1. Личность и её характерные черты

Личность — одно из самых распространенных понятий. Оно часто употребляется и в научной литературе, и в повседневной жизни. Но тем не менее, далеко не каждый ответит на вопрос: что такое личность? Исходным пунктом в исследовании этой проблемы является разграничение понятий «человек», «индивид», «личность». Эти термины не тождественны. Однако, имея общую с животными подсистему — организм, человек (как биосоциальное существо) обладает и качественно новой подсистемой — личностной. Этим человеческий индивид принципиально отличается от животных «особей». Понятие «личность» фиксирует социальное качество человека. Личность может быть понята и описана только в системе отношений, которые складываются между людьми.

Общественные отношения, интегрированные, усвоенные конкретным индивидом, и составляют сущность его личности. Отсюда можно дать такое определение личности: Личность — система социально значимых черт, присущих данному человеку.

Таким образом, с социологической точки зрения личность есть воплощение социально-типических характеристик, т. е. отражает черты, общие для социальной группы, класса, нации, всего общества. Но это не значит, что личность полностью сводится к этим чертам и является точным «слепком» конкретных общественных отношений. Таким образом, личность есть диалектическое единство социально-типического и индивидуального.

Общее представление о самоактуализирующейся личности, конкретизируется в определенные характерные черты личности. Характерные черты самоактуализирующей личности:

  1. Умеет заниматься делом, но дело должно быть любимое.
  2. Внешнему влиянию не подвержен: советов не ищет, в указаниях не нуждается, предпочитая все решать по-своему, руководствуясь только собственными целями и ценностями.
  3. Легко меняет свой стиль и тактику, способен быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию.
  4. Любит читать, учиться и разносторонне повышать свою квалификацию.
  5. Не любит рутины, и, как творческая личность, между привычным проверенным и новым возможно перспективным как правило выбирает новое.
  6. Ведет себя в целом позитивно, доброжелательно относится к окружению.
  7. Эмоционально открыт и расположен к установлению близких, доверительных, глубоких отношений с другими сотрудниками.
  8. Не боится вести себя естественно и раскованно, демонстрировать окружающим свои эмоции, не просчитывая заранее их последствия.
  9. Спокойно, с самопринятием относится к тому, что когда-то он в том числе и на работе может быть раздражительным, злым и агрессивным.
  10. Для него важны его эмоции, чувства и потребности — он всегда к ним прислушивается, ощущая, что ему подходит, а что нет.
  11. Хорошо видит и высоко ценит свои положительные качества.
  12. Живет сегодняшним днем и моментом, не тяготясь прошлым и не готовя себя к будущему.
  13. Принимает себя без самоедства таким, как есть, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков, а иногда вопреки последним.

2. Развитие личности

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ — процесс формирования Л. как социального качества индивида в результате его социализции и воспитания. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению Л., в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человечества. Формирующиеся в ходе этого процесса способности и функции воспроизводят в Л. исторически сформировавшиеся человеческие качества. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в его деятельности при посредстве взрослых; тем самым процесс воспитания является ведущим в развитии его Л. Опираясь на то, чему ребенок уже научен, взрослые организуют его деятельность по овладению новыми сторонами действительности, новыми формами и особенностями поведения. Р. л. осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов, присущих данной Л. Деятельностно-опосредствованный тип взаимоотношений, который складывается у человека с наиболее референтной группой (или лицом), является определяющим (ведущим) фактором развития Л. (А.В.Петровский).

4 стр., 1805 слов

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ. ИНДИВИДНЫЕ СВОЙСТВА ЧЕЛОВЕКА, КАК ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ. СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК ИСТОЧН

... личности в системе общественных отношений, Асмолов отмечал роль совместной деятельности. Социально-исторический образ жизни – источник развития личности в системе общественных отношений, который в ходе жизни личности ... ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 19 18. СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ 20 19. ВОЛЕВЫЕ ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ 21 20. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ ПО З. ФРЕЙДУ 22 21. МОТИВАЦИЯ ...

10 стр., 4919 слов

Методы изучения наследственности человека

... Цель изучения наследственности человека — выявление генетических основ заболеваний, поведения, способностей, таланта. Методы изучения генетики человека, зависимость ... тем, что они действуют на индивида случайным образом; соответствующая компонента средовой дисперсии ... многих поколениях). Современная генетика, руководствуясь принципами общности в организации всего живого, диалектически взаимодействует ...

