Содержание
Введение
1. Теоретический анализ проблемы изучения зависимости типа эмоционального реагирования на стресс от темперамента
1.1. Понятие стресса. Стресс как проблема современной психологии
1.2 Стресс как аффект
1.3 Теория стресса, разработанная Г.Селье
1.4 Понятие темперамента. Темперамент и типы нервной системы
1.5 Эмоциональные реакции на стресс; их зависимость от свойств нервной системы и типа темперамента
1.6 Копинг-поведение как способность к преодолению стресса
2. Характеристика диагностических методик
3. Результаты исследования зависимости типа эмоционального реагирования на стресс от темперамента
Заключение
Список использованных источников
Введение
эмоциональный стресс темперамент копинг поведение
В настоящее время учение о стрессе получило достаточно широкую известность. За последние пятьдесят лет было написано огромное количество трудов по данной теме. Актуальность этого вопроса объясняется, во-первых, его многогранностью, во-вторых, недостаточной его изученностью из-за сложности постановки эксперимента, и в-третьих естественным желанием человека наилучшим образом адаптироваться к условиям жизни, желанием общества повысить отдачу в труде от каждого его члена.
Трудности в изучении данного вопроса возникают так же из-за отсутствия целостного представления о структуре стресса и противоречивости имеющихся подходов.
В качестве теоретической основы проблемы изучения типа эмоционального реагирования на стресс от темперамента были использованы исследования таких известных отечественных и зарубежных ученых как Абульханова-Славская К.А., Адлер А., Анциферова Л. И., Асмолов А. Г., Бергер П., Лукман Т., Братусь Б. С., Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю., Василюк Ф. Е., Голованевская В. И., Гришина Н. В., Дорожевец А. Н., Зинченко В. П. (изучение вопросов социологии трудных жизненных ситуаций и адаптации к кризисным событиям), Китаев-Смык Л.А., Лазарус Р. (вопросы изучения структуры стресса как аффекта).
Особое значение оказали работы В. Лукина, А.А. Реана (мотивация как фактор влияния на выбор личности), А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, Л.М. Митина (формирование личности посредством деятельности).
изучение эмоционально-волевой подготовки спортсменов.
... актуальная проблема воспитания спортсменов. Целью данной работы является изучение эмоционально-волевой подготовки спортсменов. Вопросами эмоций и воли, а ... М.: Просвещение,1981. - С.315-332. 7. Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности. - М.: ФиС, 1978. 8. Егоров ... М.: Просвещение, 1985. 17. Мильман В.Э. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности // Стресс и тревога в спорте. - М.: ...
Еще в 1936 г. Н. Selye в рамках предложения концепции стресса выделил два уровня адаптационной системы. В соответствии с его представлениями в стрессовой ситуации первым реагирует поверхностный уровень, черпающий свои из второго, «глубокого» уровни, который связан с адаптационной перестройкой гомеостатических систем всего организма. Независимо от типа стрессового воздействия, но в соответствии с фазой адаптации (тревога, сопротивление, истощение) происходит формирование адекватной требованиям среды «новой функциональной системности организма [14].
Таким образом, Н. Selye сформулировал общие закономерности процесса приспособления к стрессовым событиям, в результате которого деятельность организма человека направлена на поддержание или сохранение баланса между требованиями среды и удовлетворяющими их реакциями.
В дальнейшем М.И. Дьячекко и В И. Лебедев обратили внимание на тот факт, что индивидуумы различными способами приспосабливаются к стрессовым ситуациям, а сам процесс приспособления может меняться в зависимости от своей эффективности.
Человек прибегает к помощи окружающих его людей (близких родственников, друзей, коллег по работе и т. д.), чтобы избавиться от «дискомфортного» чувства беспокойства при стрессовых воздействиях внешнего мира [7].
В случае неэффективности такого адаптационного поведения он игнорирует существующую проблему и формирует своеобразную психологическую защиту.
Такие защитные механизмы проявляются в определенных стратегиях (способах) поведения, которые К. Ногпеу определила как: стремление к людям; стремление отдалиться от людей (потребность в независимости); стремление действовать против людей.
Все больше данных, что психологические факторы — индивидуальные качества, способности человека, готовность, установки, характер, темперамент — в сложной обстановке не суммируются арифметически, а образуют некий комплекс, который реализуется либо в правильных, либо ошибочных действиях [17].
Гримак Л.П. отмечает, что возможность противостоять стрессовой ситуации включает три составляющие:
1) физиологическую устойчивость, обусловленную особенностями организма (конституция, I тип высшей нервной деятельности, вегетативная пластичность и т.д.).
2) психическую устойчивость, обусловленную профессиональной подготовкой и общим уровнем качеств личности (специальные навыки действий в напряженной ситуации, наличие положительной мотивации, чувство долга и др.).
3) психологическую готовность (активно-деятельное состояние, мобилизованность всех сил и возможностей на предстоящие действия).
Не разрешенной является на данный момент такая актуальная задача, как прогнозирование поведения человека в стрессовой ситуации. А именно этот аспект является основной проблемой психологии стресса, поскольку его разрешение даст возможность разрабатывать коррекционные программы направленные на повышение адаптационных возможностей личности.
Целью данной курсовой работы является выявление зависимости типа эмоционального реагирования на стресс от темперамента.
Объект исследования: студенческая молодежь в возрасте от 17 до 24 лет на примере Красноярского края.
Курчакова мария сергеевна Психофизиологические механизмы эмоционального ...
... Изучение связи локальных показателей аффективности стимулов с характеристиками эмоционального реагирования и выраженностью признаков посттравматического стресса у больных раком молочной железы и военнослужащих, участников ... 2002, и др.) исследовались испытуемые, различающиеся по степени выраженности защитного типа поведения. Показано, что у испытуемых с высоким уровнем психологической защиты ...
Предмет исследования: зависимость типа эмоционального реагирования на стресс от темперамента
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что существует зависимость типа эмоционального реагирования на стресс от темперамента.
В соответствии с объектом, предметом, целью определены задачи исследования:
Провести теоретический анализ источников по проблеме изучения типа эмоционального реагирования на стресс от темперамента
Подобрать диагностический комплекс, позволяющий выявить зависимость типа эмоционального реагирования на стресс от темперамента.
Провести эмпирическое исследование, используя подобранный диагностический комплекс.
Провести научный сравнительный анализ полученных результатов.
1 Теоретический анализ проблемы изучения зависимости типа эмоционального реагирования на стресс от темперамента
1.1 Понятие стресса. Стресс как проблема современной психологии
Термин «стресс» был введен канадским физиологом Г. Селье (1936г.) при описании адаптационного синдрома. Он определил стресс как неспецифическую реакцию организма на любое предъявленное ему требование.
