ГОУ ВПО Ом ГПУ
Факультет психологии и педагогики
Курсовая работа
Личностные факторы профессионального выгорания медицинских сестер
выполнила студентка 2 курса группы 212
Каня Юлия Эдуардовна
проверила старший преподаватель
кафедры общей психологии и педагогической психологии
Романенко Ирина Геннадьевна
ОМСК 2008 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1 Проблема профессионального выгорания в деятельности медицинских сестер 5
1.1. Общая характеристика профессионального выгорания 5
1.2. Личностные факторы профессионального выгорания 19
1.3. Специфика деятельности медицинских сестер 26
Глава 2. Эмпирическое исследование личностных факторов профессионального выгорания медицинских сестер 27
2.1. Организация проведения исследования 27
2.2 Описание выборки 27
2.3. Описание методов и методики исследования 28
2.4 Анализ полученных результатов 29
Выводы
Заключение 35 Список использованных источников 36 Приложения 38
Введение.
Непосредственное проявление всевозрастающих проблем, связанных с самочувствием работников, эффективностью их труда и стабильностью деловой жизни организации, обусловили научный и практический интерес к синдрому профессионального выгорания.
Данный синдром представляет собой ответную реакцию на длительные рабочие стрессы межличностного общения исходя из чего он, как правило, свойственен специалистам «коммуникативных» профессий, предъявляющих высокие требования к психологической устойчивости сотрудника в ситуациях делового общения.
Будучи явлением многомерным синдром выгорания может вызываться такими факторами, как социально-психологические, организационные, личностные, причем немаловажный интерес в исследовании данного феномена вызывают последние. Исследование особенностей личности в их взаимоотношениях с выгоранием выступает важной особенностью изучения синдрома выгорания, т.к. можно предположить, что личностные особенности намного больше влияют на развитие выгорания не только в сравнении с социально-психологическими, но и факторами рабочей среды (организационными).
Этика профессионального поведения медицинской сестры
... Лекция Тема 1.5.1 Этика профессионального поведения медицинской сестры Студент должен иметь представление: -о медицинской этике, как прикладной науке; - о сущности определения медицинской этики и деонтологии Студент ... реабилитации, располагают знаниями в области психологии и психотерапии в пределах своей компетенции. Вспомним еще раз слова медицинской сестры Флоренс Найтингейл, сказанные ею почти ...
В последние годы синдром профессионального выгорания и факторы риска выгорания выступают предметом многочисленных исследований, проводимых зарубежными и отечественными психологами. Вопросу выгорания посвящены многочисленные работы таких зарубежных и отечественных авторов, как К.Маслач, С.Джексон, В.Е.Орел, Н.Водопьянова, Е.Старченкова, Л.И.Анцыферова, В.В.Бойко, Т.В.Копылова, А.Б.Леонова, С.Г.Никифоров, Т.В.Форманюк, Д.Шульц и др., однако, вопрос причины выгорания, проблемы взаимоотношений личностных особенностей и выгорания, динамики этого процесса остаются до конца не разрешенными.
На фоне всевозрастающего интереса к проблеме профессионального выгорания немаловажно уделить внимание особенностям профессионального выгорания медицинских работников, профессиональная деятельность которых во многом связана с повседневным взаимодействием с пациентами, их психологическими и физическими трудностями, в том числе с коллегами в ходе осуществления повседневной профессиональной деятельности.
Таким образом, целью настоящей работы выступает исследование подверженности медицинских сестер.
Объектом исследования выступает профессиональная деятельность медицинских сестёр.
Предметом исследования личностные факторы профессионального выгорания с учётом специфики профессиональной деятельности медицинских сестёр, связанной с повседневным взаимодействием с пациентами, их психологическими и физическими трудностями, в том числе с коллегами, что способно привести к профессиональному выгоранию специалистов.
В ходе проводимого исследования в работе можно выдвинуть следующую гипотезу: большинство медицинских сестёр подвержены риску профессионального выгорания, что связанно с их подверженностью стрессовым ситуациям в профессиональной деятельности и личностными особенностями.
Задачи: 1) дать общую характеристику профессионального выгорания
2) выявить личностные факторы профессионального выгорания
3) определить специфику деятельности медицинских сестёр
4) выявить личностные факторы профессионального выгорания у медицинских сестёр.
Глава 1. Проблема профессионального выгорания в деятельности медицинских сестер
1.1. Общая характеристика профессионального выгорания.
В последние годы отмечается повышенный интерес к стрессам, связанным с трудовой деятельностью. Рабочие или профессиональные стрессы способны нарушить дееспособность организации, приводя к потере кадровых ресурсов, т.к. они негативно сказываются на конкретных людях — их соматическом и психическом состоянии, продуктивности их работы, и в итоге, стабильности и конкурентоспособности всей организации в целом.
Социальная работа как профессиональный вид деятельности
... компоненты непрофессиональной деятельности, например заботу, благотворительность, милосердие. Следовательно, социальная работа может быть профессиональной и непрофессиональной. Началом профессиональной социальной работы ... - приведение в действие социально-правовых, юридических, психологических, социально-медицинских, педагогических и других механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений, ...
Проблема стрессоустойчивости человека в различных профессиях с давних пор привлекала внимание психологов различных направлений. В классических исследованиях Г. Селье, а позднее – Р. Лазаруса, Р. Розенмана и М. Фридмана было показано, что длительное воздействие стресса приводит к таким неблагоприятным последствиям, как снижение общей психической устойчивости организма, появление чувства неудовлетворенности результатами своей деятельности, тенденция к отказу от выполнения заданий в ситуациях повышенных требований, неудач и поражений.
Анализ факторов, вызывающих подобные симптомы в различных видах деятельности, позволил утверждать, что существует ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошенности вследствие необходимости постоянных контактов с другими людьми. В результате этого появился термин «бессильный помощник», описывающий состояние психической перегрузки в социальных профессиях. Так, Т.И.Ронгинская справедливо отмечает, что в основу исследований психологического феномена – синдром профессионального выгорания — может быть положена метафора: «Ничто не является для человека такой сильной нагрузкой и таким сильным испытанием, как другой человек».
Синдромом выгорания довольно широко известен и исследуется в зарубежной психологии, в отличие от отечественной науки, где данному феномену не уделяется достаточного внимания. В зарубежной литературе синдром выгорания обозначают термином в переводе означающим «сгорание», «выгорание», «затухание горения», впервые введенном американским психиатром Х .Фроуденбергером в 1974 году для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, которые он наблюдал у работников психиатрических учреждений. Первоначально автор описал это явление как ухудшение психического и физического самочувствия у представителей социальных процессий, основу которых составляет межличностное взаимодействие.
Со времени появления данного понятия исследование этого феномена было затруднено из-за его содержательной неоднозначности и многокомпонентности. С одной стороны, сам термин не был тщательно определен, поэтому измерение выгорания не могло быть достоверным, с другой стороны, из-за отсутствия соответствующего измерительного инструментария данный феномен нельзя было детально описать эмпирически.
На проблему психического выгорания также обратили внимание американские специалисты в связи с созданиями массовым распространением социальных служб. Люди, работающие в области психологической и социальной помощи, по долгу службы обязанные проявлять сочувствие и эмпатию, длительное время контактируют с посетителями и их жизненными проблемами. Обязанность работников этих служб — оказание психологической поддержки: они должны выслушать и поддержать людей, обратившихся за помощью. Однако, несмотря на специальную подготовку и подбор персонала для социальных служб по определенным критериям, необходимым в этом виде деятельности, руководители служб через некоторое время нередко сталкивались с фактами неудовлетворительной работы сотрудников, прежде всего с жалобами посетителей на их невнимание, равнодушие, черствость, а иногда и грубость. Проведенные исследования привели к обнаружению своеобразного профессионального «стресса общения», который и получил название синдрома «психического выгорания». Данный синдром стал рассматриваться как стресс-реакция на продолжительные стрессы межличностных отношений.
