Содержание
Введение 2
Глава 1. Теоретический анализ проблемы волевой регуляции деятельности 4
1.1. Понятие воли и волевой сферы человека в психологии 4
1.2. Проблема волевой регуляции деятельности 7
Глава 2. Эмпирическое исследование волевой регуляции деятельности 14
2.1. Организация эмпирического исследования 14
2.2. Методы и методики исследования 16
2.3. Анализ результатов исследования 18
Заключение 24
Литература 25
Приложение 1 27
Приложение 2 28
Приложение 3 29
Введение
В регуляции всех видов человеческой деятельности участвует волевая сфера личности, под которой понимают такое регуляционное личностное образование, которое характеризует склонность индивида к самостоятельному выбору линии поведения, энергичное и целеустремленное осуществление тех или иных действий, принятие на себя ответственности за их результаты.
Отечественными и зарубежными исследователями показано, что в процессе познания окружающего мира человек для достижения поставленных целей преодолевает различные трудности, сознательно регулируя свое поведение, в этом проявляется его воля, которая, наряду со стремлением, способна изменить ход поведения – инициировать его, останавливать, менять направление и темп (Б.Г. Ананьев, Н. Ах, В. Вундт, У. Джеймс, В.А. Крутецкий, Н.Д. Левитов, К. Левин, Ж. Пэйо, Т. Рибо, С.Л. Рубинштейн, В.И. Селиванов, Х. Хейкахаузен, Ф. Хоппс, Т. Эббинга-уз).
Проблема волевой регуляции деятельности достаточно часто становится объектом внимания психологов (О.В. Дашкевич, Н.В. Чумаков, О.А. Черникова и др.).
Наиболее полно она изучена в педагогической и спортивной психологии (О.В. Дашкевич, П.А. Рудик, О.А. Черникова и др.), тогда как особенности волевой регуляции работников торговли и влияние этих особенностей на их профессиональную деятельность изучены не достаточно.
Цель работы: изучить особенности волевой регуляции деятельности.
Объект исследования: волевая регуляция деятельности.
Предмет исследования: волевая регуляция профессиональной деятельности продавцов-консультантов.
Гипотеза исследования: волевая регуляция у продавцов-консультантов с различными уровнями продаж имеет свои особенности.
Выберите любую из предложенных тем исследования (см.Приложение). ...
... Обработка и обобщение педагогического опыта в научном исследовании. Схема анализа педагогического опыта (Приложение). Практическая часть Работа в группах. 1. Анализ ... возраста Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников посредством проектной деятельности Театрализованная деятельность как средство формирования позитивных межличностных отношений детей среднего дошкольного ...
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме волевой регуляции деятельности.
2. Исследовать показатели волевой регуляции деятельности продав-цов-консультантов с помощью методов психодиагностики.
3. Выявить особенности волевой регуляции профессиональной дея-тельности у продавцов-консультантов с разными уровнями продаж.
База исследования: торговая организация ООО «Сеть развлекательных магазинов медиа-продукции «Медиа Монстр».
Испытуемые: продавцы-консультанты крупной торговой организации, специализирующейся на розничной торговле медиа-продукции, – 80 человек в возрасте от 19 до 35 лет.
Для реализации цели и задач исследования были использованы сле-дующие методы:
— теоретический анализ литературы по проблеме исследования, психодиагностический метод (тестирование);
— метод анализа документации (определение индивидуальных показа-телей объема продаж);
— математико-статистический анализ: U-критерий Манна-Уитни.
Методики исследования:
методика «Определение эмоциональности» (В.В. Суворова);
методика «Опросник для самооценки терпеливости» (Е.П. Ильин и Е.К. Фещенко);
методика «Нормированная шкала диагностики воли» (Б.В. Шостакович, В.В. Горинов, Л.О. Пережогин).
Практическая значимость исследования состоит в том, что результа-ты, полученные в ходе эмпирического исследования, позволяют проанализировать особенности волевой сферы продавцов-консультантов с разными уровнями продаж и выявить особенности эмоционально-волевой сферы, оказывающие влияние на уровень продаж.
Глава 1. Теоретический анализ проблемы волевой регуляции деятельности
1.1. Понятие воли и волевой сферы человека в психологии
Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов.
Отечественные психологи понимают волю как особый класс психиче-ских процессов, действий, объединенных единой функцией – сознательным и преднамеренным управлением поведением и деятельностью человека.
К функциям воли относят: выбор мотивов и целей, регуляцию побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации, организацию психических процессов в адекватную выполняемой человеком деятельности систему, мобилизацию физических и психических возможностей в ситуации преодоления препятствий при достижении поставленных целей.
