Эффективность деятельности в экстремальных условиях и свойства нервной системы

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени М. А. ШОЛОХОВА

Факультет психологии и управления человеческими ресурсами

Кафедра общей и практической психологии

Реферат

Выполнила:

Студентка 3 курса

дневного отделения

факультета психологии и управления человеческими ресурсами

Кравченко Я.П.

Москва 2014г.

Введение

Экстремальные условия вызываются специфической особенностью деятельности личного состава пожарных подразделений, . непрерывным нервно-психическим напряжением, вызываемым: а) интенсивной работой в необычной среде(высокой температурой, сильной концентрацией дама, ограниченной видимостью и т.д.); б) постоянной угрозой жизни и здоровью (возможностью обрушения горящих конструкций, взрыва паров и газов, отравления ядовитыми химическими веществами, выделяющимися в результате горения); в) отрицательными эмоциональными воздействиями (вынос травмированных и обожженных людей, обгоревших трупов и т.д.); г) принятием решений при дефиците времени и ответственностью за исход тушения пожара; д) преодолеванием трудностей, связанных с необходимостью постоянно и долгое время поддерживать высокий уровень интенсивности и концентрации внимания, чтобы следить за изменением среды и окружающей обстановки, держать в поле зрения состояние многочисленных конструкций, а также технологических агрегатов и установок в процессе выполнения боевой задачи на горящем объекте и т.д.

В отечественной и зарубежной литературе проблеме надежности работы человека в экстремальных условиях придается большое значение. Эти .проблемы возникают в связи с тем, что эффективность действий некоторых индивидов в сложных условиях не совпадает с показателями их деятельности в период обучения» Известны случаи, когда нежю-рые индивиды в процессе обучения быстро овладевали системой необходимых знаний и навыков, успешно справлялись с поставленными задачами^ в практической деятельности, особенно, в экстремальных условиях не справлялись с выполнением возложенных на них задач и как бы теряли способностьуади совершали другие ошибки, которые не могут быть объяснена/ . пробелами в обучении.

В многочисленных работах по изучению свойств нервной системы и темперамента, выполненных в лабораториях р, М,Хешюва, В.Д. Небылицы на, Б.Г. Ананьева, Ж.М. Гуревича, В,Q. Берлина и других показана важная роль силы нервной системы и некоторых свойств темперамента в эффективности действий человека в экстремальных условиях. Наряду с этим, в работах В.А. Петровского придается большое значение такому свойству личности, как склонность к риску, которое во многом определяет поведение субъекта в сложных и опасных для жизни условиях.

Многолетняя практика и наблюдения за действиями личного состава пожарной охраны в опасных для жизни условиях приводят к выводу, что одни и те же экстремальные условия неодинаково влияют на различных пожарных. Иными словами- то, что экстремально для одного, не всегда экстремально для другого. Причем это не зависит от практики тушения пожаров, умений, физического развития и т.д.

Тема 1

Ответ на данный вопрос, кроме определенного теоретического, имеет и практическое значение, так как от решения его во многом зависит успех боевой работы личного состава пожарной охраны по спасению людей на пожаре и народного достояния от огня.

Как уже отмечалось выше, экстремальные условия со­здаются различными факторами, обусловленными кон­кретными особенностями внешней среды, характером выполняемой деятельности, свойствами поступающей к человеку информации. Каждый из этих факторов оказы­вает свое, специфическое воздействие на деятельность и поведение человека. Однако есть и общие закономерности, характерные для деятельности, проходящей в экстремальных условиях. Рассмотрим основные из них .

1. При работе в экстремальных условиях отмечаются три вида психической напряженности: эмоциональная (аф­фективная), неэмоциональная (операционная, деловая) и смешанная. Эмоциональная напряженность возника­ет под действием эмоциогенных факторов, вызываю­щих переживание неизвестности, тревоги, страха, бо­язни аварии, риска для жизни и других отрицательных эмоций. Она может возникнуть до начала деятельности, при получении задания, выслушивании инструкции, а также непосредственно в процессе деятельности. Воз­никновение эмоциональной напряженности связано с динамическим рассогласованием между объективной значимостью ситуации и ее субъективной оценкой и по­явлением связанных с этим отрицательных изменений в двигательных и психических функциях. Этот вид на­пряженности в малой степени направлен на выполнение деятельности, большой удельный вес в нем могут зани­мать реакции защиты организма.

Операционная напряженность возникает в условиях, предъявляющих повышенные требования к умственным ресурсам и двигательному аппарату человека и не свя­занных с опасностью или другими серьезными последс­твиями, мысли о которых заставили бы человека заранее волноваться. Эта напряженность возрастает постепенно как результат выполнения работы большой сложнос­ти, например, при трудности различения зрительных и слуховых стимулов, сложности зрительно-моторной ко­ординации, быстроте вычислений и т. п. Следует отме­тить, что такое деление видов напряженности является довольно условным, поскольку любой вид деятельности всегда связан с эмоциями и при определенных условиях операционная напряженность может перерасти в эмоци­ональную. Поэтому наиболее характерной является сме­шанная напряженность.