Органическое заболевание головного мозга сосудистого генеза. ...
... диагноз Органическое заболевание головного мозга сосудистого генеза. Формирование психоорганического синдрома. Задержка психического развития, общее недоразвитие речи 3 ст. План дополнительных методов ... в общеобразовательную школу. История жизни: со слов бабушки Члены семьи психическими заболеваниями, алкоголизмом, наркоманией туберкулезом, сифилисом, сердечно - сосудистыми заболеваниями, ...
Тем самым, из «платы за сочувствие» синдром «выгорания» превратился в «болезнь» работников «коммуникативных» профессий, т.е. профессий, предъявляющих высокие требования к психологической устойчивости в ситуациях делового общения.
Интерес к исследованию синдрома выгорания значительно вырос после того, как американские ученые К. Маслач и С. Джексон систематизировали описательные характеристики данного синдрома и разработали опросник для его количественной оценки. Авторы опросника синдром выгорания выразили в трех группах переживаний:
— эмоциональном истощении – переживание опустошенности и бессилия;
— деперсонализации (цинизм) – дегуманизация отношений с другими людьми (проявление черствости, бессердечности, цинизма или грубости);
— редукции личностных достижений – занижение собственных достижений, потеря смысла и желания вкладывать личные усилия на рабочем месте.
Предложенные три компонента выгорания в определенной мере отразили специфику той профессиональной сферы, в которой впервые был обнаружен этот феномен. Особенно это касалось второго компонента выгорания, а именно, деперсонализации, отражающей нередко состояние сферы социального обслуживания людей и оказания им помощи. Причем исследования последних лет не только подтвердили правомерность этой структуры, но и позволили существенно расширить сферу ее распространения, включив профессии, не связанные с социальной сферой, что привело к некоторой модификации понятия «выгорания» и его структуры.
В более поздних исследованиях был выявлен широкий спектр негативных последствий выгорания. Так, межличностные его последствия проявляются в социальных (общественных), семейных отношениях, а также в рабочих конфликтах или деструктивном напряжении при общении с коллегами, деловыми партнерами, клиентами и т.д. «Выгорающие» на работе люди часто возвращаются домой раздражительными и эмоционально истощенными. Они полностью поглощены рабочими проблемами, от которых не могут освободиться даже в кругу семьи или друзей.
Установочные последствия выгорания заключаются в развитии негативных установок по отношению к клиентам, работе, организации или к себе, в отчуждении от работы и, как следствие, в снижении лояльности и привлекательности работы в данной организации.
Поведенческие последствия проявляются как на уровне отдельного работника, так и на уровне организации. «Выгоревшие» работники прибегают к неконструктивным или неэффективным моделям поведения, чем усугубляют собственное переживание дистресса и повышают напряженность вокруг себя, что сказывается на снижении качества работы и коммуникаций. В организации ухудшается психологическая атмосфера, вырастают текучесть кадров, абсентизм, конфликтность, снижаются количественные и качественные показатели работы. Таким образом, выгорание есть основной фактор профессиональной деморализации, отлынивания от работы, низкой производительности, конфликтности в семье и на работе, физической болезни и дистресса. Выгорание может провоцировать злоупотребление алкоголем или различными медикаментозными средствами, например, снотворным.
Роль общения в работе медицинской сестры
... вклад медсестры в лечение пациента очень велик. 1. Понятие и функции общения Общение - это сложный социально-психологический процесс взаимопонимания между людьми, происходящий с ... характер информирования, спрашивания, обучения, инструктажа, приказывания и т.д., обеспечивая слаженность совместной работы. Обмен информацией подчинен здесь совместному решению задачи - получению нужных сведений ...
Психофизиологические последствия отражаются в психосоматических расстройствах, таких как бессонница, головные боли и др.
В настоящее время в психологии существует единая точка зрения на понятие и сущность психического выгорания, в соответствии с которой данным феноменом обозначается переживание человеком состояния физического, эмоционального и психического истощения, вызванного длительной включенностью в эмоционально напряженные и значимые ситуации. Тем самым отмечено, что синдром «выгорания» берет свое начало в хроническом повседневном напряжении или эмоциональном переутомлении, переживаемом человеком в личностно значимых ситуациях общения с другими людьми [17]. Наиболее часто выгорание рассматривается как долговременная стрессовая реакция или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. В связи с этим синдром «психического выгорания» часто обозначается как «профессиональное выгорание», что позволяет рассматривать это явление в аспекте личной деформации профессионала под влиянием профессиональных стрессов.
Реакция выгорания представляет собой следствие профессионального стресса, в котором модель эмоционального истощения, деперсонализации и редуцированных персональных достижений есть результат действия разнообразных рабочих требований (стрессоров), особенно межличностной природы. Выгорание как следствие профессиональных стрессов возникает в тех случаях, когда адаптационные возможности (ресурсы) человека по преодолению стрессовой ситуации превышены.
Гришина Н.В. рассматривает выгорание в качестве особого состояния человека, оказывающегося следствием профессиональных стрессов, адекватный анализ которого нуждается в экзистенциальном уровне описания. Это необходимо потому, что развитие выгорания не ограничивается профессиональной средой, а проявляется в различных ситуациях бытия человека; болезненное разочарование в работе как способе обретения смысла окрашивает всю жизненную ситуацию [9].
Многочисленные зарубежные исследования подтверждают, что выгорание вытекает из профессиональных стрессов. Р. Пулен и М. Уолтер в лонгитюдном исследовании социальных работников обнаружили, что увеличение уровня выгорания связано с увеличением уровня профессионального стресса, а Л. Роуи получил данные о том, что лица, испытывающие «выгорание», имеют более высокий уровень психологического стресса и меньшую устойчивость, выносливость [8].
В результате проведенного контент-анализа описанных в литературе симптомов выгорания Б. Перлман и Е. Хартман предложили следующее определение выгорания «это ответ на хронический эмоциональный стресс, включающий три компонента: эмоциональное и/или физическое истощение; снижение рабочей продуктивности; деперсонализацию или дегуманизацию межличностных отношений» [17, с. 550].
При этом, согласно модели Б. Перлмана и Е. Хартмана, индивидуальные характеристики, рабочее и социальное окружение важны для восприятия воздействия и оценки стресса в совокупности с эффективным и неэффективным преодолением стрессовой ситуации. Данная модель включает в себя четыре стадии. Первая отражает степень, в которой ситуация способствует стрессу. Существуют два наиболее вероятных типа ситуаций, при которых он возникает. Навыки и умения работника могут быть недостаточными, чтобы соответствовать воспринимаемым или действительным организационным требованиям, или работа не соответствует его ожиданиям, потребностям или ценностям. Иными словами, стресс вероятен, если существует противоречие между субъектом труда и рабочим окружением.
Влияние механизмов психологической защиты на формирование синдрома ...
... выгорания - как результат профессиональной деятельности медицинской сестры 1.1 Проблема профессионального эмоционального выгорания Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) - это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов ... ряда специалистов стрессогенность взаимодействия обусловлена тем, что общение длится часами, повторяется в течение многих лет, ...
Вторая ситуация включает восприятие и переживание стресса. Известно, что многие ситуации, ему способствующие, не приводят к тому, что, по мнению людей, они испытывают стрессовое состояние, а также от ролевых и организационных переменных.
Третья стадия описывает три основных класса реакций на стресс (физические, аффективно-когнитивные, поведенческие), а четвертая представляет собой последствия стресса. Выгорание как многогранное переживание хронического эмоционального стресса соотносится именно с последней, представляя результат реакции на стресс.
Психическое выгорание представляется как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в процессе ее. Такое понимание значительно видоизменило и его основные компоненты: эмоциональное истощение, цинизм, профессиональную эффективность. С этих позиций понятие деперсонализации имеет более широкое значение и означает отрицательное отношение не только к клиентам, но и к труду и его предмету в целом [16, с. 90].