С.Д. Резник выделяет следующие основные функции воли:
1) выбор мотивов и целей;
2) регуляция побуждения к действиям при недостаточной или избы-точной их мотивации;
3) организация психических процессов в адекватную выполняемой человеком деятельности систему;
4) мобилизация физических и психических возможностей при преодолении препятствий в достижении поставленной цели……
Навязчивые состояния, сверхценные идеи, бред, слабоумие, расстройство ...
Обсессивные состояния разделяют на навязчивости с аффективно нейтральным содержанием и навязчивости, сопровождающиеся тягостным аффектом. Аффективно нейтральные навязчивости – это чаще всего так называемое бесплодное мудрствование (умственная жвачка) с непроизвольно возникающими представлениями типа неразрешимых вопросов (почему земля круглая и т. д.), а также навязчивый счет, навязчивое ...
Литература
1. Быков, А. В. Становление волевой регуляции в онтогенезе [текст] / А.В. Быков, Т.И. Шульга. – М. : УРАО, 2002. – 168 с.
2. Быков, А. В. Становление волевой регуляции в онтогенезе: учебное пособие [текст] / А.В. Быков, Т.И. Шульга. – М. : УРАО, 1999. – 180 с.
3. Веккер, Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов [текст] / Л.М. Веккер. – М. : Смысл, 2000. – 685 с.
4. Дако, П. Новое искусство жить [текст] / П. Дако. – М. : Социосфера, 1995. – 240 с.
5. Иванников, В. А. Психологические механизмы волевой регуляции [текст] : 3-е изд. / В.А. Иванников. – СПб.: Питер, 2006. – 208 с.
6. Ильин, Е. П. О соотношении понятий, характеризующих волевую активность человека [текст] / Е.П. Ильин // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности : материалы Всесоюзной конференции молодых ученых. – Симферополь, 1983. – 180 с.
7. Ильин, Е. П. Психология воли [текст] / Е.П. Ильин. – СПб. : Питер, 2000. – 720 с.
8. Калин, В. К. Волевая регуляция как проблема формы деятельности [текст] / В.К. Калин // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности: материалы Всесоюзной конференции молодых ученых. – Симферополь, 1983. – 180 с.
9. Краткий психологический словарь [текст] : 2-е изд., расшир., испр. и доп. / под общей ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского; ред.-составитель Л.А. Карпенко. – Ростов-на-Дону : Феникс, 1998. – 512 с.
10. Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика [текст] / Д.Я. Райгородский. – Самара : Бахрейн, 1999. – 490 с.
11. Резник, С. Д. Как повысить свою работоспособность [текст] / С.Д. Резник. – Пенза : Олимп, 1995. – 72 с.
12. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии [текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2000. – 246 с.
13. Рудик, П. А. Воля и ее воспитание [текст] / П.А. Рудик // М. : Уч. зап. ГЦОЛИФК, 1985. Вып.1.
14. Рудик, П. А. Психологические основы морально-волевой подготовки спортсмена [текст] / П.А. Рудик // Проблемы психологии в спорте. – М. : ФиС, 1982. – С. 75-89.
15. Селиванов, В. И. Психология волевой активности [текст] / В.И. Селиванов. – Рязань, 1974.
16. Смирнова, Е. О. Развитие воли и произвольности в раннем онтогенезе [текст] / Е.О. Смирнова // Вопросы психологии. – 1990. №3.
17. Смирнова, Е. О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрасте [текст] / Е.О. Смирнова. – М.- Воронеж : Модэк, 1998. – 420 с.
18. Сидоренко, Е. В. Математические методы обработки в психологии [текст] / Е.В. Сидоренко. – СПб. : Речь, 2003. – 189 с.
19. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность [текст] / Х. Хекхаузен. – М. : Инфра-М., 2003. – 225 с.
20. Черникова, О. А. Волевые действия в спорте [текст] / О.А. Черникова. – М. : Спорт, 1997. – 280 с.
21. Чумаков, М. В. Эмоционально-волевая сфера личности субъекта [текст] / М.В. Чумаков // Проблемы социальной психологии личности. – Саратов : Изд-во Саратовского университета, 2005, № 2. – С. 17-23.
22. Шостакович, Б. В. Способ диагностики степени выраженности волевых расстройств в судебно-психиатрической клинике [текст] / Б.В. Шостакович, В.В. Горинов, Л.О. Пережогин. – М.: ГНЦССП им. Сербского, 2005. – 18 с.
Рекламный текст и психология речевого воздействия
... граждан образованных давать - целью одной ограничиваться не может воспитание.1 Темой «Рекламный текст и психология речевого воздействия» следует называть лишь ту, которая содержит нечто новое, все прочие ... дидактики быстро узнать, что уже сделано в той или иной области.2 Текст рекламы среди психологии речевого воздействия, как и в среде людей, может попасть в хорошее ...
23. Шульга, Т. И. Становление волевой регуляции в онтогенезе [текст] / Т.И. Шульга. – М. : Наука, 1994. – 432 с.