МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ Р. Ф.
УРАЛЬСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ
Допустить к защите КарповуО. Г.
Курсовая Работа
Тема:«Возраст ребёнка и тип воспитания отца»
Научный руководитель
к. пс. н. доц. ___________________ Токарева Ю. А.
Студентка
П – 401 з. ____________________ Карпова О. Г.
г.Екатеринбург, 2004 г.
Содержание
Введение …………………………………………………………………………………………3
I. Родители и дети: в контексте науки и культуры……………………………………………4
1.1.
Культурно-историческийаспект отношений родителей к ребёнку…………..5
1.2.
Ценностирусской культуры и воспитания в семье……………………………8
1.3.
Теоретическоеобоснование работы психолога с семьёй………….…………11
II. Психологические аспекты взаимоотношений семьи иребёнка …………………………15
2.1. Роль матери иотца в воспитании ребёнка ………………………………………15
2.1.1. Стиль семейноговоспитания и его влияние на развитие ребёнка. ………18
Рассогласование декларируемых и реализуемых типов отношений родителей ...
... к длительной работе по его развитию, коррекции и воспитанию. Ко второму – вопросу, связанные с освобождением родителей от чувства вины, необходимости преодоления стрессового состояния семьи, ... и образующееся противоречие между возросшими потребностями и возможностями ребенка и прежними отношениями с взрослыми, когда активность ребенка прямо «организовывалась» взрослыми и опосредствовалась ...
2.2. Тип воспитания отца.……………………………………………………………..21
2.2.1. Патриархат.…………………………………………………………………..21
2.2.2. Проблемы отцовства.………………………………………………………..25
2.2.3. Воспитание детей всемье без отца. ………………………………………..27
2.3. Роль отца в воспитанииподростка. ………………………………………………30
2.3.1. Формированиемужественности у мальчиков старшего
дошкольноговозраста………………………………………………………..31
2.3.2. Подростковый возраст.………………………………………………………34
III. Методы диагностики родительско-детских отношений.………………………………..41
3.1. Экспериментальнаячасть…………………………………………………………41
Заключение ……………………………………………………………………………………..44
Литература ………………………………………………………………………………………45
Приложение 1……………………………………………………………………………………46
Приложение 2……………………………………………………………………………………47
Приложение 3……………………………………………………………………………………48
Приложение 4……………………………………………………………………………………49
Введение
Наиболее существенным фактором, влияющим навоспитание личности, является семья. Это связано с тем, что основную информациюо мире и о себе ребёнок получает от родителей. К тому же родители обладаютуникальной возможностью влиять на ребёнка в связи с его физической,эмоциональной и социальной зависимостью от них.
Семья – это малая первичная группа, которая состоитиз лиц, связанных двумя типами отношений: супружества и родства, котораяобеспечивает личности эмоциональную стабильность, психологическую и физическуюбезопасность и личностный рост.
Отец и мать реализуют различные функции воспитания,которые обусловлены целым рядом причин исторического и культурного свойства.
Отец в современной российской семье выполняет однуиз самых яркий ролей в воспитании ребёнка. С одной стороны над ним довлеютисторические установки прошлого, с другой стороны, отец всё больше становитсяполноценным субъектом воспитания.
Целостный образ человека можно рассматривать какрезультат воспитательных воздействий как матери, так и отца. Мы не будемрассматривать в данной работе педагогический потенциал других членов семьи, атакже стороннее воздействие на ребёнка. Остановимся на типологии отцовства всовременной российской семье. Всё чаще, в психоаналитической работе, связаннойс проблемами подростка, психолог ищет причины во взаимоотношениях отца и ребёнка,имеет ли какие-нибудь особенности «мужской стиль» в воспитании и как этиособенности могут учитываться психологом в его работе. Следовательно, выявление типа воспитания отца в семьестановится задачей психолога.
Целью данной работы является изучение типа воспитания отцом подростка.
Задачи: 1- обобщение теоретических воззрений на проблему воспитания отца.
2 – подбор тестовых материалов длядиагностики типов семейного воспитания.
3 – выделение типа воспитания отцомподростка.
Объектом исследованияданной работы является психология семьи и семейноговоспитания.
Предметом исследованиястиль семейного воспитания.