Смешанная психологическая напряженность характе­ризуется различным удельным весом эмоционального компонента в общей структуре напряженности и бывает наиболее характерной для различных видов деятельнос­ти в экстремальных условиях.

2. Экстремальные условия вызывают колебания работос­пособности человека или явное ее понижение, особенно при сильной эмоциональной напряженности. При этом увеличивается количество ошибок, нарушается последовательность операций, замедляется темп работы и т. п. В некоторых случаях происходит утрата трудовых навы­ков: то, что в обычных условиях делалось на уровне ав­томатизма, теперь начинает как бы заново осознаваться. Понижение работоспособности чаще всего наблюдается при низком уровне тренированности.

3. Колебания работоспособности зависят от индивидуальных особенностей людей, прежде всего от свойств их не­рвной системы. Лица с сильной, уравновешенной нервной системой более выносливы к экстремальному напряжению и перенапряжению чем лица, обладающие слабой и неуравновешенной нервной системой. «Слабые» типы более подвержены влиянию сверхсильных воздействий. У них часто наблюдается растерянность, иногда доходя­щая до шока, снижается общая надежность выполнения работы [13]. Важна и подвижность нервных процессов, быстрота и легкость смены возбуждения торможением. Люди с малой подвижностью нервных процессов чаще допускают ошибки переключения действий, что нередко чревато серьезными последствиями.

4. Эмоциональная устойчивость и работоспособность людей повышается, если они заранее изучили особенности пред­стоящей деятельности, орудия и средства труда, обстанов­ку, в которой будет проходить деятельность, последствия неправильных действий. Установлено, например, что не­ знание обстановки во время принятия решения вызывает, как правило, значительно большее психическое напряже­ние, чем определенный сигнал об опасности [6, 14].

5. Существенное влияние на работоспособность человека в экстремальных условиях оказывает предварительная подготовка и тренированность, приобретаемая в ре­зультате практического опыта. К экстремальным усло­виям в некоторой мере можно привыкнуть. Это хороню известно альпинистам, парашютистам, водителям автотранспорта и др.

6. Велико также значение моральных, волевых и других характерологических качеств личности, в частности, степени развития чувства ответственности. Для оценки этого качества в последнее время в психологии введено понятие надежности личности [33].

7. В педагогической практике экстремальные условия для учащихся могут заключаться в выполнении трудных контрольных работ, сдаче экзаменов, прохождении тес­тов. Психическое состояние учащихся меняется во время экзаменов: эмоциональная и умственная напряженность появляются до начала экзаменов, нарастают и доходят до высшего предела во время экзамена. Сдача экзамена приносит разрядку, напряжение проходит, но волнение некоторое время продолжается. Аналогичные явления наблюдаются и в спортивной практике, трудовой де­ятельности. После выполнения трудного задания человек расслабляется, снижается бдительность, что иногда приводит к непонятным, непредсказуемым ошибкам. Например, известно, что летчики часто совершают ошибки уже после завершения основного этапа полета [18].

8. Для деятельности человека в экстремальных условиях характерна немонотонная и нелинейная зависимость ка­чества деятельности от интенсивности и продолжитель­ности экстремальных воздействий. Незначительные по интенсивности и продолжительности воздействия ока­зывают, как правило, мобилизующее действие (эустресс, оптимальный стресс, параэкстремальные условия).

За­висимость качества деятельности от уровня активации организма определяется рассмотренным ранее законом Йеркса-Додсона, в соответствии с которым качество вы­полнения легких задач с увеличением активации моно­тонно повышается, тогда как наивысшая эффективность выполнения сложных задач достигается при среднем уровне активации.

Под влиянием экстремальных факторов у человека про­исходят определенные изменения на поведенческом и функциональном уровнях. Последние оцениваются по мышечно-двигательным, вегетативным, электроэнце­фалографическим, биохимическим, психологическим изменениям в состоянии организма .

