Тема _ Социально-психологические закономерности деятельности менеджера
Содержание
Содержание 2
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА 5
1.1 Сущность и уровни управления. Основные понятия деятельности. 5
1.2. Управленческая деятельность, как особый вид деятельности 11
1.3 Психология субъекта управленческой деятельности 15
1.3.1 Перцептивные процессы в деятельности менеджера 15
1.3.2 Мнемические процессы в управленческой деятельности 17
1.3.3 Мыслительные процессы в управленческой деятельности 20
1.3.4 Психологические закономерности мотивации менеджера 22
1.4 Психология руководства и лидерства 23
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 26
2.1. Выборка для эмпирического исследования 26
2.2. Методы и методики 28
2.3.Описание результатов, полученных в ходе эмпирического исследования 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 45
ВВЕДЕНИЕ
Нестабильность экономической, социальной, политической и производственной среды, стремительное развитие научно-технического прогресса, высокая конкурентность и рискованность ставит руководителей коллективов и организаций перед необходимостью адаптации к изменяющемуся контексту управленческой деятельности. Выход многих предприятий из государственного сектора экономически, образование новых негосударственных структур повышает степень личной ответственности руководителя за деятельность сотрудников и организации.
Возросшая интенсивность, интеллектуальность, эмоциональная напряженность труда современного руководителя с одной стороны, требования эффективного функционирования структуры организации, грамотного отбора и расстановки сотрудников, создания эффективных рабочих команд, с другой стороны, привели к тому, что современная управленческая деятельность все теснее смыкается с научно-психологическими знаниями и, следовательно, будет тем успешней, чем эффективней психологическая наука включается в управленческую практику, в деятельность организации в целом.
В связи с этим для теории и практики психологии управления становится актуальной проблема обеспечения успешности деятельности руководителей предприятий и организаций в новых условиях, а для психологической науки — выявление и изучение психологических факторов и закономерностей детерминирующих результативность деятельности и особенности функционирования личности в условиях изменений внешней и внутренней среды, разработка методического инструментария, позволяющего повысить эффективность труда менеджера посредством психологического обеспечения его деятельности.
Влияние трудового коллектива на деятельность организации
... и сотрудников. Объектом исследования работы является гостиница И.П. Версаль. Предмет исследования - персонал гостиницы. РАЗДЕЛ 1 Трудовой коллектив, как основа деятельности организации 1.1 Психологические характеристики ... факторы, позитивное проявление которых во многом зависит от эффективной работы менеджеров. К психологическим факторам относятся: 1. Морально-психологический климат в коллективе. ...
Цель данной работы — выявить существующие психологические закономерности управленческой деятельности.
Объект исследования — деятельность менеджера, руководящего состава организаций.
Предмет исследования — мотивационный аспект социально – психологических закономерностей деятельности менеджера.
Задачи исследования:
— Выявить существующие на данном этапе развития психологические закономерности деятельности менеджера;
— Раскрыть области применения психологических закономерностей в деятельности менеджера;
— Выявить особенности практического применения психологических закономерностей в деятельности менеджера в современных организациях;
Знание механизмов деятельности подобных закономерностей может существенно повысить эффективность деятельности менеджера.
Методика исследования основана на изучении и конструктивном анализе научной литературы по проблеме исследования, наблюдении и опросных методах.
Достоверность и надежность полученных результатов обеспечиваются методологической обоснованностью исходных параметров исследования, адекватностью его задач, методов и логики, репрезентативностью объема выборок, непротиворечивостью выводов и сочетанием количественного и качественного анализа, сравнимостью опытно-экспериментальных данных массовой практикой.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА
1.1 Сущность и уровни управления. Основные понятия деятельности.
Управление — это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации .
Вертикальное разделение труда приводит к формированию уровней управления по вертикали — на примере военной организации, а также в организации бизнеса. Из названия постов не следует, что сходные должности прямо сопоставимы в разных организациях. В военной организации существует много уровней власти над генералом и под капитаном. В бизнесе — уровней управления меньше. Президент или главный исполнительный руководитель — первое лицо — ответственен только перед Председателем и членами Совета директоров фирмы и, в соответствии с приведенным примером, не может не быть руководителем ниже заведующего отделом труда и заработной платы.