Гипотеза.Можно предположить, что в воспитании подростка отец чаще всего используетдемократический стиль общения.
В своей работе мы исходим из того, что роль отца всемейном воспитании исторически недооценивалось и в работе психолога болеедетально не рассматривалось.
Типы и значение семейного воспитания
... известный отечественный педагог подчеркнул особенность домашнего воспитания, которое осуществляется в ходе повседневного взаимодействия взрослых и маленьких членов семьи, без специальных «уроков» для последних. Но ... близких. Отрицательно сказывается на формировании образа семьи у детей дошкольного и младшего школьного возраста отсутствие отца как члена семьи и воспитателя. По мировой статистике, в ...
В современном мире с учётом всё возрастающей ролиотца, психологу для наиболее полной диагностической и коррекционной работе сподростком необходимо изучить и использовать тип отцовского воспитания.
В современной российской семье повышаетсяобразовательный уровень отца, который позволяет ему сознательно и на болеевысоком уровне вести воспитательную работу с ребёнком. В связи с изменяющимисяюридическими и экономическими отношениями в обществе меняется статус отца всемье. Хотя доля неполных семей ещё чрезвычайно велика, в полных семьях уровеньответственности за воспитание детей возрастает с каждым годом.
Следовательно, одним из направлений работыпсихолога, работающего в детском саду, в школе, в психологическом центреявляется взаимодействие с семьёй для создания оптимальных условий для развитияребёнка.
1. РОДИТЕЛИ И ДЕТИВ КОНТЕКСТЕ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ
Наиболее существенным фактором, влияющим на воспитание личности,является семья. Это связано с тем, что основную информацию о мире и себеребенок получает от родителей. К тому же родители обладают уникальнойвозможностью влиять на ребенка в связи с его физической, эмоциональной и социальнойзависимостью от них.
Семья имеетряд функций, которые можно разделить на институциональные и базисные.Институциональные функции носят безличный характер. К ним относятся:
— функция воспроизводства;
— первичныйсоциальный и сексуальный контроль;
— экономическая поддержка детей;
— поддержканетрудоспособных;
— защитаправа ребенка на полноценное развитие.
Базисныефункции направлены на то, чтобы человек удовлетворял свои личные потребности всемье. К ним относятся:
— удовлетворение потребности в любви;
— функцияэмоциональной поддержки и развития индивидуальности;
— функциясамоутверждения, самореализации и личностного роста;
— психотерапевтическая функция семьи;
— функциясоциальной ответственности за каждого члена семьи;
— функцияформирования позитивных отношений;
— функцияформирования культурной общности.
Современная семья утратила многие функции, цементировавшие ее впрошлом: производственную, охранительную, образовательную и др. Большеезначение приобрели такие функции, как психологическая безопасность,эмоциональная удовлетворенность всех членов семьи и подготовка детей к жизни вобществе. Реализация этих функций предполагает зрелость чувств ипсихологическую культуру всех членов семьи и, прежде всего, родителей.
Высокоинтегрированная семьяотличается тем, что ее члены хорошо знают индивидуально-психологическиеособенности друг друга и имеют большие резервы влияния друг на друга; еехарактеризует высокий уровень развития взаимопомощи, а члены имеют хорошоразвитые «просемейные» мотивы; семья имеет хороший контакт и взаимодействие ссоциальным окружением (А. С. Спиваковская).
Наибольшее значение длясупружеских отношений имеет согласие по таким семейным ценностям, каксексуальное общение, рождение и воспитание детей, моральная и эмоциональнаяподдержка, социальные контакты.
Особенности девиантного поведения подростков из семей с разными ...
... условиями семьи и неконструктивными воспитательными подходами, представляющими собой практически хронические депривирующие условия. Родители подростков ... поведения у подростков, вызванных неблагоприятным положением ребенка в системе внутрисемейных отношений, посвящены работы ... задачи: определить содержание понятий «девиантное поведение», «стили воспитания» в структуре детско - родительских отношений; ...
Э. Г.Эйдемиллер, описывая сплоченную семью, называетследующие особенности: укрепление семьи и забота о ней, которые воспринимаютсяее членами как самый простой и естественный способ удовлетворения собственныхпотребностей; развитое доверие членов семьи руг к другу; симпатия. В. Сатирназывает среди свойств, присущих зрелым семьям, высокую самооценку,непосредственную, ясную и честную коммуникацию, гибкие и гуманные правилаповедения. В такой семье ее члены ориентированы на рост, социальные установкипозитивны и открыты.
