Министерство образования Республики Беларусь
Государственное учреждение образования
«Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка»
Факультет социально-педагогических технологий
Кафедра возрастной и педагогической психологии
Курсовая работа
«Взаимосвязь уровня агрессивности и поведения в конфликтной ситуации подростков»
Минск 2009
Оглавление
Введение
Глава 1 Теоретический анализ психологических особенностей
личности агрессивных подростков в конфликтной ситуации
.1 Агрессия. Основные подходы к исследованию агрессии в зарубежной и отечественной психологии
.2 Конфликт. Типология конфликта. Причины возникновения конфликтов
Выводы
Глава 2. Эмпирическое исследование агрессивности в конфликтной ситуации
.1 Организация и проведение эмпирического исследования
.2 Изучение уровня агрессивности у подростков
.3 Эмпирическое исследование стиля поведения в конфликтной ситуации
.4 Сводные данные проведенного исследования
Выводы
Заключение
Литература
Введение
Актуальность темы: Можно констатировать, что на сегодня наиболее впечатляющие результаты в изучении природы и механизмов агрессивного и конфликтного поведения детей достигнуты именно в психологической науке. Но вполне естественно, что в этой интересной, сложной и интенсивно изучаемой области все еще остается много нерешенных проблем, и нет ответов на многие вопросы.
Статистика свидетельствует о росте отклоняющегося поведения среди лиц различных социальных и демографических групп. Особенно трудно в этот период оказалось подросткам. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.).
В настоящее время проблема агрессии и конфликтных ситуаций актуальны, так как мы сталкиваемся с ними каждый день. Мы живем в мире конфликтов. Каждый день в дали от нас и рядом с нами вспыхивают конфликты между отдельными людьми. В семье, на работе, в походе, на отдыхе. Агрессивность — это неотъемлемое качество сознания, организующее его деятельность; это сила, с помощью которой человек выражает свою любовь или ненависть к окружающему миру и самому себе, пытается удовлетворить свои инстинкты. В более широком понимании — это напряжение противостоящих начал: жизни и смерти, любви и ненависти, миролюбия и агрессии, «Я» и общества.
Феномены рефлексивной коррекции в конфликтном взаимодействии старших подростков
... основой для коррекции своего поведения в конфликте. Объект исследования. Поведение в ситуации конфликтования популярных и непопулярных подростков. Предмет исследования. Феномены рефлексивной коррекции, проявляемые в ситуации конфликтного взаимодействия разных по популярности ...
Естественной сознательной или бессознательной реакцией человека является ответная агрессия (контрпринуждение), вытекающая из стремления к самостоятельности и уникальности.
К проблемам возникновения и эффективного разрешения конфликтов, проведение переговоров и поиска согласия проявляют огромный интерес не только профессиональные психологи и социологи, но и политики, руководители, педагоги, социальные работники, словом все те, кто в своей практической деятельности связан с проблемами взаимодействия людей. К сожалению, этот все возвращающийся интерес в немалой степени связан с ростом напряженности в разных сферах социального взаимодействия, с острой потребностью в различных общественных структур, и отдельных людей в практической помощи в разрешении конфликтов.
Проблема конфликтов и агрессивности является фундаментальной для психологической науки. Во многих теоретических подходах психологические конфликты и агрессивность, их характер и содержание становятся основой объяснительных моделей личности. Агрессивность, противоречия, конфликты являются источником развития личности, определяют ее конструктивный и деструктивный жизненный сценарий. Таким образом, проблема конфликта и агрессивности проходят через разные области психологического знания.
Цель: Изучить и выявить особенности проявления агрессии в конфликтной ситуации у подростков.
Задачи:
. Анализ литературы по указанной теме.
. Определить психологические особенности агрессии в конфликтной ситуации у подростков.
. Анализ и интерпретация полученных результатов.
Объект: агрессивность и конфликтная ситуация
Предмет: психологические особенности проявления агрессивности в конфликтной ситуации.
Гипотеза: существует ли взаимосвязь уровня агрессивности и поведения в конфликтной ситуации.
Методы исследования:
Анализ литературы по проблеме исследования.
Тестирование
анкетирование
опрос
Методология: Основу курсовой работы составляют философские, психолого-педагогические концепции таких ученых как: Л. С. Выготский (культурно-историческая концепция), В. А. Янчук (интегративно-эклектический подход), Методологические принципы: принцип детерминизма, принцип системности, принцип развития, принцип единства сознания и деятельности, принцип историзма, принцип отражения.
Методики: Методика исследования агрессивного поведения подростков Басса-Дарки, методика предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса
База: Исследование проводилось в средней школе № 11 Октябрьского района г. Минска. Выборочная совокупность: 43 учащихся в возрасте от 15 до 17 лет.
