Сравнительный анализ теорий и концепций основных школ управления

Содержание

Введение

Глава 1. Основные школы управления: теоретические аспекты

1.1 Школа научного управления

1.2 Административная (классическая) школа

1.3 Школа человеческих отношений

1.4 Количественная (управленческая) школа

Глава 2. Применение теорий различных школ менеджмента на примере ООО «ДРСУ-8»

2.1 Организационно- экономическая характеристика предприятия ООО «ДРСУ-8»

2.2 Применение теорий различных школ менеджмента на примере ООО «ДРСУ-8»

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Актуальность курсовой работы на тему «Основные школы управления» определяется тем, что управление как деятельность по целенаправленному объединению действий людей существует с незапамятных времён. Исторически менялись формы, методы и содержание этой деятельности, но при этом всегда сохранялись в том или ином виде её основные составляющие. Нужно было заниматься целеполаганием, определением того, на достижение какого результата направлять усилия людей, нужно было координировать действия людей, распределять между ними отдельные виды деятельности и объединять эти действия таким образом, чтобы достигались поставленные цели. Различные идеи управления были рассмотрены разными школами менеджмента. Исторически каждая школа рассматривала определённый аспект организации труда, что расширяло понимание управления.

Менеджмент — это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Крупнейшие корпорации, банки составляют стержень экономической и политической силы великих наций. От них зависят правительства, многие из них имеют транснациональный характер, простирая свои производственные, распределительные, сервисные, информационные сети по всему миру.

Менеджмент развивался на протяжении веков, прежде чем превратился в самостоятельную отрасль знания, науку. Значительное влияние на формирование менеджмента оказали: школа научного управления, классическая (административная) школа, школа психологии и человеческих отношений, школа науки управления (количественная школа), а также выдающиеся представители этих школ, такие как Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мэйо и др.

Взаимосвязь всех школ создает высокоэффективный менеджмент. Каждая из школ, является как бы нитью в канате управления, который приобретает наивысшую прочность тогда, когда все нити будут переплетены в одну. Следует отметить, что элементы всех этих школ находят широкое применение в рамках одной организации и по настоящее время. Современное управление вобрало в себя и продолжает развивать и углублять все лучшие идеи и достижения различных школ.

6 стр., 2783 слов

Психологические школы менеджмента

... Психологические школы менеджмента В первой половине двадцатого века получили развитие четыре четко различаемые школы управленческой мысли. Хронологически они могут быть перечислены в следующем порядке: школа научного управления, административная школа, школа психологии ...

Объект данной курсовой работы — основные школы менеджмента, а именно: школа научного управления, административная (классическая), школа человеческих отношений и количественная (управленческая).

Предметом курсовой является сравнительный анализ основных школ менеджмента, особенности основополагающих концепций и теорий, а также их применение на практике.

Цель курсовой работы: изучить основные школы менеджмента и их особенности.

Задачи курсовой работы:

1. Провести сравнительный анализ школ менеджмента.

2. Рассмотреть применение основных школ управления на практике.

Структура: Введение, две главы, заключение, список литературы. В первой части данной курсовой работы рассмотрен вопрос концепции основных школ менеджмента, освещены возникновение, формирование и развитие теории и практики школ управления, основные черты их организаций труда, а также примеры.

Вторая часть данной работы представляет собой анализ деловой среды ООО «ДРСУ-8», включающий в себя характеристику предприятия, анализ сложности и неопределенности деловой среды, организационную структуру и SWOT-анализ, то есть исследование сильных и слабых сторон данной организации.

Работа изложена на 32 страницах, содержит 41 источник литературы и интернет-источников, иллюстрирована таблицами, рисунком, Приложениями.

Глава 1. Основные школы управления: теоретические аспекты

1.1 Школа научного управления

Возникновение современной науки управления относится к началу XX в. и связано с именами Ф.У. Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри Гантта. Важной заслугой этой школы было положение о том, что управлять можно «научно», опираясь на экономический, технический и социальный эксперимент, а также на научный анализ явлений и фактов управленческого процесса и их обобщение.

Этот метод исследования впервые был применен к отдельно взятому предприятию американским инженером Ф.У.Тейлором, которого следует считать основоположником научного управления производством. Котлер Ф. Основы менеджмента: пер. с англ.: Учебное пособие. — М.: Русская редакция, 2007. — 424с.

Термин «научное управление» впервые был предложен в 1910 г. Л. Брайдейсом. После смерти Тейлора это название получило всеобщее признание применительно к его концепции.

Метод исследования Тейлора заключался в расчленении процесса физического труда и его организации на составные части (труд исполнительский и труд распорядительский) и последующем анализе этих частей. Целью Тейлора было создание системы научной организации труда, базирующейся на основе экспериментальных данных и анализе процессов физического труда и его организации.

Математика, статистика, инженерные науки и связанные с ними области знания внесли существенный вклад в теорию управления. Их влияние можно проследить в применении Ф. Тейлором научного метода при анализе работы. Но до второй мировой войны количественные методы использовались в управлении недостаточно. Англичане должны были отыскивать способ наиболее эффективного использования ограниченного числа своих боевых истребителей и средств противовоздушной обороны с тем, чтобы избежать уничтожения во время массированных воздушных ударов. Позднее пришлось искать способ максимизации военных поставок по обеспечению высадки союзников в Европе. Количественные методы, сгруппированные под общим названием исследование операций, были использованы при решении этих или других проблем, включающих войну подлодок и минирование японских портов.

