Лабораторная работа №3
Технология работы педагога
по профилактике девиантного поведения подростков
- Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением: учеб-пособие / [М.И. Рожков и др.] под ред. М.И. Рожкова, — М., Владос, 2006.- С.147-164.
- Кондрушенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков. Диагностика. Профилактика. Коррекция / В.Т. Кондрашенко.-Мн.: АВЕРСЭВ, 2004.
- Торхова, А.В. Профилактика противоправного поведения школьников /А.В. Торхова, И.А. Царик, А.С. Чернявская.- Минск, нац. инс-т обр., 2009.- С.30-56.
- Змановская, Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 288 с.
- Педагогические системы и технологии: лабораторный практикум : учеб.-метод. пособие / И.И. Цыркун [и др.]; под ред. И.И. Цыркуна, М.В. Дубовик.- Минск ТетраСистемс, 2010.- 224 с.
- Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : закон Республики Беларусь от 31.05.2003г., № 200-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2003. — № 64, 2/949. – С. 178-202.
- Инструкция о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите : утв.
Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 05 мая 2007г., № 30 // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2007. — № 9. — С. 3-8.
- О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях : декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006г., № 18 // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2007. — № 1. — С. 3-10.
- Просмотр фильма «Правда о наркотиках».
2.Цель работы
Изучить основные технологии профилактики противоправного поведения несовершеннолетних, научиться способам диагностики отклоняющегося поведения учащихся и разработке программы воспитательно-коррекционной работы с подростками, находящимися в социально-опасном положении.
3.Требования к отчету
В отчете должны быть представлены:
-схема «Основные направления воспитательно-профилактической работы школы»:
— социально-педагогический портрет учащегося, находящегося в социально опасном положении;
Психолого-педагогическая работа с притесняемыми осужденными несовершеннолетнего ...
... исследование проблемы насилия в воспитательной колонии. Задачи курсовой работы: Изучить психологические аспекты пребывания несовершеннолетних в СИЗО и ВК; Выяснить, кто является «притесняемым», а кто ... повышения социального статуса является успешное прохождение «испытаний» а понижение статуса - поведение, не соответствующее социальным ожиданиям группы. Строгая субординация в отношении «верхов» и ...
-примерная программа воспитательно-коррекционной работы с учащимся.
4.Содержание работы
Изучение факторов, типов отклоняющегося поведения школьников и особенностей его проявления на разных возрастных этапах; изучение основных направлений работы школы (классного руководителя) по профилактике и коррекции противоправного поведения учащихся; освоение форм, методов и технологий воспитательно- профилактической работы с учащимися, находящимися в социально опасном положении.
5.Оборудование и материалы
План-схема составления социально-педагогического портрета учещегося, находящегося в социально опасном положении; варианты социально-педагогических паспортов учащихся, состоящих на внутришкольном учете, учете в инспекции по делам несовершеннолетних (ИДН) или в комиссии по делам несовершеннолетних.
6.Форма проведения занятия
В малых группах (3-5 человек).
7.Краткий информационный материал
Основные понятия: отклоняющееся поведение, профилактика, предупреждение, коррекция.
Отклоняющееся поведение – поведение, устойчиво проявляемое в нарушениях социальных норм. Различают аморальное (нарушение правил, норм морали), делинквентное (совершение противоправных деяний, прописанных в нормативных правовых актах), девиантное (отклонение от принятых в данном конкретно историческом обществе правовых, нравственных норм или норм психического здоровья) поведение.
Профилактика – это система социально-экономических, общественно-политических, организационных, воспитательных и иных мер, предотвращающих причины совершения людьми правонарушений. Педагогическая профилактика включает меры по выявлению и устранению конкретных недостатков семейного, школьного иного воспитания, а также целенаправленную работу с конкретными подростками, которые имеют отклонения в поведении от нравственных и правовых норм. Профилактика включает:
- предупреждение противоправного поведения – деятельность, направленную на формирование у учащихся ценностных ориентаций, определяющих выбор социально ценного поведения согласно нравственно-правовым нормам;
- педагогическую поддержку — процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему нормально функционировать в обществе. Сохранять свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, воспитании, общении, образе жизни;
- коррекцию — психолого-педагогическую работу с ребенком и его микросоциальным окружением по компенсации выявленных отклонений.