Гендерные особенности проявлений агрессивности личности у подростков
... проявлений агрессивности личности 1.1 Проблема агрессивности и ее решение в психологической науке Вся история человечества убедительно доказывает, что агрессия является неотъемлемой частью жизни личности и ... Челышева и др. Учет гендерного фактора при анализе человеческой агрессивности представляется важнейшим принципом для совершенствования профилактической и коррекционной работы с агрессивными ...
Структура и объем курсовой работы: Данная курсовая работа состоит из введения, основной части и заключения. Так же в данной курсовой работе имеется приложение. Основная часть делиться на теоретическую и практическую. Объем курсовой работы — 34 страницы.
Глава 1. Теоретический анализ психологических особенностей личности агрессивных подростков в конфликтной ситуации
.1 Агрессия. Основные подходы к исследованию агрессии в зарубежной и отечественной психологии
Для выделения личностных особенностей агрессивных подростков необходимо выяснить психологическое содержание самих понятий — «агрессия», «агрессивность».
Термин «агрессия» сегодня часто употребляется в широком контексте. Для научного осмысления природы человеческой агрессивности необходимо уточнение смысла и значения этого понятия. Агрессивность изучалась с древних времен и каждый из ученых рассматривал это понятие по-разному.
Агрессивность по Петровскому это — (фр. agressif) — устойчивые черты личности — готовность к поведению агрессивному. Уровни агрессивности определяются как научением в процессе социализации, ориентацией культурно-социальной нормы важные из которых — нормы социальной ответственности и нормы возмездия за акты агрессии. Важная роль принадлежит и таким ситуационным параметрам, как истолкование намерений окружающих, возможность получения связи обратной, провоцирующее влияния оружия и др.
Агрессивность — одна из важных установок, коренящаяся в садистической фазе либидо. Выражается в стремлении к наступлению или насильственным действиям, направленные на нанесение ущерба или на уничтожении объекта наступления. [20, с 23]
Смирнова рассматривала агрессию как — (лат. aggressio) — индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда либо даже на уничтожение другого человека или группы.
Основные формы агрессии — агрессия активная, агрессия враждебная, агрессия инструментальная и автоагрессия. Для форм агрессии, развивающихся в таких массовых социальных явлениях, как террор, геноцид, столкновения расовые, религиозные, идеологические, типичны сопровождающие их процессы заражения и взаимной индукции, стереотипизации представлений в создаваемом «образе врага». Готовность к поведению агрессивному рассматривается как устойчивая черта личности — агрессивность. [1, с 12]
Вайнштейн писал про агрессию, что это один из механизмов психологической защиты. Возникает как защита от фрустрации, при этом направляется не на фрустирующий фактор, а на некий вторичный объект, ошибочно принимаемый за источник фрустраций. [7,с 340]
Мюррей рассматривал агрессию как нападение и оскорбление другого человека. Борьба, силовое противостояние, унижение, причинение вреда, обвинение или принижение достоинства другого человека. Мщение за нанесенные обиды.
Почему люди, в том числе и подростки, действуют агрессивно, какие меры необходимо принять, чтобы предотвратить подобное деструктивное поведение?
Поведение как психофизиологический феномен
... побуждений. Среди разных видов поведения выделим социальное поведение. Поведение человека может быть социальным или асоциальным. Социальное поведение — поведение человека в обществе, рассчитанное ... деятельностные, коммуникативные, идейные, коллективистские потребности, мораль, нравственность, социально-детерминированную агрессию и др. Мотивация согласно принятым в психологии толкованиям ...
Эти вопросы занимали лучшие умы человечества на протяжении многих веков и рассматривались с разных позиций — с точки зрения философии, поэзии, религии. [15, с 36]
В нашем столетии данная проблема стала предметом систематического научного исследования, но не на все вопросы, возникающие в связи с проблемой агрессии, имеются ответы.
. Человеческая агрессия предполагает наличие многих факторов, присущих исключительно людям и обуславливающих их поведение (мстительность, расовые этические предрассудки).
. Агрессия с точки зрения социальной позиции. Необходимы знания социальных ситуаций и факторов как способствующих, так и сдерживающих агрессию. Когда люди характеризуют кого-то как агрессивного, они могут сказать, что оскорбляют других или, часто недружелюбны, или они, будучи достаточно сильными, пытаются делать всё по- своему, или, может быть, что они твёрдо отстаивают свои убеждения, или, возможно без страха бросаются в омут неразрешённых проблем. В некоторых случаях агрессоры могут скрывать свои стремления причинить боль или страдания другим. Агрессию важно определить не только как поведение, причиняющие вред или ущерб другим, но и как любые действия, имеющие целью достижения негативных последствий.