13 стр., 6051 слов

Способы и приемы управления мотивацией труда

... поэтому так высок интерес руководителей и исследователей, занимающихся управлением, к изучению причин, побуждающих людей к работе с ... работы является определение и анализ приемов и методов мотивации. 1. Понятие мотивации труда, особенности ее влияния на ... условиях. Актуальность исследования «Способы и приемы мотивации труда работников» определяется тем, что она относительно недавно получила ...

Исследование операций и моделей. По своей сути, исследование операций — это применение методов научного исследования к операционным проблемам организации. После постановки проблемы группа специалистов по исследованию операций разрабатывают модель ситуации. Модель — это форма представления реальности. Обычно модель упрощает реальность или представляет её абстрактно. Модели облегчают понимание сложностей реальности. Модели, разработанные в исследовании операций, упрощают сложные проблемы, сокращая число переменных до управляемого количества. Менеджмент: Учебник /Под ред. М.Л.Разу. — М.: КНОРУС, 2008. — 472с.

После создания модели, переменные задаются количественными значениями. Это позволяет объективно сравнить и окисать каждую переменную и отношение между ними. Ключевой характер науки управления является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями. Самый крупный толчок к применению количественных методов в управлении дало развитие ЭВМ. ЭВМ позволил исследователям операций конструировать математические модели возрастающей сложности, которые наиболее близко приближаются к реальности и являются более точными.

Влияние количественного подхода. Влияние науки управления или количественного подхода было значительно меньше, чем влияние поведенческих наук, отчасти потому, что гораздо большее число руководителей ежедневно сталкиваются с проблемами человеческих отношений, человеческого поведения, чем с проблемами, которые являются предметом исследования операций. Кроме того, до 60-х годов лишь у немногих руководителей было образования достаточно для понимания и применения сложных количественных методов. В настоящее время положение быстро меняется, т.к. всё больше школ бизнеса предлагают курсы количественных методов с применение ЭВМ.

Создавая свою систему, Тейлор не ограничивался только вопросами рационализации труда рабочих. Значительное внимание Тейлор уделял лучшему использованию производственных фондов предприятия. Требование рационализации распространялось также и на планировку предприятия и цехов.

Функции осуществления взаимодействия элементов производства были возложены на плановое или распределительное бюро предприятия, которому в системе Тейлора отводилось центральное место.

Важным вкладом Тейлора было признание того, что работа по управлению — это определенная специальность. Основной задачей предложенной им системы Тейлор считал сближение интересов всего персонала предприятия.

Философскую основу системы Тейлора Котлер Ф. Основы менеджмента: пер. с англ.: Учебное пособие. — М.: Русская редакция, 2007. — 424с. составила концепция так называемого экономического человека, получившая в тот период широкое распространение. В основе этой концепции лежало утверждение о том, что единственным движущим стимулом людей являются их потребности. Тейлор считал, что с помощью соответствующей системы оплаты труда можно добиться максимальной производительности труда. Другой ложный принцип системы Тейлора заключался в провозглашении единства экономических интересов рабочих и менеджеров. Цели не были достигнуты.

9 стр., 4420 слов

Эволюция концепций управления человеческими ресурсами

... управления персоналом организации. Объект работы: человеческие ресурсы; Предмет работы: исследование основных теорий «управления человеческими ресурсами» Цель работы: анализ эволюции концепций «управления человеческими ресурсами» Задачи: Проанализировать основные школы и теории управления ... .7-10 Теории человеческих отношений………………………………………..10-16 Теории человеческих ресурсов…………………………………………..16-19 ...

Идеи Ф.Тейлора были развиты его последователями, среди которых в первую очередь следует назвать Генри Гантта, наиболее близкого его ученика. Гантт внес значительный вклад в разработку теории лидерства.

Френк Гилбрет и его супруга Лилиан Гилбрет занимались вопросами рационализации труда рабочих и исследованием возможностей увеличения выпуска продукции за счет роста производительности труда.

Значительный вклад в развитие системы Тейлора внес Г. Эмерсон. Эмерсон исследовал принципы трудовой деятельности применительно к любому производству независимо от рода его деятельности.Основы управления: Учебник /Под ред. В.П.Радукина. — М.: Экономист, 2006. — 340с

Генри Форд продолжил идеи Тейлора в области организации производства. В системе Тейлора центральное место занимал ручной труд. Форд заменил ручной труд машинами, т.е. сделал дальнейший шаг в развитии системы Тейлора.

1.2 Административная (классическая) школа

Классическая или административная школа в управлении занимает отрезок времени с 1920 по 1950 гг. Родоначальником этой школы считается Анри Файоль, французский горный инженер, выдающийся менеджер-практик, один из основоположников теории управления.

Авторы, которые писали о научном управлении, в основном посвящали свои исследования тому, что называется управлением производством. Они занимались повышением эффективности на уровне ниже управленческого. С возникновением административной школы специалисты начали постоянно вырабатывать подходы к совершенствованию управления организацией в целом.

В отличие от школы научного управления, которая занималась в основном вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего и повышением эффективности производства, представители классической школы занялись разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом.

Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. Файоль и другие относились к администрации организаций, поэтому часто классическую школу называют административной. Основы управления: Учебник /Под ред. В.П.Радукина. — М.: Экономист, 2006. — 340с

Заслуга Файоля заключается в том, что он разделил все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относящиеся непосредственно к управлению промышленным предприятием.

Последователями Файоля, развившими и углубившими основные положения его доктрины, являются Линдал Урвик, Л. Гьюлик, М. Вебер, Д. Муни, Алфред П. Слоун, Г. Черч.

На основе разработок Файоля и его последователей сформировалась классическая модель организации, базирующейся на четырех главных принципах: Котлер Ф. Основы менеджмента: пер. с англ.: Учебное пособие. — М.: Русская редакция, 2007. — 424с.