В самом общем виде Р. л. может быть представлено как процесс вхождения человека в новую социальную среду и интеграции в ней в результате этого процесса. В случае, если индивид входит в относительно стабильную социальную общность, он при благоприятно складывающихся обстоятельствах проходит три фазы своего становления как Л. Первая фаза (адаптация) предполагает усвоение действующих ценностей и норм и овладение соответствующими средствами и формами деятельности и тем самым до некоторой степени уподобление индивида другим членам той же общности. Вторая фаза (индивидуализация) порождается обостряющимися противоречиями между необходимостью «быть таким как все» и стремлением индивида к максимальной персонализации, что характеризуется поиском средств и способов обозначения своей индивидуальности. Третья фаза (интеграция) детерминируется противоречием между стремлением индивида быть идеально представленным своими особенностями и отличиями в общности, с одной стороны, и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те его индивидуальные особенности, которые способствуют ее развитию и тем самым развитию его самого как Л. в группе — с другой. При успешном прохождении фазы интеграции в высокоразвитой просоциальной общности у индивида формируются такие качества, как гуманность, доверие к людям, справедливость, коллективистское самоопределение, требовательность к себе, как и к другим, и т. д.

3. Наследственность и развитие

Зеньковский предлагал следующую схему факторов развития личности:

1. Наследственность:

а)физическая (таланты, нравственный потенциал родителей «укорененность греха», психофизиологические особенности);

б) социальная (соборность);

в) духовная, его «крест».

2. Среда :

а) социальная наследственность (традиции);

б) социальная среда (круг общения);

в) географическая среда.

3. Воспитание:

а) социальное;

б) активность (самовоспитание).

7 стр., 3122 слов

Наследственность и рост. Развитие коры головного мозга. Принципы эволюции

... благоприятную и неблагоприятную (или отягощенную) наследственность. Задатки, обеспечивающие гармоничное развитие способностей и личности ребенка, относятся к благоприятной наследственности. Если для развития этих задатков не будут созданы ... поведение человека. Например, тревога и страх защищают нас от опасности, скука и разочарование позволяют отказаться от ненужной и бесполезной деятельности, таким ...

Понятие о наследственности и ее роль в развитии личности человека

Наследственность определяют как совокупность природных свойств организма, передаваемых от поколения к поколению, или как «свойство живых систем воспроизводить свою организацию, или, иначе говоря, свойство живых организмов воссоздавать себе подобных в ряду поколений».

Биологическая наследственность имеет огромное значение в жизни человека. Она сохраняет человека как природное существо, как уникальную популяцию (вид) в биологическом мире. С момента рождения ребенок наследует многие врожденные свойства и инстинкты, относящиеся к группе безусловных рефлексов (по И.П. Павлову).

К ним относятся:1) пищеварительные рефлексы (слюноотделение), 2) оборонительные (отдергивание рук от горячего, зажмуривание глаз при ярком свете), 3) ориентировочные (реакция на звук, свет и т. д.).

Говоря о нерасторжимой связи человека с животным миром, следует отметить, что эти свойства характерны и для высших животных.

Великая роль наследственности заключается в том, что по наследству ребенок получает человеческий организм, человеческую нервную систему, человеческий мозг и органы чувств. От родителей к детям передаются особенности телосложения, окраска волос, цвет глаз, кожи — внешние факторы, отличающие одного человека от другого. По наследству передаются и некоторые особенности нервной системы, на основе которых развивается определенный тип нервной деятельности.

Наследственность предполагает также формирование определенных способностей к какой-либо области деятельности на основе природных задатков ребенка. Согласно данным физиологии и психологии, врожденными у человека являются не готовые способности, а лишь потенциальные возможности для их развития, т. е. задатки. Проявление и развитие способностей ребенка во многом зависит от условий его жизни, образования и воспитания. Яркое проявление способностей принято называть одаренностью, или талантом.

Следует отметить, что задатки характеризуют лишь самые общие области деятельности. Они не ориентированы на какой-то определенный вид труда или творчества, которые всегда конкретно-исторически обусловлены и связаны с определенными видами производства, искусства, науки, определяются уровнем их развития.