В настоящее время термин «стресс» встречается в современной литературе, как обозначающий такие понятия:
1. Сильное неблагополучное, отрицательно влияющее на организм воздействие;
2. Сильные, как неблагополучные, так и благополучные для организма реакции разного рода;
3. Неспецифические черты (элементы) физиологических и психологических реакций организма, возникающих при разного рода воздействиях;
В Психологическом словаре, под редакцией Зинченко В.П. приводится следующее определение данного понятия:
«Стресс — это состояние психического напряжения возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах (12).
Основной характеристикой стресса является независимость процесса приспособления от характера раздражителя или нагрузки. Данный процесс Селье обозначил как Общий Адаптационный Синдром (ОАС).
ОАС — это совокупность адаптационных реакций в организме, носящих общий защитный характер [12]. Согласно Селье, ОАС включает в себя три этапа:
Реакция тревоги, во время которой сопротивление организма понижается («фаза шока»), а затем включаются защитные механизмы;
Стадия сопротивления (резистентности), когда напряжением функционирования систем достигается приспособление организма в соответствии с новыми условиями;
Стадия истощения, в которой выявляется несостоятельность защитных механизмов и нарастает нарушение согласованности жизненных функций;
Таким образом, стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность, вплоть до полной ее дезорганизации.
Согласно данным литературы, существует индивидуальная предрасположенность к активному, либо пассивному реагированию на стресс [18]. Опыт изучения акустического и гравитационного стресса, показал возможность разделить людей на активно, пассивно и исходно реагирующих. Чем выше степень экстремальности, тем больше возрастает число «пассивных» за счет уменьшения числа исходно реагирующих. Доля активно реагирующих меняется У-образно, достигая максимума при определенном уровне экстремальности, а затем, снижаясь [32]. Это явление можно объяснить действием закона Йоркса — Дотсона, согласно которому, увеличение активации сначала ведет к повышению активности, но после достижения определенного максимума, активность начинает резко снижаться, повышается вероятность дезорганизации системы. Возбуждение и торможение составляют две стороны единого, нервного процесса. Своим сбалансированным соотношением они определяют успех приспособительной деятельности. Палов И.П. высказал предположение, что одной из главных причин для возникновения запредельного торможения является истощение, ослабление нервных клеток [19].
проблемы предэкзаменационного стресса и эмоциональной дезадаптации ...
... предэкзаменационного стресса и эмоциональной дезадаптации у студентов младших курсов Теоретико-методологическая база исследования является положение о необходимости формирования у человека устойчивой, ... изучена. Понятие психологического стресса (критические жизненные события, каждодневный стресс) и совладающего поведения, Г. Селье определяет стресс как неспецифический ответ организма на любое ...
Данная схема реакции на активацию, полностью соответствует трем фазам ОАС. Однако, в связи с индивидуальными особенностями различных людей, протекание этих фаз будет различаться как по продолжительности каждой фазы, так и по их интенсивности. А поскольку, человек функционирует одновременно на нескольких различных уровнях, то дезорганизация любого из них, в той или иной степени повлечет за собой дезорганизацию и на всех остальных. Что, в свою очередь, неблагоприятно отразиться и на психосоматическом здоровье человека, и на продуктивности его деятельности, и на его социальное окружение.
В связи с этим, перед исследователями стоит задача изучения адаптации человека к сложным (т.н. экстремальным) условиям, прогнозирование его поведения в подобных условиях [11], а так же разработка методов коррекции.
1.2 Стресс как аффект
Аффекты — это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец. Это реакция, которая возникает в результате уже совершенного действия или поступка и выражает собой его субъективную эмоциональную окраску с точки зрения того, в какой степени в итоге совершения данного поступка удалось достичь поставленной цели, удовлетворить стимулировавшую его потребность.
Аффекты способствуют формированию в восприятии так называемых аффективных комплексов, выражающих собой целостность восприятия определенных ситуаций. Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями [7].
Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. Они способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти.
В отличие от аффектов Работа эмоций и чувств связана по преимуществу с кратковременной и оперативной памятью. Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате возникновения аффектогенных ситуаций, может суммироваться и рано или поздно, если ей вовремя не дать выхода, привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая напряжение, часто влечет за собой ощущение усталости, подавленности, депрессии.
Стресс представляет собой реакцию на значимый раздражитель
... равнодушия, но никогда не равен нулю. Г. Селье говорил так: «Полная свобода от стресса означает смерть». В процессе длительной эволюции человек научился приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям ... сложные взаимодействия психического и соматического. С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Пример. Мать, которой сообщили о ...
Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения.
Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека.
Они представляют собой главные «факторы риска» при появлении и обострении таких заболеваний, как сердечно-сосудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта [12].
1.3 Теория стресса, разработанная Г.Селье
Термин «стресс», получивший в наши дни столь широкое распространение, впервые был введен в научное употребление применительно к техническим объектам. В XVII в. английский ученый Роберт Гук применил этот термин для характеристики объектов (например, мостов), испытывающих нагрузку и сопротивляющихся ей.
Эта историческая аналогия интересна тем, что понятие «стресс» в современной физиологии, психологии, медицине (базирующейся на клинических исследованиях Г. Селье) включает в себя представления о связях стресса с нагрузкой на сложные системы (биологические, психологические, социально-психологические) и с сопротивлением этой нагрузке.
В соответствии с этими представлениями стресс рассматривается как физиологический синдром, слагающийся из совокупности неспецифически вызванных изменений, как неспецифическая реакция организма на предъявляемые к нему требования. Характер этого синдрома относительно независим от вызвавших его факторов (стрессоров), что позволило Селье говорить об общем адаптационном синдроме [9].
В итоге более чем 30-летнего периода существования стрессовой теории к концу 70-х годов XX века под ее шапкой чудом уживались совершенно разнородные исследования (реакция на холодовые воздействия, на услышанную в свой адрес критику, гипервентиляция легких в условиях форсированного дыхания, радость успеха, горечь утраты, усталость, унижение и т.п.).
Неоднозначность понимания стресса, путаница и непоследовательность в применении этого термина имеют результатом противоречивость полученных данных, отсутствие строгих критериев при их интерпретации и сопоставлении. Популяризация понятия стресса в биологии и медицине и прямое перенесение, его физиологического значения в психологию привели к смешению психологического и физиологического подходов к его изучению.
Против такого смешения выступил, в частности, видный американский ученый Лазарус Р., предложивший различать физиологический и психологический виды стресса. По мнению Лазаруса, они отличаются друг от друга по особенностям воздействующего стимула, механизму возникновения и характеру ответной реакции. Физиологический стресс характеризуется нарушением, гомеостаза и вызывается непосредственным действием неблагоприятного стимула на организм (например, при погружении руки в ледяную воду.
Анализ психологического стресса, по мнению Лазаруса, требует учета таких моментов, как значимость ситуации для субъекта, интеллектуальные процессы, личностные особенности. Эти психологические факторы обусловливают и характер ответных реакций, В отличие от физиологического стресса, при котором последние являются высокостереотипными; при психологическом стрессе они индивидуальны и не всегда могут быть предсказаны [25].