Наиболее известные в отечественной и зарубежной практике виды восnитательно-nрофилактической работы сошкольниками:
Социально–педагогическая программа по профилактике компьютерной ...
... и подростков? С учетом этого была избрана тема выпускной квалификационной работы: «Социально-педагогическая программа по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков». Цель исследования: разработать и апробировать ... вместе с изменением условий жизни общества. Современный подросток всесторонне информирован. Для поведения подростка характерно и то, что он перестал все принимать на веру, ...
- педагогическая поддержка;
- воспитательное воздействие;
- разрешение конфликта в отношениях «учитель- учащийся» и «учащийся –учащийся»;
- педагогическое требование;
- вовлечение подростков в продуктивную творческую деятельность;
- смена социального окружения;
- коррекция нарушений поведения;
- применение или разрешение конфликта преступника и жертвы;
- работа с детьми осложненного поведения; формирование отношений доверия в классном коллективе и др.
Teхнология профилaктикu отклоняющегося поведения учащuxся представляет собой систему взаимосвязанных между собой и последовательных педагогических взаимодействий всех участников воспитательного процесса, направленных на оказание помощи учащемуся, попавшему в социально опасное положение, в осознании себя полноправным членом общества, в формировании его ответственности перед собой, другими людьми, обществом, государством. Технология включает следующие компоненты: целевой, содержательный, процессуально-деятельностный, результативный.
Целевые ориентиры технологии. Воспитательная работа направлена на формирование ценностных ориентаций личности, определяющих выбор ею социально ценного поведения согласно принятым в обществе нравственно-правовым нормам.
Концептуальные позиции технологии определяют аксиологический, этико-правовой, личностно ориентированный, герменевтический, системный подходы.
Содержательный компонент технологии. Воспитательный процесс должен основываться на проверенных практикой и дающих положительные результаты ценностях: справедливости, свободы, ответственности, достоинства, совести, толерантности. Содержание воспитательной работы определяется особенностями развития личности школьника на каждом возрастном этапе.
Применительно к.младшим школьникам необходимо воспитание в духе мира и добра, формирование нравственно-правовых представлений о Родине, об окружающем мире и обществе.Воспитательные задачи:
- удовлетворение базовых потребностей ребенка в любви, заботе, игре, творчестве;
- формирование опыта заботы о других, о классном коллективе;
- обеспечение ситуации успеха в учебной деятельности, стимулирующей интерес к учению;
- оказание помощи в преодолении трудностей, формирование самостоятельности и ответственности;
- приучение к соблюдению правил поведения в школе, семье, на улице;
- воспитание общительности, желания оказывать помощь друг другу;
- воспитание любви и заботливого отношения к живому миру, формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни.
Применительно к подросткам воспитательная работа направлена на формирование эмоционально-ценностного отношения к нравственно-правовым нормам, регулирующим отношения со сверстниками, педагогами, родителями.Воспитательные задачи:
Примерная схема анализа поведения и деятельности, обучающихся на уроке.
... автора урока. Примерная схема анализа поведения и деятельности, обучающихся на уроке. (Схема психологического ... формированию интереса к данному учебному предмету, проявление учебных интересов, упущенные возможности). 2. Убеждение (переход знаний в убеждение). 3. Чувства (проявление интеллектуальных, нравственных, ... урока как основной формы учебно-воспитательной работы, по повышению его эффективности и ...
- знакомство с нравственно-правовыми нормами, законодательными актами, раскрывающими права и обязанности несовершеннолетних;
- ориентация подростков на нравственно-правовые ценности в оценке своих поступков и поведения других людей;
- формирование адекватной самооценки;
- оказание помощи подросткам в расширении круга ихинтересов и ответственности за конечные результаты любой деятельности;
- установление равноправных, доверительных отношений с педагогом, снятие конфликтов с учителями-предметниками, одноклассниками; воспитание терпимости, неразрывно связанной с чувством собственного достоинства;
- профилактика противоправного поведения, табакокурения, алкоголизма, наркомании; создание условий для включения подростка в те виды продуктивной деятельности, в которой он может выразить и реализовать свои творческие способности.