Агрессия предполагает или ущерб или оскорбление жертвы, следует, что нанесение телесных повреждений является обязательным. Результат агрессии — негативные последствия. Помимо оскорблений, такие проявления, как выставление кого-либо в невыгодном свете, очернение, осмеяние, лишение чего-то необходимого, отказ в любви, нежности при определённых обстоятельствах можно назвать агрессивными.
Проявление агрессии у людей бесконечны и многообразны, А. Басс выделил три основных шкалы, в которых можно описать агрессивные действия: [5, с 15].
физическая — вербальная;
активная — пассивная;
прямая — непрямая.
Категории агрессии по А. Басу:
Таблица №1.1
№тип агрессиипримеры1ФИЗИЧЕСКАЯ Активная — прямаяПрименение силы по отношению к другому человеку, нанесение телесных повреждений, избиение, нанесение ударов холодным оружием, ранение при помощи огнестрельного оружия.2Активная — непрямаяАгрессия, которая окольными путями направлена на другое лицо .3Пассивная — прямаяСтремление физически не позволить другому человеку достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью.4Пассивная — прямаяОтказ от выполнения необходимых задач: отказ освободить территорию во время демонстрации.1ВЕРБАЛЬНАЯ Активная — прямаяСловесное оскорбление, критика, унижение другого человека.2Активная — непрямаяРаспространение злостной клеветы, сплетен о другом человеке.3Пассивно — прямаяОтказ разговаривать с другим человеком, отвечать на вопросы.4Пассивная — непрямаяОтказ дать определенные словесные пояснения, объяснения.
ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ(рассказать)
... Аргументы относятся к объективным проблемам, вызывающим конфликт. Объективные источники конфликта – это проблемы, которые должны быть решены, или вопросы, по которым следует принять решение. ... псевдообъективные источники - это эмоциональные источники, выдаваемые за объективные. Эмоциональные источники конфликта. Конфликт – это не простое различие в позициях, различия, лишенные эмоциональной окраски, ...
Существовало и существует множество точек зрения, что считать агрессией. Первое положение: агрессия — это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. Следующее положение: чтобы те или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды или оскорбления. Или, третье положение агрессия — это попытка нанесения другим телесных или физических повреждений. В настоящее время большинство психологов принимают следующее определение:
Некоторые авторы агрессию рассматривают как модель поведения, а не как эмоцию, мотив, установку [5, с 20]. Термин «агрессия» часто ассоциируется с негативными эмоциями как гнев, злость; с мотивами, как желание оскорбить, навредить; с установками, как расовые и этнические предрассудки. Несмотря на то, что эти факторы играют важную роль в поведении, результатом которого становится причинение ущерба, их наличие не является необходимым условием для подобных действий. Злость, гнев вовсе не являются необходимым условием нападения на других, применением силы. Негативные эмоции, мотивы, установки не всегда сопровождаются прямыми действиями и нападками на других людей. В определении агрессии предполагаются действия, в которых агрессор намеренно причиняет ущерб своей жертве, остаются невыясненными многие вопросы.
. Как объяснить, что агрессор по свободной воле оскорбил жертву, как один человек намерен навредить другому.
. Намерение — это личные, скрытые, недоступные прямому наблюдению замыслы.
Однако, иногда, намерения причинить вред устанавливаются просто: агрессор сам признается в желании навредить своим жертвам и сожалеет, что их нападки были безрезультатные.
Таким образом, агрессия, в какой форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой поведения, обращения. Она характеризуется следующими особенностями:
. Агрессия обязательно подразумевает преднамеренное целенаправленное причинение вреда жертве.
. В качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам.
. Жертва должна обладать мотивацией избегания подобного с собой обращения.
Агрессия представляет собой совокупность показателей: физической, косвенной, вербальной агрессии.
Физическая агрессия — причинение боли или повреждения другому человеку: человек сводит скулы, шею, скрипит зубами, просыпается с зажатыми кулаками, предпочитает смотреть агрессивные фильмы, сцены насилия.
1.Исследования отечественных ученых в суицидологии: школа а.Г. Амбрумовой
... исследования связаны, прежде всего, с именем профессора А.Г. Амбрумовой. Московской школой разработана концепция суицидального поведения как следствия социально - психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального конфликта. ... желание быть убитым. Подобно тому, как убийство является крайней формой агрессии, желание быть убитым представляет собой крайнюю форму подчинения. Требования ...
Вербальная агрессия — использование речевых средств, наносящих боль, оскорбления. Это могут быть:
а).
Многочисленные отпоры;
б).
Отрицательные отзывы и критические замечания;
в).
Выражение отрицательных эмоций — недовольство другими в форме брани, затаенной обиды, недоверия, ярости, ненависти;
г).
