Л. А. Вайнштейн психология

КУРС ЛЕКЦИЙ МИНСК 2009

Автор-составитель

Л.А. Вайнштейн,кандидат психологических наук, доцент, старший научный

сотрудник, профессор кафедры «социальная работа» ГИУСТ БГУ

Психология: курс лекций. Электронный ресурс / Сост. Л.А. Вайнштейн.

Минск: 2009.

Курс лекций по дисциплине «Психология», включает в себя вопросы общей психологии с учетом специальности «Социальная работа», специализация «медико-социально-психологическая деятельность». Курс лекций подготовлен с использованием достижений современной психологической науки и состоит из нескольких разделов.

Данная работа включает курс лекций по «Общей психологии», в котором рассматриваются психические и познавательные процессы, состояния и свойства, эмоционально-волевая сфера личности, ее индивидуальные особенности и психология деятельности; вопросы к экзаменам за 1 и 2 семестр; список основной и дополнительной литературы; тематика контрольных работ для студентов заочной и дистанционной форм.

УДК 15(077) ББК 88.3р.я73 © Вайнштейн Л.А., 2009

ВВЕДЕНИЕ

Психология принадлежит к тому обширнейшему курсу наук, которые занимаются жизненными процессами, которые изучают жизнь, ее формы на разных ступенях ее развития, в разных ее характеристиках. Поэтому в настоящее время наблюдается рост интереса и внимания к различным аспектам психологии. Это обусловлено рядом объективных и субъективных факторов.

Во-первых, кардинально меняющиеся социальные параметры общества оказывают непосредственное влияние на все его институты, различные объединения людей, непосредственно на конкретного человека.

Во-вторых, реформирование всего уклада функционирования общества, рост личного самосознания граждан сопровождается целым рядом противоречивых явлений.

В-третьих, за последние годы психологическая наука и практика обогатилась новым содержанием и достиж-ями.

Таким образом, объективная потребность общества в овладении его членами современных психологических знаний и передовой практики, своем самосовершенствовании совпадает с реальными возможностями передовой научной мысли по ее удовлетворению. Поэтому настойчивая работа студентов над изучением учебной дисциплины «Общая психология» является необходимым условием не только для традиционной подготовки себя как специалиста, но и для собственного гармоничного развития, эффективного выполнения гуманных функций в обществе, коллективе, семье.

5 стр., 2046 слов

Курс лекций по ВНД для специалистов и магистров. Социальное поведение. ...

... при драках. У людей существует еще и четвертый критерий – ранг самооценки. В психологии распространен предложенный А.Бандурой термин «самоэффективность», который обозначает оценку человеком своей способности совершить ... Доминирование в узком смысле – это приоритетный доступ к витальным ресурсам. В человеческом обществе – уровень доходов индивида. У животных это доступ к корму, удобным местам ночевки ...

Все это требует совершенствования социально-психологической работы на всех этапах жизненного пути каждого человека. Особенно тщательно она должна быть организована в университете, так как после его окончания каждый студент обязан хорошо профессионально подготовлено вступить во все жизнедеятельные связи и отношения своей профессиональной деятельности.

Психологические знания, закладываемые блоком психологических дисциплин, занимают особое и важное место в подготовке специалистов по социальной работе, специализирующихся по организации социально-психологической помощи населению. В этот блок ходят такие психологические курсы как: Общая психология, Социальная психология, Психология труда, Педагогическая психология, Психология развития, Психология управления и другие. Базовой психологической дисциплиной для всех последующих психологических курсов этого блока является курс «Общей психологии». От эффективности усвоения психологического материала по этой дисциплине зависит успешность получения последующих знаний по отдельным отраслям психологии.

Раздел 1. Психология в социальной работе Тема 1.1. Психологические основы социальной работы

1.1.1. Системный характер социальной работы как особого вида практической деятельности.

1.1.2. Психосоциальный подход в социальной работе.

1.1.3. Функции психологии в социальной работе.

1.1.4. Психологическое обеспечение социальной работы.

1.1.5. Система психологических знаний в подготовке специалистов по социальной работе.

1.1.1. СИСТЕМНЫЙ ХАРАКТЕР СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

КАК ОСОБОГО ВИДА ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Социальная работа относится к одному из многочисленных ви­дов деятельности. Есть экономическая, политическая, правовая, культурная, техническая, научная и другие виды деятельности. Существует и социальная работа как особый вид деятельности.

Дея­тельностью называется совокупность действий человека, направ­ленная на желаемое изменение какого-либо предмета.

Столяр хо­чет сделать из куска дерева стол. Мастер по ре­монту радиоаппаратуры разбирает и собирает телевизор, что­бы найти и устранить неисправность в его работе.

Совокупность действий каждого, связанная с влиянием на пред­мет в желаемом направлении, порождает соответствующую деятель­ность. Особенность, характер каждого вида деятельности порожда­ется соответствующими особенностями его предмета.

Почему социальную работу следует относить к особым видам деятельности? Социальный работник беседует со своим клиентом, чтобы снять у него психологический стресс, помочь ему войти в нормальный ритм жизни, или оказывает помощь человеку, прикованному болезнью к постели, в приобрете­нии продуктов, предметов личной гигиены и т.д.

Таким образом, каждый работник выполняет какие-либо действия, направленные на до­стижение цели и вызванные состоянием объекта, которым он зани­мается. У столяра — кусок дерева, у телемастера — телевизор, у социаль­ного работника — человек, нуждающийся в помощи, не способный решить свои проблемы без посторонней помощи.

Под социальной работой понимается деятельность, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней, не способным без по­сторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих слу­чаях и жить.

Социальная работа, как и любая другая деятельность, имеет свою структуру, каждый элемент которой необходим, органически свя­зан и взаимодействует с другими элементами, выполняя особые функции. Такого рода структуры называются целостными системами.

Социаль­ная работа представляет собой целостную систему. Структура социальной работы состоит из нескольких относительно самостоятельных, но в то же время зависимых друг от друга элементов или компонентов. Этими элементами являются субъект, содержание, управление, объект и связывающие их в единое целое средства, функции и цели.

Схематически структура социальной работы выглядит следующим образом (М.В. Фирсовым и Б.Ю.Шапиро, 2002).

Субъект

Содержание

Цель

Управление

Объект

Средства

Функции

Методы

Рис.1. Структура социальной работы.

Представленная схема дает наглядное представление о системном характере социальной работы. Последовательность перечисления компонентов не случайна, поскольку любая деятельностьсовершается в направлении от субъекта к объ­екту, хотя именно объект, стоящий в конце перечисления, является главным, определяющим суть и характер психологической деятельности фактором.

Объект социальной работы

Объектом социальной работы служат люди, нуждающиеся в по­сторонней помощи. К таким относятся: старики; пенсионеры; инвалиды; тяжелоболь­ные люди; дети; люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию — беду; подростки, оказавшиеся в дурной компании; дети–сироты; беженцы; переселенцы и многие другие.

Такова неполная социально-демографическая характеристика объекта социальной работы в современной Республике Беларусь. Названы дале­ко не все группы людей, нуждающихся в социальной помощи. Каж­дый из этих людей — уникальная личность, с неповторимым складом ума, психики, сложнейшей биографией. Это требует от социального работника исключительного такта, про­никновения в судьбу человека, сострадания, многостороннего зна­ния, разнообразных умений, величайшей терпеливости и самоот­дачи.

Субъект социальной работы

Все функции по оказанию помощи, нуждающимся людям выполняет субъект социальной работы. К субъекту соц-ой работы относятся все те люди и ор­ганизации, которые ведут социальную работу и управляют ею. Это и государство в целом, осуществляющее социальную политику. Это и благотворительные организации, общества милосердия типа Общества Красного Креста и Красного Полумесяца. Это и различные общест­венные организации.

Но главным субъектом социальной работы являются, разумеет­ся, не организации, не объединения, а люди, занимающиеся соци­альной работой профессионально или на общественных началах.

Социальный работник– это специалист в области социальной работы; это профессия, специальность, совокупность специальностей в области социальной работы.

Профессиональных работников не так много. Всего в мире про­фессиональных работников насчитывается около 500 тыс. человек. Это специалисты, имеющие дипломы, свидетельствующие о том, что им офи­циально присвоена специальность «социальный работник». Так, например, в Рос­сии в результате принятых в последние годы мер подготовлено не­сколько десятков тысяч профессиональных социальных работников. В Республике Беларусь подготовка профессиональных социальных работников осуществляется в БГУ (ГУИСТ), БГПУ им.М.Танка, Белорусском университете культуры и некоторых других ВУЗах.

Большой объем нагрузки по социальному обслуживанию нуждающихся падает на плечи непрофессиональных работников, не имеющих специального диплома и занимающихся социальной работой в силу сложившихся обстоятельств.

Сейчас нет сведений о том, сколько граждан Республики Беларусь занимается социальной работой на общественных началах. По среднемировой статистике на одного социального работника приходится по 10—15 человек.

Говоря о субъекте социальной работы, важно иметь в виду еще одно обстоятельство. Среди них есть те, кто в основном занимается организацией социальной работы (их можно назвать организаторами или менеджерами), а есть те, кто непосредственно оказывают социальную помощь.

Содержание, функции, средства и цель социальной работы.

Содержание социальной работы непосредственно вытекает из функции работы. В самом общем плане ее функциями являются: 1) информационная, 2) диагностическая,

3) прогностическая, 4) организационная, 5) социально-психологическая, 6) управленческая, 7) оказание практической помощи.

Свою деятельность социальный работник начинает с информационной функции, которая заключается в сборе сведений об объекте (возраст, состояние здоровья, условия жизни, материальный достаток, особенности психики, характера и т.д.).

На основании собранных сведений о своих будущих подопечных социальный работник ставит диагноз: оценивает объем, виды работ, режим своей деятельности, трудности, формы, методы, планирует физические и материальные затраты и пр.

Параллельно с «диагнозом» социальный работник выстраивает и диагноз своей деятельности: трудно – легко будет ему работать, сможет или нет оказать действующую помощь, несколько быстро – долго придется заниматься «пациентом» и т.п. В зависимости от характера социальной помощи (оказание, к примеру, социально бытовой помощи одинокому больному или снятие психологического стресса) строится и план работы, определяется ее содержание и виды практической помощи.

Социальная работа осуществляется с помощью средств. Под средствами понимаются все те предметы, действия и пр. с помощью которых достигается цели деятельности. Многообразие функций социальной работы вызывает и многообразие используемых средств. Их диапазон неограничен. Это, например, это – и слово, и телефон, и приемы психиатрии, и личное обаяние и др. Важно иметь в виду, что чем богаче арсенал средств, которыми располагает и хорошо владеет социальный работник, тем успешнее его деятельность. При этом выбор и применение тех или иных средств целиком зависит от характера и особенностей объекта социальной работы. Одно дело – лежащий больной, другое дело — человек, находящийся в депрессии. Набор средств в этих случаях существенно отмечается.

Цель деятельности

Цель – образ предмета, который человек хочет, получить в результате своей деятельности. Можно еще сказать, что цель – желательное для человека состояние предмета его деятельности.

В качестве самой общей цели социального работника можно определить, что она состоит в удовлетворении потребностей своих клиентов. Этой основной цели подчиняется вся деятельность субъекта, в соответствии с ней складываются содержание, организуется управление, подбираются адекватные средства, формы и методы социальной работы.

В заключение необходимо отметить, что рассмотренное представление о системе социальной работы имеет большое практическое значение. Рассматривая социальную работу как особую систему деятельности необходимо иметь в виду, что она состоит из субъекта и объекта, объединяемых в целостную систему с помощью целей, функций и средств.

Какой бы вид социальной работы не пришлось рассматривать (помощь больному, социальную защиту работающих или безработных и т.п.), всякий раз необходимо определить особенности объекта, подобрать новый субъект, выбрать соответствующие средства, адекватное управление, сформировать цели, отдавать предпочтения конкретным функциям. Обозначенный набор элементов системы социальной работы является необходимым условием ее функционирования. Именно как системы, поскольку исключение одного из элементов ведет к нарушению системы. Причем, самое главное звено в рассматриваемой системе социальной работы – это профессионально подготовленные кадры социальных работников. Без них никакая система эффективно работать не сможет.

1.1.2. Психосоциальный подход в социальной работе

В соответствии с международной теори­ей и практикой оказания социальной помощи населению широко применяется понятие — «психосоциальный подход». Возникнове­нию психосоциального подхода обусловлено тем, что социально-психологическая направленность «личность — об­щество» эволюционировала на протяжении всей истории профес­сиональной социальной работы в XX в. Данный подход обычно связыва­ют с именами М. Ричмонд (Mary Richmond) и Ф. Холлиз (Florence Hollis), а в 1950— 1960-е гг. большое влияние на его формирова­ние оказали психоаналитические идеи Фрейда, затем — работы Дж. Боулби.

Цель психосоциального подхода заключается в поддержании равновесия между внутренней психической жизнью человека и межсистем­ными отношениями, влияющими на его жизнедеятельность. При психосоциальном подходе оптимистически рассматриваются воз­можности человека, высоко оцениваются потенциал личности и ее способности к росту и развитию при наличии соответствующих условий, ресурсов и помощи. Суть помощи — эффективное учас­тие в решении психологических, межличностных и социальных проблем «личности в ситуации».

В отечественной методологии и практике социальной работы идея синтеза психологического и социального прослеживается на всех уровнях — в формулировках целей и задач социальной помощи населению, в квалификационных требованиях и должно­стных обязанностях социальных работников, в государственных образовательных стандартах подготовки специалистов по социаль­ной работе. Социальная работа относится, как известно, к группе так называемых «помогающих профессий». По мнению К. Роджерса, помощь – это особый вид отношений, в рамках которых, по крайней мере, одна из сторон намеревается способствовать другой стороне в личностном росте, духовном развитии, лучшей жизнедеятельности, в достижении зрелости, в умении ладить с другими – одним человеком или группой.

В рамках социальной помощи, клиент – это человек, который либо в собственных глазах, либо с точки зрения других людей оказался в проблемной ситуации, с которой он не может справиться. В этой связи запрос на помощь состоит в повышении эффективности решения возникшей проблемы, какой бы она ни была по содержанию — будь то возникшее (усилившееся) чувство иррациональной тревоги или страха, онкологический диагноз, химическая зависимость (от алкоголя или наркотиков), неуспешное супружество, потеря работы, материально-бытовые проблемы и многое другое. Люди часто обращаются к психологическому консультированию в «точках перехода», например перехода от детства к взрослости, от супружества к разводу, от химической зависимости к здоровому образу жизни. В целом, по меткому выражению В. Франкла, клиент — это «homo patiens», т.е. «человек страдающий».

Скалли и Хопсон (1979) различают шесть видов помогающих стратегий:

  1. Предоставление советов: предложение кому-либо своей точки зрения на наилучший способ действий в сложившейся ситуации;
  2. Предоставление информации: предоставление человеку требующейся в конкретной ситуации информации;
  3. Непосредственные действия: делать что-либо от имени другого лица или предоставлять необходимые услуги (доставлять продукты, давать ссуду, осуществлять вмешательство в кризисной ситуации);
  4. Обучение: помощь в овладении фактами, знаниями и навыками, способствующими улучшению ситуации;
  5. Системные изменения: влияние на системные, вызывающие у людей трудности, с целью совершенствования этих систем, т. е. Скорее работа по организационному развитию, чем с отдельными людьми;
  6. Консультирование: помощь в анализе проблемы, прояснении конфликтогенных зон, нахождении альтернативных путей выхода и принятии решения, т. е. поддержка людей в плане помощи самим себе.

Начало изучения клиента в условиях непосредственной соци­альной работы относится к концу XIX столетия.. Классовые подхо­ды к личности, нуждающейся в социальной помощи, постепенно сменяются естественно-научными. Фундаментальные исследова­ния в области психиатрии и психологии личности дали толчок развитию методов, а также научной рефлексии социальной рабо­ты. В теории и практике социальной работы успешно адаптируются методы психологии, психоанализа, гуманистической психотерапии.

Современные школы и направления социальной работы в сво­ей повседневной практике берут на вооружение идеи 3. Фрейда, К. Юнга, К. Роджерса, А. Маслоу, Э. Эриксона и др., объясняю­щие индивидуальные поступки человека, его поведение, эмоци­ональные реакции. Психология личности, разработанная данными исследователями, нашла отражение в подходах к феномену клиен­та, определила стратегии взаимоотношений, позволила сформиро­вать интерпретационный инструментарий к его проблемам и ситуа­циям. Большое влияние на выработку методов подходов к клиенту в практике и теории социальной работы оказали психодинамические, гуманистические, системные психологические концепции.

На рис.2 изображена модель оказания социальной помощи, предложенная Логхари и Рипли и дополненная М.В. Фирсовым и Б.Ю.Шапиро (2002).

Стратегия помощи — это первоначальный перевод проблемы в термины желательных результатов и планирование применения определенных методов.

К основным методам помощи относят информацию, идеи и специальные умения. Наконец, к желательным результатам помощи относят психоэмоцианальную стабилизацию, лучшее понимание, принятие решения и реализацию решения.

Рис. Модель оказания социальной помощи, предложенная Логхари и Рипли

и дополненная М.В. Фирсовым и Б.Ю.Шапиро (2002).

Каждая помогающая стратегия из вышеприведенного неран­жированного списка может быть полезна в конкретном контексте. В этих стратегиях есть общие и различные элементы. Так, при предо­ставлении советов и информации, непосредственных действиях, обучении и, возможно, системных изменениях предполагается, что лучшие результаты или решения зависят главным образом от компетентности того, кто осуществляет помощь. В консультирова­нии же упор делается на ресурсы того, кто является объектом помощи. В рамках консультативных отношений клиент ориенти­рован на нахождение своих собственных решений. Способности консультанта используются для активизации способностей кли­ента. Во всех видах помощи «помощник» должен уметь выстраи­вать отношения, а для достижения системных изменений необхо­димо также уметь работать с группами, структурами, правилами и организациями.

Существует множество помогающих профессий: консультан­ты, психиатры, психологи, социальные работники, а также священно­служители, которые должны помочь людям справиться со стрессовыми состояниями и жизненными проблемами.

Следует отметить, что консультативной рабо­той с людьми, находящимися в кризисной ситуации и/или в стрес­совом состоянии, нередко приходится в определенной степени заниматься и представителям других профессий — например вра­чам, учителям, менеджерам, юристам и сотрудникам правоохранительных органов.

1.1.3. Функции психологии в социальной работе

Рассматривая возможные различные функции психологии в социальной работе в самом общем виде можно выделить в качестве основных: теоретическую функцию, методологи­ческую функцию, а также частные функции.

Теоретическая функция психологии в социальной работе заклю­чается:

а) с одной стороны, в установлении устойчивых связей между целями, задачами, содержанием, методами и средствами решения задач социальной ра­боты,

б) с другой стороны, в установлении индивидуальных и коллективных психо­логических явлений, процессов и закономерностей.

Методологическая функция психологии социальной работы вы­ражается в использовании психологии для исследования социально-педаго­гических процессов, конструирования методов социализации лич­ности в изменяющихся условиях жизнедеятельности.

Наряду с изложенными функциями можно также выделить и частные функции психологии в социальной работе. К частным функциям психологии в социальной работе можно отнести выполнение таких функции, как: объяснительная, диагностическая, проектирования, прогностическая.

Объяснительная функция психологии в социальной работе заклю­чается в том, что на ее основе выявляется внутренняя сущность про­цессов социализации личности. Эти знания позволяют выбирать стратегию и тактику социальной работы. С помощью психологии раскрываются существенные характери­стики решения социально-педагогических задач, выявляются пути активизации самодеятельности людей в ходе социальной защиты.

Диагностическая функция психологии органически включается в социальную работу по двум позициям — диагностика личности и ее социальных качеств, а также диагностика групп и их развития. В процес­се диагностики личности людей как субъектов и объектов социаль­ной работы значима и их собственная активность.

Психологическая процедура проектирования социальной рабо­ты включает способы описания социально-психологических ситу­аций, выявления связанных с ними проблем содержания, методов и форм организации социальной работы. Значимость психологических приемов проектирования социаль­но-педагогической деятельности определяется тем, насколько психология интегрирована с педагогикой, социологией, медициной, правоведением и другими дисциплинами, используемыми в соци­альной работе.

Прогностическая функция психологии состоит в определении перспективных личностных образований, опираясь на которые можно решать задачи социального развития личности, подъема людей на уровень социальной самопомощи. Социальная работа выигрывает оттого, что систематически ведется прогностическая психологическая работа, делающая эффек­тивной социальную реабилитацию. Не менее важно сформулировать социально-психологические проблемы и задачи социальной работы, тесно увязанные с социальной психологией.

Таким образом, психо­логия вносит существенный вклад в теоретические и методологичес­кие основы социальной работы, придавая ей системный характер.

Реализация указанных функций предполагает решение главной цели социальной работы – со­циализация личности. Под социализацией личности в данном случае понимается усвоение человеком системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему действовать в качестве полноцен­ного члена общества. Психологические компоненты социализации включают этнопсихологические, социопсихологические, групповые и индивидуальные характеристики. Все они оказывают определенное влияние на соци­альное восприятие содержания и процесса социализации личности.

Включение человека в социальную деятельность постепенно формирует идеалы личности, ее социальное мышление. Благодаря социальной деятельности (учебной, трудовой, художественной, спортивной и др.) у человека формируются необходимые социально-психологические знания и опыт практического обще­ния, которые, в своей совокупности, образуют психологическую модель социализации личности. Органической частью психологической модели социализации личности выступает формирование социальных чувств, настроений, направленности личности.

Следует также отметить, что процесс социализации требует высокой собственной активнос­ти человека. На ее основе у человека формируются способности саморегуля­ции, влияющие на все стороны личности, проходящей социализацию. Наибольшее значение имеют такие личностные факторы как: мотивация, интересы направленность, включенность в общественную деятельность, социальное доверие и ответственность.

1.1.4. Психологическое обеспечение социальной работы

Эффективность социальной работы обеспечивается рядом фак­торов — экономическими, управленческими, педагогическими, психологическими, а также материальной базой. Психологическое обеспече­ние социальной работы — один из основных факторов. Так, например, психо­логические средства позволяют сформировать доверие людей к системе социальной работы, а психологический анализ опыта ­деятельности как основного средства социализации показывает ведущую роль личностных качеств. Не меньшее значение имеют социальные отношения, в которых стержневую роль играют психо­логические компоненты (интересы, потребности, чувства, установки, идеалы и др.).

В психологическом обеспечении участвуют различные направления психологической науки

Практическая психология занимает одно из важнейших мест в обеспечении социальной работы и выступает централь­ной ячейкой социально-педагогических и психологических приемов, используемых для решения задач социальной работы. Например, методы социального научения предполагают использование меха­низмов социального восприятия, социального мышления.

В социальной работе существенную роль играет психология социальной деятельности. Социальная деятельность представляет собой изучение и преобразование социума и личности человека, поскольку в ней присутствуют психологически четко окрашенные элементы — мотивация, психологий анализ, управление.

Психолог-ое обеспечение соц-ой работы органически включает развитие ее мотивации. Психологический подход в ней помогает мобилизовать прагматические, утилитарные, альтруисти­ческие мотивы человека.

В качестве обратной связи используется психологический анализ субъектов-объектов, содержания, процессов и результатов соци­альной работы.

Психологические методики помогают оценить качество моти­вации социальной работы, а психологический анализ — обосновать применение стимулов, способствующих повышению эффективности всех видов деятельности людей — учебной, трудовой, художествен­ной, спортивной, общественной и др.

Другие элементы социальной деятельности также имеют психо­логические стороны в качестве органических компонентов, обес­печивающих целостность социальной работы.

