ВЛИЯНИЕ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………..……………………………………………………………….3

ГЛАВА І. ВНУТРИСЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ: СУЩНОСТЬ, РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ РЕБЕНКА……………….…………..5

1.1 Понятие и характеристика семьи………………………………….……………….5

1.2 Типы и виды современных семей…………………………………………….……8

1.3 Влияние семьи на формирование личности ребенка……………………………12

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ РЕБЕНКА………………..………..15

2.1 Констатирующий эксперимент……………………………………………….…..15

2.2 Анализ результатов исследования…………………………………..……………19

ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОДЕТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ………28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….…….32

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………34

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Тема настоящей курсовой работы — «Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности» — на наш взгляд, одна из актуальных и интересных в психологии. Семья является важнейшим институтом воспитания. К нашему сожалению, в России преобладает число неблагополучных семей, что, несомненно, является одной из актуальнейших проблем нашего общества.

Семья, где воспитания как такового не происходит, пагубно влияет на формирование личности ребенка, на его социализацию в обществе. Семья, условия в семье, в значительной мере предопределяют судьбу ребенка, его жизненный путь. Помимо родительского воспитания на ребенка влияет вся обстановка внутри семьи. И воздействие это с каждым годом, по мере взросления ребенка, копится, преломляясь в структуре личности.

Не секрет, практически все эмоциональные расстройства, нарушение психики связано в большинстве своем какими-либо событиями в детстве. Конфликты в семье, недостаток любви, смерть родителей, развод, жестокость, наказания — все это в результате сильно травмирует психику ребенка. Поэтому очень важно, чтобы в семье ребенок получал как можно большую эмоциональную поддержку, заботу, тепло, ласку родителей.

От того, как ребенок взаимодействует с родителями, какие отношения видит между родителями, в какой семейной обстановке живет, во многом зависит то, как будут складываться его отношений с другими людьми в дальнейшем.

Нарушения в развитии личности ребенка, отклонения в его поведении также зависят от личностей родителей. Ведь именно родители зачастую делают серьезные педагогические ошибки, подавая плохой пример своим поведением. Дети же впитывают в себя все это, используя в дальнейшем как внутри семейных отношений, так и в обществе.

8 стр., 3789 слов

Психотерапевтическая работа с аутичным ребенком и его семьей

... состояние родителей, ухудшает взаимоотношения матери и ребенка, нанося вред его воспитанию и способствуя его дезадаптации.(3,с.104) Существуют и другие, неблагоприятные для ребенка формы поведения родителей в семье. Так, некоторые, обеспечив ребенка всем ...

На ребенка оказывает влияние любое поведение родителей и постоянно. Для ребенка имеет значение все, что делают его родители: как общаются, как смеются, что говорят, как поступают, и т.п.

Семейное неблагополучие, негативно отражающееся на формировании личности воспитывающихся в этих условиях детей, представлено учеными в нескольких формах. Неблагополучные семьи в основном «выпускают» в общество детей с многочисленными отклонениями поведения.

Указанная проблема предопределила цель курсовой работы.

Цель курсовой работы: рассмотреть влияние внутрисемейных отношений на формирующуюся личность младшего школьника.

Задачи, определенные целями курсовой работы: 1) исследовать литературу в отношении современной ячейки общества — семьи; 2) рассмотреть различные типы и виды семей; 3) исследовать влияние семьи на формирование младшего школьника; рассмотреть особенности влияния взаимоотношений родителей на ребенка (младшего школьника).

Объект курсовой работы — семья как фактор формирование личности ребенка. Предмет: отношения внутри семьи и их влияние на личность ребенка.

Структура курсовой работы: введение, три главы, заключение, список используемой литературы.

При выполнении данной курсовой работы был использован ряд научной и учебной литературы. В частности, использовались мысли, определения, точки зрения таких авторов, как: Владимирская А.О., Лебедев П. А., Куликова Т. А., Малинина И.В., и др.

ГЛАВА І. ВНУТРИСЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ: СУЩНОСТЬ, РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ РЕБЕНКА

1.1 Понятие и характеристика семьи

Семья — одна из общественных ценностей. Это основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак

Семья — это базовая ячейка общества, которую характеризуют такими признаками, как: союзом мужчины и женщины; добровольностью вступления в брак; члены семьи связаны общностью быта; вступлением в брачные отношения;стремлением к рождению, социализации и воспитанию детей.