В литературе, посвященной синдрому выгорания, указывается на значительное расширение сфер деятельности, подверженных такой опасности. К ним относятся: учителя, психологи, педагоги, воспитатели, врачи, социальные работники, сотрудники правоохранительных органов и представители других профессий [18]. Все это работники «коммуникативных» профессий, специфика которых заключается в большом количестве эмоционально насыщенных и когнитивно сложных межличностных контактов, что требует от специалиста значительного личного вклада в ежедневные профессиональные дела. Кроме того, в профессиях, ориентированных на работу с людьми, большое значение имеет получение от них наибольшей обратной связи (например, благодарность, признание, проявление уважения, информация об изменениях самочувствия или о новых планах, касающихся дальнейшего делового взаимодействия и др.), присутствует также высокая ответственность за результат общения; определенная зависимость от партнеров общения; необходимость понимания их индивидуальных особенностей, притязаний и экспектаций, частные притязания на неформальные отношения при решении их проблем; конфликтные или напряженные ситуации общения, обусловленные недоверием, несогласием и проявляющиеся в различных формах отказа от дальнейшего взаимодействия (общения).
Театрализованная деятельность как фактор социализации воспитанников ...
... Во-вторых, театрализованная деятельность заслуженно рассматривается как средство социализации детей, т. к. помогает им преодолеть неуверенность в себе, трудности в общении, позволяет почувствовать себя ... удавшуюся социализацию на неудавшуюся, лишить ребенка веры в себя. Факторы социализации. Выделяют следующие факторы социализации: 1. Мегафакторы: Космос, планета, мир. Энергия Космоса, уровень ...
В «коммуникативных» профессиях продолжительные, многообразные и сложные когнитивно-эмоциональные ситуации общения с другими людьми предъявляют высокие требования к качеству отношений (доверительности, профессионализму, эмоциональной устойчивости и др.) и коммуникативной компетентности, поскольку от этого в наибольшей мере зависят результат данного взаимодействия и перспективы будущих деловых и интерперсональных контактов.
В соответствии с приведенными особенностями к профессиональным факторам риска выгорания относятся:
— когнитивно-сложные коммуникации;
— эмоционально-насыщенное деловое общение;
— высокие требования к постоянному саморазвитию и повышению рофессиональной компетентности;
— высокая ответственность за дело и за других людей;
— высокая динамичность и большое количество служебных контактов;
— необходимость быстрой адаптации к новым людям и быстро меняющимся профессиональным ситуациям;
— высокие требования к самоконтролю и интерперсональной чувствительности.
Наряду с этими потенциальными факторами риска выгорания могут быть экзистенциальные факторы:
— нереализованные жизненные и профессиональные ожидания;
— неудовлетворенность самоактуализацией;
— неудовлетворенность достигнутыми результатами;
— разочарование в других людях или в избранном деле;
— обесценивание или потеря смысла своих усилий;
— переживание одиночества;
— ощущение бессмысленности активной деятельности и жизни и др [17].
Симптомы профессионального выгорания указывают на характерные черты длительного стресса и психической перегрузки, которые приводят или могут привести к полной дезорганизации различных психических сфер и, прежде всего – эмоциональной. Синдрому выгорания свойственны такие симптомы, как постоянное чувство озабоченности по поводу работы; чувство усталости и пустоты, связанное с ней; раздражение, направленное на коллег или на субъектов делового общения; отношение к совершаемой работе как к тяжкой необходимости, а не как к тому, что может приносить удовлетворение.
При этом отмечается, что развитие синдрома носит стадиальный характер. Сначала наблюдаются значительные энергетические затраты – следствие экстремально высокой положительной установки на выполнение профессиональной деятельности. По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постоянно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе. Следует, однако, отметить, что генезис синдрома носит индивидуальный характер, определяемый различиями в эмоционально-мотивационной сфере, а также условиями, в которых протекает профессиональная деятельность человека.
Таким образом, синдром выгорания относится к числу феноменов личностной деформации, т.к. он развивается, как правило, у людей тех профессий, которые по роду своей профессиональной деятельности должны много общаться с другими людьми, причем от качества коммуникации зависит результат деятельности (моральный и материальный).
Исследование роли волонтерской деятельности в формировании профессиональных ...
... поведения психолога-консультанта и что следование им не только обеспечивает этичность профессиональной деятельности, но и является залогом успешности психологического воздействия [5]. Эффективность психолога ... своими клиентами. О.Б. Полякова пишет, что относя профессии психолога и педагога к типу профессий «человек - человек», акцентируя внимание на направленно-сти их личности «на дело» и ...
Все ситуации рабочего (делового) общения, отягощенные высокой ответственностью за людей (клиентов, пациентов, учеников, подчиненных), сопровождающиеся высокой эмоциональной и интеллектуальной напряженностью (когнитивной сложностью), становятся фактором риска выгорания работников. В данном случае выгорание — ответная реакция на продолжительные стрессы межличностных коммуникаций, не просто результат, а следствие неуправляемого стресса.
Соответственно, синдром профессионального выгорания – это неблагоприятная реакция на рабочие стрессы, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты. По мере того, как усугубляются последствия рабочих стрессов, истощаются моральные и физические силы человека, он становится менее энергичным, ухудшается его здоровье. Истощение ведет к уменьшению контактов с окружающими, а это, в свою очередь, — к обостренному переживанию одиночества. У «сгоревших» на работе людей снижается трудовая мотивация, развивается безразличие к работе, ухудшается качество и производительность труда. Выгорание опасно тем, что оно представляет собой не эпизод, а конечный результат процесса «сгорания дотла». Жертвы выгорания могут испытывать неудовлетворенность в себе и неудовлетворенность личной жизнью.
Анализ конкретных исследований синдрома «психического выгорания» показывает, что основные усилия психологов были направлены на выявление факторов, вызывающих выгорание. Традиционно они группировались в два больших блока, особенности профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики самих профессионалов [16]. Некоторые авторы выделяют и третью группу факторов, рассматривая содержательные аспекты деятельности как самостоятельные. Так, в частности, Н.Водопьяновой и Е.Старченковой развитие стресс-реакций представлены сложной многофакторной обусловленностью: от структурно-организационных особенностей, организационной культуры, характера самой работы до личностных особенностей сотрудников, а также характера их межличностных взаимодействий. Помимо этого ими отмечается, что синдром выгорания непосредственно связан с самочувствием работников, эффективностью их труда и стабильностью деловой жизни организации [8].
Таким образом, среди факторов синдрома «выгорания» в профессиях типа «человек-человек» предлагается выделять: индивидуальные и организационные факторы [16]; личностные, статусно-ролевые и корпоративные (профессионально-организационные) [23] или аналогичные, предложенные Н. Водопьяновой и Е.Старченковой социально-психологические, личностные и профессиональные факторы [8].
К личностным факторам риска выгорания относятся: склонность к интроверсии (низкая социальная активность и адаптированность, социальная несмелость, направленность интересов на внутренний мир и др.); реактивность (динамическая характеристика темперамента, проявляющаяся в силе и скорости эмоционального реагирования); низкая или чрезмерно высокая эмпатия (способность постигать эмоциональное состояние других людей, понимать мир их душевных переживаний, сочувствовать и т.п.); жесткость и авторитарность по отношению к другим; низкий уровень самоуважения и самооценки.
Статусно-ролевые факторы риска выгорания включают в себя: ролевой конфликт, ролевую неопределенность, неудовлетворенность профессиональным и личностным ростом (самоактуализацией), низкий социальный статус, ролевые поведенческие стереотипы, ограничивающие творческую активность; отверженность в значимой (референтной) группе; негативные полоролевые (гендерные) установки, ущемляющие права и свободу личности.
К корпоративным (профессионально-организационным) факторам риска выгорания в зарубежной психологии относят те переменные, которые ведут к высокому уровню организационного стресса. Величина организационного стресса связана с организационной культурой и ее привлекательностью для работников, с трудностью и ответственностью выполнения профессиональных обязанностей в конкретной организационной структуре. В качестве основной причины выгорания исследователи называют продолжительность и интенсивность рабочей нагрузки в ситуациях напряженного делового общения.
