Содержание
Введение
3
I. Личность лидера 4
1. Понятия лидерства и руководства 4
2. Особенности личности лидера 4
II. Качества лидера 7
1. Теории лидерства 7
2. Потенциал лидерства 8
2.1. Характеристики лидерства 9
2.2. Лидерские приемы поведения 10
3. Классификация лидеров 11
3.1. Типы лидеров 11
3.2. Стили лидерства 14
Заключение 17
Литература 18
Введение
Актуальность исследования:
Управление различными социальными группами представляет важнейшую теоретическую и практическую проблему, которая не может быть решена без опоры на психологическую науку. В процессе изменяющейся жизни проявляется возрастающее значение «человеческого фактора» – совокупности психологических особенностей взаимодействия человека с другими людьми и с машинами в процессе труда, выбора и успешного освоения профессии. В данных условиях лидер играет особую роль в организации деятельности той или иной социальной группы. При этом он имеет особые психологические качества, которые человека делают лидером, а не ведомым.
В данном исследовании мы рассмотрим, какими особыми психологическими качествами обладает лидер.
Гипотеза: лидерство обусловлено особыми личностными психологическими качествами.
Цель исследования: исследовать особенности лидерства как психологического феномена.
Задачи исследования:
.Раскрыть и сравнить понятия лидерства и руководства;
Рассмотреть психологические особенности лидерства;
Ознакомиться с теориями и стилями лидерства;
Объект исследования: лидерство.
Предмет исследования: психологические особенности лидера.
Методы исследования:
Анализ психолого-педагогической и психологической литературы.
I. Личность лидера
Понятия лидерства и руководства
Лидер – член группы, за которым все остальные члены группы признают право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, – решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы.
Можно сказать, что лидер – это самая авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.
Лидер и руководитель не обязательно соединяются в одном человеке. В отличие от руководителя, которого иногда избирают, а чаще назначают и который, неся ответственность за положение дел в коллективе, располагает официальным правом поощрения и наказания, лидер выдвигается стихийно. Он не обладает никакими признаваемыми вне группы властными полномочиями, на него не возложены никакие официальные обязанности.
Психологические аспекты лидерства и руководства в группе
... характеристики личности самого лидера, социально-психологические характеристики группы, характер решаемых задач и особенности ситуации, в которой находится группа. Стили лидерства и руководства ... на многочисленных группах лидеров, включая директоров предприятий, администраторов, начальников отделений и пр. Представители поведенческого подхода к исследованию лидерства считают, что лидером становится ...
Если руководитель группы и ее лидер – не одно и то же лицо, то взаимоотношения между ними могут способствовать эффективности деятельности совместной и гармонизации жизни группы, или же могут приобретать конфликтный характер, что определяется уровнем группового развития.
Особенности личности лидера
Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. Исследования показывают, что знания и способности лидера оцениваются людьми всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов группы.
Таким образом, лидером группы может стать только тот человек, кто способен привести группу к разрешению тех или иных групповых ситуаций, проблем, задач, кто несет в себе наиболее важные для этой группы личностные черты, кто несет в себе и разделяет те ценности, которые присущи группе.
Лидер это как бы зеркало группы, лидер появляется в данной конкретной группе, какова группа – таков и лидер. Человек, который является лидером в одной группе, совсем не обязательно станет вновь лидером в другой группе (группа другая, другие ценности, другие ожидания и требования к лидеру).
Лидер с организаторскими способностями в состоянии быстро и правильно оценивать ситуацию, выделять задачи, нуждающиеся в первоочередной реализации, отличать осуществимое от бесплодного прожектерства, достаточно точно рассчитать сроки решения задач. Мысль о том, что главная отличительная черта способного организатора состоит в умении быстро находить эффективные пути и средства решения задач, подтверждается на каждом шагу. Интересно высказывание на этот счет Наполеона Бонапарта: «Мой гений состоит в том, что одним быстрым взглядом я охватывал все трудности дела, но в то же время и все ресурсы для преодоления этих трудностей; этому обязано мое превосходство над другими».
