ВЛИЯНИЕ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………..……………………………………………………………….3

ГЛАВА І. ВНУТРИСЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ: СУЩНОСТЬ, РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ РЕБЕНКА……………….…………..5

1.1 Понятие и характеристика семьи………………………………….……………….5

1.2 Типы и виды современных семей…………………………………………….……8

1.3 Влияние семьи на формирование личности ребенка……………………………12

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ РЕБЕНКА………………..………..15

2.1 Констатирующий эксперимент……………………………………………….…..15

2.2 Анализ результатов исследования…………………………………..……………19

ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОДЕТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ………28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….…….32

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………34

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Тема настоящей курсовой работы — «Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности» — на наш взгляд, одна из актуальных и интересных в психологии. Семья является важнейшим институтом воспитания. К нашему сожалению, в России преобладает число неблагополучных семей, что, несомненно, является одной из актуальнейших проблем нашего общества.

Семья, где воспитания как такового не происходит, пагубно влияет на формирование личности ребенка, на его социализацию в обществе. Семья, условия в семье, в значительной мере предопределяют судьбу ребенка, его жизненный путь. Помимо родительского воспитания на ребенка влияет вся обстановка внутри семьи. И воздействие это с каждым годом, по мере взросления ребенка, копится, преломляясь в структуре личности.

Не секрет, практически все эмоциональные расстройства, нарушение психики связано в большинстве своем какими-либо событиями в детстве. Конфликты в семье, недостаток любви, смерть родителей, развод, жестокость, наказания — все это в результате сильно травмирует психику ребенка. Поэтому очень важно, чтобы в семье ребенок получал как можно большую эмоциональную поддержку, заботу, тепло, ласку родителей.

От того, как ребенок взаимодействует с родителями, какие отношения видит между родителями, в какой семейной обстановке живет, во многом зависит то, как будут складываться его отношений с другими людьми в дальнейшем.

22 стр., 10767 слов

Воспитание ребёнка в неполной семье

... её формирования 1.2 Условия восприятия ребёнка в неполной семье 1.3 Негативные факторы воспитания детей в неполных семьях Выводы по первой главе Глава 2. Совершенствование процесса воспитания в неполных семьях и ...

Нарушения в развитии личности ребенка, отклонения в его поведении также зависят от личностей родителей. Ведь именно родители зачастую делают серьезные педагогические ошибки, подавая плохой пример своим поведением. Дети же впитывают в себя все это, используя в дальнейшем как внутри семейных отношений, так и в обществе.

На ребенка оказывает влияние любое поведение родителей и постоянно. Для ребенка имеет значение все, что делают его родители: как общаются, как смеются, что говорят, как поступают, и т.п.

Семейное неблагополучие, негативно отражающееся на формировании личности воспитывающихся в этих условиях детей, представлено учеными в нескольких формах. Неблагополучные семьи в основном «выпускают» в общество детей с многочисленными отклонениями поведения.

Указанная проблема предопределила цель курсовой работы.

Цель курсовой работы: рассмотреть влияние внутрисемейных отношений на формирующуюся личность младшего школьника.

Задачи, определенные целями курсовой работы: 1) исследовать литературу в отношении современной ячейки общества — семьи; 2) рассмотреть различные типы и виды семей; 3) исследовать влияние семьи на формирование младшего школьника; рассмотреть особенности влияния взаимоотношений родителей на ребенка (младшего школьника).

Объект курсовой работы — семья как фактор формирование личности ребенка. Предмет: отношения внутри семьи и их влияние на личность ребенка.

Структура курсовой работы: введение, три главы, заключение, список используемой литературы.

При выполнении данной курсовой работы был использован ряд научной и учебной литературы. В частности, использовались мысли, определения, точки зрения таких авторов, как: Владимирская А.О., Лебедев П. А., Куликова Т. А., Малинина И.В., и др.

ГЛАВА І. ВНУТРИСЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ: СУЩНОСТЬ, РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ РЕБЕНКА

1.1 Понятие и характеристика семьи

Семья — одна из общественных ценностей. Это основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак

5 стр., 2113 слов

Ребенок с синдромом Дауна в семье.Психолого- педагогический портрет семьи ребенка с синдромом Дауна

Оглавление Введение…………………………………………………………………………2 Глава 1. Теоретические подходы к проблеме изучения социально-психологической адаптации детей с синдромом Дауна в семье 1.1 Причины и особенность заболевания в отечественной и зарубежной литературе……………………………………………………………………….5 1.2 Особенности социализации детей с синдромом Дауна…………………..9 Глава 2. Психолого- педагогический портрет семьи ребенка с ...

