8
МЕТОД ПИКТОГРАММЫ
В отечественной психологии метод пиктограммы традиционно рассматривается как относительно простой по технике проведения и в то же время весьма продуктивный исследовательский и диагностический прием. К нему, как правило, обращаются при анализе различных нарушений мышления и памяти. Пиктограмма — образ, создаваемый испытуемым для опосредствованного запоминания.
Данный метод впервые был предложен Л.С. Выготским. Его описание было дано А.Р. Лурия (1930).
Ученица К. Левина Г.В. Биренбаум предложила использовать пиктограммы для исследования мышления (1934).
Как прием экспериментально-психологического исследования пиктограммы впервые были применены Л.В. Занковым (1935), который предлагал испытуемым запомнить конкретное слово с помощью изображения на картинке. Разработка методики пиктограммы принадлежит С.В. Лонгиновой (1972).
Классический метод пиктограммы используют в патопсихологии, клинической психологии, а также при военной или судебно-психиатрической экспертизе. Он применяется в рамках описания и анализа отдельного случая, а не как “тест для массового применения”.
Цель:изучение опосредствованного запоминания и способности к обобщению.
Материал:1) несколько листов чистой бумаги (нелинованной); 2) карандаши (простой и цветные); 3) набор стимульных слов и словосочетаний, в которых простые понятия могут чередоваться с более сложными, отвлеченными, например: “вкусный ужин”, “тяжелая работа”, “счастье”, “развитие”, “печаль” и т.п.
Инструкция:“Запомните названные слова. Для облегчения запоминания делайте на бумаге зарисовки к каждому слову. Но писать слово или обозначать его буквой нельзя. Можно рисовать все, что угодно, лишь бы рисунок помог Вам вспомнить названное слово. Качество рисунка никакой роли не играет”.
Процедура:если эксперимент проводится с детьми, то, объяснив ребенку, что будет проверяться его память, можно выбрать из легких первые выражения для более подробного разъяснения, уточнения инструкции, даже показа, если ребенок испытывает затруднения в ее понимании. По ходу работы желательно просить ребенка давать пояснения к замыслу, деталям, содержанию рисунка. Лишь тогда, когда рисунки слишком многопредметны, а сам ребенок больше увлекается процессом рисования, чем выбором связи для запоминания, его можно несколько ограничить во времени.
Использование диагностических методов в преподавании психологии
... преподавания психологии как науки Рассмотреть методы обучения психологии, диагностические методы. Выявить возможности диагностических методов. Рассмотреть область применения диагностических методов. В качестве метода в ... процесса? Цель исследования: теоретически изучить методы преподавания психологии, подробно остановиться на использовании диагностических методов. Для достижения поставленной цели ...
Какие бы связи и рисунки испытуемый ни создавал, не следует высказывать неодобрения.
После окончания работы рисунки у испытуемого забираются. А через час ему предлагают вспомнить заданные слова вразбивку. Можно назвать слова по рисункам или сделать подписи к ним.
В протоколе опыта записываются рассуждения испытуемого, объясняющие связь между словом и рисунком.
Слова для запоминания психолог подбирает заранее, учитывая возраст обследуемого, уровень его культурного развития. Всего предъявляется 10-15 слов. В список обязательно нужно включать слова, имеющие значительный эмоциональный подтекст.
Стимульный материал для запоминания:
Для более младших: |
Для более старших: |
1. Веселый праздник |
1. Тяжелая работа |
2. Глухая старушка |
2. Ядовитый вопрос |
3. Сердитая учительница |
3. Мальчик-трус |
4. Девочке холодно |
4. Теплый вечер |
5. Болезнь |
5. Печаль |
6. Разлука |
6. Обман |
7. Развитие |
7. Подвиг |
8. Побег |
8. Вражда |
9. Надежда |
9. Мысль |
10. Зависть |
10. Власть |
11. Сожаление |
11. Отчаяние |
12. Мечта |
12. Счастье |
Для проведения повторных обследований по методике пиктограмм необходимо иметь параллельные наборы понятий, используемых для опосредствованного запоминания.
Обработка данных:подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов в соотношении с общим количеством предъявленных для запоминания. Эти данные могут быть сопоставлены с результатами непосредственного запоминания (по методике “Заучивание 10 слов”).
Кроме того, получаемые при использовании метода пиктограмм данные условно можно разделить на 4 группы:
1) пиктограммы-образы, построенные для запоминания предъявляемых понятий, их содержания;
2) словесные объяснения рисунков, даваемые испытуемым;
3) данные наблюдения за поведением обследуемого в целом, во время эксперимента (сюда входят также вопросы испытуемого, его спонтанные высказывания, отношение к опыту, ответы на вопросы экспериментатора и др.);
4) данные, касающиеся формальных рисуночных особенностей выполнения пиктограмм (нажим, способ расположения материала, размер рисунков и пр.).