Характеризуя индивидуальные факторы, вызывающие выгорание, В.Е.Орел в отдельную группу выделяет социально-демографические, влияние которых на эффект выгорания довольно подробно изучалось в зарубежной психологии [16]. Так, в частности, он указывает на то, что из всех социально-демографических характеристик наиболее тесную связь с выгоранием имеет возраст. Обнаруживается наличие отрицательной корреляционной связи возраста и выгорания. В работах К. Маслач показано, например, что средний медицинский персонал психиатрических клиник «выгорает» через 1,5 года после начала работы, а социальные работники начинают испытывать данный симптом через 2 – 4 года. В некоторых исследованиях подтверждается и чувствительность старшего возраста к данному синдрому. В частности, в исследовании, проведенном на среднем персонале военных медицинских учреждений, отмечалось, что наиболее чувствительными к выгоранию являются не только молодые люди (19 – 25 лет), но и более старшие (40 – 50 лет) [16].
Склонность более молодых по возрасту к выгоранию объясняется эмоциональным шоком, который они испытывают при столкновении с реальной действительностью, часто несоответствующей ожиданиям [26]. Специфика влияния возраста на эффект выгорания также неоднозначна. Наиболее тесная его связь обнаруживается с эмоциональным истощением и деперсонализацией, менее – с редукцией профессиональных достижений.
Взаимоотношения между полом и выгоранием не так неоднозначны.
В ряде исследований было отмечено, что мужчины в большей степени подвержены процессу выгорания, чем женщины, в то время как другие исследователи приходят к совершенно противоположным заключениям [26]. Примирением данных противоположных точек зрения, по-видимому, будет рассмотрение этой проблемы с позиций специфики влияния пола на компоненты выгорания и наличия опосредующих факторов, таких, как поло-ролевые ориентации.
Установлено, что у мужчин более высокие баллы по деперсонализации, а женщины в большей степени подвержены эмоциональному истощению, что связано с тем, что у мужчин преобладают инструментальные ценности, женщины же более эмоционально отзывчивы и у них меньше чувство отчуждения от своих клиентов [16].
Среди организационных факторов основной упор в изучении был сделан преимущественно на временные параметры деятельности и объема работы. Практически все исследования дают сходную картину, свидетельствующую о том, что повышение нагрузки в деятельности, сверхурочная работа стимулируют развитие выгорания.
Содержание труда включает в себя количественные и качественные аспекты работы с клиентами: количество клиентов, частоту их обслуживания, степень глубины контакта с ними. Так, непосредственный контакт с клиентами, острота их проблем обычно способствуют возникновению выгорания. Наиболее отчетливо показано влияние этих факторов в тех видах профессиональной деятельности, где острота проблем клиентов сочетается с минимизацией успеха в эффективности их решения. Это работа с хроническими больными или людьми, страдающими неизлечимыми заболеваниями (СПИД, рак и некоторые другие).
При этом отмечается, что любая критическая ситуация с клиентом, независимо от ее специфики является тяжким бременем для работника, отрицательно воздействуя на него и приводя, в конечном итоге, к выгоранию [16]. Также важным фактором взаимодействующим с выгоранием является степень самостоятельности и независимости сотрудника в своей деятельности и возможность принимать важные решения.
В трудах ряда авторов указывается также на кросс-культурные факторы выгорания [8;16], подчеркивая межнациональные различия синдрома, что объясняется различиями в образовании, условиях работы, зарплате, социальной поддержке и т.д. При этом авторами отмечается, что, несмотря на такие различия, основные корреляты выгорания (неопределенность, дисбаланс между вкладом и результатом и др.) остаются идентичными в обеих выборках.
Таким образом, синдром профессионального выгорания относится к числу феноменов личностной деформации и представляет собой многомерный конструктивный, набор негативных психологических переживаний, связанных с продолжительными и интенсивными межличностными взаимодействиями, отличающимися высокой эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью; синдром профессионального выгорания есть ответная реакция на продолжительные стрессы межличностных коммуникаций.
1.2. Личностные факторы профессионального выгорания.
Исследования синдрома профессионального выгорания позволили выделить такие факторы, вызывающие выгорание, как социально-психологические, профессиональные и личностные, причем последним в психологии уделяется достаточно важное внимание. Исследования особенностей личности в их взаимоотношениях с выгоранием является важной областью изучения данного феномена, т.к. ряд ученых считает, что личностные особенности намного больше влияют на развитие выгорания не только по сравнению с социальными характеристиками, но и с факторами рабочей среды [16].
Так, в частности, многими исследователями подчеркивается тот факт, что синдром выгорания носит индивидуальный характер, выделяются такие личностные показатели предрасположенности к стресс-реакциям, как соотношение экстернальности и интернальности, подразумевающие степень ответственности человека за свою жизнь, поведение типа А, предпочитаемые человеком стратегии преодоления кризисных ситуаций. Экстернальный «локус-контроля» коррелирует с эмоциональным истощением и деперсонализацией, а использование пассивной стратегии избегания – с развитием эмоционального истощения и редукцией личностных достижений. Причем чем больше выгорание, тем чаще используются пассивные, асоциальные и агрессивные модели преодолевающего поведения [8].
Стратегия преодолевающего поведения человека в ситуации стресса – один из важнейших факторов, определяющий вероятность развития у индивида психосоматических заболеваний. Стратегии подавления эмоций часто повышают риск состояний предболезни или болезни. Однако умение управлять эмоциональными проявлениями, а иногда и подавлять их – необходимый «навык» для лиц коммуникативных (социальных) профессий.
На развитие выгорания влияет и то, как работник справляется со стрессом. Исследования показывают, что наиболее уязвимы те, кто реагирует на него агрессивно, несдержанно, хотят противостоять ему любой ценой, не отказываются от соперничества. Такие люди склонны недооценивать сложность стоящих перед ними задач и время, необходимое для их решения. стрессогенный фактор вызывает у них чувство подавленности, уныния, из-за того, что не удается достичь намеченного (так называемое поведение типа «А»).
Наиболее обобщенную характеристику особенностям личности типа «А» привели Р. Розенман и М. Фридман, в которую помимо личностных особенностей (чрезмерная вовлеченность в многочисленные виды деятельности, соперничество, стремление к успеху, признанию и руководству, агрессивность, часто скрытая, нетерпеливость), они отметили у таких лиц, быстрый, усиленный слышный вдох воздуха, эксплозивные интонации голоса, подчеркивание определенных слов в предложениях, напряжение мускулатуры лица и тела, частое сжимание кулаков во время разговора, постоянную тенденцию к ускорению хода обычной беседы путем обрыва высказываний собеседника или его подбадривания говорить быстрее фразами: «понял, понял», «да, да» до того, как он закончил свою мысль.
Описывая поведение лиц типа «А» во время структурированного интервью, М.Фридман пишет: «Бросается в глаза не столько сущность ответов на вопросы, сколько сама манера их поведения. Обращает внимание характерная мимика, голосовая интонация, движение рук и ног. Лицо напряжено и враждебно, глаза бегают, часто мигают, колени постоянно в движении, пальцы рук постукивают. Речь сопровождается заглатыванием воздуха, облизыванием губ, киванием головой. При разговоре они спешат и перебивают речь собеседника. Ответы чаще крайние, категоричные: «всегда», «никогда». Жесты направлены для принуждения собеседника к доминированию в разговоре. В споре они или не дают сказать слова собеседнику, или пропускают его слова мимо ушей, т.е. не хотят вникнуть в суть мысли оппонента, и снова повторяют свои тезисы. Думают не о том, что говорит партнер, а о том, что ему ответить. Жестикулируя, часто сжимают кулаки, используют неподходящие ругательства, крикливо и громко смеются» [11].
