[Введите текст]
Введение
Объектом рассмотрения восприятия семьи и семейных отношений как фактора благополучия ребенка дошкольника определяется современными условиями семейного воспитания. Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений привязанности оказывают влияние, как на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни, являются своеобразным эталоном построения его отношений с другими людьми.
Психические потребности ребенка лучше всего удовлетворяет хорошая семейная обстановка. Семья предоставляет ребенку не только оптимальные возможности для формирования его личности, но она также естественно вводит его в постоянно расширяющиеся социальные отношения, создает предпосылки для его социализации. У ребенка формируется эмоциональное поведение в отношении самого себя и других членов семьи, он учится реагировать на постоянно изменяющиеся социальные ситуации, что формирует предпосылки для его благополучия.
Исследованием детско-родительских отношений в отечественной психологии занимались ученые Божович Л.И., Выготский Л.С., Костенко М. А., Лунякова Л.Г., Дубровина И.В., Лисина М.И., Леонтьев А.Н., Мухина В.С., Хоментаускас Г.Т., Эльконин Д.Б и многие другие [11,c.76].
Для полноценного развития личности ребенка в семье должны складываться благоприятные условия, которые напрямую зависят от сложившихся в семье детско-родительских отношений. С одной стороны, главной характеристикой родительского отношения является любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к его защите и безопасности. С другой — родительское отношение характеризуется требовательностью и контролем. В этом конфликте заключается одно из самых сильных противоречий семейных отношений. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.
Дошкольный возраст — это возраст, в котором начинает складываться личность ребенка. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, ребенок активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства формируется поведение и отношение ребенка к семье. Именно поэтому диагностика поведения и взаимоотношений в семье выступает важнейшим средством формирования у ребенка отношения к действительности, средством нравственного, эстетического и умственного воспитания. Главной задачей дошкольного воспитания является создание полноценной личности, что актуально и в настоящее время.
Влияние родительского воспитания на формирование самооценки детей ...
... родительского воспитания и структуры семьи. Целью данной дипломной работы является выявление зависимости самооценки детей дошкольного возраста от родительского воспитания и структуры семьи. Гипотеза: 1. Существует определённая взаимосвязь стилей родительского воспитания, структуры семьи ... семейном консультировани по вопросам детско-родительских отношений......... Библиография. Монографии и учебная ...
Функции матери в обеспечении комфорта ребенка более прицельно изучаются в рамках базового отношения к миру (А.Я. Варга, М.В. Колоскова, О.В. Баженова, Г.В. Скобло и др.), активно-доверительного отношения к миру (М.В. Колоскова), устойчивый положительно-эмоциональный фон настроения, потребность ребенка в доброжелательном внимании взрослого (Л.И. Божович), в эмоциональном взаимодействии со взрослым (М.И. Лисина), в обретении чувства уравновешенности и безопасности, достигаемая в контакте со взрослым (Г.В. Скобло) [12,c.35]. Удовлетворение этих потребностей является условием нормального психического развития ребенка. Кроме того, эти исследования также позволяют заключить, что чувство комфорта служит показателем оптимального состояния ребенка в системе «Я — Мир» и является необходимым условием его развития.
В исследованиях детей дошкольного возраста (А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, И.Ю. Ильина, Г.А. Свердлова, Е.П. Арнаутова и др.) устойчиво положительное, комфортное состояние ребенка рассматривается как базовое. Оно являющееся основой всего отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживания семейной ситуации, познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками. Обобщенно такое базовое состояние характеризуется как чувство благополучия.
Объект исследования — система семейных отношений в семьях детей дошкольного возраста.
Предмет исследования — особенности восприятия детьми дошкольного возраста семьи и семейных отношений.
Цель работы — исследование восприятия семьи и семейных отношений детей дошкольного возраста связанно с особенностями благополучия личности старшего дошкольника.
Задачи исследования:
1. Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования;
2. Провести анализ семейных взаимоотношений в семьях старших дошкольников;
3. Выявить особенности восприятия семьи и семейных отношений детьми дошкольного возраста;
Гипотеза исследования: как особенности благополучия и воспитания личности старшего дошкольника взаимосвязаны с типами семейных взаимоотношений и его восприятием семьи.
Методический инструментарий:
1. Методика «PARI» предназначена для изучения типов отношения родителей к ребенку. (Е.С. Шефер и Р.К. Белл, адаптирована Т.В. Нещерет);
2. Методика «Кинетический рисунок семьи», позволяет выявить отношение ребенка к семье: благополучие, нестабильность, неблагополучие (глазами ребенка) (В.Хьюлс, Л.Корман, А.И.Захаров);
Стили семейного воспитания детей старшего дошкольного возраста ...
... отрицательным примерам родителей. Объект исследования - стили семейного воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Предмет исследования - семья, воспитывающая детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Гипотеза исследования: мы предполагаем, в большинстве семей преобладает демократический стиль ...
Порядок предъявления тестов соответствовал обозначенному выше.
База исследования — МДОУ «Детский сад № 59» г. Нальчика.
Характеристика выборочной совокупности. В исследовании приняли участие 20 детей в возрасте 5-6 лет (13 мальчиков и 7 девочек), и их родители (матери-18 и отцы-2), в количестве 20 человек.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут использовать в своей работе психологи, дефектологи, педагоги в практике психологического консультирования, психодиагностике, групповой и индивидуальной работе с родителями и детьми, а также для создания и реализации программ психокоррекционных и развивающих тренингов.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Изложенный материал проиллюстрирован 2 таблицами и 2 рисунками.
Объем работы без библиографии и приложений составляет 40 страниц.
Глава 1. Обзор литературы по проблемам восприятия детьми семьи и семейных отношений
1.1 Восприятие семьи и семейных отношений детьми дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема
Межличностные отношения — психологические отношения, основанные на взаимной готовности субъектов к определенному типу неформального взаимодействия и общения, сопровождающегося чувством симпатии — антипатии. В межличностных отношениях участвуют механизмы восприятия и понимания друг друга [9, с.71].
Семья — необходимая составляющая социальной структуры цивилизованного общества, исторически изменяющееся явление, функционирующая как институт воспроизводства человека и его воспитания. Воспитание — деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта, планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования конкретных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих нужные условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду. Современный этап жизни нашего общества, связанный с перестройкой всей системы социально-экономических отношений, предъявляет особые требования к воспитанию растущего человека как главной производительной силы и высшей общественной ценности. Отсюда необходимость раскрытия психологических законов и механизмов формирования личности, что составляет важную предпосылку разработки новых средств, форм и методов качественного совершенствования системы воспитания.
Семья является тем социально-культурным образованием, где индивид получает первый опыт организации жизнедеятельности в основных её проявлениях — в производительной деятельности и быту. В семье он приобретает навыки общения и повседневного поведения, уроки будущей семейной жизни, представления о жизненных целях и ценностях, приобщается к нормам и эталонам культуры. В этом и состоит назначение семьи. Проблема семьи как сложного социального явления и социокультурной ценности служит объектом исследования многих наук. В соответствии со спецификой своего предмета каждая из них выявляет особые стороны ее функционирования и развития [25,с.48].
