Условия успешного эстетического воспитания детей младшего школьного возраста в семье

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания детей младшего школьного возраста

1.1 Психолого-педагогические основы эстетического воспитания

1.2 Основные формы и методы эстетического воспитания детей младшего школьного возраста

Глава 2. Способы организации эстетического воспитания детей младшего школьного возраста в семье

2.1 Способы осуществления эстетического воспитания детей младшего школьного возраста в семье

2.2 Эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста во внеклассной работе

2.3 Взаимодействие школы и семьи в эстетическом воспитании детей младшего школьного возраста

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Актуальность работы состоит в том, что в условиях развитого общества эстетического воспитание как средство формирования всесторонне развитой гармонической личности, обладающей широким кругозором, разносторонними знаниями и развитыми способностями занимает все более значительное место. Проблема эстетического воспитания является одной из важнейших проблем формирования общей культуры общества. Эстетическое воспитание значимо тем, что обеспечивает личностно-ценностную ориентацию личности, развитие ее эстетического отношения к природной и предметной среде. Важнейшее значение имеет для ребенка приобщение его к самостоятельной эстетической деятельности. О необходимости формирования личности и эстетической культуры, — отмечают многие психологи, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М Неменский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский), — особенно важно в наиболее благоприятном для этого- младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.

Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством человека.

Прекрасное в жизни — и средство и результат эстетического воспитания. Оно концентрируется в искусстве, художественной литературе, неразрывно связано с природой, общественной и трудовой деятельностью, бытом людей, их взаимоотношениями. Система эстетического воспитания в целом использует все эстетические явления действительности. Особое значение при этом придается восприятию и пониманию прекрасного в трудовой деятельности, развитию у человека способности вносить красоту в процесс и результаты труда.

10 стр., 4699 слов

Эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста в условиях ...

... Задачи: . Эстетическое воспитание детей. Основные понятия; . Эстетическое воспитание младших школьников как психолого-педагогическая проблема; .Потенциал учреждений СКС. Решение проблемы эстетического воспитания; эстетический воспитание беседа коллективный Глава I. Теоретические аспекты исследования эстетического воспитания младших школьников .1 Эстетическое воспитание детей. Основные понятия ...

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. А у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества. Повод для этого нам дали еще Платон и Гегель. На основании их взглядов стало аксиомой, что искусство является главным содержанием эстетики как науки, и что красота есть основное эстетическое явление. Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности.

Огромное значение имеет эстетическая среда семьи. В семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, формироваться не могут. эстетический воспитание школьный семья

В семье, ребенок научится одно любить, другое ненавидеть, здесь привыкает к труду или праздности, получает первые эстетические вкусы. Стремление к чистоте и аккуратности, к декоративным элементам быта, интерес к рукоделию и выполнению художественных поделок развивают привычку к красивому и интерес к искусству. Имеется большое количество семей, в которых интерес к художественным изделиям, плетению кружев, творчеству передается вместе с навыками из поколения в поколение.

Из всего вышесказанного, можно предположить, что, приобщая младшего школьника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусствах, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека.

Объект исследования — процесс эстетического воспитания детей младшего школьного возраста в семье.

Предмет исследования — педагогические условия эстетического воспитания детей младшего школьного возраста в семье.

Цель исследования — выявить условия успешного эстетического воспитания детей младшего школьного возраста в семье.

Задачи:

— выявить основные формы и методы эстетического воспитания детей младшего школьно возраста в семье.

— определить сущность и содержание эстетического воспитания младших школьников;

— выявить роль эстетического воспитания детей младшего школьного возраста в семье.

Методы исследования: изучение научных работ,изучение документации, теоретический анализ литературы. Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.

Глава 1. Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания младшего школьного возраста

1.1 Психолого-педагогические основы эстетического воспитания

Понятие «эстетическое воспитание», с одной стороны, связано в нашем сознании с искусством, с другой — предполагает что-то более широкое, не специальное, всеобщее по своему значению. В этом нет противоречия: за всяким фактом творчества в любом виде искусства лежит нечто гораздо более общее и первичное: особое отношение человека к. жизни. Не к искусству, а именно к действительности, еще не преобразованной ничьим художественным творчеством3. Это особое отношение человека к действительности мы будем называть в дальнейшем эстетическим отношением, заранее оговорив, что употребляем этот термин в значении, существенно отличающемся от общепринятого.

9 стр., 4285 слов

Особенности эстетического воспитания детей младшего школьного возраста

... легла в основу системы эстетического воспитания Важным этапом в развитии эстетической культуры, приобщения к эстетическим и художественным ценностям является младший школьный возраст. Младший школьник, в силу психологических ... В обоих определениях речь идет о том, что эстетическое воспитание должно вырабатывать и совершенствовать в человеке способность воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, ...

В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует эстетико-ценностную ориентацию личности, развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.

Являясь одной из человеческих сущностных сил, эстетическое отношение к жизни потенциально свойственно каждому человеку, характеризует его как личность в целом и не предполагает обязательной причастности к искусству как профессии. Но при определенных условиях это качество выступает как психологическая первооснова художественно-творческой одаренности человека. Оно порождает феномен искусства, художественного освоения мира, находит в нем свое наиболее полное выражение. С этой точки зрения художественная культура человечества является как бы сгустком эстетического отношения Человека к Миру. Поэтому именно приобщение к искусству является наиболее действенным средством пробуждения у каждого человека аналогичного отношения к жизни.

Эстетически воспитанный человек — человек, способный на сопереживание, человек более чувствительный, более ценный и полезный в любой профессиональной и общественной деятельности, которой мы занимаемся.

Такой человек несравненно богаче, полнее и радостнее воспринимает жизнь, чем тот, у которого с детских лет не развили чувство единства с природой и окружающим миром.

Эстетическое воспитание — понятие емкое, широкое. Оно включает воспитание эмоционально — образного отношения к произведениям искусства, природе, общественной жизни, труду, быту.

Необходимой составной частью эстетического воспитания является художественное воспитание.

Оно осуществляется средствами искусства: поэзией, живописью, прикладным творчеством, музыкой.

Сегодня все знают, что эстетическое воспитание ребенок может получить в изостудии, драматическом кружке, музыкальной школе, в кружках вышивки, лепки.

