СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………….. 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И САМОКОНТРОЛЯ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ………………………………………………………………………… 1.1 Понятие самоконтроля, его функции и виды……………………………………. 1.2 Содержание психологической адаптации…………………………………………. 1.3 Роль самоконтроля в психологической адаптации военнослужащих…………………………………………………………………………………… 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИСЛЕДОВАНИЯ………………………..
2.1 Организация исследования………………………………………………………………… 2.2 Методы исследования…………………………………………………………………………. 2.3. Анализ результатов исследования……………………………………………………….. 2.3 Результаты эмпирического исследования…………………………………………… ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….. ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………………………… 3 5 5 14 29 34 34 38 45 46 48 51
Исследование адаптации осужденных в колонии поселения
1 Организация и методы эмпирического исследования 2.2 Результаты исследования и их интерпретация Выводы Заключение Список литературы Введение Лишение человека свободы, его ... внутри коллектива, снижению производительности труда и нарушению режима содержания. Многие исследователи прямо указывают на связь степени и полноты адаптации с побегами из колоний, конфликтами в среде ...
ВВЕДЕНИЕ
Профессиональная деятельность военнослужащих сопряжена с повышенными, а часто и экстремальными, психологическими и физическими нагрузками. Сегодня очевидно, что система психологически обоснованных мероприятий по адаптации военнослужащих — это насущная, первоочередная необходимость.
Проблему психологической готовности к действиям в экстремальных ситуациях изучали Л.Д. Битехтина [3], А.Л. Ганюшкин [4], В.И. Лебедев [21 — 23] и др. Однако исследования психологической готовности к действиям в экстремальных ситуациях военнослужащих ПВО мало изучалась, поэтому данное исследование является актуальным.
Изучение психологической адаптации является практически значимым, так как позволит разработать образовательные, тренинговые и коррекционные программы, позволяющие повысить уровень психологической гтовности к выполнению поставленных задач у военнослужащих.
Цель: взаимосвязь психической адаптации и самоконтроля у военнослужащих.
Объект исследования: психологическая адаптация военнослужащих.
Предмет: взаимосвязь психической адаптации и самоконтроля у военнослужащих.
Задачи:
1) определить понятие самоконтроля, его функции и виды;
2) рассмотреть содержание психологической адаптации;
3) выявить роль самоконтроля в психологической адаптации военнослужащих;
4) провести исследование взаимосвязи психической адаптации с самоконтролем у военнослужащих;
3) разработать рекомендации по психологической адаптации у военнослужащих.
Характеристика выборки: В исследовании принимали участие 30 мужчин в возрасте 25 — 35 лет: военнослужащие Войск ПВО.
Методы исследования:
— аналитический;
— сравнительный;
— беседа;
— многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А. Маклакова и С. Чермянина [13; 25 — 38];
— методика определения нервно-психической устойчивости риска дезадаптации в стрессе “Прогноз», разработанная в Санкт-Петербургской военно-медицинской академии [13; 57 — 64];
Структура работы: курсовая работа включает введение, основную часть, включающую 2 главы, заключение и библиографический список.
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И САМОКОНТРОЛЯ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ.
1.1 Понятие самоконтроля, его функции и виды
Впервые проблема самоконтроля как особого психического образования была выделена З. Фрейдом. Процесс самоконтроля он рассматривал как инстинкт, обеспечивающий сохранение собственного «Я» индивида. [4,с.55]
Впоследствии попытку выяснить психологическую сущность самоконтроля осуществили такие представители неофрейдизма, как Г. Сал-ливан, Э. Фромм и К. Хорни. Самоконтроль — это «рациональная рефлексия и оценка субъектом собственных действий на основе личностно-значимых мотивов и установок, которые заключаются в сравнении, анализе и коррекции отношений между целями, средствами и последствиями действий» [4, с. 312]. По их мнению, способность к самоконтролю является врожденной, независимой от внешней среды. Человек рождается с «автономным стремлением к самосознанию», а потребность в самоконтроле, самооценке возникает в процессе выполнения индивидом определенных видов деятельности [11].
Кейс №37 Психология младшего школьника. Ведущая деятельность ...
... психологическая. И определяется она тем, как ребенок относится к другим людям — взрослым, сверстникам, к заданиям, которые он выполняет, и тем, насколько развиты у него психические ... деятельность способствует развитию воли, так как учение всегда требует внутренней дисциплины. У ребенка начинает развиваться способность к самоорганизации, он осваивает приемы планирования, повышаются самоконтроль ...