Семья — это малая социально — психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. [13, с. 22]

Семья — особый социальный институт, переплетающий интересы общества, членов семьи в целом и каждого из них в отдельности [13, с. 30]. Семья справедливо признана одной из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Без этой наиважнейшей ячейки общества не обошлась ни одна культурная общность, ни одна национальность. Каждое общество, каждое государство заинтересовано, прежде всего, в том, чтобы каждая семья развивалась прочной, надежной, позитивной. Такая семья — мечта и даже необходимость каждого сознательного человека, независимо от возраста.

3 стр., 1158 слов

Глава7 Социальное обслуживание семьи и детей

... него позитив­ное или негативное влияние. Во-вторых, возможность успешного включения ребенка в систему трудовых отношений — один из основных механиз­мов социальной интеграции в целом, итоговая ... и своевременной реа­билитацией. Она способствует социальной адаптации к жиз­ни в обществе, семье, к обучению и труду. Центр объединяет медицинские, образовательные, соци­альные, физкультурно-оздоровительные, ...

Единого определения семьи в науке не существует. Но попытки определить это понятие делались много веков назад такими учеными, как : Платон, Аристотель, Кант, Гегель и др.

Учеными в процессе эволюции общества были выявленные признаки семьи. Но проблемой оставалось их объединение, выделение самых значимых и существенных.

Семью часто называют специфической малой социально — психологической группой, имея в виду характерную для нее особую систему межличностных отношений, которые управляются законами, нравственными нормами, традициями. В семье выделяют два вида отношений — супружество и родство.

Отношения в семье проявляются по-разному. Для одних семья — надежный эмоциональный тыл, взаимные заботы, радости; для других — так называемое «поле брани», где все ее члены бьются за собственные интересы, обижая друг друга. Но все же, понятие счастья большинство людей связывают именно с семьей.

Общество заинтересовано в том, чтобы семья была мощным фактором его стабилизации и укрепления. Для этого брачно-семейные отношения, жизнедеятельность семьи, ее диалог с обществом должны опираться на прочную законодательную базу. Общая стратегия законодательных актов заложена в Конституции Российской Федерации, где записано, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства, которое создает социально — экономические и правовые предпосылки для нормального развития, воспитания и образования детей.

В житейских представлениях, да и в специальной литературе понятие «Семья» часто отождествляется с понятием «Брак». На самом деле эти понятия, по сути, имеющие общее, не являются синонимами.

Брак — это исторически сложившиеся разнообразные механизмы социального регулирования (табу, обычай, религия, право, мораль) сексуальных отношений между мужчиной и женщиной, направленного на поддержание непрерывности жизни [13, с. 23]. Цель брака — в создании семьи и рождении детей, поэтому брак устанавливает супружеские и родительские права и обязанности. Следует отметить, что семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, родственников или просто близких супругам и необходимых им людей.

Будучи первичной ячейкой общества, семья выполняет функции, важные для общества, необходимые для жизни каждого человека. Под функциями семьи понимают направления деятельности семейного коллектива или отдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность семьи. На функции семьи влияют такие факторы, как требования общества, семейное право и нормы морали, реальная помощь государства семье. Поэтому на протяжении истории человечества функции семьи не остаются неизменными: появляются новые функции, отмирают или наполняются иным содержание ранее возникшее [13, с. 30].

Репродуктивная функция — это биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение человеческого рода.

Хозяйственная функция-обеспечивает многообразные хозяйственные потребности собственной семьи.

Одна из предпосылок существования нормальной семьи — ее экономическая общность.

26 стр., 12790 слов

Возможности коррекции межличностных отношений в семьях детей ...

... в работе практического психолога для оптимизации межличностных отношений в семье при оказании консультативной помощи, как родителям, так и детям с недоразвитием речи, работниками образования, здравоохранения для повышения ... на развитие и детей, и взрослых. Межличностные взаимоотношения в семье занимают одно из важных мест в процессе развития ребёнка. Под руководством родителей ребёнок приобретает ...