В дальнейших исследованиях американские кардиологи Р. Розенман с соавторами показали, что в однородной по социальному и возрастному составу группе мужчины типа «А» отличаются амбициозностью и честолюбием, способностью энергично добиваться продвижения по службе, постоянной занятостью на работе и дома, нетерпеливостью, ощущением нехватки времени, агрессивностью, неумением и нежеланием отдыхать. Таким образом, особенности поведения людей типа «А» хорошо согласуются с физиологической характеристикой лиц, находящихся в ситуации постоянного эмоционального напряжения.
В последующем многими исследователями уточнялись поведенческие и психологические характеристики типа «А», определяющими чертами которого оказались не столько чрезмерная поглощенность делами, сколько наличие сильного мотива соперничества, нетерпеливость и враждебность. Были выделены такие важные компоненты поведения типа «А», как скорость и нетерпение, вовлеченность в работу, сильная мотивация в достижении поставленной цели, соревновательность и враждебность. Причем люди типа «А», враждебно настроенные в отношении окружающих, как правило успешно скрывают такое отношение. Их агрессивность выражается через соревновательность, особенно на работе. Если им кажется, что подчиненные или коллеги работают слишком медленно, они не скрывают ни своего нетерпения, ни гнева [26].
Люди типа «А» постоянно находятся в напряжении, стресс – это их обычное состояние. Даже тогда, когда они работают в относительно спокойной обстановке, собственный стресс остается определяющей особенностью их индивидуальности. Результаты проводимых исследований позволили говорить о существовании прямой зависимости личностных качеств индивидуумов, принадлежащих к типу «А» и коронарной болезнью, при этом подчеркивается присутствие таких качеств, как враждебность и нетерпение, что может свидетельствовать о существовании связи между болезнями сердца и личностными качествами, и, в свою очередь, способствовать профессиональному выгоранию.
Среди факторов профессионального выгорания важное место отводится и эмпатии. По мнению К. Роджерса, она представляет собой необходимое качество, или способность, для установления «помогающих» отношений при общении с клиентом (пациентом) [11].
Эмпатия как способность индивида проникать в состоянии другого человека с помощью воображения и интуиции способствует сбалансированности межличностных отношений.
Изучение взаимосвязи эмпатии и выгорания у специалистов различных социальных профессий, проведенное многими исследователями, свидетельствует, что способность чувствования и сопереживания выступает в качестве некоторого буфера, препятствующего выгоранию. В частности, Н.Водопьянова приводит данные исследования врачей-хирургов и медицинских сестер хирургического отделения, показавших отрицательные корреляции между уровнем эмпатийных способностей и показателями выгорания. Наиболее сильная связь была обнаружена между эмпатией и редукцией персональных достижений: чем выше первый показатель, тем меньше склонность занижать значимость результатов своей деятельности, больше уверенность в самоэффективности [8].
Обнаруженный факт меньшей предрасположенности к выгоранию лиц с высокой эмпатичностью объясняется, очевидно, тем, что тонкое понимание переживаний других людей противоречит дегуманизации межличностных отношений, а эмоциональное сопереживание – это определенная эмоциональная «подпитка» или некоторой дополнительный ресурс для «горения без затухания».
Имеющиеся эмпирические данные также свидетельствуют о связи выгорания с акцентуациями характера. Более предрасположены к редуцированию личных достижений личности педантичного и застревающего типов. Деперсонализация и эмоциональное истощение чаще наблюдаются у лиц возбудимого типа. Гипертимный тип в меньшей степени склонен к выгоранию, чем другие. Возможно, это связано с тем, что его представители отличаются веселым, жизнерадостным настроением, высоким уровнем побуждений. Такие люди характеризуются ярко выраженной потребностью в разнообразии впечатлений и активности, склонны к различным изменениям.
Характерный способ реагирования гипертимных людей на стресс – вытеснение источников тревоги, игнорирование препятствий. У подобного человека, как правило, большое количество планов, широкий круг интересов, он легко и быстро приспосабливается к новым условиям, легко вступает в контакты, способен не замечать затруднений и «опускать руки» при неудачах. Но недостаточно выражены способности к достижению целей, систематическому и планомерному поведению.
Полученные результаты могут свидетельствовать о различных типах выгорания, обусловленных акцентуациями характера. В связи с этим мероприятия по «антивыгоранию» должны носить индивидуально-дифференцированный характер.
Немаловажное внимание уделяется взаимосвязи выгорания и мотивации. Так, исследователями отмечается свойственное «выгоревшим» снижение трудовой мотивации, которое проявляется в стремлении свести работу к минимуму, проявления апатии и хронического негативизма по отношению к функциональным обязанностям, хотя при этом подчеркивается отличие выгорания от неудовлетворительности профессией.
Проблема выгорания тесно связана с вопросами мотивации профессионального выбора и карьерных ориентаций. За выбором «социальных» и «помогающих» специальностей, по мнению А.Адлера, стоит стремление к реализации мотива власти. Вместе с внешней положительной мотивацией деятельности он вполне служит объяснением так называемого «парадокса выгорания» [8]. «Трудоголизм» и активная увлеченность своей профессиональной деятельностью могут быть обусловлены стремлением к творчеству и ценностью для человека самой профессии. Но с равной степенью вероятности трудоголик бывает движим стремлением к социальному престижу, получению за счет профессии материальных выгод и мотивом власти. Невозможность удовлетворить такие потребности будет способствовать развитию симптомов выгорания.
Необходимо также отметить, что трудоголики, для которых работа не тягостная обязанность, постепенно подтачивающая их физическое и психическое здоровье, а источник положительных эмоций и основной смысл и стимул их существования, реже подвергаются истощению физических и моральных сил и менее подвержены негативному влиянию стрессов.
С синдромом профессионального выгорания тесно связана личностная выносливость – качество, которое может влиять на предрасположенность человека к стрессам. Зарубежными психологами она определяется как способность личности быть высокоактивной каждый день, осуществлять контроль за жизненными ситуациями и гибко реагировать на различного рода изменения. Люди с высокой степенью данной характеристики имеют низкие значения эмоционального истощения и деперсонализации и высокие значения по шкале профессиональных достижений.
Другим популярным направлением исследований является выявление связи между выгоранием и индивидуальными стратегиями сопротивления выгоранию. Исследования показывают, что высокий уровень выгорания тесно связан с пассивными тактиками сопротивления стрессу; и наоборот, люди, активно противодействующие стрессу, имеют низкий уровень выгорания.
Обнаружена тесная взаимосвязь между психическим выгоранием и локусом контроля, который традиционно подразделяется на внешний и внутренний. Люди с внешним и внутренним локусом контроля по-разному реагируют на стресс. Так, люди с преобладанием внешнего локуса контроля склонны приписывать все происшедшее с ними или свои успехи случайным обстоятельствам или деятельности других людей, в то время как индивиды с внутренним локусом контроля считают свои достижения и все происходящее с ними собственной заслугой, результатом своей активности, способностей или готовности к риску. Зачастую в проводимых исследованиях отмечается положительная корреляционная связь между внешним локусом контроля и составляющими выгорания, особенно с эмоциональным истощением и деперсонализацией [16].
Среди личностных качеств внимание уделяется также самоэффективности, которой обозначается уверенность человека в том, что он решает стоящую перед ним задачу, т.е. то, насколько адекватным, эффективным и компетентным человек ощущает себя перед лицом тех требований, которые предъявляет ему жизнь [26]. Людей, уверенных в своей эффективности, стрессы волнуют меньше, чем тех, кто не уверен в себе.
Отмечается взаимосвязь между выгоранием и такими особенностями личности, как тревожность, эмоциональная чувствительность и некоторые другие особенности личности. В частности, показано наличие положительной связи между выгоранием и агрессивностью, тревожностью и отрицательной – с чувством групповой сплоченности.
Таким образом, проводимые исследования позволяют говорить о корреляционной зависимости между личностными факторами и выгоранием, что свидетельствует о их немаловажной роли в формировании синдрома.