Талант руководства людьми основывается на целом комплексе социально-психологических качеств и свойств. Большую роль играет доверие и любовь масс к своему лидеру. Доверие к лидеру – это признание его высоких достоинств, заслуг и полномочий, признание необходимости, правильности и результативности его действий. Это внутреннее согласно с носителем авторитета, готовность действовать в соответствии с его установками. Ведь заставить идти за собой при отсутствии средств принуждения можно лишь на основе доверия. И доверие это означает, что люди находятся во внутреннем согласии и единении с лидером.
Структура механизмов воздействия лидеров на массу зависит от свойств последователей. Лидер находится в сильнейшей зависимости от коллектива. Группа, имея образ лидера, – модель, требует от реального лидера, с одной стороны, соответствия ей, а с другой – от лидера требуется способность выражать интересы группы. Только при соблюдении этого условия последователи не просто идут за своим лидером, но и желают идти за ним.
Понятие лидер и лидерство. Его виды и функции
... и поддержание микроклимата группы. Виды лидерства по М. Веберу :1) традиционное лидерство – основано на традициях, обычаях, вере, характерно для традиционных обществ (восточной деспотии, монархии). Лидером становится тот, кто ...
В соответствии со свойствами последователей лидером выстраиваются структуры воздействия на них. Эти структуры призваны обеспечить, во-первых, инициирование активности, координацию действий группы и обеспечение ее внешних связей и престижа. Во-вторых, для этого надо отрегулировать межличностные отношения в группе, обеспечить личностную поддержку членам группы. Решение названных задач осуществляется посредством следующих функций:
а) информационно-аналитической;
б) выработки программ;
в) принятия решения;
г) организации исполнения решений.
От лидера зависит умелый анализ реальной действительности. На основе выводов, полученных в результате проведенного анализа, формируется линия поведения – программа действий – и принимаются решения. После этого начинается мобилизация сил и средств. Лидер добивается поддержки всей группы или ее подавляющей части для организации исполнения принятых решений, что предусматривает:
1) подбор и расстановку исполнителей;
2) доведение до них решений;
3) уточнение и адаптацию решений применительно к месту исполнения;
4) создание внешних и внутренних условий исполнения;
5) координацию деятельности исполнителей;
6) подведение итогов и анализ результатов.
Опытный руководитель, трезво смотрящий на вещи, понимает, что как бы ни был высок уровень его подготовки и опыт, он не может полагаться лишь на себя и привлекает к управленческой деятельности добросовестных и инициативных работников. Часто именно по окружению можно судить о степени талантливости лидера.
II. Качества лидера
1. Теории лидерства
В ходе исследований разработан ряд концепций лидерства. Почему человек становится лидером? Сторонники теории черт лидерства считают предпосылкой признания человека лидером обладание особыми «лидерскими» чертами и способностями. Исследования в русле этой теории концентрировались на выявлении качеств, специфичных для лидеров. Вариант такого подхода – харизматическая концепция лидерства, согласно которой лидерство ниспослано отдельным выдающимся лицам как некая благодать – харизма. Согласно концепции «черт» – лидер обладает определенными свойствами, чертами, благодаря которым он выдвигается в лидеры. Лидеру присущи следующие психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, компетентность как доскональное знание своего дела, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, организаторские способности. Однако анализ реальных групп показал, что порой лидером становится человек, и не обладающий перечисленными качествами, и, с другой стороны, человек может иметь данные качества, но не являться лидером.
Возникла ситуативная теория лидерства, согласно которой лидером становится тот человек, который при возникновении в группе какой-либо ситуации имеет качества, свойства, способности, опыт, необходимые для оптимального разрешения этой ситуации для данной группы. В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидера. Теория лидерства ситуационная, или групподинамический подход утверждает, что лидерство – это прежде всего продукт сложившейся в группе ситуации и что в ситуациях, очень благоприятных или неблагоприятных для группы, лидер, ориентированный на задачу, добивается больших результатов, чем лидер, ориентированный на людей. При умеренно благоприятной ситуации успешнее оказывается лидер, ориентированный на людей.