Употребляемый способ описания уровней управления состоит в выделении руководителей (управляющих) низового звена, или операционных управляющих, руководителей (управляющих) среднего звена и руководителей (управляющих) высшего звена.
Социально-психологические аспекты управления организацией
... звеньях общественного производства, в организациях — там, где экономические отношения проявляются при непосредственных контактах руководителей и исполнителей. Такие методы управления весьма эффективны в условиях, когда экономическая деятельность ...
Руководители низового звена.
Младшие начальники, которых также называют руководителями первого (низового) звена или операционными руководителями — это организационный уровень, находящийся непосредственно над рабочими и другими работниками (не управляющими) .
Младшие начальники.
В основном осуществляют контроль за выполнением производственных заданий для непрерывного обеспечения непосредственной информацией о правильности выполнения этих заданий. Руководители этого звена часто отвечают за непосредственное исполь-зование выделенных им ресурсов, таких как сырье и оборудование. Типичным названием должности на данном уровне является мастер, мастер смены, сержант, заведующий отделом, старшая медсестра, заведующий кафедрой управления в школе бизнеса. Большая часть руководителей вообще — это руководители низового звена. Большинство людей начинают свою управленческую карьеру в этом качестве.
Руководители среднего звена.
Работа младших начальников координируется и контролируется руководителями среднего звена. В большой организации может быть столько руководителей среднего звена, что возникает необходимость в разделении данной группы. И если такое разделение происходит, то возникают два уровня, первый из которых называется верхним уровнем среднего звена управления, второй — низшим. Таким образом, образуются четыре основных уровня управления: высший, верхний средний, низший средний и низовой. Типичными должностями руководителей среднего звена управления являются: заведующий отделом (в бизнесе), декан (в колледже), управляющий сбытом по региону или по стране и директор филиала.
Руководитель среднего звена часто возглавляет крупное подразделение или отел в организации. Характер его работы в большей степени определяется содержание работы подразделения, чем организации в целом.
Руководители высшего звена.
Высший организационный уровень — руководство высшего звена — гораздо малочисленное других. Даже в самых крупных организациях руководителей высшего звена — всего несколько человек. Типичные должности руководителей высшего звена в бизнесе — это председатель Совета, президент, вице-президент корпорации и казначей корпорации.
Они отвечают за принятие важнейших решений для организации в целом или для основной.
Деятельность является основной психологической категорией. Через категорию деятельности решаются вопросы согласованности и гармонизации управления. Хотя, изучение закономерностей управленческой деятельности сопряжено с принципиальными трудностями. Эти трудности определяются тем, что любая деятельность имеет две стороны — внешнюю (наблюдаемую, видимую, эксплицитную) и внутреннюю (скрытую от прямого наблюдения, имплицитную), объективную и субъективную. Первая сторона деятельности раскрыта гораздо лучше и является, по сути дела, предметом изучения теории управления. Тогда как вторая — внутренняя деятельность — составляет предмет психологического изучения деятельности. Важно отметить, что рассматривать управленческую деятельность без ее внешней или внутренней составляющей невозможно. Ее объективное содержание определяется мерой оптимальной пропорцией согласования внешне — объективированой характеристики управленческой деятельности и характеристики ее внутреннего (психологического) содержания.
Лин фон Паль, Одинцов Павел — Тайны скрытого управления людьми
... люди хотят, чтобы ими кто-то управлял: так им легче живется. Но те, кто не хочет, могут избежать и откровенного, и скрытого управления. ... его так, был совершенно нормальным с бытовой точки зрения человеком. Иными словами, он хорошо продвигался по служебной лестнице ... свидетельстве о смерти, чтобы не ставить на памяти хорошего человека черного пятна самоубийцы, записали просто: несчастный случай. Хотя ...
Методологически такую меру согласования определяют два фундаментальных психологических принципа :
— принцип единства психики и деятельности — согласно которому внешние и внутренние компоненты деятельности представляют собой целостную систему, они взаимоопределяют друг друга и находятся в определенном соподчинении;
— принцип системного изучения деятельности — предполагает этапность реализации деятельности, анализ ее содержания и психологических механизмов. Анализ содержания отражает объективные характеристики деятельности, а анализ психологических механизмов — собственно субъективное, психологическое содержание.