Дошкольный возраст, как отмечает А.А. Крылов, является начальным этапом становления субъекта познавательной и практической деятельности. Этот период жизни является чрезвычайно важным с точки зрения генеза и формирования социальных форм психики и нравственного поведения. Преобладание тематики, связанной с изображением человека в творчестве дошкольника, свидетельствуют о преимущественной ориентацией его на социальное окружение. К концу дошкольного возраста происходит переход от эмоционального непосредственного отношения к окружающему миру к отношениям, которые строятся на основе усвоения нравственных оценок, правил и норм поведения. Таким образом, в общении со взрослыми ребенок часто усваивает нравственные понятия в категориальной форме, постепенно уточняя и наполняя их конкретным содержанием, что ускоряет процесс их формирования и вместе с тем создает опасность их формального усвоения. Поэтому важно, чтобы ребенок учился применять их в жизни по отношению к себе и другим.
Роль отца в жизни ребенка
... роль отца в жизни ребенка, участия в его жизни и психоэмоциональном развитии. Объектом данного исследования является отношение между отцом и ребенком в семье. Предметом – процесс ... осознание родителями родственной связи с детьми, представление о себе как о родителе, представление об идеальном родителе, образ супруга(и) как родителя общего ребенка, знание родительских функций, образ ребенка. ...
Семья как социальный институт выполняет конкретные функции, то есть осуществляет определённые виды деятельности в системе общественных отношений. Вопрос о функциях семьи проблематичен и неоднозначно решается в отечественной и зарубежной науке. Наличие множества точек зрения свидетельствует о различных исследовательских подходах (философском, социологическом, психологическом, педагогическом).
Классификации функций семьи многообразны, однако в них неизменно определяются следующие функции: репродуктивная, хозяйственно-экономическая, коммуникативная, организация досуга, воспитательная, отражающие общественное назначение семьи и охватывающие собой основные направления её жизнедеятельности, дающие интегральную оценку нравственной жизнеспособности общества[25,c.78]. Семья в силу своей социально-биологической природы является первичным институтом социализации человека, опосредующим звеном между социальными нормами и процессом развития личности. Воспитательный потенциал семьи реализуется в функциях. Она воспитывает так, как функционирует. Однако для того, чтобы семья стала действительно стабильной, могла успешно выполнять свои социальнозначимые функции, необходимы серьёзное и всестороннее содействие семье, помощь и поддержка. Воспитательная функция семьи может быть представлена следующими компонентами:
— осознание родителями ответственности за воспитание; ориентация на общечеловеческие ценности; направленность воспитательных усилий в будущее и соотнесение их с требованиями, которые ставит перед ребёнком его дальнейшая жизнь;
— наличие у отцов и матерей психолого-педагогических знаний о задачах и методах воспитания детей; способность изменять методы и формы воздействия в соответствии с изменениями обстоятельств жизни ребёнка;
— умение понять своего ребёнка и помочь, тепло относиться к нему; уважительное отношение к нему и его праву на самостоятельность; умение объективно оценивать своего сына или дочь;
— знание родителями своего ребёнка;
— регулярность контакта семьи и образовательного учреждения, взаимосотрудничество и взаимообучение; самоорганизация и саморегуляция родителей; самообразование и самовоспитание. В конечном итоге они являются показателями психолого-педагогической культуры семьи.
Семья — один из важнейших воспитательных институтов, роль и значение которого в формировании личности трудно переоценить. В семье тесно сплетены супружеские, родительские и детские взаимоотношения. Дети остро реагируют на все изменения в семье. Они особенно сенситивны к оценке взрослого, его позиции по отношению к себе, к состояниям матери и отца, изменению стереотипов повседневной жизни и т.д.
Семья и семейное воспитание ребенка как педагогическая проблема
... педагогическую сущность семьи, роли семейного воспитания в развитии личности. Объект исследования: семейное воспитание ребенка. Предмет исследования: педагогическая сущность семьи и семейного воспитания. Задачи ... психоаналитическая теория» опирается на предположении на влечение, которое дети испытывают к родителям противоположного пола. Благодаря бессознательному процессу они могут переносить ...
Тип отношения родителей к ребенку — это интегративная характеристика родительских ценностных ориентаций, установок, которая проявляется в родительской компетентности воспитания, эмоциональном принятии ребенка, заинтересованность в ребенке и забота о нем, обращение с ребенком тем или иным образом. Отношение родителей к ребенку рассматривается как: оптимально эмоциональный контакт, излишняя эмоциональная дистанция и излишняя концентрация на ребенке [28,c.66].
Характерная особенность воспитательного влияния семьи на детей это устойчивость его результатов. Так, позитивный характер воспитания родителями детей раннего и дошкольного возраста положительно потом отражается на их учёбе, трудовой деятельности. Отношения родителей между собой, их отношение к детям, внутрисемейная атмосфера в целом — всё это является для детей незаменимой школой отцовства и материнства. По природе своей семейное воспитание основано на чувстве любви к детям и ответном чувстве детей к родителям. Оно продолжается всю жизнь [2, c.89].
Семья на всех этапах жизни человека — один из важнейших компонентов в микросоциуме. В качестве непосредственного социального окружения она обладает максимальными возможностями по сравнению с любым другим институтом воспитания. Возможностями для постепенного приобщения детей к нравственным ценностям: введения их в сложный и противоречивый мир… Современная семья в силу определённых причин бедна по своим социальным целям, утилитарна. В функциональном отношении зачастую она беспомощна. Имеет место в ней сужение своего личностного начала, отмечается недостаток психолого-педагогической культуры, что и определяет, во многом, социальный уровень института семьи. В противоположность им, социалист-утопист Роберт Оуэн считал семью одним из зол на пути формирования нового человека. Его идея о необходимости исключительно общественного воспитания ребенка с ранних лет активно воплощалась в нашей стране с одновременным низведением семьи до положения «ячейки» с «отсталыми» традициями и обычаями. В течение многих лет, словом и делом подчеркивалась ведущая роль общественного воспитания в формировании личности [16, c.137].
Родительские позиции оказывают влияние на поведение ребенка в семье. Отталкиваемый и отвергаемый ребенок чувствует себя ненужным, лишним, отодвинутым в семье на второй план. Такие дети иногда борются за свое положение в семье или пытаются обратить на себя внимание плохим поведением, которое не одобряется их родителями, но помогает ребенку стать центром семейного внимания.
Таким же лишним ребенок чувствует себя тогда, когда родители уклоняются от общения с ним, не участвуя в играх, почти не замечают его, постоянно заняты своими делами.
Дети родителей, чрезмерно их оберегающих, чаще всего занимают показную позицию, излишне выдвинутую на задний план. Они сосредотачивают на себе внимание всех окружающих. Потребности этих детей доминируют над потребностями других членов семьи. К такому ребенку относятся как к божеству, которому все служат. Подобную позицию чаще занимает единственный ребенок, или самый младший, или один из детей, склонный к заболеваниям, о здоровье которого родители чрезмерно тревожатся и не могут преодолеть эти волнения.
Духовно-нравственное развитие личности ребёнка в семье
... успешно, чем менее успешно «обратное» воспитание взрослого ребенком. Так что формула «дети -- зеркало родителей» верна лишь отчасти, отчего сплошь и ... воспитание в семье основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма и т.д. Интеллектуальное воспитание предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей ...
Ребенок, от которого слишком много требуют, принуждают и командуют, также не имеет надлежащей позиции. На нем, как и на излишне оберегаемом ребенке, концентрируется внимание родителей, однако пред ним выдвигаются требования, которые не ставятся перед другими членами семьи. Даже в малейшей степени за ним не признается право на самостоятельные действия. Родители вообще не уважают его права в отличие от признания прав других членов семьи.
