Воспитание наблюдательности у детей в процессе ознакомления с растениями

Размещено на http:///

Размещено на http:///

Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края

ГОУ СПО «Читинский педагогический колледж»

КУРСОВАЯ РАБОТА

ВОСПИТАНИЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ

Чита — 2012

Содержание

Введение

Глава I. Теоретические аспекты воспитания наблюдательности у детей в процессе ознакомления с комнатными растениями

1.1 Психолого-педагогические подходы к проблеме формирования знаний о растениях у детей дошкольного возраста

1.2 Пути и средства формирования знаний о комнатных растениях у детей дошкольного возраста

Глава II. Содержание и методика работы по воспитанию наблюдательности у детей в процессе ознакомления с комнатными растениями

2.1 Описание методики работы по воспитанию наблюдательности у детей в процессе ознакомления с комнатными растениями

2.2 Опыт практической работы по воспитанию наблюдательности у детей в процессе ознакомления с комнатными растениями

Заключение

Литература

Приложение

Введение

Формирование экологического сознания — важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Сейчас очень много экологических проблем. И не только в России, но и во всем мире. Это происходит, в том числе, и из-за того, что детский сад всегда мало уделял внимание экологическому воспитанию. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни.

Задачи педагогов — привить детям навыки культурного поведения в природе научить охранять и беречь ее богатства. Уже в ДОУ надо добиваться того, чтобы дети начали понимать природу и полюбили ее. Очень важно, чтобы они увидели большую роль человека в преобразовании природы и попробовали свои силы в регулировании условий, необходимых для роста и развития растений. Основные знания дети получают на занятиях по ознакомлению с природой, но развивать и закреплять интерес к природе, прививать им навыки самостоятельной работы, проверять свои силы в опытничестве и расширять представления о мире растений помогают мероприятия вне занятий.

Одним из самых интересных объектов является природа, естественная среда, окружающая человека в его повседневной жизни.

10 стр., 4672 слов

Проблемы психолого-педагогического сопровождения одаренных детей ...

... педагогическое сопровождение одаренных детей в образовательном процессе школы. Цель исследования: выявить проблемы психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в образовательном процессе школы. Задачи ... педагогические условия для всех субъектов образовательного процесса, то это будет способствовать развитию личности ребенка, повышению его способностей. Методологической основой ...

Однако в реальной жизни не всегда возможны контакты с естественной природой. Причины могут самые разнообразные (Удаленность объекта от ДОУ) так и сезонные (погонные неудобства).

Вместе с тем в каждом ДОУ есть великолепные природные объекты, интересные со всех точек зрения — это комнатные растения. Превосходный, живой материал, который можно весьма успешно использовать для экологического образования и воспитания круглый год.

Комнатные растения в учебном процессе ДОУ находят самое разнообразное применение. Они обладают многими качествами, необходимыми для работы с ними в условиях детского сада. Наиболее ценными из них являются: доступность выращивания на небольших площадях, проведение опытной работы в течение круглого года, быстрота получения результатов проводимых опытов, возможность демонстрации на занятиях живых растений.

Правильно организованная работа с комнатными растениями прививает детям навыки по выращиванию и уходу за ними, развивает наблюдательность, способствует воспитанию творческого подхода к размножению и содержанию растений.

В связи с актуальностью экологического воспитания в данный момент времени, нами сформулирована данная тема исследования.

Объект исследования — воспитание наблюдательности детей.

Предмет — воспитание наблюдательности у детей в процессе ознакомления с комнатными растениями.

Цель — на основе теоретического анализа и практического опыта представить формы работы по воспитанию наблюдательности у дошкольников в процессе ознакомления с комнатными растениями.

Цель реализуется через следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.

2. Проанализировать содержание и методику формирования знаний о комнатных растениях в процессе наблюдения у детей дошкольного возраста.

3. Описать опыт практической работы по воспитанию наблюдательности у детей в процессе ознакомления с комнатными растениями

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, литературы и приложения.

Глава I. Теоретические аспекты воспитания наблюдательности у детей в процессе ознакомления с комнатными растениями

1.1 Психолого-педагогические подходы к проблеме формирования знаний о растениях у детей дошкольного возраста

Дети в дошкольном возрасте получают знания в общении со взрослыми и сверстниками, через книги и телевидение, в формирующейся учебной деятельности. Знания формируются как в стихийном познании природы, так и в процессе направленного умственного воспитания. Знания являются результатом умственного воспитания. Знания — это отражение человеком объективной деятельности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки; коллективный опыт человечества, результат познания объекта и деятельности. Знания — результат познания, научные познания, научные сведенья; совокупность сведений в какой-нибудь области.

2 стр., 541 слов

Работа на тему: «Особенности развития познавательных процессов ...

... дружбе, спра­ведливости, взаимной ответственности. Цель работы: изучить особенности развития познавательных процессов детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Задачи работы: 1. Рассмотреть задачи ... психолого-педагогический аспект.— М., 1997. 97—128, 17. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе /Под ред. А. Коссаковски и др. – М.: Педагогика, 1981. ...

Как показал ряд педагогических и психологических исследований, дошкольное детство нельзя рассматривать как период накопления лишь отдельных конкретных представлений о вещах. На протяжении этого периода наблюдаются существенные сдвиги в умственном развитии, формируются общие представления и понятия, складываются важные мыслительные операции — умение анализировать, сравнивать, обобщать.

Знания рассматриваются как аспект умственного развития. Знания ребенок приобретает в процессе учебной деятельности.

Обучение — процесс целенаправленной передачи общественно- исторического опыта, организация формирования знаний, умений, навыков (18).

Обучение представляет собой общение между теми, кто обладает знаниями, определённым опытом, и теми, кто их усваивает.