2 стр., 576 слов

Поведение какой категории мам, по-вашему, является наиболее благоприятным для воспитания познавательных потребностей детей? А какой — наименее? Обоснуйте о

... какой категории мам, по-вашему, является наиболее благоприятным для воспитания познавательных потребностей детей? А какой – наименее? Обоснуйте ответ.   7. ОПЯТЬ ОБЕЗЬЯНА ... В ходе исследования пытались установить взаимосвязь познавательных потребностей детей 8-9 лет и стратегии воспитания. Детей с мамами пригласили, якобы для эксперимента, и ...

Особенно острые, принципиальные теоретические споры вызывает вопрос о наследовании или наличии врожденных способностей к интеллектуальной деятельности. Педагогика признает, что может быть неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей наследственность, например вялость клеток коры полушарий мозга детей алкоголиков, некоторые наследственные болезни и, в частности, психические заболевания. Имеющиеся же у нормальных (здоровых) людей различия в типах высшей нервной деятельности придают известное своеобразие протеканию мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности В целом следует признать, что развитие познавательных процессов и обучаемость физически здоровых и психически нормальных людей во многом определяется тем, в какие условия обучения они поставлены.

Не менее острым является вопрос о наследовании психических свойств и обусловленности форм поведения физиологическими задатками.

Современная педагогика и психология утверждают, что все психические качества личности приобретаются в процессе жизнедеятельности человека в труде и его общении с окружающей средой. В человеке от рождения не заложено никаких ни социальных, ни асоциальных программ поведения, т. е. его поведение в обществе биологически не запрограммировано. Люди рождаются свободными от моральных ценностей и представлений о формах поведения и отношения к другим людям, и процесс формирования этих личностных качеств для каждого человека начинается фактически с нуля. Поскольку же для каждого он протекает в индивидуально-неповторимых условиях, даже при одинаковых внешних условиях (ибо у каждого человека не одинаковы на них реакции), каждый из них развивается по-своему и формирует свое индивидуальное отношение к миру, что не отрицает общих закономерностей формирования личности человека в условиях целенаправленного воспитания.

20 стр., 9519 слов

Социализация человека

... учебниках по педагогике термин «воспитание» в широком значении употребляется вместо термина «социализация». 1.2 Процесс и стадии социализации человека Процесс восхождения от индивида через ... индивидуальность к личности можно в какой-то мере рассматривать и как процесс социализации (влияния общества ...

Говоря о роли наследственности в формировании и развитии ребенка, нельзя игнорировать тот факт, что существует ряд болезней и патологий, которые могут носить наследственный характер, например, болезни крови, шизофрения, эндокринные расстройства. Наследственные заболевания изучает медицинская генетика, однако их необходимо учитывать и в процессе социализации ребенка.

4. Формирование личности и возрастные особенности

В настоящее время жизненный цикл традиционно подразделяется на четыре больших периода:

1. Пренатальный — 266 дней: Стадия зиготы; Стадия эмбриона; Стадия плода.

2. Детство: Стадия первого детства — от рождения до 3 лет; Стадия второго детства- 3−6 лет; Стадия третьего детства 6−12 лет.

3. Отрочество: Пубертатный период 12−16 лет; Ювенильный возраст 16−18 лет; Юность 18−20 лет.

4. Зрелость: Стадия ранней зрелости -20−40 лет; Зрелый возраст 40−60 лет; Завершающий период зрелости- 60−65 лет; Первая старость 65−75 лет; Преклонный возраст после 75 лет.

Проблема возрастных и индивидуальных особенностей развития и воспитания личности в педагогике.

Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта и попытки слишком забегать веред, осуществляя физическое, умственное и нравственное развитие ребенка без учета его возрастных возможностей.

3 стр., 1397 слов

Влияние образования и социализации личности на общество

... Социальное развитие - процесс социализации человека, освоение им социальных норм и правил поведения, общения и взаимодействия. 2. Связь образования и культуры общества Связь образования и ... его успешного функционирования в данном обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и ...