Для того чтобы выстраиватьконструктивные взаимоотношения с семьей, психолог должен знать социальный икультурный контекст, внутри которого существует семья, ее структурныеособенности, характер установок по отношению к ребенку.
1.1.КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ К РЕБЕНКУ
Миссия семьи на каждомисторическом этапе меняется в зависимости от принятой человеческим сообществомсистемы ценностей. Предоставления о том, каким должен быть ребенок и какова роль семьи в его воспитании,определяют содержание, методы, позицию и отношение родителей к ребенку, укладжизни семьи в целом.
На раннихэтапах развития человеческого общества воспитание не было прерогативой общественныхинститутов или семьи. Уход за детьми был делом всей общины. Для первобытногообщества нормой являлась двойственность отношения к детям. Широкоераспространение имел инфантицид (убийство детей), обусловленный дефицитомсредств к существованию. Характерно то, что вероятность инфантипида вобществах охотников, собирателей и рыболовов была почти в 7 раз выше, чем ускотоводческих и земледельческих племен. Оседлый образ жизни и более надежныеусловия существования снижали вероятность инфантипида, который практиковался восновном по 4 качественным» признакам. Убивали главным образом младенцев,которых считали физически или психически неполноценными, исходя изпредрассудков (например, близнецов) и т, п. Вместе с тем, иметь детейсчиталось почетным, и не только родители, но и близкие родственники моглибыть ласковыми и внимательными к детям.
Детоубийствов античном обществе мало исследовано, несмотря на сотни ясных указанийантичных авторов на повседневность и общепринятость этого. Детей швыряли вреку, сажали в кувшин, чтобы уморить голодом, оставляли на обочине дороги нарастерзание птицам и зверям (Л. Демоз).
Ребенок в буквальном смысле этого словапринадлежит родителям как собственность. Цицерон писал, что смерть ребенканадо переносить «со спокойной душой», а Сенека считал разумным топить слабых иуродливых младенцев.
Правораспоряжаться жизнью ребенка было отобрано у родителей только в конце IV в. н.э. Умерщвление детей стало рассматриваться законом как убийство. ПослеВезонского собора (442 г.) о нахождении брошенного ребенка следовало заявлятьцеркви. А около 787 г. Датео из Милана открыл приют для брошенных детей. Тем неменее, это не означало, что в обществе формируется ценность детства, а заребенком закрепляется право на жизнь и любовь.
В средниевека, как и в античности, положение детей было тяжелым. Но наряду с этимсредневековье донесло до нас память о нежных, любящих матерях, веселых детскихиграх. Однако характерна амбивалентность (двойственность) образа детства.Младенец — одновременно символ невинности и воплощение зла. А главное, онсущество, лишенное разума.
Копия 2 распр.нарушения у детей
... в зависимости от степени выраженности и характера проявлений аутизма у детей выделять 4 группы: 1. Детей этой группы ... желательно, чтобы на занятиях присутствовали родители, которые смогли бы продолжить обучение детей дома. На всех этапах ... воспитания в семье. Коррекционную работу с агрессивными детьми целесообразно проводить в четырех направлениях: 1. Обучение агрессивных детей способам ...
Целый рядпричин затруднял формирование устойчивого позитивного отношения к детям.
Среди них:высокая рождаемость и высокая смертность. В результате плохого и небрежногоухода в XVII—XVIII вв. в странах Западной Европы умирали от 15 до 13 всех новорожденных, а до 20 лет доживаломеньше половины. Фатализм и смирение в этих условиях были естественны, ахолодность, с которой родители относились к смерти своих детей, была проявлениемпсихологической защиты, реакцией на к то, что случалось слишком часто.Формирование индивидуальных привязанностей между родителями и детьмизатруднялось и институтом «воспитательства» — обычаем обязательного воспитаниявне родительской семьи. Знать посылала своих детей в другой знатный дом или вмонастырь в качестве слуг, пажей, фрейлин, послушников или писарей. Этот обычайбыл распространен в среде раннефеодальной знати. 06ширная темадетей—работников в чужом доме представлена и в русской литературе.