Исходным звеном формирования знаний о растениях является система конкретных знаний, отражающих ведущие закономерности живой природы: многообразие видов, их приспособленности к среде обитания, изменения в процессе роста и развития, жизнь в сообществах. Возможность усвоения таких знаний детьми среднего дошкольного возраста доказана психолого-педагогическими исследованиями.

Ознакомление с природой занимает особое место в умственном воспитании детей. Большая часть знаний, которыми дети овладевают в детском саду — это конкретные сведения и факты из области живой и неживой природы. В ходе обучения ребёнок овладевает знаниями постепенно, поэтапно. Условно можно выделить несколько таких этапов. Каждому этапу соответствует определённый уровень знаний и возможностей ребёнка в осмыслении природных явлений, а также определённая направленность педагогического руководства умственной деятельностью дошкольников.

Содержание знаний, усваиваемых детьми, должно быть воспитывающим (15).

У детей формируют элементарные, но научно достоверные знания о явлениях природы, подчёркивающие их взаимозависимость и материальность мира, роль человека в природе.

Знания должны быть доступными всем дошкольникам; они усложняются от группы к группе, становятся более детализированными и в то же время более обобщёнными. Знания должны быть конкретными.

Таким образом, в дошкольном возрасте необходимо учить детей различать и называть наиболее типичные, часто встречающиеся в данной местности деревья, кустарники, травянистые растения. Воспитанников детского сада знакомят и с комнатными растениями, учат узнавать, различать и называть наиболее яркие, часто встречающиеся из них. В дошкольном возрасте детям доступны знания о потребностях растений: для жизни, роста и развития растения нуждаются в свете, тепле, влаге, почвенном питании. Ребята учатся различать части растений (лист, стебель, корень, цветок), узнают о функциях некоторых из них. Очень важно дать воспитанникам элементарные знания об охране растений.

1.2 Пути и средства формирования знаний о комнатных растениях у детей дошкольного возраста

Процесс формирования знаний происходит как в стихийной форме, так и в процессе целенаправленного обучения.

Обучение — процесс целенаправленной передачи исторического опыта, организации формирования знаний, умений и навыков.

9 стр., 4430 слов

Дидактическая игра как средство ознакомления детей с природой. ...

... дидактической игры, направленный на формирование знаний детей дошкольного возраста о комнатных растениях. Гипотеза: Мы предполагаем, что включение дидактических игр в работу по ознакомлению с природой является эффективным средством формирования знаний о природе детей старшего ...

В обучении используются наглядные, словесные, игровые, практические методы. Методы обучения рассматриваются как способы работы педагога с детьми с целью приобретения последними знаний, умений, навыков, формирования мировоззрения и развития способностей. В обучении познавательная деятельность детей тесно связана с практической деятельностью, имеющей образовательное и воспитательное значение.

Суть обучения заключается не только в том, как доносит до детей новые знания педагог, но и в том, какова деятельность самих детей — носит ли она чисто познавательный характер или действия ребёнка практические.

Экологические знания — это знания, которые помогают сформировать у детей определённое отношение к природе, экологически грамотное и безопасное поведение, активную жизненную позицию, познавательный опыт в целом.

Экологические знания становятся основой экологического воспитания. Экологическое воспитание тесно связано с развитием эмоций ребёнка, умением сочувствовать, удивляться, заботиться о живых организмах, умением видеть красоту окружающего мира.

Важным педагогическим условием формирования знаний о растениях является использование наблюдения, так как оно повышает интерес к природе, создаёт условия для применения знаний, в новой ситуации стимулирует развитие наблюдательности и познавательной активности дошкольников.

Наблюдению, как важному методу познания природы, придавали очень большое значение. В 50-70-е годы проводились исследования, которые позволили вскрыть особенности познания дошкольниками природы через наблюдение. Авторы показали, что правильная организация чувственного восприятия объектов природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчётливых представлений о растениях, деревьях, кустарниках.

Целенаправленные наблюдения дают возможность сформировать не только конкретные, но и обобщённые представления, научить детей ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых объектов и явлений.

Видный отечественный психолог С.Л.Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности (23).

В исследованиях утверждается, что наблюдение — это сложный вид психической деятельности, включающий различные сенсорные и мыслительные процессы и опирающийся на эмоционально-волевые стороны личности ребёнка.

Включение разнообразных органов чувств в процесс наблюдения обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний. Наблюдение необходимо сопровождать точной речью воспитателя и детей, чтобы полученные знания хорошо усваивались. Так как наблюдение требует сосредоточенности произвольного внимания, педагог должен регулировать его по времени, объёму и содержанию.

Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приёмы, организующие активное восприятие детей: задаёт вопросы, предлагает обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы.

Познание дошкольниками явлений природы возможно не только посредством наблюдений — большую помощь в этом может оказать моделирующая деятельность.

Модель — это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо, а процесс создания модели называется моделирующей деятельностью.

13 стр., 6153 слов

Формирование словаря детей с помощью дидактических игр

... слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются ... объектами и явлениями природы, предметами материальной культуры, явлениями общественной жизни и т.д. Содержание словарной работы опирается на постепенное расширение, углубление и обобщение знаний детей о предметном мире. ...

Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению моделей. Цель моделирования -обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях растений, их структуре.

Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.

Обучение детей моделированию должно быть связанно с использованием обследовательских действий. Важно учить детей планомерно вести анализ и сравнение объектов природы. Например, при сравнении двух растений — учить вначале обследовать и моделировать признаки цветка или листа, а затем стебля, корня.

С дошкольниками можно создавать и использовать различные модели. Важнейшими из них являются календари природы, календари наблюдений за ростом и развитием растения. Календарь интересно рассматривать детям, потому что они сами рисовали, сами трудились.

Знакомя детей с природой, педагог использует разнообразный иллюстративно-наглядный материал: дидактические картины, репродукции с художественных картин, фотографии, диапозитивы, модели, диафильмы.