3 стр., 1111 слов

Художественно-эстетическое развитие и воспитание детей дошкольного ...

... важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей». Главная педагогическая идея - это художественно-эстетическое воспитание, создание образовательной системы, ... М.: ИД Ключ - С.2014. 5. Акулова, Е. Познаем логические отношения: дидактические игры для старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2008. - № 8. – 65 – 69 сАлексеев, ...

Но у колыбели формирования личности в самом прямом смысле стоит семья.

Главная цель эстетического воспитания школьников, как следует из сказанного выше, состоит в том, чтобы, приобщая детей к специальной области искусства, развивать у них общечеловеческую способность эстетического отношения к жизни.

Но каково психологическое содержание, которое мы вкладываем в это понятие? В чем его духовно-нравственная ценность и воспитательное значение? Ответ затрудняется спецификой предмета: речь ведь идет о целостных переживаниях, сущность которых не может быть адекватно постигнута чисто рациональным путем и без остатка выражена в однозначных формулировках. Они могут быть действительно поняты лишь путем сопереживания; от исследователя требуется свой целостный опыт, аналогичный изучаемому. Поэтому особое значение приобретают теоретические труды и отдельные высказывания выдающихся мастеров искусства, которые стремились осмыслить собственный опыт эстетического отношения к миру, глубинные особенности личности художника, психологические условия зарождения творческих замыслов. Знакомясь с этим обширным материалом, мы обнаруживаем, что люди, которых разделяли века и континенты, которые обладали несхожим мировоззрением и работали в разных областях искусства, оказываются настолько согласны между собой, словно описывают один непреходящий феномен художественного сознания.

Прежде всего человек с развитым эстетическим отношением не чувствует себя обособленным «я», которому внешний мир, природный и социальный, противостоит как нечто отчужденно-объективное. Напротив, он непосредственно переживает свою сопричастность, «единоприродность» миру; мир открывается ему как его мир, «мир человека» (К. Маркс), и самого себя он осознает как неотъемлемую частицу мира5. Это можно определить как осознанное переживание онтологического единства с миром. С предельной краткостью это переживание выражает знаменитая строка Ф. Тютчева: «Все во мне, и я во всем!..».

Этот опыт расширенного самосознания и самоощущения порождает глубокую личностную потребность в возобновлении, обогащения, осмыслении подобных переживаний (что, кстати, создает мотивационную основу для самостоятельной работы человека по эстетическому самовоспитанию).

Конкретный предмет эстетического отношения, будь то другой человек, явление природы или произведение человеческой культуры, воспринимается существующим «в первом лице» как некоторое «я», как носитель самоценной внутренней жизни, отличной ив то же время родственной воспринимающему человеку. Развитое эстетическое отношение не позволяет относиться к чему бы то ни было как к «безгласной вещи» (М.М. Бахтин), призванной лишь послужить полезным средством для достижения какой-либо утилитарной цели; оно изымает свой предмет из плоскости его обычного практического функционирования и обнажает самоценность его неповторимого бытия. С.Л. Рубинштейн отмечал очень важную сторону эстетического отношения, когда определял его как «утверждение существования объекта», и подчеркивал в связи с этим значение созерцания, которое, в противоположность преобразующей деятельности, ценит окружающую действительность саму по себе, в ее собственном бытии, частью которого является и сам созерцающий человек [13; 374].

19 стр., 9316 слов

Эмоционально-эстетическое отношение к природе в рисунках старших дошкольников

... жизнь интереснее и содержательнее. Объект. Рисунки детей старшего дошкольного возраста. Предмет. Эмоционально-эстетическое отношение к природе в рисунках старших дошкольников. Цель. Определить особенности эстетического отношения детей ... Специалисты по эстетическому воспитанию (А. А. Адаскина, Н. А. Ветлугина и др.) считают, что эстетика природы является основой формирования эстетического отношения к ...

Эстетическое, как известно, значит «связанное с чувственным восприятием». И характерная черта рассматриваемого отношения, которая подчеркивает его своеобразие именно как отношения эстетического, состоит в том, что внутренняя жизнь, особая ценностная значимость явлений открывается человеку в связи с восприятием их неповторимого чувственного облика. С этой точки зрения эстетическое отношение к миру представляет собой способность воспринимать чувственный облик предметов и явлений как непосредственное выражение характера, состояния судьбы, родственной воспринимающему человеку внутренней жизни и благодаря этому осознанно переживать свою сопричастность миру.

Поскольку, как уже было сказано, такое отношение к действительности лежит в основе художественного освоения мира и опредмечивается в его продуктах, становится ясной конкретная задача педагога, методиста, психолога, работающих в области эстетического воспитания: так преподавать искусство, чтобы, приобщаясь к. нему в творческой практике и при восприятии произведений, каждый ребенок открывал в себе самом общечеловеческую способность эстетического отношения к миру. Как говорил М. Пришвин, «способность художника видеть мир означает бесконечное расширение обычной способности всех людей к родственному вниманию (так писатель определял качество, очень близкое к тому, которое в данной статье называется эстетическим отношением.— А.М.).

Пределы этому родственному вниманию бесконечно расширяются посредством искусства — этой способности особо одаренных людей, художников видеть мир с лица» [12; 352].

Развиваясь в рамках художественной деятельности, эстетическое отношение по своему значению оказывается гораздо шире ее и выступает как целостная характеристика личности. Наивно было бы, конечно, ожидать, что развитие эстетического отношения само по себе решит все конкретные задачи воспитания человека: это может происходить лишь опосредствованным образом и под воздействием многих факторов. Но оно создает для этого общую духовно-нравственную основу, так как приносит человеку чувство сопричастности с окружающим миром и неутилитарной ценности жизни.

1.2 Основные формы и методы эстетического воспитания

В воспитании детей и юношества эстетика повседневной жизни играет важную роль. Окружение человека, обстановка, убранство помещений, одежда — повседневного и ежечасно влияют на эстетический вкус. Поэтому воспитание у детей общей культуры: соблюдение гигиены, аккуратность, вежливость и деликатность, внимательность и предупредительность — является важной стороной эстетического воспитания.

