Содержание
Стр.
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы изучения взаимосвязи уровня тревожности и степени самоактуализации 5
1.1. Тревожность, как свойство личности 5
1.2. Компоненты самоактуализации личности 13
Глава 2. Исследование взаимосвязи уровня тревожности и степени самоактуализации на разных периодах возрастного развития 25
2.1. Методология исследования 25
2.2. Результаты исследования 33
2.3. Коррекция уровня тревожности 42
Заключение 46
Список использованной литературы 48
Приложения 51
Введение
Тема данной работы «Взаимосвязь уровня тревожности и степени самоактуализации на разных периодах возрастного развития» — одна из наиболее актуальных на сегодняшний день.
Актуальность. В настоящее время увеличилось число людей с тревожными расстройствами, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. В последние годы по сравнению с предшествующим периодом количество людей с устойчивой тревожностью и постоянными интенсивными страхами существенно увеличилось в нашей стране. О возрастании тревожности и страхов в популяции свидетельствуют специальные экспериментальные исследования. Так, количество людей с устойчивой тревожностью в 2000 — 2005 гг. составило от 32 до 45 % (для сравнения в 1980-83 гг. от 12 до 16 %), т.е. если в 80-е гг. количество тревожных расстройств было близко к обычной норме встречаемости психопатий, то сейчас оно почти в три раза больше .
Среди негативных переживаний человека тревожность занимает особое место, часто она приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в общении. Человек с повышенной тревожностью впоследствии может столкнуться с различными соматическими заболеваниями.
На протяжении многих лет психологи, философы, историки и другие исследователи человеческой природы уделяют все больше и больше внимания проблеме тревоги. Среди них философы, например, Кьеркегор, психотерапевты, в частности, Фрейд, писатели, поэты, ученые, исследовавшие экономику или историю нашего общества, и другие мыслители, которые внесли свой вклад в понимание проблемы человека. Однако, несмотря на то, что многие люди ревностно занимаются этим вопросом, проблема тревоги еще не решена.
Понятие тревожности. Уровни тревожности
... тревожности Тревожность студент самооценка стрессовый Понятие тревожности. Уровни тревожности В этой главе мы раскроем само понятие "тревожность". Тревожность - это "индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека ... анализ понятия «тревожность», рассмотреть уровни тревожности; выявить психологические особенности проявления тревожности в юношеском возрасте; ...
Психологическое и психопатологическое значение тревоги, которую 3.Фрейд (1953) рассматривал как ствол общей невротической организации раскрывается в работах многих авторов. Анализ патогенетической роли тревоги при психопатологических явлениях, которые представляют собой клинически выраженные нарушения психической адаптации дает основание считать тревогу ответственной за большую часть расстройств, в которых проявляются эти нарушения (Ф. Б. Березин, 1988).
Тревога выступает либо как основное слагаемое различных психопатологических синдромов, либо как базис, на котором формируются психопатологические или психосоматические проявления (H. S. Sullivan, 1953; H. Ey, P. Bernard, Ch. Brisset, 1967; Ф. Б. Березин, 1971; Н. H. Пуховский, 1971; А. Kapinski, 1977; R. May, 1979).
Остается открытым и такой вопрос как влияние тревожности на степень самоактуализации личности. «Желание человека самоосуществиться » , на наш взгляд, — качество, необходимое для полноценного развития личности. Еще больший интерес представляет этот вопрос в свете разных периодов возрастного развития.
Поэтому цель нашего исследования состояла в изучении взаимосвязи уровня тревожности и степени самоактуализации на разных периодах возрастного развития.
При этом в качестве объекта исследования выступила личность с ее проявлениями различных уровней тревожности.
Предметом исследования работы является взаимосвязь уровня тревожности и степени самоактуализации личности.
Гипотеза исследования заключается в утверждении, что чем выше уровень тревожности, тем ниже степень самоактуализации личности. Причем это утверждение верно для всех периодов возрастного развития.
Для достижения цели работы и проверки (подтверждения или опровержения) выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать психологическую литературу и основные теоретические подходы к исследованию данной темы.
2. Рассмотреть сущность и специфику таких характеристик личности как тревожность и самоактуализация.
3. Исследовать взаимосвязь уровня тревожности и степени самоактуализации на разных периодах возрастного развития.
4. На основе полученных результатов сделать соответствующие выводы.
5. Систематизировать и обобщить подходы к данной проблеме.
В работе использованы следующие методы исследования:
1. Анализ методической литературы.
2. Методы эмпирического исследования: анкетирование, тестирование.
3. Метод специализированного исследования: количественно-качественный анализ.
4. Сравнительный анализ.
Практическое значение работы заключается в следующем:
1. Предложен методический блок, позволяющий изучить взаимосвязь уровня тревожности и степени самоактуализации на разных периодах возрастного развития.
2. Выделены пути коррекции тревожности как фактора, непосредственно влияющего на степень самоактуализации.