Явление стресса, характерное для экстремальной ситуации и тесно связанное с особенностями организма и психики человека, подчеркивает значимость его темперамента, психофизиологических особенностей. Темперамент – аспект общей структуры личности, характеризующийся предрасположенностью к определенным моделям эмоционального реагирования, изменений настроения и уровнем чувствительности, определяемым возбуждением [10]. Темперамент понимается как нечто врожденное. Широко известна классификация типов темперамента (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик) в зависимости от совокупности свойств нервных процессов (сила, подвижность, уравновешенность), предложенная И. П. Павловым. Однако, по мнению Б. М. Теплова [11] и В. Д. Небылицына [8], надо решительно отказаться от павловского тезиса о четырех типах, иначе невозможно продвинуться в исследовании нейрофизиологических параметров и механизмов психологической индивидуальности. Многолетние экспериментальные исследования, проведенные в школе Б. М. Теплова — В. Д. Небылицина, позволили выделить ранее неизвестные свойства нервной системы, например, лабильность, динамичность и др. В итоге, ими была создана 12-мерная классификация свойств нервной системы. И. М. Палей [9], однако, выделяет и такое свойство, как активированность, т. е. структура свойств нервной системы представлена в современной психологической науке неоднозначно. Неоднозначно трактуется сегодня и влияние стресса на людей с разными типами нервной системы. Некоторую ясность пытался внести Б. А. Вяткин [2], изучая особенности деятельности спортсменов с разными типами нервной системы. Известно, что спортсмены, показывающие замечательные результаты во время тренировок, в условиях крупных соревнований часто допускают досадные ошибки, ведущие к проигрышу. Установлено, что причиной тому является состояние психического стресса, возникающее у спортсменов в связи с участием в спортивных соревнованиях. Результаты данных исследований, проведенных Б. А. Вяткиным, показывают, что свойства нервной системы и темперамента существенно влияют на успешность деятельности спортсменов на соревнованиях. Так, сравнив спортсменов с четырьмя разными типами нервной системы, Б. А. Вяткин выявил, что чем выше уровень стресса, тем ниже уровень достижений спортсменов, но не всех, а именно флегматиков, представителей слабого типа нервной системы. Результаты лонгитюдного исследования деятельности спортсменов, проведенные этим же автором, показали, что спортсмены со слабой и сильной нервной системой свои лучшие результаты показывают при разном уровне стресса. Спортсмены со слабой нервной системой достигают лучших результатов при низком уровне стресса, а спортсмены сильного типа – при среднем и даже высоком. Е. П. Ильин [3], рассматривая влияние типологических характеристик человека на деятельность человека в экстремальных ситуациях, выявил, что определенное сочетание типологических особенностей свойств нервной системы обуславливает возникновение неблагоприятных эмоциональных состояний, проявление волевых качеств и других моментов, связанных с деятельностью человека. Е. П. Ильин экспериментально показал, что устойчивость к неблагоприятным состояниям определяется комплексом особенностей проявления различных свойств нервной системы. «Одна и та же типологическая особенность может обеспечить устойчивость к одному состоянию и облегчить возникновение другого состояния. Например, слабая нервная система, повышая устойчивость к монотонному фактору, является в то же время неблагоприятным фактором для экстремальных условий. Да и устойчивость лиц со слабой нервной системой к монотонному фактору является сочетанием этой типологической особенности с другими: при определенном сочетании с другими типологическими особенностями лица со слабой нервной системой становятся неустойчивыми к монотонному фактору, так как у них быстро развивается состояние психического пресыщения [2,с.114]». Однако некоторые авторы отмечают, что стрессу более подвержены люди с сильным типом нервной системы, особенно если стрессором являлось длительное монотонное, однообразное воздействие. У лиц же со «слабой» нервной системой стресс монотонии возникал значительно реже [5]. Таким образом, определенные сочетания свойств нервной системы способствуют осуществлению некоторых видов деятельности и могут влиять на ее эффективность и надежность. Однако не все авторы согласны с данным заключением [1,4]. Эти исследователи считают, что ни сила, ни лабильность нервной системы не являются факторами, определяющими достижение субъектами высокого профессионального мастерства. Т. е. значение особенностей нервной системы в обеспечении успешной деятельности человека в стрессовых ситуациях неоднозначно: в разных видах деятельности то один, то другой из параметров свойств нервной системы может выступать как положительный, так и отрицательный момент. Авторы предполагают, что успех в деятельности, в том числе и осуществляемой в экстремальных условиях, может быть достигнут при наличии индивидуальных вариантов стиля деятельности. «Индивидуальный стиль деятельности (ИСД) есть обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности.…Иначе говоря, индивидуальный стиль есть индивидуально своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности [4, c. 49]». С целью изучения особенностей деятельности ткачих с разным типом темперамента Е. А. Климов провел несколько экспериментов, доказавших следующее: у инертных ткачих-многостаночниц сама собой возникает склонность не отрываться от начатой работы, а значит и такая особенность деятельности, как доведение действий до конца. Работники, характеризуемые как инертные, осуществляют медленные и плавные, отточенные движения, отдают предпочтение стереотипным способам действия, пунктуально соблюдают требования и порядок. Их работа превосходит по качественному показателю работу подвижных типов. Подвижные люди максимально используют свои скоростные ресурсы и способность переключаться с одной ситуации на другую, они больше успевают, но чаще допускают брак. При исследовании токарей выяснилось, что у подвижных аварийные ситуации возникают никак не реже, чем у инертных. Но это у них происходит из-за торопливости, неосновательности, тогда как у инертных – наоборот, из-за медлительности. Таким образом, продуктивность работы у инертных и подвижных людей одинакова. А. О. Конопкин и В. И. Моросанова [7] относят ИСД к особенностям произвольной регуляции поведения, связанных с реализацией специфических, частных функций целостного регуляторного процесса. Они различают три вида акцентуации стилевых особенностей регуляции: гармоничный тип регуляции, акцентуированный и застревающий. Гармоничный тип регуляции характеризуется гармоничной развитостью и оперативностью психических подсистем, обеспечивающих регуляторные функции. В этом случае регуляция динамична, хорошо сбалансирована и оперативна, намечаемые цели, как правило, достигаются. Акцентуированный тип регуляции характеризуется различной степенью сформированности тех или иных регуляторных функций. Это может проявляться в относительно низкой или, наоборот, акцентуировано высокой развитости деятельностного обеспечения различных регуляторных функций. Например, может наблюдаться акцентуированно-низкое развитие функции планирования деятельности и поведения и акцентуированно-высокое развитие функции программирования исполнительской деятельности. Застревающий тип регуляции характеризуется наиболее высокой степенью регуляторной акцентуации, причем, акцентуация не только отдельных, специфических, но и общих, оперативных свойств (надежности, адекватности, гибкости, осознанности) различных регуляторных звеньев, что может приводить к нарушению всей динамики регуляции и даже препятствовать достижению цели. Таким образом, хотя определенные сочетания свойств нервной системы способствуют осуществлению некоторых видов деятельности и могут влиять на ее эффективность и надежность, ни сила, ни лабильность нервной системы не являются факторами, определяющими достижение человеком высокого профессионального мастерства, обеспечивающими успешное осуществление деятельности в экстремальных условиях. Успех в деятельности может быть достигнут при наличии индивидуальных вариантов стиля деятельности, где наиболее оптимальным является гармоничный тип регуляции деятельности. То есть, важнейшей общей субъективно-личностной предпосылкой успешного осуществления деятельности являются те индивидуальные особенности системы психического саморегулирования произвольной активности, которые определяют типичный для данного человека стиль регуляции им своей деятельности и поведения. Неверно считать, будто от человека «требуется» определенное сочетание качеств, свойств для успешного осуществления той ли иной деятельности, так как среди успешно справляющихся со своей работой людей есть и инертные, и подвижные. Поэтому если этот человек принадлежит к инертному типу, то к нему предъявляются одни требования, если же он подвижного типа, то комплекс требований будет иным. В некоторых видах деятельности одно и то же свойство нервной системы может выступать и как положительный, и как отрицательный момент.