Анализ результатов:предполагает сопоставление этих 4 групп результатов и заключение относительно индивидуальных особенностей познавательной деятельности испытуемого. По результатам выполнения задания судят об уровне процессов обобщения и отвлечения: может ли обследуемый обозначить слово символом, насколько возрастают его затруднения, когда опосредуются слова абстрактного характера. Не менее важно установить характер ассоциаций, которыми руководствуется обследуемый в подборе пиктограмм — соответствие пиктограммы заданному слову, чрезмерная конкретность ассоциаций или, наоборот, их чрезвычайно абстрактный, условно-символический характер, наличие ассоциаций по “слабому” признаку. По результатам исследования можно судить о логической памяти испытуемого — насколько опосредование слов в зрительных образах помогает запомнить их. Существенную роль играет эмоциональная насыщенность пиктограмм. В определенной степени она отражает эмоциональное состояние испытуемого.
Представляет интерес модификация методики пиктограмм, предложенная Б.Г.Херсонским (1979, 1981, 1982).
Изменения внесены не столько в проведение исследования, сколько в интерпретацию получаемых данных.
При классификации пиктограмм по качественным характеристикам учитываются следующие факторы (по ним проводится формализованная оценка рисуночных образов):
— абстрактность (конкретные и атрибутивные образы, метафорическая, геометрическая, графическая и грамматическая символика);
— фактор индивидуальной значимости;
— фактор частоты (различаются стандартные, оригинальные и повторяющиеся образы);
— фактор адекватности.
Интерпретация пиктограмм, по Б.Г. Херсонскому, включает и оценку количественных соотношений: учитывается количественное соотношение образов разного типа, количество индивидуально значимых и адекватных образов.
Представляют интерес выделенные Б.Г. Херсонским особые феномены, мало поддающиеся формализации (под неформализуемыми образами понимаются пиктограммы, основанные на ассоциациях по созвучию, на выхолощенных символах, на подборе нескольких рисуночных образов к одному понятию):
1) шоковые реакции, выражающиеся в прямом (речевом или мимическом) выражении неудовольствия либо в парадоксальных высказываниях типа “какое прекрасное слово…”, “это интересно…”. Шоковые реакции рассматриваются автором как проявление тормозящего действия аффекта на мыслительную деятельность. Отказ от выбора образа чаще всего встречается при предъявлении испытуемому наиболее сложных для опосредования понятий;
2) употребление буквенных обозначений вопреки инструкции — является либо выражением недостаточности внимания, либо — негативных тенденций;
3) феномен единой системы — при построении последующей пиктограммы испытуемый использует предыдущую, трансформируя ее. Иногда это приводит к тому, что все пиктограммы в процессе исследования оказываются взаимосвязанными;
4) феномены “замены” и “возврата” — при предъявлении нового понятия для опосредования испытуемый пытается заменить предыдущую пиктограмму либо графически ее дорабатывает. Эти феномены рассматриваются автором как проявление тревоги;
5) феномен упорядоченности пиктограммы — наличие сложной графической характеристики, проявляющейся в выборе рисунка соответственно заданию и размеру листа, в соблюдении приблизительно одинаковых размеров рисунков и расстояний между ними. Этот феномен отражает способность к планированию и самоконтролю в ситуации исследования и наиболее часто встречается у ананкастных и субдепрессивных состояниях;
6) органический графический симптомокомплекс — наклон рисунка более чем на 5от вертикальной оси, наличие дрожащих, несовпадающих и пересекающихся линий. Этот феномен, по данным Б.Г. Херсонского, высокоспецифичен для больных с органическими поражениями головного мозга.
В исследованиях с помощью метода пиктограмм было замечено, что он может быть частично использован для характеристики некоторых личностных особенностейиспытуемых, ихпсихического состояния. При этом обнаруженный проективный характер данного метода рассматривается и понимается только в плане содержательного смыслового анализа пиктограмм. С личностными особенностями испытуемых связывается появление трех типов образов:
— образов, непосредственно касающихся личных опасений или устремлений (содержание последних уже заранее известно экспериментатору);
— эгоцентрических образов, в которых прямое обращение к собственному “Я” (эгоцентричность) рассматривается как непосредственное выражение их субъективной эмоциональной обусловленности;
— “холодных” образов, т.е. хотя и уместных для символизации заданного понятия и адекватных по содержанию, но далеких от личных переживаний, эмоционально безразличных; к ним относятся также литературные образы, ссылки на пословицы и поговорки (появление подобных образов связывается с выражением известной отгороженности испытуемого).