Внешним выражением духовного богатство человека служит его манера разговаривать, выслушивать собеседника, реагировать на окружающее. Поза, мимика, жесты, даже походка и множество иных тончайших проявлений человека могут свидетельствовать о его эстетическом облике.

Эти внешние признаки духовного богатства детей создаются под влиянием условий жизни, подражания взрослым и сверстникам, системы воспитания в школе и семье.

Эстетика отношений между людьми является основой эстетики повседневной жизни. Здоровые, человечные, красивые отношения в семье, отношения в школе между учителями и учащимися, между товарищами составляют фундамент эстетического воспитания. По глубине и тонкости эти отношения могут быть сложны и многообразны.

4 стр., 1986 слов

Эстетическое воспитание в развитии ребенка с нарушениями интеллекта

... критериев оно зависит? В широком смысле эстетическое воспитание - целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Это специфический вид общественно ... по проблеме эстетического воспитания детей с нарушениями интеллекта; 2) изучить особенности эстетического воспитания детей с нарушениями интеллекта; 3) изучить возможности эстетического воспитания детей с ...

Быть приветливым с людьми, отзывчивым собеседником, гостеприимным хозяином, тактичным гостем, внимательным сыном и добросовестным учеником, добрым товарищем и верным другом — все это не только область морали, но и эстетики.

Чувство такта, умение в трудной обстановке найти правильное решение и поступиться своими желаниями ради близких людей, способность создавать хорошее настроение — все это не только нравственная воспитанность ребенка, но и проявление его эстетической культуры.

Такие отношения детей к окружающим формируются всем укладом их жизни в семье, в школе. Они систематически и повседневно воздействуют на эстетические чувства детей. Примитивные, черствые, неискренние отношения между людьми в семье и школе глубоко ранят личность ребенка и оставляют след на всю жизнь.

Приучать детей содержать свои личные вещи в порядке, никогда не производить уборку за ребенка, а терпеливо приучать к этому его самого, постоянно заботиться о том, чтобы школьник стремился создавать уют в классе, в своем уголке, — все это очень важно для воспитания у него эстетического вкуса. В отборе предметов, которые окружают школьника, необходимы высокая требовательность, чувство меры. Нельзя допускать вещей антихудожественных, портящих вкус, аляповатых.

Постоянное внимание учителей и родителей к воспитанию у ребенка эстетической культуры движений, жестов, мимики, манер, далеко не простое дело. В нем нужна система, настойчивость, последовательность и терпение, постоянство требований, завершение их желаемым результатом.

Эстетика внешнего вида есть проявление внутренней красоты, нравственной чистоты, которая прежде всего сказывается в отношениях к людям [Апанасенко 2005].

Итак, проблемы эстетики, воспитание прекрасного волновали философ, поэтов и писателей, педагогов во все времена. Многие из них много внимания уделяли сущности красивого и безобразного, высокого и низкого не только в человеческих отношениях, но и в окружающем нас мире. И все же главной категорией эстетики является категория прекрасного, от нее тянутся нити ко всем другим понятиям эстетики. Прекрасна надлежащая мера во всем. Следовательно, главная задача школы, педагогов заключается в воспитании понимания красивого в окружающей жизни, в природе, в человеческих отношениях каждым школьником.

Глава 2. Способы организации эстетического воспитания младшего школьного возраста в семье

2.1 Способы изучения эстетического воспитания младшего школьного возраста в семье

Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.

4 стр., 1974 слов

Учение Декарта о природе человека

... были захоронены в Париже, в церкви Св. Женевьевы. Учение Декарта о человеке Рассматривая человеческую природу, Декарт выделяет в нём две самостоятельные субстанции, начала – мыслящая ... создателем научной психофизиологии и первым физиологическим психологом. Мыслящая субстанция. Душа человека Рассмотрев тело человека с точки зрения искусственного механизма, Декарт возвращается к описанию души. ...

Воздействие эстетических явлений жизни и искусства на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно. В этом процессе огромную роль играет школа. В учебном плане закреплены такие предметы как изобразительное искусство, музыка, литература, основой которых является искусство.

«В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». (А.П. Чехов) «Впервые прочёл хорошую книгу — словно приобрёл большого задушевного друга. Прочёл книгу — словно встретился вновь со старым другом. Кончаешь читать — словно расстаёшься с лучшим другом, и кто знает, встретишься ли с ним вновь» (китайская мудрость) В тех семьях, где читают вслух и обсуждают книгу, школьники приучаются обращать внимание на поэтическое описание природы, на характеристику персонажей, лирические отступления, красоту языка произведения. Чтение хороших стихов приучает к рифме, к красивым оборотам речи, прививает любовь к поэзии. В семьях, где часто звучат строки из стихотворений Пушкина, Лермонтова, Твардовского и других замечательных поэтов, дети с раннего возраста начинают любить поэзию.

Огромное воспитательное значение имеют небольшие домашние концерты. И обычно в танцевальные, музыкальные кружки записываются те дети, у которых в семье кто — либо из взрослых поёт, танцует или играет.

Нужно воспитывать любовь к прекрасному и через изобразительное искусство. Потребность рисовать проявляется у детей очень рано. Уже в дошкольном возрасте дети пытаются изображать то, что волнует их детское воображение. Первые «творческие муки», испытывают все маленькие рисовальщики, особенно когда видят, что на бумаге у них получается совсем не то, что подсказывает воображение. Даже самые неудачные детские рисунки нельзя называть «мазнёй», доказывать ребёнку, что его изображение ни на что не похоже. Младшие школьники с карандашом в руках учатся не только рисовать, но и наблюдать, замечать вокруг себя красоту, чувствовать особый прилив радости, бодрости, счастья при виде красивого вокруг себя. Пусть цветок, который пытался изобразить ребёнок, не очень напоминает розу. Но прежде, чем рисовать, ребёнок любовался ею, рассматривал оттенок цветов, вдыхая аромат. И это самое важное. Ведь художниками станут единицы. А вот людьми, которым доступна красота, должны быть все. Об этом важно помнить взрослым, когда они разглядывают рисунки детей.

Если рисунки ребёнка однообразны, значит, он ещё не умеет наблюдать, замечать вокруг себя интересное. Как учить ребёнка умению видеть и удивляться, восторгаться и восхищаться даже тем обычным, что есть вокруг нас?