Многие педагоги обращали внимание не необходимость глубокого изучения и правильного учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе воспитания. Эти вопросы, в частности, ставили Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, а позже А. Дистервег, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и др. Более того, некоторые из них разрабатывали педагогическую теорию, исходя из идеи природосообразиости воспитания, т. е. учета природных особенностей возрастного развития, хотя эта идея и интерпретировалась ими по-разному. Коменский, например, в понятие природосообразности вкладывал мысль об учете в процессе воспитания тех закономерностей развития ребенка, которые присущи природе человека, а именно: врожденного человеку стремления к знанию, к труду, способности к многостороннему развитию и т. д. Ж. Ж. Руссо, а затем Л.Н. Толстой трактовали этот вопрос иначе. Они исходили из того, что ребенок от природы является существом совершенным и что воспитание не должно нарушать это природное совершенство, а идти за ним, выявляя и развивая лучшие качества детей. Однако все они сходились в одном, что нужно внимательно изучать ребенка, знать его особенности и опираться на них в процессе воспитания.

Полезные идеи на этот счет имеются в трудах П.П. Блонского, Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и других ученых. Н.К. Крупская подчеркивала, что, если мы не будем знать особенностей ребят и того, что интересует их в том или ином возрасте, мы не сумеем хорошо осуществлять воспитание.

5. Человек в процессе социализации

5.1 Человек как объект социализации

Каждый человек, особенно в детстве, отрочестве и юности, яв­ляется объектом социализации. Об этом свидетельствует то, что содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы человек успешно овладел ролями муж­чины или женщины (полоролевая социализация), создал прочную семью (семейная социализация), мог бы и хотел компетентно уча­ствовать в социальной и экономической жизни (профессио­нальная социализация), был законопослушным гражданином (по­литическая социализация) и т. д.

Следует иметь в виду, что требования к человеку в том или ином аспекте социализации предъявляют не только общество в целом, но и конкретные группы и организации. Особенности и функции тех или иных групп и организаций обусловливают спе­цифический и неидентичный характер этих требований. Содержа­ние же требований зависит от возраста и социального статуса человека, к которому они предъявляются.

Эмиль Дюркгейм, рассматривая процесс социализации, пола­гал, что активное начало в нем принадлежит обществу, и именно оно является субъектом социализации. «Общество, — писал он, -может выжить только тогда, когда между его членами существует значительная степень однородности». Поэтому оно стремится сформировать человека «по своему образцу», т. е. утверждая при­оритет общества в процессе социализации человека, Э. Дюркгейм рассматривал последнего как объекта социализирующих воздей­ствий общества.

Взгляды Э. Дюркгейма во многом стали основанием разрабо­танной Талкоттом Парсонсом развернутой социологической тео­рии функционирования общества, описывающей в том числе и процессы интеграции человека в социальную систему.

Т. Парсонс определял социализацию как «интернализацию куль­туры общества, в котором ребенок родился», как «освоение рекви­зита ориентации для удовлетворительного функционирования в роли». Универсальная задача социализации — сформировать у всту­пающих в общество «новичков», как минимум, чувство лояльности и, как максимум, чувство преданности по отношению к системе. Согласно его взглядам, человек «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими». В результате этого следование общепринятым нормативным стандартам становится частью его мотивационной структуры, его потребностью.

Теории Э. Дюркгейма и Т. Парсонса оказали и продолжают оказывать большое влияние на многих исследователей социали­зации. До сего времени многие из них рассматривают человека лишь как объект социализации, а ее саму как субъект-объектный процесс (где субъектом выступает общество или его составляю­щие). В концентрированном виде этот подход представлен в ти­пичном определении социализации, данном в Международном словаре педагогических терминов «Социализация — это процесс освоения ролей и ожидаемого поведения в отношениях с семьей и общест­вом и развития удовлетворительных связей с другими людьми».

5.2 Человек как субъект социализации

Человек становится полноценным членом общества, будучи не только объектом, но и, что важнее, субъектом социализации, усваи­вающим социальные нормы и культурные ценности, проявляя активность, саморазвиваясь и самореализуясь в обществе.

В основу рассмотрения человека как субъекта социализации легли концепции американских ученых Ч.X. Кули, У.И. Томаса и Ф. Знанецкого, Дж. Г. Мида.

Чарльз Кули, автор теории «зеркального Я» и теории малых групп, считал, что индивидуальное Я приобретает социальное каче­ство в коммуникациях, в межличностном общении внутри первич­ной группы (семьи, группы сверстников, соседской группы), т. е. в процессе взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов.

Уильям Томас и Флориан Знанецкий выдвинули положение о том, что социальные явления и процессы необходимо рассматри­вать как результат сознательной деятельности людей, что, изучая те или иные социальные ситуации, необходимо учитывать не только социальные обстоятельства, но и точку зрения индивидов, включенных в эти ситуации, т. е. рассматривать их как субъектов социальной жизни.

Джордж Герберт Мид, разрабатывая направление, получившее название символического интеракционизма, центральным поня­тием социальной психологии считал «межиндивидуальное взаи­модействие». Совокупность процессов взаимодействия, по Миду, конституирует (условно — формирует) общество и социального индивида. С одной стороны, богатство и своеобразие имеющихся у того или иного индивидуального Я реакций и способов действий зависят от разнообразия и широты систем взаимодействия, в которых Я участвует. А с другой — социальный индивид является источником движения и развития общества.

Идеи Ч.X. Кули, У.И. Томаса, Ф. Знанецкого и Дж.Г. Мида оказали мощное влияние на изучение человека как субъекта со­циализации, на разработку концепций социализации в русле субъ­ект-субъектного подхода. Авторы десятитомной Международной энциклопедии по вопросам воспитания (1985) констатируют, что «последние исследования характеризуют социализацию как систему коммуникационного взаимодействия общества и индивида».

Субъектом социализации человек становится объективно, ибо на протяжении всей жизни на каждом возрастном этапе перед ним встают задачи, для решения которых он более или менее осознанно, а чаще неосознанно, ставит перед собой соответствующие цели, т. е. проявляет свои субъектностъ (позицию) и субъективность (индивидуальное своеобразие).

5.3 Человек как жертва социализации

Человек не только объект и субъект социали­зации. Он может стать ее жертвой. Это связа­но с тем, что процесс и результат социализации заключают в себе внутреннее противоречие.

Успешная социализация предполагает, с одной стороны, эф­фективную адаптацию человека в обществе, а с другой — способ­ность в определенной мере противостоять обществу, а точнее — части тех жизненных коллизий, которые мешают развитию, само­реализации, самоутверждению человека.

Таким образом, можно констатировать, что в процессе социа­лизации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между степенью адаптации человека в обществе и степенью обо­собления его в обществе. Другими словами, эффективная социа­лизация предполагает определенный баланс между адаптацией в обществе и обособлением в нем.

Человек, полностью адаптированный в обществе и не способный в какой-то мере противостоять ему, т. е. конформист, может рас­сматриваться как жертва социализации. В то же время человек, не адаптированный в обществе, также становится жертвой социализа­ции — диссидентом (инакомыслящим), правонарушителем или еще как-то отклоняется от принятого в этом обществе образа жизни.

Любое модернизированное общество в той или иной мере про­дуцирует оба типа жертв социализации. Но надо иметь в виду следующее обстоятельство. Демократическое общество продуци­рует жертв социализации в основном вопреки своим целевым ус­тановкам. В то время как тоталитарное общество, даже декла­рируя необходимость развития неповторимой личности, на деле целенаправленно продуцирует конформистов и, как побочное не­избежное следствие, лиц, отклоняющихся от насаждаемых в нем норм. Даже необходимые для функционирования тоталитарного общества люди-творцы становятся нередко жертвами социализа­ции, ибо приемлемы для него лишь как «спецы», а не как личности.

Величина, острота и проявленность описанного конфликта свя­заны как с типом общества, в котором развивается и живет чело­век, так и со стилем воспитания, характерным для общества в це­лом, для тех или иных социокультурных слоев, конкретных семей и воспитательных организаций, а также с индивидуальными особен­ностями самого человека.

Виктимность [от лат. victima — жертва] — достаточно устойчивое личностное качество, характеризующее объектную характеристику индивида становиться жертвой внешних обстоятельств и активности социального окружения, своего рода личностная предрасположенность оказываться жертвой в тех условиях взаимодействия с другими и воздействия этих других, которые в этом плане оказываются нейтральными, «не опасными» для других личностей.

Виктимизация — процесс превращения лица в жертву преступного посягательства, а также результат этого процесса как в единичном, так и в массовом порядке.

Виктимогенность обозначает наличие в тех или иных объективных обстоятельствах социализации характеристик, черт, опасностей, влияние которых может сделать человека жертвой этих обстоятельств (например, виктимогенная группа, виктимогенный микросоциум и т. д.).

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector