Содержание
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретико-методологические основы
исследования неблагополучной семьи………………………………………….6
1.1 Понятие, виды, проблемы неблагополучных семей………………………..6
1.2 Причины семейного неблагополучия………………………………………10
1.3 Методы и методики исследования личности подростков из неблагополучных семьей………………………………………………………..17
Глава 2. Эмпирический анализ формирования личности подростка из неблагополучной семьи…………………………………………………………21
2.1 Эмпирическая характеристика агрессивного поведения подростков из неблагополучных семей…………………………………………………………21
2.2 Анализ практики и пути оптимизации формирования личности
подростка из неблагополучной семьи……………………………………….…26
Заключение………………………………………………………………………..34
Список литературы……………………………………………………………….36
Приложения………………………………………………………………………39
Введение
Актуальность темы данного исследования определяется тем, что на сегодняшний день такое явление нашей действительности, как социально неблагополучная семья, стало явлением весьма распространенным. Какими бы факторами ни было обусловлено неблагополучие семьи, оно в той или иной степени негативно сказывается на развитии ребенка. Подавляющая часть проблем, возникающих у детей в процессе социализации, имеет корни именно в неблагополучии семьи. В такой семье уходит на второй план или исчезает совсем главная функция семьи — воспитательная. Дети смещаются на одно из последних мест в системе ценностей родителей. Нарушение семейных отношений и отклонения в воспитании приводят к возникновению и развитию отклонений в психике детей. Семейное неблагополучие порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни, приводит к нарушению ценностных ориентаций, ведет к психической травматизации детей, агрессивности, дисбалансу в сфере общения, педагогической запущенности. Оказание своевременной и действенной помощи неблагополучным семьям в решении социально — педагогических проблем, требует комплексного систематизированного подхода, поэтому социальному педагогу необходимо понимать суть проблемы, а также изучать и осваивать новые технологии в работе с данной категорией семей.
Возможности коррекции межличностных отношений в семьях детей ...
... отношений, что определяет актуальность избранной темы исследования. Таким образом, в качестве проблемы нашего исследования избраны особенности межличностных взаимоотношений в семье, имеющей детей с отклонениями в развитии речи, ... ребёнка близкими для него людьми и развития самого ребёнка как личности. В социальной ситуации развития болеющего ребёнка дошкольного возраста первостепенное значение ...
Состояние и степень разработанности проблемы: среди ученых которые занимались изучением неблагополучной семьи можно назвать М.И. Буянова, М.А. Галагузову, Б.Н. Алмазова, В.В. Юстицкиса; вопросы воспитания ребенка в семье, в том числе и в неблагополучной, нашли отражение в работах таких ученых, как Ю.П. Азарова, Е.М. Волковой, И.В. Гребенникова, И.Ф. Дементьевой и др.
Объект исследования: неблагополучная семья.
Предмет исследования: личность подростков из неблагополучных семей.
Цель: рассмотреть теоретические аспекты изучения семейного неблагополучия и проанализировать его влияние на формирование личности подростка.
Задачи:
1. Определить понятие «неблагополучная семья», рассмотреть виды этих семей; проанализировать причины семейного неблагополучия и изучить его влияние на развитие ребенка.
2. Подобрать методики для диагностики личности подростка.
3. Сравнить результаты исследования агрессивности детей из нормальных и неблагополучных семей.
4. Изучить оптимальные технологии разного уровня в работе с неблагополучной семьёй.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что уровень агрессивности у детей, которые воспитываются в неблагополучной семье, выше, чем у детей, воспитывающихся благополучными семьями. Для снижения уровня агрессивности подростков целесообразно использовать программу индивидуальной работы по коррекции агрессивного поведения подростков.
Теоретическую основу исследования составляют ведущие идеи гуманистической психологии (Р. Бернс, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм), идеи личностно-ориентированного подхода (И.С. Якиманская), теория деятельностного подхода (В.В. Давыдов, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев).
Методы исследования: методы теоретического анализа педагогической, психологической и социально-педагогической литературы; диагностические (тестирование); наблюдение, беседа, опрос, методика для выявления агрессивного поведения у подростков опросник Басса — Дарки.