Иллюстративно-наглядный материал помогает закреплять и уточнять представления детей, полученные в ходе непосредственного восприятия природных явлений. Этот материал позволяет дать детям представление о длительно протекающих в природе явлениях (например, рост и развитие растений).

Большое значение имеет иллюстративно-наглядный материал в формировании эстетического восприятия природы, в обогащении эстетических впечатлений и чувств.

В ознакомлении детей с природой широко используются разнообразные игры. В практике дошкольного воспитания применяются две группы игр — игры с готовым содержанием и правилами и творческие игры.

Дидактические игры — игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о растениях. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков, обобщать и классифицировать.

Предметные игры — это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, цветы).

В предметных играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы.

Настольно-печатные игры — это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки. В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях.

Словесные игры — это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Проводятся они для закрепления знаний у детей о свойствах и признаках тех или иных предметов.

Творческие игры природоведческого содержания — это те, в которых дошкольники отражают впечатления, полученные в процессе занятий и повседневной жизни. Самостоятельный характер творческих игр не даёт возможности воспитателю использовать их как метод обучения детей новым знаниям, навыкам и умениям, но они помогают выявить степень усвоения детьми тех или иных знаний, отношений. Воспитатель должен приглядываться к творческим играм, чтобы в дальнейшем учесть, какие знания достаточно усвоены детьми, какие следует уточнить, расширить.

Для того чтобы знания детей о растениях были осознаны, в детском саду используются несложные опыты. Опыт — это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к растениям, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

Также воспитатель использует рассказы о природе. Основная цель этого метода — создать у детей точное, конкретное представление о наблюдаемом в данный момент или виденном ранее объекте. Рассказ должен привлекать внимание детей, давать пищу для размышления, будить их воображение, чувства.

Чтение художественного произведения для детей дошкольного возраста помогает воспитателю обогащать их знаниями, учить их глубже всматриваться в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы.

После чтения художественных произведений организуется беседа об одной или нескольких прочитанных книгах. Цель беседы — помочь детям глубже узнать растения, обобщить и систематизировать знания о прочитанном.

· Беседа используется воспитателями с разными дидактическими целями: для создания интереса к предстоящей деятельности (перед наблюдением, экскурсией, просмотром кинофильма); для уточнения, углубления, обобщения и систематизации знаний детей о растениях. В каждой беседе решается задача развития речи детей.

В результате наблюдения за комнатными растениями и их изучения дети должны знать названия многих растений, находящихся в уголке природы своей группы, подробно описывать их внешний вид, отмечая существенные особенности, называть наземные и подземные части; знать о некоторых лекарственных растениях, происхождении растений (например фикуса, амариллиса и др.), их жизни на родине; знать о роли света, тепла и влаги в жизни растений, об особенностях ухода за отдельными растениями (поливка в поддон луковичных, необходимость или вред опрыскивания и т. д.); уметь подмечать, что некоторые растения для нормального их роста и развития нуждаются в изменении условий (большем количестве света, уменьшении или увеличении поливки); знать особенности размножения растений (черенками, детками).

Педагог должен воспитывать интерес и любовь к растениям, желание длительно наблюдать и ухаживать за ними, создавать для растений лучшие условия роста и развития.

Правильные представления о природе, полученные в детстве, создают прочную основу для дальнейшего ее познания, воспитания любви и бережного к ней отношения.

Глава II. Содержание и методика работы по воспитанию наблюдательности у детей в процессе ознакомления с комнатными растениями

2.1 Описание методики работы по воспитанию наблюдательности у детей в процессе ознакомления с комнатными растениями

Ко времени прихода детей в детский сад воспитатель должен позаботиться о том, чтобы в группе находились цветущие комнатные растения, а также яркие красивые леечки без ситечек.

Воспитывая у детей интерес к таинственному миру растений, дети знакомятся с конкретными видами комнатных растений, узнают их названия, характерные особенности. Узнают, что они живые существа и у них есть потребности в определенных условиях жизни: что всем растениям нужны питательная почва (земля), вода, свет, тепло, воздух. Ребенок с помощью взрослого узнает, что без этих условий они не могут оставаться живыми. Эти условия им создает человек: сажает в горшок с землей, регулярно поливает, иногда подкармливает удобрениями, ставит в светлое место, не допускает охлаждения.

Комнатные растения имеют определенное строение: у них есть корень, стебель, листья, иногда цветы. Корень (а у некоторых и стебель) находится в земле; корень всасывает из нее воду и питательные вещества, дышит воздухом, удерживает растение от падения. По стеблю питательные вещества и влага поднимаются к листьям и цветам. Дети узнают, что листья чаще всего зеленые, их много, ими растение поглощает свет, дышит, очищая листья их от пыли сначала вместе со взрослым, а затем и самостоятельно дошкольник сможет оказать действенную помощь зеленым друзьям, ребенок узнает, что все органы нужны растениям, поэтому их нельзя повреждать, ухаживать надо осторожно. Комнатные растения человек специально разводит для эстетического наслаждения, для того, чтобы в помещении стало красиво. Каждое из них красиво по-своему: листьями, стеблями, цветами. Все растения красивы, если они в хорошем состоянии, растут, цветут. Красота комнатных растений достигается созданием для них хороших условий. Комнатные растения могут плохо себя чувствовать (в этом случае они плохо выглядят), если не удовлетворяются их потребности: бледная окраска листьев, вытянутые стебли бывают при недостатке света; сохнут при недостатке влаги; вянут и гибнут при обморожении; не растут (не дают новых листьев, побегов), не цветут при недостатке питательных веществ в почве.