Теория лидерских ролей (Р. Бейлс) рассматривает роли «профессионала» – лидера, ориентированного на решение деловых проблем, и «социально-эмоционального специалиста», решающего проблемы человеческих отношений.
Неформальные группы и лидеры коллектива.
... общности интересов, увлечений, не связанных (чаще всего) с деятельностью организации. Лидер - человек, обладающий авторитетом у членов группы и в силу этого способный влиять на людей. ...
Сторонники интерактивной теории полагают, что лидером может стать любой человек, занимающий соответствующее место в системе межличностных взаимодействий. Вопрос о том, кто именно возьмет на себя лидерство, должен решаться с учетом индивидуальных особенностей кандидата в лидеры, личностных характеристик других членов группы и ее структуры, сложившейся ситуации и выполняемой задачи.
Теория синтетическая или комплексная, акцентирует взаимосвязи основных составляющих процесса организации межличностных отношений: лидеров, последователей (или ведомых) и ситуаций, в которых осуществляется лидерство.
Сторонники указанных теорий лидерства неправомерно переносят результаты лабораторных экспериментов в область реальных явлений общественной жизни. Отечественная психология исходит из социально-исторической обусловленности явлений лидерства. Как показали исследования отечественных психологов, существенное значение для понимания лидерства и его эффективность имеет уровень группового развития. Считается, что в коллективе – ввиду наличия ценностно-ориентационного единства – снимается якобы неизбежное с точки зрения западных психологов противопоставление лидера, ориентированного на задачу, и лидера, ориентированного на людей.
Потенциал лидерства
К настоящему времени сформировались в основном три самостоятельные теории, объясняющие происхождение и сущность лидерского потенциала. Их можно условно назвать теорией «великого человека», «ситуационной» теорией и теорией «определяющей роли последователей».
Совмещение положительных сторон перечисленных теорий лидерства позволяет сформулировать следующее определение. Лидерский потенциал – это совокупность психологических качеств, соответствующих потребностям группы и наиболее полезных для разрешения проблемной ситуации, в которую эта группа попала.
Абсолютных лидеров – лидеров везде и во всем – не существует, также как и абсолютных «ведомых». Лидер в сфере бизнеса может оказаться ведомым в сфере досуга и «козлом отпущения» в семейной жизни. Более того, в определенной сфере деятельности оценка лидерского потенциала конкретного человека не всегда является однозначной: директор предприятия может быть истинным лидером для своих заместителей и начальников цехов, формальным руководителем с точки зрения работников среднего звена управления, а в восприятии рабочих – выступать источником неразберихи и бюрократического беспредела (т.е. «антилидером»).
2.1. Характеристики лидерства
Лидерство – это главенство в стимулировании, планировании и организации активности группы. Если говорить о группах людей, то за способностью к лидерству стоят такие интегральные характеристики, как «настроенность на опасность», «управленческие способности» и высокая «личная активность».
Под «настроенностью на опасность» понимается высокая эффективность действий в стрессе, а также такие качества, как чувствительность к потенциальной опасности и бесстрашие.
Действия в стрессовых условиях, наиболее соответствующие роли истинного лидера, заключаются в его первенстве в защите группы, в организации групповых действий, в атакующих действиях, в выборе стратегии и тактики поведения группы. Чувствительность к потенциальной опасности состоит в способности лидера предвидеть возможность возникновения стрессовых обстоятельств и варианты их развития. Бесстрашием условно обозначается качество, которое позволяет лидеру дольше всех выдерживать угрозы, направленные на него, и быстрее восстанавливаться после тех или иных поражений.
Теории лидерства.Определения лидерства и лидера
... механизмов объединения групповойдеятельности. Основная задача лидера - вызывать активность, устранять пассивность,вовлекать всех членов группы в управление ею. «Лидерство - это загадочное, ускользающее качество. Существование ... столь большой интерес усоциологов, психологов, философов и других специалистов в области гуманитарногознания. И это не удивительно: поведение лидеров, их решения (особенно в ...