Правильные воспитательные позиции родителей, выражаются в первую очередь в восприятии ребенка как личности, определяют одновременно и позицию ребенка в семье как полноправного члена, к правам и потребностям которого относятся в родном доме с уважением.
В современной семье все прочнее укореняется демократический стиль жизни, обеспечивающий ребенку по отношению к родителям, более равноправную позицию.
Позиция ребенка в семье изменяется в зависимости от его возраста. Чем меньше ему лет, тем центральнее место он занимает в семье, тем сильнее его зависимость от родителей. Когда он становится старше, то его зависимость уменьшается, наоборот, растет его автономность, заметно уравниваются его права с другими членами семьи.
На позицию ребенка влияет число детей в семье. Позиция единственного ребенка отличается от позиции ребенка в многодетной семье, так же как и первенца — от самого младшего. Наконец, особая позиция: у единственной девочки среди братьев и единственного мальчика среди сестер. Соперничество среди детей в многодетной семье — явление весьма частое. К различиям, связанным с возрастом или полом, может добавляться выделение родителями кого — то из детей. Это вызывает ревность остальных членов семьи [2, c.43].
В любом периоде жизни человека родители являются для него примером как личности. Благодаря этому с детских лет большинство людей в своем поведении подражают родителям, которые с колыбели одаривают его одним из прекрасных человеческих проявлений — родительской любовью. Эта взаимосвязь имеет огромное значение для ребенка, так как влияет на формирование характера, жизненных позиций, на его поведение, отношение к людям, в целом на формирование его личности.
Благодаря эмоциональной связи любящие и понимающие свои обязанности родители с малых лет формируют у ребенка нормы и стиль поведения, объясняют ему мир человеческих ценностей, внушают, что можно, а что не следует делать. Ребенок в процессе развития усваивает эти наказы, запреты, взгляды так, что они становятся его собственными убеждениями, то есть человек создает свою систему ценностей.
Для формирования собственного «я» решающим фактором являются взгляды и поведение родителей. Благодаря их правильной позиции ребенок создает о себе определенное мнение. При суровой и отвергающей позиции ребенок ощущает страх и оценивает себя негативно.
Возникновение у детей различного типа нарушений в поведении, связанных с семейной средой, свидетельствует о снижении воспитательной функции родительской семьи [31, c.103].
Взаимодействие школы и семьи в воспитании младших школьников
... роли семьи в воспитании младших школьников 1.1. Краткая характеристика понятий «роль», «семья», «воспитание», «семейное воспитание» Для того чтобы понять, что представляет собой роль семьи в воспитании детей младшего ... М.: Центр «Педагогический поиск», 2007. - № 6. 22. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети: метод. пособие для воспитателей, классных руководителей. - М.: Пед. общ-во России. 2000. ...
Влияние структуры семьи на формирование личности ребенка неразрывно связано с царящими в семье отношениями. Дисгармония семейных отношений дает ребенку образцы агрессивности, непостоянства, враждебности и асоциального поведения.
В жизни каждого человека его родители играют одну из главных ролей. От отношения отца и матери к своему ребенку во многом зависит процесс формирования его личности. Мировоззрение, становление характера, нравственные основы, отношение к духовным и материальным ценностям в первую очередь воспитываются у детей родителями. А зависит этот процесс во многом от того, как удовлетворяются в семье основные потребности ребенка, насколько правильно с точки зрения его развития и воспитания проявляются родительские позиции.
У детей много потребностей, но мы ограничиваемся характеристикой только основных[8, с.53]:
1. Потребность в любви, доброжелательности и теплоте чувств, называемая также потребностью в эмоциональном контакте. Ребенок должен чувствовать интерес родителей ко всем его словам и действиям. Со своей стороны дети проявляют большой интерес к жизни родителей.
2. Необходимость в самоутверждении как личности, у которой развиваются и реализуются свои индивидуальные способности.
3. Потребность в уважении. Ребенок плохо себя чувствует, если к нему относятся пренебрежительно и несерьезно, если его унижают, критикуют и непрерывно поучают. От постоянной критики он будет склонен ощущать свою неполноценность.
Неудовлетворение основных потребностей детей очень быстро проявляется в нарушениях поведения ребенка и в формировании отрицательных черт личности.
Когда родители дарят ребенку разумное доверие, воспитывают в нем свободную личность, тогда он может прекрасно общаться с ровесниками, быть находчивым, остроумным, сообразительным, в меру самоуверенным, способным разобраться в различных общественных ситуациях.
Динамика семейной жизни и характер отношения родителей к ребенку имеют существенное значение для формирования его личности.
1.2 Исследование восприятия семьи и семейных отношений детьми дошкольного возраста в работах отечественных и зарубежных авторов
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.
В последнее время в отечественной и зарубежной психологии все больше внимания уделяется исследованиям семьи. Изучаются самые разные ее характеристики и происходящие в ней процессы — удовлетворенность супругов браком, структура семейных ролей, распределение власти, детско-родительские отношения и т. д. Но в конкретных работах довольно часто упоминается и достаточно редко учитывается, что семья — это динамическое образование, в ходе существования которого выделяются качественно различные периоды.
Большой вклад в изучение динамики семейных отношений в истории развития общества внесли швейцарский историк И. Я. Бахофейн, написавший книгу “Материнское право” , и шотландский юрист Дж. Ф. Мак-Леннан, автор исследования “Первобытный брак“ [15,c57].
Блохина Роль семьи в развитии личности.doc
... него формируется чувство долга, взаимопомощи. Каковы же условия успешного воспитания ребенка в семье? Важным условием успеха воспитания детей в семье, можно считать родительскую любовь. Ведь родительская любовь – ... проявлять при этом упорство и настойчивость. Большая роль отводиться семье в трудовом воспитании. Дети непосредственно вовлекаются в бытовой труд, учатся обслуживать себя, выполнять ...
В России семейные отношения стали объектом изучения лишь в середине XIX в.
Проблема семейного воспитания все больше привлекает к себе внимание ученых и практиков нашей страны. Вопросы семейного воспитания рассматриваются педагогами, социологами, психологами, психотерапевтами . При этом затрагиваются различные сферы детско-родительских отношений: особенности воспитания ребенка и отношение к нему родителей, характерные особенности личности ребенка как результат семейных воздействий, особенности личности родителей, характер супружеских отношений и т.д. [13,c.45].
Родительские установки, или позиции, — один из наиболее изученных аспектов детско-родительских отношений. При этом под родительскими установками А.С. Спиваковская понимает систему или совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним. Еще в 30-х гг. были выделены четыре родительские установки и соответствующие им типы поведения: «принятие и любовь», «явное отвержение», «излишняя требовательность», «чрезмерная опека», а также была прослежена определенная зависимость между поведением родителей и поведением детей. Так, например, «принятие и любовь» порождают в ребенке чувство безопасности и способствуют нормальному развитию личности, в то время как «явное отвержение» ведет к агрессивности и эмоциональному недоразвитию.
Исследования А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, Д.Б. Эльконина и других показали, что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным контактом и особенностями сотрудничества с родителями. Таким образом, можно со всей определенностью утверждать, что на детско-родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье. Под влиянием типа родительских отношений формируется личность ребенка [17,c.76].
При этом взаимоотношения в семье могут иметь разноплановый характер, а использование неэффективного типа родительского отношения ведет к возникновению тревожности у ребенка.