Высказывание мыслей и желаний агрессивного характера, проклятий;
д).
Оскорбления, упреки обвинения;
е).
Угрозы, вымогательства, принуждения.
Кроме того простой крик — часто носит агрессивный характер.
Прямая агрессия направлена против жертвы. При косвенной агрессии — жертва не присутствует, но против нее или группы людей, которые ее окружают, распространяется клевета. Агрессия может проявляться у отдельных индивидов или в группе в разных формах: ярко выраженной — драчливость, грубость, задиристость; в скрытой форме — недоброжелательность, озлобленность.
Существует мнение, что когда человек не чувствует себя обиженным, ущемленном, то он не злится. Злость ослепляет — она опасная вещь, которой можно нанести вред другому живому существу. Качества агрессии носят явную и скрытую форму:
Ярость, вспышка гнева;
Гнев
Полная пассивность, страх;
Сознательный уход от деятельности;
Скука;
Депрессия — длительно подавленный гнев;
Сарказм, грубые шутки, унижение другого;
Эгоцентризм, гордыня.
Таким образом, агрессия, в какой форме она не проявлялась, представляет такой способ поведения, направленный на причинение вреда другому живому существу, не желающему с собой такого обращения.
Проблемы насилия, агрессии стали объектом исследования многих теоретических направлений. Следует отметить, что ни одна из теорий не может дать полные и всеобъемлющие ответы на эти вопросы, но позволяет изучить и объяснить определенный аспект проблемы.[5, с 32].
Агрессию следует рассматривать как модель поведения, а не как эмоцию, мотив или установку. В таком качестве она является открытой для прямой модификации и может быть ослаблена с помощью многих процедур. И, наконец, агрессия может как усиливаться, так и подавляться за счет таких аспектов ситуации, которые влияют на степень и характер личностного самоанализа. [5, с. 187].
«Агрессия детей дошкольного возраста».ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АГРЕССИВНОГО ...
... агрессивного поведения у детей дошкольного возраста подчеркивают акту-альность темы исследования. Это определило тему исследования: «Агрессия детей дошкольного возраста». Цель настоящего исследования – изучить особенности агрессии детей до-школьного возраста. Объект исследования: агрессия ...
.2 Конфликт. Типология конфликта. Причины возникновения конфликтов
Проблема конфликтных взаимодействий привлекает пристальное внимание ученых и находит отражение в целом ряде работ отечественных и зарубежных психологов (А.Я.Анцупов, М.В. Афонькова, Н.В. Гришина, А.И. Донцов, А.А. Ершов, А.Г. Здравомыслов, Л.А. Петровская, Т.С Сулимова, К. Боулинг, Р. Дарендорф, М . Дейч, Л. Козер, К. Левин, Г. Зиммель и др.).
Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus — «столкновение» и практически в неизменном виде входит в другие языки. Анализ определений конфликта, принятых в различных современных неспециальных энциклопедиях, обнаруживает множество сходств в их интерпретации. Как правило, содержание понятия конфликта раскрывается через следующие значения:
. Состояние открытой, часто затяжной борьбы; сражение или война.
. Состояние дисгармонии в отношениях между людьми, идеями или интересами; столкновение противоположностей.
. Психическая борьба, возникающая как результат одновременного функционирования взаимно исключающих импульсов, желаний или тенденций.
. Противостояние характеров или сил в литературном или сценическом произведении, в особенности главная оппозиция, на которой строится сюжет.
Упорядочить разнообразие определений конфликта непросто, ведь как пишет. Ф.Е. Василюк, «если задаться целью, найти дефиницию, которая не противоречила бы ни одному из имеющихся взглядов на конфликт, она звучала бы абсолютно бессодержательно: конфликт — это столкновение чего-то с чем-то» [6, с. 42].
Конфликт — это столкновение противоположных интересов, взглядов; серьезное разногласие, острый спор. Существует несколько видов конфликтов: Внутриличностный,
Межгрупповой,
Межличностный,
Невротический,
Организационный,
Патогенный,
Продуктивный (конструктивный),
Психический,
Этнический,
Я и сверх-я [1, с 54-58]
А.Г. Здравомыслов, автор наиболее фундаментальной отечественной монографии по проблемам социологии конфликта, пишет, что конфликт — это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Эта форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. [12, с. 94].
По словам Р. Дарендорфа, наиболее известный западный исследователь социального конфликта, определяет его как «любое отношение между элементами, которое можно охарактеризовать через объективные («латентные») или субъективные («явные») противоположности».
Методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» ...