Сущность физиологических механизмов самоконтроля пытались раскрыть и представители необихевиоризма — Б. Скиннер, Э. Толмен, К. Халл и др.. Б. Скиннер настаивал на выделении внутреннего плана поведенческой деятельности или образа как одной из психологических категорий. В связи с этим исследователь определил определенные признаки, характеризующие действие механизма самоконтроля в поведении индивида, а именно:
1) противоречия между двумя или многими альтернативами поведенческой деятельности
2) последствия, находящиеся в конфликте,
3) основным фактором самоконтроля выступает внешний контроль, в частности, последствия поведенческой деятельности человека [10]. В свою очередь Э. Толмен и К. Халл отмечали внутренних (независимых) стимулах в поведении личности и зависимости вида деятельности индивида от типа его самоконтроля.
Объективно обосновать сущность процесса самоконтроля как одной из наиболее важных признаков сознания и самосознания человека удалось отечественным психологам, используя принцип единства и деятельности (Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Д. Эльконин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон и др.).
Самоконтроль выступает как условие адекватного психического отражения человеком собственного внутреннего мира, окружающей ее объективной реальности, а также является обязательным компонентом всех форм психических явлений, которые присущи человеку (процессы, состояния, свойства).
Так, самоконтроль — это способность индивида следить за собой, контролировать себя, осознавать собственное поведение, деятельность и их результаты [1].
Заслуживает внимания и попытка С. Никифорова разделить понятия самоуправления, саморегуляции и самоконтроля. Саморегуляция рассматривается им как составляющая самоуправления. Самоуправление обеспечивает конкретизацию мотивов поведения и деятельности, постановку соответствующих целей, выбор путей их достижения. Вместе саморегуляция способствует реализации задуманного, то есть ближайших промежуточных целей. Тогда как к задачам самоуправления относятся: решения конечной цели деятельности, конкретизация целей?? Амовиховання, выбор жизненного пути и т.д.. Самоконтроль, по мнению С. Никифорова, является одним из важнейших компонентов самоуправления и саморегуляции. Каждый этап преобразования информации в кольцевой схеме психического самоуправления (прием, переработка информации, выбор программы действий и ее реализация) сопровождается подключением механизма самоконтроля с целью обеспечения эффективного и надежного протекания процессов саморегуляции и достижение цели деятельности [6].
Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)
... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.
Остановимся подробнее на психологической сущности процесса самоконтроля, предполагает направленность на выявление способов итогового контроля в ходе усвоения знаний и овладения навыками производственной деятельности. По мнению психологов, самоконтроль тесно связан с вниманием (П.Я. Гальперин), мышлением и внутренним вещанием (А.Н. Соколов), волей (В.И. Селиванов).
Существует много подходов к определению понятия самоконтроля, условий и средств его формирования. В философском словаре под редакцией В.И. Шинкарук указывается, что «самоконтроль — это способность человека к самоанализу и самооценки собственного» Я «, собственных интеллектуальных, морально-психологических, профессиональных качеств, умение учитывать их при осуществлении конкретных поступков в различных ситуациях, контролируя таким образом свою деятельность» [12, с. 14]. В украинском энциклопедическом словаре под редакцией Ф.С. Бабичева отмечается, что «самоконтроль — это осознанное регулирование человеком своего поведения и деятельности с целью обеспечения соответствия между их результатами и поставленными целями и требованиями, нормами» [11, с. 159]. Л.И. Рувинський и А.Е. Соловьева акцентируют внимание на наличии программы практического поведения, программы собственной деятельности как необходимого условия реализации механизма самоконтроля. С помощью такого механизма индивид способен устанавливать отклонения программы деятельности, реализуемой от заданной и вносить коррективы в план деятельности [9, с. 70].
Обобщая вышеописанные подходы, Л.И. Божович отмечает, что самоконтроль — это сознательный контроль, осуществляемый человеком собственным поведением, мыслями, чувствами, а также управления и планирования своей деятельности. Средствами самоконтроля индивид сознательно корректирует собственную внутреннюю и внешнюю деятельность.
Дальнейшие определения понятия самоконтроля позволяют одновременно перейти к проблеме понимания функций самоконтроля. Г.А. Собиева указывает, что самоконтроль — это умение индивида критически относиться к собственным поступкам, действий, мыслей, чувств, способность регулировать свое поведение. М.И. Кувшинов определяет самоконтроль как сознательное регулирование и планирование деятельности на основе анализа изменений, происходящих в процессе действия, и способствует достижению поставленной цели. По мнению А.С. Линди, самоконтроль является таким компонентом самосознания, предполагает активное саморегулирования и коррекцию индивидом собственной деятельности и поведения. Вместе с тем основой такого самоконтроля выступают действия самоуправления (самооценка, коррекция, совершенствование собственной деятельности и поведения).
