Влияние самооценки учащихся на уровень стрессоустойчивости

Министерство образования Республики Коми

ГОУ «Коми Республиканский лицей при СыктГУ»

Влияние самооценки учащихся на их уровень стрессоустойчивости

Работу выполнил:

Ученик 11 класса Станпаков В.А.

Руководитель: педагог-психолог

Дроздова Е.А.

Сыктывкар

2014

Содержание

Введение

1 Понятие «стресса» и «стрессоустойчивости»

1.1 Основные группы симптомов стресса

1.2 Основные причины стресса

1.3 Как избежать стрессов

2. Понятие «самооценка»

2.1 Виды самооценки

2.2 Перфекционизм и уровень самооценки

2.3 Уровень притязаний при самооценке

3. Экспериментальное исследование влияния самооценки учащегося на его уровень стрессоустойчивости

3.1 Характеристика выборки испытуемых и методики исследования

3.2 Результаты и анализ исследования

3.3 Соотнесение результатов тестирования. Выявление влияния самооценки учащегося на его уровень стрессоустойчивости

Выводы

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Старший школьный возраст — период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. Как отмечает в своей статье Кебина Н.А., переход от подросткового к юношескому возрасту связан с резкой сменой внутренней позиции, когда обращенность в будущее становится основной направленностью личности и проблемы выбора профессии, дальнейшего жизненного пути, самоопределения, обретения своей идентичности превращаются в аффективный центр жизненной ситуации, вокруг которого начинают вращаться вся деятельность, все интересы молодого человека [1]. Поиск идентичности, личностное и профессиональное самоопределение нередко сопровождается реакцией стресса и тревожности.

Отметим и еще одну проблему, впервые достаточно отчетливо возникающую именно в X — ХI классах — это проблема сдачи выпускных экзаменов. От результатов экзаменов зависит многое: именно по этим результатам формируются разные по составу учащихся и характеру программы обучения; иногда плохо сдавший экзамены ученик бывает вынужден покинуть школу; если это ученик выпускного класса, то у него мало шансов получить бесплатный образовательный грант, и, следовательно, поступить в высшее учебное заведение. Все это вызывает подчас такой уровень напряжения и тревоги, который препятствует успешной сдаче экзаменов и может вызвать такое неблагоприятное состояние как стресс [1].

20 стр., 9760 слов

Влияние уровня самооценки на успешность обучения младших школьников

... задачи: 1) Поиск определения понятию «самооценка» 2) Выбор методов исследования самооценки 3) Изучение самооценки детей. 4) Анализ уровня самооценки и успеваемости младших школьников. В ходе ... на повышение уровня успешности каждого ученика. Уровень успешности обучающихся напрямую зависит от того, насколько грамотно выстроена работа учителя по формированию адекватной самооценки ученика к концу ...

Объект исследования: самооценка и стрессоустойчивость старшеклассников.

Предмет исследования: влияние заниженной самооценки на уровень стрессоустойчивости.

Цель нашей работы — изучение влияния самооценки на стрессоустойчивость старшеклассников.

Задачи исследования:

1. Изучить научную литературу по проблеме стрессоустойчивочти;

2. Рассмотреть понятие «самооценка» в психологической литературе;

3. Выполнить сравнительный анализ уровня самооценки и стрессоустойчивости старшеклассника;

4. Исследовать влияние самооценки на стрессоустойчивость старшеклассника;

5. Разработать рекомендации по формированию стрессоустойчивости.

Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между заниженной самооценкой и стрессоустойчивостью старшеклассника.

Методы исследования: теоретические (изучение литературы по теме исследовательской работы и ее анализ); тестирование (проведение тестового опроса среди учащихся 11 классов;

Методики исследования:

1) Методика Г.Н.Казанцевой на изучение общей самооценки

2) Методика Н.В.Киршевой и Н.В. Рябчиковой на определение самооценки стрэссоустойчивости личности

Структура и объём работы. Исследовательская работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложений. Во введении дана общая характеристика работы. В двух главах представлены теоретические аспекты проблемы. Третья глава посвящена диагностическим аспектам проблемы, описанию исследования и полученных результатов, а так же выводам по исследовательской части.

1. Стресс и стрессоустойчивость

Стресс — понятие, введенное Г. Селье в 1936 г. для обозначения обширного круга состояний психического напряжения, обусловленных выполнением деятельности в особенно сложных условиях и возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия — стрессоры [5].

Основой успешного личностного и профессионального самоопределения, социального взаимодействия старшего школьника, характеризующееся эмоциональной стабильностью, низким уровнем тревожности, высоким уровнем саморегуляции является такое качество личности как стрессоустойчивость.