... социальным наукам, является разрыв между вербализованным поведением и поведением в жизненных ситуациях (модели действия), в которых вербализованное поведение является лишь незначительным компонентом» [11, с. ... 50 вопросов, составляющих восемь шкал, и диагностирует две базовые стратегии совладания — проблемно-фокусированный и эмоционально-фокусированный копинг в специфических ситуациях стресса ( ...
Конфликт социальный складывается и разрешается в конкретной социальной ситуации в связи с возникновением требующей разрешения социальной проблемы. Он имеет вполне определенные причины, своих социальных носителей (классы, нации, социальные группы и т.д.), обладают определенными функциями, длительностью и степенью остроты». Это определение, схватывая основную суть дела, не отражает всех черт конфликта — его психологизма в частности.
Социальный конфликт — это прежде всего форма отношений между субъектами по поводу разрешения острых противоречий, возникших в процессе их взаимодействия. В зависимости от аспекта анализа авторы дают определению понятию «конфликт». Конфликт рассматривают как «психологическое и социальное явление, характеризующееся наличием внутри организации взаимно противоречивых с точки зрения экономической и социальной эффективности интересов и соответственно наличием нестыкуемых тенденций поведения» а также «трудноразрешимое противоречие, связанное с противоборством и с острыми эмоциональными переживаниями» [13, с.15]; «борьба за ценности и претензии, за определенный статус, власть, ресурсы, где целями является нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника» [12, с 24]; «это социальное противоречие на стадии его реального разрешения между вовлеченными в него субъектами… при этом важно учитывать, что любой социальный конфликт представляет… противоречие, которое так или иначе ими осознано и оценено» [13, с 30].
Анализ этих и других определений показывает, что при всей близости характеристик, описываемых в качестве компонентов или признаков конфликта, ни одно из определений не может быть принято в качестве универсального.
Таким образом «конфликт выступает как биполярное явление — противостояние двух начал, проявляющее себя в активности сторон, направленной на преодоление противоречия, причем стороны конфликта представляются активным субъектом (субъектами)» [11, с. 17].
Межличностные конфликты рассматриваются как сложное образование, поэтому для их описания необходимо выделить круг понятий, способных полно охарактеризовать конфликты.
Коломинский предлагает анализировать межличностные конфликты в рамках четырех факторов: структура конфликта, динамика его развития, функции и типология конфликта [15, с 44].
Конфликт содержит в себе потенциальные позитивные возможности. Общая идея положительного эффекта конфликтов сводится к следующему: «Продуктивность конфронтации проистекает из того факта, что конфликт ведет к изменению, изменение ведет к адаптации, адоптация ведет к выживанию».
Если перестать воспринимать конфликт как угрозу и начать относиться к нему как к сигналу, говорящему о том, что надо что-то изменить, тогда можно занять более конструктивную позицию. Ценность конфликтов в том, сто они предотвращают окостенение системы, открывают дорогу инновациям. Конфликт — это стимул к изменениям, это вызов, требующий творческой реализации. Конфликт может быть управляемым, причем управляем таким образом, что его негативные, деструктивные последствия могут быть минимизированы или элиминированы, а конструктивные возможности усилены. Это означает, что конфликт — это то, с чем можно работать.[11, с. 40].
Работа психолога консультанта в ситуации родительско подростковых конфликтов
... при возникновении новых очагов напряженности, переоценка ценностей. Коньюктура конфликта - (характеристика конфликта ) тактика максимального выгоды из сложившейся ситуации. Соперничество - игра коньюктурного типа, которая направлена на ... взрослеющей личности. Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения подростков, который не зависел бы от семейных условий в настоящем ...
Конфликт, с точки зрения психоанализа, возникает в глубинах психики как результат взаимодействия внутренних структур и тенденций психики в силу законов ее собственного существования. [11, с. 75]
Выводы 1
Таким образом, проявление агрессии весьма разнообразно. Р. Бэрон и Д. Ричардсон, считают, что агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющего все основания избегать подобного обращения с собой. Данное комплексное определение включает в себя следующие частные положения:
Агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;
В качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам;
Проявление агрессии объясняют биологические и социальные факторы;
Агрессивность может быть не только жестокой, но и нормальной реакцией индивидуума в ходе борьбы за выживание;
Агрессивные действия могут быть ослаблены или направлены в социально приемлемые рамки с помощью положительного подкрепления неагрессивного поведения, ориентации человека на позитивную модель поведения, изменение условий, способствующих проявлению агрессии.
В психологии конфликт предполагает как «столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношений индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями».
Конфликты, несмотря на свою специфику и многообразие имеют общие стадии протекания:
Стадию потенциального формирования противоречивых интересов, ценностей, норм;
Стадию конфликтных действий;
Стадию снятия или разрешения конфликта.