Воспитательная работа с учащимися юношеского возраста (учащиеся Х-ХI классов общеобразовательной школы) предусматривает формирование мировоззренческих взглядов на себя как члена общества, гражданина своего Отечества, будущего семьянина.Воспитательные задачи:знакомство с основными правовыми нормами, регулирующими отношения человека с обществом, государством и другими людьми;
содействие в поиске смысла жизни, который будет задавать жизненные перспективы отдаленной цели как регулятора поведения личности;
ориентация на вечные ценности – «счастье», «смысл жизни», «достоинство», «честь», «законность», «справедливость», «свобода и ответственность», отражающие нравственно-правовой аспект жизнедеятельности человека;
воспитание уважительных отношений между девушками и юношами, знакомство с мерами предупреждения ранней беременности, заболеваний, передающихся половым путем;
создание условий для поддержания стабильного здоровья, профилактика табакокурения, алкоголизма, наркомании и нездорового образа жизни;
создание условий для осознания учащимися своих возможностей построения жизненной стратегии.
Организационно-деятельностный компонент технологиипредполагает следующие направления деятельности:
диагностику,
нравственно-правовое просвещение,
формирование позитивного нравственно-правового опыта учащихся во внеурочной деятельности. Остановимся подробнее на этих направлениях.
1. Диагностика включает: определение уровня нравственно-правовой воспитанности учащихся; выявление детей «группы риска» и учащихся, находящихся в социально опасном положении; изучение условий, вызвавших возникновение у них противоправного опыта. Наиболее распространенные методы диагностики: составление социального паспорта семьи ребенка, попавшего в социально опасное положение, учета посещения семьи классным руководителем ит.п., составление карты наблюдения за учащимся с противоправнымопытом, журнал учета преступлений и правонарушений, беседа, опрос, социометрия и др.
2. Нравственно-правовое просвещение учащихся в процессе обучения, которое осуществляется через изучение основ морали и права. С этой целью необходимо выделить в содержании учебных предметов нравственно-правовые идеи, ценности, понятия, нормы, создавать проблемные ситуации и задачи нравственно-правового содержания. Продуктивные методы работы — лекции, беседы, диспуты, интерактивные технологии, рабочая тетрадь учащегося по нравственно-правовому самообразованию и др.
3. Формирование позитивного нравственно-правового опыта учащихся во внеурочной деятельности предполагает вовлечение детей, имеющих отклонения в поведении, в учебно-познавательную, игровую, общественную, смыслопоисковую, правоохранительную деятельность.
Учебно-познавательная деятельность способствует обогащению учащихся знаниями в сфере права и морали, формированию умений переносить их на собственный опыт. Продуктивные формы и методы работы:
- выступление работников правоохранительных и правозащитных органов: «60 секунд полезной информации»; «час вопросов и oтветов»; пресс-конференции и др.;
- проведение месячников правовых знаний;
- организация праздников правовых знаний («Азбука правовых знаний», «Путешествие в страну права», конкурс знатоков детективной литературы);
- проведение информационных кампаний, интернет-конференций, подготовка и издание буклетов, стенгазет, журналов, видеоматериалов, социальной рекламы, информационных листков и другой печатной продукции нравственно-правового содержания и пр.
Игровая деятельность помогает в освоении учащимися социальных ролей, «проживании» правовых ситуаций и результатов их решения. Продуктивные формы и методы работы: организация и проведение театрализованных игрдля младших школьников:
- разработка сценария и постановка спектаклей по проблемам морали и права, ситуационных игр для подростков по формированию навыков безопасного поведения;
- деловых игр для юношества «На приеме у юриста», «ОВИР», «Приватное пространство») и др.
В процессе общественной деятельности создаются условия для формирования социальной позиции учащихся, определение своего места и роли в учебном коллективе. Формируются коммуникативные умения налаживать отношения с другими людьми, обществом, разрешать конфликтные ситуации. Продуктивные формы и методы работы:
- участие в работе детских и молодежных общественных объединений,
- органов самоуправления общеобразовательных учреждений,
- различных клубов («Подросток», «Альтернатива», «Примирение» и др.).
Смыслопоисковая деятельность способствует активизации становления самосознания личности в старшем подростковом и юношеском возрасте.Продуктивные формы и методы работы:проведение тренингов с учащимися:
- «Сумей сказать «нет»;
- дискуссии по правовым проблемам;
- беседы: «Шалость, проступок, преступление: где граница?», «Откуда берет начало дорога к преступлению» и т.д.
Правоохранительная деятельностьвключает организацию и контроль за соблюдением правил поведения в учебном заведении и вне его, защита своих прав и прав других людей.Продуктивные формы и методы работы:юридическая помощь «Koгдa у вас не ладятся дела …», телефон доверия;
открытая кафедра «Права ученика и обязанности учителя». Права учителя и обязанности ученика»; создание и регулярное обновление уголков права и др.
Формирование навыков общенияспособствует развитию у детей с девиантным поведением коммуникативных умений, регулируемых нравственно-правовыми нормами, умению позитивно разрешать конфликты без ущемления прав другого человека.Продуктивные формы и методы работы: клубы по интересам (защиты прав и интересов ребенка, правовые, природоохранительные, политические, дискуссионные и т.д.), диспуты, дискуссии.
Результативный компонент технологии профилактики отклоняющегося поведения учащихся включает анализ и оценку результатов успешности воспитательной работы по предупреждению правонарушений среди учащихся.
Управление воспитательно-коррекционной работой в школе могут осуществлять: Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, Социально-педагогическая и психологическая служба (СППС).
Специалисты общеобразовательного учреждения, осуществляющие воспитательно-коррекционную работу: классный руководитель/куратор учебной группы, педагог-психолог, социальный педагог, заместитель директора по идеологической и воспитательной работе. Устанавливается обязательное взаимодействие школы, семьи с государственными и правоохрапительными органами.
8. Ход работы
8.1 Допуск к работе
Выполните тестовые задания:
1. Какой фактор является главной причиной появления правонарушений несовершеннолетних?Из предложенных ответов выберите правильный, обосновав его достоверность.
- неблагоприятная обстановка в школе _
- родители, которые злоупотребляют алкоголем
безусловно в неблагоприятной для развития ребёнка семье, где ребёнок не получает должного воспитательного влияния и глядя на постоянный нездоровый пример родителей, которые, скорее всего также не чисты перед законом вследствие алкоголизма, очень большой процент, что человек из такой семьи будет со слаборазвитой ценностной картиной и неусвоенными моральными нормами.
- влияние дурной компании
также может быть, т.к. влияние со стороны на подростков, особенно в период переходного возраста, очень велико. В этот период подростку уже мало постоянного одобрения близкого окружения – семьи, близких друзей – ему нужно признание со стороны, поэтому так часто дети в переходном возрасте склонны заводить кумиров и идти на поводу.
- невнимание со стороны родителей
- неуспеваемость в школе
- другое
2. Поведение, связанное с нарушением закона и требующее санкций со стороны уголовного права, называется:
1) девиантное; 2) аддиктивное;
3) безответственное; 4) отклоняющееся;
5) виктимное; 6) асоциальное;
7) деликвентное.
3. Выберите из ряда вариантов нарушений поведения те, которые можно отнести к девиантному поведению и подчеркните их.
- состоит на учете в КДН;
- сквернословит;
- имеет условную судимость;
- живет в семье, где родители алкоголики;
- был воспитанником спецшколы;
- курит;
- замечен в употреблении алкоголя;
- состоит на внутришкольном учете;
- пропускает занятия в школе без уважительной причины.
4. Дополните определения соответствующими словами
а) предупреждение- это деятельность, направленная на формирование у учащихся ценностных ориентаций, определяющих выбор социально ценного поведения согласно нравственно-правовым нормам |
1. коррекция |
Ь) профилактика- установление, сглаживание, снятие причин, условий и факторов, которые вызывают те или иные отклонения в развитии и социализации личности ребенка |
2. предупреждение |
с) коррекция — психолого-педагогическая работа с ребенком и его микросоциальным окружением по компенсации выявленных отклонений |
З. профилактика |
5. Укажите, в какую группу включены технологии, направленные на профилактику и коррекцию отклоняющегося поведения школьников.
1) технологии воспитательного воздействия, интерактивной игры, дифференциации и индивидуализации обучения, педагогического требования, гуманного подхода к ребенку;
2) технологии разрешения конфликта в отношениях «учительучащийся» и «учащийся-учащийся!», коллективного творческого дела, вовлечения подростков в продуктивную творческую деятельность, ТРИЗ;
З) технологии смены социального окружения, коррекции нарушений поведения примирения или разрешения конфликта преступника и жертвы, работы с детьми осложненного поведения, формирования отношений доверия в классном коллективе;
4) нет правильного ответа.
