выявить возможности художественно- эстетического развития дошкольников на основе использования музыки в повседневной жизни.

Введение

Художественно — эстетическое развитие дошкольников на основе использования музыки имеет огромное значение в эстетическом и нравственном становлении личности ребенка. Средствами музыки дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у них развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор.

В наше время проблема художественно-эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед ДОУ. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н.Джола, Д.А.Леонтьев, Б.Т.Лихачев, А.С.Макаренко, А.А.Мелик-Пашаев Б.М. Е. Неменский, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский, Е.М.Торошилова В.Н.Шацкая и другие. Вопросами музыкального воспитания дошкольников занимались и занимаются ведущие педагоги-музыканты Н.А. Ветлугина, К.В. Тарасова, Г.П. Новикова, С. Бекман, Н.А. Метлов, О.П. Радынова и др. В .Н. Шацкая.

Роль художественно-эстетического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста очень важная, ведь в эти годы закладывается основа, на которой позже будет производиться знание художественных пристрастий человека, его представлений и вкусов. Особая роль в воспитании ребенка принадлежит музыке. С этим искусством дети соприкасаются от рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание они получают в детском саду — а в последующем и в школе. Ведь музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Дать знания, развить навыки и умения — не самоцель, гораздо важнее пробудить интерес детей к познанию.

Цель исследования: выявить возможности художественно- эстетического развития дошкольников на основе использования музыки в повседневной жизни.

Объект исследования: процесс художественно-эстетического развития дошкольников.

Предмет исследования: художественно — эстетическое развитие дошкольников на основе использования музыки в повседневной жизни.

2 стр., 860 слов

Музыка и личность ребёнка

... как психология влияния музыкальной деятельности, как в прочем и элементарное восприятие музыки, предоставляет широкое поле для исследовательской деятельности. Можно прямо сказать, что музыкальная ... работах больше рассматривается психология, чем непосредственно сама суть: музыкальная деятельность или музыка вообще. Положения из общей психологии механически адаптируются к музыкальной деятельности и ...

Гипотеза исследования: если в повседневной жизни дошкольников целенаправленно использовать музыку, то процесс художественно- эстетического развития будет успешным.

Для реализации поставленной цели были поставлены следующие задачи:

1) Изучить психолого — педагогическую и методическую литературу по исследуемой теме;

2) Охарактеризовать процесс художественно — эстетического развития дошкольников;

3) Выявить методы и приемы художественно- эстетического развития в процессе использования музыки в повседневной жизни дошкольников;

4) Разработать фрагмент режимных процессов с использование разных жанров музыки, направленные на художественно- эстетическое развитие дошкольников.

Методы исследования:

— теоретические методы (анализ, систематизация и обобщение информации по проблеме исследования).

— эмпирические методы (анализ педагогической документации).

Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, трех параграфов, заключения, списка литературы, приложения.

База практики: МАДОУ « Детский сад № 24» г. Стерлитамака Республики Башкортостан.

Глава I Теоретические основы художественно — эстетического развития дошкольников

1.1 Характеристика процесса художественно-эстетического развития дошкольников

Художественно-эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способностей видеть красоту окружающего мира, искусство и создавать ее [2, с.95].

Дети в дошкольном и даже в раннем возрасте способны реагировать на красивое в окружающей их обстановке, музыку, поэзию, предметы изобразительного искусства, природу, сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать, сочинять стихи. Эти наблюдения за детьми дали основание считать, что эстетическое воспитание возможно и необходимо уже применительно к детям дошкольного возраста.

Особенность детской исполнительской деятельности заклю­чается в том, что занятия музыкой проходят в коллективе детей. К.Д.Ушинский отмечал, что хоровое пение особо сближает всех поющих и объединяет их общим переживанием в «одно сильно чувствующее сердце».

Художественно — эстетическое воспитание рассматривается в музыкальной педагогике как неотъемлемая часть нравственного воспитания подрастающего поколения, итогом которого является формирование общей культуры личности. В нашей стране музыкальное воспитание рассматривается не как сфера, доступная лишь избранным особо одарённым детям, но как составная часть общего развития всего подрастающего поколения [3, с.123].

Выдающийся советский педагог В.А.Сухомлинский называл музыку могучим средством эстетического воспитания. «Умение слушать и понимать музыку — один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания»

Художественно — эстетическое воспитание — важнейшая сторона

воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познания нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие [4,с.107].

5 стр., 2200 слов

Теоретическое обоснование проблемы художественно-эстетического ...

... учреждении 1.1 Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме художественно-эстетического воспитания Проблема художественно-эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры - одна из важнейших задач, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением. ...

Задачи художественно — эстетического воспитания непосредственно связаны с формированием морального облика ребенка — дошкольника. Научить малыша различать добро и зло в человеческих отношениях, воспринимать красоту форм, линий, звуков, красок — это значит сделать его лучше, чище, содержательнее.

