Влияние стилей семейного воспитания на девиантное поведение подростков

Оглавление

Содержание

Введение

1. Влияние стилей семейного воспитания на девиантное поведение подростков как социально-педагогическая проблема

1.1. Типы семейных взаимоотношений. Стили семейного воспитания

1.2. Сущность девиации в поведении. Причины девиантного поведения подростков

1.2.1. Общая характеристика подросткового возраста

1.2.2. Понятие девиантного поведения в социальной работе

1.2.3. Сопутствующие факторы семейного воспитания и нарушения поведения подростков

1.2.4. Формы проявления нарушений поведения

2. Социально-педагогическая деятельность по профилактике семейной дисгармонии и девиантного поведения подростков

2.1. Диагностика девиантного поведения среди подростков

2.2. Методические рекомендации

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.

Известна традиционная роль родителей в воспитании детей, в выборе ими форм и методов воспитательных воздействий. Проблема родительско-детских отношений занимает одно из ключевых мест в современной психологии. В многочисленных теоретических и практических исследованиях отражены различные аспекты, связанные с изучением становления эмоционального характера ребенка в семье (О.А.Карабанова), специфики условий, определяющих родительско-детские отношения, и стилей семейного воспитания (В.М.Минияров), нежелательных стилей родительского поведения и результатов их применения в семье (А.Адлер, Э. Эриксон, К.Леонгард, У.С.Беккер, Г.А.Мосс, Д.М.Леви, И.У.Кесслер, М.И.Розенталь, М.Финкельштейн, В.Н.Мясищев, Е.К.Яковлева и др.), анализа типов отношений родителей к детям, лежащих в основе возникновения аффективных переживаний родителей (Л.Г.Сагатовская), влияния жестокого обращения родителей и эмоционального отвержения детей на формирование у ребенка акцентуаций характера (Э.Г.Эйдемиллер и В.В.Юстицкис); эмоциональной стороны родительско-детских отношений (А.Я.Варга); параметров воспитательного процесса и патогенных типов воспитания (А.И.Захаров); родительских стилей поведения в дисгармоничных семьях (А.С.Спиваковская); причин психического неблагополучия в детстве (Л.Ф.Шевцова) и т.д.

17 стр., 8347 слов

Социальная работа с семьей, имеющей подростка с девиантным поведением

... Дефекты раннего семейного воспитания очень трудно исправимы. Потому тема нашей курсовой работы «Социальная работа с семьей имеющей подростка с девиантным поведением». Работа с ... родители зачастую недостаточно уделяют времени своим детям, ссылаясь на занятость, усталость и т.п. Преодолеть эти ошибки – задача современной семьи. Объект исследования – семья, имеющая подростка с девиантным поведением ...

Существуют исследования, посвященные влиянию неправильных или нарушенных родительских отношений, (например, материнской деривации) на психическое развитие ребенка, на развитие его личности, на становление особенностей характера и поведения (Д.Боулби, И.Лангмейер, З.Матейчик, Е.Т.Соколова, М.Д.Эйнсуорт, В.И.Гарбузов, А.И.Захаров).

Чувство взрослости, — это психологический симптом начала подросткового возраста. По определению Д.Б. Эльконина, «чувство взрослости есть новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность». [50, с. 277] Переходность подросткового возраста, конечно, включает биологический аспект. Это период полового созревания, интенсивность которого подчеркивается понятием «гормональная буря».

Обращение к проблеме исследования девиантных подростков насчитывает в настоящее время огромное количество работ. Среди основных концепций и теорий можно выделить: антропологические (Х.Шелдон, Э.Кречмер, А.Дриль и др.), социально-психологические (Р. Мертон, Д. Матс, Т. Сайкс и др.).

Актуальность рассматриваемой темы заключается в следующем: очень важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка — это стабильность семейной среды. Большое значение имеет «качество» семьи, её воспитательная способность. Семья, неспособная воспитывать, приводит к серьезным нарушениям в процессе социализации ребенка.

Цель – изучить влияние воспитательного потенциала семьи на девиантное поведение подростков.

Задачи:

1. Проанализировать социально-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Изучить воспитательный потенциал семьи.

3. Исследовать девиантное поведение подростков.

4. Разработать методические рекомендации по профилактике семейной дисгармонии и девиантного поведения подростков.

Таким образом, объектом исследования является девиантное поведение подростков.

Предмет исследования – влияние воспитательного потенциала семьи на девиантное поведение подростков.

Гипотеза исследования: воспитательный потенциал семьи оказывает влияние на девиантное поведение подростка.

Методы и методики исследования: изучение литературы по теме, методики, методика «Незаконченные предложения» (тест Сакса-Леви), Диагностика воспитательного потенциала семьи школьника, тест “Рисунок семьи”…………

Список литературы

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. — М.: Педагогика, 1992.