Отношения в русскойпатриархальной семье были жесткими и иерархичными, основанными на принципестаршинства. Детям в ней отводилось подчиненное положение. Согласно Уложению1649 года дети не могли жаловаться на родителей, убийство ребенка каралось трехгодичнымтюремным заключением, тогда как детей, посягнувших на жизнь родителей, законпредписывал казнить без всякой пощады. Это неравенство было устранено только вначале XVIII в., причем Петр I собственноручно приписал к слову «дитя»добавление «во младенчестве», оберегая тем самым жизнь новорожденных игрудных детей.
Жестокими были и методывоспитания. На уроках учителя наказывали детей розгами, а дети не смелипожаловаться родителям. Даже в петровскую эпоху, когда репрессивная педагогикастала подвергаться критике, строгость и суровость оставались непререкаемойнормой.
Поворотным пунктомевропейского общественного мнения по отношению к детству послужила книгаЖ.-Ж. Руссо «Эмиль, или о воспитании». В конце XVII — начале XIX вв.детоцентристская ориентация прочно утвердилась в общественном сознании. Напрактике эта ориентация формировалась не просто. С одной стороны,детоцентризм гипертрофировался, противопоставлялся безразличию,незаинтересованности и даже враждебности общества к детям. С другой стороны,сталкиваясь с трудностями при воспитании детей, теряя веру в возможность счастливогобудущего для них, общественное сознание нередко эволюционировало в сторонуполного отрицания нужности детей.
Сравнительно-историческийанализ позволил Л. Демозу выделить несколько стилей отношения к ребенку исоответственно исторических периодов:
1.Стиль детоубийства(античность — IV в.) характеризуется детоубийством, насилием. В то времяважным являлся материальный фактор, способность семьи обеспечить жизнь ребенка.В том случае, если родители не могли прокормить ребенка, они убивали его.
2.Оставляющий стиль(IV—XIII вв.).
Признается наличие у ребенка души. Развиты проекции: ребенокполон зла. В этот период появляются кормилицы, практикуется воспитание в чужойсемье, в монастыре. Атмосфера в семье — эмоционально-холодная и строгая.
3.Амбивалентный стиль (XIV—XVII вв.).
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы ... психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ...
Ребенку дозволено войти в эмоциональнуюжизнь родителей, его начинают окружать вниманием, но в самостоятельном духовномсуществовании ему отказывают. Такой подход к ребенку аналогичен работескульптора, который лепит произведение искусства из глины. Если ребеноксопротивляется, то из него выбивают злое начало.
4.Навязчивый стиль (XVIIIв.) Характеризуется психологической близостью родителей и детей. Но родителистремятся полностью контролировать не только поведение, но и внутренний мир,мысли и волю ребенка.
5.Социализирующий стиль (XIX — начало XX вв.).
Цель воспитания — подготовка ребенкак будущей самостоятельной жизни, процесс тренировки является основой воспитательныхвоздействий. Этот стиль отношений лег в основу построения большинствапсихологических моделей двадцатого века — от фрейдовской «канализации импульсов»до скиннеровского бихевиоризма.
6. Помогающийстиль (середина XX в.).
Основан на допущении, что ребенок лучше родителейзнает, что ему нужно на каждом этапе жизни. Задача родителей — помочь индивидуальномуразвитию ребенка, стремиться к пониманию, близости.
Сравнительно-исторические данные показывают, чтоотношение к детству — результат длительного и весьма противоречивого развития.Разумеется, не следует упрощать картину. Нормативные предписания и реальноеповедение не могут совпадать полностью. И в период, когда помогающий стильявляется доминирующим, существуют общества (или семьи), в которых подавлениеребенка считается приемлемым.
Образ ребенка в культуре и массовом сознании,представления об особенностях детства и взросления во многом определяют стильотношений в семье. Образ ребенка имеет, по крайней мере, два измерения: чемон является от природы (или от Бога) и чем он должен стать в результатеобучения, воспитания, в целом — социализирующих влияний.
Необходимо отметить, что каждая культура имеет неодин, а несколько альтернативных или взаимодополняющих взглядов на природуребенка. Многочисленные результаты эмпирических исследований позволили М. Мидвыделить три типа культур в истории человечества — постфигуративные(дети учатся у своих предков), конфигуративные (дети и взрослые учатся восновном у своих сверстников) и префигуративные (взрослые могут учитьсяи у своих детей).