Семья — это базовая ячейка общества, которую характеризуют такими признаками, как: союзом мужчины и женщины; добровольностью вступления в брак; члены семьи связаны общностью быта; вступлением в брачные отношения;стремлением к рождению, социализации и воспитанию детей.

Семья — это малая социально — психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. [13, с. 22]

Семья — особый социальный институт, переплетающий интересы общества, членов семьи в целом и каждого из них в отдельности [13, с. 30]. Семья справедливо признана одной из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Без этой наиважнейшей ячейки общества не обошлась ни одна культурная общность, ни одна национальность. Каждое общество, каждое государство заинтересовано, прежде всего, в том, чтобы каждая семья развивалась прочной, надежной, позитивной. Такая семья — мечта и даже необходимость каждого сознательного человека, независимо от возраста.

Единого определения семьи в науке не существует. Но попытки определить это понятие делались много веков назад такими учеными, как : Платон, Аристотель, Кант, Гегель и др.

Учеными в процессе эволюции общества были выявленные признаки семьи. Но проблемой оставалось их объединение, выделение самых значимых и существенных.

Семью часто называют специфической малой социально — психологической группой, имея в виду характерную для нее особую систему межличностных отношений, которые управляются законами, нравственными нормами, традициями. В семье выделяют два вида отношений — супружество и родство.

Отношения в семье проявляются по-разному. Для одних семья — надежный эмоциональный тыл, взаимные заботы, радости; для других — так называемое «поле брани», где все ее члены бьются за собственные интересы, обижая друг друга. Но все же, понятие счастья большинство людей связывают именно с семьей.

7 стр., 3451 слов

Приемные семьи в пространстве детско-родительских отношений

... от общества, настороженно относится ко всему, что за ее пределами. Для таких семей характерна повышенная сплоченность и замкнутость, много правил, регулирующих коммуникации. Родители, ... Для ребёнка характерно негативное самоотношение, недостаток эмоционально-личностного общения с приёмными родителями. 2. Семьи с жёсткими семейными ролями. Если система принимает ребенка, приходя ...

Общество заинтересовано в том, чтобы семья была мощным фактором его стабилизации и укрепления. Для этого брачно-семейные отношения, жизнедеятельность семьи, ее диалог с обществом должны опираться на прочную законодательную базу. Общая стратегия законодательных актов заложена в Конституции Российской Федерации, где записано, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства, которое создает социально — экономические и правовые предпосылки для нормального развития, воспитания и образования детей.

В житейских представлениях, да и в специальной литературе понятие «Семья» часто отождествляется с понятием «Брак». На самом деле эти понятия, по сути, имеющие общее, не являются синонимами.

Брак — это исторически сложившиеся разнообразные механизмы социального регулирования (табу, обычай, религия, право, мораль) сексуальных отношений между мужчиной и женщиной, направленного на поддержание непрерывности жизни [13, с. 23]. Цель брака — в создании семьи и рождении детей, поэтому брак устанавливает супружеские и родительские права и обязанности. Следует отметить, что семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, родственников или просто близких супругам и необходимых им людей.

Будучи первичной ячейкой общества, семья выполняет функции, важные для общества, необходимые для жизни каждого человека. Под функциями семьи понимают направления деятельности семейного коллектива или отдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность семьи. На функции семьи влияют такие факторы, как требования общества, семейное право и нормы морали, реальная помощь государства семье. Поэтому на протяжении истории человечества функции семьи не остаются неизменными: появляются новые функции, отмирают или наполняются иным содержание ранее возникшее [13, с. 30].

Репродуктивная функция — это биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение человеческого рода.

Хозяйственная функция-обеспечивает многообразные хозяйственные потребности собственной семьи.

6 стр., 2941 слов

Воспитание в семье ребенка с детским церебральным параличом

Содержание 1. Ребенок с детским церебральным параличом в семье 2. Общий двигательный режим 3. Воспитание и уход за ребенком, страдающим церебральным параличом 4. Помощь ребенку в преодолении указанных нарушений. Коррекция сосательных движений Библиографический список 1. Ребенок с детским церебральным параличом в семье С появлением в семье ребенка с церебральным параличом родителям приходится ...