Литература

1. Аболин Л. М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека / Л. М. Аболин. – Казань: Изд-во Казанского университета, 1987.- 262с.

2. Вяткин Б. А. Темперамент, стресс и успешность деятельности спортсмена в соревнованиях / Б. А. Вяткин // Стресс и тревога в спорте: сб. науч. ст. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – С.56-64. 3. Ильин Е. П. Обеспечение надежности деятельности в связи с учетом типологических особенностей свойств нервной системы / Е. П. Ильин // Проблемы инженерной психологии: сб. науч. ст. — Ярославль: ЯрГУ,1976. – С. 113 – 119. 4. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы / Е. А. Климов. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1969. – 278 с. 5. Конопкин А. О. Психологические механизмы регуляции деятельности / О. А. Конопкин. – М.: Наука, 1980. — 256 с. 6. Конопкин А. О. Вероятность прогнозирования как детерминанта скорости реакций на альтернативные сигналы / А. О. Конопкин, Г. А. Страхов // Вопр. психологии. — 1971. — №3. — С. 46-56. 7. Конопкин А. О. Стилевые особенности саморегуляции деятельности / А. О. Конопкин, В. И. Моросанова // Вопр. психологии. -1989. — №5. — С. 18-26. 8. Небылицин В. Д. Основные свойства нервной системы человека как нейрофизиологическая основа индивидуальности / В. Д. Небылицин // Естественно-научные основы психологии: сб. науч. ст. – М.: Педагогика, 1978. – С. 295-336. 9. Палей И. М. Вопросы психофизиологической структуры индивидуальности в связи с гипотезой о «w – образной» зависимости возбуждения и торможения от активации / И. М. Палей // Теоретическая и прикладная психология в Ленинградском университете. – Л.: [б. и.], 1969. – С. 71 — 73.

10.А. С. Большой толковый психологический словарь: В 2 т. Т.2. / С. А. Ребер; пер. с англ. Е. Ю. Чеботарев. – М.: Изд-во АСТ, 2003.

11. Теплов Б. М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии / Б. М. Теплов. – М.: [б. и.], 1962.