Необходимо отметить, что в настоящее время в качестве центральной, «базовой» причины тревожности детей выделяются факторы семейного воспитания, и прежде всего система взаимоотношений «мать — ребенок» (Н.М. Гордецова, А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, В.С. Манова-Томова, М. Раттер, и др.) [18,c.89].
Очевидно, что социальная нестабильность, потеря (или угроза потери) взрослыми своей социальной позиции, неуверенность в себе, в завтрашнем дне, чувство вины за то, что обеспечиваешь семью хуже, чем другие. Все это порождает у некоторых взрослых стремление выместить это на детях, что и проявляется во многих случаях жестокого обращения с детьми, провоцируя появление ситуаций, вызывающих тревогу у детей [19,34].
Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее зависят от родителей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и надеется на их защиту. Одна из самых значительных сил, с которой дети должны научиться справляться, — это стресс, вызываемый страхом и тревогой. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.
Решение этой проблемы требует как можно более раннего определения причин возникновения и особенностей проявления тревожности у детей с целью ее дальнейшей коррекции и профилактики.
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... любимым видом музыкальной деятельности ребенка, помогает ему проявить свое отношение к окружающему, раскрыть внутренний мир и чем раньше ребенок начнет приобщаться к этому ... способностей дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы к ...
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личности. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том; что никто, кроме самых близких для него в семье людей: матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Семья — это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д. [22,c.55].
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.
Главное в воспитании маленького человека — достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.) [28,c.66].
Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них.
Конфликтная ситуация между родителями — различные подходы к воспитанию детей.
Первая задача родителей — найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.
Вторая задача — сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него.
Дети быстро “схватывают” сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.).
Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.
В общении у взрослых и детей вырабатываются принципы общения:
1) Принятие ребенка, т.е. ребенок принимается таким, какой он есть.
2) Эмпатия (сопереживание) — взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию.
3) Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему [29,c.23].
Родители могут любить ребенка не за что-то, несмотря на то, что он некрасив, не умен, на него жалуются соседи. Ребенок принимается таким, какой он есть. (Безусловная любовь).
Возможно, родители любят его, когда ребенок соответствует их ожиданиям. Когда хорошо учится и ведет себя. Но если ребенок не удовлетворяет тем потребностям, то ребенок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества. (Обусловленная любовь).
Ребенок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может даже отвергаться ими (например, семья алкоголиков).
Но может быть и в благополучной семье (например, он не долгожданный, были тяжелые проблемы и т. д.) необязательно родители это осознают. Но бывают чисто подсознательные моменты (например, мама красива, а девочка некрасива и замкнута).
Ребенок раздражает ее.
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, “невмешательство” и сотрудничество.
Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.
Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, — все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.
Опека в семье — это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема — удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюдений именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым казалось бы, не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека — заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.
Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой “невмешательства”. При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.
Сотрудничество как тип межличностных отношений в семье объединеных общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития — коллективом [14,c.44].
Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.
3 стиля семейного воспитания:
— демократический,
— авторитарный,
— попустительский.
При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль “согласия”.
При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль “подавления”.
При попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе.
Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными [16,c.76].
М.И. Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда — при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни [11,c.33].
От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. (Не говорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом невозможно избавиться.).
Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению).
Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.
Адекватное представление — здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания.
В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, — бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу [1,c.49].
Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка — то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же оптимистичны.
Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем, ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения.
Личностной особенностью в этом возрасте может стать тревожность. Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей — желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий.
Второй вариант — демонстративность — особенность личности, связанной с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Источником демонстративности обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, “недолюбленными”. Но бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а наоборот, наиболее избалованными детьми. Такой ребенок будет добиваться внимания, даже нарушая правила поведения. (“Лучше пусть ругают, чем не замечают”).
Задача взрослых — обходиться без нотаций и назиданий. Как можно менее эмоционально делать замечания; не обращать внимание на легкие проступки и наказывать за крупные (например, отказом от запланированного похода в цирк).
Это значительно труднее для взрослого, чем бережное отношение к тревожному ребенку.
Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема — постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка — недостаток похвалы.
Третий вариант — “уход от реальности”. Наблюдается в тех случаях, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее не могут благодаря своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. При поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания к результатам их деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития [19,c.97].
Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:
— Принимать активное участие в жизни семьи;
— Находить время, чтобы поговорить с ребенком;
— Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
— Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
— Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
— Уважать право ребенка на собственное мнение;
— Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
— С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться [18,c.67].
В любом периоде жизни ребенка родители являются для него примером как личности. Благодаря этому с детских лет большинство людей в своем поведении подражают родителям, которые с колыбели одаривают его одним из прекраснейших человеческих проявлений — родительской любовью. Эта взаимосвязь имеет огромное значение для ребенка, так как влияет на формирование характера, жизненных позиций, на его поведение, отношение к людям в целом и, конечно же, на формирование его личности.
Глава 2. Эмпирическое исследование восприятия семьи и семейных отношений детьми дошкольного возраста
2.1 Организация и программа исследования восприятия семьи и семейных отношений детьми дошкольного возраста
Анализ литературы показал, что семейные взаимоотношения, отношения между родителями и ребенком являются определяющими в формировании восприятия семьи. Именно оптимальность системы «родители — ребенок» определяет успешность развития ребенка.
В дошкольном детстве фактически складывается личность, самосознание и мироощущение ребенка. Эти процессы определяются общим психическим развитием, формированием новой системы психических функций, где важное место начинают занимать мышление и память ребенка. Теперь он не только ориентируется и действует в плане конкретных сиюминутных стимулов, но и способен устанавливать связи между общими понятиями и представлениями. Мышление ребенка переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному. Осуществляется переход к новым типам деятельности — игровой, изобразительной, конструктивной [18,c.68].
Целью данного этапа экспериментального исследования является теоретическое и эмпирическое исследование восприятия семьи и семейных отношений с особенностями благополучия личности старшего дошкольника.
Для выявления особенностей восприятия семьи и семейных отношений детьми младшего школьного возраста были использованы:
1. Методика «PARI» предназначена для изучения типов отношения родителей к ребенку. (Е.С. Шефер и Р.К. Белл, адаптирована Т.В. Нещерет);
2. Методика «Кинетический рисунок семьи», позволяет выявить отношение ребенка к семье: благополучие, нестабильность, неблагополучие (глазами ребенка) (В.Хьюлс, Л.Корман, А.И.Захаров);
3. Методика «Неоконченные предложения» позволяет получить дополнительные сведения об отношении родителей к детям и детей к родителям.
Порядок предъявления тестов соответствовал обозначенному выше.
Методика PARI (опросник родительских установок).
Данная методика предназначена для изучения отношения родителей к разным сторонам семейной жизни. Авторы — американские психологи Е.С. Шефер и Р.К. Белл. Эта методика широко использовалась в Польше (Рембовски) и Чехословакии (Котаскова).
В нашей стране адаптирована кандидатом психологических наук Т.В. Нещерет. В методике выделены признаки, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Методика позволяет оценить специфику внутрисемейных отношений, особенности организации семейной жизни.
Из них 15 касаются родительско-детских отношений. Эти 15 признаков делятся на следующие 3 группы:
1 — оптимальный эмоциональный контакт, 2 — излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, 3 — излишняя концентрация на ребенке. Шкалы эти выглядят следующим образом:
1.Оптимальный эмоциональный контакт (состоит из 4 признаков, их номера по опросному листу 1,9,10,14);
— побуждение словесных проявлений, вербализация (1);
— партнерские отношения (9);
— развитие активности ребенка (10);
— уравнительные отношения между родителями и ребенком (14).
2. Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком (состоит из 3 признаков, их номера по опросному листу 5,6,11):
— раздражительность, вспыльчивость (5);
— суровость, излишняя строгость (6);
— уклонение от контакта с ребенком (11).
3. Излишняя концентрация на ребенке (описывается 8 признаками, их номера по опросному листу 2,3,4,7,8,12,13,15):
— чрезмерная забота, установление отношений зависимости (2);
— преодоление сопротивления, подавление воли (3);
— создание безопасности, опасение обидеть (4);
— исключение внесемейных влияний (7);
— подавление агрессивности (8);
— подавление сексуальности (12);
— чрезмерное вмешательство в мир ребенка (13);
— стремление ускорить развитие ребенка (15) (вопросы см. в прил. 2).
Основной вывод, который можно сделать сразу, — это оценить родительско-детский контакт с точки зрения его оптимальности. Для этого сравниваются средние оценки по первым трем группам шкал: оптимальный контакт, эмоциональная дистанция, концентрация.
Идея использования рисунка семьи для диагностики внутрисемейных отношений возникла у ряда исследователей, среди которых упоминают работы В. Хьюлса, А.И. Захарова, Л. Кормана и др. Целью этой методики это исследование межличностных отношений в семье (глазами ребёнка); выявление отношений в семье, вызывающих тревогу у ребёнка.
Методика проведения: ребёнку предлагается лист бумаги, карандаши и дается инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью так, чтобы её члены были чем-либо заняты». При обследовании время выполнения задания обычно длится 30 минут. В рисунке рассматривается формативные и содержательные характеристики.
Формативным считается качество изображения: тщательность прорисовки или небрежность в рисовании отдельных членов семьи, красочность изображения, положение объектов на листе, заштрихованность, размеры.
Содержательными характеристиками рисунка являются: изображение деятельности членов семьи, их взаимное расположение по отношению друг к другу и к ребёнку, присутствие или отсутствие членов семьи и самого ребёнка, а также соотношение людей и вещей на рисунке.
Анализ результатов рисунков осуществлялся по следующим показателям:
1.Наличие беспокойства у детей об отношении к ним взрослых.
2.Эмоциональное напряжение и дистанция.
3.Дискомфорт.
4.Наличие враждебности по отношению к взрослым.
При тестировании следует отмечать в протоколе следующее:
а) последовательность рисования деталей;
б) паузы более 15 секунд;
в) стирание деталей;
г) спонтанные комментарии ребенка;
д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.
После выполнения задания следует стремиться получить максимум дополнительной информации (вербальным путем).
Вопросы:
1. Скажи, кто тут нарисован?
2. Где они находятся?
3. Что они делают? Кто это придумал?
4. Им весело или скучно? Почему?
5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?
6. Кто из них самый несчастный? Почему?
Последние два вопроса провоцируют ребенка на открытое обсуждение чувств, что не каждый ребенок склонен делать. Поэтому, если он не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на ответе.
При опросе надо выяснить смысл нарисованного ребенком чувства: чувства к отдельным членам семьи, почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло).
Следует избегать прямых вопросов, не настаивая на ответе, так как это может спровоцировать тревогу или защитные реакции. Бланк для обработки теста «Рисунок семьи» проводится по определенной схеме (см. прил. 1).
При выполнении задания по данным инструкциям оценивается наличие или отсутствие совместных усилий в тех или иных ситуациях, которые изображены, какое место уделяет им ребенок, выполняющий тест, и т.д.
Интерпретация теста «Рисунок семьи».
На основании особенностей изображения можно определить:
1) степень развития изобразительной культуры, стадию изобразительной деятельности, на которой находится ребенок. Примитивность изображения или четкость и выразительность образов, изящество линий, эмоциональная выразительность — те характерные черты, на основе которых можно различить рисунки;
2) особенности состояния ребенка во время рисования. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, степени напряженности, скованности и т.п., тогда как большие размеры, применения ярких цветовых оттенков часто говорят об обратном: хорошем расположении духа, раскованности, отсутствии напряженности и утомления;
3) особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка можно определить по степени выраженности положительных эмоций у членов семьи, степени их близости (стоят рядом, взявшись за руки, делают что-то вместе или хаотично изображены на плоскости листа, далеко отстоят друг от друга, сильно выражены отрицательные эмоции и т.д.).
В рисунках (по Л. Корману) анализируют:
а) графическое качество (характер линий, пропорции фигур, использование пространства, аккуратность);
б) формальную структуру (динамичность рисунка, расположение членов семьи), содержание (анализ смысла).
Методика «Рисунка семьи» дает представление о субъективной оценке ребенком своей семьи, своего места в ней, о его отношениях с другими членами семьи. В рисунках дети могут выразить то, что им трудно бывает высказать словами, т.е. язык рисунка более открыто и искренне передает смысл изображенного, чем вербальный язык.
Вследствие привлекательности и естественности задания эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта с ребенком, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования. Особенно продуктивно применение `рисунка семьи’ в дошкольном возрасте, так как полученные с помощью этого результаты, мало зависят от способности ребенка выражать свои переживания, от его способности к самонаблюдению, от способности «вжиться» в воображаемую ситуацию, т.е. от тех особенностей психической деятельности, которые существенны при выполнении заданий, основанных на вербальной технике.
На основании этих показателей выявили уровни влияния семейных отношений на ребёнка.
К высокому уровню детско-родительских отношений относим рисунки, где ребёнку комфортно в семье, на рисунке присутствуют все члены семьи, в центре рисунка — сам ребёнок в окружении родителей; изображает себя и родителей нарядными, тщательно прорисовывает каждую линию, на лицах взрослых и ребёнка — улыбка, прослеживается спокойствие в позах, движениях.
Средний уровень детско-родительских отношений: отсутствие кого-либо из членов семьи, наличие беспокойства, ребёнок рисует себя грустным, вдали от родителей, наличие враждебности по отношению к взрослым через штриховку деталей, отсутствие некоторых частей тела (рук, рта).
Низкий уровень детско-родительских отношений: наличие одного из родителей с предметом, угрожающим для ребёнка (ремень), запуганное выражение лица ребёнка, ощущение эмоционального напряжения через использование в рисунке тёмных красок.
Наличие враждебности по отношению к родителям прослеживается через прорисовку таких деталей, как разведённые руки, растопыренные пальцы, оскаленный рот и т.д.[31,c40].
Далее проводилась методика “Неоконченные предложения”, цель которой получить сведения об отношении родителей к детям и детей к родителям, выявить причины, вызывающие тревожность у детей. Результаты этого обследования помогут выявить отношения детей к родителям, к сверстникам, к детскому саду, страхи и опасения.
Процедура проведения очень проста: ребенку предлагается послушать предложения и сразу, не задумываясь продолжить его первой, пришедшей в голову мыслью. Делать это надо быстро.
Инструкция для ребенка: «Мы сейчас с тобой поиграем. Я тебе буду говорить предложения, а ты как можно быстрее закончи их. Говори первое, что придет в голову».
Обработка результатов: Законченные предложения можно разделить на 6 групп:
1. Отношение к отцу;
2. Отношение к матери;
3. Отношение к себе;
4. Отношение к сверстникам;
5. Отношение к детскому саду;
6. Страхи и опасения;
Эта методика простая по содержанию, хорошо выявляет скрытые переживания ребенка. Ответы на вопросы могут выражать положительное, отрицательное или безразличное отношение ребенка.