Стрессоустойчивость — это совокупность индивидуальных психологических свойств, выступающих в качестве базовых психологических механизмов коррекции стрессовых состояний.

Высокая стрессоустойчивость обеспечивает старшему школьнику «достаточный уровень прочности» и сопротивляемости препятствиям, а, следовательно, он может ставить перед собой цели, соответствующие высокому уровню притязаний. Уровень притязаний является одним из психологических феноменов, отражающих индивидуальные особенности мотивации достижения и целенаправленного поведения человека. Адекватный уровень притязаний, умение ставить перед собой реально достижимые цели дает основание для успешного прогноза поведения старшего школьника в будущем [1].

1.1 Основные группы симптомов стресса

2. Физиологические симптомы (повышенное или повышенное артериальное давление, приступы жара или озноба, тремор, мышечные подергивания и т.д.)

3. Эмоциональные симптомы (раздражительность, участившиеся приступы гнева, беспокойство, повышенная тревожность даже в отсутствии повода, повышенное нервное напряжение и т.д.)

20 стр., 9681 слов

Исследование связи самооценки и позитивного мышления учащихся

... Цель данной работы состоит в изучении характера связи самооценки и позитивного мышления учащихся. Объект исследования: самооценка учащихся старших классов. Предмет исследования: связь самооценки и позитивного мышления учащихся. Гипотеза исследования состоит в ...

4. Поведенческие симптомы (увеличение конфликтов с людьми, увеличение числа ошибок при выполнении работы, которая раньше давалась хорошо, суетливость и хронической нехватки времени, усугубление вредных привычек)

5. Интеллектуальные симптомы (проблемы с концентрацией внимания, ухудшение памяти, постоянное и навязчивое возращение к одной и той же мысли, трудности в принятии решений)

Чем больше симптомов вы обнаружите в себе, тем ближе вы к точке неконтролируемого стресса. Самостоятельной диагностики недостаточно, если вы заметили в себе некоторые из симптомов, обязательно обратитесь к врачу. Так вы сможете остановить стресс на ранней стадии и предотвратить его переход в хроническое состояние, а также развитие более серьезных заболеваний.

Хронический стресс представляет собой серьезную угрозу для здоровья человека, снижает его работоспособность и значительно ухудшает качество жизни. Нельзя игнорировать симптомы стресса и ждать, что они исчезнут сами. Чем больше симптомов вы обнаружите в себе, тем ближе вы к точке неконтролируемого стресса. Самостоятельной диагностики недостаточно: если вы заметили в себе некоторые из симптомов, обязательно обратитесь к врачу. Так вы сможете остановить стресс на ранней стадии и предотвратить его переход в хроническое состояние, а также развитие более серьезных заболеваний.

1.2 Основные причины стресса

стресс самооценка уровень перфекционизм

1. Перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка, т.е. задание, которое следует завершить за конкретный период времени.

Ученику просто поручили непомерное количество заданий на данный период времени. В этом случае обычно возникает беспокойство, фрустрация (чувство крушения), а также чувство безнадежности и материальных потерь. Однако недогрузка может вызвать точно такие же чувства. Ученик, не получающий работы, соответствующей его возможностям, обычно чувствует беспокойство относительно своей ценности и положения в социальной структуре организации и ощущает себя явно невознагражденным.

2. Конфликт ролей.

Конфликт ролей возникает тогда, когда к ученику предъявляют противоречивые требования. Например, лицеист может получить задание немедленно реагировать на просьбы учителя и не разговаривать с остальными учениками, но, когда его видят разговаривающим на уроке с одногруппниками, то говорят, чтобы он не забывал свои обязанности.

Конфликт ролей может также произойти в результате нарушения принципа единоначалия. Два руководителя могут дать работнику противоречивые указания. Например, директор завода может потребовать от начальника цеха максимально увеличить выпуск продукции, в то время как начальник отдела технического контроля требует соблюдения стандартов качества.

Конфликт ролей может также возникнуть в результате различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации. В этой ситуации индивидуум может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования руководства — с другой.

3. Неопределенность ролей.

Неопределенность ролей возникает тогда, когда ученик не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей, здесь требования не будут противоречивыми, но и уклончивы и неопределенны. Люди должны иметь правильное представление об ожиданиях руководства — что они должны делать, как они должны делать и как их после этого будут оценивать.

7 стр., 3246 слов

Роль стресса в развитии атопического дерматита

... означающий врожденную тенденцию к развитию у человека аллергии к пищевым продуктам и вдыхаемым ... расстройств 2.3 Психогенные обострения 2.4 Влияние стресса Заключение Список литературы Введение Доля ... встречаются хотя бы раз в жизни у большинства больных Актуальность проблемы: ... исследованиями убедительно продемонстрирована у детей роль врожденной, генетически опосредованной ферментопатии желудочно- ...