10 стр., 4858 слов

Школа психологии и человеческих отношений 2

... Паркер Фоллетт и Элтона Мэйо можно назвать самыми крупными авторитетами в развитии школы человеческих отношений в управлении. Именно Мери Паркер Фоллетт была первой, кто определил менеджмент как « ... эффективной индустриальной организации. Демократия – вот та огромная сила, которая использует каждого и компенсирует несовершенство отдельных индивидов тем, что сплетает и в жизни общества. Лидерство не ...

— четкое функциональное разделение труда;

— передача команд и распоряжений сверху вниз;

— единство распорядительства («никто не работает более чем на одного босса»);

— соблюдение «диапазона контроля» (осуществление руководства ограниченным числом подчиненных).

Все вышеуказанные принципы построения организации справедливы и для настоящего времени, несмотря на то, что достижения НТП наложили на них определенный отпечаток. Так, широкое использование в практической деятельности электронно-вычислительной техники упростило связи между органами (звеньями) управления в организации за счет ускорения обработки информации.

В целом же для классической школы менеджмента характерно игнорирование человека и его потребностей. За это представители школы подвергаются справедливой критике со стороны теоретиков и практиков менеджмента.

1.3 Школа человеческих отношений

Одним из недостатков школы научного управления и классической школы было то, что они до конца не осознавали роли и значения человеческого фактора, который в конечном счете является основным элементом эффективности организации. Поэтому школу психологии и человеческих отношений, которая устранила недостатки классической школы, часто называют неоклассической школой.

Первая попытка применить психологический анализ к практическим задачам производства была предпринята профессором Гарвардского университета США Г. Мюнстербергом. Менеджмент: Учебник /Под ред. М.Л.Разу. — М.: КНОРУС, 2008. — 472с.

В 20-30-е годы нашего столетия зародилась школа человеческих отношений, в центре внимания которой находится человек. Возникновение доктрины «человеческих отношений» обычно связывают с именами американский ученых Э. Мэйо и Ф. Ротлисбергера, которые известны своими исследованиями в области социологии производственных отношений.

Одним из главных отличий школы психологии и человеческих отношений является внесение в нее бихевиоризма, т.е. теории человеческого поведения.

Одним из основателей школы психологии и человеческих отношений является профессор Школы бизнеса Гарвардского университета Элтон Мэйо.

Представители школы «человеческих отношений» рекомендовали уделять серьезное внимание изменению неформальной структуры при перестройке формальной структуры организации. Формальный менеджер должен стремиться к тому, чтобы стать и неформальным лидером, завоевав «привязанности людей». Это — не простая задача, а «социальное искусство».

К недостаткам школы психологии и человеческих отношений можно отнести игнорирование вопросов самоуправления и самоорганизации рабочих в производстве, учеными был явно завышен уровень воздействия на рабочих с помощью социально-психологических методов.

Однако, несмотря на критику, которой подвергалась школа психологии и человеческих отношений, основные ее положения нашли впоследствии отражение в новых, более сложных и современных концепциях менеджмента.

Большое место в исследованиях ученых, примыкающих к школе психологии и человеческих отношений, занимают проблемы мотивации людей в организации. К числу исследователей, уделивших этим проблемам значительное внимание, следует отнести: А. Маслоу, Ф. Герцбергера, Д. Макклеланда, К. Альдерфера. Менеджмент: Учебник /Под ред. М.Л.Разу. — М.: КНОРУС, 2008. — 472с.

Наиболее последовательно концепция мотивации развита видным представителем школы психологии и человеческих отношений, профессором школы менеджмента Мичиганского университета Дугласом Макгрегором. Макгрегор внес значительный вклад в развитие содержания теории человеческих ресурсов, сосредоточив свое внимание на вопросах лидерства, стиля руководства, поведения людей в организациях.

1.4 Количественная (управленческая) школа

Становление школы науки управления связано с развитием математики, статистики, инженерных наук и других смежных с ними областей знаний. Наиболее известными представителями этой школы являются Р. Акофф, Л. Берталанфи, С. Бир, А. Гольдбергер, Д. Фосрестер, Р. Люс, Л.Клейн, Н. Джорджеску-Реган.

Школа науки управления сформировалась в начале 50-х гг. и успешно функционирует и в настоящее время. В школе науки управления различают два главных направления:

Рассмотрение производства как «социальной системы» с использованием системного, процессного и ситуационного подходов.

Исследование проблем управления на основе системного анализа и использования кибернетического подхода, включая применение математических методов и ЭВМ.

Системный подход предполагает, что каждый из элементов, составляющих систему (рассматриваемую организацию), имеет свои определенные цели.

Процессный подход основывается на положении о том, что все функции управления зависят друг от друга.

Ситуационный подход непосредственно связан с системным и процессным подходами и расширяет их применение на практике. Сущность его заключается в определении понятия ситуации, под которой подразумевается конкретный набор обстоятельств, переменных, оказывающих влияние на организацию в определенное время.

Заслуга школы науки управления заключается в том, что она сумела определить основные внутренние и внешние переменные (факторы), влияющие на организацию.

Второе направление школы науки управления связано с развитием точных наук и, прежде всего, математики. В современных условиях многие ученые называют это направление новой школой.

Начало применения математических методов в экономических исследованиях в XIX в. связывают с именем французского экономиста А. Каунота (1801-1877).

Возможность использования математики для решения экономических проблем вызвала большой интерес в России. Горностаева А.Н. Теоретические основы менеджмента. — Брянск: БГТУ, 2005. — 198 с.