Современные родители должны обладать важнейшей способностью к рефлексии на индивидуальные и возрастные особенности ребенка, готовностью к сознательному поиску наиболее эффективного стиля его индивидуального воспитания. Именно в наше время так много возможностей обучаться и продвинуться в выработке собственного неповторимого стиля, культуры семейного воспитания [12,c.32].
2.2 Результаты исследования восприятия семьи и семейных отношений детьми дошкольного возраста
Объект исследования — система семейных отношений в семьях детей дошкольного возраста.
Предмет исследования — особенности восприятия детьми дошкольного возраста семьи и семейных отношений.
Цель работы — исследование восприятия семьи и семейных отношений с особенностями благополучия личности старшего дошкольника.
Задачи исследования:
1. Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования;
2. Провести анализ семейных взаимоотношений в семьях старших дошкольников;
3. Выявить особенности восприятия семьи и семейных отношений детьми дошкольного возраста;
Гипотеза исследования: как особенности благополучия и воспитания личности старшего дошкольника взаимосвязаны с типами семейных взаимоотношений и его восприятием семьи.
Методический инструментарий:
1. Методика «PARI» предназначена для изучения типов отношения родителей к ребенку. (Е.С. Шефер и Р.К. Белл, адаптирована Т.В. Нещерет);
2. Методика «Кинетический рисунок семьи», позволяет выявить отношение ребенка к семье: благополучие, нестабильность, неблагополучие (глазами ребенка) (В.Хьюлс, Л.Корман, А.И.Захаров);
Порядок предъявления тестов соответствовал обозначенному выше.
База исследования — МДОУ «Детский сад № 59» г. Нальчика.
Характеристика выборочной совокупности. В исследовании приняли участие 20 детей в возрасте 5-6 лет (13 мальчиков и 7 девочек), и их родители (матери-18 и отцы-2), в количестве 20 человек.
Методика PARI (опросник родительских установок).
Диагностика типов эмоционального отношения к дошкольнику в семье. По результатам исследования типов отношения родителей к ребенку отмечается, что у большинства родителей (70,6 %) с ребенком оптимальный эмоциональный контакт (см. рис.1).
семья воспитание восприятие дошкольник
Рис. 1 — Диаграмма процентного соотношения количества семей по критерию отношения родителей к ребенку
Это отношение выражается в предоставление ребенку возможности высказаться, в семье существует равенство родителей и ребенка, поощряется активность ребенка, между родителями и детьми товарищеские отношения.
В 15,7 % прослеживается излишняя концентрация на ребенке, которая определяется чрезмерной заботой, подавлением воли ребенка, подавлением агрессивности, вмешательством в мир ребенка, стремлением ускорить развитие ребенка.
В остальных семьях — 13,7 % между родителями и ребенком существует излишняя эмоциональная дистанция, она проявляется в строгости и раздражительности родителей, в избегании общения с ребенком (уклонением от конфликта).
Вопросы даны в приложении 2.
Рис. 2 — Диаграмма детско-родительских отношений
Условные обозначения:
— высокий уровень детско-родительских отношений (7 детей — 35%);
— средний уровень детско-родительских отношений (11 детей — 55%);
— низкий уровень детско-родительских отношений (2 детей — 10%).
“Кинетический рисунок семьи”. Цель: — исследование межличностных отношений в семье (глазами ребёнка); — выявление отношений в семье, вызывающих тревогу у ребёнка. На основе выполнения изображения, ответов на вопросы оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье.
Методика проведения: Ребёнку предлагается лист бумаги, карандаши. Ставится условие: необходимо нарисовать свою семью так, чтобы её члены были чем-либо заняты. Бланк для обработки теста “ Рисунок семьи” см.в приложении 1.
На основании этих показателей выявили уровни влияния семейных отношений на ребёнка.
К высокому уровню детско-родительских отношений относим рисунки, где ребёнку комфортно в семье, на рисунке присутствуют все члены семьи, в центре рисунка — сам ребёнок в окружении родителей; изображает себя и родителей нарядными, тщательно прорисовывает каждую линию, на лицах взрослых и ребёнка — улыбка, прослеживается спокойствие в позах, движениях.
Средний уровень детско-родительских отношений: отсутствие кого-либо из членов семьи, наличие беспокойства, ребёнок рисует себя грустным, вдали от родителей, наличие враждебности по отношению к взрослым через штриховку деталей, отсутствие некоторых частей тела (рук, рта).
Низкий уровень детско-родительских отношений: наличие одного из родителей с предметом, угрожающим для ребёнка (ремень), запуганное выражение лица ребёнка, ощущение эмоционального напряжения через использование в рисунке тёмных красок.
Наличие враждебности по отношению к родителям прослеживается через прорисовку таких деталей, как разведённые руки, растопыренные пальцы, оскаленный рот и т.д.
В качестве примера разберём несколько рисунков. Гали К. помещает себя в центр в окружении папы и мамы. Изображает себя и родителей весёлыми, счастливыми, все линии чётко прорисовывает, на рисунке много цветов. Всё это свидетельствует о благополучии в детско-родительских отношениях. На рисунке Фатимы К. изображена вся семья за ужином. На лицах взрослых и ребёнка — улыбки, линии чётко прорисованы, в позах взрослых и ребёнка прослеживается спокойствие. По рисунку видно, что девочке в этой семье комфортно и уютно.
Артём Т. нарисовал всю семью, все члены семьи улыбаются, кроме самого Артёма (у него вообще отсутствует рот).
Руки у всех расставлены в стороны. Всё говорит о том, что ребёнку не очень комфортно в этой семье.
Амирхан Ш. изобразил только себя и папу, они достаточно удалены друг от друга, что говорит о чувстве отверженности. Помимо этого, папа занимает достаточно агрессивную позицию: руки раскинуты в стороны, пальцы длинные, подчёркнутые. Мама на рисунке отсутствует. Анализируя этот рисунок, можно понять, что ребёнок не удовлетворён своим положением в семье и отношением к нему родителей. По результатам тестирования мы можем судить, что далеко не во всех семьях царит атмосфера положительных детско-родительских отношений. В основном они носят переменный характер.
К высокому уровню детско-родительских отношений относятся рисунки Фатимы К., Насти С., Гали К, Ярослав М., Ивана Р., Аскера А., Даниила К. На этих рисунках ребенку комфортно в семье. На рисунке присутствую все члены семьи: в центре сам ребенок, в окружении — родители. Дети изображают себя и родителей нарядными; тщательно прорисовывает каждую линию: на лицах взрослых и ребенка улыбка, в позах прослеживается спокойствие. К среднему уровню детско-родительских отношений отнесены рисунки: Кантик Б., Артема Т., Марии О., Анары К., Валерий Д, Аслан А., Никиты Б., Заремы Ш., Светы И., Арсена Х., Мухамеда М. На этих рисунках видно, что ребенку в семье не очень комфортно, на некоторых рисунках отсутствует кто-либо из членов семьи. Видно наличие беспокойства, т.к. ребенок рисует себя грустным, вдали от родителей. К низкому уровню детско-родительских отношений можно отнести рисунки Вячеслава Ш., Амирхана Ш. На этих рисунках видно, что. запуганное выражение лица ребенка, ощущение эмоционального напряжения, через использование в рисунке темных красок.