В современных условиях в детском саду выдвигаются следующие

задачи художественно — эстетического воспитания[13, с.62]:

— систематически развивать восприятие прекрасного, эстетические

чувства представления детей. Все виды искусства, природа и быт способствует этому, вызывают непосредственную эмоциональную отзывчивость, радость, волнение, восхищение, увлеченность.

— приобщать детей к деятельности в области искусства, обучая

первоначальным, художественным знаниям, практическим умениям,

воспитывая у них потребность и привычку посильно вносить элементы

прекрасного в окружающую среду, общественные отношения.

— формировать основы эстетического вкуса детей и способность

самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни.

— развивать художественно — творческие способности детей. Их деятельность, связанная с искусством, всегда должна быть непринужденной, насыщенной радостным устремлением, творческим воображением, инициативой. Чем эстетически развит ребенок, тем прочнее его художественные умения и навыки, тем полнее развертывается его творческая деятельность.

В процессе художественно — эстетического воспитания у детей происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного. Художественно — эстетическое восприятие действительности имеет свои особенности. Основным для него является чувственная форма вещей — их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует большой сенсорной культуры [6, с.113].

Единство сформированных художественно — эстетических восприятий, знаний, суждений, оценок, идеалов, чувств, интересов, потребностей и вкусов подготавливает личность к полноценному проявлению эстетической активности. Эстетически воспитанный человек активно вносит прекрасное в жизнь и искореняет безобразное. Показателем эстетической воспитанности человека является его эстетическая активность. Эстетическая активность проявляется в любой деятельности: в организации обстановки, жизни по законам красоты, в эстетических умениях, приобретенных человеком: красиво одеваться, культурно вести себя в обществе, создавать эстетическую обстановку дома, на работе.

Таким образом, художественно — эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способностей видеть красоту окружающего мира, искусство и создавать ее. Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка.

1.2 Методы и приемы художественно — эстетического развития в процессе использования музыки в повседневной жизни дошкольников

По тому, как дети получают эстетическую информацию, методы и приемы эстетическо……..

Список литературы

1. Бекина С.И. Музыка и движение. — М.: Просвещение — 2008.

2. Богуславская Э. Музыкальное воспитание в детском саду. — М.: Просвещение, 2005. — 284 с.

4 стр., 1622 слов

процесс художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

... особенности художественно-эстетического воспитания ребенка на занятиях по изобразительной деятельности. Объект исследования: процесс художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Предмет исследования: изобразительная деятельности как средство художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Гипотеза исследования: процесс художественно-эстетического воспитания ...

3. И.А. Выродова «Музыкальные игры для самых маленьких» М.: Школьная пресса, 2007.

4. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. 2-е изд. — М.: Академия, 2007.- 320 с.

5. Дубровина И.В. Психология: учебник. — 2-е изд., стер. — М.: Академия, 2001. — 464 с

6 . М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова «Праздники и развлечения в детском саду» М.: Мозаика-Синтез, 2006.

7. М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова «Народные праздники в детском саду» М.: Мозаика- Синтез, 2006. 3. Комплект Музыкальная минутка

8.М.Б. Зацепина «Музыкальное воспитание в детском саду» М.: Мозаика-Синтез, 2006.

9. Зеньковский В.В. Психология детства. — М.: Академия, 2005. — 346 с.

10. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. — М., 2005.

11. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. — М., 2006.

12. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический энциклопедический словарь. — М.: Академия, 2001. — 76 с.

13. Э.П. Костина программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон» Москва, 2006г.

14. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. — М.: Воронеж, 2007.

15. Маклаков А.Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2005. — 592 с.

16. Метлов Н.А. Музыка — детям. — М.: Просвещение — 2005.

17. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. — М., 2006.

18. Матвеева Р.А. Обзор программ общеэстетического и музыкального воспитания. // Музыкальный руководитель. — 2009. — №2 — 2 с.

19. Мухина В.С. Детская психология / под. ред. Л.А. Венгера. — М., 2008.

20. Неменский Б.М. Мудрость красоты. — М., 2005.

21. Основы эстетического воспитания / под. ред. М.А. Кушвеава. — М., 2005.

22. Педагогический словарь под редакцией Б.М. Бим — Бад. — М.: Большая российская энциклопедия. Просвещение, 2003. — 312 с.

23. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. — М.: Просвещение, 2005. — 322 с.

24. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др; под. ред. И.В. Дубровиной. — М.: Просвещение, 2006. — 303 с.

25. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2002. — 720 с.

26. Улашенко Н.Б. «Музыка. Старшая группа. Нестандартные занятия» — Волгоград. ИТД «Корифей». 2008. — 128 с.

27. Учите детей петь/ Сост. Орова Т.М., Бекина С.И. — М.: Просвещение, 2009. — 144 с.

28. Харламов И.Ф. Педагогика. — М., 2007. — 507 с.