Гомеостаз и стресс-реакция организма
... по силе воздействия. Взаимодействие защитных механизмов организма и повреждающих факторов Селье определил понятием "стресс". Стресс по Г. Селье - это реакция организма, обеспечивающая приспособление его к меняющимся ... нервной системы, особенно ее симпатического отдела, на адаптационно-трофические процессы. Организм человека способен поддерживать свой гомеостаз при воздействии на него многих факторов ...
Субъективное отношение к стимулу, зависящее от неповторимого индивидуального опыта, личностных особенностей, характера когнитивных процессов и психического состояния, представляет собой важный психологический механизм и определяет индивидуальную значимость стрессора.
Таким образом, круг стрессоров, существенных для развития психического (эмоционального) стресса, весьма широк. В их число входят физические стрессоры (благодаря процессу психологической переработки их воздействия), психические стрессоры, имеющие индивидуальную значимость, и ситуации, в которых ощущение угрозы связано с прогнозированием будущих, в том числе и маловероятных, стрессогенных событий.
Повседневные жизненные события в силу их индивидуальной значимости могут оказаться существенными для развития эмоционального стресса, приводящего к расстройствам здоровья. Среди таких жизненных событий выделяются ситуации, непосредственно воспринимаемые как угрожающие (болезни, конфликты, угроза социальному статусу); ситуации потери (смерть близких, разрыв значимых отношений), которые представляют собой угрозу системе социальной поддержки; ситуации напряжения, «испытания», требующие новых усилий или использования новых ресурсов. В последнем случае события могут даже выступать как желательные (новая ответственная работа, вступление в брак, поступление в ВУЗ), а угроза будет связана с разрушением сложившихся стереотипов и возможной несостоятельностью в новых условиях. [32]
Стресс (от англ. stress — «давление», «напряжение») — эмоциональное состояние, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Это понятие было введено Г.Селье для обозначения необычной реакции организма на любое сильное воздействие.
«С точки зрения стрессовой реакции, — писал Г.Селье, — не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение или интенсивность потребности в перестройке, или адаптация».
Его исследования показали, что различные неблагоприятные факторы — усталость, страх, обида, холод, боль, унижение и многое другое — вызывают в организме однотипную комплексную реакцию, которая не зависит от того, какой именно раздражитель действует на него в данный момент. Причем эти раздражители необязательно должны существовать в реальности, а могут «жить» в воображении человека.
Уровень физиологического стресса наиболее низок в минуты равно-душия, но никогда не равен нулю. Человек реагирует не только на действительную опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. При этом стресс, превышающий возможности нашего организма, истощает энергию, нарушает деятельность, заставляет чувствовать себя бесполезными и ненужными.
Можно сказать, что стрессы составляют естественную часть человеческой жизни. Если их нет по естественной причине, то мы сами организуем их влияние на нас. Примером сказанному может служить то, как люди сами загоняют себя в стресс, оставляя дела до последнего момента.
Причем они не торопятся не только с неприятными, но и с приятными делами, даже если от их выполнения получают удовольствие или материальные блага. Так, известный французский писатель Бальзак писал только тогда, когда у него накапливалось много долгов. Поэтому можно сказать, что в некоторых случаях стресс добавляет интерес к жизни, заставляет тянуться вверх, помогает быстрее думать и действовать. «Различным людям для счастья требуются различные степени стресса», — отмечал Г.Селье. [27]
РОЛЬ ТЕМПЕРАМЕНТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА НА ХАРАКТЕР ...
... по проблеме. Объектом исследования является психическая деятельность и поведение человека. Предметом - темперамент, как индивидуальная особенность человека. Работа состоит из введения, трёх ... достоинств. Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент: 1.Общая активность психической деятельности и поведения человека выражается в различной степени стремления активно ...
В настоящее время, в зависимости от результатов стресса, ученые различают:
эустресс (положительный стресс, который сочетается с желательным эффектом и мобилизует организм);
дистресс (отрицательный стресс с нежелательным, вредоносным эффектом).
В зависимости от стрессора можно выделить различные виды стресса, которые в наиболее общем виде могут быть сведены к физиологическому и психическому.
Физиологические механизмы, мобилизуют организм в ответ на то воздействие, которому он подвергся. Такие реакции чаще связанные с «борьбой или бегством», формируются на уровне автономной нервной системы автоматически.
То есть мы не можем повлиять на их проявления так же, как не влияем на прилив крови к желудку во время еды или к коже, когда мы заходим в холодную воду. Тело осознает необходимость ответа и осуществляет его без нашего указания. Проблема заключается в том, что любая реакция может принести вред телу, если позволить ей продлиться слишком долго.
Показательны в этом отношении данные, полученные в свое время английскими исследователями, проследившими смертность от коронарной болезни у представителей 13 профессиональных групп.
Выяснились довольно любопытные сведения: врачи-хирурги, мелкие собственники почти в 10 раз чаще погибали от инфаркта миокарда, чем сельскохозяйственные рабочие, а судьи и адвокаты — в 5 с лишним раз. В других исследованиях отмечается высокая смертность от ишемической болезни сердца руководящих административных деятелей, летчиков-испытателей, пилотов реактивных самолетов, водителей городских автобусов.
На первый взгляд, между трудом хирурга и шофера городского автобуса нет ничего общего. Но если вдуматься, это общее обнаружить нетрудно: оно в особом, иногда чрезмерном эмоциональном напряжении работающего. Именно постоянное пребывание в условиях стрессовой ситуации сокращает жизнь людям этих профессий [9].
Психологический стресс, в свою очередь, можно разделить на информационный и эмоциональный. Если человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности, т.е. когда возникает информационная перегрузка, может развиться информационный стресс.
Для этого вида стресса характерно снижение объема и концентрации внимания, усиление отвлекаемости, невозможность сосредоточиться, ухудшение памяти, увеличение ошибок и неправильных решений, мышление становится спутанным, неспособным оценивать существующие условия или прогнозировать последствия.
Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т.д., когда в течение длительного времени человек остается один на один со своими переживаниями. При этом отмечается рост напряжения, беспокойства, тревоги. Появляется болезненная мнительность, исчезает ощущение здоровья. Ухудшается сон. Увеличивается потребление лекарств и стимуляторов. Изменяются личностные особенности: аккуратные люди могут стать неряхами, а общительные — угрюмыми и замкнутыми. Устремления и жизненные цели могут быть оставлены, увлечения заброшены.
Возможно как появление депрессии, беспомощности, так и эмоциональных взрывов. Ответственность за происходящее возлагается на других людей. Возникают мысли и фразы, содержащие угрозу самоубийства.
Еще с давних времен человек обнаружил, что его реакции на продолжительное и непривычное суровое испытание протекают по одному шаблону: сначала он ощущает трудность, затем втягивается и, наконец, чувствует, что больше вынести не в состоянии. Г.Селье выделил в развитии стресса три этапа.