На наш взгляд, причинами, повлекшими за собой возрастание тревожности у детей, является то, что:
у родителей не сформировано полное представление о воспитании ребенка;
ребенок не ощущает себя уютно и комфортно в семье (он не удовлетворен своим положением в семье);
дети растут в условиях дефицита добра, ласки, любви; боятся наказания;
в семье — неблагоприятная обстановка; чрезмерная опека.
Так Арсен Х. мечтает с папой поиграть , значит ему не хватает внимания со стороны отца;
Зарема Ш. боится наказания — видна чрезмерная строгость;
Никита Б. хочет почаще с родителями гулять, значит ему не хватает родительской ласки и заботы;
Махамед М. мечтает, чтобы мама не плакала, значит в семье несколько напряженная обстановка;
Аслан А. говорит о том, что его часто ругают — присутствие чрезмерной строгости;
Света И. думает о том, чтобы было можно поиграть с подругами — прослеживается чрезмерная опека и ребенку не хватает свободы;
Анара К. жалуется, что ее не отпускают погулять с бабушкой — налицо конфликтная ситуация в семье, от чего ребенок испытывает тревожность; Галя К. говорит о том, она с папой и мамой часто ездят отдыхать — в семье доброжелательные отношения;
Ярослав М. с гордостью сообщает, что мама с ним часто играет и ему с мамой очень интересно — видно, что в семье дружелюбные отношения;
Аскер А. мечтает заботится о маме- в семье проявляется заботливость к членам семьи;
Вячеслав Ш. мечтает о том, чтобы мама с папой не ссорились — в семье прослеживается несколько напряженная обстановка, ребенок испытывает тревожность.
На наш взгляд, это происходит, потому что присутствует чрезмерная опека или чрезмерная строгость, что вызывает повышенную тревожность в поведении детей.
Следовательно, 11 детей имеют тревожность:
— страх наказания;
— боязнь сделать что-то не так, за что потом его не будут любить.
По результатам данной методики можно сделать вывод, что во многих семьях дети испытывают тревожность в отношениях с родителями, между ними нет взаимопонимания.
По результатам диагностики «Рисунок семьи» было оценено отношение ребенка к семье. (Результаты теста представлены в рисунке 2).
Заключение
Общение в семье оказывает сильнейшее влияние на детскую психику и в дальнейшем дает широкий простор для переживаний ребенка, реализации его потребностей, а тем самым становится для него подлинной школой социальных чувств. Вклад семьи в эмоционально-нравственное развитие личности становится, особенно ощутим в современных условиях, когда интеллектуализация и рационализация человеческих взаимоотношений и форм общественной жизни весьма заметны и оборачиваются угрозой одностороннего развития человека, его эмоционального неблагополучия. Внутрисемейные отношения, таким образом, — важнейший фактор превращения человека в активного участника общественной и культурной жизни.
Поставленная в исследовании цель по теоретическому и эмпирическому изучению взаимосвязи семейных взаимоотношений с особенностями благополучия личности старшего дошкольника, нами достигнута. Цель была реализована благодаря решению теоретической задачи по анализу отечественной и зарубежной литературы по проблемам семейных взаимоотношений и благополучия личности старшего дошкольника; и эмпирических задач — по анализу семейных взаимоотношений в семьях старших дошкольников; выявлению особенностей благополучия дошкольников, а также выявлена взаимосвязь семейных взаимоотношений и особенностей эмоционального благополучия личности старшего дошкольника.
Выдвинутая в исследовании гипотеза получили свое подтверждение, что позволяет говорить о взаимосвязи благополучия личности дошкольника с типами семейных взаимоотношений. А именно, особенности благополучия личности старшего дошкольника взаимосвязаны с отношение родителей к ребенку; родительское эмоциональное отношение к дошкольнику взаимосвязано с его отношением к семье.
Практическая значимость настоящего исследования заключается в возможности использования результатов исследования психологами и педагогами, в работе по коррекции и профилактике неблагополучия и нестабильности у детей старшего дошкольного возраста. Эта работа может проводиться с семьей в целом (и с родителями, и с их детьми) для построения конструктивного взаимодействия внутри семьи, предупреждения возможных проблем их детей с окружающими.
Наша работа выполнена с детьми дошкольного возраста, поскольку в этом возрасте вопросы, связанные с благополучием ребенка приобретают особую актуальность. Как уже было отмечено в теоретической главе и подтверждено эмпирическим исследованием, тип детско-родительских отношений в семье является одним из основных факторов, формирующих благополучие ребенка дошкольника.
Нами были использованы методики, диагностирующие тип эмоционального отношения родителей к ребенку — оптимально эмоциональный контакт, излишняя эмоциональная дистанция и излишняя концентрация на ребенке. Это подтверждено исследованиями ряда авторов Эйдемиллер Э.Г., Варга А.Я., Столин В.В., Юстицкис В.В. Так, оптимальный эмоциональный контакт у родителей с ребенком несвязан не с одним типом дисгармоничного воспитания, излишняя концентрация на ребенке наблюдается при гиперпротекции, а у родителей с излишней эмоциональной дистанцией присутствует игнорирование потребностей ребенка, чрезмерность требований/обязанностей, расширение сферы родительских чувств или ее неразвитость, вынесение конфликта в сферу воспитания.
Проблема благополучия рассматривается недостаточно широко как в отечественной, так и зарубежной науке. Согласно исследованиям Л.А. Абрамян, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, «эмоциональное благополучие» определяется как устойчивое положительное самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: как биологических, так и социальных. Эмоциональное благополучие формируется на основе поведения ребенка, отношения ребенка к семье и принятия своих родителей. В своей работе мы выделили отношение ребенка к семье — благоприятное, нестабильное и неблагоприятное и эмоциональное принятие и непринятие. Поведение дошкольников делится на условно нормативный, демонстративный и защитный типы.
Наше исследование подтвердило работы большинства авторов, занимающихся вопросом благополучия ребенка (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.).
В целом благополучие ребенка характеризуется условно нормативным типом поведения и принятием своих близких, в частности родителей, в то время как неблагополучие дошкольника связано, прежде всего, с защитным типом поведения и непринятием собственных родителей.
Далее нами были выявлены взаимосвязи семейного отношения и особенностей эмоционального благополучия ребенка дошкольника. Так, в семьях, где преобладает оптимальный эмоциональный контакт, у детей наблюдается благополучное отношение к семье. В таких семьях между родителями и детьми существуют товарищеские отношения. Равенство родителей и детей, поощряется активность детей, семья объединена общей деятельностью.
В семьях дошкольников, где наблюдается излишняя дистанция преобладает эмоционально нестабильный тип отношения ребенка к семье. Это проявляется в чрезмерности требований — запретов, вынесении конфликта в сферу воспитания и воспитательной неуверенности родителей, вследствие чего у ребенка проявляется нестабильность поведения и отношения к своим родителям.
В семьях дошкольников, где проявляется излишняя концентрация родителей на ребенке, наибольшего значения достигает неблагополучное отношение к семье. Такие взаимоотношения являются следствием чрезмерной требовательности от ребенка, что не соответствует его развитию.
Так, у дошкольников с оптимальным эмоциональным типом отношения в семье преобладает условно нормативный тип поведения, и дети как правило эмоционально принимают своих родителей. В таких семьях преобладают дружеские отношения, взаимопонимание. Родители к ребенку предъявляют посильные требования.