Согласно вышеописанным, в функции самоконтроля относятся процессы планирования, управления, регулирования и коррекции.
С другой стороны, самоконтроль выполняет функцию контроля, в частности позволяет установить степень разногласий или совпадение между эталоном и контролирующей составляющей. Проанализируем эту функцию самоконтроля сквозь призму проблемы самовоспитания. Так, А.Я. Арета понимает под самоконтролем способность человека к самонаблюдению, самопроверки, в частности проверки собственного поведения и деятельности средствами сопоставления их результатов с общепринятыми критериями [1]. Л.И. Рувинський видит функцию самоконтроля в установлении отклонений программы от заданной и внесением соответствующих корректив в план деятельности, т.е. самоконтроль позволяет реализовать и уточнить уже действующий план. При этом психолог замечает, что процессы самоконтроля и планирования не является тождественными, поскольку последний осуществляется в соответствии с целями и мотивами личности. Сделанные выводы совпадают с описанными выше результатами исследований С. Никифорова о том, что самоконтроль является одной из функций саморегуляции и не совпадаетпо содержанию последней.
Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения школьников
... деятельности; методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности. ... работе - это приучение к выполнению элементарных правил поведения, связанных с внешней культурой. Так, первокурсников "тренируют" ... дел с целью формирования и развития их личности. Приучение - это организация планомерного и регулярного ...
Похожего мнения по контролирующей функции самоконтроля, разделение понятий самоконтроля и саморегуляции придерживаются В.В. Чебышева и Л.Б. Ительсон. В.В. Чебышева считает, что самоконтроль выступает как сознательный процесс, предусматривает:
— самонаблюдения индивида действиями, их результатам
— сопоставления таких результатов с воображаемыми правильными действиями и результатами в соответствии с целями и планом деятельности
— регулирования собственной деятельности на основе указанного выше Л.Б. Ительсон видит контрольно-оценочную функцию самоконтроля в сопоставлении принятого плана, приемов, которые выполняются, достигаемых, и корректив, вносимых с поставленной целью и оценке их адекватности намеченной трудовой задачи [3].
Представленные выше подходы к определению понятия самоконтроля можно дополнить результатами исследований В.А. Петровского и Е.М. Черепановой. Термином «самоконтроль» исследователи обозначают особые действия, предметом которых выступают собственные состояния и свойства человека, например, характеристики индивида как субъекта деятельности, общения или самосознания. Самоконтролирующей деятельность оказывается в следующих формах активности индивида, как ответственность за последствия собственных поступков, осторожность, сдержанность, проверка практических действий, подотчетность мыслей и намерений т.д..
Самоконтроль как особое психическое образование в структуре самосознания может быть двух видов:
1) аффективный,
2) когнитивных.[4,с.55]
Аффективный самоконтроль позволяет управлять эмоциональными процессами и побуждениями индивида. Предметом контроля когнитивного вида самоконтроля выступают собственные представления и мысли индивида. Психологи отмечают, что аффективное самоконтроль тесно связан с волевыми качествами личности, тогда как когнитивный самоконтроль характеризуется единством его волевой и рефлексивной составляющих [8, с. 49].
Представляют интерес и результаты исследований Я. Гальперина относительно содержания самоконтроля. Так, в структуру самоконтроля как акта проверки он относит все психические процессы и свойства личности, необходимые для осуществления побудительной и исполнительной саморегуляции индивидом собственной деятельности. Психолог указывает на тесную связь между самоконтролем и вниманием, рассматривая самоконтроль как одну из предпосылок формирования внимания. П.Я. Гальперин также отмечает о существовании как пооперационного, так и итогового контроля по конечному результату [2].
На тесную взаимосвязь между самоконтролем и вниманием указывает также и А.Р. Лурия, называя высшей формой самоконтроля сложную форму произвольного внимания, что позволяет индивиду самостоятельно контролировать свою деятельность и поведение.
Теории поведения личности в конфликте
... конструктивный конфликт в деструктивный. Таблица 1 Основные модели поведения личности в конфликте № п/п Модель поведения Поведенческие характеристики личности Конструктивная Стремится уладить конфликт; Нацелена на поиск ... медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-I); - способен к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и ...
По мнению исследователей, как упоминалось выше, само-контролирующая деятельность зависит и от участия в ней волевых процессов. В связи с этим Л.И. Рувинський и А.Е. Соловьевой выделяются два вида самоконтроля:
1) самопроизвольный,
2) произвольный.