Комнатные растения имеют неодинаковые потребности, их строение приспособлено к разным условиям жизни. Влаголюбивые растения имеют тонкие листья, их следует часто поливать. Засухоустойчивые растения имеют мясистые листья, утолщенные стебли, в которых запасают влагу, их следует поливать редко. Светолюбивые растения ярко-зеленой окраски, яркого рисунка, их следует размещать на окне, ближе к свету. Теневыносливые растения чаще всего имеют темную окраску листьев, их можно размещать вблизи окна, недалеко от него. (15)

У детей развивается познавательный интерес — они самостоятельно рассматривают растения, охотно участвуют в наблюдениях, делают зарисовки, задают вопросы. У детей развиваются эстетические чувства, умение замечать и оценивать привлекательные качества комнатных растений: красоту формы и окраски листьев, вьющихся стеблей, красоту цветущего растения. Дети охотно участвуют в пересаживании растений, замечают и эмоционально реагируют на появившиеся ростки, бутоны, цветы. Также развивается восприятие комнатных растений, как живых существ: дети могут заметить их неблагополучное состояние (засыхающие листья, бледную окраску, вытянутые стебли и др.); обнаружить недостаточность условий для их жизни (сухую землю, малую освещенность).

Дети сочувствуют растению: сообщают об этом взрослым о замеченных неполадках, охотно выполняют поручения по уходу на растениями, помогают при их пересадке.

С первых дней пребывания детей в детском саду педагог осматривает растения и ухаживает за ними: поливает, протирает листья, моет поддоны. При этом он удовлетворяет желание ребят участвовать в уходе за растением: дает им леечку, объясняет и показывает, как нужно правильно поливать (не поднимать высоко носик лейки, воду лить осторожно. На первых порах можно даже держать руку ребенка с лейкой).

Постепенно воспитатель привлекает к поливке и остальных детей, обучает всех ребят, этому виду ухода за растениями, требующими обильной поливки.

Поручать такого рода работу следует одновременно одному-двоим детям, причем работать они должны вместе с воспитателем, выполнять одно и то же задание. Не беда, если на первых порах у них не очень хорошо получается — воспитатель должен подчеркнуть их старание, поддержать интерес к уходу за растениями. Уже на этом этапе ознакомления детей с растениями воспитатель привлекает ребят не только к труду в уголке природы, но и к наблюдениям: предлагает рассмотреть, какие красивые цветочки у бегонии, и рассказать, сколько их (один или много), какого они цвета, пахнут ли цветы, какие листочки (большие или маленькие).

(7)

В организации любого труда в природе необходимо четко выделить три этапа:

1. осмотр — наблюдение живых объектов, выявление их состояния и самочувствия, недостающих условий для полноценной жизни и необходимых трудовых операций;

2. трудовая деятельность в том наборе и объеме, которое были определены при осмотре;

3. заключительное наблюдение, позволяющее оценить полноценность среды обитания для живых объектов.

Смысл начального наблюдения — вызвать необходимость трудовых условий. Смысл завершающего наблюдения — дать ребенку почувствовать удовлетворение, получить положительные эмоции от проделанной работы.

Примерный объем знаний и воспитательные задачи. Дети должны знать названия двух-трех растений, называть их части: цветок, лист. Знать основные растительные группы: дерево, трава. Уметь рассказывать о растениях, отмечая характерные признаки цветков (один или несколько, их цвет, запах), листьев (большие или маленькие, широкие или узкие, их окраску).

Находить в группе растений одинаковые. Знать, что за растениями надо ухаживать — поливать, протирать листья.

Воспитатель продолжает формировать у детей интерес и бережное отношение к растениям, желание помочь педагогу в уходе за ними, умение выполнять работу по уходу за обитателями уголка. (15)

Дети седьмого года жизни могут описывать растение самостоятельно (по образцу описания, данному воспитателем, или по плану), а воспитатель отгадывает, какое растение ребята имеют в виду. Если растение недостаточно точно или подробно описано, воспитатель просит рассказать о нем еще раз, помогая вопросами: «Какой формы листья? Есть ли у листьев черешки? Длинные они или короткие? и т. д.

Когда навыки описания растений у ребят будут достаточно прочными, воспитатель предлагает одним загадывать, раскрывая характерные признаки растения, другим угадывать, называя его. Игра может проходить в форме ответов на вопросы — «да» или «нет». Например: «Это растение похоже на дерево? (Нет.) На травку? (Да.) У него виден стебель? (Нет.)

Дети не сразу удачно отвечают, вначале часто ошибаются; чтобы облегчить решение задачи, первые два-три раза отгадывает воспитатель. (4)

С какими растениями рекомендуется знакомить детей. Похожими на дерево, траву; неприхотливыми, цветущими, желательно с одноцветными цветками (примула, бегония, герань, бальзамин, кливия); с широкими, плотными листьями (аспидистра, фикус и др.); контрастными (традесканция, рейнекия, драцена).

Всего 4-5 видов, по 2-3 экземпляра каждого вида. (21)

Что дети должны делать по уходу за растениями. Поливать растения под руководством воспитателя, уметь правильно держать лейку, лить воду осторожно и аккуратно, протирать широкие плотные листья влажной тряпочкой.

Кроме индивидуальных форм работы, следует проводить дидактические игры с подгруппами детей, используя живые растения и их изображения: «Найди такой же, найди пару», «Большие и маленькие» (к растению, у которого большие листья, подобрать изображение контрастного растения с маленькими листочками), «Один и много» (к растению с одним цветком подобрать изображение или найти растение, у которого много цветков), «Найди все цветущие растения», «Найди растение с красными и белыми цветами», «Найди растение, похожее на травку, на дерево» и т. п.

