

Очень важным, если не определяющим фактором, способствующим моим успехам, явилось доброжелательное, участвующее отношение педагогов. Никто не отказывал мне в помощи, некоторые преподаватели давали ценные советы, помогали при разработки уроков.

Нужно заметить, что со стороны учеников я тоже получило поддержку и одобрение. Они проявляли дисциплинированность, одобрение и заинтересованность. Естественно, такое отношение значительно облегчило мою задачу при проведении занятия. Несомненно, в организации уроков и в управлении коллективом учеников, мне помогли знания, полученные при изучении возрастной, социальной, педагогической психологии и др. дисциплин.

Конечно, приходилось сталкиваться с некоторыми трудностями. В любом классе есть чрезмерно активные ученики, привыкшие быть в центре внимания. К таким ученикам нужно было найти подход и в большинстве случаев мне удавалось справиться с этой задачей. Также, во время проведения уроков я отметила, что очень важно следить за грамотностью речи, не допускать просторечных выражений, слов-паразитов, но при этом не усложнять речь непонятными для учеников терминами, т. е. содержание преподаваемого материала должно соответствовать возрастным и образовательным особенностям группы. Речь должна быть последовательной, четкой и доступной для восприятия. Кроме того, нужно всегда быть готовым к возникновению у учеников вопросов. Игнорировать их нельзя, так как можно потерять интерес, доверие и уважение класса. Чтобы быть готовым кразличного рода непредвидимым обстоятельствам и неожиданным вопросам, очень важно тщательное планирование и обдумывание всех аспектов учебного материала.

В целом я оцениваю свою практику как успешную. Мне удалось реализовать все поставленные цели и задачи; приобрести бесценный практический опыт и навыки работы с классным коллективом с учетом его психологической структуры и уровня развития; углубить свои знания в психологии и педагогики; сформировать умения по организации продуктивного взаимодействия с классом на уроке (установление личных контактов, навыки сотрудничества, диалогового общения и т. п.); развить умения выявлять и анализировать и учитывать при организации учебно-воспитательного процесса общие психологические закономерности; умение помечать и анализировать возникающие в классном коллективе ситуации, требующие педагогического вмешательства; умение грамотно анализировать уроки проводимые учителем.

Размещено на