Подведите к окну, полюбуйтесь зимним пейзажем, обсудите, как лучше расположить на рисунке то, что он видит. Понаблюдайте в аквариуме рыбок, обратите внимание на то, как они красивы, чем отличаются по цвету и форме. И, может быть, у ребёнка появится желание нарисовать их.

Эстетические чувства у ребёнка просыпаются в минуты, когда он переживает радость открытия, когда он радуется и пушистому снегу, и первому листочку на дереве, когда он счастливыми глазами следит за полётом птиц. Чем чаще он будет переживать такие минуты, тем восторженнее станет ко всему прекрасному. «А вода, а простор, а природа, прекрасная окрестность города, а душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями? Бедное дитя, если оно выросло, не сорвав полевого цветка, не помявши на воле зелёной травки. Никогда оно не разовьётся с той полнотой и свежестью, к какой способна душа человеческая». (Ушинский) Возможность воспитывать у детей чувство прекрасного на лоне природы имеют все родители. Наблюдения в природе обостряют глаз, обогащают чувства юных рисовальщиков. У них возникает желание изобразить то, что они увидели и пережили. Некоторые родители не могут дать совет юным художникам. В этом большую помощь может оказать рабочая тетрадь по изобразительному искусству (В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина) изд. «Дрофа». Она адресована школьникам младших классов. Некоторые ребята увлекаются коллекционированием открыток репродукций. Это очень хорошо. Посещая позднее музеи изобразительных искусств, они встречаются с картинами, как со старыми знакомыми, узнают их. Конечно, типографские копии не заменят самих картин, но подготовят ребят к их восприятию. Хорошо, когда в этом коллекционировании помогают взрослые. Детям захочется узнать о каждой картине, о художнике. Нельзя согласиться с теми родителями, которые говорят, что эстетическим развитием детей должна заниматься школа. Воспитывать в детях эстетические чувства, зажечь у них искру любви к прекрасному, может любая семья, где взрослые сами интересуются искусством, любят его.

11 стр., 5450 слов

Использование естественных сил природы в физическом воспитании школьников

... связи с этим, рассмотрения возможности использования естественных сил природы в физическом воспитании школьников. Режим школьника сегодня является очень напряженным: ... воспитания относятся: физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы. К настоящему времени накоплен большой фактический материал о влиянии естественных сил природы на различные физиологические функции детей ...

Кино и театр любят все дети уже с дошкольного возраста. Здесь родителям нужно заботиться не столько о том, чтобы вызвать интерес к ним, сколько о том, чтобы педагогически правильно использовать их для воспитания. Ведь задача театра и кино состоит в том, чтобы воспитывать зрителей, а не забавлять, чтобы раскрывать человеку глаза на высокие идеалы, делать его чище, умнее, полезнее . Хорошие спектакли и фильмы не только расширяют познания детей, но и учат их вглядываться в жизнь, заставляют осуждать недостойное в людях, окружающей действительности, показывают зрителям красоту, благородство мыслей, переживаний и поступков человека. Что и как часто могут смотреть дети младшего возраста в кино, театрах и по телевизору? Конечно, огромную ошибку совершают в тех семьях, где разрешают смотреть детям по телевизору передачи для взрослых. Ничего, кроме вреда, не получат дети от передач, если будут в них видеть только возможность ежедневно развлекаться. Детям нужно разрешать смотреть только передачи, предназначенные для них. У детей не подходящие им по возрасту картины могут вызвать неправильное представление о наиболее сложных чувствах, поступках взрослых, кроме того, они преждевременно привлекают их внимание к таким вопросам, над которыми им ещё рано задумываться. Чрезмерное увлечение кино и театром приносит вред, поскольку обилие впечатлений утомляет их нервную систему. А.С. Макаренко рекомендовал родителям разрешать детям бывать в кино не более трёх раз в месяц, чтобы из-за кино не забывалась школьная работа, а также другие обязанности.

Хорошо когда родители вместе с детьми посещают кино, беседуют не только о событиях, происходящих на экране, но и заставляют детей рассуждать о красоте человека, чарующей силе искусства.

Воспитание хорошего вкуса открывающего путь к прекрасному требует беспрерывной кропотливой работы над собой. Постигая красоту, человек постепенно перерождает свой духовный облик: его сознание, чувства становятся глубже, богаче, сердце добрее, жизнь полнокровнее, интереснее, счастливее. Успешное воспитание школьников нельзя представить без их творческой деятельности. Стремление к такой деятельности у детей появляется с ранних лет. Уже в дошкольном возрасте они начинают рисовать, лепить из пластилина, делают игрушки, заучивают наизусть стихи, танцуют, поют. Большинство детских игр связано с богатым творческим воображением. Дети с удовольствием принимают участие в классных часах, утренниках, посвященных народным традициям, родной природе в разные времена года, литературным произведениям, общечеловеческим понятиям доброты, вежливости. Классные часы разнообразны по форме — это беседы и устные журналы, шоу и КВНы, викторины и игры.

24 стр., 11521 слов

Духовное воспитание подростков в процессе воспитания школьников

... искусство. Отечественная педагогическая мысль, всегда уделяла существенное внимание проблеме воспитания и образования школьников средствами музыкального искусства. ... авторская программа по музыке Т.В.Лазаревой, Музыкально-эстетическое воспитание для 1-4 классов Н.А.Терентьевой, Р.Г.Шитиковой, ... силу своих возрастных особенностей. Известно, что дети усваивают и присваивают ценности взрослых. А ...

Творческая деятельность, которая посильна детям, очень многообразна, а поэтому даёт возможность всесторонне воспитывать художественные способности школьников.