В таких играх воспитатель упражняет детей в названии нескольких растений и учит их несложному описанию внешнего вида растений и выделению каких-то характерных признаков. Постепенно дети узнают, как правильно за ними ухаживать. Это дает воспитателю возможность в середине года провести занятие со всей группой. На этом занятии воспитатель учит ребят новому для них приему ухода за растениями — протиранию листьев. Для обучения этому приему педагог подбирает растения с плотными кожистыми листьями. (10)

Итак, можно сделать вывод о том, что дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Нет ни одного объекта или явления, к которому они оставались бы равнодушными. Задача воспитателя — развивать и направлять этот интерес, учить детей внимательно наблюдать явления природы, воспитывать деятельную любовь к ней, умение заботиться о растениях и нетерпимо относиться к бессмысленной порче растений.

дошкольный растение навык наблюдение

2.2 Опыт практической работы по воспитанию наблюдательности у детей в процессе ознакомления с комнатными растениями

Для выяснения возможностей воспитания наблюдательности у детей в процессе ознакомления с комнатными растениями, мы обратились в один из детских садов г.Читы, а именно №22, для более близкого знакомства с опытом работы воспитателей в данной сфере. Мы познакомились с воспитателем подготовительной группы Макаровой Н,М., которая проводит подобную работу с детьми в своей группе №3. Мы изучили данный практический опыт и сами приняли участие в проведении занятий по воспитанию наблюдательности у детей в процессе ознакомления с комнатными растениями.

В ДОУ №22 г.Читы созданы все необходимые условия для экологического воспитания и образования дошкольников. В течение учебного года воспитатели с детьми наблюдают и ухаживают за комнатными растениями. Это обеспечивает благоприятные условия для проведения интересных, имеющих особую экологическую значимость наблюдений.

В подготовительных группах ведется работа по наблюдению за ростом, размножением, цветением комнатных растений. Дети по очереди дежурят в уголке природы. В обязанности дежурных входит полив, рыхление, уход за листьями комнатных растений.

Используя предоставленные условия, дети принимают активное участие в изучении комнатных растений.

Нами с помощью воспитателя был составлен перспективный план по развитию знаний о комнатных растениях у детей подготовительной группы ДОУ, его содержание отражено в таблице 1.

Таблица 1 Перспективный план по формированию представлений о комнатных растениях и правилах ухода за ними

Занятие №1

Тема: «Путешествие с комнатными растениями»

Цель: Познакомить детей с многообразием комнатных растений.

Игра «Кто быстрее?»

Цель: закрепить представления детей о внешнем виде растения, игровая задача: найти картинку с изображением определенного растения.

Занятие №2 Тема: «Размножение растений»

Цель занятия: Дать детям представление о размножении растений с помощью корня, стебля, листьев.

Игра «Скорая помощь»

Цель: воспитывать заботливое отношение к растениям, желание оказывать помощь, развивать наблюдательность.

Игровая задача: осмотреть «пациентов» — деревья и кустарники, заметить изувеченные ветки и оказать необходимую помощь.

Занятие №3 Тема: «Целебные комнатные растения»

Цель: познакомить детей с целебными комнатными растениями.

Игра «Найди по описанию»

Цель: закрепить представление об особенностях внешнего вида комнатных растений, учить детей самостоятельно описывать растение. Игровая задача: найти растение по перечисленным признакам.

Занятие №4 Тема «Что мы знаем о комн. растениях»

Цель: познакомить детей с целебными комнатными растениями.

Игра «Посадим комнатное растение»

Цель: Закрепить умения детей сажать комнатные растения.

Наша программа по воспитанию наблюдательности у детей подготовительной группы включала в себя 4 занятия и 4 вида игр, которые были проведены на протяжении 2 месяцев. Занятия проводились в форме игр, упражнений, то есть доступной и понятной для детей деятельности.

По ходу проведения эксперимента мы внимательно наблюдали за работой детей, отмечали для себя тех, кто активно работает на занятиях, грамотно выполняет практические задания, с удовольствием участвует в играх.

На протяжении всего эксперимента использовались приемы стимулирования детей к активной деятельности, создание игровых ситуаций, побуждающих к творческим действиям, приемы, обеспечивающие перенос полученных знаний, умений и навыков в деятельность.

Разработка построения педагогического процесса развития изучаемых способностей, программа опытно-экспериментальной работы базировалась на принципе интеграции, то есть органическом сочетании игровой и познавательной деятельности, позволяющем успешно работать над воспитанием интереса к деятельности и развитием наблюдательности дошкольников в процессе ознакомления и ухода за комнатными растениями.

Изучение педагогической и методической литературы и проведение практической работы доказывает практическую значимость выбранной мною темы курсовой работы.

Можно сделать следующие выводы по содержанию второй главы курсовой работы:

1. Занятия и игры по изучению комнатных растений должны проводиться.

2. Такие занятия дают знания о многообразии комнатных растений, развивают любознательность, повышают познавательную активность детей, способствуют развитию памяти, воображения, внимания, наблюдательности.

3. Развивают нравственные и эстетические чувства, воспитывают бережное отношение не только к растениям, но и к природе в целом, а так же воспитывают чувство ответственности.

Методы, которые были использованы в практической деятельности, развивают наблюдательность детей, а также растениеводческие умения и навыки, также дети осознают их немаловажную роль в сохранении природы, развивают у них чувство ответственности за будущее состояние окружающей среды.

Заключение

Передача экологических знаний — это начальный этап правильного отношения к окружающему миру. Он осуществляется в результате использования воспитателем личностно-ориентированных методов работы с детьми. Яркой формой выражения отношения является деятельность ребенка. Присутствие в содержании деятельности элементов экологической информации служит показателем его отношения к миру природы, вещей, людям и себе. Отношение разных детей неоднородно: в нем может преобладать познавательный, эстетический или гуманистический компонент. Факт наличия такой деятельности — показатель отношения ребенка к тому содержанию, которое она в себе несет.

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии — если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключала авторитарную модель обучения. Занятия по изучению комнатных растений должны строится с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Литература

1. Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. — М, 1997.

2. Ашиков В., Ашикова С. Природа, Творчество и Красота // Дошкольное воспитание. — 2005, N 7. С. 2-5; N 11. — с. 51-54. ъБалаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. — 2002. — N 5. — с. 80-82.

3. Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. — 2005. — N 7. — с. 36-42.

4. Бобылева Л. Бывают ли «полезные» и «вредные» животные? // Дошкольное воспитание. — 2004. — N 7. — с. 38-46.

5. Большакова М., Морева Н. Народные названия растений как одно из средств формирования интереса к природе // Дошкольное воспитание. — 2005. — N 7. — с. 12-20.

6. Букин А. П. В дружбе с людьми и природой. — М.: Просвещение, 2004. — с. 111-113.

7. Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. — М, 2002. — с. 56.

8. Вербицкий А.А. Игровое моделирование: Методология и практика / Под ред. И.С. Ладенко. — Новосибирск, 2006. — 145 с.

9. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. — 2004.- N 7. — с. 45-49.

10. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим // Дошкольное воспитание. — 2003. — N 7. — с. 31-34.

11. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. — 2005. — N 7. — с. 3-9

12. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. — М.: ТЦ Сфера, 2003. — 56 с.

13. Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. — 2006. — N 3. — с. 10-12.

14. Йозова О. Наглядные пособия в экологическом воспитании // Дошкольное воспитание. — 2005. — N 5. — с. 70-73.

15. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 144 с.

16. Кузнецов В.Н. Программы: Экология.- М.: Просвещение, 2006.-176 с.

17. Левитман М.Х. Экология — предмет: интересно или нет? — СПб.: СОЮЗ, 2006. — 282 с.

18. Левина Р. Метеоцентр в детском саду, или экология и творчество // Дошкольное воспитание. — 2004. — N 8. — с. 49-53.

19. «Мы» — Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. — С-Пб: Детство-пресс, 2003. — 240 с.

20. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой. — С-Пб.: Детство-пресс, 2003. — 319 с.

21. Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2003. — с. 119.

22. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издат. центр «Академия», 2002. — 336 с.

23. Рыжова Н. «Наш дом — природа». Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. — 2003. — N 5. — с. 26-34.

24. Рыжова Н. О проекте «Стратегии экологического образования в Российской Федерации» // Дошкольное воспитание. — 2005. — N 10. — с. 18-20.

25. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. — Киев, 2005. — 254 с.

Приложение

Примеры занятий по ознакомлению детей с комнатными растениями

Представим здесь некоторые примеры занятий, которые проводились и проводятся в настоящее время в ДОУ №22 г.Читы с целью ознакомления детей с комнатными растениями и воспитания у них наблюдательности.

Занятие №1 Тема: «Путешествие с комнатными растениями»

Цель: Познакомить детей с многообразием комнатных растений.

Оборудование: карта мира, комнатные растения.

Ход занятия: У нас любят цветы. Ими украшают сады, парки, улицы и жилища. Посмотрите ребята на наших комнатных зеленых друзей. Их не случайно так называют, они радуют глаз даже равнодушного человека. Комнатные растения повышают влажность воздуха, очищают воздух от пыли. Содержание углекислого газа в воздухе не увеличивают. Днем растения поглощают углекислоту, выделяют много кислорода и особые летучие вещества (фитонциды), которые убивают вредные бактерии. Все комнатные растения придают помещениям не только красоту, но и приносят пользу.

Взгляните на эти растения, все они имеют очень интересную историю и завезены к нам из далеких и жарких стран. Сегодня мы совершим с вами «путешествие» на родину этих растений. Представьте мы с вами в жарком тропическом лесу. Вы познакомитесь с представителями тропического леса: разнообразными традесканциями. Особенность влажных тропических лесов — это большое количество света, тепла, влаги. Крупный массив тропического леса расположен в бассейне реки Амазонки в Южной Америке. В зеленую массу тропического леса трудно пробраться, приходится прорубать тропинку топором.

Воздух влажный и теплый — трудно дышать, как в бане в парном отделении. Кругом такое разнообразие деревьев и кустарников. Тропический лес стоит круглые годы не изменяясь, и листья кожистые, большие остаются зелеными в течение пяти лет.

Странные названия бывают у растений. Например, одно из распространенных домашних растений раньше называлось «бабьи сплетни». Научное название этого растения благозвучное -традесканция, данное по имени ботаника XVII века Джона Трэдескэнтэ. Это растение стало сейчас очень популярным. Им украшают стены и окна. Знаменитым оно стало еще и потому, что побывало даже в космосе. Стебли традесканции свисают с горшка длинными плетями. «Бабьи сплетни» распространены на болотах тропических лесов Америки. Растение это привыкло к влажной почве, к малому освещению, его ветки располагаются по поверхности почвы и укрепляются корешками, отходящими от веток, размножаясь вегетативно. Стебли очень хрупки и легко обламываются на кусочки, ветки быстро дают корешки.

В дожди вода заливает традесканции, но они не гибнут и живут под водой. Традесканции бывают не только зеленые, но бывают и с белыми полосками (зебрина) и с коричневыми, розово-фиолетовыми полосками. В комнате она цветет. В группу к нам пришла ежиха Посмотреть на двух ежат: «Почему они так тихо на окне всегда лежат? Вы, ежата, мне скажите: Вы здоровы или нет? Если да, то выходите Поглядеть на белый свет» Но сказали ей ребята:

— Мы ежей не держим тут.

Это вовсе не ежата — Это кактусы растут! Ей теперь смотреть обидно На колючих малышей

— Двух обманщиков, как видно. Приняла я за ежей.

Есть, ребята, у нас такие интересные растения в виде зеленых колючих палок или шаров. Все они являются жителями пустыни. Кактусы интересны своей оригинальной формой, выносливостью и замечательными цветками.