Таким образом, при выполнении пиктограмм испытуемый оказывается в ситуации, реакцию на которую он осуществляет в зависимости от своего понимания данной ситуации и ее значения, своих мыслей и чувств. Характерным моментом является то, что ни пиктограммы, ни их словесные объяснения никогда не получают никаких оценок со стороны экспериментатора.
Особая картина наблюдается в случае применения метода пиктограмм к контингенту заведомо здоровых испытуемых. Отсутствие каких-либо нарушений в мышлении и памяти практически снимает ограничения в поиске ответа и определяющим образом усиливает значение в этом процессе “внутренних условий” — личности испытуемого, его индивидуального конкретного опыта, визуального, интеллектуального, социального. Это становится особенно очевидным, если вместо традиционного клинического набора стимульных понятий использовать понятия, заведомо имеющие для каждого испытуемого личностный смысл.
Стимульный материал:
Для взрослых: Для школьников 8-16 лет:
1. Жизненные цели 1. Отец
2. Я 2. Я
3. Отец ………………………………… 3. Жизненные цели
4. Сотрудники 4. Учитель
5. Любовь 5. Будущее
6. Подчиненные 6. Ученики (школа)
7. Женщина 7. Страх
8. Друзья 8. Друзья
9. Вина 9. Прошлое
10. Мужчина 10. Мальчик (мужчина)
11. Будущее 11. Школа (любовь)
12. Семья 12. Семья
13 Страх. 13. Одноклассники
14. Мать 14. Мать
15 Прошлое. 15. Вина
16 Начальство. 16. Девочка (женщина)
Понятия, указанные в скобках,
даются старшим подросткам
14-16 лет
Данные слова соответствуют основным сферам личностного развития и ведущих жизненных отношений:
— тема родительских отношений — “отец”, “мать”, “семья”;
— тема отношений между полами — “мужчина”, “женщина”, “любовь”;
— тема отношений с другими людьми — “начальство”, “подчиненные”, “друзья”, “сотрудники”;
— тема глубинных отношений, представлений о себе, которыми обладает конкретный испытуемый, — “Я”, “страх”, “вина”;
— тема временной перспективы личности — “прошлое”, “будущее”, “жизненные цели”.
Цель:изучение некоторых личностных особенностей, психического состояния, характера ведущих отношений испытуемого.
Материал:традиционный. Цветные карандаши обязательны. Имеющиеся в литературе данные об использовании цветных изобразительных средств при выполнении пиктограмм свидетельствуют о существенном обогащении получаемых результатов, в частности, в отношении анализа эмоциональных особенностей испытуемого.
Инструкция:традиционная. Подчеркнуть, что нельзя использовать ни цифры, ни слова.
Процедура:в начале эксперимента испытуемому дается несколько “шумовых” понятий (например, “вкусный ужин”) для уяснения инструкции. Затем предлагается основной стимульный набор.
После выполнения каждого рисунка испытуемого спрашивают о том, что нарисовано и как рисунок поможет вспомнить заданное слово. После выполнения задания в целом листы с рисунками забирают, а спустя час предлагают вспомнить, глядя на пиктограммы, заданные понятия. Во время эксперимента ведут протокол по стандартной форме:
Форма протокола
N по порядку |
Понятие |
Описание рисунка |
Объяснение рисунка |
Примечания |
1. |
Отец |
Шляпа |
В этой шляпе отец всегда уходит из дома |
Испытуемый краснеет, нервно крутит карандаш в руках |
Анализ результатов:при интерпретации используются пиктограммы, комментарии к ним, оцениваются функция цвета в рисунках и качество воспроизведения.