1.3. Специфика деятельности медицинских сестёр
Анализ проблемы профессионального выгорания медицинских сестер показывает, что недостаточное её исследование и выявление риска подверженности выгоранию данной категории работников сказывается на решении практических вопросов в области охраны жизни и здоровья населения страны. Ведь известно, что эффективность функционирования системы здравоохранения связана с эффективностью деятельности ее сотрудников, их душевным здоровьем.
Характеризуя профессиональную деятельность медицинских работников можно отметить, что такая деятельность является сложной деятельностью, отличающейся целям рядом специфических особенностей и предъявляющей к личности медицинского работника комплекс разнообразных требований.
Сотрудники медицинских учреждений, как и представители иных профессий типа «человек-человек», в процессе осуществления профессиональной деятельности могут подвергаться риску профессионального выгорания, т.к. работа с людьми требует больших эмоциональных затрат, особенно при взаимодействии с людьми, подверженными риску их жизни и здоровью.
Коммуникативная сторона деятельности медицинских работников имеет немаловажное значение, т.к. в ходе ее сотрудник учреждения здравоохранения должен оказать помощь пациенту, и часто такая помощь выступает не столько медицинской, сколько психологической. Медицинский работник обязан поддержать человека, оказавшегося в трудной ситуации, проявить заботу, внимание, эмпатию.
В обязанности медицинских работников входит оказание медицинской помощи гражданам, а нередко такая помощь должна быть неотложной, оказываемой в ситуации сильнейшего стресса, переживаемого пациентом, оказавшимся в тяжелом состоянии. По ходу своей деятельности медицинские работники ведут учет состояния здоровья пациента, назначают ему необходимые медицинские средства, тем самым берут на себя ответственность за его дальнейшее состояние. На медицинского работника возлагается большая ответственность за жизнь и здоровье населения на вверенном ему участке, что, несомненно, вызывает у данной категории сотрудников повседневную подверженность стрессовым ситуациям и способно отразиться на его душевном здоровье.
Медицинские сестры, являясь медицинскими работниками, по роду своей деятельности обязаны четко знать и применять полученные ими теоретические знания на практике, проводить санитарно-просветительную работу на участке, включающую пропаганду медицинских знаний, гигиеническое воспитание и обучение населения здоровому образу жизни, организовывать проведение амбулаторного приема врача (подготовку рабочего места, приборов, инструментария, подготовку индивидуальных карт амбулаторного больного, бланков, рецептов, проведение предварительного сбора анамнеза, предварительный осмотр больного), выполнять профилактические, лечебные, диагностические мероприятия, назначаемые врачом в поликлинике и в стационаре, ассистировать врачу при проведении амбулаторных операций и сложных манипуляций и т.д.
Медицинская сестра повседневно должна быть готова к оказанию неотложной помощи, тем самым она переживает стрессовые ситуации, связанные с выполнением ею профессиональной деятельности, что позволяет говорить о подверженности медсестер риску профессионального выгорания. Если рассматривать факторы риска социально-профессиональной природы медицинских сестер, то следует выделить длительное эмоциональное напряжение специалистов, связанное с ответственностью за жизнь и здоровье людей, их повседневную подверженность стрессу, столкновение с чужой болью, а в итоге, хроническую усталость, перенапряжения.
Постоянное столкновение с чужой болью, страданиями, проблемами, связанными с вопросами жизни и здоровья неизбежно ведут к огрублению, эмоциональной невосприимчивости, и как следствие, к профессиональному выгоранию медицинских сестер.
Глава 2. Эмпирическое исследование личностных факторов профессионального выгорания медицинских сестёр.
2.1. Организация проведения исследования.
Настоящее исследование направленно на выявление личностных факторов профессионального выгорания медицинских сестёр, что позволяет выявить личностные особенности медицинских сестёр, способствующие их профессиональному выгоранию. Для проведения исследования были отобраны медицинские сестры больницы Министерства Здравоохранения Омской Области.
Для выявления личностных факторов профессионального выгорания в работе были использованы две методики:
методика «Диагностика профессионального выгорания» В.В. Бойко
методика многофакторного личностного опросника Кеттелл.
2.2 Описание выборки.
Для выявления личностных факторов профессионального выгорания медицинских сестер были отобраны испытуемые — медицинские сёстры больницы Министерства Здравоохранения Омской Области в количестве 15 человек. Все испытуемые женского пола, имеют среднее медицинское образование.
Выборка включает в себя медицинских сёстёр в возрасте от 30-40 лет имеющих стаж работы в медицинских учреждениях от 10-20 лет.
2.3. Описание методов и методики.
В работе был использован метод тестирования испытуемых.
Для выявления личностных факторов профессионального выгорания медицинских сёстёр были использованы две методики.
Методика «Диагностика профессионального выгорания» В.В. Бойко направлена на выявление профессионального выгорания медицинских сестёр. Методика включает в себя 84 утверждения, по каждому из которых испытуемому предлагается высказать своё мнение. В случае согласия с утверждением необходимо ответить «да», несогласием «нет». Результаты позволяют выявить фазы и симптомы выгорания по которым делается вывод по подверженности медицинских сёстёр риску профессионального выгорания.
Методика многофакторного личностного опросника Кеттелл направлена на выявление особенностей медицинских сестёр. Среди предложенных автором 16-ти факторов были отобраны те факторы, что позволяют дать оценку эмоционального состояния испытуемых.
2.4. Анализ полученных результатов.
В ходе проведения исследования были получены следующие результаты:
Первая методика диагностики эмоционального выгорания медицинских сестёр дала следующие результаты: медицинские сёстры со стажем работы от 10-20 лет подвержены риску профессионального выгорания см. таблице
№ 1.
Таблица № 1
Исследование профессионального выгорания у медицинских сестёр
Напряжение |
Резистенция |
Истощение |
|||||||||||||
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
Итого |
1 |
2 |
3 |
4 |
Итого |
1 |
2 |
3 |
4 |
Итого |
1 |
12 |
3 |
11 |
5 |
31 |
23 |
10 |
10 |
10 |
53 |
14 |
5 |
10 |
8 |
37 |
2 |
9 |
3 |
11 |
8 |
31 |
26 |
22 |
25 |
13 |
86 |
0 |
16 |
5 |
8 |
29 |
3 |
15 |
8 |
3 |
11 |
37 |
12 |
9 |
8 |
18 |
47 |
2 |
13 |
13 |
12 |
40 |
4 |
12 |
11 |
6 |
2 |
31 |
20 |
27 |
20 |
20 |
87 |
13 |
17 |
20 |
20 |
70 |
5 |
10 |
15 |
6 |
13 |
44 |
22 |
23 |
20 |
13 |
78 |
25 |
25 |
13 |
10 |
73 |
6 |
10 |
0 |
16 |
5 |
31 |
25 |
17 |
3 |
25 |
70 |
15 |
11 |
13 |
2 |
41 |
7 |
17 |
21 |
11 |
8 |
57 |
28 |
15 |
28 |
21 |
92 |
12 |
20 |
20 |
25 |
77 |
8 |
9 |
8 |
10 |
8 |
35 |
19 |
5 |
5 |
21 |
50 |
12 |
15 |
13 |
15 |
55 |
9 |
11 |
25 |
11 |
9 |
56 |
27 |
14 |
28 |
22 |
91 |
13 |
21 |
12 |
27 |
73 |
10 |
12 |
7 |
11 |
6 |
36 |
18 |
6 |
7 |
19 |
50 |
11 |
19 |
9 |
29 |
68 |
11 |
15 |
18 |
8 |
8 |
49 |
28 |
18 |
26 |
17 |
89 |
13 |
19 |
19 |
27 |
78 |
12 |
12 |
3 |
11 |
5 |
31 |
23 |
10 |
10 |
10 |
53 |
14 |
5 |
10 |
8 |
37 |
13 |
4 |
12 |
11 |
6 |
33 |
31 |
20 |
27 |
20 |
98 |
12 |
13 |
17 |
20 |
62 |
14 |
8 |
9 |
8 |
10 |
35 |
19 |
5 |
5 |
6 |
35 |
12 |
15 |
15 |
13 |
55 |
15 |
8 |
3 |
11 |
8 |
30 |
23 |
19 |
25 |
12 |
79 |
12 |
12 |
23 |
15 |
62 |
Примечание:
Фаза напряжение:
1-переживание психотравмирующих обстоятельств;
2-удовлетворённость собой;
3-загнанность в клетку;
4–тревога и депрессия.