На кактусах изучается приспособляемость растений к таким условиям жизни, в которых другие растения не могут существовать. На мексиканском плоскогорье, в пустыне Жорнадодель Муэрто, находится страна кактусов. Кактусы, растущие здесь, поражают своими размерами и разнообразием форм. Ребристые шары в полтора метра высотой и в два с половиной метра в обхват лежат на желтом песке, как громадные ежи, выставившие свои длинные иголки. Недаром их называют: ежовые кактусы, или эхинокактусы. Некоторые кактусы густо покрыты длинными желтыми и красноватыми колючками и издали напоминают сидящих птиц или зверей. Иногда можно увидеть кактус с длинными белыми свисающими волосками, похожими на голову старика. Особое впечатление в мексиканской пустыне производят столбовидные кактусы — цереусы. Многогранные зеленые колонны, толщиной в полтора метра, поднимаются на высоту 15 метров. С середины они разветвляются в виде канделябра. Кактусы растут в пустыне, где в течение полугода нет дождей. Все их строение приспособлено к сохранению накопленной влаги. У них вместо листьев торчат колючки. Роль листьев, поглощающих углекислый газ, выполняют стебли. Стебли покрыты толстой и плотной кожицей с малым количеством устьиц, которые почти всегда закрыты. Под кожицей и зеленым слоем находится бесцветная ткань с большими клетками, наполненными водой и слизью. Корни, широко распространены в поверхностном слое земли, быстро всасывают воду во время дождей. С наступлением засушливого времени засыхают, но более толстые корни остаются живыми, т.к. покрыты водонепроницаемой пробкой.

В конце занятия дети отвечают на вопросы воспитателя:

О каких комнатных растениях мы сегодня с вами говорили?

В каких природных условиях произрастает традесканция?

Какой климат на родине кактусов?

Воспитатель подводит итоги и хвалит детей за активную работу.

Занятие №2 Тема: «Размножение растений»

Цель занятия: Дать детям представление о размножении растений с помощью корня, стебля, листьев.

Оборудование: Рисунки дерева, кустарника, травянистых растений, побег традесканции, горшок с почвой, стеклянная банка; рисунки: «Размножение стеблевыми и листовыми черенками».

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с вегетативным размножением растений: черенками, отводками, клубнями, луковицами, усами, корневыми отпрысками. Воспитатель: Какие части растений вы знаете?

Дети отвечают на вопрос по рисункам на доске: дерева, кустарника, травянистого растения.

Д. Деревья — растения с деревянистыми стеблями. Каждое дерево имеет корень, ветви, листья, цветы, плоды. Это дуб, береза, клен. Кустарники отличаются от деревьев тем, имеют не один ствол, как деревья, а несколько стволиков. Кустарники имеют корень, листья, цветы, плоды. Это сирень, смородина, крыжовник. Травы имеют корень, зеленые, сочные стебли, листья, цветы, плоды. Это ландыш, герань, медуница, подорожник. Воспитатель: Спасибо! Какую часть растения используют для размножения? Дети: Семена.

Воспитатель: Растение из семени развивается так: семя — проросток с корешком — проросток с несколькими листочками — взрослое растение сначала с цветами, а затем с плодами.

Воспитатель: Вы узнали, что для прорастания семян нужна вода, свет, тепло, воздух. Когда же и в какую почву надо сеять семена?

Воспитатель: Цветковые растения размножаются не только семенами. Многие из них размножаются черенками корней, стеблей и листьев. Черенок — это часть стебля, корня, листа. Корень, стебель и лист — это вегетативные органы растения.

Воспитатель: Размножение черенками широко используют в садоводстве и цветоводстве. Черенки могут быть стеблевыми, листовыми, корневыми.

Стеблевыми черенками (побегами) размножают многие комнатные растения: традесканцию, герань, бальзамин и др.

(Далее рассказ воспитателя сопровождается демонстрацией посадок побега традесканции).

Делают это так: отрезают веточку традесканции наискось под четвертым листом. Затем отрезают последний, четвертый лист. Срезанную веточку втыкают во влажный песок на глубину 2 см., ближе к краю цветочного горшка, и пальцами правой и левой руки обжимают влажный песок вокруг веточки, чтобы она лучше держалась. Накрывают веточку стеклянной банкой или стаканом, чтобы она не завяла. Горшки с черенками ставят в светлое теплое место, но не на солнце.

Ухаживают за посаженными стеблевыми черенками следующим образом: через 2-3 дня после посадки надо ежедневно приподнимать банки или стаканы, чтобы освежать воздух вокруг черенков; через 8-10 дней, когда черенки укоренятся, банки или стаканы снят совсем, чтобы приучить растения к сухому воздуху; поливать надо тонкой струей воды по краям горшка, чтобы не размывать песок вокруг черенков.

Воспитатель: Некоторые виды комнатных растений, например бегонию, можно размножать листовыми черенками. Листья сажают во влажный песок, перед этим на листе делаются надрезы по жилкованию. После этого на них развиваются придаточные почки и придаточные корни. 3. Размножение растений корневыми черенками. Итог занятия

Воспитатель: Какие же виды размножения растений мы с вами узнали? (дети отвечают) Воспитатель: Спасибо.

Занятие №3 Тема: Целебные комнатные растения

Цель: познакомить детей с целебными комнатными растениями.

Оборудование: комнатные растения: алоэ, каланхоэ, аспидистра, плющ обыкновенный.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня на занятии мы поговорим уже о знакомых нам комнатных растениях, но еще и познакомимся с их целебными свойствами.

Воспитатель: Посмотрите ребята, пожалуйста. У меня на столе стоит цветок. Как он называется? Дети: Это алоэ.