4. Неинтересная работа.

Некоторые исследования показывают, что индивидуумы, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой. Однако взгляды на понятие «интересная» работа у людей различается: то, что кажется интересным или скучным для одного, совсем не обязательно будет интересно другим. Успешная деятельность, какой бы она не была, оставляет меньше последствий старения, следовательно, говорит Селье, вы можете долго и счастливо жить, если выберете подходящую для себя работу и удачно справитесь с ней [4].

1.3 Как избежать стрессов

Образом жизни конкретного человека являются все его действия в течение дня, месяца и вообще всей жизни. В понятие образа жизни входит множество составляющих, в том числе как он начинает свое утро, трудовую деятельность, характер питания, физическая активность, взаимоотношения с окружающими, реакция на стресс и многое другое. Образ жизни зависит от каждого конкретного человека, будет ли он здоровым, активным или нездоровым, пассивным. Существует 3 других метода.

Противострессовая переделка дня. В повседневной жизни многие из нас регулярно допускают одну и ту же ошибку: вернувшись домой после интенсивной трудовой или учебной деятельности, мы продолжаем находиться в состоянии возбужденности, нервозности и дома. В результате даже те члены семьи, у которых был относительно спокойный день, подвергаются воздействию тех стрессовых факторов, от которых не смог отрешиться один из них. Дома каждый хочет и должен быть самим собой и не должен мешать это делать другим членам семьи. Домашний очаг должен быть для человека самым комфортным местом, он должен быть в этом всегда уверен. Помня об этом, несложно понять, что привычка приносить домой стресс разрушает семью, превращает домашний очаг в еще одно поле битвы и дополнительно усугубляет стрессовую ситуацию. Поэтому, приходя домой после трудового дня, насыщенного различными событиями, желательно потратить небольшое количество времени (10-15 мин) на релаксационные упражнения.

Примеры релаксационных упражнений:

1. Необходимо сесть в кресло, расслабиться и спокойно отдохнуть, ни о чем не задумываясь. Если нет возможности сесть в кресло, можно поудобнее сесть на стул, приняв релаксационную «позу кучера».

2. Медленно, делая акценты на каждом этапе действий, заварить крепкий чай или сварить ароматный кофе, в зависимости от собственных предпочтений. Растянуть процесс употребления напитка на 10 мин, смакуя и ни о чем серьезном не размышляя в этот момент.

3. Включить любимую музыку и послушать ее, закрыв глаза, отдавшись приятным воспоминаниям.

4. Принять ванну, она не должна быть горячей, температура ее должна быть комфортной. Если человек привык использовать ароматические соли, можно их добавлять, предварительно ознакомившись с особенностями действия именно этих солей, они не должны быть возбуждающими.

5. Погулять на свежем воздухе, желательно, чтобы окружающий пейзаж был приятен глазу.

6. Надеть спортивный костюм и кроссовки и сделать небольшую десятиминутную пробежку.

Перечисленные упражнения элементарны, какому из них отдать предпочтение, зависит от личных особенностей, вкусов и пристрастий, но любое из них поможет справиться со стрессом, так как переключает внимание и мысли на другой вид деятельности, хотя бы на короткий промежуток времени [5].

9 стр., 4412 слов

Самооценка личности в младшем школьном возрасте

... взрослым. Цель исследования: изучить самооценку младших школьников Объект исследования: психологические особенности личности в младшем школьном возрасте Предмет исследования: самооценка младших школьников Гипотеза: самооценка в младшем школьном ... над учениками 42 школы, 2 «Б» класса. Количество респондентов было 21 человек. Мальчиков 11, девочек 10. Возраст респондентов 7-8 лет. Структура курсовой ...

2. Понятие «самооценка»

В индивидуальности личности выделяются базовые свойства — самооценка, темперамент, характер, способности человека. Именно базовые свойства, которые представляют и врожденные и приобретенные в процессе воспитания и социализации черты, формируют определенный стиль поведения и деятельности личности.

Что же такое самооценка? Самооценка — ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида, т.е. то, что личности кажется значимым. Главные функции, которые выполняются самооценкой, — регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида. Также можно сказать, что самооценка это состояние, когда человек оценивает сам себя в разных областях, давая оценку тем или иным своим качествам (привлекательность, сексуальность, профессионализм).

Человек, живя и действуя в окружающем мире, постоянно сравнивает себя с другими людьми, свои собственные дела и успехи с делами и успехами других людей. Такое же сравнение — самооценку мы проводим и по отношению ко всем своим качествам: внешности, способностям, успехам в учебе или в работе. Иными словами, мы с детства учимся оценивать сами себя. Самооценка — это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто [9].