Фаза резистенция
1-неадекватное избирательное эмоциональное реагирование;
2-эмоционально нравственная дезориентация;
3-расширение сферы экономии эмоций;
4-редукция профессиональных обязанностей.
Фаза истощения
1-эмоциональный дефицит;
2-эмоциональная отстранённость;
3-личностная отстранённость (деперсонализация);
4-психосоматические психовегетативные нарушения.
Таблица № 2
Напряжение |
Резистенция |
Истощение |
||||||
Не сформир.фаза |
в стадии формировании |
сформировалось фаза |
не сформирфаза.. |
в стадии формир.ования |
сформировалось фаза |
не сформир.фаза |
в стадии формирования |
сформировалось фаза |
73% |
27% |
0 |
6,7% |
33,3% |
60% |
13,33% |
33,34% |
53,33% |
11 чел. |
4 чел. |
0 чел. |
1 чел. |
5 чел. |
9 чел. |
2 чел. |
5 чел. |
8 чел. |
Фаза резистенции
1-неадекватное избирательное эмоциональное реагирование;
14 человек -93,3% сложившийся симптом
1 человек -6,6% складывающийся симптом
2-эмоционально нравственная дезориентация;
8 человек -53,3% человек сложившийся симптом
4 человека -26,6% складывающийся симптом
3 человека– 20% не сложившийся симптом
3-расширение сферы экономии эмоций;
9 человек –60% сложившийся симптом
2 человека -13,3% складывающийся симптом
4 человека -26,6% не сложившийся симптом
4-редукция профессиональных обязанностей.
9 человек -60% сложившийся симптом
5 человек -33,3% складывающийся симптом
1 человек -6,6% не сложившийся симптом
Фаза истощения
1-эмоциональный дефицит;
1 человек -6,7% сложившийся симптом
12 человек -80% складывающийся симптом
2 человека -13,3% не сложившийся симптом
2-эмоциональная отстранённость;
7 человек -46,7% сложившийся симптом
6 человек -40% складывающийся симптом
2 человека -13,3% не сложившийся симптом
3-личностная отстранённость (деперсонализация);
5 человек -33,4% сложившийся симптом
9 человек -60% складывающийся симптом
1 человек -6,6% не сложившийся симптом
4-психосоматические психовегетативные нарушения.
6 человек -40% сложившийся симптом
5 человек -33,3% складывающийся симптом
4 человека -26,6% не сложившийся симптом
Результаты приведенные в таблицах № 1 № 2 говорят о том, что у испытуемых в сформировалась фаза резистенции (у 60%) В фазе резистенции отдельно можно рассмотреть фазу расширение сферы экономии эмоций которая сложилась у 60% и у 13% в стадии формирования. Эмоционально нравственная дезориентация сложилась у 53,3%, в стадии формирования 26,6%. Фаза истощения сформировалась (у 53%) в этой фазе можно проследить эмоциональную отстранённость в 46,7% сложилась и 40% в стадии формирования, личностная отстранённость 33,4% сложилась и 60% в стадии формирования, психосоматические и психовегетативные нарушения у 40% сложившаяся стадия и 33,3% в стадии формирования.
Что свидетельствует о нередких случаях развития у медицинских сёстёр в ходе их профессиональной деятельности негативного, бездушного, циничного отношения к пациентам. Взаимодействие с ними становится обезличенным и формальным, у медицинских сёстёр проявляется эмоциональное напряжение, чувство опустошённости, исчерпанность собственных эмоциональных ресурсов, возникает ощущение «притуплённости» эмоций, в особо тяжёлых проявлениях возможны эмоциональные срывы.
Вторая методика многофакторного личностного опросника Кеттелл позволила получить следующие результаты (см. в приложении)
15 факторов выявляющих эмоциональное состояние
Фактор «А» оценка шизотемии и аффектотимии
7 человек -46,7% -свойственна яркость эмоциональных проявлений
5 человек -33,3-%- эмоционально сдержанны
3 человека -20%- эмоционально восприимчивы (норма по 1 фактору)
Фактор «С» оценка уровня эмоциональной устойчивости:
10 человек -67% эмоционально устойчивы (норма по 2 фактору)
3 человека -20% эмоционально зрелые
2 человека -13% эмоционально неустойчивы;
Фактор «Е» оценка уровня покорности
10 человек- 66,7% скромность, мягкость
3 человек- 20% легко уступчивы, застенчивы
2 человек -13,3% независимы, настойчивы
Фактор «F» оценка уровня озабоченности:
9 человек 54,3%- жизнерадостность и активность сочетаются с предусмотрительностью и рассудительностью (норма по 4 фактору)
4 человек 32,6- жизнерадостность, активность, контактность
2 человек 13,4%- пессимистичность, осторожность,
Фактор «G» оценка уровня эгоистичности:
8 человек- 53,4%- постоянный самоконтроль
7 человек- 46,6% Обязательный, добросовестный, моральный контроль
поведения (норма по 5 фактору)
Фактор «H» оценка уровня решительности
9 человек 60%- устойчив к стрессу, активен, общителен (норма по 6 фактору)
6 человек 40%- склонен к риску, авантюрист
Фактор «I» оценка уровня сентиментальности
11 человек -73,3% неуверен в себе, преобладает чувство неполноценности
4 человека -26,6% эмоциональная зрелость сочетается с мужественностью (норма по 7 фактору)
Фактор «L» оценка уровня доверчивости
8 человек -53,3% дружелюбный с окружающими, имеет своё мнение (норма по 8 фактору)
5 человек -33,3% уступчивый, откровенный, хорошо работает в группе
2 человека -13,4% к окружающим относится с предубеждением, поступки могут быть не приняты окружающими.
Фактор «M» оценка уровня практичности
9 человек -60% подчиняется социальным требованиям, объективен, реалист (норма по 9 фактору)
4 человека -26,6% эксцентричен, обладает богатым воображением, фантазёр
2 человека -13,4% в теряется в сложных ситуациях
Фактор «N» оценка уровня проницательности
9 человек -60% опытный, проницательный (норма по 10 фактору)
4 человека -26,6% наивен, открыт, прямолинеен, бесхитростный
2 человека 13,4% во взаимоотношениях расчётлив, отстранен
Фактор «O» оценка уровня уверенности
14 человек -93,3% озабочен, подавлен, самооценка снижена, тяготится дурным предчувствием
1 человек -6,7% тревожный, неуверен в себе, обеспокоенный
Фактор «Q1» оценка уровня консерватизма
8 человек -53,3% уважает общественные принципы, свободомыслие сочетается с исполнительностью (норма по 12 фактору)
4 человека- 26,7% скептик, может легко менять точку зрения
3 человека -20% консерватор, терпелив к неудобствам
Фактор «Q2» оценка уровня зависимости
11 человек -73,3 самостоятелен, находчив сочетается с подчинённостью групповым требованиям (норма по 13 фактору)
3 человека- 20% -несамостоятелен, безынициативен, зависит от группы.
1 человек -6,7 независим, самостоятелен, не нуждается в поддержке и согласии группы.
Фактор «Q3» оценка уровня самомнения
9 человек — 60% волевой, настойчивый, развитый самоконтроль (норма по 14 фактору)
4 человека – 26,7% хороший руководитель, лидер в решении групповых задач.
2 человека – 13,3% слабый самоконтроль над эмоциями и поведением.