Вторым по степени выраженности интегральным качеством лидера можно считать его управленческие способности. В их структуре ведущими являются функции подавления внутригрупповой агрессивности (конфликтов) и оказание поддержки слабым членам группы, планирование предстоящих действий группы.
На третьем месте находится высокая личная активность лидера, включающая довольно широкий набор частных проявлений – от инициативности и контактности до физической подвижности и склонности образовывать временные союзы с разными членами группы.
Частными проявлениями лидерского потенциала служат высокая скорость ориентировки в окружающем, ясность и масштабность видения позитивного для группы будущего, восприятие группы как части собственного «Я». Масштабность порождаемых потенциальным лидером целей неизбежно побуждает его к поиску «своей» группы.
Каждый человек может развивать и совершенствовать заложенный в нем лидерский потенциал. Способность лидировать существенно повышается по мере взросления и приобретения профессионального мастерства и разнообразного жизненного опыта. Главная сложность здесь состоит в том, чтобы определить сферу деятельности для наилучшего приложения своих сил.
2.2. Лидерские приемы поведения
Частным способом развития лидерского потенциала служит сознательная отработка таких приемов поведения, которые окружающими людьми невольно воспринимаются как лидерские. Сюда относятся хорошо наблюдаемые элементы внешнего облика, позы, мимики, жестикуляции и речи: отсутствие вычурных, нарочито «красивых» элементов оформления внешности, максимально возможный воспринимаемый размер тела (прямая осанка и постановка головы, развернутые плечи, обувь на высокой подошве и т.д.), плавность и некоторая замедленность движений и жестов (за исключением ситуаций, требующих адекватных проявлений активности и агрессивности), асимметричность жестикуляции правой и левой рук, прямой длительно фиксированный взгляд на оппонента, размеренная и лаконичная речь, низкий тембр голоса, умеренность проявления вовне физиологических реакций.
Классификации лидеров
3.1. Типы лидеров
В исследованиях Б.Д. Парыгина выделены типы лидеров в зависимости от характера деятельности:
по содержанию деятельности – лидер-вдохновитель и лидер-исполнитель;
по характеру деятельности – лидер универсальный и лидер ситуативный;
3) по направленности деятельности – лидер эмоциональный и лидер деловой, и пр.
С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют:
1) бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих группах, досуговых объединениях, в семье);
2) социальный тип лидерства (на производстве, в профсоюзном движении, в различных обществах: спортивных, творческих и т. д.);
3) политический тип лидерства (государственные, общественные деятели).
Существует несомненная связь между судьбой лидера бытового, лидера социального и лидера политического. Первый всегда имеет возможность выдвинуться в лидеры другого типа.
В зависимости от направленности руководителя на интересы дела или на заботу о взаимоотношениях с людьми можно построить «управленческую матрицу» (Р. Блейк, Д. Мутон), выделив пять типов руководителей.
Создание условий для принятия управленческих решений в интересах ...
... родителей создание условий для принятия управленческих решений в интересах всего коллектива Д Деятельности человека свойственны ... 2)семьей 3)авторской школой Коллективом Гуманизация управления образовательными системами предполагает: Налаживание коммуникаций между педагогами ... деятельности. 1.стилю; 2.принципам; 3.виду; 4.цели. Г Группа высокого уровня развития, где межличностные отношения ...
9 8 7 6 5 4 3 2 1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Рис. 1. Типы руководителей
Помимо направленности на интересы дела либо на интересы людей встречаются руководители («Карьерист», некоторые виды «Манипулятора») с повышенной направленностью на свои собственные интересы (ради достижения своих целей, карьеры могут быть принесены в жертву интересы дела или людей).
Встречаются также руководители («Бюрократ») с направленностью на официальную субординацию, официальные инструкции и предписания (ради соблюдения инструкции могут ущемляться интересы людей, интересы дела и даже собственные интересы).