Функция организации досуга — имеет своей целью восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей.

Восстановительная роль семьи обеспечивается гуманными взаимоотношениями, атмосферой доверительности, которая располагает и больших, и маленьких членов семьи выразить свое эмоциональное состояние, высказать сомнения, поделиться радостью, горестями.

Воспитательная функция — важнейшая функция семьи, заключающаяся в духовном воспроизводстве населения. Воспитание — очень сложный процесс, в котором взаимно влияют друг на друга и те, кто воспитывает, и те, кого воспитывают.

Семья передает ребенку социальный опыт, нормы и правила поведения в обществе, нравственные и духовные ценности. Семья — самый лучший воспитателем, в особенности вначале жизненного пути ребенка.

В каждой семье воспитание строится по-своему. Семья играет огромную роль в жизни ребенка. Будучи первичной ячейкой общества, семья выполняет ряд функций, необходимых для каждого человека. Итак, семья — первый и наиболее значимый воспитательный институт в жизни ребенка.

1.2 Типы и виды современных семей

Традиционно различают семьи:

— с внешним семейным неблагополучием;

— семьи с внутренним) семейным неблагополучием;

— пограничные семьи.

Рассмотрим данную классификацию более подробно.

Семьи с внешним, то есть, явным семейным неблагополучием, делятся, в свою очередь, на:

1. Семьи с внешним неблагополучием.

В семье такого типа ребенок чувствует физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей, недостаточность заботы, любви, недостаточный уход и др. Детям, растущим в такой семье, зачастую бывает стыдно, как за себя, так и за своих родителей. Кроме того, эти дети испытывают постоянный страх за настоящее и будущее.

Среди семей данного типа чаще всего встречаются:

— семьи, в которых родители (родитель) склонных к алкоголизму.

В таких семьях никто из их членов не уделяет внимания друг другу. Родители часто невнимательны и жестоки (даже деспотичны) по отношению к детям, безответственны, непостоянны, непредсказуемы. Им часто приходится скрывать от окружающих действительность. Такие родители достаточно легко выражают свои требования и чувства, используют эмоциональные репрессии.

Дети в таких семьях живут жизнью невыносимой, чувствуют себя незащищенными, «сиротами» при живых родителях.

Среди внешне неблагополучных семей следует выделить также значительную группу так называемых брачных союзов с нарушениями общения:

— Конфликтная семья. В семьях данного типа полностью отсутствует взаимоуважение и взаимопонимание, а также заметно эмоциональное отчуждение и преобладание конфликтного взаимодействия.

Влияние указанных негативных факторов на формирование личности ребенка заключается в следующем. Ребенок постоянно наблюдает конфликты родителей (ссоры, скандалы и др.), а иногда становится объектом эмоциональной разрядки конфликтов родителей, которые путем «перетягивания» его на свою сторону, укрепляет собственные позиции.

— Неполная семья. В семье данного типа имеется, как правило, только один из родителей (в основном — матери, реже отцы, бабушка, дедушка).

5 стр., 2077 слов

Психология и педагогика Занятие № 1

... Е.И. Рогов. – М., 2006 Петровский А.В. Введение в психологию. – М., 2004 Психология и педагогика / Под ред. А.А. Радугина, - М., 2000. Психология: Словарь / Под общей ред. А.В. Петровского, М.Г. ... Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия. – Самара, 2000 Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. – Ростов-на-Дону, 2010. Занятие № 7. Тема: Содержание ...

Дети в таких семьях вырастают зачастую инфантильными по причине чрезмерно занятых собой и работой родителей (когда, к примеру, мать много работает, а на ребенка времени не остается).

2. Семьи с внутренним, скрытым семейным неблагополучием.

Среди таких семей авторами в частности, В.В. Юстицкисом [18], выделяются семьи:

— «недоверчивая семья» (характеризуется недоверчивостью, к окружающим, подозрительностью, осторожностью в общении с окружающими. Дети таких семей зачастую попадают под влияния антиобщественных групп, в силу близости им психологии таких групп, т.е.: враждебности, агрессивности);

— «легкомысленная семья» (характеризуется беззаботностью членов семьи, отсутствием планов на будущее, стремлением жить одним днем, не думая о дальнейших последствиях;

— «хитрая семья» (характеризуется предприимчивостью, удачливостью и ловкостью членов семьи в достижении своих целей, умением произвести впечатление на окружающих, создать круг полезных знакомых. При совершении ребенком какого-либо проступка, нарушении им какого-то правила в данной семье обсуждается не само нарушение правил, а лишь последствия его.