Танцуя, школьники развивают чувство ритма, пластичность, грациозность. Занимаясь пением, они совершенствуют свой слух, учатся глубже понимать музыкальные произведения, отличать плохую музыку от хорошей. Художественное чтение развивает речь школьника, обогащает его память, прививает вкус к чтению. В процессе занятий рисованием, лепкой, изготовлением игрушек школьники начинают чувствовать и лучше понимать красоту линий, гармонию красок. Вот почему ошибаются те родители, которые думают, что заниматься пением, рисованием, необходимо только тому ребёнку, который имеет голос, хорошо рисует и в будущем собирается избрать профессию пианиста или художника. Родителям вместе со школой нужно развивать творческие способности детей. Если ребёнок увлекается каким-либо видом творчества, то родителям нужно поддерживать его, но не в ущерб урокам. В искусстве нет дороги без знаний, а поэтому нельзя забрасывать учебных занятий, увлекаясь первыми успешными шагами в кружке. И очень важно родителям найти ту меру похвалы одобрения, чтобы не вскружить ребёнку голову и не убить в нём интерес к художественной самодеятельности.

А все ли взрослые задумывались над тем, какие огромные возможности для развития творческих способностей детей даёт сам по себе любой труд? Тому, кто красиво работает, для кого труд- творчество и работа в радость. Плоды его работы радуют окружающих, дают ему огромное удовлетворение не только своим практическим назначением, но и ощущением красоты своего труда. Мы приучаем детей к труду, но не всегда обращаем внимание на эстетическую сторону, на развитие творческих способностей в процессе труда. Это не так уж трудно. Главное — замечать и педагогически верно реагировать словом, делом, примером, как на плохую недоброкачественную работу, так и на добротную, красивую. Если у детей возникает желание переделать работу, выполненную кое — как, неряшливо, или сделать ещё совершеннее хорошую работу, значит, ваша реакция была правильной. Развитие творческих способностей в труде предполагает бесконечное стремление созидать всё лучше и лучше, искать всё более совершенные формы работы.

«Человек творит по законам красоты», — говорил К. Маркс. Помните об этих словах, когда наблюдаете за работой детей, дайте им совет.

2.2 Эстетическое воспитание младшего школьного возраста во внеклассной работе

Богатейший материал для развития эстетических чувств, наблюдений, воображения дает природа. На протяжении всей истории своего существования человек не только осваивал природу, но и учился понимать и чувствовать её.

Будучи социальным по своей сути, отношение человека к природе носит и познавательный характер. Человек способен откликаться на красоту не преобразованный природы и понимать её. Любование природой, так глубоко переданные И. Левитаном, А. Куинджи, Г. Нисским в пейзажной живописи, И. Тургеневым, Л. Толстым, К. Паустовским в литературе, глубоко и поэтически раскрывает этот мир, без которого эстетический вкус не может быть полным.

Из всего многообразия проявления эстетического красота природы наиболее близка и понятна человеку. Ребенку и взрослому присуще интуитивные стремления к близости с природой, выделение в ней прекрасного, поэтичного.

Природа — это все естественное многообразие окружающего мира. Природа родного края кажется человеку самой красивой, будь то тундра, горы, пустынная степь.

Известный писатель Василий Белов в книге «Лад», посвященной народной эстетики, пишет: «Родная природа, как и родная мать существует только в единственном числе: все чудеса и красоты мира не могут заменить какой — ни будь невзрачный пригорок с речной излучиной, где растет береза или верба».

Живая и неживая природа живет и развивается по своим сложным законам, которые открываются ребенку в процессе познания, труда, творчества. Открываются юному человеку и особенности красоты природы: прелесть ее пейзажей, восходов и закатов, звездного неба, различных времен года, эстетическое в животном мире.

Природа широко отражена в искусстве — краской, словом, мелодией. Она как бы сама открывает перед нами свою красоту. Художники и писатели изображая природу, учат видеть не только самое броское, яркое, громадное, величественное, мощное. Они обращают внимание на то, что не очень приметно, буднично, что сопровождает жизнь и труд человека в природе.

Сколько удивительного и прекрасного можно обнаружить, наблюдая за ростом растения, животного. Воспитывая умения видеть красоту, выразительность, неповторимость явлений природы, школа и семья одновременно учат дорожить миром красоты и гармонии.

В каждом человеке должно быть воспитано «очеловеченное отношение к природе». Если не пробуждена у ребенка способность чувствовать и переживать красоту и неповторимость каждого явления природы, стремление сохранить ее, то он может стать не другом и защитником природы, а ее разрушителем.

В.А. Сухомлинский приводил школьников в поле и рощу, они учились понимать природу, видеть, переживать ее красоту. Прекрасное человек воспринимает прежде всего зрением, его восхищает гармония и естественность ее цветовых сочетаний и форм, их изменения в течение дня, в разное время года.

Сердцу каждого жителя Земли дорого весеннее цветение, зеленые леса летом, осенние оранжевые, красные и бурные листопады, зимние контрасты черных силуэтов деревьев с белой заснеженной землей. Нужно учить детей видеть, различать, ценить и любить красоту родной земли, ведь чувство патриотизма вырастает вместе с восхищением красотой своей Родины.

Важно воспитывать у ребенка чувство ценности природы, огромного ее значения в жизни человека, в сохранении всего живого на земле. Многие века природа определяла образ жизни и труда людей.

Сегодня в мире возникла тревожная ситуация, угрожающе исчезает ее естественная красота. Это связано во многом с бурным развитием научно — технического прогресса. Многие реки плещут черной, загрязненной водой. Исчезают красивейшие уголки природы, возникают безжизненные пустыни, безвозвратно исчезают многие виды растений и животных. Остро стоит проблема охраны природы [Ильенков 2002].

Дети должны обязательно участвовать в сохранении окружающей среды, беречь и приумножать природу. Как это сделать, расскажет учитель, расскажут книги о природе — художественные, публицистические, научно — популярные. Таких книг издается много для юного читателя. Особенно следует отметить произведения В. Бианки, Б. Житкова, Н. Сладкова, Ю. Дмитриева. Их книги помогут полюбить природу нашей страны, открыть красоту живого, вызовут желание совершить правильный поступок. Передать детям культуру отношения к природе, умение видеть и ценить ее красоту, видеть в ней мир удивительного творчества, многообразие поисков, воспитать в них творческое отношение и стремление познать тайны природы — это долг взрослых и перед природой и перед подрастающим поколением.

Формы и средства эстетического воспитания разнообразны. Наряду с традиционными школами в настоящее время используют много новых интересных форм, средств, методов воспитания.