2.1 Виды самооценки

Психологи рассматривают самооценку с различных точек зрения.

Так, оценку себя в целом как хорошего или плохого принято считать общей самооценкой, а оценку достижений в отдельных видах деятельности — парциальной. Помимо этого выделяют актуальную (то, что уже достигнуто) и потенциальную (то, на что способен) самооценку. Потенциальную самооценку часто называют уровнем притязаний. Рассматривают самооценку как адекватную/неадекватную, т. е. соответствующую/несоответствующую реальным достижениям и потенциальным возможностям индивида. Так же различается самооценка по уровню — высокому, среднему, низкому. Слишком высокая и слишком низкая самооценка могут стать источником конфликтов личности, которые могут проявляться по — разному [9].

Адекватная самооценка

Самооценка оказывает существенное влияние на эффективность деятельности и формирование личности на всех этапах развития. Адекватная самооценка придает человеку уверенность в себе, позволяет успешно ставить и достигать целей в карьере, бизнесе, личной жизни, творчестве, придает такие полезные качества как инициативность, предприимчивость, способность адаптации к условиям различных социумов. Низкая самооценка сопровождает человека робкого, неуверенного в принятии решений.

Высокая самооценка, как правило, становится неотъемлемым качеством успешного человека, независимо от профессии — будь то политики, бизнесмены, представители творческих специальностей. Однако распространены и случаи завышенной самооценки, когда люди придерживаются слишком высокого мнения о себе, собственных талантах и способностях, в то время как реальные их достижения, по мнению экспертов в той или иной области, представляются более или менее скромными [9]. Почему так? Практические психологи нередко выявляют два типа поведения (мотивации) — стремление к успеху и избегание неудачи. В случае если человек придерживается первого вида мышления, он настроен более позитивно, его внимание менее акцентировано на трудностях, и в этом случае мнения, высказываемые в социуме, просто менее значимы для него и его уровня самооценки. Человек, исходящий из второй позиции, менее склонен к риску, проявляет больше осторожности и нередко находит в жизни подтверждение своим страхам, что его путь к целям сопряжен с бесконечными препятствиями и тревогами. Такой тип поведения, возможно, не позволяет ему поднять самооценку.

Известно, что личностью человек не рождается, а становится ею в процессе совместной с другими людьми деятельности и общении с ними. Совершая те или иные поступки, человек постоянно (но не всегда осознанно) сверяется с тем, что ожидают от него окружающие. Иными словами он как бы ‘примеряет’ на себя их требования, мнения, чувства. Отталкиваясь от мнения окружающих, человек вырабатывает механизм, с помощью которого происходит регуляция его поведения — самооценку.

Низкая (заниженная) самооценка и ее причины

Причины низкой (заниженной) самооценки личности разнообразны. Чаще других отмечают такие причины, как негативные внушения окружающих, либо негативные самовнушения. Низкая (заниженная) самооценка нередко обусловлена влиянием и оценкой родителей в детстве, а в последующей жизни — внешней оценкой социума. Бывает так, что ребенку в детстве дают заниженную самооценку ближайшие родственники, говоря: «Ты не на что не годен!», подчас применяя при этом физическое воздействие. Иногда родители злоупотребляют «тиранию долженствований», вызывая при этом у ребенка чувство гиперответственности, которое впоследствии может привести к эмоциональной скованности и зажатости. Часто старшие говорят: «Ты должен вести себя очень прилично, так как твой отец уважаемый человек», «Ты должен слушаться во всем маму». В сознании ребенка складывается модель эталона, в случае реализации которого он стал бы хорошим и идеальным, но поскольку она не реализуется, возникает несоответствие между эталоном (идеалом) и реальностью. На самооценку личности влияет сопоставление образов идеального и реального Я» — чем больше разрыв между ними, тем вероятнее недовольство человека реальностью своих достижений и ниже ее уровень.

У взрослых людей заниженная самооценка личности поддерживается в тех случаях, если они придают слишком большую важность тому или иному событию, либо считают, что проигрывают в сравнении с другими. При этом возможно, они забывают, что неудачи — также ценный ресурс опыта, а также что их индивидуальность не менее уникальна, чем у других людей. Также важен вопрос о критериях оценки и самооценки (как и что именно оценивать?), т.к. в некоторых, даже профессиональных областях (не говоря уже о личных отношениях) они могут оставаться относительными или недостаточно четко проясненными.

