трудности и дефекты общения в психологии.Виды трудностей и способы их преодоления

Содержание:

Введение……………………………………………………………………….3

Глава I. Теоретические основы понятий трудностей и дефектов общения в психологии…………………………………………………………………………5

1.1. Трудности и дефекты общения………………………………………5

1.2. Виды трудностей и способы их преодоления………………………7

1.3. Виды дефектов общения и причины их появления………………14

Глава II. Эмпирическое исследование трудностей и дефектов общения……………………………………………………………………………..24

Заключение…………………………………………………………………26

Библиографический список………………………………………………..27

Приложения…………………………………………………………………28

Введение

Общение, для людей, является главным условием для их существования, с помощью которого формируются отдельные психические функции, процессы и свойства человека, и, конечно же, происходит формирование личности в целом.

Во время общения у собеседников проявляются разные состояния, сопровождающиеся различными психическими свойствами личности. Итак, со стороны общей психологии мы должны исследовать не только характерные для всех людей свойства общения, но и выявлять трудности и дефекты в общении(свойства психических процессов, свойств и состояний личности, которые при объединению мешают людям нормально и правильно общаться).

Актуальность темы: тема данной исследовательской работы очень актуальна во все времена. Трудности и дефекты общения всегда привлекали ученых, так как общение в нашей жизни играет большую роль. Это основа нашего существования, так как без общения мы, можно сказать, не люди. И любые проблемы в общении, отхождение от норм общения важно исследовать, чтобы помочь людям преодолевать их.

Объектом исследования являются межличностное общение, а предметом — особенности проблем, возникающих в процессе межличностного общения.

Целью данной курсовой работы является определение сущности трудностей и дефектов общения.

Гипотеза: состоит в предположении о том, что типы дефектов и трудностей в общении зависит от типа темперамента личности.

Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:

1.Раскрыть понятия трудности и дефекты общения.

2.Определить оптимальные пути преодоления трудностей и дефектов общения

2 стр., 826 слов

Общение с конфликтными личностями

... жизненным опытом, то есть факторами, связанными с процессом социализации личности. Но встречаются люди, просто трудные в общении, поведение которых неудобно для окружающих и которые являются источниками ... считаетесь с его мнением, сделать его «наставником». 7. «Пессимист» - может создать немалые трудности. Во всем видит плохое. Полезно опередить его в негативных высказываниях, найти полезное ...

3.Исследовать взаимосвязь дефектов и трудностей общения с типом темперамента личности.

Методы исследования: Теоретический анализ психологической, педагогической литературы, наблюдение, тестирование

Данная работа состоит из двух глав, введения, основного материала, заключения, библиографического списка и приложения.

I. Теоретические основы понятий трудности и дефекты общения в психологии.

1.1Трудности и дефекты общения

В современное время общение основано на умениях, относящихся к ролевому репертуару, на способности осуществлять диалог, коммуникативной компетентности личности, и также на умениях формировать контакты.

Очевидно, что каждый из нас, даже самый разговорчивый человек, иногда встречается с трудностями в общении с неизвестными ему людьми, а иногда и со знакомыми.

У любого человека существуют некоторые личные достоинства, которые облегчают его общение, и есть трудности, которые наоборот осложняют его. К примеру, если вы — ярко выраженный флегматик, то ваше немногословие и неуверенность в себе, явно, будут помехой в полноценном общении, но спокойствие, серьезность, сдержанность — ваш плюс и сила.

Под психологическими трудностями общения, обычно, принимают проблемы, возникающие в его процессе, нарушения контактов и ход взаимодействия партнеров, вплоть до их разрыва, когда диалог формируется неудачно, и партнеры переживают чувственное отрицание, что сопровождается недостижением цели, неполучением ожидаемого итога в деятельности. К примеру, неразговорчивость может помешать человеку при знакомстве, для установления контакта, но позднее эта черта характера принимается за индивидуальность, не ставящая никаких преград при взаимоотношении.

Итак, трудности общения можно рассмотреть с двух сторон: с одной стороны, трудности — это не­значительные несогласованность и перебои в межличностном общении. Такому контакту свойственны: постоянство кон­тактов между собеседниками, некоторая степень осознания переживаемых сложностей; поиск появлений затруднений, осложняющих общение; попытки самостоятельно решить проблемы общения.

С другой стороны, сложности общения проявляются в разнообразных типах и моделях общения, выражающиеся в отхождении от норм поведения собеседников, к прерыванию контактов, к разногласию между ними, вплоть до отказа от общения, к понижению степени осознания при­чин возникновения сложностей в общении, к уменьшению, и даже к исчезновению попыток независимого выхода из затруднений, возникших в результате общения.

Во время общения у людей, кроме трудностей, возникают еще и дефекты, также мешающие полноценному общению.

Что же такое дефекты общения? Это помехи, которые порождают люди, владеющие опре­деленными личными качествами, такие как антиобщественно, неадекватное поведение, выражение эгоизма и эгоцентризма, недоверчивости, упорства и дерзости. Эти черты нрава, обычно, проявляются во время психологического перенапряжения, перегрузки, недостатка свободного времени. Итогом, влияния этих помех, является уменьшение общения и неудовлетворенность партнеров, что естественно, сказывается на результате взаимодействия. Появляется нервозность, неудовлетворенность, физическая, психическая и нервная утомленность.

