Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СКАЗКОТЕРАПИИ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Тревожность и ее проявления у детей дошкольного возраста
1.2. Принципы и методы коррекции тревожности у детей дошкольного возраста
1.3. Использование сказкотерапии в процессе коррекции тревожности у дошкольников
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Организация экспериментального исследования и характеристика психодиагностических методик
2.2. Методика проведения формирующего эксперимента
2.3. Анализ эффективности использования сказкотерапии в процессе коррекции тревожности дошкольников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Введение
В последние годы, как свидетельствуют специальные эксперимен тальные исследования, наиболее распространенными явлениями у детей, являются тревожность и страхи (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие).
Проблема тревожности у детей старшего дошкольного возраста актуальна в настоящее время. И будучи ещё в детском саду, дети должны пройти все тесты тревожности и преодолеть барьер страха в своём сознании.
Решение этой проблемы требует, как можно более раннего определения причин возникновения и особенностей проявления тревожности у детей с целью ее своевременной дальнейшей коррекции и профилактики. Вопрос тревожного поведения ребёнка стал едва ли не самым популярным направлением исследовательской деятельности психологов и педагогов во всём мире.
В ходе анализа психолого-педагогической литературы не были обличены теоретически обоснованные вероятности сказки в коррекции тревожности детей дошкольного возраста, а также недостаточно полно проявлены педагогические условия действенного применения сказки как средства коррекции тревожного поведения детей дошкольного возраста.
Противоречие: между необходимостью коррекции тревожного поведения детей дошкольного возраста и нераскрытыми условиями эффективного использования сказки для решения этой проблемы.
Развитие коммуникативных навыков детей раннего и дошкольного возраста
... методический инструментарий позволяет определять возрастную динамику развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста, а также осуществлять направленные психолого-педагогические воздействия в зависимости ... настроения человека и музыки, природы; -сформировать представление о разных способах поведения по отношению к старшим (помочь, попросить прощение); -научить не уходить ...
Проблема исcледования: при каких условиях использование сказки будет эффективным средством коррекции поведения детей дошкольного возраста.
Цель исcледования: исследование сказкотерапии как метода коррекции тревожного состояния детей дошкольного возраста.
Объектом исследования стали особенности тревожных проявлений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – коррекционные возможности метода сказкотерапии в работе с тревожным состоянием детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования:
В качестве гипотезы было выдвинуто следующее предположение: разработанная авторами коррекционная программа на основе сказкотерапии позволит значительно снизить уровень тревожности у детей коррекционной группы.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме тревожных состояний
2. Раскрыть сущность понятия «тревожность»;
3. Выявить уровень проявления тревожности у детей старшего дошкольного возраста
4. Разработать комплекс занятий, с использованием сказки для коррекции тревожного состояния детей дошкольного возраста и обследовать его эффективность в условиях эксперимента.
5.Проведение контрольного эксперимента, включающего процедуру повторного тестирования испытуемых. Математико-статистическая обработка данных. Анализ эффективности разработанной авторами программы.
Методы исследования
1. Анализ справочной психолого-педагогической литературы;
2. Проведение исследования, с помощью:
— диагностики тревожных проявлений у детей дошкольного возраста (методика Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки):
— метода наблюдения,
— проведение беседы с родителями.
3. Коррекционная работа путем проведения разработанной программы
«Поиграем в сказку».
4. Количественная и качественная обработка результатов;
5. Сравнительный анализ полученных данных.
Теоретико-методологической базой исследования явились учения В.Н. Мясищева о развитии личности через деятельность и общение с другими людьми, Т.Д. Зинкевич – Евстигнеевой о роли методов сказкотерапии в развитии личности ребенка.
Теоретическая значимость данной работы состоит в характеристике сущности понятия «тревожность», выявлении особенностей проявления тревожности у дошкольников и её причинах, разработке условий эффективного использования сказки как средства коррекции тревожного поведения.
Практическая значимость данной работы состоит в разработке комплекса занятий с использованием сказки, составлении рекомендаций по созданию условий её эффективного применения для коррекции тревожного поведения детей дошкольного возраста.
Эмпирическая база исследования: МАДОУ « Детский сад № 34» г. Стерлитамака. В исследовании участвовало 22 ребёнка подготовительной группы.
Структура и объем работы – курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы, приложения.
Психологическое изучение страхов у детей дошкольного возраста
... детей дошкольного возраста очень актуальна в настоящее время. И будучи ещё в детском саду, дети должны пройти все тесты тревожности и преодолеть барьер страха в своём сознании. Актуальность исследования ... эмоциональных состояний детей дошкольного возраста является страх. Понятие страха разрабатывалось многими исследователями и имеет разные трактовки. В современном словаре по психологии под редакцией ...