Одна из предпосылок существования нормальной семьи — ее экономическая общность.

Функция организации досуга — имеет своей целью восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей.

Восстановительная роль семьи обеспечивается гуманными взаимоотношениями, атмосферой доверительности, которая располагает и больших, и маленьких членов семьи выразить свое эмоциональное состояние, высказать сомнения, поделиться радостью, горестями.

Воспитательная функция — важнейшая функция семьи, заключающаяся в духовном воспроизводстве населения. Воспитание — очень сложный процесс, в котором взаимно влияют друг на друга и те, кто воспитывает, и те, кого воспитывают.

Семья передает ребенку социальный опыт, нормы и правила поведения в обществе, нравственные и духовные ценности. Семья — самый лучший воспитателем, в особенности вначале жизненного пути ребенка.

В каждой семье воспитание строится по-своему. Семья играет огромную роль в жизни ребенка. Будучи первичной ячейкой общества, семья выполняет ряд функций, необходимых для каждого человека. Итак, семья — первый и наиболее значимый воспитательный институт в жизни ребенка.

1.2 Типы и виды современных семей

Традиционно различают семьи:

— с внешним семейным неблагополучием;

— семьи с внутренним) семейным неблагополучием;

— пограничные семьи.

Рассмотрим данную классификацию более подробно.

Семьи с внешним, то есть, явным семейным неблагополучием, делятся, в свою очередь, на:

1. Семьи с внешним неблагополучием.

В семье такого типа ребенок чувствует физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей, недостаточность заботы, любви, недостаточный уход и др. Детям, растущим в такой семье, зачастую бывает стыдно, как за себя, так и за своих родителей. Кроме того, эти дети испытывают постоянный страх за настоящее и будущее.

Среди семей данного типа чаще всего встречаются:

— семьи, в которых родители (родитель) склонных к алкоголизму.

В таких семьях никто из их членов не уделяет внимания друг другу. Родители часто невнимательны и жестоки (даже деспотичны) по отношению к детям, безответственны, непостоянны, непредсказуемы. Им часто приходится скрывать от окружающих действительность. Такие родители достаточно легко выражают свои требования и чувства, используют эмоциональные репрессии.

5 стр., 2077 слов

Психология и педагогика Занятие № 1

... рекомендации родителям по гармонизации детско-родительских отношений и оптимизациии семейного воспитания. (2б.) Литература: 1.Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – М., 1993. 2. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М., ... методы семейного воспитания. 3. Типы семейных взаимоотношений. Психологические аспекты взаимоотношений родителей и ребенка. 4. Характеристика стилей и типов семейного воспитания и их ...

Дети в таких семьях живут жизнью невыносимой, чувствуют себя незащищенными, «сиротами» при живых родителях.

Среди внешне неблагополучных семей следует выделить также значительную группу так называемых брачных союзов с нарушениями общения:

— Конфликтная семья. В семьях данного типа полностью отсутствует взаимоуважение и взаимопонимание, а также заметно эмоциональное отчуждение и преобладание конфликтного взаимодействия.

Влияние указанных негативных факторов на формирование личности ребенка заключается в следующем. Ребенок постоянно наблюдает конфликты родителей (ссоры, скандалы и др.), а иногда становится объектом эмоциональной разрядки конфликтов родителей, которые путем «перетягивания» его на свою сторону, укрепляет собственные позиции.

— Неполная семья. В семье данного типа имеется, как правило, только один из родителей (в основном — матери, реже отцы, бабушка, дедушка).

Дети в таких семьях вырастают зачастую инфантильными по причине чрезмерно занятых собой и работой родителей (когда, к примеру, мать много работает, а на ребенка времени не остается).

2. Семьи с внутренним, скрытым семейным неблагополучием.

Среди таких семей авторами в частности, В.В. Юстицкисом [18], выделяются семьи:

— «недоверчивая семья» (характеризуется недоверчивостью, к окружающим, подозрительностью, осторожностью в общении с окружающими. Дети таких семей зачастую попадают под влияния антиобщественных групп, в силу близости им психологии таких групп, т.е.: враждебности, агрессивности);

— «легкомысленная семья» (характеризуется беззаботностью членов семьи, отсутствием планов на будущее, стремлением жить одним днем, не думая о дальнейших последствиях;

— «хитрая семья» (характеризуется предприимчивостью, удачливостью и ловкостью членов семьи в достижении своих целей, умением произвести впечатление на окружающих, создать круг полезных знакомых. При совершении ребенком какого-либо проступка, нарушении им какого-то правила в данной семье обсуждается не само нарушение правил, а лишь последствия его.