Первый этап — реакция тревоги — фаза мобилизации защитных сил организма, повышающая устойчивость по отношению к конкретному травмирующему воздействию. При этом происходит перераспределение резервов организма: решение главной задачи обеспечивается за счет второстепенных задач. Человек справляется с нагрузкой с помощью функциональной мобилизации, без структурных перестроек [26]. На втором этапе — этапе стабилизации — все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне.
Внешнее поведение мало отличается от нормы, все как будто налаживается, но внутренне идет перерасход адаптационных резервов. Если стрессовая ситуация продолжает сохраняться, наступает третий этап — стадия истощения, сопровождающаяся упадком сил, ухудшением самочувствия, подверженностью различным заболеваниям и даже смерти.
Благодаря тесной взаимосвязи между психологией и физиологией указанные Г.Селье этапы почти точно совпадают в обеих проявлениях. Физиологическая и психологическая энергии неразрывно связаны. Чем сильнее стресс истощает нас физически, тем более опустошенными мы чувствуем себя психологически. Есть и обратное влияние. Сильное длительное переживание вызывает физиологические недуги.
Стрессовые состояния существенно влияют на деятельность человека.
Люди с разными особенностями нервной системы по-разному реагируют на одинаковые психологические нагрузки. У одних людей наблюдается повышение активности, мобилизация сил, повышение эффективности деятельности.
Это так называемый «стресс льва». Опасность как бы подстегивает человека, заставляет его действовать смело и мужественно. С другой стороны, стресс может вызвать дезорганизацию деятельности, резкое падение ее эффективности, пассивность и общее торможение («стресс кролика»).
Поведение человека в стрессовой ситуации зависит от многих условий, но прежде всего от психологической подготовки человека, включающей умение быстро оценивать обстановку, навыки мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятельствах, волевую собранность и решительность, опыт поведения в аналогичных ситуациях.
1.4 Понятие темперамента. Темперамент и типы нервной системы
В индивидуально-психологических различиях между людьми существенное место занимают так называемые динамические особенности психики. Имеются в виду прежде всего степень интенсивности психических процессов и состояний, а также та или иная скорость их протекания. Как известно, при относительном равенстве мотивов поведения и деятельности, при одних и тех же внешних воздействиях, люди заметно отличаются друг от друга по впечатлительности, по импульсивности, проявляемой энергии. Так, один человек склонен к медлительности, другой — к торопливости, одному присуща легкость пробуждения чувств, а другому — хладнокровие, одного отличают резкие жесты, выразительная мимика, другого — сдержанность движений, очень малая подвижность лица. Различия по динамическим особенностям выступают — при прочих равных условиях — в общей активности индивида, в его моторике и его эмоциональности. [5]
Разумеется, динамические проявления человека могут во многом зависеть от воспитанных установок и привычек, от требований ситуации и т. п. Но несомненно, что индивидуальные различия, о которых идет речь, имеют и свою врожденную основу. Это подтверждается тем, что такие различия обнаруживаются уже в детстве, выступают в самых разных сферах поведения и деятельности и отличаются особым постоянством. Динамические черты, присущие индивиду, внутренне связаны между собой, составляют своеобразную структуру. Индивидуально своеобразная, природно обусловленная совокупность динамических проявлений психики и называется темпераментом человека. Термин «темперамент» восходит к воззрениям античной пауки на природу индивидуально-психологических различий.
Древнегреческая медицина в лице крупнейшего ее представителя Гиппократа (V в. до н. э.) считала, что состояние организма зависит главным образом от количественного соотношения «соков», или жидкостей, имеющихся в организме (кровь, лимфа, желчь).
Пропорция в смешении этих соков называлась по-гречески словом «красис». Римские врачи, работавшие несколькими столетиями позже, обозначили это понятие латинским словом temperamentum, что означает «надлежащее соотношение частей», от которого и произошел термин «темперамент». Постепенно в античной науке получила признание мысль о том, что и психические особенности людей зависят от красиса, или от темперамента, т. е. от пропорции, в которой смешаны в организме основные «соки». Римский анатом и врач Гален, живший во II в. до н. э., дал впервые развернутую классификацию темпераментов: она включала 13 типов. Впоследствии представителями античной медицины число типов темперамента было сведено до четырех. Каждый из них характеризовался преобладанием какой-либо жидкости. [3]
Смешение жидкостей в организме, характеризующееся преобладанием крови, было названо сангвиническим темпераментом (от латинского слова «сангвис» — кровь); смешение, при котором преобладает лимфа,— флегматическим темпераментом (от греческого слова «флегма»— слизь); смешение с преобладанием желтой желчи — холерическим темпераментом (от греческого слова «холэ» — желчь) и, наконец, смешение с преобладанием черной желчи — меланхолическим темпераментом (от греческих слов «мелайна холэ» — черная желчь).
Учение об органической основе темперамента, созданное античной наукой, представляет сейчас лишь исторический интерес. Однако полностью подтвердилась мысль о том, что в разнообразии индивидуальных структур динамических проявлений психики можно обнаружить типические варианты. В науку прочно вошел термин «темперамент» и до наших дней сохранило значение деление людей в зависимости от их темперамента на четыре группы.
В течение многих столетий, прошедших со времен античной науки, выдвигались различные новые гипотезы, имевшие целью объяснить причину различий по динамическим проявлениям психики. О влиянии, которое оказало учение древних врачей, можно судить по тому, какое значение и в дальнейшем придавалось гуморальным (от лат. humor — влага, сок) системам организма. Так, немецкий философ И. Кант (конец XVIII в.) считал, что природной основой темперамента являются индивидуальные особенности крови. Близка к такой точке зрения идея русского педагога, анатома и врача П. Ф. Лесгафта, писавшего (в конце XIX — начале XX в.) о том, что в основе темперамента лежат свойства кровообращения (в частности, толщина и упругость стенок кровеносных сосудов, диаметр их просвета, форма сердца и т. д.).
Согласно этой тео-рии, от быстроты и силы кровотока зависят индивидуальные характеристики возбудимости организма и продолжительность реакций в ответ на различные стимулы, Немецкий психиатр Э. Кречмер обосновывал (начиная с 20-х годов нашего века) представления о том, что психический склад индивида соответствует телосложению, общей телесной конституции. Связь между типом телосложения и некоторыми психическими свойствами, по Э. Кречмеру, следует объяснить тем, что как тип строения тела, так и психические особенности обусловлены химическим составом крови, гормонами, выделяемыми железами внутренней секреции. Американский ученый У. Шелдоп (40-е годы нашего века) также ставил в прямую связь индивидуально-психологические черты и регулируемые гормональной системой телесные особенности (соотношение различных тканей организма).
Нельзя сказать, что такие представления полностью лишены основания, но они указывают только на одну сторону дела, и не самую главную. Необходимо в полной мере учитывать, что непосредственной основой всех психических проявлений являются свойства головного мозга, органа психики. Хотя исходные идеи о значении жидкостей, или соков, организма перекликаются с последующими представлениями о роли гуморальных факторов, но для новейших исследований природной основы темперамента наиболее существенно другое: признание того, что все внутренние условия (как и внешние), сказывающиеся на динамике поведения, действуют обязательно через мозг. Именно в функциональных особенностях мозга, его коры и подкорки, в свойствах высшей нервной деятельности видит современная наука причины индивидуальных различий по темпераменту. [12]
Представление о том, какой у человека темперамент, обычно складывается на основании некоторых характерных для данного лица психологических особенностей. Человека с заметной психической активностью, быстро отзывающегося на окружающие события, стремящегося к частой смене впечатлений, сравнительно легко переживающего неудачи и неприятности, живого, подвижного, с выразительной мимикой и движениями называют сангвиником. Человека невозмутимого, с устойчивыми стремлениями и настроением, с постоянством и глубиной чувств, с равномерностью действий и речи, со слабым внешним выражением душевных состояний называют флегматиком. Человека очень энергичного, способного отдаваться делу с особой страстностью, быстрого и порывистого, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения, со стремительными движениями называют холериком. Человека впечатлительного, с глубокими переживаниями, легкоранимого, по внешне слабо реагирующего па окружающее, со сдержанными движениями и приглушенностью речи называют меланхоликом. Каждому типу темперамента присуще свое соотношение психических свойств, прежде всего разной степени активности и эмоциональности, а также тех или иных особенностей моторики. Определенная структура динамических проявлений и характеризует тип темперамента. [18]
Понятно, что не всех людей можно распределить по четырем типам. Вопрос о разнообразии темпераментов еще не является окончательно решенным в науке. Но названные типы принято считать основными. В жизни достаточно часто встречаются люди, которых можно отнести к тому или другому из этих типов.
Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. Свойства темперамента к числу собственно личностных качеств человека можно отнести только условно, они скорее составляют индивидные его особенности, так как в основном биологически обусловлены и являются врожденными. Тем не менее темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека, иногда определяет его поступки, его индивидуальность, поэтому полностью отделить темперамент от личности нельзя. Он выступает как бы связующим звеном между организмом, личностью и познавательными процессами.
Идея и учение о темпераменте в своих истоках восходят к работам древнегреческого врача Гиппократа. Он описал основные типы темпераментов, дал им характеристики, однако связывал темперамент не со свойствами нервной системы, а с соотношением различных жидкостей в организме: крови, лимфы и желчи. Первую классификацию темпераментов предложил Гален, и она в относительно малоизмененном виде дошла до наших дней. Последнее из известных ее описаний, которое используется и в современной психологии, принадлежит немецкому философу И. Канту. [12]
И. Кант разделял темпераменты человека (проявления темперамента можно заметить и у высших животных) на два типа: темпераменты чувства и темпераменты деятельности. В целом же «можно установить только четыре простых темперамента: сангвинический, меланхолический, холерический, флегматический». Из этих четырех типов темперамента к темпераментам чувства относятся сангвинический и его противоположность — меланхолический. Первый характеризуется тем, что при нем ощущения возникают в нервной системе и в сознании человека довольно быстро и внешне проявляются сильно, но внутренне бывают недостаточно глубокими и продолжительными. При меланхолическом темпераменте внешние проявления ощущений бывают менее яркими, но зато внутренне достаточно глубокими и длительными.
Сангвинический темперамент деятельности характеризует человека весьма веселого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником, балагуром. Он быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к тому, что совсем еще недавно его очень волновало и притягивало к себе. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Он легко и с удовольствием вступает в контакты с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником, все люди ему друзья. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляет. [4]
Меланхолический темперамент деятельности, по Канту, свойствен человеку противоположного, в основном мрачного настроя. Такой человек обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнью, придает большое значение всему, что его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой. Такой человек нередко бывает сдержанным и особенно контролирует себя при выдаче обещаний. Он никогда не обещает того, что не в состоянии сделать, весьма страдает от того, что не может выполнить данное обещание, даже в том случае, если его выполнение непосредственно от него самого мало зависит.
Холерический темперамент деятельности характеризует вспыльчивого человека. О таком человеке говорят, что он слишком горяч, несдержан. Вместе с тем такой индивид быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут навстречу. Его движения порывисты, но непродолжительны.
Флегматический темперамент деятельности относится к хладнокровному человеку. Он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Это заменяет ему медлительность вхождения в работу.
Заметим, что в данной классификации темпераментов по Канту неоднократно упоминаются свойства, относящиеся не только к динамическим особенностям психики и поведения человека, но и к характеру совершаемых им типичных поступков. Это не случайно, так как в психологии взрослого человека трудно разделить между собой темперамент и характер. Кроме того, свойства темперамента существуют и проявляются не сами по себе, а в поступках человека в различных социально значимых ситуациях. Темперамент человека определенно влияет на формирование его характера, но сам характер выражает человека не столько как физическое, сколько как духовное существо. [4]
Каждый из представленных типов темперамента сам по себе не является ни хорошим, ни плохим (если не связывать темперамент и характер).
Проявляясь в динамических особенностях психики и поведения человека, каждый тип темперамента может иметь свои достоинства и недостатки. Люди сангвинического темперамента обладают быстрой реакцией, легко и скоро приспосабливаются к изменяющимся условиям жизни, обладают повышенной работоспособностью, особенно в начальный период работы, но зато к концу снижают работоспособность из-за быстрой утомляемости и падения интереса. Напротив, те, кому свойствен темперамент меланхолического типа, отличаются медленным вхождением в работу, но зато и большей выдержкой. Их работоспособность обычно выше в середине или к концу работы, а не в начале. В целом же производительность и’ качество работы у сангвиников и меланхоликов примерно одинаковы, а различия касаются в основном только динамики работы в разные ее периоды.
Холерический темперамент имеет то достоинство, что позволяет сосредоточить значительные усилия в короткий промежуток времени. Зато при длительной работе человеку с таким темпераментом не всегда хватает выдержки. Флегматики, напротив, не в состоянии быстро собраться и сконцентрировать усилия, но взамен этого обладают ценной способностью долго и упорно работать, добиваясь поставленной цели. Тип темперамента человека необходимо принимать в расчет там, где работа предъявляет особые требования к указанным динамическим особенностям деятельности.
Свойства темперамента — это наиболее устойчивые индивидуальные способности. Темперамент зависит от врожденных анатомо-физиологических особенностей. И.П.Павлов и его последователи доказали непосредственную и прямую зависимость темперамента от общего типа нервной системы.
Павлов нашел, что среди всего многообразия нервных систем животных, прошедших через его лабораторию, ясно намечается четыре основные типа нервных систем.