Конкурсы чтецов, сценических миниатюр, инсценированных песен, также комплексно решают задачи развития и воспитания учащихся. А их просмотр превращается, а настоящий творческий праздник для ребят. Художественные способности развивают конкурсы плакатов, рисунков, открыток ко Дню защитника Отечества, празднику 8-е марта и других. Осенью и весной можно провести конкурс цветочных композиций на темы: «Страна березового ситца», «Вальс цветов твоих, Россия» и т.д.

Особое эмоциональное воздействие на детей оказывают праздники. Эта форма работы позволяет учителю реализовать творческие задатки и интересные идеи, создает хорошее настроение у учащихся, прививает умения найти общий язык со сверстниками.

Любой праздник подразумевает торжественность, театральность. К празднику готовятся заранее, в его сценарий включены, как правило, литературные композиции, и конкретные номера. Если праздник проводится для младших школьников, то в него можно включить небольшие состязания. Это и викторина, и конкурс песен, сценических миниатюр.

Приведем примеры праздников. Так к 9 мая в школах страны проводится праздник «Салют, Победа!» В эстетическом воспитании большую роль играет проведение народных праздников. Например, «Масленица», «Народные обряды». Дети готовят конкурсы, построенные на элементах народных игр, и викторины по пословицам, фольклору, биографиям великих земляков, архитектурным и природным памятникам, и состязания команд с элементами спортивных игр, и «кольцовку по народным песням».

При подготовке к фольклорным праздникам дети могут изготовлять поделки, игрушки. Сам праздник включает не только выставку — конкурс поделок, творческих работ, но и путешествие по станциям, в котором ребята могут попробовать свои творческие силы в качестве дизайнера и сами мастерить поделки.

Праздники способствуют развитию эстетического вкуса, помогают выработать верные эстетические суждения, оценки, развивают художественные способности детей, приобщают их к художественному творчеству.

Чудесный мир звуков и красок поэзии, красоты природы открывается только тому, кто любознателен и пытлив, кто чувствует потребность расширять и углублять знания, связанные с восприятием прекрасного, кто много читает, размышляет, наблюдает.

Не каждый человек может стать композитором, писателем, художником, но каждый может научиться любить, ценить и понимать прекрасное в искусстве, в природе, в общественной жизни, в поступках человека, в быту. Кем бы ни был человек, жизнь его должна быть духовно богатой, он должен видеть прекрасное и уметь любоваться им. Умение чувствовать красоту делает жизнь человека более осмысленной, богатой, яркой. Однако прекрасное не только доставляет наслаждение, радует, вдохновляет на высокие добрые чувства и мысли, на большие дела и подвиги. Стремление к красивому в поведении, в быту, в одежде понимание красоты творческого труда неразрывно связано с правильными нравственными убеждениями с воспитанием хорошего вкуса. Умение чувствовать, понимать прекрасное не приходит само собой, его надо систематически развивать с ранних лет. Стремиться к этой цели — это и значит осуществлять эстетическое воспитание, которое способствует развитию гармонической личности, занимает важное место в общей системе воспитательного процесса в школе.

Эстетическое воспитание школьников проводится на уроках чтения, русского языка, музыки, изобразительного искусства, на внеклассных занятиях, в кружках (изобразительного искусства, в музыкальных школах, актёрского мастерства).

Но и родители не должны оставаться в стороне от решения этих важных задач. В семьях, где это хорошо понимают, эстетическое воспитание детей начинается задолго до того, как они становятся школьниками.

Известный скульптор Конёнков писал: «Я никогда не вступил бы на путь искусства, если бы с детства не полюбил музыку. Впечатления детства во многом определяют будущее каждого человека. Это та чаша, из которой мы пьём самый благодатный и живительный напиток. Впечатления детства, так же как и годы учения, — фундамент сознательной жизни и память об этих чистых и светлых днях, — как кладовая, в которой хранится всё незабываемое».

Эстетическое воспитание книгой начинается в семье уже тогда, когда ребёнок, затаив дыхание, слушает первые сказки о репке, о козлятах, о красной шапочке. Сказочные образы, действуя на воображение ребёнка, вызывают в нём симпатию к смелым поступкам, любовь к животным, к природе, отвращение к злобному, низкому, прививает любовь к художественному слову. Чем старше становятся дети, тем большее значение приобретают художественные произведения как средства воспитания прекрасного, формирования убеждений.

Чудесный мир звуков и красок поэзии, красоты природы открывается только тому, кто любознателен и пытлив, кто чувствует потребность расширять и углублять знания, связанные с восприятием прекрасного, кто много читает, размышляет, наблюдает.

Не каждый человек может стать композитором, писателем, художником, но каждый может научиться любить, ценить и понимать прекрасное в искусстве, в природе, в общественной жизни, в поступках человека, в быту. Кем бы ни был человек, жизнь его должна быть духовно богатой, он должен видеть прекрасное и уметь любоваться им. Умение чувствовать красоту делает жизнь человека более осмысленной, богатой, яркой. Однако прекрасное не только доставляет наслаждение, радует, вдохновляет на высокие добрые чувства и мысли, на большие дела и подвиги. Стремление к красивому в поведении, в быту, в одежде понимание красоты творческого труда неразрывно связано с правильными нравственными убеждениями с воспитанием хорошего вкуса. Умение чувствовать, понимать прекрасное не приходит само собой, его надо систематически развивать с ранних лет. Стремиться к этой цели — это и значит осуществлять эстетическое воспитание, которое способствует развитию гармонической личности, занимает важное место в общей системе воспитательного процесса в школе.

Эстетическое воспитание школьников проводится на уроках чтения, русского языка, музыки, изобразительного искусства, на внеклассных занятиях, в кружках (изобразительного искусства, в музыкальных школах, актёрского мастерства).

Но и родители не должны оставаться в стороне от решения этих важных задач. В семьях, где это хорошо понимают, эстетическое воспитание детей начинается задолго до того, как они становятся школьниками.

Известный скульптор Конёнков писал: «Я никогда не вступил бы на путь искусства, если бы с детства не полюбил музыку. Впечатления детства во многом определяют будущее каждого человека. Это та чаша, из которой мы пьём самый благодатный и живительный напиток. Впечатления детства, так же как и годы учения, — фундамент сознательной жизни и память об этих чистых и светлых днях, — как кладовая, в которой хранится всё незабываемое».