Эти принципы ориентируют общую направленность изучения любой деятельности.
Деятельность определяется как форма активного отношения субъекта к действительности, направленная на достижение сознательно поставленной цели, связанная с удовлетворением его потребностей и интересов, детерминированная социальным содержанием .
В таком определении подчеркивается, что:
— во-первых, деятельность человека носит сознательный характер — человек осознает цели своей активности и способы их достижений. Он планирует достижение цели и предвидит результаты;
— во-вторых, деятельность человека связана с изготовлением, употреблением и хранением орудий труда;
— в-третьих, деятельность человека носит общественный характер, она осуществляется, как правило, в группе, по социальным законам и в ее процессе человек вступает в сложные социальные взаимодействия с другими людьми.
В деятельности реализуется принцип единства сознания и деятельности, согласно которому сознание возникает, формируется и проявляется в деятельности. В деятельности выражаются отношения человека к действительности, к другим людям и к самому себе. В деятельности формируется личность человека.
Деятельность обладает определенной структурой, обеспечивающей ее реализацию. Она состоит из следующих элементов:
— Движений;
— Действий;
— Собственно деятельности.
Основу движений определяют физиологические механизмы, они могут быть врожденными (безусловными) и приобретенными (условнорефлекторными).
Подавляющее количество движений человека являются приобретенными. Двигательное развитие связано с преобразованием безусловнорефлекторной регуляции движений в систему условнорефлекторных связей. В этом процессе проявляются индивидуальные особенности человека, которые необходимо учитывать в практике управления. Действия носят социальный характер (в отличие от безусловных движений) и направлены как на объект (на предмет), так и на социум. В последнем случае действие становится актом поведения. Кроме того, действие может осуществляться в виде операций — автоматизированных и неосознаваемых элементов активности, выступающих как способы выполнения деятельности в определенных условиях. В психологии различают внешние (физические, моторные, практические) и внутренние (умственные, психические) действия. Исследования в психологии показали, что большинство внутренних действий формируются вначале как внешние, предметные, а затем постепенно переносятся во внутренний план. Этот процесс называется интериоризацией. Внешняя деятельность направляется и контролируется внутренней, а реализация внутренних действий вовне называется экстериоризацией. В действительности осуществляется постоянный перевод составляющих деятельности в различные планы, что создает процессуальную основу познания и практики.
Гештальт-терапия. Цели психологической помощи
... своим близким 4. Во всём мире психологические группы гештальт-терапии прочно вошли в жизнь ... согласно ожиданиям других людей, В результате собственные цели и потребности человека оказываются неудовлетворенными. Человек испытывает фрустрацию, разочарование и ... стремится побудить человека переживать собственные фантазии, осознавать собственные эмоции, контролировать интонации голоса, движения рук и ...
Внешняя характеристика деятельности охватывается понятиями :
— субъекта и объекта деятельности;
— предмета деятельности — совокупности вещей, процессов, явлений, которыми оперирует субъект в процессе деятельности;
— средства деятельности — совокупность орудий воздействия на предмет деятельности;
— условия деятельности — определяются системой социальных, психологических и санитарно-гигиенических характеристик деятельности.
Внутренняя характеристика деятельности определяется системой процессов и механизмов ее психической регуляции, ее структуры и содержания, операционных средств ее реализации.
Основными психологическими свойствами деятельности являются активность, осознаваемость, целенаправленность, предметность и системность ее строения.
К структурным компонентам деятельности можно отнести такие психологические образования как цели, мотивацию, информационные отношения, план, принятие решения, программу, индивидуально-психологические характеристики субъекта, психологические особенности объекта управления, психические процессы (познавательные, эмоциональные, регулятивные), психологические механизмы контроля, коррекции, осознание и регуляцию, и другие.
Существуют различные основания для классификации деятельности на виды:
а) По характеру выполняемых функций, деятельность может быть ориентировочной, исполнительской, сличения и контроля;
б) По доминированию психических компонентов — познавательная, эмоциональная, волевая;
в) По уровню организации и результатам — игра, ученье, труд;
г) По предметной сфере труда — трудовые профессии и специальности;
д) По специфике…
**************************************************************