Фактор «Q4» оценка уровня эрго-напряженности
8 человек – 53,35 умеренная напряженность (норма по 15 фактору)
6 человек – 40% беспокоен, эмоционально неуступчив, настроение снижено.
1 человек – 6,7 безынициативен, мотивация снижена.
В целом медицинским сестрам свойственна яркость эмоциональных проявлений (46,7%), они естественны, хорошо уживаются в коллективе, эмоционально устойчивы(67%), реалистичны. Люди данной профессии характеризуются ответственностью, обязательностью, точностью и аккуратностью в делах, отличаются добросовестностью и дисциплинированностью. Кроме того, медицинским сестрам свойственна повышенная чувствительность, мягкость, уступчивость. В данном исследовании так же выявлена озабоченность, подавленность, снижение самооценки (93,3%) тревожность(6,7%), медицинские сёстры легко ранимы, напряжены. Таким образом, сравнивая проведённые методики можно судить о выявление личностных факторов профессионального выгорания у медицинских сестер результаты их эмоционального выгорания и наиболее ярко выраженных личностных факторов. Это позволяет говорить о том, что среди личностных факторов профессионального выгорания присутствует постоянный самоконтроль медицинских сестер эмоциональная и личностная отстранённость, яркость эмоциональных проявлений, неуверенность в себе, чувства тревожности обеспокоенности связанных с выполнением профессиональных обязанностей.
Выводы:
1).
Медицинские сестры подвержены риску профессионального выгорания. В ходе исследования выявлено формирование фаз резистенции и истощения.
2).
Наиболее выраженными личностными факторами у медицинских сестер является повышенная чувствительность, мягкость, яркость эмоциональных проявлений, тревожность, озабоченность ранимость, а так же эмоциональная и личностная отстраненность сложившаяся в результате их профессиональной деятельности.
3).
Выявлены личностные особенности у медицинских сестер, которые способствуют риску профессионального выгорания.
Заключение
Синдром эмоционального выгорания рассматривается в основном как следствие производственных стрессов, как процесс дезадоптации к рабочему месту или профессиональным обязанностям, и основным предрасполагающим фактором выгорания является продолжительность и чрезмерная нагрузка в напряжённых ситуациях и межличностных взаимоотношениях.
В результате снижается профессиональная мотивация, работа постепенно превращается в бессодержательное занятие, появляется апатия и негативизм к своим обязанностям, которые сводятся к минимуму.
Постоянное столкновение с чужой болью, страданиями, проблемами, связанными с вопросами жизни и здоровья неизбежно ведут к огрублению, эмоциональной невосприимчивости, и как следствие, к профессиональному выгоранию медицинских сестер.
Настоящее исследование было направленно на выявление личностных факторов профессионального выгорания медицинских сестер.
В ходе исследования подтвердилась выдвинутая гипотеза, о том, что большинство медицинских сестер подвержено риску профессионального выгорания, связанное с их подверженностью стрессовым ситуациям в профессиональной деятельности и их личностным особенностям.
Список использованных источников:
1. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. № 1. С. 24 – 31.
2. Батаршев А.В. Многофакторный личностный опросник Р.Кэттелла. – М.: Творческий Центр Сфера, 2002.
3. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. – М.: ПЕР СЭ, 2006. С. 4 – 120.
4. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса // Психологический журнал. 2006. № 1. С. 122 – 131.
5. Бодров В.А. Информационный стресс. – М., 2000.
6. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. – СПб, 1999.
7. Брайт Дж., Джонс Ф. Стресс: теории, исследования, мифы. – СПб., 2003. С. 5 – 47.
8. Васильев В.Л. Юридическая психология. – СПб., 2000. С. 195 – 264.
9. Водопьянова Н., Старченкова Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – М., 2005.
10. Гринберг Дж. Управление стрессом. – СПб.: Питер, 2004. С. 10 – 76.
11. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М.: «Наука», 1983. С. 4–232.
12. Леонова А.Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции // Психологический журнал. 2004. № 2. С. 75 – 81.
13. Мельник Ю. Управление стрессами (или 6 типов личностей, реагирующих на стресс) // Управление персоналом. 2000. № 3. С. 20 – 23.
14. Менделевич В.Д., Соловьева С.Л. Неврозология и психосоматическая медицина. Монография. – М., 2002.
15. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. 2001. № 1. С. 54 – 63.
16. Психология здоровья под ред. Г.С.Никифорова. – М.: Питер, 2003. С. 485 – 499.
17. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. 2002. № 3. С. 85 – 95.
18. Самоукина Н. Карьера без стресса. – СПб.: Питер, 2003. С. 14 – 103.
19. Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: «Прогресс», 1982. С. 5 – 120.
20. Совкова И.Ю. Деструктивное поведение личности в кризисных ситуациях служебной деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2003. № 1. С. 73 – 81.
21. Социальная психология. Практикум под ред. Т.В.Фоломеевой. – М., 2006.
22. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального выгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994. № 6. С. 42 – 49.
23. Фромм Э. Революция надежды. – СПб., 1999. С. 72 – 90.
23. Хрестоматия по гуманистической терапии / Сост. М.Папуш. – М., 1995.
24. Шульц Д., Шульц С. Психология и работа. – М., 2003.
25. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. – М., 2006.
№ испытуемого |
Фактор «А» |
Фактор «С» |
Фактор «Е» |
Фактор «F» |
Фактор «G » |
Фактор «H» |
Фактор «I» |
Фактор «L» |
Фактор «M» |
Фактор «N» |
Фактор «O» |
Фактор «Q1» |
Фактор «Q2» |
Фактор «Q3» |
Фактор «Q4» |
1 |
13 |
5 |
8 |
5 |
8 |
9 |
9 |
3 |
6 |
7 |
9 |
4 |
4 |
8 |
8 |
2 |
8 |
3 |
5 |
5 |
6 |
8 |
9 |
6 |
10 |
5 |
10 |
6 |
7 |
2 |
11 |
3 |
4 |
5 |
0 |
3 |
10 |
6 |
8 |
2 |
6 |
7 |
9 |
7 |
7 |
6 |
6 |
4 |
10 |
7 |
6 |
7 |
10 |
10 |
4 |
8 |
4 |
2 |
11 |
5 |
4 |
11 |
2 |
5 |
3 |
6 |
8 |
7 |
8 |
6 |
6 |
7 |
6 |
7 |
9 |
6 |
7 |
4 |
6 |
6 |
8 |
9 |
5 |
5 |
10 |
9 |
8 |
5 |
5 |
7 |
8 |
11 |
5 |
7 |
5 |
7 |
10 |
11 |
6 |
6 |
8 |
7 |
11 |
6 |
7 |
4 |
10 |
5 |
7 |
6 |
6 |
8 |
11 |
7 |
5 |
4 |
10 |
6 |
10 |
4 |
5 |
4 |
8 |
6 |
5 |
11 |
8 |
9 |
4 |
6 |
7 |
5 |
7 |
6 |
7 |
6 |
7 |
5 |
9 |
4 |
7 |
8 |
9 |
10 |
9 |
6 |
5 |
3 |
11 |
9 |
8 |
6 |
4 |
3 |
8 |
5 |
6 |
9 |
10 |
11 |
11 |
6 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
7 |
9 |
8 |
9 |
10 |
5 |
8 |
11 |
12 |
8 |
10 |
6 |
8 |
9 |
5 |
7 |
9 |
11 |
7 |
10 |
8 |
6 |
6 |
4 |
13 |
12 |
5 |
6 |
5 |
7 |
9 |
8 |
3 |
6 |
7 |
8 |
4 |
4 |
8 |
7 |
14 |
7 |
4 |
2 |
3 |
11 |
6 |
11 |
2 |
6 |
7 |
6 |
9 |
9 |
8 |
6 |
15 |
4 |
5 |
6 |
9 |
12 |
5 |
8 |
6 |
9 |
8 |
9 |
5 |
6 |
10 |
5 |
Приложение к методике многофакторного личностного опросника Кеттелл