В западноевропейской культуре описано, по крайнеймере, четыре альтернативных образа новорожденного ребенка:
—традиционный христианскийвзгляд: новорожденный несет на себе печать первородного греха и спасти егоможет только жесткое подавление воли, подчинение его родителям и духовнымпастырям;
—точка зрениясоциально-педагогического детерминизма: ребенок по природе не склонен ни кдобру, ни к злу, а подобен чистому листу, на котором общество или воспитательможет написать все, что угодно;
—точка зрения природногодетерминизма: характер и способности ребенка предопределены до его рождения;
—утопически-гуманистическийвзгляд: ребенок рождается хорошим и добрым, а портится под влиянием общества.Эта идея обычно ассоциируется с романтизмом и гуманистическими взглядами эпохиВозрождения.
Каждому изэтих образов соответствует свой стиль воспитания. Идее первородного греха соответствуетрепрессивная педагогика, направленная на подавление природного начала вребенке; идее социализации — педагогика формирования личности путемнаправленного обучения; идее природного детерминизма — принцип развитияприродных задатков и ограничения отрицательных проявлений, а идее изначальнойблагости ребенка — педагогика саморазвития и невмешательства. Эти образы истили не только сменяют друг друга, но и сосуществуют. Ни одна из этихориентации не господствовала безраздельно в практике воспитания, завися отсословных, классовых, религиозных, имущественных, семейных, индивидуальныхособенностей воспитателей.
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ ...
... поведением и их личностного и физического развития приобрела характер национального бедствия. Такого количества обездоленных бродяжек, попрошаек, что называется, детей ... "Береги себя" (книга для учащегося, преподавателя, родителей по профилактике СПИДа). Открыто 33 психолого-медико- ... права, культуры или морали. Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, ...
1.2.ЦЕННОСТИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ И ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ
Каждый народ богат представителями самых разнообразных психологическихтипов, но, тем не менее, некоторые типы в одних культурах встречаются чаще, чемв других. Кроме того, у представителей любого народа одни психологическиекачества доминируют над другими. В середине XX в. в исследованиях культурологовставится вопрос о взаимоотношениях личности и культуры. Для таких авторов, какА. Кардинер («Хризантема и меч», 1947), Р.Бенедикт («Народы Великороссии»,1948), М. Мид и Р. Метро («Темы во французской культуре», 1954) и др.,подлинной реальностью культуры становится личность и ее характер, установки ижизненная история. Понятия, которые вводятся ими в науку — «базовая личность»,«национальный характер», «социальный характер», — свидетельствуют о повышенноминтересе к вопросу о взаимодействии личности и общества.
Базовая личность определяется как устойчивая совокупность чертхарактера, присущих людям данной культуры и проявляющих себя в широкомдиапазоне ситуаций, начиная от бытового поведения и кончая религиозными иполитическими взглядами,Э.Фромм определяет социальный характер как результат динамической адаптациичеловеческой природы к общественному строю. Социальный характер, связывая типкультуры с определенным типом личности, служит системой, с помощью которойпроисходит поиск, отбор и переосмысление информации, вхождение в пространствосоциальных норм и ценностей. Он может изучаться путем систематическогонаблюдения» сравни тельного изучения биографий, тестирования.
В своей работе «Психологические границы общества» А.Кардинер (по Э. В. Соколову) отмечает, что социальный характер состоит из«систем действий» и «проективных систем». В процессе вхождения в культурупроисходит перенос возникших в детстве «проективных систем» на широкий кругситуаций. Образ матери переносится на других женщин, в частности, на жену,образ отца — на мужчин, облеченных властью.
Социальный характер формируется благодарявоспитанию, важнейшими элементами которого А. Кардинер считает:
—постоянство или спорадичность материнской заботы;
— регулярностьпитания;
— отношениеродителей или тех, кто их заменяет, к ребенку;
— помощь внаучении ходить, говорить;
— способынаказания;
— время иметоды отнятия от груди; контроль за опорожнением желудка.