В первой главе дается теоретическое обоснование феномена тревожности, рассматривается исследование проблемы тревожности в отечественной и зарубежной психологии, а также проблемы дошкольной тревожности. Вторая глава посвящена рассмотрению вопросов по проявлению тревожности в дошкольном возрасте и значении сказки для преодоления эмоциональных трудностей дошкольников ……
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова, Г.С. Практическая психология/ Г.С. Абрамова. – М.:Аспект пресс, 2011. – 338 с.
2. Абрамова, П.С. Возрастная психология: Учебное пособие дл студ. Вузов/ П.С. Абрамова. – 3-е изд., испр., — М.: «Академия», 1998.- 672с.
3. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания/ Б.Г. Ананьев //Избранные психологические труды.- М.: Педагогика, 1980.-202с.
4. Артёмова, Т.А. Психологические и психофизиологические особенности высокотревожных детей дошкольного возраста/ Т.А. Артёмова, А.В. Ковалева// Школа здоровья.-1998.-№3-4.
5. Батаршев, А.В. Темперамент и характер: Психологическая диагностика/ А.В. Батаршев.-М.: Изд-во Владос.-Пресс, 2001.-336с.
6. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики/ А.С. Белкин. – М.: изд-во АПН РФ, 2009. – 366 с.
7. Божович, Л.И. Избранные психологические труды/ Под ред. Д.И. Фельдштейна. М. Инфра-М, 2008. – 712 с.
8. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве/ Г.М. Бреслав. — М., 1990.- 256с.
9. Вачков, И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку/ И.В. Вачков.- М.: Ось-89, 2001.-144с.
10. Выготский, Л.С. Педагогическая психология/ Л.С. Выготский. – М.: Инфра – 2010. – 710 с.
11. Галигузова, Л.Н. Психологический феномен детской тревожности/ Л.Н. Галигузова //Вопросы психологии.-2000.-№5, с.28-38.
12. Групповая психотерапия/ Под ред. Б.Д. Карвасарского.-М., 1992.-410с.
13. Дубровина, И.В. О связи психологических исследований с педагогической практикой/ И.В. Дубровина.- М., 1984.-140с.
14. Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология/ И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин — М., 2003. – 368 с.
15. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция/ В.П. Кащенко. — М., 1994.-294с.
16. Кондрашенко, В.П. Общая психотерапия/ В.П. Кондрашенко, Д.И. Донской. -М.: Наука и техника, 1993.-478с
17. Любинская, А.А. Детская психология: Учебное пособие/ А.А. Любинская. — М.: Просвещение, 1971. – 304 с.
18. Лютова, Е. К.Тренинг эффективного взаимодействия с детьми/ Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. — СПб.: ООО издательство «Речь», 2001. – 190 с.
19. Минаева, В.М. Эмоциональная сфера дошкольника. Методические вопросы изучения и развития/ В.М. Минаева. – М.: РИЦ АО «УНИИРЭС», 2000. – 64 с.
20. Немов, Р.С. Психология. В 3-х кн.: учебник. Кн.2: Психология образования/ Р.С. Немов. — М.: ВЛАДОС, 2007. — 606с.
21. Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога/ Р.В. Овчарова. – М.: Просвещение, 1993. – 256с.
22. Овчарова, Р. В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников/ Р.В. Овчарова. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 448 с.
Калюжный А.С. — Психология личности военнослужащего. Учебное ...
... в настоящее время в отечественной и зарубежной психологии нет единого подхода к пониманию личности. Вот почему в учебном пособии изложен материал на основе взглядов большинства ... военнослужащего, особенности индивидуальных различий и их проявление во всех сферах военнопрофессиональной деятельности. По определению отечественной психологии и педагогики каждый человек, не имеющий дефектов психической ...
23. Овчарова, Р. В. Практическая психология в начальной школе/ Р.В. Овчарова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 240 с.
24. Осипова, А. А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов/ А.А. Осипова. – М.: ГЦ «Сфера», 2000. – 512 с.
25. Панфилова, М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов, родителей/ М.А. Панфилова. – М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2000. – 160 с.
26. Подласый, И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике: Учебное пособие для студ. сред. учеб. Заведений/ И.П. Подласый. – М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 352 с.
27. Практическая психология образования/ Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: изд-во АПН РФ, 2009. – 488 с.
28. Салагаева, Л.М. Чудесные скорлупки. Ручной труд для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Методическое пособие для учителей, воспитателей, руководителей кружков ДОУ/ Л.М. Салагаева. – СПб.: «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2004. – 96 с.
29. Урунтаева, Г.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений/ Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 304 с.
30. Федосов, А.А. Практическая психология. — М.: Внешсигма; М.: АСТ, 2010. — 267с.
31. Широкова, Г.А. Справочник дошкольного психолога/ Г.А. Широкова.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 384 с.