Теоретическая и практическая значимость работы: выполненное исследование будет интересно социальным педагогам и работникам, осуществляющим свою деятельность с неблагополучными семьями.
Эмпирическая база исследования: МБСОШ № 6 и ГБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» г. Сасово Рязанской области.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В список литературы вошло 30 источников, использованных при написании работы. Объем основного текста работы, включая список литературы, составляет 38 страниц. В приложениях представлены методики, использованные в работе, программа коррекционных занятий.
Глава 1.Теоретико-методолигечские основы исследования неблагополучной семьи
1.1 Понятие, виды, проблемы, причины возникновения неблагополучных семей
Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность. Другими словами, в семье осуществляется первичная социализация ребенка.
Коррекционная работа с детьми, склонными к суициду
... жизни, которые бывают и найти свое. Детям раздаются списки ценностей: счастливая семья, любимая работа, друзья, вера, любовь, богатство, свобода, машина, знания. Дети выбирают пять самых важных ценностей, ... и самого суицида с летальным исходом, необходимо своевременно провести психо-коррекционную работу. Программа состоит из трех блоков: когнитивный эмоциональный поведенческий Программа включает в ...
Как социальный институт семья призвана выполнять ряд функций (репродуктивную, экономическую и хозяйственно-бытовую, воспитательную, рекреационную и психотерапевтическую и др. функции) и имеет определенный социальный статус. Социальный статус семьи — сочетание индивидуальных характеристик членов семьи с ее структурными и функциональными параметрами. В психолого-педагогической литературе описаны 4 статуса семьи: социально-экономический статус (материальное положение семьи, жилищные условия, имущественная обеспеченность), социально-психологический статус (благоприятный психологический климат), социокультурный статус (общая культура семьи, уровень образования взрослых членов) и ситуационно-ролевой статус (отношение к ребенку и его проблемам).
Особенности социального статуса конкретной семьи определяют ее воспитательные возможности и характер детско-родительских отношений. Семейное воспитание имеет ряд несомненных достоинств. К ним следует отнести благоприятный эмоциональный и морально-психологический климат, атмосфера любви, заботы и поддержки, близость родительского воздействия, духовная связь и преемственность между поколениями, постоянный пример взрослых, нравственное воспитание личности, через усвоение системы ценностей, семейных традиций, стереотипов поведения и общения и т.д. Однако встречаются так называемые неблагополучные семьи, воспитание в которых, как правило, деформирует личностное развитие ребенка. Неблагополучные семьи — это семьи с низким социальным статусом, в какой — либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большим трудностями, медленно, малорезультативно [30].
Можно назвать целый ряд факторов определяющих семейное неблагополучие:
1. Падение жизненного уровня, безработица и низкие доходы семьи, ухудшение условий содержания детей.
2. Структурные изменения в семьях — увеличивается число неполных семей, а также детей, рожденных вне брака матерями-одиночками или несовершеннолетними матерями, в силу чего растет число отказных детей.
3. Отсутствие или недостаток в семьях эмоционального, доверительного общения, высокий уровень конфликтности в отношениях между взрослыми членами семьи и в детско-родительских отношениях, неблагоприятный эмоциональный фон в целом, педагогическая некомпетентность родителей и т.д.
4. Падение нравственных устоев семьи, алкоголизм и наркомания родителей, а отсюда — жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами и потребностями.
В современной науке существует множество типологий семьи.
М.А. Галагузова выделяет типологию семей по уровню социальной адаптации [10]:
1. Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями и практически не нуждаются в поддержке социально педагога. В случае возникновения проблем им достаточно разовой помощи в рамках краткосрочных моделей работы.
2. Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, например, неполная семья, малообеспеченная семья и т.п. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил.
Современные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи детей ...
... радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Общаясь с родителями, педагог не скрывает, когда в чем-то сомневается, он ... Сегодня, признав приоритет семейного воспитания перед общественным, возложив ответственность за воспитание детей на родителей мы понимаем, что это требует и новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна ...
3. Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности, не справляются с возложенными на них функциями. В зависимости характера проблем социальный педагог оказывает таким семьям образовательную психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.
4. Асоциальные семьи. Семьи, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и в которых жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами и органами опеки и попечительства.
Б.Н. Алмазов также выделяет четыре типа неблагополучных, семей, способствующих появлению «трудных» детей [1]:
1. Семьи с недостатком воспитательных ресурсов, неполные семьи; семьи с недостаточно высоким общим уровнем развития родителей, не имеющих возможности оказывать помощь детям в учебе; семьи, где тратят много времени на поддержание материального благополучия, тем самым, создавая нежелательный фон для воспитания детей.
2. Конфликтные семьи: в таких семьях дети, как правило, демонстративно конфликтны, неуравновешенны; старшие дети, протестуя против существующего конфликта, встают на сторону одного из родителей.
3. Нравственно неблагополучные семьи. Среди членов такой семьи отмечаются различия в мировоззрении и принципах организации семьи, стремление достичь своих целей в ущерб интересам других, стремление подчинить своей воле другого и т.п.
4. Педагогически некомпетентные семьи. Последствиями воспитания в таких семьях могут стать безнадзорность, безынициативность, слепое подчинение и т.д.
Таким образом, под неблагополучной мы склонны понимать такую семью, в которой нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и появляются «трудные дети» [21].
С учетом доминирующих факторов, оказывающих негативное влияние на развитие личности ребенка, неблагополучные семьи мы условно разделили на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей.
Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия — это так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности неполные).
Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности. Однако ценностные установки и поведение родителей резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение. Тем не менее, они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей. Эти семьи отнесены нами к категории внутренне неблагополучных (со скрытой формой неблагополучия).
Психологический климат в семье, воспитывающей ребенка с особенностями ...
... условиях, включая и создание адекватной микросоциальной среды в семье. Следует отметить, что часть родителей, обеспокоенная возникшими проблемами, пытается разрешить их собственными силами. Родители детей ... сочувствие. Все вышеприведенные факторы говорят о том, что семья - чрезвычайно сложное ... члена семьи. Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь ...
Разновидности таких семей довольно многообразны.[16]
Можно выделить также и третью группу, к которой можно отнести семьи, так называемого «пограничного» характера, так как переход ее из категории благополучных в свой антипод происходит незаметно, а резкое изменение психологического климата обнаруживается только тогда, когда отношения в семье оказываются совершенно разлаженными, и эмоциональная разобщенность супругов часто завершается разводом. К таким семьям отнесем семьи с детьми-инвалидами и хронически больными детьми, семьи с недееспособными членами, семьи с нарушением структуры семейных ролей.
1.2 Причины семейного неблагополучия
Исходя из результатов криминологических, психолого-педагогических и медико-социальных исследований, можно выделить следующие факторы социального риска, отрицательно влияющих на различные функции семьи:
· социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, плохие жилищные условия);
· медико-санитарные факторы (экологически неблагоприятные условия, хронические заболевания родителей и отягощенная наследственность, вредные производственные условия родителей и особенно матери, антисанитария и пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами, неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно матери;
· социально-демографические факторы (неполная либо многодетная семья, семьи с престарелыми родителями, семьи с повторными браками и сводными детьми);
· социально-психологические факторы (семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, педагогической несостоятельностью родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями);
· криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни родителей, семейные дебоши, проявления жестокости и садизма, наличие судимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира).
Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательного возникновения социальных отклонений в поведении детей, оно лишь указывает на большую степень вероятности этих отклонений. При этом одни факторы социального риска проявляют свое негативное влияние довольно стабильно и постоянно, другие с течением времени либо усиливают, либо ослабляют свое влияние.
Неправильный выбор форм, методов и средств педагогического воздействия, как правило, ведет к возникновению у детей нездоровых представлений, привычек и потребностей, которые ставят их в ненормальные отношения с обществом. Довольно часто родители видят свою воспитательную задач……..