2. Адукацыя і выхаванне. № 4, 2008 г.Андреева Г. М. Социальная психология. М: Аспект Пресс, 2000.

12 стр., 5942 слов

Психокоррекция подростков девиантного поведения

... девиантного поведения подростков; 2) определить способы психоконсультации и психокоррекции девиантного поведения подростков; 3) рассмотреть групповую работу с подростками девиантного поведения. 1. Общая психологическая характеристика причин и условий девиантного поведения несовершеннолетних. Нарушениями поведения ... практике работы с трудными подростками, в научных исследованиях, а также при ...

3. Бадмаев, Б.Ц. Психология в работе учителя. Книга 1./ Б.Ц. Бадмаев. — М.: ВЛАДОС, 2000. – 240 с.

4. Байярд, Р. Т. Ваш беспокойный ребенок. / Р. Т. Байярд, Дж. Байярд. — М.: Просвещение, 1991.

5. Барлас, Т.В. Психологический практикум для «чайников»: Введение в профессиональную психологию./ Т.В. Барлас. — М.: Независимая фирма «Класс», 2001. — 176 с.

6. Бене, Е. Детский тест. Диагностика эмоциональных отношений в семье» // Семейная психология и семейная терапия. — 1999. — №2. — С. 14-41.

7. Большой энциклопедический словарь. В 2 т. / Под ред. A.M. Прохорова. -М.: 1991.

8. Бондарчук, Е. И. Основы психологии и педагогики: Курс лекций. / Е. И. Бондарчук, Л. И. Бондарчук. — К.: МАУП, 2002. — 168 с.

9. Бруменская, Г. В., Карабанова О. А., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. — М.: 1991.-300с.

10. Возрастная психология./ Под ред. А.В. Петровского. — М.: Просвещение, 1973. – 288 с.

11. Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? — М., 2000. — 240с.

12. Голод, С.И. Стабильность семьи. — Л.: Наука, 1984. — 136с.

13. Гребенников. И.В. Воспитательный климат семьи. — М.: Знание, 1976. -40с.

14. Гчилицкая, Н.Л. «Откуда берутся «трудные» дети? (Психология неблагополучных семей) — Журнал «Планета-семья» № 3 (28), июнь 2007.

15. Демьянов, Ю. Г. Основы психопрофилактики и психотерапии. — СПб.: 1999.-224с.

16. Журнал «Планета – семья» №2 (21), март 2007

17. Зайцева, И. А., Кукушин В. С., Ларин Г. Г., Румега Н. А., Шатохина В.И. Коррекционная педагогика / Под ред. В. С. Кукушина. Изд-е 2-е, перераб. и доп. — М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. — 352 с. (Серия «Педагогическое образование»)

18. Ительсон, Л.Б. Лекции по общей психологии: Учебное пособие. / Л.Б. Ительсон. – Мн.: Харвест, 2003. – 896 с.

19. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2005. — 320 с.

20. Козловская, Г. В. Нарушения психического развития у детей раннего возраста в условиях шизофреногенной семьи //Социокогнитивное развитие ребенка в раннем детстве. — М.: 1995. — 214с.

21. Кон, И.С. Психология старшеклассника. / И.С. Кон. — М.: Просвещение, 1982.

22. Королева, З. Психологические тесты для всех. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. — 336 с.

23. Кузин, В.С. Психология. Учебник./ В.С. Кузин — М.: АГАР, 1999. — 304 с.

24. Лодкина, Т.В. Социальная педагогика. – М.: 2003.

25. Маклаков, А.Г. Общая психология. Учебник для вузов./ А.Г. Маклаков. — СПб.: Питер, 2007. – 583 с.

26. Марковская, И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. — СПб., 2000.- 150с.

27. Мартынова, М. С. Социальная работа с детьми группы риска. — М.: Социальный проект, 2004. — 406 с.

28. Матейчек, 3. Родители и дети — М., 1992.

29. Минияров, В. М. Психология семейного воспитания. — Воронеж, 2000. -256с.

30. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов./ В.С. Мухина. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 456 с.

18 стр., 8577 слов

Столяренко А. М. Психология и педагогика [Электронный ресурс] ...

... изучении таких дисциплин, как, «Философия», «Этика», «Психология» и др. Освоение дисциплины «Педагогика» необходимо обучающемуся ... программой по дисциплине. Ознакомление с базовыми учебниками по дисциплине. Ознакомление с периодическими изданиями, ... и профессиональной деятельности; 4. Усвоение: - теоретических основ проектирования, организации и осуществления современного образовательного процесса, ...

31. Натанзон, Э. Ш. Психологический анализ поступков ученика: Кн. для учителя.— М.: Просвещение, 1991.—126 с.

32. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пел/, учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 640 с.

33. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн./ Р.С. Немов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.

34. Обухова, Л.Ф., доктор психологических наук. Детская (возрастная) психология. Учебник. / Л.Ф. Обухова. — М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – 374 с.

35. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического об