Воспитание толерантности у старшеклассников в сфере досуга

Содержание

Введение. 3

Стратегия и тактика досуговых учреждений в воспитании толерантности. 7

Характеристика уровня взаимодействия личности и среды. 7

Клубы и клубные объединения — основа в воспитании толерантности у старшеклассников в сфере досуга. 23

Заключение 34

Список литературы 36

Введение.

Актуальность темы.

Свобода и любовь противоречивы и находятся в постоянном движении. Необходимо великое терпение, торопливостью не навредить жизнедеятельности этих феноменов. Приходиться констатировать и то, что среди молодежи достаточно широко распространились расщепление, националистические настроения, процветают различные образы дискриминации по групповому, возрастному, половому и другим признакам. Может не школа всерьез препятствовать таким влиянием? По меньшей мере, обязана?

Школа как один из важнейших предметов восприятия предоставляет ребятам малые возможности для развития такого качества, как толерантность (терпимость).

Классные руководители и завучи по воспитательной работе дают очень нужную оценку состоянию интернационального воспитания в школах.

Сфера досуга способна стать для детей школой ненасилия, свободы, толерантности. Более того, досуговая деятельность осваивая социальную, природную, культурную среду, используя ее воспитательные возможности и “приспосабливая” к нуждам детства, призвана и может стать центром широкого воспитательного пространства, где может и должна происходить целе-и ценностно-ориентированная встреча взрослого и ребенка, где взрослые встречаясь с детьми, не забудут удерживать в своем сознании и деятельности цели воспитания подрастающего поколения, а дети, в свою очередь, самостоятельно, добровольно и ответственно выберут сотрудничество со взрослыми как необходимую и желательную возможность их совместной жизнедеятельности.

Существуют разработки некоторых игровых занятий со школьниками-подростками. Эти занятия как раз и предлагают создание условий для ориентации детей на ценности ненасилия, толерантности, справедливости, законности как нравственную основу поведения. У этих занятий есть и другие цели: развитие критического мышления старших школьников.

Цель исследования: Изучить развитие толерантности у старшеклассников сфере досуга.

8 стр., 3526 слов

Воспитание и самовоспитание личности вопросы

... мировой культуры; • принцип ненасилия и толерантности, предполагающий терпимость воспитателя к воспитаннику, его индивидуальности, отказ от любых форм психологического и физического насилия; • принцип связи воспитания с жизнью, проявляющийся ...

Объект: Старшеклассники

Предмет исследования: Толерантность у старшеклассников в сфере досуга.

Гипотеза: Воспитание толерантности будет более эффективным, если учитывать уровень социальной зрелости личности и его социальное окружение.

Задачи:

1. Раскрыть сущность содержания толерантности у старшеклассников в сфере досуга.

2. Выявить особенности функционирования клубного объединения как основы воспитания толерантности у старшеклассников в сфере досуга.

Понятийный аппарат.

Толерантность-(от латинского. Tolerantia-терпение)

1. Терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнению, идеям, верованиям.

2. Выносливость по отношению к неблагоприятным эмоциональным факторам.

3. Отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо

неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его

воздействию

Молодежь (старшеклассники)- социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами.

Личность имеет свою социальную структуру, которая является объектом изучения социальной психологии и социологии. В ней присутствует совокупность объективных и субъективных свойств человека, возникающих в процессе его разнообразной деятельности.

Досуг — в современной научной литературе понятие «досуг» рассматривается в следующих аспектах: 1 .Досуг как время ( свободное от… ).

2. Досуг как пространство, сфера. 3. Досуг как деятельность ( свободная от…).

4.Досугкак состояние или психическое переживание личности. 5.Досугкак состояние или психическое переживание личности.

Понятие «досуг» употребляется чаще всего как синоним свободного времени. Но точнее под досугом следует понимать возможность разнообразной деятельности в свободное время.

Досуг: • формирует социально-значимые потребности личности и нормы поведения в обществе; • есть активность, контрастирующая с полным отдыхом; • реальный досуг нельзя отождествлять с мнимым досугом.

Функции досуга: самореализационная, творческая, коммуникативная, мировоззренческая, просветительская, профориентационная, рекреационная, гедонистическая, прокреативная.

Таким образом, сущностью досуга является целенаправленное творческое поведение людей в свободной для выбора, рода занятий и степени активности художественно-организационной и пространственно-временной среде, обусловленной внутренними потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения и внешними факторами, порождающими поведение.

Стратегия и тактика досуговых учреждений в воспитании толерантности.

Характеристика уровня взаимодействия личности и среды.

Социальная жизнь человека протекает в определенной среде, в которой происходит освоение людьми ценностно-нормативных форм жизни общества, составляющих стержень их поведения. Большой интерес по вопросам социализации личности представляют работы Парсонса. Он впервые создал теорию социализации, в которой рассмотрены вопросы «вхождения » любого человека (индивида) в существенную социально-экономическую систему на основе усвоения общепринятых норм. Парсонс видит эти процессы следующим образом: в процессе общения с другими людьми человек как бы «вбирает» в себя общие ценности и начинает следовать общезначимым нормативным стандартам , причем это следование становится частью его мотивационной структуры, его потребностью.

20 стр., 9733 слов

Досуг как фактор социализации личности в российской современной повседневности

... данной курсовой работы является влияние повседневности в формировании личности, молодежный досуг. Предметом исследования является социализация личности в культурно-досуговой сфере. Цель данной курсовой работы ... проблем на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи. К сожалению, в силу социально-экономических трудностей общества, большого числа безработных, отсутствия должного ...

Усвоение ценностей происходит за счет закладывания в структуре личности норм, которые свойственны семье в целом или ее отдельным членам. Это убедительно доказывается эмпирическими исследованиями: процент лиц с отклоняющимся поведением выше в тех случаях, когда социализация происходит в условиях семейных конфликтов или в неполных семьях. Поэтому основным законом первичной социализации Парсонс считает семью, где закладываются фундаментальные мотивационные установки личности.

Однако, общеизвестно, что человек в процессе социализации не только обогащается опытом, а реализует себя и как личность, влияя в …….

Список литературы

1. Ананьев Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1980.-Т.2.-138с.

2. Бестужев — Лада И.В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи. — М.: Политиздат, 1984.-207 с.

3. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. Прохоров А.Н. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Науч. изд.-во «Большая Российская энциклопедия», 1998.

4. Бодалев А.А. Психология о личности. — М.: Изд-во МГУ,1988.

5. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. — М., 1978.-240с.

6. Ерзунов В.И., Новосельцева Н.А. Клуб для подростка. —М.: Просвещение, 1986.- 286 с.

7. Иконникова С. Н. Молодежь : социологический и социально-психологический анализ. -Л., 1981.- 274 с.

8. Луков В.А. Проблема обобщающих оценки молодежи. // СОЦИС.- 1998.- № 12.-С.107

9. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе.—М.:Педагогическое общество России, Издательский Дом «Ноосфера», 1999.

10. Махов Ф.С. Подросток и свободное время. — Л., 1982.-357 с.

11. Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. — М., 1991.- 211 с.

12. Мудрик А.В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих: Кн. для учащихся. — М.: Просвещение, 1990.-324 с.

13. Орлов В.И. Культура и досуг. — М., 1981.- 352 с.

14. Поляков С.Д. О новом воспитании. -М., 1990.- 251 с.

15. Словарь-справочник социального педагога-организатора досуга детей и подростков/Ред.-сост. В.С.Русанова, канд. пед. наук, профессор .- Челябинск, 1998.