6. В каком возрасте для предупреждения отклоняющегося поведения учащихся наиболее необходимо удовлетворение базовых потребностей в любви и заботе?
- в дошкольном возрасте;
- в старшем школьном возрасте;
- в среднем школьном возрасте;
- в младшем школьном возрасте.
8.2. Выполнение заданий
Задание 8.2.1. Ознакомьтесь с видами воспитательно-коррекционной работы с учащимися, находящимися в социально опасном положении, а также основными методами, формами и технологиями профилактики отклоняющегося поведения школьников. Результаты оформите в виде схемы, раскрывающей основные направления воспитательно-профилактической работы школы.
Составим таблицу, в которой показаны направления деятельности воспитательно-профилактической работы с примерами и указанием ответственных лиц (на учебный год)
№ п/п |
Наименование мероприятий |
Срок реализации |
Ответственные |
Организационная деятельность |
|||
1 |
Планирование и корректировка работы по профилактике правонарушений совместно с ПКДН Советского района г. Минск |
Август-сентябрь |
Социальный педагог |
2 |
Составление социального паспорта класса, школы. |
сентябрь |
Классный руководитель, социальный педагог |
3 |
Ведение картотеки учащихся из семей, находящихся в социально-опасном положении, и учащихся, стоящих на внутришкольном учёте. |
В течение года |
Социальный педагог |
4 |
Выявление и постановка на учёт детей с отклоняющимся поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки. |
В течение года |
Классный руководитель, социальный педагог |
5 |
Проведение операции «Всеобуч» (посещение семей микрорайона школы, выявление учащихся, не посещающих школу) |
По плану социального педагога |
социальный педагог педагог-психолог |
6 |
Планирование работы по профилактике алкоголизма, наркомании, токсикомании. |
сентябрь |
социальный педагог педагог-психолог |
7 |
Организация работы Совета по профилактике правонарушений. |
ежемесячно |
Зам. директора по УВР социальный педагог педагог-психолог |
Информационно-аналитическая деятельность |
|||
1 |
Изучение законов и нормативно правовых актов, регулирующие деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав |
|
Зам. директора по ВР социальный педагог педагог-психолог |
Работа с учащимися |
|||
1 |
Выявление причин отклонений в поведении (по методике Д.И.Фельдштейна); |
Раз в полугодие |
педагог-психолог |
2 |
Беседы социального педагога, педагога-психолога, классного руководителя, администрации школы с подростками; |
ежечетвертно |
социального педагога, педагога-психолога, классного руководителя, администрации школы |
3 |
Приглашение на Совет по профилактике правонарушений; |
ежемесячно |
Классный руководитель |
4 |
Беседы инспектора ПДН |
По совместному плану |
Инспектор ПДН, социальный педагог |
5 |
Вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции. |
сентябрь |
Классный руководитель |
6 |
Направление ходатайств в КДН, ПДН. |
По необходимости |
Социальный педагог |
7 |
Проведение тренинговых занятий с категорией учащихся «группы риска» |
По плану педагога — психолога |
Педагог-психолог |
Организация досуговой деятельности учащихся «группы риска»: |
|||
1 |
Охват организованным отдыхом подростков «группы риска» в каникулярное время и интересным содержательным досугом в течение всего года; |
В течение года |
Социальный педагог |
2 |
Организация рабочих мест в трудовой бригаде при школе в летний период;
|
В течение года |
Социальный педагог |
3 |
Проведение семинаров-практикумов «Вместе к успеху». |
В течение года (Общая длительность 10 часов) |
Педагог – психолог Социальный педагог |
Работа с педагогическим коллективом |
|||
1 |
Посещение учащихся на дому с целью выявления жилищно-бытовых условий учащихся |
Сентябрь январь |
Социальный педагог. Классный руководитель |
2 |
Родительское собрание с включением вопросов данной тематики |
ежечетвертно |
Классный руководитель |
3 |
Составление плана работы по профилактике асоциального поведения учащихся для каждого класса (1-11) |
сентябрь |
Классный руководитель |
4 |
Выявление учащихся, длительное время не посещающих образовательные учреждения, принятие мер по возвращению их в школу |
По факту пропуска занятий |
Социальный педагог. Классный руководитель |
Работа с родителями |
|||
1 |
Выбор родительского комитета в классах.