Воспитатель: Правильно. Алоэ или столетник относится к семейству асфоделовые. Наименование этого растения восходит к греческому языку, а еще ранее — к древнеэрэбскому языку и связано со словами блестящий или горький. В роде алоэ насчитывается более 360 видов, распространенных в диком виде в Африке, на Аравийском полуострове и острове Мадагаскар. Все виды прекрасно приспособлены для жизни в условиях жаркой безводной пустыне. У нас с вами комнатное растение вида алоэ древовидное. В Африке это растение достигает в высоту трех метров и более, листья до 60см. длиной. Окраска листьев матово-зеленая или сизоватая. В комнатах алоэ древовидное цветет очень редко, так как ему явно недостает света и тепла.

В листьях алоэ есть специализированные клетки, наполненные желтоватым клеточным соком, содержащим различные, в том числе биологически активные, вещества. В алоэ древовидном, например, обнаружен пектин, подавляющий рост раковых клеток. Для получения сока листья срезают и мелко их измельчают или выдавливают сок любым другим способом. Высушенный сок идет на приготовление слабительных лекарств, алоин — вещество, находящееся в этих листьях — обладает бактерицидными свойствами. Дома если у вас есть это растение вы можете его использовать при заживлении ожога или нарыва. Для этого нужно: разрезать лист алоэ вдоль и приложить к ожогу или нарыву и затем забинтовать.

Посмотрите внимательно на это растение. Как оно называется?

Дети: Аспидистра. Воспитатель: Правильно. Это аспидистра широколистная ранее его относили к семейству лилейных, а сейчас включен в семейство ландышевые. Наименование аспидистры происходит от двух греческих слов: аспис — щит и астрон — звезда. Родина этого растения — Южный Китай, Япония, Восточные Гималаи, остров Тайвань. Растет в тенистых лесах. Растение это обычно интенсивно разрастается, занимая листьями всю площадь цветочного горшка, за что и получила народное название «дружная семейка». Химический состав этого растения не изучен. В медицинской практике используют отвары из всех органов растений. Их применяют при судорогах, желудочно-кишечных заболеваниях, болях в мышцах и других заболеваниях.

А как это растение называется? Дети: Каланхоэ. У. Правильно это каланхоэ из семейства толстянковых, насчитывает около 125 видов. Название происходит от китайского наименования одного из видов. Родина каланхоэ перистого неизвестна. В медицине используют сок растения. В соке обнаружены флавоноиды, дубильные вещества, полисахариды, много органических кислот, а так же минеральные элементы. Сок каланхоэ обладает явно выраженным противовоспалительным действием и поэтому используется при заживлении ран, ожогов, обморожений. Он не только уничтожает бактериальную инфекцию, но и проявляет противовирусную активность. Этот сок эффективен при танзилите, пародонтозе и стоматитах. И, наконец, последнее растение, которое находится у меня на столе называется…

Дети: Плющ обыкновенный.

Воспитатель: Правильно это плющ из семейства аралиевые их 15 видов. Это чрезвычайно широко распространенное растение. Оно встречается от Норвегии до Средиземного моря. В комнатах это растение не цветет. Отвары из листьев используют при кашле, головной боли, обладает потогонным действием. Итог занятия.

Воспитатель: Что нового мы узнали на уроке уже о знакомых нам комнатных растениях. Дома нарисуйте любое комнатное растение, которое обладает целебными свойствами.

Игровое занятие №4 Тема «Что мы знаем о комнатных растениях»

Цель: Определить знания детей по данной теме.

Оборудование: конверты с разрезанным изображением растения.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня мы с вами вспомним все комнатные растения которые мы знаем. Игра «Мозаика»

Каждая пара детей получает по конверту, в котором находится разрезанная иллюстрация комнатного растения. Команда должна сложить правильно эту фотографию. Воспитатель: А теперь давайте вместе ответим на вопросы: Почему мы называем:

— Бальзамин — огоньком? (за ярко-красную окраску).

— Аспидистру — дружной семейкой?

(черенки листьев выходят из корневища, тесно прижимаясь, друг к другу, как бы из одного корня и создают впечатление о дружной семье).

— Плющ восковой — восковым деревом? (цветы как бы сделаны из воска).

— Какие растения размножаются листьями или их частями? (бегония, сансевьера).

— Сок, какого комнатного растения применяют как лекарство? (алоэ).

— Какое комнатное растение помогает лечить ожоги, порезы? (алоэ).

Воспитатель: А теперь давайте выполним коллективный рисунок растения. На стол выкладывается лист ватмана. Дети по очереди должны будут нарисовать какую-то часть выбранного им комнатного растения.

Итог занятия. Все сегодня молодцы, активно работали. Спасибо.

Игра «Кто быстрее?»

Цель: закрепить представления детей о внешнем виде растения.

Игровая задача: найти картинку с изображением определенного растения.

Материал для игры: карточки с изображением растений (по нескольку карточек каждого растения).

Ход игры: Воспитатель раскладывает в групповой комнате карточки с изображением разных растений. Называет одно из имеющихся растений. Например, одуванчик. Дети собирают все карточки с изображением одуванчика. Побеждает тот, кто быстрее найдет названное растение.

Игра «Найди по описанию»

Цель: закрепить представление об особенностях внешнего вида растений, учить детей самостоятельно описывать растение.

Игровая задача: найти растение по перечисленным признакам.

Материал: карточки с изображением растений.

Ход игры: Ведущий называет характерные особенности того или иного растения, не называя его. Дети отыскивают его изображение среди карточек. Побеждает тот, кто быстро и правильно найдет или назовет отгадку.

Игра «Скорая помощь» (экологическая игра на природе)

Цель: воспитывать заботливое отношение к растениям, желание оказывать помощь, развивать наблюдательность.

Игровая задача: осмотреть «пациентов» — комнатные растения, заметить сухие листочки, пожелтевшие листочки, разросшиеся побеги традесканции и оказать необходимую помощь.

Материалы: палочки, веревочки, тряпочки, ножницы.

Ход игры: дети обходят уголок природы детского сада — «делают обход»; если есть «больные», им оказывается необходимая помощь.

Размещено на