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, основной части и заключения. Названия каждой части отображают ее содержание. В конце работы представлен список использованной литературы.
Развитие личности донаучн. период
... и рукой); юность, помимо указанных качеств, характеризуется более высоким уровнем развития мышления; возмужалость — развитием воли и способностью сохранять гармонию. Соответственно этому делению, Я. А. ... периода, как детство, привело к необходимости научно и систематически изучать развитие. Принцип природосообразности воспитания, следования всеобщим законам природы, провозглашенный Я. А. ...
Глава 1. Теоретические основы изучения взаимосвязи уровня тревожности и степени самоактуализации
1.1. Тревожность, как свойство личности
Разобраться в феномене тревоги, а также в причинах ее возникновения достаточно сложно. В состоянии тревоги мы, как правило, переживаем не одну эмоцию, а некоторую комбинацию различных эмоций, каждая из которых оказывает влияние на наши социальные взаимоотношения, на наше соматическое состояние, на восприятие, мышление, поведение. При этом следует учитывать, что состояние тревоги у разных людей может вызываться разными эмоциями. Страх является ключевой эмоцией в субъективном переживании тревоги .
Первым понятия «тревога» и «страх» предложил различать З.Фрейд, отмечая, что тревога «относится к состоянию и не выражает внимания к объекту, между тем как страх указывает как раз на объект».
Многие ученые и исследователи, занимавшиеся проблемой тревоги, – например, Фрейд, Гольдштейн и Хорни, – согласно утверждают, что тревога является расплывчатым опасением и что главное отличие страха от тревоги заключается в том, что страх представляет собой реакцию на конкретную опасность, в то время как объектом тревоги является опасность «лишенная объекта» .
Среди возможных причин тревоги называются и физиологические особенности (особенности нервной системы — повышенная чувствительность или сензитивность), и индивидуальные особенности, и взаимоотношения со сверстниками и с родителями и многое другое…………
Заключение
Человек, испытывающий состояние душевного равновесия, психологического комфорта, человек социально адаптированный, у которого не нарушены психические функции (мышление, внимание, память, восприятие, эмоции),- это психически здоровый человек. Под влиянием многочисленных социальных, психогенных, психологических факторов такое равновесие может нарушиться. Наиболее сильными внешними факторами, формирующими психическое состояние, как отдельных индивидов, так и общества в целом, являются факторы социальные. Исследование проблемы адаптации в конечном счете сводится к раскрытию той совокупности факторов, которые предопределяют сравнительно быструю, полную и устойчивую адаптивности, и тех предпосылок, которые выступают причиной неадаптивности.
Одним из таких факторов, имеющих наибольшее адаптивное значение может служить наличие определенного уровня устойчивой частной тревожности, в какой- либо сфере (учебной, межличностной и т. д.) или общей тревожности, объекты которой свободно меняются в связи с изменением их значимости, настороженности, дискомфорта, без признаков угрозы, а только как сигнал приближения более выраженных тревожных явлений.
Неадекватный уровень тревожности влияет на многие проявления и стремления человека, на его внутренние и поведенческие проявления. Самоактуализация является одним из таких проявлений.
Сам термин «самоактуализация» впервые использовал К.Гольдштейн. Маслоу рассматривал самоактуализацию не только как конечное состояние, но и как процесс выявления и реализации своих возможностей. Он считал, что «человек всегда хочет быть первоклассным или настолько хорошим, насколько он может быть» . Мы видим, что Маслоу ориентирует самоактуализацию на высшие достижения, максимальные в той сфере, к которой человек потенциально предрасположен. Людям с высоким уровнем самоактуализации присущи такие черты как ориентация в большей степени на настоящее, внутренний локус контроля, высокая значимость ценностей роста и духовных ценностей, спонтанность, терпимость, автономия и независимость от окружения, чувство общности с человечеством в целом, сильная деловая направленность, оптимизм, устойчивые внутренние моральные нормы, демократичность в отношениях, наличие интимной среды, включающей немногих близких людей, креативность, критичность по отношению к своей культуре (нередко оказываются в изоляции в непринимаемой ими культурной среде), высокое самопринятие и принятие других.
Изучение личности в социальной психологии
... структур, свойств и понятий; .Изучение закономерностей развития личности в пределах социальной психологии. .Исследование смысловых социально-психологических проблем личности. В процессе курсового исследования применялись методы следующих пунктов: .Теоретический, представляющий собой ...
В практической части исследования мы изучали взаимосвязь уровня тревожности и степени самоактуализации на разных периодах возрастного развития. Для чего проводился эксперимент с 10 подростками и 10 людьми среднего возраста. В результате этой части работы была подтверждена гипотеза, выдвинутая в начале исследования: чем выше уровень тревожности, тем ниже степень самоактуализации личности, причем вне зависимости от возраста.
Тем не менее, нельзя утверждать, что полученное нами заключение является полностью объективным в силу небольшой выборки. Кроме того, нами исследовались только 2 возрастных периода, в то время как остальные остались неосвещенными. Научная значимость нашего исследования заключена в возможности использования полученных нами результатов для дальнейшего исследования проблемы.