Именно произвольный самоконтроль, определяемый сознательно поставленной целью, позволяет следить за точностью реализации программы собственной деятельности. Последний вывод совпадает с мнением А.А. Леонтьева о том, что «самоконтроль — это этап сопоставления реализации и замысла» [5, с. 133]. Также произвольный самоконтроль, с одной стороны, создает возможности для стабилизации деятельности (например, организации наблюдения за реализацией определенных задач, создание препятствий для непроизвольного изменения деятельности и др.).. С другой стороны, такая форма самоконтроля помогает реализации действий внутри деятельности. Итак, произвольная цель — проконтролировать определенную программу деятельности — способствует более полному и точному отображению информации о ней, а следовательно, и более четкому самоконтроля. «Чем больше информации воспринимается, тем эффективнее и полнее, при сходных условиях, осуществляется самоконтроль», — отмечает Д.А. Оганесян [7, с. 219].
В отличие от произвольного самоконтроля непроизвольный самоконтроль может осуществляться в структуре восприятия и функционирования автоматически. Предметом непроизвольного самоконтроля выступает лишь процессуальную сторону деятельности, снижает его возможности в процессе стабилизации деятельности.
Итак, самоконтроль является неотъемлемой составляющей всех видов деятельности человека. На основе анализа состояния освещения проблемы самоконтроля в психологической литературе попробуем представить собственное видение содержания и механизмов самоконтроля как одного из продуктов самосознания, многими психологами рассматривается в составе поведенческого компонента «Я-концепции» личности.
«Я-концепция» — это динамическая система представлений личности о себе, что существуют в осознанной и неосознаваемой форме, в сочетании с их эмоционально окрашенной оценке и поведенческой реакцией, фактором которых выступают представления о себе и их оценка [4,с.55].
По характеру содержания различается положительная и отрицательная «Я-концепция». Характеристиками, указывающие на положительную «Я-концепцию» личности, является позитивное отношение индивида к себе, адекватная (или высокая) самооценка, самоуважение и т.п. О наличии негативной «Я-концепции» свидетельствуют негативное отношение к себе, неадекватная (в значительной степени завышена или занижена) самооценка, низкое самоуважение, чувство неполноценности и т.п.
Уместно заметить при этом, что когнитивный компонент — «образ Я» и эмоционально-оценочная составляющая «Я-концепции» вызывают соответствующие поведенческие реакции, относящиеся к поведенческой составляющей в структуре «Я-концепции».
И.И. Чеснокова [14] обращает внимание на тот факт, что именно самооценка выступает необходимым внутренним условием регуляции поведения и деятельности. С помощью включения самооценки в структуру мотивации деятельности личность осуществляет непрерывное соотношение своих возможностей, внутренних психологических резервов с целью и средствами деятельности. Саморегуляцию поведения осуществляет самосознание, постоянно сравнивая реальное поведение с «Я-концепцией». Во саморегуляцией понимают процесс организации личностью своего поведения с использованием результатов самопознания и эмоционально-ценностного самоотношения на всех этапах процесса поведения, начиная с мотивации и заканчивая оценкой результатов.
Эволюционно-историческая концепция личности
... концепции личности. Мы предпочитаем широкое толкование последнего термина и придерживаемся определения Л.П. Буевой(1968): «Личность - это человек в совокупности его социальных качеств, формирующихся в различных видах деятельности ... важные поведенческие акты. Функционируют механизмы подражания, обусловливающие стадное поведение. Способность к обучению ограничена незначительными вариациями жестких ...
Согласно этому пониманию саморегуляции, является одной из подструктур поведенческой составляющей «Я-концепции», И.И. Чес-НОКов выделяет два уровня саморегуляции. На первом уровне саморегулирования происходит управление личностью протеканием процесса поведения непосредственно от мотивирующих детерминант к конечному результату и его оценки. На втором уровне начинается сложное действие самоконтроля, а именно: проследить личностью всех звеньев регуляции поведения, их связи, внутренней логики, постоянный «отчет» личности перед собой о соотношении цели, мотива действия и хода самого действия, планирование действия в соответствии с определенной цели поведенческого акта [14].
Уместно отметить, что результативнисть самоконтроля будет зависеть от различных внешних и внутренних факторов. Исследователи М.И. Боришевский, Т. Гавакова, Л.В. Долинская к внешним условиям производительности самоконтроля относят контроль и требования учителей, оценку знаний, создание установки на самоконтроль, подключение учащихся к самоконтролю. Среди внутренних условий производительности самоконтроля выделяются:
1) степень осознания личностью соответствии своего поведения объективным требованиям и необходимости контролировать свое поведение в соответствии с этими требованиями,
2) наличие образцов поведения (правила поведения, социальные нормы, образы конкретных людей и др..)
3) наличие определенного мотива, который обеспечивает положительное отношение субъекта к той поведения, в пр……..