Ряд крупных специалистов, таких как В.К. Дмитриев, Г.А. Фельдман, Л.В. Канторович, внесли большой вклад в разработку и развитие экономико-математических методов (ЭММ).

Горностаева А.Н. Теоретические основы менеджмента. — Брянск: БГТУ, 2005. — 198 с.

Особое место принадлежит Д.Е. Слуцкому, известному своими работами по теории вероятности и математической статистике. В 1915 г. он опубликовал статью «К теории сбалансированности бюджета потребителя», которая оказала большое влияние на развитие экономико-математической теории. Через 20 лет эта статья получила мировое признание.

Первая в стране Лаборатория экономико-математических методов была создана в 1958 г. в Академии наук B.C. Немчиновым. Сущева Н.В. Основы менеджмента: Учебно-методическое пособие. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. — 94 с

В 1930 г. в г. Кливленде (США) была образована ассоциация «Международное общество для развития экономической теории в связи со статистикой и математикой», в которую входили известные буржуазные экономисты И. Шумпетер, И.Фишер, Р. Фриш, М. Калецкий, Я. Тинберген и др. Ассоциация стала выпускать журнал «Эконометрика». Образование этой ассоциации послужило отправным моментом создания математической школы экономистов.

Отличительной особенностью науки управления является использование моделей. Модели приобретают особенно важное значение, когда необходимо принимать решения в сложных ситуациях, требующих оценки нескольких альтернатив.

Таким образом, 50-е гг. XX в. характеризуются формированием нового этапа в развитии управленческой мысли. На основе синтеза идей, выдвинутых в предшествующие периоды, исследователи пришли к пониманию необходимости комплексного подхода к управлению. Кроме того, была сформулирована идея о том, что управление — это не только наука, но и искусство.

Глава 2. Применение теорий различных школ менеджмента на примере ООО «ДРСУ-8»

2.1 Организационно- экономическая характеристика предприятия ООО «ДРСУ-8»

ООО «ДРСУ-8» на протяжении 10 лет занимается строительством, ремонтом и содержанием автомобильных дорог и внутриквартальных проездов г. Ростова-на-Дону, г. Таганрога, г. Шахты и различных районов Ростовской области.

В настоящий период предприятие динамично развивается, наблюдается рост производственных мощностей, расширение и постоянная модернизация основных фондов организации.

За счет привлечения в производственный процесс ведущих специалистов, технологов и инженерно-технического персонала, сотрудничества с научно-исследовательскими институтами Ростовского государственного строительного университета («ДорТрансНИИ»), а также применения новейших технологий в приготовлении асфальтобетонных смесей и изменения технологии производства работ ООО «ДРСУ-Дон» входит в тройку лидеров подрядчиков, выполняющих заказы Администрации г. Ростова-на-Дону (МУ «Департамент АД и ОДД»), Администраций районов города (МУ «ДМИБ»).

Юридический адрес предприятия: Краснодарский край, г. Сочи, пос. Лазаревское, Марьинское шоссе 6.

Миссия — это предназначение организации или основная цель её существования.

Деятельность ООО «ДРСУ-8» направлена на строительство дорог, благоустройство городской территории, развитие инфраструктуры, социальной сферы города, поддержание удовлетворительного состояния дорожного покрытия, позволяющих расширить сеть автомобильных дорог.

Организационно правовой формой «ДРСУ-8» является общество с ограниченной ответственностью. Согласно ст. 87 ГК РФ обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров.

По общему правилу учредительными документами общества с ограниченной ответственностью являются учредительный договор, подписанный его учредителями, и утвержденный ими устав. При учреждении общества с ограниченной ответственностью одним лицом это лицо — учредитель принимает решение (оно не рассматривается как учредительный договор).

В обществе с ограниченной ответственностью формируется уставный капитал, который является суммарной денежной оценкой вкладов участников общества. В качестве вклада в имущество общества с ограниченной ответственностью могут вноситься имущественные права либо иные права, но имеющие денежную оценку. Уставный капитал, равно как и все остальное имущество общества, является собственностью самого общества, а не его участников. Участники имеют право требования к обществу, соразмерное их вкладу, но не право собственности на долю, внесенную в уставный капитал, то есть им не принадлежит вещное право на внесенную долю.

Участники общества с ограниченной ответственностью не несут ответственности по долгам общества, и на них возлагается только риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Каждый участник вправе в любое время выйти из общества независимо от согласия других его участников и общества. При выходе ему должна быть выплачена действительная стоимость части имущества, соответствующей его доле в уставном капитале общества в установленных порядке, способе и сроках.

Высшим органом управления общества с ограниченной ответственностью является общее собрание его участников. Текущее руководство деятельностью общества вправе осуществлять исполнительный орган — единоличный (генеральный директор, директор, председатель и т.д.) или единоличный и коллегиальный (директор и дирекция; председатель и правление и др.).

Полномочия единоличного исполнительного органа могут быть, согласно уставу, переданы управляющему.

Миссия — это предназначение организации или основная цель её существования.

Деятельность ООО «ДРСУ-8» направлена на строительство дорог, благоустройство городской территории, развитие инфраструктуры, социальной сферы города, поддержание удовлетворительного состояния дорожного покрытия, позволяющих расширить сеть автомобильных дорог.

2.2 Применение теорий различных школ менеджмента на примере ООО «ДРСУ-8»

Определение деловой среды включает в себя понятие внешней и внутренней среды.