10 стр., 4993 слов

Трудности в учебном процессе — Результаты апробации программы

... по­следствиям. Возможны существенные отклонения в развитии личности школьников, формирование агрессивности, неуверенности в себе, за­мкнутости, лживости. Неуспеваемость школьника может стать причи­ ... результате такие дети нередко выпадают из обучения. Несмотря на пристальное внимание педагогов и психологов, ученых и практиков к проблеме школьной неуспеваемости, число учащихся, ис­пытывающих трудности ...

Психологи отмечают, что определенная поза, движения, взгляды могут вызвать подозрительность к собеседнику. Порой человек скрывает свои истинные чувства и эмоции под маской. Иногда, эти действия часто появляются независимо от его желаний, тогда, когда проявляется угроза его самооценке или достоинству.

Доверительному и открытому общению препятствуют перечисленные выше характеристики, в тоже время, приводя к разногласиям и нарушению естественного контакта.

Дефекты и трудности общения, тесно взаимосвязаны между собой, так как во многих случаях они связываются с личностными качествами личности.

1.2Виды трудностей и пути их преодоления

Лабунская В.А трудности общения классифицирует следую­щим образом:

1) объективные, возникшие в результате реальных взаимоотношений, и субъективные, имеющие отношение к различным формам функционирования человека;

2) первичные (естественные обстоятельства существования группы, история ее развития и взаимоотношений с другими группами) и вторичные, порожденные разными психогенными и социогенными воз­действиями;

3) осознаваемые, действительно находящиеся в условии общения и неосознаваемые, личностью не переживаются, существующие не в реальности, а только в сознании ;

4) ситуативные или устойчивые;

5) межкультурные и культурно-специфические;

6) общевозрастные и гендерные

7)индивидуально-психологические, личностные, социально-пси­хологические;

8) когнитивно-эмоциональные (понятия, точки зрения, стереотипы, модели, настроения, господствующие эмоциональные со­стояния, ценностные ориентации и т.д.), мотивационные и инст­рументальные (опыт общения, принципы этикета, правила, обычаи, ритуа­лы, общепринятые в группе методы обращения и т.д.);

9) компоненты структуры общения (социально-перцептивные, коммуникативные, интерактивные);

10) вербальные и невербальные.

Рассмотрим некоторые из них более подробно:

Субъективно-переживаемые; испытываются одним из партнеров, обычно неожидаемы для другого и не имеют определенного условия проявления.

В эту категорию входят социальная неуверенность, робость, застенчивость, трудности, которые мешают установлению психологических контактов.

Социальная неуверенность проявляется в преуменьшении собственных сил, в абсолютной убежденности, что его мнение ничего не значит, в сомнениях правильности своих поступков, в отношениях к окружающим. Социальная неуверенность бывает полной, когда человек не уверен ни в чем, а именно в своем прошлом, настоящем и будущем.

Главной причиной социальной неуверенности — недостаток важных сведений, знаний.

Страх и непрерывное чувство тревоги — два ключевых понятия социальной неуверенности.

Робость — это психическая медлительность, трудность, возникающая при выступлениях на публике, при принятии самостоятельного решения, необходимости выбора чего либо, появляется из-за нерешительности. Выражается в необщительности и малоподвижности.

Застенчивость — черта характера человека, приводящее к некоторым затруднениям в общении. Застенчивость выражается как нехватка общительности, спонтанности и раскрепощенности. Особыми проявлениями являются: высшая степень напряженности и импульсивности; такой человек выглядит недружелюбно, отталкивающе, по определенной позе можно догадаться о его робости, стесненности.

28 стр., 13511 слов

Место общения в системе отношений человека

... ставится в отечественной социальной психологии, принципиально отлична. Оба ряда отношений человека - и общественные, и межличностные, раскрываются, реализуются именно в общении. Таким образом, корни общения - в самой материальной жизнедеятельности ...

В обществе застенчивый человек обычно ходит один, отдельно от всех, никогда не вступает в разговор первым. Если же у него завязывается разговор, он ведет себя скованно, старается не выражать свое мнение, говорит очень тихо и мало. Такие люди обычно больше слушают, чем говорят, из них сложно выдавить и слова, ответы их всегда односложны, в большей части они стараются уйти от диалога. Застенчивые люди нередко не могут подобрать необходимые слова для разговора, порой заикаются. Когда на них устремляется внимание, они не знают что ответить, как реагировать на фразу или шутку, они начинают теряться и паниковать. Застенчивым людям общение не доставляет удовольствие, они всегда стараются избежать каких-либо взаимоотношений……..

Библиографический список:

1.Бодалев А.А. Психология общения,- М.: Издательство <�Институт

практической психологии>, Воронеж: НПО <�МОДЭК>, 1996.-256 страниц.

2.Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).

3.Камардина Г.Г.Психологические трудности общения: основы психотехнологии: Учебное пособие. — Ульяновск, 2000. — 52 с.

4.Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2001. — 544 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»)

5. Лабунская В.А. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Лабунская, Ю. А. Менджерицкая, Е. Д. Бре-ус. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 288 с.

6.Мишаткина Т.В. Педагогическая этика: Учеб. пособие /Серия «Высшее образование». — Ростов н/Д: Феникс; Мн.: ТетраСистемс, 2004. — 304 с.

7.Панфилова А. П. Теория и практика общения : учеб. пособие для студ. уч­реждений сред. проф. образования/ А. П. Панфилова. — 4-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2012. — 288 с.

8.Садохин А.П. Межкультурные барьеры и пути их преодоления в процессе коммуникации // Обсерватория культуры: Журнал — обозрение, 2008. — № 2. — С.26 — 32.