Глава 2. Эмпирическое исследование агрессивности в конфликтной ситуации
.1 Организация и проведение эмпирического исследования
Данная тема и направление исследования были выбраны мною исходя из понимания того, что любое эмпирическое исследование, агрессивности и конфликтности должно быть направлено на получение фактофиксирующего знания, имеющего прикладное значение. Нами избиралось указанное направление исследования для установления некоторых особенностей взаимосвязи видов агрессии и поведения подростков в конфликтной ситуации.
Главной задачей данных исследований ставилось получение эмпирических данных об особенностях поведения подростков в конфликтной ситуации с различными видами агрессивности, с целью возможного применения полученных результатов как в практической работе учителей в школе, так и для разработчиков теории воспитательного процесса в системе образования в рамках средней школы.
Программа данных исследований была построена и выработана с позиции оценки проблемы исследования, его задачи и выбора оптимального инструментария. В нашем случае программа исследования выполняла две основные функции: научно-познавательную и научно-организационную. Научно-познавательная функция реализовывалась через обеспечение теоретико-методическую целостность исследования, а научно-организационная функция выражалась в организации эффективной работы с респондентами и корректной постановке заданий.
Программа исследований, ее положения были тщательно продуманы в соответствии с логикой исследования и ясно сформулированы, что обеспечивало ее гибкость и возможность доработки на более поздних стадиях исследования.
К исследованию видов агрессии и поведения в конфликтной ситуации было привлечено 43 школьника 9* и 9 классов. Из средней школы № 11 города Минска в тестировании участвовало 43 респондента в возрасте 15-17 лет. Сбор и обработка эмпирических данных осуществлялись при помощи тестовых методов.
.2 Изучение уровня агрессивности у подростков
Для исследования агрессивного поведения у подростков в возрасте 15 — 17 лет нами была использована методика исследования агрессивного поведения подростков Басса-Дарки, которая направлена на выявление различных форм агрессивного поведения. Она состоит из 75 простых утверждений, с которыми испытуемый должен либо согласиться, либо нет.
Таким образом, опросник оценивает выраженность следующих форм агрессивного поведения:
Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица;
Косвенная агрессия — агрессия, которая косвенными путями направлена на другое лицо (сплетни, злобные шутки), а также агрессия, которая ни на кого не направлена (взрыв ярости, проявляющийся в крике, топании ногами, битье кулаками по столу и т.д.);
Склонность к раздражению — готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости;
Негативизм — оппозиционная манера поведения, обычно направлена против авторитета или руководства, может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев;
Обида — зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания;
Подозрительность — недоверие и осторожность по отношению к людям, основанное на убеждении, что окружающие намерены причинить вред;
Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань);
Угрызения совести, чувство вины — ответы на вопросы этой шкалы отражают сдерживающее влияние чувства вины на проявление форм поведения, которые обычно запрещаются нормами общества. Этот пункт выражает степень убеждения обследуемого в том, что он является плохим человеком, совершающим неправильные поступки, наличие у него угрызений совести.
Физическая и косвенная агрессия, раздражение и вербальная агрессия вместе образуют суммарный индекс агрессивных реакций. А обида и подозрительность — индекс враждебности.
Анализируя результаты мы получили следующее: у 43 опрошенных средний уровень физической агрессии и это составляет 58 % , вербальная агрессия составляет 60 % — это высокий показатель, уровень косвенной агрессии 61,37 % — это высокий показатель, негативизм составляет 58,6% — это высокий уровень, подозрительность 48,09 % — это низкий уровень, раздражение составляет 43,11 % — это низкий уровень, обида средний уровень — это 56,83 %, чувство вины составляет 60,88 % — это высокий уровень.
Полученные результаты отражены в рисунке.
Рис.2.2. Среднеарифметическое форм агрессивности у подростков, где ФА — физическая агрессия, ВА — вербальная агрессия, КА — косвенная агрессия, Н — негативизм, Р — раздражение, П — подозрительность, О — обида, ЧВ — чувство вины.
Таким образом, низкий процентный показатель у подростков составляет раздражение и подозрительность. Обида — средний процентный показатель. Высокий показатель — физическая, вербальная, косвенная агрессия, негативизм, чувство вины.
.3 Эмпирическое исследование стиля поведения в конфликтной ситуации
Для определения предрасположенности личности к конфликтному поведению была использована методика К. Томаса [19, с 470 — 475].
К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:
соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву своих интересов ради другого;
компромисс;
избегание, для которого характерно как отсутствие к стремлению кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обоих сторон.
В своем опроснике К.Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.