Внешняя деловая среда (или макросфера) — совокупность экономических и политических субъектов, действующих за пределами предприятия, и отношения, складывающиеся между ними и предприятием, его реальными и потенциальными клиентами, а также конкурентами. Согласно оценкам экспертов наибольшие возможности предприятию обеспечивают квалификация персонала и технологическая база, а наибольшая опасность заключается в неожиданных действиях со стороны конкурентов зарубежных фирм.

Внутренняя деловая среда — отношения в коллективе, определяющие насыщенность информационных потоков и интенсивность коммуникационных потоков, а также знания, закладываемые и порождаемые в производстве.

В данном подразделе приведены две таблицы, наглядно показывающие основные элементы деловой среды организации. В первой таблице анализируется влияние элементов деловой среды на предприятие. Во второй, деловая среда оценивается по таким параметрам как: сложность, стабильность и неопределенность (см. приложение 1 и 2)

Организационная структура создается, развивается и изменяется под воздействием особенностей стратегии организации, ее внутренней сложности и изменений во внешней среде. Каждая организация характеризуется своей организационной структурой. Тем не менее в этом многообразии можно выделить определенные типы организационных структур. Различают линейную, функциональную, линейно-функциональную, линейно-штабную и комбинированную типы структур управления.

В линейно-функциональной или линейно-штабной структуре за основу берется линейная структура, но при каждом звене руководства создается штаб, состоящий из отделов, специализированных по отдельным функциям. Линейный руководитель рассматривает и утверждает подготовленные штабом решения, которые передаются подчиненным линейным руководителям, а на их основе принимаются решения в масштабе своего уровня также с участием штаба.

При таком построении переплетается выполнение узкоспециализированных функций с системой подчиненности и ответственности за непосредственное выполнение задач по проектированию, производству продукции и ее поставке потребителям, то есть права и ответственность более углубленно разделяются между разными органами, руководящими техническими разработками, закупкой сырья, материалов, производством, сбытом и так далее.

Многолетний опыт применения линейно-функциональных организационных структур показывает, что они наиболее эффективны там, где аппарат управления выполняет рутинные, часто повторяющиеся и редко меняющиеся функции и задачи.

Эти структуры не обладают достаточной гибкостью и адекватностью к быстро меняющейся внутренней и внешней среде. В результате замедляется прохождение информации, увеличивается объем работы высшего эшелона управления, превышаются нормы управляемости, допускается несоответствие между полномочиями и ответственностью руководителей различных уровней.

Принимаемые решения в такой структуре обычно являются квалифицированными, но сам процесс выработки и принятия решений оказывается длительным, так как требует согласования и увязки между различными звеньями. По линейно-функциональной структуре построены практически такие органы управления строительством, как строительное управление, трест, комбинат и другие. Так, в тресте имеется аппарат управления, который является штабом для управляющего треста, осуществляющего линейное руководство деятельностью всех производственных подразделений треста. Необходимо отметить, что деление на системы несколько упрощает действительную картину работы реальной организации. При той же линейно-функциональной структуре сплошь и рядом руководство осуществляется параллельно и линейными, и функциональными руководителями. Так, главный механик треста руководит аналогичными службами СУ, начальник производственного отдела отдает отдельные распоряжения водителям ПТО управлений и тому подобным. Более того, для хорошо действующего аппарата управления характерны максимальная самостоятельность и инициатива функционального аппарата. При этом линейный руководитель полностью отвечает за результаты деятельности своих подразделений.

Согласно результатам анализа неопределенности деловой среды, типом организационной структуры ООО «ДРСУ-8» является линейно-функциональная структура управления (рис. 2.1.).

Рисунок 2.1 Линейно-функциональная структура управления ООО «ДРСУ-8»

SWOT-анализ ООО «ДРСУ-8»

SWOT (Strength, Weakness, Opportunity, Threats) — анализ сильных и слабых сторон, возможностей и риска.

Под SWOT-анализом понимается исследования, направленные на определение и оценку сильных и слабых сторон предприятия, его возможностей и потенциальных угроз.

SWOT-анализ позволяет более четко представлять преимущества и недостатки предприятия, также он помогает выбрать оптимальный путь развития, избежать опасности и максимально эффективно использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы, попутно пользуясь предоставляемыми рынком возможностями.

Составим таблицу, на основе которых можно сделать выводы относительно проблем предприятия и стратегии его дальнейшего развития (Табл. 2.1.).

Таблица 2.1.

Матрица SWOT-анализа

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

предприятия

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

предприятия

1. Высокое качество производимой продукции.

2. Отлаженная организационная работа с поставщиками.

3. Исследования и разработки в сфере деятельности предприятия.

1. Уязвимость к конкурентному давлению.

2. Завышенная дебиторская задолженность.

3. Нехватка квалифицированных инженерно-технических кадров.

ВОЗМОЖНОСТИ

УГРОЗЫ

1. Возможность развития, внедрения новых технологий, повышение качества производимой продукции.

2. Увеличение объема государственных заказов.

1. Высокое налоговое бремя.

2. Отсутствие заказчиков (потребителей).

По проведению исследования SWOT- анализа стали видны все преимущества и недостатки, кроме этого выбрался оптимальный путь развития и выявились угрозы предприятия ООО «ДРСУ-8»,

Преимущества предприятия выявляются в высоком качестве производимой продукции, в отражение организационной работы с поставщиками, а также в исследовании и разработки в сфере деятельности предприятия. Недостатки предприятия выражены в уязвимости конкурентному давлению, в завышении дебиторской задолженности и в нехватке квалифицированных инженерно-технических кадров. Более оптимальными путями (возможностями) для развития организации ООО «ДРСУ-8» является внедрение новых технологий, повышение качества производимой продукции и увеличение объемов государственных заказов.