Завышенная самооценка и ее причины

Бывает так, что родители или ближайшие родственники ребенка склонны переоценивать, восхищаясь как он(а) хорошо читает стихи или играет на музыкальном инструменте, как он умен и сообразителен, но попадая в другую среду (к примеру, в детский сад или школу) такой ребенок подчас испытывает драматические переживания, поскольку его оценивают по реальной шкале, по которой его способности оказываются оцененными далеко не столь высоко. В этих случаях, завышенная родительская оценка играет злую шутку, вызывая у ребенка когнитивный диссонанс в период, когда собственные критерии адекватной самооценки еще не выработались. Тогда завышенный уровень самооценки сменяется заниженным, вызывая у ребенка психотравму, тем более сильную, чем в более позднем возрасте она произошла [9].

2.2 Перфекционизм и уровень самооценки

Перфекционизм — стремление соответствовать максимальным критериям совершенства в тех или иных областях — нередко служит еще одной причиной завышенной или заниженной самооценки. Проблема в том, что критерии оценок в тех или иных областях могут различаться, а достичь совершенства по всем возможным направлениям («быть отличником по всем предметам») заведомо невозможно. В этом случае, чтобы повысить самооценку человека (вернее, сделать самооценку более адекватной) стоит выделять отдельные области с более или менее общими критериями и сформировать отдельную самооценку в них.

2.3 Уровень притязаний при самооценке

Важным моментом при исследовании самооценки служит уровень притязаний индивида. Если человек выдвигает нереалистические притязания, его чаще подстерегают непреодолимые препятствия на пути к цели, он чаще испытывает неудачи. Критериями оценок обычно служат современные индивиду общекультурные, социальные, индивидуальные ценностные представления, стереотипы восприятия, стандарты, усвоенные им в течение жизни. В этом случае возникает вопрос, имеем ли мы дело с самооценкой? Ведь человек принимает внешнюю оценку за собственную и живет с ней. Внешние оценки при этом отличает ригидность, они трудно поддаются изменениям, если только человек не научится себя оценивать более адекватно [9].

3. Экспериментальное исследование влияния самооценки учащегося на его уровень стрессоустойчивости

3.1 Характеристика выборки испытуемых и методики исследования

В данном исследовании приняли участие 35 испытуемых: ученики 11 класса лицея при СыктГУ, в возрасте 16-18 лет.

В работе использовались методики: тест Г.Н.Казанцевой на изучение общей самооценки, тест Н.В.Киршевй и Н.В. Рябчиковой на определение самооценки стрэссоустойчивости личности.

Перед проведением тестирования мы стремились установить с испытуемыми положительный эмоциональный контакт, к работе приступали, убедившись, что инструкция понятна испытуемым. Тестирование проводилась во второй половине дня.

Дадим краткое описание диагностического инструментария.

1.Тест Г.Н.Казанцевой на изучение общей самооценки

Тест дает определить уровень самооценки учащегося. Содержит 20 положений. Полученные очки подсчитываются, и по классификатору определяется, к какой категории относятся испытуемые.

Инструкция: Перед вами некоторые положения. Вам нужно поставить напротив каждого из них один из трех вариантов ответа: «да» (+), «нет» (-), «не знаю» (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует Вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь, но чувствуя.

2. Тест Н.В.Киршевй и Н.В. Рябчиковой на определение самооценки стрэссоустойчивости личности

Тест дает возможность определить уровень стрессоустойчивости человека. Содержит 18 вопросов. Полученные очки суммируются, и по классификатору определяется, к какой из категорий относятся испытуемые.

Инструкция: Вам предлагается тест, который позволит получить оценку вашего уровня стрессоустойчивости. Вы получите тем более объективный результат, чем более искренними будут ваши ответы. Обведите кружком подходящий вариант по каждому утверждению (при отсутствии бланков на листочках рядом с номером вопроса ставится балл).

Ответы интерпретируются по 9 шкалам стрессоустойчивости:

1- очень низкий, 2- низкий, 3- ниже среднего, 4- чуть ниже среднего,5- средний, 6- чуть выше среднего, 7- выше среднего, 8- высокий, 9- очень высокий.

3.2 Результаты и анализ исследования

Исследование было начато с определения уровня стрессоустойчивости учеников. Для проведения исследования был использован тест Н.В. Киршевй и Н.В. Рябчиковой на определение самооценки стрессоустойчивости личности

Результаты уровня стрессоустойчивости учащихся представлены в табл. 1. и на рис. 1.

Таблица 1

Результаты исследования уровня стрессоустойчивости учеников 11 класса

Уровень стрессоустойчивости

Ученики

Количество человек

Процентное распределение

Очень низкий

0

0%

Низкий

0

0%

Ниже среднего

1

3%

Чуть ниже среднего

0

0%

Средний

5

14%

Чуть выше среднего

13

37%

Выше среднего

9

26%

Высокий

6

17%

Очень высокий

1

3%

Рис. 1. Распределение по уровням стрессоустойчивости (%).

Среди испытуемых очень высокий уровень стрессоустойчивости имеет 1 человек, что составляет 3% от общего числа участников, 6 человек имеют высокий уровень стрессоустойчивости, что составляет 17% от всего числа участников и 9 человек имеют уровень стрессоустойчивости выше среднего, что составляет 26% от общего числа участников. Лицеисты, чья стрессоустойчивость находится на таком уровне, обладают «достаточным уровнем прочности» и могут сопротивляться препятствиям, а, следовательно, он могут ставить перед собой цели, соответствующие высокому уровню притязаний.

Среди оставшихся испытуемых 13 человек имеют уровень стрессоустойчивости чуть выше среднего, что составляет 37% от общего числа участников, и 5 человек имеют средний уровень стрессоустойчивости, что составляет 14% от общего числа участников. Лицеисты, обладающие такой стрессоустойчивостью, обладают «средним уровнем прочности» и могут сопротивляться не сильным психологическим препятствиям, не могут ставить цели, соответствующим высокому уровню притязаний.

Среди всех участников тестирования, только один человек имеет уровень стрессоустойчивости ниже среднего, что составляет 3%, от всего числа участников. Лицеист, обладающий таким уровнем стрессоустойчивости, обладает «низким уровнем прочности» и с трудом способен справляться с психологическими препятствиями.

При подведении итогов теста приходим к выводу, что большинство участников тестирования имеют стрессоустойчивость, относящуюся к средним уровням (18 человек от общего чилса участников)

Далее исследование влияния самооценки учащихся на их уровень стрессоустойчивости было продолжено с помощью теста Г.Н.Казанцевой на изучение общей самооценки

Результаты уровня самооценки учащихся представлены в табл. 2. и на рис. 2.

Таблица 2

Уровень самооценки

Ученики

Количество человек

Процентное распределение

Высокий

13

37%

Средний

18

52%

Низкий

4

11%

Рис. 2. Распределение по уровням самооценки

Анализируя результаты тестирования, мы получили, что: Большинство участников тестирования имеют средний уровень самооценки(18 из 35, что составило 52% от общего числа участников), т.е. имеют адекватную самооценку. В сложной ситуации такие люди вполне способны справиться с собой и даже оказать помощь тем, кто не так уверен в себе.

13 человек от общего числа участников или 37% от общего числа участников имеют завышенную самооценку. Такие люди часто ввязываетесь в конфликты, которые возникли с их же подачи. Людей отпугивает их высокомерие, поэтому им так трудно завести дружеские и близкие отношения. 3 человека от общего числа участников или 11% имеют заниженную самооценку. Они не часто ввязываетесь в конфликты. Людей отпугивает их постоянный настрой на поражение и самоуничижение, поэтому им так трудно завести дружеские и близкие отношения.

3.3 Соотнесение результатов тестирования. Выявление влияния самооценки учащегося на его уровень стрессоустойчивости

Следующим этапом нашей работы было соотнесение результатов проведенных нами тестов и выявления зависимости влияния самооценки человека на его уровень стрессоустойчивости.

Результаты полученные нами при соотнесении смотреть в табл.3. и на рис .3.

Таблица 3

Самооценка/

Стрессоустойчивость

Ниже среднего

Средний

Чуть Выше среднего

Выше среднего

Высокий

Очень высокий

Кол-во чел

%

Кол-во чел

%

Кол-во чел

%

Кол-во чел

%

Кол-во чел

%

Кол-во чел

%

Низкий

0

0

2

6

1

3

2

6

0

0

0

0

Средний

1

3

2

6

10

29

4

10

2

6

0

0

Высокий

0

0

2

6

3

9

1

3

4

10

1

3

Рис.3 Влияние самооценки на уровень стрессоустойчивости.

Исходя из полученных данных, представленных в табл. 3 и на рис.3. видно, что результаты на графике распределились неравномерно. Ученики, имеющие среднюю самооценку, большинство имеют уровень стрессоустойчивости чуть выше среднего уровня это 10 человек от общего числа испытуемых (29%), 2 человека имеют средний уровень стрессоустойчивости (6%), 4 человека выше среднего уровня стрессоустойчивости (10%), 2 человека имеют высокий уровень стрессоустойчивости (6%).

Ученики, имеющие высокую самооценку, большинство имеют высокий уровень стрессоустойчивости 4 человек от общего числа участников (10%), 1 человек имеет стрессоустойчивость выше среднего уровня (3%), 1 человек имеет очень высокий уровень стрессоустойчивости (3%), 3 человека имеют уровень стрессоустойчивости чуть выше среднего (9%) и 2 человека имеют средний уровень стрессоустойчивости (6%) .