Изучая культуру алорезов (жителей острова Алора, в600 милях восточное Явы), А. Кардинер обнаружил отсутствие согласованного кодексанравственных правил. Обещания, даваемые детям, не выполняются. Матери и отцыредко бывают с детьми. Самостоятельно обучаясь ходить, дети часто падают иушибаются. Их отличает замкнутость, конфликтность. Нередко ими овладеваютприступы ярости. Среди взрослого населения часты ссоры, разводы. Большую роль вотношениях играют деньги.
Воспитание положительных качеств личности ребенка дошкольного ...
... фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей. В последнее время существенно ... общественной жизни, о труде советских людей, его общественной значимости и коллективном характере, о патриотизме и гражданственности, о нормах поведения в коллективе сверстников (почему надо ...
По-другому воспитывались дети в племенах команчей,которые жили охотой, войной и торговлей. Главную роль в племени играли молодыемужчины. Женщины посвящали себя заботам о семье. Ребенка ждали, радовались егопоявлению. Грудью кормили долго. Система требований к ребенку быласогласованной и ориентированной на спортивные и охотничьи успехи. В результатетакого воспитания у команчей развивалась сильная, уверенная личность. Взрослыхи детей отличали доброжелательность, кооперативность.
А. Кардинертакже изучал технику воспитания человека западной культуры на примеренебольшого американского городка Плейвилля. Большое значение в воспитании имелиавторитет отца и длительная забота матери. Ребенка воспитывали в чистоте,комфорте, стремились развить в нем привязанность к родителям. Однако чрезмернаязабота, излишняя сексуальная дисциплина оказывали неблагоприятное воздействиена развитие личности, порождая пассивность и инертность.
Какие чертыхарактера присущи русскому народу? Наиболее развернутые характеристики русскогонационального характера даны философами. Внутреннюю антиномичность считалиглавным свойством русской души С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев и Н. О. Лосский.В. Г. Белинский говорил о бессилии при силе, бедности при огромных богатствах,безмыслии при уме природном, тупости при смышленности природной. Г. А. Струве— о легковерии без веры, борьбе без творчества, фанатизме без энтузиазма, нетерпимостибез благоволения. Постоянное несогласие между законами и жизнью, между учреждениямиписаными и живыми нравами народными отмечал А. С. Хомяков. Г. Г. Шпет писал отом, что русскому народу свойственна специфическая национальная психология,проявлениями которой являются ответственность перед призраком будущихпоколений, иллюзионизм, неумение и нелюбовь жить в настоящем, суетливоебеспокойство о вечном. Среди качеств, присущих русскому народу, выделяютмаксимализм, нетерпимость, недостаток исторической трезвости, разлад междусловом и делом, мечтательность, легкомысленность, недальновидность.
Дляиллюстрации данного утверждения обратим внимание читателя на русские народныесказки. Сказка, являясь элементом культуры народа, отражает его жизненнуюфилософию. Исследователи русских народных сказок отмечают их особенности:поэтичность, остроумие, душевность, правдивость, сочетание детской наивности сглубокой мудростью, реалистичным взглядом на жизнь. Русскому национальномухарактеру присущи способность быть и оставаться ребенком, непосредственно исамозабвенно, доверчиво почитать сиюминутное настроение. Русский живетспокойно, без напряжения. Стремление к совершенству у русского являетсянаивным и ребяческим, беспочвенным идеализмом, мечтательной сентиментальностью(сказка о Емеле).
Непредсказуемость и сумасбродность связаны с эмоциональностьюи экспансивностью. Русский таит в себе целый заряд напряженности, своеобычнуюмощь бытия, пламенное сердце, порыв к свободе и независимости. Русские малопредприимчивы, просты и доверчивы. Одним из главных персонажей русской сказкиявляется Иван-дурак. Он, как правило, имеет неприглядный вид. Но внешняяубогость контрастирует с внутренней красотой, душевной силой и благородством.Это обнаруживается при испытаниях героя. Старшие братья — умники, но ониникогда не выдерживают испытаний, морально несостоятельны, думают только осебе и награде. Они едут по счастливым дорогам, а младший по дороге несчастья, но именно он находит счастье.Смысл русских сказок заключается в том, что от человеческого ума, учености,воли мало что зависит. Истина открывается человеку в тот момент, когда его душанаходится в состоянии восприимчивой пассивности. Отсюда русские пословицы:«Везет дуракам», «Бог дураков любит», «Дуракам — счастье». Про русскокогочеловека говорят: «Он живет под знаком своего сердца». Сердце и совесть — эторусские добродетели. Самое невзрачное, скромное, всеми презираемое существообладает в русских сказках внутренней красотой. Некоторые пословицы русскогонарода отражают эту идею:
Поведение как психофизиологический феномен
... независимо от его внутренних побуждений. Среди разных видов поведения выделим социальное поведение. Поведение человека может быть социальным или асоциальным. Социальное поведение — поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание определенного влияния на ...