По признаку силы процессов возбуждения нервной системы можно разбить на сильные и слабые. Сильные нервные системы можно разбить по признаку уравновешенности возбуждения торможением на уравновешенные и не уравновешенные; у первых процессы торможения достаточно сильны, что бы уравновесит сильные процессы возбуждения, у вторых — тормозные процессы отстают по своей интенсивности от процессов возбуждения. Для слабых нервных систем этот признак не имеет значения: если процесс возбуждения сам по себе очень слаб, то уравновешивание его тормозным процессом не составляет трудности. Различие нервных систем по подвижности достаточно резко сказывается лишь у сильных уравновешенных нервных систем, которые и разделяют на нервные системы с подвижными и с малоподвижными, инертными нервными процессами.
В результате получаются следующие четыре типа:
Сильный, уравновешенный, подвижный — Живой тип.
Сильный, уравновешенный, мало подвижный — Спокойный, Медлительный тип.
Сильный, неуравновешенный, подвижный — Возбудимый., Безудержный тип, слабый.
И.П.Павлов считал, что установленные им четыре типа нервной системы приблизительно соответствуют четырем темпераментам. Живой тип лежит в основе сангвинического темперамента; спокойный, медлительный — в основе флегматического; возбудимый, безудержный — в основе холерического; слабый — в основе меланхолического ( ).
1.5 Эмоциональные реакции на стресс; их зависимость от свойств нервной системы и типа темперамента
Эмоциональная реакция — это субъективное психическое переживание, которое возникает как ответ субъекта на какой-либо внешний или внутренний раздражитель.
Эмоциональная реакция на стресс — это, соответственно, психологические изменения возникшие в результате воздействия стрессоров. Сюда, в первую очередь, относят тревогу, а так же изменения активности, самочувствия, настроения и пр.
Как отмечал Симонов В.П.: «Индивидуальные склонности к преимущественному реагированию одной из фундаментальных эмоций лежит в основе классификации темпераментов. Слабый тип нервной системы имеет особое отношение к эмоции страха, сильный, безудержный — к эмоции ярости, сангвинический — к положительным эмоциям, а флегматик вообще не склонен к бурному эмоциональному реагированию, хотя потенциально он подобно сангвинику тяготеет к положительным эмоциям.»
Наглядно можно сопоставить между собой некоторые качества типов темперамента по таблице свойств темперамента (школа Теплова).
Фрагмент таблицы:
Свойства темперамента |
Холерик |
Сангвиник |
Флегматик |
Меланхолик |
|
сила пс. процессов |
очень большая |
большая |
большая |
слабая |
|
истощаемость пс.активности |
быстро истощается |
средняя |
медленная |
очень быстрая |
|
восстановление пс.активн. |
очень быстрое |
быстрое |
среднее |
медленное |
|
пс.пластичность |
пластичен |
наиболее пластичен |
понижена пластичн. |
Средне пластичен |
|
Опираясь на данную таблицу можно предположить, что реакция на стресс будет различаться в соответствии с типом темперамента. Холерик будет реагировать резкими всплесками активности и перепадами настроения. У сангвиника показатель активности, очевидно, будет быстро равномерно возрастать до уровня максимума. Флегматик сначала будет вести себя подобно исходно-реагирующему (т.к. понижена пластичность), но через некоторое время у него, скорее всего, начнут медленно возрастать показатели активности и самочувствия. У меланхолика показатели активности, самочувствия и настроения под воздействием экстремальной ситуации резко упадут и начнут восстанавливаться только после прекращения воздействия стрессора, уменьшения его интенсивности или субъективной значимости (если речь идет об эмоциональном стрессе).
1.6 Копинг-поведение как способность к преодолению стресса
Собственно с целью снятия противоречия между физиологической неспецифичностью и психологической избирательностью Лазарус вводит понятие «копинг», как способность к преодолению стресса. В теории стресса и копинга Лазаруса важное значение отведено механизмам преодоления стресса, которые определяют развитие различных форм поведения, приводящих к адаптации или дезадаптации личности. Folkman S. и Lazarus R.S. отмечают ключевую роль психологических факторов в регулировании результатов поведения в стрессе. Поведение рассматривается как результат транзакций (взаимодействий) между человеком и окружающей его средой, влияющих друг на друга. Лазарус неоднократно подчеркивал, что способность преодолевать стресс, в большинстве случаев, более важна, чем природа, величина и частота стрессового воздействия.
Поведение, направленное на устранение или уменьшение силы воздействия стрессирующего фактора на личность стали именовать «копинг»- поведением или совладающим (стресс-преодолевающим) поведением.
Начиная со второй половины двадцатого века в зарубежной психологии появляются работы, посвященные изучению феномена копинг-поведения. Здесь следует отметить, что понятие «coping» происходит от английского «соре» (преодолевать); в германо-язычной психологии в этом же смысле используются как синонимы понятия «Bewalti-gung» (преодоление) и «Belastungsverarbeitung» (переработка нагрузок).
В российской психологии его переводят как адаптивное, совладающее поведение, или психологическое преодоление. Coping — есть индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями.
Психологическое предназначение coping состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации, позволяя ему овладеть ею, ослабить или смягчить эти требования, постараться избежать или привыкнуть к ним и таким образом погасить стрессовое действие ситуации.
Поэтому главная задача coping- обеспечение и поддержание благополучия человека, физического и психического здоровья и удовлетворенности социальными отношениями. В широком смысле слова coping включает все виды взаимодействия субъекта с задачами внешнего или внутреннего характера — попытки овладеть или смягчить, привыкнуть или уклониться от требований проблемной ситуации.
Дополнительные условия — как внешние, характеризующие саму задачу, так и внутренние, представляющие собой психологические характеристики субъекта, -заостряют содержание coping, отличая его от простого приспособления.. Необходимо обратить внимание на то, что понятие развития личности в отечественных и зарубежных работах последних лет не противопоставляется адаптации, что является, по-видимому, историческим признанием целостности личности и неразрывности различных измерений ее самоактуализации.
Таким образом, определение «coping» подразумевает индивидуальный способ совладания субъекта с затруднительной ситуацией, в соответствии с ее значимостью в жизни индивида и его личностно-средовыми ресурсами, которые во многом определяют поведение человека.
В настоящее время выделяют три подхода к толкованию понятия «coping». Первый, развиваемый в работах N. Наап, трактует его в терминах динамики Эго как один из способов психологической защиты, используемой для ослабления напряжения. Этот подход нельзя назвать распространенным прежде всего потому, что его сторонники склонны отождествлять coping с его результатом.
Второй подход, отраженный в работах R.H. Moos, определяет coping в терминах черт личности — как относительно постоянную предрасположенность отвечать на стрессовые события определенным образом. Однако, поскольку стабильность рассматриваемых способов очень редко подтверждается эмпирическими данными, это понимание также не обрело большой поддержки среди исследователей. И, наконец, согласно третьему подходу, признанному авторами понятия Lazarus и Foklman, coping должен пониматься как динамический процесс, специфика которого определяется не только ситуацией, но и стадией развития конфликта, столкновения субъекта с внешним миром.
Общепризнанной классификации типов coping не существует — они выделяются исследователями достаточно произвольно. Однако большинство из них построено вокруг двух предложенных Lazarus и Folkman модусов психологического преодоления: направленного на 1) решение проблемы (problem-focused, problem-orientiert, vigilant), 2) изменение собственных установок в отношении ситуации (emotion-focused, gefuele-orientiert).