Цели социальной деятельности носят сложный характер, а стержнем их является создание благоприятных психологических условий для самодеятельности личности в процессе социальной защиты. Например, социальный работник, диагностируя образо­вательную, профессиональную подготовку, культурный уровень без­работного, формирует у него уверенность, что его переобучение пройдет успешно и он сумеет включиться в труд по новой специ­альности.

Таким образом, содержание социальной деятельности включает несколько психологических аспектов, таких как: формирование социальных потребностей, интересов, мотивов, приемов общения, восприятия человека и групп, создание благоприятных условий жизнедеятель­ности людей.

Средства социальной работы также заключают в себе разнооб­разные психологические элементы: информирование, инструкти­рование, рекомендации, убеждение, различные виды анализа.

Эффективность социальной работы обеспечивает формирова­ние социальной активности ее участников, связанной с их лич­ностными характеристиками, отношением к производству, социуму, труду, образованию, общественной деятельности. Вершиной системы психологического обеспечения социальной работы является формирование социальной защищенности не только реципиентов социального обеспечения, социальной реабилитации, социальной терапии, но и самих структур, решающих задачи со­циальной работы.

1.1.5. СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ПОДГОТОВЕ

СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Сейчас, благодаря постоянному движению на рынке труда Республики Беларусь проявляются все новые тенденции. Так, например, в последнее время происходит увеличение числа работающих – примерно на 25 тысяч человек в год. Причем, в основном прирост происходит не за счет промышленных гигантов, а вследствие развития непроизводственной сферы – сегодня в ней работает каждый третий житель республики. В этом сегменте рынка труда все большее значение приобретает социальная работа среди населения.

Анализ показывает, что во многих цивилизованных странах мира профессиональная социальная работа получила широкое применение и является одним из самых стабильных и перспективных направлений человеческой деятельности. Это объясняется современными процессами гуманизации, демократизации и интеграции мирового сообщества.

В высококвалифицированных специалистах по социальной работе, оказывающих широкий спектр социальных услуг сегодня нуждаются самые различные категории населения: дети, пожилые, инвалиды, безработные, переселенцы, лица, освобожденные из мест лишения свободы, лица, злоупотребляющие алкоголем, наркоманы, лица без постоянного места жительства, а также лица, имеющие последствия болезней, травм, врожденных дефектов, ограничивающих жизнедеятельность и приводящих к социальной недостаточности.

В настоящее время подготовка специалистов по социальной работе осуществляется: в БГУ в институте управления и социальных технологий, в БГПУ им.М.Танка, в Белорусском университете культуры, Минском филиале Московского социального университета. а также некоторых коммерческих ВУЗах. Каждое из них готовит специалистов по различным специализациям специальности «Социальная работа» (Г.08.02.00) по своим учебным планам и программам.

Отличительной особенностью подготовки специалистов по социальной работе в институте управления и социальных технологий БГУ, начатой в 1999 году, является модель специалиста, ориентированного на организацию и повышение качества социально-психологической, медико-социальной и реабилитационной помощи различным категориям населения в учреждениях государственного и общественного сектор, а также на основе самостоятельного бизнеса в сфере социальных услуг. Подготовка специалистов базируется на комплексе учебных дисциплин, определяющих интегрированность и универсальность данной профессии.

Учебный план специальности построен по блочно-модульному принципу. Основу составляют блоки специальных дисциплин: психологических, медицинских, социальной работы (см. рис. ).

Интеграция блоков специальных дисциплин с рядом правовых, экономических, педагогических дисциплин и менеджмента в социальной сфере, наряду с блоком гуманитарных дисциплин обеспечивает высокий уровень и качество университетской подготовки и позволяет выпускникам БГУ быть конкурентоспособными на рынке труда специалистов с высшим образованием.

Психологические знания, закладываемые блоком психологических дисциплин, занимают особое и важное место в подготовке специалистов по социальной работа, специализирующихся по организации социально-психологической помощи населению. Этот блок включает такие психологические курсы как: Общая психология, Социальная психология, Психология труда, Педагогическая психология. Психология управления, Психология развития и другие.