В семьях с излишней дистанцией преобладает демонстративный тип поведения по отношению к родителям и проявляется непринятие своих близких, в частности родителей. Такие отношения в семье возникают, как правило, из-за кратковременного общения, родители не замечают успехов детей, не интересуются их желаниями, вследствие чего ребенок старается показать себя и привлечь к себе как можно больше внимания. В семьях с концентрацией на ребенке со стороны детей преобладает защитный тип поведения, но в тоже время ребенок эмоционально принимает своих родителей, которые являются для него значимыми. Такое поведение является следствием того, что родители чрезмерно вмешиваются в мир ребенка, подавляют его волю. При таком типе воспитания ребенок стремится сопротивляться, защищаться от навязчив.
Практическая значимость настоящего исследования заключается в возможности использования результатов исследования психологами и педагогами, в работе по коррекции и профилактике неблагополучия и нестабильности у детей старшего дошкольного возраста. Эта работа может проводиться с семьей в целом (и с родителями, и с их детьми) для построения конструктивного взаимодействия внутри семьи, предупреждения возможных эмоциональных проблем их детей с окружающими.
Список использованной литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. — М.: Академический Проект, 2001.
2. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. — М., АСТ-ПРЕСС, 1999.
3. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. — СПб.: Речь, 2001.
4. Детская психология: типы семейных отношений [Электронный ресурс] — режим доступа: http://azps.ru.
5. Дружинин В.Н. Психология семьи. — М., 1996.
6. Захаров А.И. Авторский пакет методик “Клинико-психологическое консультирование при неврозах у детей и подростков”.- М., 1997.
7. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении детей. — М., “Просвещение” 1993.
8. Зинченко, Мещериков // Психологический словарь. — М. Аспект Пресс. 1999.
9. Земска М. Семья и личность: Пер. с польск. Васильева Л.В.: Из-во “Прогресс”, 1986.
10. Крайг Г. Психология развития. — СПб.: Питер, 2000.
11. Казачкова В.Г. Метод незаконченных предложений при изучении отношений личности // Вопросы психологии. — СПб.: Питер, 2008.
12. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебник для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений.- М.,Издательский центр “Академия”,2007
13. Мантейчек З. Родители и дети. — М.:ТЦ Сфера, 2002.
14. Нартова-Бочавер С. Психология личности и межличностных отношений. — М.: Из-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
15. Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учебн. для студ. педвузов. — М.: Гуматит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.
16. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн. — М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. — Кн. 1: Общие основы психологии.
17. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн. — М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.
18. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост — Ростов-н/Д: “Феникс”, 2001.
19. Дубровиной И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. М.: Academa, 1998.
20. Психология личности: Словарь-справочник / Под редакцией П.П. Горностая и Т.М. Титаренко. — К.: Рута, 2001.
21. Под ред. Спиваковской А.С. Популярная психология для родителей — СПб.: СОЮЗ, 1997.
22. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. — М.: ВЛАДОС, 1996.
23. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. — М.: Юнити, 2002.
24. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. М.: Апрель — Пресс, Из-во ЭКСМО -Пресс, 2000.
25. Спиваковская А. Психотерапия: игра, детство, семья — ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО — Пресс, 2000.
26. Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в терапии. СПб., Издательство Пирожкова (Серия новый импульс) 2001.
Приложение 1
Бланк для обработки теста «Рисунок семьи»
№ |
Выделяемые признаки |
Отметки о наличии признаков |
|
1 |
Общий размер рисунка |
||
2 |
Кол-во членов семьи |
||
3 |
Соответствующие размеры членов семьи |
||
мать |
|||
отец |
|||
сестра брат |
|||
дедушка бабушка и т.д. |
|||
4 |
Расстояние между членами семьи Наличие каких-либо признаков между ними |
||
5 |
Наличие животных |
||
6 |
Вид изображения: схематическое изображение реалистическое эстетическое в интерьере, на фоне пейзажа и т.д. метафорическое изображение в движении, действии |
||
7 |
Степень проявления положительных эмоций (в баллах 1, 2, 3 …) |
||
Степень аккуратности исполнения |
|||
Приложение 2
Методика PARI опросник родительских установок
Диагностика типов эмоционального отношения к дошкольнику в семьях.
Инструкция: Перед вами вопросы, которые помогут выяснить, что родители думают о воспитании детей. Здесь нет ответов правильных и неправильных, т.к. каждый прав по отношению к собственным взглядам. Старайтесь отвечать точно и правдиво.
На заполнение вопросника потребуется примерно 20 минут. Не обдумывайте ответ долго, отвечайте быстро, стараясь дать первый ответ, который придет вам в голову. При ответах пользуйтесь бланком.
Рядом с каждым положением находятся буквы А а б Б, их нужно выбрать в зависимости от своего убеждения в правильности данного предложения:
А — полное согласие;
а — скорее согласие, чем несогласие;
б — скорее несогласие, чем согласие;
Б — полное несогласие. А — 4 балла; а — 3 балла; б — 2 балла; Б — 1 балл.
№ |
Испытуемые родители детей |
Вопросы |
|||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
|||
1 |
Аслан А. |
||||||||||||||||
2 |
Амирхан Ш. |
||||||||||||||||
3 |
Арсен Х. |
||||||||||||||||
4 |
Анара К. |
||||||||||||||||
5 |
Артем Т. |
||||||||||||||||
6 |
Аскер А. |
||||||||||||||||
7 |
Иван Р. |
||||||||||||||||
8 |
Галя К. |
||||||||||||||||
9 |
Кантик Б. |
||||||||||||||||
10 |
Даниил К. |
||||||||||||||||
11 |
Валерий Д. |
||||||||||||||||
12 |
Вячеслав Ш. |
||||||||||||||||
13 |
Никита Б. |
||||||||||||||||
14 |
Зарема Ш. |
||||||||||||||||
15 |
Света С. |
||||||||||||||||
16 |
Мария О. |
||||||||||||||||
17 |
Мухамед М. |
||||||||||||||||
18 |
Настя С. |
||||||||||||||||
19 |
Фатима К. |
||||||||||||||||
20 |
Ярослав М. |
||||||||||||||||
Вопросы
1. Если дети считают свои взгляды правильными, они могут не соглашаться со взглядами родителей.
2. Хорошая мать должна оберегать своих детей даже от маленьких трудностей и обид.
3. Некоторые дети настолько плохи, что ради их же блага нужно научить их бояться взрослых.
4. Дети должны отдавать себе отчет в том, что родители делают для них очень много.
5. Ребенок, когда повзрослеет, будет благодарить родителей за строгое воспитание.
6. Пребывание с ребенком целый день может довести до нервного истощения.
7. Лучше, если ребенок не задумывается над тем, правильны ли взгляды его родителей.
8. Ребенка следует учить избегать драк, независимо от обстоятельств.
9. Родителям легче приспособиться к детям, чем наоборот.
10. Ребенок должен научиться в жизни многим нужным вещам, поэтому ему нельзя разрешать терять ценное время.
11. Если один раз согласиться с тем, что ребенок съябедничал, он будет это делать постоянно.
12. В присутствии ребенка не надо разговаривать о вопросах пола.
13. Мать должна делать все, чтобы знать, о чем думают дети.
14. Если бы родители больше интересовались делами своих детей, дети были бы лучше и счастливее.
15. Большинство детей должны самостоятельно справляться с физиологическими нуждами уже с 15 месяцев.
Размещено на