«С лица воды не пить», «Не все золото, что блестит», «Нена красоту смотри, а на душу». Умных людей в России почитают, перед волевым склоняются, фантазерам дивятся,но более всего любят человека сердечного, а если он и совестливый, то его почитаюткак святого.
Специфику русского национального характера объясняютгеографическим положением России, ее историей, в первую очередь —взаимоотношениями с соседними народами, внешними влияниями на генофонд,специфическим ландшафтом, характером русской природы. По мнению Э. Эриксона, наформирование личности русского человека оказывает влияние ритм крестьянскойжизни в холодном климате — смена бездеятельности и пассивности в долгиe зимние месяцы иосвобождение после весенней оттепели.
В психологической антропологии есть попыткиисследовать особенности национального характера традицией тугого пеленаниямладенцев, существующей в России (Дж. Горер и Г. Рикман).
Тугое пеленаниемладенца приводит к тому, что дети растут сильными и сдержанными. На короткоевремя младенцев освобождают от пеленок, моют, активно играют с ним. Многиерусские, по мнению Дж. Горера, испытывают сильные душевные порывы и короткиевсплески социальной активностивпромежутках между периодами долгой депрессии и самокопания. Пеленание младенцев также информирует ребенка онеобходимости подчинения сильной внешней власти. А. X. Дикс объясняетособенности российского менталитета доминированием оральной культуры,характеризующейся неумеренной склонностью к еде, питью и пению.
На рубеже XXв. ценности русской культуры существенно меняются, приводя к смене тех чертхарактера, которые традиционно были присущи русскому народу. Отвергаютсяценности, свойственные традиционной русской культуре (довольство своим местомв жизни, благочестие, скромность).
Резко возросла ценность благосостояния(материальный успех и благополучие), автономии, как независимости и уверенностив себе, стремления выразить свою уникальность, формируются установки на социальноенеравенство. Такое резкое изменение ценностных ориентации связано с вхождениемРоссии в общемировое цивилизационное пространство. Образцы поведения, нормыобщения, ценности, присущие прежде всего западной культуре, «перенимаются»довольно быстро, но, не подкрепленные собственным опытом, несоотнесенные с социальным контекстом, зачастую приводят к серьезнымвнутриличностым конфликтам. Все это в наиболее ярком виде проявляется вотношениях между взрослыми и детьми. В частности, подростки не принимают стильжизни, который характерен для их родителей, вынужденных много работать,возвращаться домой усталыми и раздразненными. В большинстве семей отсутствуетатмосфера теплоты и интимности в отношениях между родителями и детьми. Каждыйшестой подросток (из полных семей) испытывает эмоциональное отвержение состороны обоих родителей. Наиболее типично враждебно-непоследовательноеотношение родителей в сочетании с их психологической автономией. У подростковформируется желание противостоять и противодействовать ценностям и установкам,образу жизни взрослых. Это часто ведет к конфликту с родителями, особенно еслив семье преобладает авторитарный стиль воспитания. Первые места в рейтингеценностей подростков занимают счастливая семейная жизнь, материальноеблагополучие и здоровье. Они же называются как наименее доступные в будущем.Высокая ценность этих жизненных сфер в сочетании с недосягаемостью порождаетвнутренний конфликт.
По данным А. А. Реана, среди подростков высок процентсоциально-незрелых, не имеющих сформулированных жизненных и профессиональныхцелей. Только 16% подростков способны брать ответственность запроисходящее на себя. А ведь именно от самостоятельности, инициативности,умения принимать ответственные решения зависит качество жизни молодых людей.
Психолог, работающий с семьями, должен понимать, чтоотношение семьи к ребенку во многом зависит от систем норм, предписаний ивариантов поведения, которые усваивает ребенок в обществе.
1.3. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА ССЕМЬЕЙ
(АНАЛИЗРАЗЛИЧНЫХ ПОДХОДОВ)
Представления о сущности и природе человека имеют фундаментальноезначение для воспитания, образования родителей и работы психолога с семьей.«Целостный философский образ человека можно рассматривать как идеал образовательнойсистемы, конкретизируемый относительно ее главного субъекта — развивающейсяличности человека» (В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев).
Попытка оказатьквалифицированную психологическую помощь семье и ребенку в процессе егостановления невозможно осуществить без опоры на систему теоретическихвоззрений. Наличие осознанной концепции деятельности для психолога позволяетобъяснять многообразие существующих явлений, предсказывать последствияразличных событий, способствовать поиску новых фактов и закономерностей,обобщать накопленную информацию.
Психоаналитическийподход
Термин «психоаналитическая педагогика» идётот «Журнала психоаналитической педагоги» (ныне«Психоаналитическая педагогика»), основанного в 1936 году в Штутгарте Г. Менгоми Э. Шнейдером. Этот журнал ставил перед собой задачу публикации работ,описывающих опыты применения психоанализа к детям и юношеству, а такжезатрагивающих вопросы повседневной деятельности родителей и учителей, в томчисле и домашних преподавателей.
В основе психоаналитического подхода к воспитанию лежат следующиепредставления. Сущность человека определяется психической энергией сексуальнойприроды и опытом раннего детства. Основу структуры личности составляют триинстанции: Ид, Эго, Суперэго. Поведение мотивируется агрессивными и сексуальнымиимпульсами. Патология и отклонения в поведении возникают из-за вытесненных вдетском возрасте конфликтов. Нормальное развитие основывается на чередованиистадий психосексуального развития и интеграции.
В современном психоанализе акцентируется роль детства в развитииличности, анализируется влияние межличностных отношений и социокультурныхфакторов на ее становление, ставится вопрос об эмоциональном обученииродителей. Таким образом, психоаналитический подход имеет безусловную ценностьдля теории и практики работы психолога с семьей.
Бихевиористскийподход
В 1913 г. американский психолог Дж. Уотсон опубликовал работу,положившую начало новому направлению в психологии и педагогике — науке оповедении, или бихевиоризму (англ. behavior— поведение).
Бихевиористы сосредоточились на строгообъективном подходе, придавая особое значение стимульно-реактивному научению,как главному объяснению человеческого поведения. Личность, с точки зрения Дж.Уотсона, это сумма деятельностей, конечный продукт системы усвоенных навыков.
Интерес американскихпсихологов Э. Торндайка, Дж. Уотсона, К. Халла, К. Спенса, Б. Скиннера (30—40-егоды XX в.), позднее Дж. Долларда и Н. Миллера (50-е годы XX в.), А. Бандуры(60—70-е годы XX в.) был направлен на наблюдаемые параметры поведения, навнешние действия. В обиход психологии были введены понятия «положительное иотрицательное подкрепление», «научение через подражание». К. Халл ввел вформулу «стимул — реакция» в качестве промежуточного звена потребностьорганизма, которая придает поведению энергию. Главный принцип воспитания, с еготочки зрения: чем чаще и интенсивнее редуцируется потребность, тем больше силанавыка. Мотивирующим фактором при этом выступает подкрепление каждой правильнойреакции. В работах Б. Скиннера предложена программа модификации поведенияличности.
В практикевоспитания широко используются идеи бихевиоризма. Воспитывая ребенка, взрослыеиспользуют систему поощрений и наказаний. Причем чем более разнообразна этасистема, тем более эффективно воспитание. Отказ ребенку во внимании, улыбкародителя или учителя, подарок за те или иные достижения — лишь некоторыеметоды, поощряющие желательное поведение ребенка или останавливающие его.Значительное место в воспитании имеет механизм подражания. Именно бихевиористыобратили внимание на то, что взрослый выступает по отношению к ребенку какобъект для подражания. Дети быстро усваивают от взрослого демонстрируемыеобразцы поведения. Важное значение для воспитания имеют идеи обоперационализации поведения, предполагающие обозначение конкретных,достижимых, привлекательных д