Таблица 2.3 Показатели поведения подростков в конфликтной ситуации
СоперничествоСотрудничествоКомпромиссИзбеганиеПриспособлениеА/В%А/В%А/В%А/В%А/В%В716,21637,11125,5716,41944,1С17402251,42865,230701944,1Н1944,1511,549,3614511,5
Из таблицы видно, что с высоким показателем соперничества было выявлено 7 человек, что составляет от общего количества 16,2 %; со средним показателем выявлено 17 человек, что составляет 40 %; с низким показателем 19, что составляет 44,1 %. Таким образом, у респондентов более проявляется низкий уровень соперничества.
Высокий показатель сотрудничества был выявлен у 16 человек, что составляет 37,1 % от общего количества опрошенных; 22 человека со средним показателем, что составляет 51,4 %; 5 человек с низким показателем, что составляет 11,5 % от общего числа опрошенных. Таким образом, у респондентов более выражен средний показатель сотрудничества.
Высокий показатель компромисса был выявлен у 11 человек, что составляет 25,5 %; 28 человек со средним показателем, что составляет 65,2 %; с низким показателем 4 человека, что составляет 9,3 % от общего числа опрошенных. Таким образом, у респондентов более выражен средний показатель компромисса.
Высокий показатель избегания был выявлен у 11 человек, что составляет 25,5 %; 30 человек со средним показателем, что составляет 70 %; с низким показателем 6 человека, что составляет 14 % от общего числа опрошенных. Таким образом, у респондентов более выражен средний показатель избегания.
Высокий показатель приспособления был выявлен у 19 человек, что составляет 44,1 %; 19 человек со средним показателем, что составляет 44,1 %; с низким показателем 5 человека, что составляет 11,5 % от общего числа опрошенных. Таким образом, у респондентов на одинаковом уровне выражен средний и высокий показатели приспособления.
.4 Сводные данные проведенного исследования
При статистической обработке нами были использованы методы математической обработки данных:
Расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена.
Поскольку значения первичных эмпирических данных не удовлетворяют нормальному закону распределения, то в качестве метода статистической обработки с целью установления связей между стратегиями поведения в конфликтной ситуации и видами агрессии использовался расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Данный метод реализовался в пакете программы STATISTICA 6.0.
Корреляционный анализ дал возможность выявить связи: умеренную положительную связь (q = 0.38; p0,05), это означает, что при увеличении соперничества происходит увеличение вербальной агрессии; умеренную положительную связь между «соперничеством» и «негативизмом» (q = 0.45; p0,05), эта связь говорит, что при увеличении соперничества происходит увеличение негативизма (см. табл.П.2.1).
Также умеренную положительную связь между «сотрудничеством» и «индексом враждебности» (q = 0.33; p0,05), это означает, что при увеличении сотрудничества происходит увеличение индекса враждебности (см. табл. П. 2.2).
Такой вид поведения в конфликтной ситуации как «компромисс» не позволил выявить никаких связей между видами агрессии (см. табл. П. 2.3).
Выявили умеренную отрицательную связь между «избеганием» и «обидой » (q = -0.34; p0,05), это означает, что при увеличении избегания происходит уменьшение обиды; умеренную отрицательную связь между «избеганием» и «индексом враждебности» (q = -0.34; p0,05), эта связь говорит, что при увеличении избегания происходит уменьшение индекса враждебности (см. табл.П.2.4).
Умеренную отрицательную связь между «приспособлением» и «вербальной агрессией» (q = -0.39; p0,05), это означает, что при увеличении приспособления происходит уменьшение вербальной агрессии; умеренную отрицательную связь между «приспособлением» и «негативизмом» (q = — 0.30; p0,05), эта связь говорит, что при увеличении соперничества происходит уменьшение негативизма (см. табл.П.2.5).
Выводы 2
Таким образом, по изучению результатов исследования пришли к выводу: низкий процентный показатель у подростков составляет раздражение и подозрительность. Обида — средний процентный показатель. Высокий показатель — физическая, вербальная, косвенная агрессия, негативизм, чувство вины.
Проанализировав результаты поведения подростков в конфликтной ситуации, получили преобладающее число подростков со средними показателями (обида).
Сравнительный анализ связей между стратегиями поведения в конфликтной ситуации и видами агрессии позволил нам частично подтвердить гипотезу о наличии взаимосвязи между уровнем агрессии и поведением в конфликтной ситуации. К такому результату мы пришли потому, что не выявили взаимосвязи между таким видом поведения в конфликтной ситуации как «компромисс» и видами агрессии.
Заключение
Настоящая работа ставила своей целью выявить взаимосвязь между агрессивностью и поведением подростков в конфликтной ситуации.