Рассмотрим разнов……..

192 с.

5. Владимирская А.О. Ты плохо себя ведешь! Секреты воспитания детей и родителей. — Ростов н/Д.: Феникс, 2009. — С. 256.

3 стр., 1055 слов

Нализ статьи М. С. Городнёвой Глобализация и феномен религиозного // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. – 2015. – Т. 15,

  Всё изученное в курсе дисциплины «Основы мировоззренческой безопасности» позволяет согласиться с той мыслью, с которой Марина Станиславовна Городнёва начинает свою статью: «В третьем тысячелетии человечество вступило в новую эпоху «под знаменем» глобализации»[1] [1, с. 13]. А также – со следующей мыслью второго абзаца: «Большинством авторов глобализация понимается как явление экономическое ...

6. Дружинин В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. — СПб.: Питер. 2010. — 176 с.

7. Жигинас Н.В. Возрастная психология: учебное пособие для вузов / Н.В. Жигинас. — Томск: ТГПУ, 2008. — 274 с.

8. Зайцев А.Г., Зайцев Г.К. Педагогика счастья. — СПб., Союз, 2010. — С. 317.

9. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения. — М.:2011.

10. Коробицына Е.В. Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5-7 лет: диагностика, тренинги, занятия / авт.-сост. Е.В. Коробицына. — Волгоград: Учитель, 2009. — 133 с.

11. Коррекция детско-родительских отношений: Методические рекомендации для специалистов, педагогов образовательных учреждений, родителей / сост. Е.А. Дугинова. — Н-Куйбышевск: Ресурсный центр, 2009. — 103 с.

12. Круглова А. Г. Тест рисунка «Моя семья» (в интерпретации В.КЛосевой, в изложении Н.Л.Кряжевой) : [Электронный ресурс]: psihologiya/6851-test-moya-semia.html

13. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. — М.: АКАДЕМИЯ, 2009. — С. 232.

14. Крутецкий В.А. Психология. Учебник для учащихся педагогических училищ. — М.: Просвещение,1986. — 352 с.

15. Малинина И.В. Книга для педагогов и родителей. — Нижний Новгород., 2008. — С. 87.

16. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет. / Под ред. Е. О. Смирновой. — М., 2010. — 217 с.

17. Минияров В. М. Психология семейного воспитания.-Воронеж, 2009.-560 с.

18. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2-х т./Под ред. Г. Н. Джибладзе; сост. А. Н. Джуринский. — М.: Педагогика, 1981. — 656 с.

19. Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: «Питер», 2010.

20. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2-х т./Под ред. Г. Н. Джибладзе; сост. А. Н. Джуринский. — М.: Педагогика, 1981. — 656 с.

21. Семейное воспитание: Хрестоматия — \ Сост. П.А. Лебедев. — М.: АКАДЕМИЯ, 2010. — С. 404.

22. Семья и личность / Под ред. проф. Е.И. Сермяжко. — Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2008. — 101 с.

23. Сермяжко Е.И. Семейная педагогика в вопросах и ответах: Учебное пособие / Е.И. Сермяжко. — Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2011. -128 с.

24. Селиверстов В.И. Специальная семейная педагогика / В.И. Селиверстов, О.А. Денисова, Л.М. Кобрина и др. — М. Владос, 2009. — 358 с.

25. Тейлор К. Психологические тесты и упражнения для детей. Книга для родителей и воспитателей / К. Тейлор. — М.:Владос-пресс, 2007. — 224 с.

26. Целуйко В.М. Вы и ваши дети. — Ростов н\Д.: Феникс, 2009. — С. 448.

27. Шнейдер Л.Б. — Семейная психология; Издательства: Академический проект, Деловая книга, 2009.

28. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. Методическое пособие / Серия: «Психодиагностика: педагогу, врачу, психологу (Вып. 1).

Под общей редакцией д.м.н; проф. Л.И. Вассермана. — М.: «Фолиум», 2011. — 48 с.