Угрозами предприятия ООО «ДРСУ-8» являются высокое налоговое бремя и отсутствие заказчиков (потребителей).

Формирование стратегии развития на пересечении полей матрицы (см. приложение 3)

менеджмент школа труд управление научный

Количественную оценку сильных и слабых сторон, угроз и возможностей внешней среды, а также проблемное поле предприятия ООО «ДРСУ-8» (см. приложение 4-5)

Таблица 2.2.

Совокупная количественная оценка сильных и слабых сторон, угроз и возможностей внешней среды ООО «ДРСУ-8»

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

предприятия

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

предприятия

1. Высокое качество производимой продукции — 14

2. Отлаженная организационная работа с поставщиками — 10

3. Исследования и разработки в сфере деятельности предприятия — 16

1. Уязвимость к конкурентному давлению — 14

2. Завышенная дебиторская задолженность — 13

3. Нехватка квалифицированных инженерно-технических кадров — 15

ВОЗМОЖНОСТИ

УГРОЗЫ

1. Возможность развития, внедрения новых технологий, повышение качества производимой продукции — 20

2. Увеличение объема государственных заказов — 22

1. Высокое налоговое бремя — 20

2. Отсутствие заказчиков (потребителей) — 20

Таблица 2.3.

Количественная оценка проблем организации ООО «ДРСУ-8»

Проблема

Оценка

Постоянное повышение квалификации работников

Внедрение новых технологий в производство

Мероприятия по повышению конкурентоспособности предприятия

Внедрение новых способов производства для увеличения объемов государственных заказов

Разработка и внедрение мероприятий по снижению себестоимости

Расширение предприятия, создание филиалов, дочерних компаний

Получение субсидий и налоговых льгот

15

15

14

10

10

8

6

В данной таблице представлены проблемы организации ООО «ДРСУ-8» с количественной оценкой.

Следуя данным из таблицы можно сделать следующие выводы:

— самой глобальной проблемой организации ООО «ДРСУ-8» является постоянное повышение квалификации работников и внедрение новых технологий в производство, т. к. именно этим проблемам дана наивысшая количественная оценка в 15 баллов;

— менее крупной проблемой является мероприятия по повышению конкурентоспособности предприятия с оценкой в 14 баллов;

— внедрение новых способов производства для увеличения объемов государственных заказов, а также разработка и внедрение мероприятий по снижению себестоимости, оцененных в 10 баллов, являются также проблемой для предприятия, но уже более меньшей, чем предыдущие;

— расширение предприятия, создание филиалов и дочерних компаний является еще более меньшей проблемой предприятия, чем вышеперечисленные, т. к. ее оценка дана в 8 баллов;

— самой минимальной проблемой предприятия, которая оценена в 6 баллов, выступает получение субсидий и налоговых льгот.

Все количественные оценки проблем предприятия являются немаловажным аспектом для организации ООО «ДРСУ-8». Даже проблемы с самыми низшими оценками играют большую роль в формирование, в управление и в работе организации.

Заключение

В результате исследования были решены следующие задачи:

1. Проведен сравнительный анализ школ менеджмента.

2. Рассмотрено применение основных школ управления на практике.

1. Менеджмент развивался на протяжении веков, прежде чем превратился в самостоятельную отрасль знания, науку. Значительное влияние на формирование менеджмента оказали: школа научного управления, классическая (административная) школа, школа психологии и человеческих отношений, школа науки управления (количественная школа), а также выдающиеся представители этих школ, такие как Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мэйо и др.

Взаимосвязь всех школ создает высокоэффективный менеджмент. Каждая из школ, является как бы нитью в канате управления, который приобретает наивысшую прочность тогда, когда все нити будут переплетены в одну. Следует отметить, что элементы всех этих школ находят широкое применение в рамках одной организации и по настоящее время. Современное управление вобрало в себя и продолжает развивать и углублять все лучшие идеи и достижения различных школ.

2. Рассмотрено отдельно взятое предприятие, занимающееся строительством и ремонтом дорог. Приведена его характеристика и деловая среда, выявлены важнейшие аспекты его деятельности, а именно: сильные и слабые стороны, возможности и угрозы, проблемы и направления их решения. Преимущества предприятия выявляются в высоком качестве производимой продукции, в отражение организационной работы с поставщиками, а также в исследовании и разработки в сфере деятельности предприятия. Недостатки предприятия выражены в уязвимости конкурентному давлению, в завышении дебиторской задолженности и в нехватке квалифицированных инженерно-технических кадров. Более оптимальными путями (возможностями) для развития организации ООО «ДРСУ-8» является внедрение новых технологий, повышение качества производимой продукции и увеличение объемов государственных заказов. Угрозами предприятия ООО «ДРСУ-8» являются высокое налоговое бремя и отсутствие заказчиков (потребителей).

Формирование стратегии развития на пересечении полей матрицы.

Список литературы

1. Брасс А.А. основы менеджмента: Учебное пособие. — Минск.: Экоперспектива, 2007. — 236с.

2. Васецкий А.А., Тарасов Н.А., Яновский В.В. Основы менеджмента. — Электронное учебное пособие, Санкт-Петербург, СЗАГС, 2007. -269 с.

3. Вершигова Е.Е. Менеджмент: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 280с.

4. Вершигова Е.Е. Основы управления: Учебник. — Минск.: Высшая школа, 2006. — 280с.

5. Ганэ В. А., Соловьева С. В. Теоретические основы менеджмента: факторный анализ и эффективность управления. — Минский институт управления. — Мн.: Изд-во МИУ, 2- е издание, 2008. — 214с.

6. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. — М.: ЮНИТИ, 2006. — 360с.

7. Горностаева А.Н. Теоретические основы менеджмента. — Брянск: БГТУ, 2005. — 198 с.

8. Горшкова Л.А. Основы управления организацией: Учебное пособие. — М.: КНОРУС, 2006. — 240с.

9. Зайцев Л.Г. Стратегический менеджмент: Учебник. — М.: Экономист, 2007. — 412с.

10. Иванова Л.А. Основы менеджмента. Теория и технология управления. Учебное пособие. — Набережные Челны, 2006. — 67 с.

11. Ильин А.И. Управление предприятием: Учебное пособие. — Минск.: Высшая школа, 2006. — 270с.

12. Котлер Ф. Основы менеджмента: пер. с англ.: Учебное пособие. — М.: Русская редакция, 2007. — 424с.

13. Кудряков В.Г. Менеджмент: Учебное пособие. — Краснодар: Куб ГАУ, 2006. — 218с.

14. Ладанов И.Д. Практический менеджмент: Учебное пособие. — Минск.: Новое знание, 2006. — 320с.

15. Липсиц И. Секреты умелого руководства. — М.: Экономика, 2006. — 328с.

16. Макашева З.М. Исследование систем управления: Учебное пособие. — М.: КНОРУС, 2008. — 176с.

17. Менеджмент: Учебник /Под ред. М.Л.Разу. — М.: КНОРУС, 2008. — 472с.

18. Мескон М.Х. Основы менеджмента: пер. с англ.: Учебное пособие. — М.: Дело, 2006. — 234с.

19. Основы менеджмента. Кабушкин Н.И.- 11-е изд., испр. — М.: Новое знание, 2009. — 336 с.

20. Основы управления: Учебник /Под ред. В.П.Радукина. — М.: Экономист, 2006. — 340с.

21. Паршина Ю. Стратегия и тактика гибкого управления. — М.: Финансы и статистика, 2006. — 240с.

22. Ползунова Н.Н. Исследование систем управления: Учебное пособие. — М.: Академический проект, 2006. — 176с.

23. Полукаров В.Л., Основы менеджмента. Учебное пособие. — 2-е издание, переработанное — М.: КНОРУС, 2008г. — 240 с.

24. Растригин Л.А. Современные принципы управления сложными объектами: Учебное пособие. — М.: БИНОМ, 2007. — 280с.

25. Седегов Р.С. Основы менеджмента и маркетинга: Учебное пособие. — Минск.: Высшая школа. 2005. — 268с.

26. Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента. — 5-е издание, переработанное и дополненное — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2008г. — 556 с.

27. Сущева Н.В. Основы менеджмента: Учебно-методическое пособие. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. — 94 с.

28. Федеров В.Г. Из истории менеджмента (теория управления): Учебное пособие. — М.: Изд-во МГУ, 2006. — 139с.

29. Хартанович К.В. Основы менеджмента: Учебное пособие. — М.: Трикста, 2007. — 272с.

30. Цевелев В.В., Молотков Ю.И. Основы менеджмента. Том 1.: Учебник. — 2-е изд., доп. — Новосибирск: СГУПС, 2009. — 292с.

31. Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. — М.: Финансы и статистика, 2006. — 448с.

32. http://www.economuch.com/page/menedzh/ist/ist-7—idz-ax253—nf-3.html

33.

34. http://ryan12.narod.ru/M12.html

35.

36. http://cde.osu.ru/demoversion/course124/0.html

37. http://mirslovarei.com/content_eco/SHKOLA-NAUCHNOGO-PRAVLENIJA-55501.html

38. http://venture-biz.ru/elektronnye-knigi/menedzhment/226-osnovy-enedzhmenta-posobie

39. http://www.semestr.ru/www/files/next422.html

40.

41. http://vasilievaa.narod.ru/gu/stat_rab/book/Osn_sotsupr_Ivanov/23-6.aspx.htm

30

Приложение 1

Деловая среда организации

Элементы деловой среды

В чем проявляется влияние?

Насколько сильное влияние? (сильное, умеренное)

Существует ли ресурсная зависимость (какой вид ресурсов)?

В чем проявляется влияние вашей организации?

В чью пользу складывается баланс сил?

Потребители (основные заказчики):

ОАО «Роствертол», СУ-5, Ростовское управление автомобильных дорог, Управление автомобильных дорог Ростовской области, Ворошиловский, Первомайский районы г. Ростова-на-Дону

Сроки оплаты, стоимость продукции, стоимость работ, качество продукции, сроки производства работ

Сильное

Стоимость производимой продукции, ее качество, качество производимых работ, сроки выполнения, гарантийные обязательства

потребителя

Поставщики: ООО «Руда», ООО «Нефрес», ООО «Дорожные материалы», ООО «Лоза»

Качество продукции, влияние на себестоимость, условия оплаты поставок (отсрочка в платежах) сроки поставок, качество поставляемой продукции

Сильное

Существует зависимость от цен на стоимость предоставляемой продукции, энергетических ресурсов, от условий поставки материалов

Качество поставляемой продукции, ее стоимость.

поставщиков

Конкуренты: ООО «ДРСУ-1», ООО «Ростовавтодорстрой», ООО «Ростовское ДРСУ»

Ценовая политика, качество продукции, разработки новых материалов, вовлечение новых технологий, подбор кадров, сроки производства работ, гарантийные обязательства.

Сильное

Ценовая политика, качество производства, гарантийные обязательства

предприятия

Инфраструктура: Сбербанк РФ г. Ростова-на-Дону, «Внешторгбанк», страховая компания «Адмирал», транспортная компания «Эллада», «Гера».