Billings А. и Moos R. предлагают для рассмотрения три способа психологического преодоления: это -оценка ситуации (active-cognitive coping); вмешательство в ситуацию (active-hehavioral coping); избегание (avoidance или escapism).
Последний способ может иметь свои «ветви»- образования, например, самообман (self-deception).
Сходную классификацию дает и Vitaliano P., который выделяет наряду с проблемно-ориентированным coping три способа эмоционально-ориентированного психологического преодоления.
Это- самообвинение (blamed self), выражающееся в критике, сожалениях, поучениях и назиданиях самому себе; избегание (avoidance), при котором человек продолжает вести себя как если бы ничего не прозошло; предпочитаемое истолкование (wishful thinking) — призрачные надежды, когда человек надеется на чудо.
Weber H. считает, что основной репертуар способов психологического преодоления включает следующие формы: 1) реальное (поведенческое или когнитивное) решение проблемы; 2) поиск социальной поддержки; 3) перетолкование ситуации в свою пользу; 4) защиту и отвержение проблем; 5) уклонение и избегание; 6) сострадание к самому себе; 7) понижение самооценки; 8) эмоциональную экспрессию. [34]
В результате теоретических и экспериментальных исследований было показано, что для совладания со стрессом каждый человек использует собственные стратегии (копинг-стратегии) на основе имеющегося у него личностного опыта (личностные ресурсы или копинг-ресурсы).
Поэтому совладающее (стресс-преодолевающее) поведение стали рассматривать как результат взаимодействия копинг-стратегий и копинг-ресурсов.
Копинг-стратегии — это способы управления стрессирующим фактором, возникающие как ответ личности на воспринимаемую угрозу. Копинг-ресурсы — относительно стабильные характеристики людей и стресса и способствующие развитию способов совладания с ним.
2. Характеристика диагностических методик
Участники исследования. Исследование проводилось среди студентов СФУ в возрасте 22 года в количестве 40 респондентов.
Для исследования проблемы изучения зависимости типа эмоционального реагирования на стресс от темперамента мы использовали следующие методики:
1. Методика «Определение свойств темперамента» В.М. Русалова
2. Методика определения индивидуальных копинг-стратегий Э.Хайма
Процедура исследования: Сначала участники исследования с помощью методики «Определение свойств темперамента» В.М. Русалова, позволяющей определить тип темперамента в общении с людьми, были определены в группы сангвиников (15 респондентов), группу холериков (13 респондентов), группу меланхоликов (8 респондентов) и группу флегматиков (4 респондента).
Затем была применена методика Методика определения индивидуальных копинг-стратегий Э.Хайма, которая предназначена для выявления индивидуального стиля совладания со стрессом. Может использоваться в целях диагностики как непродуктивных паттернов поведения, так и ресурсов личности. Для выявления индивидуального стиля совладания со стрессом использовалась методика определения индивидуальных копинг-стратегий Э. Хайма.
3. Результаты исследования зависимости типа эмоционального реагирования на стресс от темперамента
Определенное сочетание свойств темперамента, проявляющееся в познавательных процессах, действиях и общении человека, определяет его индивидуальный стиль деятельности. Он представляет собой систему зависящих от темперамента динамических особенностей деятельности, которая содержит приемы работы, типичные для данного человека.
Индивидуальный стиль деятельности не сводится к темпераменту, он определяется и другими причинами, включает умения и навыки, сформировавшиеся под влиянием жизненного опыта
Говоря о темпераменте, обычно имеют в виду динамическую сторону личности, выражающуюся в импульсивности и темпах психической деятельности. Именно в этом смысле мы обычно говорим, что у такого-то человека большой или небольшой темперамент, учитывая его импульсивность, стремительность, с которой проявляются у него влечения, и т. д. Темперамент — это динамическая характеристика психической деятельности индивида.
В результате применения указанных методик с целью изучения зависимости типа эмоционального реагирования на стресс от темперамента были получены следующие данные (таблица 1):
Таблица 1. Результаты методики определения индивидуальных копинг-стратегий Э.Хайма
Способы реагирования на стресс |
Группы |
||||
Сангвиники |
Холерики |
Меланхолики |
Флегматики |
||
Игнорирование |
0 |
0 |
0 |
4 |
|
Сохранение самообладания |
1 |
0 |
0 |
4 |
|
Растерянность |
1 |
0 |
0 |
||
Установка собственной ценности |
13 |
0 |
1 |
0 |
|
Протест |
14 |
13 |
0 |
0 |
|
Эмоциональная разрядка |
0 |
13 |
7 |
0 |
|
Подавление эмоций |
1 |
0 |
0 |
4 |
|
Оптимизм |
15 |
0 |
1 |
0 |
|
Самообвинение |
0 |
0 |
7 |
0 |
|
Агрессивность |
0 |
13 |
8 |
0 |
|
В группе респондентов с холерическим темпераментом доминируют такие способы реагирования на стресс как эмоциональная разрядка — 100%, протест — 100% и агрессивность — 100% (рис.1)
Рисунок 1. Результаты применения методики в группе респондентов с холерическим темпераментом
В группе респондентов с сангвинистическим темпераментом доминируют такие способы реагирования на стресс как установка собственной ценности — 87,1%, протест — 93,8% и оптимизм — 100%.
Рисунок 2. Результаты применения методики в группе респондентов с сангвинистическим темпераментом
В группе респондентов с меланхолическим темпераментом доминируют такие способы реагирования на стресс как эмоциональная разрядка- 87,5%, самообвинение — 87,5% и агрессивность- 100%.
Рисунок 3. Результаты применения методики в группе респондентов с меланхолическим темпераментом
В группе респондентов с флегматическим темпераментом доминируют такие способы реагирования на стресс как игнорирование — 100%, сохранение самообладания — 100% и подавление эмоций — 100%.
Рисунок 4. Результаты применения методики в группе респондентов с флегматическим темпераментом
Таким образом, проведя статистический анализ с помощью t — критерия Стьюдента, можно отметить, что полученные данные по методике «Определения индивидуальных копинг-стратегий Э.Хайма» позволили выявить достоверные различия между группами со значимостью более чем на 0,1 уровне.
Таким образом, диагностика определения индивидуальных копинг-стратегий Э.Хайма выявила следующие особенности зависимости типа эмоционального реагирования на стресс от темперамента:
1) респонденты с холерическим темпераментом характеризуются доминированием таких способов реагирования на стресс как эмоциональная разрядка, протест и агрессивность;
2) респонденты с сангвинистическим темпераментом характеризуются доминированием таких способов реагирования на стресс как установка собственной ценности, протест и оптимизм;
3) респонденты с меланхолическим темпераментом характеризуются доминированием таких способов реагирования на стресс как эмоциональная разрядка, самообвинение и агрессивность.