Ученики, имеющие низкую самооценку, большинство имеют средний уровень стрессоустойчивости 2 человека (6%) от общего числа участников, уровень стрессоустойчивости чуть выше среднего имеет 1 человек (3%) и 2 человека (6%) имеют уровень стрессоустойчивости выше среднего.

Из полученных нами результатов, мы можем сказать, что уровень стрессоустойчивости зависит от самооценки. Учащиеся, имеющие среднюю самооценку, в большинстве имеют стрессоустойчивость, относящуюся к среднему уровню или близкому к нему (средний, чуть выше среднего, выше среднего).

Люди с такой самооценкой адекватно оценивают свои возможности и ставят цели, которые они в состоянии достичь, следовательно такие люди, имеют «достаточный уровень психологической прочности» для того чтобы справляться со стрессом средней сложности.

Ученики, имеющие высокую самооценку, в большинстве имеют высокий уровень стрессоустойчивости или близкий к нему (высокий, очень высокий).

Люди с такой самооценкой считают, что они добьются самых высоких целей в жизни, при этом используя абсолютно любые методы для достижения своих целей, имеют «высокий уровень психологической прочности» для того чтобы справляться со стрессом высокой (очень высокой) сложности.

Что касается учеников со средней самооценкой, то результаты показали, что такие ученик имеют средний уровень стрессоустойчивости или близкий к нему. Это можно объяснить тем, что люди, имеющие низкую самооценку, мало когда принимают сложные, судьбоносные решения или же

же принимают участия в каких либо мероприятиях, в которых нужно высказывать свое мнение, т.е. такие люди стараются избегать стрессовых ситуаций. Люди с такой самооценкой имеют «низкий запас психологической прочности» и могут справляться со стрессами от низкого до среднего уровня сложности.

3.4 Рекомендации по повышению уровня самооценки и уровня стрессоустойчивости

Рекомендации по повышению уровня стрессоустойчивости:

— окружать себя позитивным настроем;

— Побольше находиться на свежем воздухе (в парках , за городом).

— Заведите себе домашнее животное. Собаки и кошки несут в себе успокаивающие воздействие и вы сразу почувствуете себе немного счастливее и умиротвореннее

— найдите себе такого человека, который будет для вас надежной опорой, на которого вы всегда сможете положиться.

-Найдите себе такого человека , с которым вы сможете поговорить на интересные для вас темы.

Рекомендации по повышению уровня самооценки:

— Прекратите сравнивать себя с другими людьми. Всегда будут люди, у которых чего — то больше чем у Вас, и всегда будут люди, у которых этого меньше чем у Вас.

— Принимайте все комплименты и поздравления ответным «спасибо». Когда вы отвечаете на комплимент чем-то вроде: «да ничего особенного», вы отклоняете этот комплимент и одновременно посылаете себе сообщение о том, что не достойны похвалы, формируя заниженную самооценку

— Старайтесь общаться с позитивными и уверенными в себе людьми, готовыми вас поддержать. Когда вы окружены негативными людьми, которые постоянно подавляют вас и ваши идеи, ваша самооценка понижается. С другой стороны, когда вас принимают и поощряют, вы чувствуете себя лучше и ваша самооценка личности растет.

— Будьте верны себе. Живите своей собственной жизнью. Вы никогда не будете себя уважать, если не будете проводить свою жизнь так, как вы хотите ее проводить. Если вы принимаете решения, основанные на одобрении ваших друзей и родственников, вы не верны себе и у вас будет низкая самооценка.

Выводы

1) Изучили научную литературу по проблеме стрессоустойчивочти;

2) Рассмотрели понятие «самооценка» в психологической литературе;

3) Выполнили сравнительный анализ уровня самооценки и стрессоустойчивости старшеклассника;

4) Исследовали влияние самооценки на стрессоустойчивость старшеклассника;

5) Разработали рекомендации по формированию стрессоустойчивости;

6) Выдвинутая нами гипотеза , что существует взаимосвязь между заниженной самооценкой и стрессоустойчивостью старшеклассника, подтвердилась

Заключение

Стрессы — одно из важнейших явлений современной социальной жизни. Стресс означает состояние психического напряжения, обусловленного выполнением деятельности в особенно сложных условиях и возникающего в ответ на разнообразные экстремальные воздействия — стрессоры.

Мы изучили различные причины стресса, выделили выделили несколько из них: перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка, конфликт ролей, неопределенность ролей, неинтересная работа .

Существует несколько способов для избежания стрессов. Одним из них являются релаксационные упражнения.

Еще, мы изучили понятие «самооценка». Самооценка — ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам.

Работа проводилась с целью выявить влияние самооценки учащегося на его уровень стрессоустойчивости.