Список использованной литературы
1. Алешина Е.Ю., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М., Кроз М.В. Измерение уровня самоактуализации личности // Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. М.: Изд-во МГУ, 1987.
2. Андреева Г. М. Социальная психология. – М., 2002.
3. Анцыферова Л.И. Концепция самоактуализирующейся личности А. Маслоу //Вопросы психологии. 1970 — № 3.
4. Артюхова Т.Ю. Психологические механизмы коррекции состояния тревожности личности: Дисс…канд. психол. наук. – Новосибирск, 2000.
5. Астапов В. Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги. // Психологический журнал, 1992г. т. 13 №5.
6. Балабанова Л.М. Судебная патопсихология (вопросы определения нормы и отклонения) — Д., 1998, Гл 10.2
7. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека.- Л.: Наука, 1988.- 260 с.
8. Воликова С.В. Семейные источники негативной схемы при эмоциональных расстройствах : На примере тревожных, депрессивных и соматоформных расстройств / С.В. Воликова, А.Б. Холмогорова // Московский психотерапевтический журнал.- 2001.- N 4.
9. Вольская М. Тревога и страх: единство и многообразие взглядов / М. Вольская, Т. Когатенко // Московский психотерапевтический журнал.- 2002.- N 4.
10. Выготский Л.С. Педагогическая психология. -М., 1991.
11. Гозман Л.Я., Кроз М. Измерение уровня самоактуализации личности //Социально- психологические методы исследования супружеских отношений. М. , 1987.
12. Данилова Н.Н., Крылова А. Л. Физиология высшей нервной деятельности — Р.-на-Д. — 1999 — с. 45
Исследование тревожности и страхов детей дошкольного возраста ...
... дошкольного возраста с нормой и нарушением речи. Объект исследования: тревожность и страхи как эмоциональные нарушения. Предмет исследования: тревожность и страхи детей старшего дошкольного возраста с ... не имеют различий. Задачи исследования: 1. Изучить и проанализировать состояние проблемы эмоциональных отклонений в детской психологии. 2. Изучить особенности проявления тревожности и страхов у детей ...
13. Есауленко И.Э., Щербатых Ю.В., Ивлева Е.И. Комплексный психофизиологический подход к изучению тревожности и страха. VI Международная междисциплинарная конференция по биологической психиатрии «Стресс и поведение». Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н.Бурденко. М. 26 октября 2001
14. Соломин И.Л. По ту сторону теста Люшера. / Психологическая газета. – 2000 — №2/53
15. Изард К. Э. Психология эмоций / Перев. С англ. — СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 464 с.
16. Ильин Е.П. «Психология воли», СПб, 2000 — с. 97
17. Конюхов Н.И. Словарь-справочник практического психолога – Воронеж -1999
18. Курнешова Л.Е. Модернизация московского образования/ Столичное образование- М.: Центр «Школьная книга»- 2001.
19. Лисовская Е. Самоактуализация личности //НТР и социальная психология. М., 1981
20. Маслоу А. Мотивация и личность – СПб- 1999
21. Маслоу А. Самоактуализация //Психология личности. Тексты. М., 1982 – с 113
22. Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М., 1991
23. Мотков О.И. О парадоксах процесса самоактуализации личности./ Магистр. 1995, № 6, с. 84 – 95
24. Мотков О.И. Психология самопознания личности: Практ. пос. М.: УМЦ ЮВО Москвы – Треугольник, 1993.
25. Мэй Р. Проблема тревоги / Пер. с англ. А. Г. Гладкова. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 432 с.
26. Наенко Н.И. Психическая напряженность.- М.: Изд. Московского университета, 1976.- 252, 112с.
27. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности.// Психологическая наука и образование – 2001 -№2.
28. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. — М.: Знание, 1997.
29. Ранк О. Травма рождения – М: Иманго — 2004
30. Раттер М. Помощь трудным детям – М:Эксмо – 1999
31. Роджерс К. Эллен Вест и одиночество /Московский психотерапевтический журнал, 1993, N 3, с. 57-74.
32. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии — СПб.,1999
33. Смирнов Ю.А. Взаимосвязь стиля жизни и личностной тревожности // Учитель. 2007. № 1. С. 81-82
34. Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. – М — 1989.
35. Фрейд З. Психопатология обыденной жизни. Изд-е 4-ое — М.: 1926
36. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. – С.Пб. — 2002.
37. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Изд: Питер 2002
38. Шостром Э. Анти-Карнеги или Человек-манипулятор. Минск: Полифакт, 1992
39. Юнг К.Г., Подход к бессознательному //Архетип и символ, М., Ренессанс, 1991
40. Янсен Ф.И. Сёрен Кьеркегор: жизнь и творчество Б.М.1994
41. Maslow A. Motivation and Personality. N.Y., 1954. с29
Приложения
Приложение 1.
Опросник Спилбергера. ЛТ