Базовой психологической дисциплиной для всех последующих психологических курсов этого блока является курс «Общая психология». От эффективности преподавания и содержания программы по этой дисциплине зависит успешность дальнейшего усвоения психологических знаний по отдельным отраслям психологии.

Целью курса «Общая психология» является овладение студентами психологических знаний о внутреннем психическом мире человека, фактах и явлениях психической жизни, механизмах и закономерностях психики человека и формирование психологических особенностей его личности как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социального развития общества.

Рис. Структура блочно–модульного принципа подготовки социального работника.

Для реализации этой цели разработана авторская программа курса «Общая психология» для студентов дневной и заочной форм обучения специальности «Социальная работа», специализация «Организация социально-психологической помощи населению», обучающихся на 1 курсе института управления и социальных технологий БГУ. В соответствии с новым образовательным стандартом по образованию, дисциплина «Общая психология» входит в раздел «Психология» и изучается на первом курсе в 1 и 2 семестрах. Используются различные виды занятий: лекции, семинарские, практические и индивидуальные в виде самостоятельной работы. Общий объем курса «Общая психология» составляет – 112 часов.

Содержание курса композиционно организовано на основе системного, комплексного подхода в следующие разделы: психология в социальной работе, профессиональная психологическая компетентность социального работника и практическая деятельность психолога, методологические основы психологии, Психология познавательных процессов, психологические свойства личности и психология деятельности. Отличительной особенностью является наличие разделов – психология в социальной работе и профессиональная психологическая компетентность и практическая деятельность психолога. Структура курса «Общая психология» для студентов БГУ по специальности «Соц-ная работа» приведена на рис.

Введение этих разделов, наряду с традиционными для общей психологии содержанием позволяет создать более раннее «погружение» студентов в будущую специальность с видением ее практического психологического содержания в сочетании с теоретическими психологическими вопросами. В курсе также достаточно подробно рассматриваются методологические основы психологии, связанные с объектом и предметом психологии, генезисом психологического знания, основные западные и отечественные направления в психологии. Все это изучается в сочетании с традиционными знаниями по психологии познавательных процессов, психологии личности, психологии деятельности.

Рис. Структура курса «Общая психология»

Основной задачей семинарских занятий, проводимых по наиболее проблемным и информационно емким темам является как проверка знаний студентов, так и углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе индивидуальных занятий. Студенты также приобретают навыки устного изложения материала, овладевают устной профессиональной лексикой и ведением дискуссии по психологическим вопросам, чему уделяется особое внимание.

Часть психологических тем рассматривается в рамках практических занятий. Практические занятия проводятся для закрепления теоретических знаний и приобретения навыков и умений по обработке и анализу психологической информации. Практические занятия основаны на использовании некоторых психологических методов изучения познавательных процессов, психологии личности, возможностей и способностей человека и проводятся с применением тестирования. Используемые тесты имеют сравнительно простую и оперативно выполняемую процедуру, а также систему обработки получаемых результатов. Студент должен ознакомится с содержание задания, внимательно изучить порядок его выполнения и инструкцию. При ответах на вопросы советуем долго не задумываться, поскольку в тестах нет правильных или неправильных ответов, а они отражают диагностируемые психологические показатели. Ключи кодов тестов-опросников дает преподаватель. После выполнения задания, преподавателем проводится интерпретация полученных результатов с обсуждением студентами.

Для более углубленного и мотивированного изучения студентами курса «Общая психология» студенты выполняют контролируемую преподавателем самостоятельную работу (КСР).

В КСР студенты совершенствуют знания психологии и свои умения анализировать и самостоятельно работать с психологической литературой, развивают свою психологическую культуру и профессионально грамотную письменную и устную речь. По выполненным на практических занятиях заданий студенты подготавливают письменный отчет с психологической характеристикой, соответствующими выводами и рекомендациями по своему психологическому развитию. Письменный отчет защищается студентом.

Таким образом, обладание студентами как будущими социальными работниками системы психологических знаний позволяет обеспечить комплексную подготовку специалистов по специальности «Социальная работа», специализации «Социо-медико-психологичес- кая деятельность».

11