Проценты по кредитам, качество обслуживания, тарифы на транспортные услуги, зависимость от графиков перевозок, от сохранности грузов, стоимость услуг страховых компаний, процентных ставок, качесва предоставляемых услуг.

Сильное

Стимулирование развития инфраструктуры

предприятия

Государственные и муниципальные организации: администрация г. Ростова-на-Дону, налоговая инспекция, пожарная служба, экологическая инспекция, санитарно-эпидемиологическая станция, транспортная инспекция.

Предоставление госзаказов, их ресурсное обеспечение, взимание налогов и контроль за их уплатой, контроль выполнения санитарно-эпидемиологических норм.

Умеренное

Государственных и муниципальных организаций

Международный сектор: покупка техники, асфальто-бетонных заводов

Влияние на себестоимость, качество производимой продукции, повышение производительности, снижение энерго- , трудозатрат.

Умеренное

предприятия

Приложение 2

Анализ сложности, динамичности и неопределенности деловой среды предприятия ООО «ДРСУ-8»

Составляющие деловой среды

Число элементов в группе

Насколько разнообразны элементы в группе (однородны, неоднородны, очень разнообразны)

Сложная или простая среда

Как часто происходят изменения (часто, не часто, очень редко)

Степень неопределенности деловой среды:

1 — низкая, 2 — умеренно низкая, 3- умеренно высокая, 4 — высокая

Потребители (основные заказчики):

ОАО «Роствертол», СУ-5, Ростовское управление автомобильных дорог, Управление автомобильных дорог Ростовской области, Ворошиловский, Первомайский районы г. Ростова-на-Дону

6

Однородны

Сложная

Очень редко

Умеренно низкая

Поставщики: ООО «Руда», ООО «Нефрес», ООО «Дорожные материалы», ООО «Лоза»

4

Неоднородны

Простая

Не часто

Умеренно низкая

Конкуренты: ООО «ДРСУ-1», ООО «Ростовавтодорстрой», ООО «Ростовское ДРСУ»

3

Однородны

Сложная

Очень редко

Низкая

Инфраструктура: Сбербанк РФ г. Ростова-на-Дону, «Внешторгбанк», страховая компания «Адмирал», транспортная компания «Эллада», «Гера».

5

Неоднородны

Сложная

Не часто

Умеренно Низкая

Государственные и муниципальные организации: администрация г. Ростова-на-Дону, налоговая инспекция, пожарная служба, экологическая инспекция, санитарно-эпидемиологическая станция, транспортная инспекция

6

Однородны

Простая

Очень редко

Умеренно низкая

Международный сектор: покупка техники, асфальто-бетонных заводов

1

Однородны

простая

Не часто

Низкая

Приложение 3

Формирование стратегии развития на пересечении полей матрицы

Комбинации

Формирование стратегии развития

«возможности — сильные стороны» (СИВ)

-исследования и разработки в сфере деятельности позволят внедрить новые технологии, повысить качество производимой продукции.

-высокое качество продукции поможет увеличить объемы государственных заказов.

«возможности — слабые стороны» (СЛВ)

— нехватка квалифицированных инженерно-технических кадров служит преградой к развитию предприятия;

-уязвимость по отношению к конкурентам может помешать увеличению объема государственных заказов;

«угрозы — слабые стороны» (СЛУ)

-уязвимость к конкурентному давлению может привести к отсутствию заказчиков ;

— высокие налоги и дебиторские задолженности отрицательно скажутся на капитале предприятия в целом;

«угрозы — сильные стороны» (СИУ)

-высокое качество производимой продукции будет способствовать увеличению числа потребителей;

— исследования и разработки в сфере деятельности предприятия за счет внедрения прогрессивных технологий помогут снизить издержки, тем самым компенсируя высокое налоговое бремя

Приложение 4

Количественная оценка сильных и слабых сторон, угроз и возможностей внешней среды

Сильные стороны

Слабые стороны

Высокое качество производимой продукции

Отлаженная организационная работа с поставщиками

Исследования и разработки в сфере деятельности предприятия

Уязвимость к конкурентному давлению

Завышенная дебиторская задолженность.

Нехватка квалифицированных инженерно-технических кадров.

Угрозы

Отсутствие заказчиков (потребителей).

3

2

3

5

3

4

Высокое налоговое бремя.

3

2

4

4

3

4

Возможности

Увеличение объема государственных заказов

4

4

4

3

3

4

Возможность развития, внедрения новых технологий.

4

2

5

2

4

3

Приложение 5

Проблемное поле предприятия ООО «ДРСУ-8»

Сильные стороны

Слабые стороны

Высокое качество производимой продукции

Отлаженная организационная работа с поставщиками

Исследования и разработки в сфере деятельности предприятия

Уязвимость к конкурентному давлению

Завышенная дебиторская задолженность.

Нехватка квалифицированных инженерно-технических кадров.

Угрозы

Отсутствие заказчиков (потребителей).

Внедрение передовых технологий, повышение качества продукции

Мероприятия по повышению конкурентоспособности предприятия

Разработка системы оплаты выполненных работ с органами заказчика

Повышение квалификации персонала

Высокое налоговое бремя.

Получение налоговых льгот, льготных субсидий

Возможности

Увеличение объема государственных заказов

Разработка новых дорожно-строительных материалов (холодные, полимербитумные асфальтобетонные смеси, и т.п.)

Возможность развития, внедрения новых технологий.

Внедрение новых способов производства работ, новых материалов, повышение качества и увеличение срока гарантии на произведенные работы

Размещено на