В зависимости от особенностей мыслительно-интеллектуальной деятельности выделяют следующие четыре типа лидеров (согласно японскому автору Т. Коно):
1) консервативно-интуитивный тип; 2) консервативно-аналитический тип; 3) новаторско-интуитивный; 4) новаторско-аналитический тип.
3.2. Стили лидерства
Стиль лидерства – типичная для лидера система приемов воздействия на ведомых. В отечественной социальной психологии показано, что стиль лидерства – предпосылка и следствие уровня группового развития. Он зависит и от содержания совместной деятельности, лежащей в основе межличностных отношений в группе, и от уровня развития
группы (Таблица 1).
Таблица 1.
Уровень развития сотрудника, коллектива Форма управленческого поведения
Низкий уровень: «Не хотят работать, не умеют работать» (низкая квалификация, недобросовестные работники) «Авторитарное указывание»
четкие указания что и как делать, инструктаж
постоянный контроль работы
когда необходимо – наказывайте, отмечайте ошибки и хорошую работу, поощряйте хорошие результаты работы.
Средний уровень: «Хотят работать, но еще не умеют работать» (недостаточно опыта, хотя обладают определенными базовыми навыками и старательны, добросовестны) «Популяризация»
указания, инструктаж в популярной форме (наставничество, совет, рекомендации, дается возможность и самостоятельность проявить)
регулярный контроль работы
уважительное, доброжелательное отношение
интенсивное общение (оцениваются индивидуальные характеры, выявляются общие интересы)
когда необходимо – приказывайте
вознаграждайте позитивное поведение, когда необходимо – наказывайте
Хороший уровень: «Хотят и умеют работать» (имеют базовые навыки и квалификацию, достаточные для большинства аспектов работы).
Дальнейшее развитие такой группы сотрудников требует, чтобы они в своей работе брали на себя больше ответственности и чтобы их моральное состояние оставалось хорошим «Участие в управлении»
проводите консультации с сотрудниками по отдельным проблемам, советуйтесь с ними
поощряйте инициативу подчиненных, высказывание ими своих замечаний, предложений
предоставляйте больше ответственности
ограничивайте прямые указания и контроль
создавайте системы самоконтроля сотрудников
ставьте цели, не уточняя способ их достижения
широко общайтесь
вознаграждайте активность, инициативу, хорошую работу
Менедмент теория (Динамика групп и лидерство)
... исследование и решение вопросов теории и практики по управлению группами. Основными задачами ... группы ……………………………14 3 Понятие лидерства…………………………………………………………17 3.1 Традиционные концепции лидерства ………………………………..17 3.2 Концепция ситуационного лидерства ……………………………….21 3.3 Новое в концепциях лидерства ... интересы, создают внутренние группировки. Взаимодействие между членами группы и самими группами ...
Высокий уровень: «Хотят и умеют работать творчески» (экстра специалисты, достигшие высокой квалификации, ответственные, инициативные работники) «Передача полномочий»
ставьте проблему, проясняйте цели и достигайте согласия по отношению к ним
предоставьте необходимые права, полномочия сотруднику для самостоятельного решения проблемы
избегайте вмешательства в дела
самоуправление и самоконтроль у сотрудников
если вас просят, оказывайте поддержку
серьезно реагируйте на просьбы
Разные стили лидерства дают различные результаты и эффективность каждого из них.
1).
Авторитарный (директивный) стиль лидерства
а) характеристики
Управляет один человек, руководитель. Именно он вырабатывает решения, координирует и контролирует деятельность группы.
б)
непосредственные результаты этой модели
Качество решения зависит от информации, которой обладает руководитель, и от его способности правильно ее интерпретировать с целью выбора решения.
Решение должно быть доведено до сведения подчиненных в ясной, краткой форме.
Принятие решения зависит от авторитета руководителя, от его способности убеждения в тех санкций, которыми он располагает (поощрения в наказания).
Принятие решения обусловлено самой ситуацией зависимости.
Однако принятие решения не означает обязательно согласия с ним. В наши дни многие решения оспариваются. Большинство подчиненных не одобряет того, что им диктуют. Не одобряют решений даже те, кто ведет себя наиболее конформистски.
в)
отдаленные последствия
Директивная модель управления порождает отношения в форме звезды между подчиненными, взятыми по отдельности, и их начальником. Она способствует увеличению иерархических ступеней и препятствует сотрудничеству. Вызывает необходимость в контроле и увеличении бюрократического аппарата.
Этот стиль управления усиливает органы фрустрации и способствует тем самым возникновению неформальных групп.
2).
Кооперативная модель
а)
характеристики
Характерной чертой этой модели является активный обмен между начальником и его сотрудниками, составляющими группу. Решения принимаются на общем собрании.
б)
непосредственные результаты этой модели
Этот тип управления увеличивает информацию и облегчает принятие решения. Однако последнее осуществляется более медленно, чем при директивной модели. Очевидно, что этот тип управления вызывает большие трудности и потому предполагает наличие особых качеств у руководителя (чувство личной безопасности, способности понимания, владение техникой проведения собраний) и постепенную подготовку группы. Руководитель и группа должны научиться общаться между собой, что не так просто, как может показаться на первый взгляд.
Поэтому переход от директивного управления к кооперативному окажется полезным при формировании группы, а также при решении вопросов, требующих не неотложных, но глубоких изменений в вей.
в)
отдаленные последствия
Оценка долгосрочных результатов применения этого типа управления – дело непростое. Общество не обладает столь большим опытом применения этой модели, как в случае модели директивной. Не вызывает сомнения, что при таком способе управления моральное состояние группы и степень удовлетворенности ее членов значительно выше.
Роль руководителя организации в управлении конфликтами и стрессами. ...
... материалов по выбранной теме, разработка рекомендаций, обеспечивающих эффективное участие руководителя организации в управлении конфликтами и стрессами, описание методов предотвращения конфликтных ситуаций. Теоретическая ... Разрушительный конфликт, безусловно, вреден, поскольку он не способствует успешному поиску способов решения проблемы и в то же время видоизменяет отношения между людьми - ...
Можно предположить, что отдаленным последствием применения кооперативной модели будет создание структуры группы в виде разветвленной сети. Здесь лучше осуществляется самоконтроль, а составные части более просты (меньше иерархических эшелонов).
Боковые связи более часты и менее конфликтны.
Современное состояние управления требует от руководителя большей эмоциональной зрелости, большей проницательности, основанной на знании поведения индивидов, групп и коллективов.
3).
«Недирективная» модель
Здесь функция управления полностью передается членам группы, которая становится «группой без руководителя» (leaderless).
В действительности лидер существует, но играет «клиническую» роль. Без руководителя группа живет очень динамично, расходуя свои силы на свою организацию.
Эта модель находит свое применение в области формирования навыков межличностных отношений в группах («training group») и для отбора руководителей (тест социальной ситуации).
4).
Достоинства и недостатки
Нет «плохой» и «хорошей» моделей. Каждая из них имеет свои достоинства и недостатки.
Директивная модель проста и оперативна. Это система, предполагающая беспрекословное подчинение. Очень часто она ведет к пассивности или к лицемерию (yes-men).
Здесь нет места личной инициативе, так как подчиненный должен лишь повиноваться.
Напротив, кооперативная модель делает возможным участие всех и свободное выражение индивидуальных мнений. Однако эта система требует довольно много времени, и поэтому она непригодна, когда необходимо быстрое принятие решения. Кроме того, участие всех делает практически невозможным обеспечение секретности.
Таким образом, обе модели равноценны, и предпочтение одной из них будет зависеть главным образом от следующих факторов: степени срочности, конфиденциальности задачи, величины группы, личности руководителя, умственных способностей подчиненных и т. д.
Заключение
Лидерство – отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе.