Эстетическое воспитание книгой начинается в семье уже тогда, когда ребёнок, затаив дыхание, слушает первые сказки о репке, о козлятах, о красной шапочке. Сказочные образы, действуя на воображение ребёнка, вызывают в нём симпатию к смелым поступкам, любовь к животным, к природе, отвращение к злобному, низкому, прививает любовь к художественному слову.

2.3 Взаимодействие школы и семьи в эстетическом воспитании младшего школьного возраста

Исходя из психологических особенностей младших школьников: податливости, пластичности, восприимчивости их нервной системы, эмоциональности восприятия, — многие писатели, педагоги, деятели культуры (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский, Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский, Ш.А. Амонашвили) выделяют этот возраст как предназначенный самой природой для становления и развития в личности всего человеческого. Именно в первые школьные годы закладываются и основы эстетической культуры детей, поэтому педагогам и родителям нельзя упускать этот благоприятный период.

Сегодня разрабатываются новые программы учебных предметов эстетического цикла, увеличивается количество часов, отводимое на изучение предметов гуманитарного профиля, открываются школы искусств, школы и классы с эстетическим уклоном, организуются всевозможные кружки, студии, творческие коллективы и т.д. И все же ведущую роль в эстетическом воспитании младших школьников, на наш взгляд, играет семья. Под влиянием родителей у ребенка формируются эстетические вкусы и склонности, развивается интерес к тому или иному виду искусства. Эстетика быта, круг духовных ценностей, потребностей, вкусы родителей — вот среда, где формируется нравственно-эстетический идеал, где могут быть созданы все необходимые условия для раскрытия и развития творческих способностей детей.

Конечно, каждая семья имеет разные возможности. Но успех все же зависит не от количества книг или музыкальных инструментов, а от заинтересованности родителей в культурно-эстетическом развитии своих детей, от атмосферы, царящей в семье.

Эффективность эстетико-воспитательной работы с младшими школьниками зависит во многом от единства действий педагогов и родителей. Это позволяет умножить усилия тех и других для создания условий, способствующих эстетическому развитию ребенка. Каждый из нас по-своему участвует в этом процессе, у каждого есть свои преимущества в способах эстетического воздействия на ребенка.

Большинство родителей имеет достаточный уровень общей культуры, чтобы помогать учителю в руководстве эстетическим развитием младших школьников. И все же далеко не всегда они уделяют этой работе должное внимание. Немногие из родителей проводят досуг вместе с детьми, устраивают семейные праздники, приобщают детей к искусству.

Причин равнодушного отношения родителей к эстетической стороне воспитания много, но одна из них — позиция самого педагога. О чем беседует учитель начальных классов с родителями? Чаще об успехах или трудностях в учении, о режиме дня школьника, о контроле за выполнением домашних заданий, о трудовых и общественных поручениях школьника.

Впервые посещая семью ученика, учитель начальных классов знакомится с ее традициями, бытом; наблюдает за отношениями между взрослыми членами семьи и детьми; выясняет интересы ребенка, его склонности, увлечения, наличие детского уголка, библиотечки, музыкальных инструментов. Во время беседы с родителями учителю важно почувствовать общий культурный уровень семьи, узнать о характере работы взрослых членов семьи, об их увлечениях, какую конкретную помощь они могли бы оказать классу, учителю, школе.

Чтобы сделать родителей союзниками, необходимо организовать их эстетическое просвещение. На родительских собраниях целесообразно систематически проводить с родителями беседы на эстетико-педагогические темы, например: “Формирование и развитие способностей младших школьников”, “Руководство детским чтением”, “В семье талантливый ребенок”, “Воспитание бережного отношения к природе у детей”, “Коллекция и дети”, “Музыкальное воспитание в семье”, “Эстетика поведения и быта школьников”, “Организация семейных праздников”, “Эстетика семейных отношений”, “Роль кино и телевидения в воспитании младших школьников” и др. Одно из родительских собраний можно целиком посвятить проблемам эстетического воспитания детей в семье, на котором сами родители поделятся опытом работы по эстетическому воспитанию своего ребенка, а учитель расскажет об успехах по предметам эстетического цикла. Можно показать видеопленку с записью урока чтения, на котором дети рассказывают сочиненную ими сказку или инсценируют литературное произведение, показать фрагменты уроков музыки, ритмики. Закончить такое собрание лучше конкурсом “ Наши таланты”, к которому готовятся и взрослые, и дети. Организуется выставка детских поделок, рисунков, а также книг в помощь родителям об эстетическом воспитании детей в семье.

Желательно приглашать на родительские собрания преподавателей, ведущих уроки ритмики, изобразительного искусства, музыки, деятелей культуры и искусства (хорошо, если таковые будут среди родителей), школьного библиотекаря, руководителей школьных кружков, творческих объединений, чтобы они могли рассказать о различных формах приобщения детей к тому или иному виду искусства в домашних условиях.

Так, учитель изобразительного искусства даст советы о том, как организовать дома детскую изобразительную деятельность, не требующую обилия материалов. Младшие школьники любят рисовать, писать на классной доске, но в школе это им не всегда удается или приходится писать не то, что они сами желают. Поэтому дома на стену можно прикрепить 1—2 листа ватманской бумаги или старые обои, которые школьник оформляет по своему усмотрению, не боясь, что его накажут. На такой стене ребенок будет рисовать, приклеивать картинки, аппликации и писать мини сочинения. Желательно и дома, и в классе иметь разноцветные мелки и индивидуальные дощечки. Можно посоветовать родителям организовать домашнюю художественную галерею, персональные выставки детского творчества и творческих работ членов семьи. Учитель музыки расскажет на собрании, как в домашних условиях проводить “Музыкальную гостиную”, в которой будут выступать с музыкальными номерами и дети, и их родители.

Важным стимулом в эстетическом творчестве младших школьников является активное участие родителей в праздниках, конкурсах, концертах. Одни родители выступают в качестве актеров, другие являются членами жюри, помогают в изготовлении костюмов, в оформлении класса. Очень важно со всеми родителями и детьми сообща обсудить эскизы оформления будущей классной комнаты. Они же украшают класс: приносят комнатные цветы, шьют красивые занавески, помогают в оформлении стендов. Для уроков рисования, труда изготовляют специальные папки, шьют фартучки, косынки для девочек, клеенки и салфетки на столы. Замечательной формой совместной работы класса и родителей является выставка “Мир наших увлечений”, на которую дети, мамы и папы, бабушки и дедушки представляют свои коллекции марок, значков, монет, открыток, фотографий, продукцию самодеятельного художественного творчества: чеканку, вышивку, вязание, макраме, керамику и т.п. С помощью родителей собирается классная библиотечка по внеклассному чтению, видеотека, организуются выезды в лес, экскурсии в музеи, коллективные выходы в кино, театр и т.д.

Ценным в системе эстетического воспитания учащихся является организация классных кружков силами родителей, которые имеют способности к художественному творчеству. Наиболее популярен театр кукол, в представлениях которого применяется целый комплекс художественных средств: и художественное слово, и специфический наглядный образ, и музыка. Здесь всем найдется дело по душе — от актерской игры до технического исполнителя. Можно привлечь руководителей других кружков.

Постоянно соприкасаясь со взрослыми членами семьи, с учителями, ребенок многому у них учится. Младший школьник, как и дошкольник, склонен к подражанию. Он копирует речь, манеры поведения, вкусы, привычки взрослых. Если и в классе, и дома ученик будет находиться в атмосфере красоты, добропорядочности, творческой увлеченности, у него сформируется потребность действовать “по законам красоты”, вносить красоту в повседневную жизнь.

Таким образом, правильно сложившиеся отношения учителя с семьей дадут возможность полноценному раскрытию эстетических способностей младших школьников.

Заключение

Эстетическое воспитание невозможно ни представить себе, ни понять без «видения», «слышания», «обоняния», «осязания» его, так как оно материально, объективно. Спецификой эстетического воспитания является воздействие и восприятие индивидуальных, конкретных, объективных явлений, отдельных предметов и присущих им эстетических свойств. Важной задачей эстетического воспитания является развитие творческих интересов и способностей у учащихся в той или иной области искусства.

Проблема эстетического воспитания довольно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам провести тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы. Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.

Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, — все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания.

Воздействие эстетических явлений жизни и искусства на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно. В этом процессе огромную роль играет школа. В учебном плане закреплены такие предметы как изобразительное искусство, музыка, литература, основой которых является искусство. Кроме того, внеклассная работа по эстетическому воспитанию может служить хорошим дополнением в решении данной проблемы. Это не случайно. Анализируя литературу, мы сделали вывод, что искусство является основным средством эстетического воспитания. Исследование показало, что и познавательный интерес к искусству у младших школьников довольно велик, а наличие интереса — это первое из условий успешного воспитания. Кроме того, материал по искусству обладает большим эмоциональным потенциалом, будь то музыкальное произведение, литературное или художественное. Именно сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание и средством формирования эстетических качеств личности.

Средства искусства, используемые в семье, являются эффективным средством эстетического воспитания детей младшего школьного возраста. Педагоги и родители, зная это, способны посредством искусства воспитать подлинные эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное. Однако, на практике мы столкнулись с тем, что родители мало пользуются искусством в целях эстетического развития ребенка, уделяя больше времени и сил развитию практических навыков. Это недопустимо, так как без ориентации на подлинные духовные и художественные ценности, эстетическое воспитание и развитие личности будет неполноценным. На наш взгляд, реализуя полноценное эстетическое воспитание ребенка в младшем школьном возрасте, семья обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.

Таким образом, средства, методы и приёмы эстетического воспитания, которые родители могут использовать в семье, очень многообразны. Однако они требуют определённого уровня эстетического развития, правильного отношения к искусству и от самих родителей. Надо чаще обращаться к книгам, журналам, посещать лекции об искусстве.

Список используемой литературы

1. Арсеньев А.С. Естественнонаучное и гуманитарное знание в педагогическом процессе // Педагогика искусства и школа. — М., 1982. = С. 22—46.

2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М., 1979. — 421 с.

3. Кудина Г.Н., Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Как развивать художественное восприятие у школьников? М., 1988. 79 с.

4. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Детское творчество и развитие литературных способностей // Сов. педагогика. 1987. № 2. С. 43—46.

5. Мелик-Пашаев А.А. К вопросу об использовании методики «группировка» для изучения художественного развития // Нов. исслед. в психологии. — 1986. — № 1. — С. 44 — 48.

6. Мелик-Пашаев А.А. У родников творчества (на исп. яз.).

— М., 1987. — 326 с.

7. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З. Н. Формирование эстетической позиции как условие развития творческих способностей детей // Нов. исслед. в психологии. 1981. — № 2. — С.49 — 53; 1982. — № 1. = С. 55 — 60.

8. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. М., 1987. 126 с.

9. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. К проблеме общего и специального в художественной одаренности человека // Искусствознание и психология художественного творчества / Отв. ред. А.Я. Зись, М.Г. Ярошевский. М.: Наука, 1988. С. 307—320.

10. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепьянной игры. — М., 1982. — 298 с.

11. Новлянская З.Н. «Стихи — продолженье мое и начало…». — М., 1982. — № 8. — 92 с.

12. Пришвин М.М. Записки о творчестве. Контекст. 1974. — М., 1975. С. 313—359.

13. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976. 415 с.

14. Теплов Б.М. Избр. труды: В 2 т. Т. 1. М., 1985. 328 с.

15. Чехов М.А. Литературное наследие: В 2 т. М., 1986. 457 с.; 557 с.

16. Мацкевич М. Прогулки по Третьяковке// Дошкольное воспитание. — 2008 — № 3

17. Мацкевич М. Войди в мир искусства: программа эстетического воспитания. // Дошкольное воспитание. — 2008. — № 4

18. Мир детства: Младший школьник / Под ред. А.Г. Хрипковой; Отв. ред. В.В. Давыдов. — М.: Педагогика, 2001.

19. Обухова Л.Г. «Психология детства» М., 2002.

20. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Педкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 2006.

21. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошк. учреждений. — М.: ВЛАДОС. 2002.

22. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.

23. Советский энциклопедический словарь/ главный редактор А.М. Прохоров. — М.: Советская энциклопедия, 2006.

Размещено на