Рассмотрим разнов……..

192 с.

5. Владимирская А.О. Ты плохо себя ведешь! Секреты воспитания детей и родителей. — Ростов н/Д.: Феникс, 2009. — С. 256.

6. Дружинин В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. — СПб.: Питер. 2010. — 176 с.

7. Жигинас Н.В. Возрастная психология: учебное пособие для вузов / Н.В. Жигинас. — Томск: ТГПУ, 2008. — 274 с.

8. Зайцев А.Г., Зайцев Г.К. Педагогика счастья. — СПб., Союз, 2010. — С. 317.

9. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения. — М.:2011.

10. Коробицына Е.В. Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5-7 лет: диагностика, тренинги, занятия / авт.-сост. Е.В. Коробицына. — Волгоград: Учитель, 2009. — 133 с.

11. Коррекция детско-родительских отношений: Методические рекомендации для специалистов, педагогов образовательных учреждений, родителей / сост. Е.А. Дугинова. — Н-Куйбышевск: Ресурсный центр, 2009. — 103 с.

12. Круглова А. Г. Тест рисунка «Моя семья» (в интерпретации В.КЛосевой, в изложении Н.Л.Кряжевой) : [Электронный ресурс]: psihologiya/6851-test-moya-semia.html

13. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. — М.: АКАДЕМИЯ, 2009. — С. 232.

14. Крутецкий В.А. Психология. Учебник для учащихся педагогических училищ. — М.: Просвещение,1986. — 352 с.

15. Малинина И.В. Книга для педагогов и родителей. — Нижний Новгород., 2008. — С. 87.

16. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет. / Под ред. Е. О. Смирновой. — М., 2010. — 217 с.

17. Минияров В. М. Психология семейного воспитания.-Воронеж, 2009.-560 с.

18. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2-х т./Под ред. Г. Н. Джибладзе; сост. А. Н. Джуринский. — М.: Педагогика, 1981. — 656 с.

19. Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: «Питер», 2010.

20. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2-х т./Под ред. Г. Н. Джибладзе; сост. А. Н. Джуринский. — М.: Педагогика, 1981. — 656 с.

8 стр., 3688 слов

Взаимоотношения детей и родителей в семье

... культуры, социологов, педагогов, психологов во все времена. В психологическом словаре для родителей находим следующее определение семьи: «Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой ... нашей школы с целью получения дополнительных сведений о взаимоотношениях в семье между родителями и детьми. Так же были опрошены учащиеся 5-ых, 8-ых, 10- ...

21. Семейное воспитание: Хрестоматия — \ Сост. П.А. Лебедев. — М.: АКАДЕМИЯ, 2010. — С. 404.

22. Семья и личность / Под ред. проф. Е.И. Сермяжко. — Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2008. — 101 с.

23. Сермяжко Е.И. Семейная педагогика в вопросах и ответах: Учебное пособие / Е.И. Сермяжко. — Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2011. -128 с.

24. Селиверстов В.И. Специальная семейная педагогика / В.И. Селиверстов, О.А. Денисова, Л.М. Кобрина и др. — М. Владос, 2009. — 358 с.

25. Тейлор К. Психологические тесты и упражнения для детей. Книга для родителей и воспитателей / К. Тейлор. — М.:Владос-пресс, 2007. — 224 с.

26. Целуйко В.М. Вы и ваши дети. — Ростов н\Д.: Феникс, 2009. — С. 448.

27. Шнейдер Л.Б. — Семейная психология; Издательства: Академический проект, Деловая книга, 2009.

28. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. Методическое пособие / Серия: «Психодиагностика: педагогу, врачу, психологу (Вып. 1).

Под общей редакцией д.м.н; проф. Л.И. Вассермана. — М.: «Фолиум», 2011. — 48 с.