Для этого мы изучили имеющуюся научную литературу по этой теме. Мы раскрыли такие понятия как агрессивность и конфликтность. Агрессивность — одна из важных установок, коренящаяся в садистической фазе либидо. Выражается в стремлении к наступлению или насильственным действиям, направленные на нанесение ущерба или на уничтожении объекта наступления. [20, с 23] Конфликт — это столкновение противоположных интересов, взглядов; серьезное разногласие, острый спор.
Агрессию следует рассматривать как модель поведения, а не как эмоцию, мотив или установку. В таком качестве она является открытой для прямой модификации и может быть ослаблена с помощью многих процедур. И, наконец, агрессия может как усиливаться, так и подавляться за счет таких аспектов ситуации, которые влияют на степень и характер личностного самоанализа. [5, с. 187].
Конфликт выступает как биполярное явление — противостояние двух начал, проявляющее себя в активности сторон, направленной на преодоление противоречия, причем стороны конфликта представляются активным субъектом (субъектами).
[11, с. 17].
В процессе исследования установлено, что существуют умерено положительные взаимосвязи между «соперничеством» и «вербальной агрессией»; «соперничеством» и «негативизмом»; «сотрудничеством» и «индексом враждебности» и умеренную отрицательную связь между «избеганием» и «обидой»; «приспособлением» и «вербальной агрессией». Также нам не удалось выявить никакой связи между таким видом поведения в конфликтной ситуации как «компромисс» и видами агрессии. Таким образом, сравнительный анализ связей между стратегиями поведения в конфликтной ситуации и видами агрессии позволил нам частично подтвердить гипотезу о наличии взаимосвязи между уровнем агрессии и поведения в конфликтной ситуации.
Список литературы
1. Авт. Сост. В.Н. Конорулина, М.Н. Смирнова /Психологический словарь / Ростов — на — Дону: Финекс 2003. — с. 640.
. Абрамова, Г.С./ Возрастная психология. — М. — 2006.
. Абрамова, Г.С. Возрастная психология. — Екатеренбург. 1999. — с. 86.
. Артур Ребер/ Большой толковый психологический словарь.: том 1.: Вечераст. — М. — 2000. — с. 600.
. Бэрон, Р., Ричардсон, Д. /Агрессия. — СПб.: Изд-во «Питер». 1997. — с. 550.
. Василюк, Ф.Е./ Психология переживания. — анализ преадоления критической ситуации. — М. — 1984.
. Войкунский, А. Я говорю, мы говорим: Очерки о человеческом общении. — М: Прогресс, 1990.
. Вайнштейн, Л.А./ Общая психология: Учебное пособие — Мн.: Тесей. — 2005. — с. 368.
. Гамезо, М.В., Петрова, Е.А./ Возрастная и педагогическая психология: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. — М.: педагогическое общество России. — 2004. — с. 512.
. Гришина, Н.В. / Психология конфликтов. — СПб.: Питер, 2003. — с.464
. Здравомыслов, А.Г. Социология конфликта. М., 1995.
. Зазыкин, В.Г., Нечаева Н.С. Введение в психологию конфликтов (на примерах конфликтов в коллективах организаций).
— М.: 2003
. Карандашев, Ю.Н./ Психология развития: Часть первая: Введение: Учебное пособие. — Мн.: МП Д-Р КАРА — 1999. — с. 240.
. Коломинский, Я.Л./ Психология взаимоотношений в малых группах. — Мн.: Издательство БГУ им. В.И. Ленина — 1976. — с.350.
. Крайг, Г., Бокум, Д. / Психология развития — 9-е издание: Питер. — 2004 — с. 940.
. Лоренц, К. Агрессия. — М.: 1994. — с.56.
. Мухина, В.С./ Возрастная психология / Феноменалогия развития, детство, отрочество.: Учебник для студентов вузов — 6-е издание, стереотип. — М. — 2000. — с. 456.
. Немов, Р.С./Психология образования: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. — М.: Просвещение: Владос, 1994. — с. 496.
. Петровский, А. В., М. Я. Ярошевский /Психологический словарь. — М.: 1990. -с. 416.
. Психология эмоций. Тексты. / В. К. Вильнас, Ю. Б. Гипенрейтер. — М.: Изд-во Московского Университета. 1984. — с.142.
. Реан, А.А./ Психология человека от рождения до смерти. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК. — 2002. — с. 656.
. Скотт, Г. Джинни Конфликты: пути преодоления/Пер. с английского. — Киев: Издат. Об-во «Верзилин и К ЛТД», 1991.
. Скотт, Г. Джинни Способы разрешения конфликтов/Пер. с английского. — Киев: Издат. Об-во Верзилин и К ЛТД, 1991.
. Трофимова, Н.М., Пушкина, Т.Ф./ Возрастная психология. — СПб.: Питер. — 2005. — с. 240 конфликт поведение подросток агрессивность
. Хухлаева, О.В /Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — с. 208.