|
сентябрь |
Классный руководитель |
2 |
Выбор родителей в Совет по профилактике правонарушений. |
сентябрь |
Зам. директора по ВР Классный руководитель Социальный педагог |
3 |
«День открытых дверей» для родителей. |
По плану школы |
Администрация школы |
4 |
Привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий. |
По плану школы |
Классные руководители Зам. директора по ВР
|
5 |
Привлечение родителей к осуществлению правопорядка во время проведения культурно-массовых мероприятий |
По плану классного руководителя |
Классный руководитель |
6 |
Выявление социально-неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей и постановка их на внутришкольный контроль. |
Сентябрь-октябрь |
Классный руководитель Социальный педагог |
7 |
Посещение по месту жительства семей, находящихся в социально-опасном положении, направление ходатайств в реабилитационный центр |
Раз в полугодие |
Классный руководитель Социальный педагог |
8 |
Организация консультаций специалистов: психологов, педагогов, медицинских работников для родителей. |
ежечетвертно |
Педагог-психолог социальный педагог, медицинский работник |
Взаимодействие с субъектами профилактики |
|||
1 |
Совместный рейд в местах скопления учащихся (микрорайон бульвар Миттова, Академика Королева) и подворный обход по учащимся, состоящим на учете с инспекторами ПДН |
|
Социальный педагог, инспектор ПДН, родители |
2 |
Проведение видеолекций для старшеклассников «Право на жизнь» медсестрой врача-нарколога Наркологического диспансера, встреча со специалистами с центра СПИД |
По плану школы |
Специалисты здравоохранения |
3 |
Разработать совместные мероприятия с семьями «группы риска» с органами опеки и попечительства; |
По совместному плану |
Социальный педагог |
4 |
Провести расширенный Совет профилактики совместно с внешними субъектами профилактики: инспектором ПДН ОВД, педагогами школы, представителями КДН и ЗП, работниками прокуратуры. |
В начале года |
Социальный педагог Инспектор ПДН Работник КДН
|
Задание 8.2.2.Составьте социально педагогический портрет одного из учащихся, находящихся в социально опасном положении (используйте материалы Приложений 3.1 и 3.2).
Информация о несовершеннолетнем
Фамилия, имя несовершеннолетнего – Л. Екатерина.
Класс — 9.
Возраст — 15 лет.
Место проживания — г.Червень.
Состояние здоровья: • практически здорова.
Что послужило мотивом к совершению правонарушения (преступления)?
- неблагополучная ситуация в семье;
- стремление к самостоятельности и независимости.
Каковы проявления отклоняющегося поведения несовершеннолетнего?
- раннее начало половой жизни;
- суицидальные попытки;
- курение;
- уходы из дома, бродяжничество;
- употребление спиртного.
Считает ли сам подросток свое поведение неподобающим?
- нет.
- Состоит ли на внутришкольном контроле?
- Да, с октября 2011.
Рассматривалось ли поведение несовершеннолетнего на школьном совете профилактики?
- да.
Какой дало результат?
- результата нет.
За что и когда поставлен на учет в ИДН или КДН?
- Не стоит на учете.
Кто проводил с несовершеннолетним правонарушителем реабилитационную и/или профилактическую (коррекционную) работу?
• школьный психолог;
• психолог местных Центров
Какая работа велась с несовершеннолетними правонарушителями работниками КДН и сотрудниками ИДН?
• индивидуальные беседы;
• посещения семьи, индивидуальные беседы с родителями;
• вовлечение в работу кружков, секций, клубов по интересам.
Какое участие в судьбе несовершеннолетнего принимал инспектор по охране детства?
• посещение семьи, беседа с родителями и несовершеннолетним.
Кому из специалистов подросток доверяет, к кому относится с недоверием и чем это объясняет?
• с доверием относится к психологу, классному руководителю.
Оцените поведение подростка в школе:
• частые пропуски уроков без уважительных причин.
Что больше всего нравится подростку в школе?
- Русский, английский язык и литература.
Что больше всего не нравится подростку в школе?
• химия, физика.
Как учится несовершеннолетний правонарушитель ?
• на «4» и «5»
Какие у несовершеннолетнего наблюдаются трудности в усвоении школьной программы?