Выделяются следующие формальные характеристикирисунков:
1) размер:
а) очень мелкий — все рисунки занимают 1/3 стандартного листа,
б) мелкий — 2/3 стандартного листа,
в) средний — весь лист, 1-2 рисунка могут быть расположены на 2-м листе,
г) крупный и очень крупный — рисунки расположены более чем на 2-х листах;
2) расположение пиктограмм: а) в строку, б) в столбец — и то, и другое — это упорядоченное расположение рисунков. Любое отклонение от а) и б) оценивается как неупорядоченное расположение;
3) наличие нумерации или обведение рамкой: спонтанная нумерация рисунков рассматривается как способ упорядочивания деятельности;
4) наличие штриховки, закрашивания: показатель субъективной трудности выполнения отдельного рисунка;
5) нажим: его динамика свидетельствует об импульсивности, лабильности; стабильность нажима — об устойчивости; очень слабый нажим — о тревожности; очень сильный нажим — о состоянии напряженности;
6) стабильность размеров рисунков: свидетельствует о стабильности деятельности; постепенное увеличение размеров пиктограмм говорит о наличии ситуативной тревожности; появление очень маленьких или очень больших пиктограмм отражает особую субъективную значимость понятия;
7) отклонение от заданной инструкции: свидетельствует о сниженном уровне самоконтроля, о тенденции к негативизму. Необходимо оценить общее число нарушений инструкции во время эксперимента, а также содержание тех понятий, при предъявлении которых происходило подобное нарушение;
8) характеристика образов, использованных в пиктограммах:
— является существенным, насколько разнообразны и сложны используемые в пиктограммах образы, как часто встречаются в них повторения и каковы эти повторения;
— ограниченность, жесткость системы образов свидетельствует об ограниченности и жесткости системы средств исполнения деятельности, об уровне творческих возможностей данного испытуемого, о ригидности как динамической характеристике его деятельности;
— чрезмерная детализация пиктограмм (т.е. использование в рисунке множества мелких и подробных деталей) свидетельствует о вязкости испытуемого, трудности для него переключения от одной задачи к другой;
9) качество линии: стабильная, четкая линия отражает стабильность деятельности; наличие обведений, “многочисленной” линии говорит о тревожности, неуверенности в себе испытуемого.
К содержательным характеристикампиктограммы также относится тоэмоциональное отношение(положительное, отстраненное нейтральное, отрицательное), которое присутствует как в самом рисунке, так и в вербальных комментариях к нему.
Сопоставление пиктограмм, относящихся к каждой смысловой теме (см. выше), позволяет более углубленно проанализировать систему жизненных отношений, характеризующую личность данного испытуемого. Так, например, при анализе темы отношений с другим и собственным полом следует учитывать, каким образом нарисованы и различаются ли изображения мужчины и женщины, каковы признаки их отличия друг от друга. Чрезмерная опора на сексуальные признаки, подчеркивание их говорит о наличии актуальных сексуальных проблем у испытуемого. Или, скажем, при анализе темы отношений с другими людьми важно обратить внимание на то, как изображается человек в пиктограммах — взаимодействует ли он с другими людьми, какими средствами передаются его состояния и чувства, или же изображения человека избегаются, он заменяется, например, рисунками предметов, абстрактными символами и т.д.
Цветне всегда может включаться в структуру образов пиктограмм. В зависимости от субъективного отношения к цвету как изобразительному средству, что выясняется путем специального опроса после выполнения всех пиктограмм, его использование в процессе рисования приобретает разный смысл. Цвет может быть выражением сиюминутного настроения испытуемого, появляться в пиктограммах случайно, с целью передачи реальных цветовых соотношений или для раскрытия эмоционального содержания понятий. Отсутствие цвета в рисунках вовсе не означает, что среди предъявленных понятий не было эмоционально значимых для испытуемого. Наблюдения показывают, что выполнение пиктограмм одними и теми же цветами свидетельствует о наличии смысловой связи между понятиями, отраженными в этих пиктограммах.
Качество воспроизведенияоценивается процентным численным показателем, выражающим отношение числа правильно воспроизведенных слов к общему количеству предъявленных. Качество воспроизведения понятий является показателем, характеризующим уровень выполнения предложенной испытуемому деятельности опосредованного запоминания (высокий, средний, низкий).
Кроме того, следует тщательно разобрать допущенные при воспроизведении искажения и ошибки, проанализировать тот новый смысл, который вместо правильного приписан пиктограммам. Например, “отец” превратился в “папу” — это хороший признак, а если в “мужчину” или вообще испытуемый не может вспомнить это слово, то это уже информация психологу для размышления. Необходимо также отметить, к каким темам относятся подобные ошибки и где они встречаются особенно часто.
Таким образом, анализ результатов, полученных с помощью метода пиктограмм, осуществляется путем сопоставления содержательных и формальных характеристик пиктограмм, данных наблюдения за поведением испытуемого во время эксперимента, результатов опроса.
Его итогом является построение широкого набора рабочих гипотез об особенностях основных жизненных отношений испытуемого; личностно-значимых для него темах; особенностях восприятия себя и других людей; проблемах отношения с другими людьми; временных свойствах личности данного человека. Такие гипотезы определяют стратегию и тактику дальнейшего построения анализа индивидуального случая: содержание и выбор конкретных методик, последовательность их применения, цели, продолжительность работы с данным испытуемым.