4) респонденты с флегматическим темпераментом характеризуются доминированием таких способов реагирования на стресс как игнорирование, сохранение самообладания и подавление эмоций.
Полученные результаты подтверждают нашу гипотезу о том, что существует зависимость типа эмоционального реагирования на стресс от темперамента.
Заключение
В первой главе данной работы были рассмотрены теоретические подходы к проблеме изучения зависимости типа эмоционального реагирования на стресс от темперамента.
В современных условиях человек все чаще оказывается под влиянием биологических и психологических стрессогенных факторов, вызывающих в организме специфические и неспецифические логические, психологические и поведенческие реакции. Эти реакции, обладая двоякой целью могут, с одной стороны, способствовать приспособляемости к изменяющимся условиям, а с другой — привести к возникновению патологических процессов. Поведение человека в жизненной ситуации (в том числе и трудной) — результат взаимодействия внешних и внутренних условий.
Охарактеризовать процесс прохождения человеком трудных и экстремальных ситуаций и переживание возникших в связи с этим кризисов — значит определить, что именно происходит между этими двумя сторонами, «внешними» и «внутренними» условиями, найти личностные структуры, посредством которых человек устанавливает и регулирует данное равновесие, причем как в ситуациях повседневной, обыденной жизни, так и в сложных, проблемных, трудных, а то и экстремальных ситуациях своей жизни.
Анализ основных отечественных и зарубежных психологических исследований по проблеме «человек в различных жизненных ситуациях» позволяет говорить о том, что для исследования этой проблемы характерна тенденция постепенного перехода от анализа «человека изолированного» к исследованию человека в контексте его реальной жизни в обществе; к целостному взгляду на особенности «мира в человеке и человека в мире». Это находит отражение в интеграции личностных и ситуационных подходов. Все чаще исследуется человек в единстве его переживаний, представлений и поведения в контексте конкретной жизненной ситуации.
В ходе исследования зависимости типа эмоционального реагирования на стресс от темперамента респондентов мы пришли к следующим выводам:
1) респонденты с холерическим темпераментом характеризуются доминированием таких способов реагирования на стресс как эмоциональная разрядка, протест и агрессивность;
2) респонденты с сангвинистическим темпераментом характеризуются доминированием таких способов реагирования на стресс как установка собственной ценности, протест и оптимизм;
3) респонденты с меланхолическим темпераментом характеризуются доминированием таких способов реагирования на стресс как эмоциональная разрядка, самообвинение и агрессивность.
4) респонденты с флегматическим темпераментом характеризуются доминированием таких способов реагирования на стресс как игнорирование, сохранение самообладания и подавление эмоций.
Полученные результаты позволили подтвердить нашу гипотезу о том, что существует зависимость типа эмоционального реагирования на стресс от темперамента.
Список использованных источников
Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. — М., 1991. — С. 71.
Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / Пер. с нем. М., 1995.
Анциферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. — 1994. — Т. 15. — № 1
Асмолов А. Г. Психология личности. — М., 1990.
Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. — М., 1995.
Бернлер Г., Юнссон Л. Теория социально-психологической работы 1992. — С. 43.
Братусь Б. С. Опыт обоснования гуманитарной психологии // Вопросы психологии. — 1990. — № 6.
Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. — М., 1998.-С. 5—10.
Василюк Ф. Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Психологический журнал. — 1995. — № 3.
Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций).
— М., 1984.
Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. — Т. 4. — Т. 5. — М., 1984.
Голованевская В. И. Характеристики Я-концепции и стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями // Вестник Московского университета. — 2003. — № 4.
Горянина В. А. Психология общения. — М., 2002.
Гришина Н. В. Психология социальных ситуаций // Вопросы психологии. — 1997. — № 1.
Даль В. И. Словарь живого великорусского языка: В 4 т. — М., 1984. С. 475.
Дорожевец А. Н. Когнитивные механизмы адаптации к кризисным событиям // Журнал практического психолога. — 1998. — № 4.
Зинченко В. П. Психологическая педагогика. Материалы к курсу лекций. — Ч. 1. Живое знание. — Самара, 1998.
Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. — М., 1983.
Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс: физиологические и психологические реакции / Под ред. Л.Леви, В.Н. Мясищева. —Л.,1970.
Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. — М., 1996.
Левин К. Теория поля в социальных науках. — СПб., 2000.
Леонтьев А. Н. Психология образа // Вестник Московского Университета. — Серия 14. Психология. — 1979. — № 2; Вопросы психологии. — 1967. — № 6.
Леонтьев Д. А. Личность: человек в мире и мир в человеке // Вопросы психологии. — 1989. — № 3.
Липатов С.А Социально-психологический анализ и оценка трудных жизненных ситуаций // СоТИС. — 2004. — № 1.
Майер Д. Социальная психология. — СПб., 1996.
Муздыбаев К. Стратегия переживания различных критических ситуаций // Психологический журнал. — 1998. — Т. 1. — № 2.
Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями // Журнал социологии и социальной антропологии. — 1998. — Т. 1. — №2.
Мухина В. С. Проблемы генезиса личности. — М., 1986.
Петрова Е.А. Трудные жизненные ситуации в предметном поле социальной психологии // СоТИС. — 2004. — № 1.
Психология социальных ситуаций: Хрестоматия / Под. ред. Н. В. Гришиной. — СПб., 2001.
Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих с персоналом) / Под ред. А.А.Деркача. — М., 1996.
Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М., 1994.
Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация: уроки социальной психологии / Пер. с англ. — М., 1999.
Рубинштейн С. Л. Человек и мир // Методологические и теоретические проблемы психологии. — М., 1973.
Слободчиков В. И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. — М., 1995.
Соколова Е.Т. Психотерапия: теория и практика — М., 2002.
Социально-психологическая адаптация военнослужащих, уволенных в запас и отставку: теория и практика / Под ред. Н. Г. Осуховой, И. П. Лотовой. — М., 1999.
Табалов Ю.П. Совладание с трудными жизненными ситуациями у верующих: Автореф. дис…. канд. психол. наук. — М., 2004.
Тарабрина Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса. — СПб., 2001.
Томас У., Знанецкий Ф. Методологические замечания // Психология социальных ситуаций: Хрестоматия. — СПб, 2001.
Томэ X. Теоретические и эмпирические основы психологии развития человеческой жизни // Принцип развития в психологии. — М., 1978.
Филиппов А.В., Ковалев С.В. Ситуация как элемент психологического тезауруса // Психологический журнал. — 1986. — № 1.
Филонов Л. Б. Стратегия контактного взаимодействия и проявления личности. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. — М., 1976.
Фромм Э. Бегство от свободы / Пер. с англ. — М., 1990.
Хараш А. У. Межличностный контакт как исходное понятие психологии // Вопросы психологии. — 1977. — № 4.
Человек в экстремальных и трудных ситуациях. Руководство для психологов: Сборник методических статей / Под ред. О. В. Красновой. — М., 2004.
1. Размещено на www.