Классическая теория, представляющая лидера как лицо, наделенное разнообразными и подчас магическими способностями, не выдерживает углубленного рассмотрения. Пример таких знаменитых лидеров, как Цезарь, Наполеон, Гитлер, королева Виктория или же Александр Македонский, показывает неубедительность утверждения, что руководителем может быть только справедливый, уравновешенный, обладающий чувством юмора и т. д. человек.
Таким образом, мы видим, что наряду с теорией, представляющей руководителя как человека, обладающего столь разнообразными и чудесными качествами, данными ему свыше, а не благоприобретенными, возникает другая, делающая основной упор:
1)
на взаимоотношениях, существующих между группой и ее лидером;
2)
на культурных моделях лидера.
Чтобы быть лидером, необходимо обладать соответствующими личными качествами. Но, кроме того, необходимо еще, чтобы человек, который исполняет эту роль, умел приспосабливаться к конкретным обстоятельствам, группе и ситуации.
Мы видим, что лидерство возможно только в том случае, если человек действительно обладает особыми личностными психологическими качествами: уверенностью в себе, отвагой, острым и гибким умом, работоспособностью, сильной волей, умением понять особенности психологии людей, желанием вести за собой, смелостью брать на себя ответственность за других людей и т.д.
Воздействие телегонии на генетический потенциал человека как средство управления
... теме. . Выявить влияние телегонии на генетический потенциал человека . Прояснить, почему воздействие на генотип человека является средством управления Цель работы: . Выявить каким образом влияние телегонии ... телегония и ее влияние на генетический потенциал человека. Объект исследования: ослабление генетического потенциала как средство управления. 1. История развития телегонии как науки Явление ...
Таким образом, подтверждается выдвинутая нами гипотеза: лидерство обусловлено особыми личностными психологическими качествами.
Литература:
1. Берн Э. Лидер и группа: О структуре и динамике организаций и групп: Пер. с англ. – Екатеринбург, 2000. – 320 с.
2. Васильев В.К. Потенциал лидерства // Психология. / под ред. А.А. Крылова. – М., 2001. – С. 286-287.
3. Генов Ф. Психология управления. Основные проблемы: Пер. с болгар. – М.; Прогресс, 1982. – 422 с.
4. Дилтс Р. НЛП: навыки эффективного лидерства: Пер. с англ. Н. Мигаловская. – СПб: Питер, 2002. – 223 с.
5. Китов А.И. Психология хозяйственного управления. – М.: Профиздат, 1984. – 220 с.
6. Немов Р.С. Личность в группе. // Психология. 1 кн., – М., 2002. – С. 572-593
7. Руководство и лидерство: Опыт соц.-психол. исследований: Сборник научных трудов под ред. Б.Д. Парыгина. – Л., 1973. – 376 с.
8. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск, 1997. – 800 с.
9. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д.: Феникс, 1996. – 736 с.
10. Хрестоматия по социальной психологии / Сост. Т.В. Кутасова. – М : Международная педагогическая академия, 1995. – 220 с.
11. Худорошко Л.А., Сидорина Т.В. Вопросы психологии управления. – Новосибирская академия строительства. 1997. – 92 с.
Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск, 1997. – С. 255.
Васильев В.К. Потенциал лидерства // Психология. / под ред. А.А. Крылова. – М., 2001. – С. 286.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д.: Феникс, 1996. – С. 286.
Хрестоматия по социальной психологии / Сост. Т.В. Кутасова. – М., 1995. –
С. 136-137.
2 17
1.9. «Либерал»
Максимум внимания к людям, минимум внимания к работе
9.9. «Организатор» Высокая ориентация на эффективную работу в сочетании с доверием и уважением к людям
5.5. «Манипулятор» Умеренное внимание к работе и к людям (поиск компромиссов)
1.1. «Пессимист» Незначительное внимание к работе и к людям
1.9. «Диктатор» Максимум внимания к работе, незначительное внимание к людям
Значительная
Забота о людях
Незначительная
Забота о людях
Забота о производстве
Значительная
Незначительная