• безалаберное отношение к домашним заданиям, прогулы, неусидчивость
Каковы взаимоотношения подростка с учителями?
• с некоторыми учителями бывают конфликты из-за привлечения к себе дополнительного внимания.
Звучали ли в адрес подростка в присутствии других учеников такие высказывания учителей, как: она не глупая, но ленивая?
• да
Каковы взаимоотношения подростка с одноклассниками?
- с большинством хорошие.
Есть ли у подростка в квартире / доме условия для успешной учебы?
• нет.
Чем он обычно занимается в свободное от учебы время?
• посещает концерты рок-групп, злачные места, иногда бродяжничает.
Сведения о семье и родителях (законных представителях)
Фамилия, имя, отчество родителей:
мать — Леонора Л., отец – Фёдор Л.;
возраст 36 и 39 лет соответственно.
Образование: • среднее специальное.
Состояние здоровья: • удовлетворительное.
Место работы: • уборщица; слесарь.
Состоит ли семья несовершеннолетнего на учете как неблагополучная?
• да, с августа 2010 г.
Состав и краткая история семьи:
- рождение ребенка вне брака.
Культурный уровень родителей:
• низкий, нет.
Что является предметом основной заботы родителей?
- накормить и одеть.
Говорили ли взрослые, живушие с ребенком, что они любят его и пр.?
• нет.
Оцените воспитательное влияние семьи на ребенка:
• отрицательное, мешают родителям правильно воспитывать ребенка постоянные конфликты, сомнительные компании, распитие спиртных напитков.
Каково в целом отношение родителей к учебе?
• безразличное; не знают, как ребенок учится
Наблюдаются ли у родителей следующие явления:
Отец |
|
Мать |
|
злоупотребляет спиртными напитками |
+ |
|
ведет аморальный образ жизни |
+ |
+ |
скандалит, бьет ребенка |
|
|
таких явлений нет |
|
Как можно охарактеризовать отношения между родителями?
•у каждого из родителей своя жизнь, они практически не общаются друг с другом
Кто, главным образом, занимается воспитанием ребенка в семье?
• никто.
Контролируют ли подростка родители?
Отец |
|
Мать |
|
да, постоянно |
|
+ |
частично |
|
|
нет |
+ |
Какие методы воспитания применяются со стороны?
Отца |
|
Матери |
+ |
чтение нотаций |
|
+ |
физические наказания |
|
|
убеждение |
|
|
поощрение |
|
+ |
запреты |
|
|
собственный пример |
|
|
что-то другое |
|
|
никакие, самоустранился(лась) от воспитания детей |
|
|
|
Как часто родители бывают в школе?
Отец |
|
Мать |
|
практически не бывает |
|
Как часто педагоги посещают семью несовершеннолетнего?
Социальный педагог |
|
Классный |
|
|
руководитель |
+ |
никогда |
+ |
|
один раз |
|
|
один раз в год |
|
|
2-3 раза в год |
|
|
не реже 1 раза в месяц |
|
|
2-3 раза в месяц |
|
Оцените материальное положение семьи в целом:
• плохое.
Круг общения подростка
Есть ли группа общения и каков характер общения?
- мужчины старшего возраста.
- ребята из одного района проживания.
Каков обычный способ времяпровождения и место времяпровождения?
- у кого-то дома, на улице;
- на увеселительных мероприятиях, в злачных местах.
Участники группы:
• и мальчики, и девочки.
Возраст участников группы:
• смешанный.
Положение ребенка в группе:
• равноправный член.
Увлечение спортом и каким:
• шахматы.
Имеется ли общее хобби?
• посещение клубов и дискотек.
Употребляют ли спиртные напитки в группе?
• часто.
Задание 8.2.3. * Ознакомьтесь с вариантами социально-педагогических паспортов учащихся, находящихся в социально опасном положении. Составьте программу воспитательно-коррекционной работы с одним из этих школьников.
9.Формулирование выводов, самооценка учебной деятельности
Запишите выводы о проделанной работе в отчет. Осуществите самооценку Вашей учебной деятельности в процессе занятия.
Изучены основные технологии профилактики противоправного поведения несовершеннолетних, изучены способы диагностики отклоняющегося поведения учащихся и разработана программа воспитательно-коррекционной работы с подростками, находящимися в социально-опасном положении, а также составлен психологический портрет трудного подростка.