В процессе проделанной работы нами была проанализирована научная литература по проблеме самооценки и стрессоустойчивости. Нами было проведено исследование с пользованием тестов: на выявление уровня самооценки, на выявление уровня стрессоустойчивости. Затем были соотнесены результаты тестирования и проанализированы.

В итоге цели и задачи нашей работы были достигнуты.

Список литературы

1. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. — М. : Академический проект, 2009

2. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребёнка. — М. : МПСИ; Воронеж : МОДЭК, 2010.

3. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. — М. : Мир, 2012.

4. Селье Г. Стресс без дистресса. — М. : Прогресс, 2009.

5. 1. Бернс, Роберт. Развитие Я-концепции и воспитание . /Пер. с англ. — М.; Прогресс, 2008. — 420с.

6. 2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И.Фельдштейна.2-ое изд.М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж : НПО «МОДЭК»,2012. -352с.

7. 3. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 2010. № 2. -С. 23 — 34.

8. 4. Бортникова Л.Г. Динамика развития рефлексивности и обоснованности самооценки в зависимости от особенностей внутренней позиции школьника : Автореф. дисс. … канд. психол. наук.- М., 2009,-23с.

9. 5. Бороздина Л. В., Видинска Л. Притязания и самооценка // Вестн. Моск. ун-та. Серия 14. Психология.2008. № 3. -С. 21—30.

Приложения

Тест 1

Вам предлагается тест, который позволит получить оценку вашего уровня стрессоустойчивости. Вы получите тем более объективный результат, чем более искренними будут ваши ответы. Обведите кружком подходящий вариант по каждому утверждению (при отсутствии бланков на листочках рядом с номером вопроса ставится балл).

Утверждения

Редко

Иногда

Часто

1. Я думаю, что меня недооценивают в коллективе

1

2

3

2. Я стараюсь работать, даже если бываю не совсем здоров

1

2

3

3. Я постоянно переживаю за качество своей работы

1

2

3

4. Я бываю настроен агрессивно

1

2

3

5. Я не терплю критики в свой адрес

1

2

3

6. Я бываю раздражителен

1

2

3

7. Я стараюсь быть лидером там, где это возможно

1

2

3

8. Меня считают человеком настойчивым и напористым

1

2

3

9. Я страдаю бессонницей

1

2

3

10. Своим недругам я могу дать отпор

1

2

3

11. Я эмоционально и болезненно переживаю неприятность

1

2

3

12. У меня не хватает времени на отдых

1

2

3

13. У меня возникают конфликтные ситуации

1

2

3

14. Мне недостает власти, чтобы реализовать себя

1

2

3

15. У меня не хватает времени, чтобы заняться любимым делом

1

2

3

16. Я все делаю быстро

1

2

3

17. Я испытываю страх, что не поступлю в институт (или потеряю работу)

1

2

3

18. Я действую сгоряча, а затем переживаю за свои дела и поступки

1

2

3

Далее подсчитайте суммарное число баллов, которое вы набрали, и определите, каков уровень вашей стрессоустойчивости, по таблице:

Суммарное число баллов

Уровень вашей стрессоустойчивости

51-54

1 — очень низкий

53-50

2 — низкий

49-46

3 — ниже среднего

45-42

4 — чуть ниже среднего

41-38

5 — средний

37-34

6 — чуть выше среднего

33-30

7 — выше среднего

29-26

8 — высокий

18-22

9 — очень высокий

Чем меньше число (суммарное число) баллов вы набрали, тем выше ваша стрессоустойчивость, и наоборот. Если у вас 1-й и даже 2-й уровень стрессоустойчивости, то вам необходимо кардинально менять свой образ жизни!

Тест 2

Инструкция: Перед Вами некоторые положения. Вам нужно поставить напротив каждого из них один из трех вариантов ответа: «да» (+), «нет» (-), «не знаю» (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует Вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь, но чувствуя.

Текст опросника

1.Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.

2. Большую часть времени я нахожусь в подавленном настроении.

3. Со мной большинство ребят советуются (считаются).

4. У меня отсутствует уверенность в себе.

5.Я примерно так же способен(-на) и находчив(а), как большинство

окружающих меня людей (ребят в классе).

6. Временами я чувствую себя никому не нужным(-ой).

7. Я все делаю хорошо (любое дело).

8.Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы).

9. В любом деле я считаю себя правым(-ой).

10. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.

11. Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение.

12. Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.

13. Меня мало беспокоят возможные неудачи.

14. Мне кажется, что для успешного выполнения поручений или дел мне мешают различные препятствия, которые мне не преодолеть.

15. Я редко жалею о том, что уже сделал(а).

16. Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам(а).

17. Думаю, что я постоянно кому-нибудь необходим(а).

18. Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.

19.Мне чаще везет, чем не везет.

20. Я всегда чего-то боюсь.

Размещено на